Здоровье школьника
классный час по теме

Семенченко Светлана Викторовна

Тема для родительского собрания о здоровом образе жизни школьников и правильном питании.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zdorove.docx16.95 КБ

Предварительный просмотр:

Здоровье – не все,

Но  все без здоровья – ничто.   Сократ

В соответствии с законом РФ « Об образовании» здоровье шк- ков отнесено к приоритетным направлениям государственной политики в области образования.

В наши дни развитие школы идет по пути увеличения физических и психических нагрузок на ребенка с каждым последующим классом.

По данным НИИ педиатрии:

  1. 14% детей практически здоровы
  2. 50% детей имеют отклонения в развитии опорно-двигательного аппарата
  3. 35-40% детей страдают хроническими заболеваниями.

Таким образом, появилась острая необходимость решения данной проблемы в масштабе страны, региона, города и отдельно взятой школы.

Сегодня я хотела бы поговорить с вами не только о физическом здоровье детей, а главное , об их психическом здоровье. Под этим понятием подразумевается общее состояние и функционирование здоровой психики, что проявляется в качестве протекания внимания, мышления, памяти школьников. Психика детей формируется и функционирует в предметной деятельности и социальном общении. Для школьника ведущей деятельностью является – обучение.  С одной стороны_ особенности психики сказываются на успеваемости и поведении школьников, а с другой стороны – школа и семья являются центральными звеньями социальной среды, непосредственно влияющих на психику ребенка.

Прежде всего нужно говорить о влиянии семьи, которое проявляется главным образом в воспитательных воздействиях. Из них наиболее неблагоприятными считаются – гиперопека, повышенный контроль, невнимание и игнорирование нужд ребенка, возвеличивание, воспитание по типу « маленький неудачник», « золушка», « кумир семьи».

Что же касается школы?

  1. Существенным моментом обучения является оценка знаний, отметка, которая может отражаться на психическом здоровье ребенка. В нашем классе очень многие дети имеют страх перед отметкой, быть не соответственным ей, ответить  на вопрос учителя. Многие дети ставят перед собой цель – получить хорошую отметку любой ценой, не зависимо от реальных результатов. Такое отношение – это прежде всего следствие неправильной позиции родителей. От ребенка ждут хороших отметок, обещают за них подарки, интересные мероприятия( поездки, посещение друзей, развлечения). За плохие же  отметки ругают, отчитывают, в некоторых семьях доходит до физического наказания. Это искажает отношение ребенка к обучению, толкает на ложь и обман ( потеря дневника, подлог, укрывательство).конечно , плохие отметки являются признаком плохой успеваемости, но при этом поводом для беспокойства должны быть ошибки, недочеты знаний и умений. Необходимо обращать внимание даже на его незначительные успехи и конечно хвалить за них, поощрять.
  2. Так же хочется отметить, еще одно негативное последствие – это « уход в болезнь». Болезнь становится выгодной для ребенка, способствует избеганию нежелательных нагрузок и требований. Закрепившись в роли больного, ребенок ограничивает свои возможности и свой жизненный опыт.
  3. Ребенку важно ощущать эмоциональную обстановку в семье и школе, заинтересованность его школьными делами. При этом позиция родителей должна быть понимающей и принимающей. Не рекомендуется постоянно проводить сравнение с другими детьми не в его пользу; установлению доверительного контакта способствуют разговоры по душам, обмен секретами, умение выслушать без насмешки, упреков, бурных негативных реакций, что он хочет рассказать; полезно вспомнить свой детский опыт.
  4. Очень хорошо, если у ребенка появятся свои обязанности в семье: мытье посуды, уборка своей комнаты, помощь взрослым по уходу за младшими детьми).

Физическое воспитание

С одной стороны, организм ребенка характеризуется большей пластичностью, а с другой – незащищенностью. Вот почему выполнение гигиенических требований в семье – залог не только успешного обучения, но и  правильного формирования организма, сохранение здоровья.  Надо понять главное – без соблюдения основных режимных моментов – разумного чередования умственных и физических нагрузок с отдыхом, рационального питания и полноценного сна – невозможно учение без ущерба для здоровья и развития ребенка. Ответьте себе на вопрос – есть ли у вашего ребенка режим дня? Знает ли он когда ему нужно сделать уроки, поужинать, лечь спать? Всегда ли он пунктуален, не опаздывает, все делает во время? Как быть в этом случаи?

См. « Растим здоровых, умных и добрых» стр. 70

Наши дети ведут малоподвижный образ жизни –  а это прямая причина неполноценного физического и духовного развития детей.  Дети, конечно, ходят на прогулку( если позволяет погода), нам кажется, что они постоянно находятся в движении, но с приходом в школу, двигательный режим сокращается на половину. До 84%  дневного времени ребенок находится в статическом положении, а организованные формы физического воспитания в школе покрывают не более 11 % потребности в двигательной активности. Ослабевает двигательная активность и зимой ( на одну треть) , это сопровождается снижением физиологических функций и обмена веществ. Этим объясняется затруднение восприятия учебного материала и снижение работоспособности, которые отмечаются в 3 четверти.

А в классе только 15 детей посещают спортивные секции,  и кружки, находятся в движении, а ( 10 не ходят никуда).

Посмотрите таблицу на которой отражен примерный объем двигательной активности обучающихся

И в заключении по теме хотелось бы добавить, режим дня, который выбран родителями для ребенка, должен быть разумно согласован с аналогичными элементами режима взрослых в семье и выполняться ими без скидок на занятость и нехватку времени. А уж положительный пример взрослых – это половина успеха.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

программы воспитания культуры здоровья школьников «Путь к здоровью» в деятельности классного руководителя

1.   Формирование нравственного здоровья школьников.2.   Формирование психического здоровья  школьников.3.   Формирование физического здоровья школьников.4....

РОЛЬ УЧИТЕЛЯ В УКРЕПЛЕНИИ ЗДОРОВЬЯ ШКОЛЬНИКОВ, ФОРМИРОВАНИИ У ОБУЧАЮЩИХСЯ НАВЫКОВ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ.

Здоровьесберегающие технологии на уроках и внеурочной деятельности учителя....

Обобщение опыта работы классного руководителя по теме "Сохранение и укрепление здоровья школьников, воспитание у них потребности в здоровом образе жизни"

Муниципальный этап Педагогического марафона классных руководителей «Учительство Подмосковья-воспитанию будущего поколения России"Описание опыта работы классного руководителя 6  класса...

Уроки здоровья как средство формирования культуры здоровья школьников

Уроки здоровья как средство формирования культуры здоровья школьников...

Здоровое питание-здоровые школьники

Данный материал можно использовать на  родительских  собраниям и классных часах по теме "Здоровое питание"....

Буклет "Здоровье школьника - дело самого школьника"

Информационный буклет для родителей....