Грани сотрудничества: семья и школа
статья по теме

Емельяненко Ольга Николаевна

В условиях, когда большинство семей озабочено решением проблем экономического, а порой физического выживания, усилилась тенденция самоустранения многих родителей от решения вопросов воспитания и личностного развития ребёнка. Родители, не владея в достаточной мере знанием возрастных и индивидуальных особенностей развития ребёнка, порой осуществляют воспитание вслепую, интуитивно. Всё это, как правило, не приносит позитивных результатов.

В статье 18 Закона РФ «Об образовании» говорится: «Родители  являются первыми педагогами.  Они обязаны заложить первые основы физического, нравственного и интеллектуального развития личности ребенка в раннем возрасте».

Семья и школа – два общественных института, которые стоят у истоков  будущего нашего общества, но зачастую не всегда им хватает взаимопонимания, такта, терпения, чтобы услышать и понять друг друга.

Непонимание между семьёй и школой всей тяжестью ложится на ребенка. Не секрет, что многие родители  считают, что школа  – место, а  педагоги  -  люди,  где  и на  которых  можно  переложить  полностью  всё  воспитание, пока родители на работе. И мы, педагоги, очень часто испытываем большие трудности в общении с родителями по этой причине.

Как изменить такое положение? Как заинтересовать родителей в совместной работе? Как сделать родителей участниками воспитательного процесса?

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл emelyanenko_-_semya_i_shkola-grani_sotrudnichestva.docx60.74 КБ

Предварительный просмотр:

МБОУ «Средняя  общеобразовательная  школа п. Ола»

Педагогическая  мастерская:

« Образовательные  потребности  современной  семьи:

проблемы  и  перспективы».

Тема  выступления:

« Семья  и  школа:

грани  сотрудничества»

Подготовила: О.Н. Емельяненко

учитель  математики высшей

  квалификационной  категории

2012 год.

« СЕМЬЯ  И  ШКОЛА:  ГРАНИ  СОТРУДНИЧЕСТВА»

«Оттого, как прошло детство, кто вёл ребенка за руку,

                                              что вошло в его разум и сердце из окружающего мира -

           от этого в решающей степени зависит, каким

         человеком станет сегодняшний малыш».

В.А.Сухомлинский

В условиях, когда большинство семей озабочено решением проблем экономического, а порой физического выживания, усилилась тенденция самоустранения многих родителей от решения вопросов воспитания и личностного развития ребёнка. Родители, не владея в достаточной мере знанием возрастных и индивидуальных особенностей развития ребёнка, порой осуществляют воспитание вслепую, интуитивно. Всё это, как правило, не приносит позитивных результатов.

В статье 18 Закона РФ «Об образовании» говорится: «Родители  являются первыми педагогами.  Они обязаны заложить первые основы физического, нравственного и интеллектуального развития личности ребенка в раннем возрасте».

Семья и школа – два общественных института, которые стоят у истоков  будущего нашего общества, но зачастую не всегда им хватает взаимопонимания, такта, терпения, чтобы услышать и понять друг друга.

Непонимание между семьёй и школой всей тяжестью ложится на ребенка. Не секрет, что многие родители  считают, что школа  – место, а  педагоги  -  люди,  где  и на  которых  можно  переложить  полностью  всё  воспитание, пока родители на работе. И мы, педагоги, очень часто испытываем большие трудности в общении с родителями по этой причине.

Как изменить такое положение? Как заинтересовать родителей в совместной работе? Как сделать родителей участниками воспитательного процесса?         Поэтому,   с  2011  года  я  начала работать над проблемой взаимодействия   семьи и классного  коллектива.  Определила  для  себя

Работу  по  вовлечению родителей в совместную деятельность стала  вести по четырем направлениям.

  1. Информационно – аналитическое. С целью изучения семьи, выяснения образовательных потребностей родителей, установления контакта с её членами, для

- 1 -

согласования воспитательных воздействий на ребенка я начала работу с анкетирования «Сотрудничество школы  и семьи». На основе собранных данных я проанализировала особенности структуры родственных связей каждого ребенка, специфику семьи и семейного воспитания школьника, выработала тактику своего общения с каждым родителем. Это помогло мне лучше ориентироваться в образовательных  потребностях каждой семьи, учесть ее индивидуальные особенности.

Я разработала для себя критерий, который назвала «включенностью» родителей в образовательный процесс. Сначала этот критерий отражал количественные показатели присутствия родителей на групповых мероприятиях: посещение родительских собраний и консультаций; присутствие родителей на классных праздниках, участие родителей в подготовке и проведении экскурсий, тематических занятий; участие в выставках; помощь родителей в оснащении педагогического процесса.

Позднее я выделила для себя качественные показатели: инициативность, ответственность, отношение родителей к продуктам совместной деятельности детей и взрослых. Такой анализ позволил выделить три группы родителей:

  1. Родители – лидеры, которые умеют и с удовольствием участвуют в

воспитательно-образовательном  процессе, видят ценность любой работы

детского учреждения.

  1. Родители – исполнители, которые принимают участие при условии значимой мотивации.
  2. Родители – критические наблюдатели.

Изменение восприятия родителей, как участников образовательного процесса привело к изменению понимания типов семей:

  1. активные участники педагогического процесса, заинтересованные в успешности своих детей, заинтересованные, но желающие решить проблемы с помощью специалистов;
  2. равнодушные, живущие по принципу «меня воспитывали так же».

У меня появилась возможность дифференцированного подхода к родителям во время проведения совместных мероприятий.

  1. Познавательное направление – это обогащение родителей знаниями в вопросах воспитания детей школьного возраста. Совместная работа специалистов (логопед, педагог-психолог, учителя  по физической культуре, старшая медицинская сестра) по реализации образовательной программы обеспечивает педагогическое сопровождение семьи на всех этапах школьного детства, делает родителей действительно равноответственными участниками образовательного процесса.

 Исходя из цели всей  школы, я сформулировала свои цели так:

  1. создание условий для благоприятного климата взаимодействия с родителями;
  2. установление доверительных и партнерских отношений с родителями;
  3. вовлечение семьи в единое образовательное пространство.

Для скоординированной работы школы и родителей я поставила  перед собой необходимость решить следующие задачи:

  1. активизировать и обогащать воспитательные умения родителей;
  2. работать в тесном контакте с семьями своих воспитанников.

С этой целью я использовала активные формы и методы работы с родителями:

посещение семей своих  школьников на дому;  общие и групповые родительские

- 2 -

собрания,  консультации;  коллективные дела с участием родителей; совместные экскурсии;  работа с родительским комитетом группы;  беседы с детьми и родителями; тренинги;  семинар-практикум.

В результате повысился уровень воспитательно-образовательных  потребностей родителей, что способствовало развитию их творческой инициативы.

Зная, как важна атмосфера дружеских взаимоотношений между педагогом и родителями, первое родительское собрание «Будем знакомы» я провела в нетрадиционной форме. Очень тщательно к нему готовилась, ведь успех собрания во многом обеспечивается его подготовкой. Эпиграфом  стали  слова, дающие  установку  на всю дальнейшую  совместную  работу:

Родители у нас – народ прекрасный,

Смысл воспитания для них предельно ясен.

Ведь только творчество и труд,

Нам личность в будущем дадут.

Спасибо вам за труд большой,

За все, что сделано с душой!

  1. Наглядно – информационное направление  включает в себя  создание  буклетов, памяток, презентаций:  «По совету всему свету»,  «Наша жизнь день за днем», «Воспитание со всех сторон», «Из жизни класса», «Мы  и  труд»,  «Папа, мама, я – дружная семья»
  2. Досуговое направление в работе с родителями оказалось самым привлекательным, востребованным, полезным, но и самым трудным в организации. Это объясняется тем, что любое совместное мероприятие позволяет родителям увидеть изнутри проблемы своего ребенка, трудности во взаимоотношениях; апробировать разные подходы; посмотреть, как это делают другие, то есть приобрести опыт взаимодействия не только со своим ребенком, но и с родительской общественностью в целом. В классе проведены: праздники «Весенний  огонёк  к  8  марта»,  «День рождения», «Лучшая спортивная семья»,«Новогодний  карнавал».  Сценарии праздников и развлечений разрабатывала совместно с родителями. Проводимая работа позволяет повысить психолого-педагогическую компетентность родителей  в вопросах детско-родительских отношений.   Неизменно  праздники заканчивались словами:

Берегите друг друга! Берегите друг друга,

Добротой согревайте! Суету позабудьте,

Берегите друг друга, и в минуту досуга,

Обижать не давайте. Рядом вместе побудьте!

Хотелось бы сказать об одном важном  моменте в системе работы с родителями. Каждый человек, сделав какую-нибудь работу, нуждается в оценке своего труда. В этом нуждаются и наши родители. «Похвала полезна хотя бы потому, что укрепляет нас в доброжелательных измерениях», – писал Ф. Ларошфуко. Я думаю, что это актуально всегда и везде. Я всегда делаю это при любом удобном случае,  и родители платят мне тем же.

        Доверительные отношения устанавливались постепенно в совместной деятельности родителей с классным  руководителем,  а  значит  и  со  школой. Воспитание и развитие ребенка невозможны без участия родителей. Чтобы  они

- 3 -

стали помощниками педагога, творчески развивались вместе с детьми, необходимо

убедить их в том, что они способны на это, что нет увлекательнее и благороднее дела, чем учиться понимать своего ребенка, а поняв его, помогать во всем, быть терпеливыми и деликатными и тогда все получится.

На сегодняшний день можно сказать, что у меня сложилась определенная система в работе с родителями. Использование разнообразных форм работы дало определенные результаты: родители из «зрителей» и «наблюдателей» стали активными участниками встреч и помощниками воспитателя, создана атмосфера взаимоуважения.

Опыт работы показал: позиция родителей, как воспитателей стала более гибкой. Теперь они ощущают себя более компетентными в воспитании детей. Анализ совместных мероприятий и анкетирование родителей показывает: 35% родителей регулярно участвуют в планировании образовательного процесса, 95% семей принимают активное участие в организации образовательной деятельности, до 70%- в оценке результатов.

Родители стали проявлять искренний интерес к жизни класса, школы  в  целом. Научились выражать восхищение результатами и продуктами детской деятельности, эмоционально поддерживать своего ребенка. 98 % родителей посещают родительские собрания, активно участвуют в праздниках и развлечениях, проектной деятельности. По результатам повторной диагностики в группе нет родителей-наблюдателей; на 30% увеличилось число родителей-лидеров; до 67% выросло количество родителей-исполнителей.

Семья и школа – два воспитательных   и  образовательных феномена, каждый из которых по-своему дает ребенку социальный опыт, но только в сочетании друг с другом они создают оптимальные условия для вхождения подрастающего  гражданина  в большой мир. Для меня это стало возможным только благодаря объединению сил и сотрудничеству. Постепенно уходят непонимание, недоверие родителей. Взаимодействие родителей и школы редко возникает сразу. Это длительный процесс, долгий и кропотливый труд, требующий терпеливого, неуклонного следования выбранной цели. Я не останавливаюсь на достигнутом, продолжаю искать новые пути сотрудничества с родителями. Ведь у нас одна цель – воспитывать будущих созидателей жизни.

Литература

1.   Цукерман  Г.А. Поможем  учиться  успешно.  Семья  и  школ. 1986. №1

2.  Директору школы о сотрудничестве с родителями. – М.,Изд.: «Сентябрь», 2001.

3.  Использованы материалы статьи: Хоменко, И. Школа и родители: этапы развития  

     социального партнерства. –  Директор школы. – 2007. –  № 4 – С.83-88.

4. Рацакевич Е.С.   Влияние  семьи  на  формирование  интереса  и  способностей    

   детей.  Минск,  1986.

- 4 -


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Некоторые особенности сотрудничества семьи и школы.

Работа посвящена анализу взаимоотношений родителей, педагогов и обучающихся в рамках современного образовательного процесса....

Сотрудничество семьи и школы – важное условие успешности ученика

“Без семьи мы – я имею в виду школу – были бы бессильны”Чтобы узнать ребенка, надо хорошо знать его семью”В.А.Сухомлинский        Я часто размышляю о связи школы и с...

Сотрудничество семьи и школы в воспитании детей

Презентация к родительскому собранию...

Проблемы сотрудничества семьи и школы

Практикум, который можно организовать на педагогическом совете или заседании методического объединения классных руководителей с целью обсуждения проблемы сотрудничества семьи и школы....

Выступление на тему "Сотрудничество семьи и школы"

Данное выступление раскрывает сущность работы школы с семьей....

Роль социального педагога в организации сотрудничества семьи и школы.

1.Деятельность социального педагога по работе с семьей. 2.Стили семейного воспитания. 3.Условия воспитания ребенка в семье. 4.Правила для родителей. 5.Воспитание младшего школьника в семье. 6.Про...

Выступление на педагогическом совете "Сотрудничество семьи и школы".

Представление о счастье каждый человек связывает с семьей. Не зря говорят: «Счастлив тот, кто счастлив в семье ». Семья- это опора, крепость, нач...