Классный час "О человеке надо говорить!"
методическая разработка (8 класс) по теме

Незванова Надежда Ивановна

На примере жизненных историй дети рассуждают на извечную тему: есть ли герои у нашего времени? В конце беседы на этапе рефлексии сажают символическую аллею героев. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл o_cheloveke_nado_govorit.rar2.73 МБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное образовательное учреждение

Озерская средняя общеобразовательная школа

Классный час

 «О человеке надо говорить!»

и «Есть ли герои у нашего времени?»

                                                                        Подготовила и провела

                                                                        классный руководитель 8 класса

                                                                        Незванова Н.И.

2010/2011 учебный год

Эпиграф:                                                                                                                                                                                                                                                                Все хорошее в природе от солнца - а все лучшее от   человека

                                                                                                      М.М.Пришвин.

Цели:

- дать представление о понятиях «герой», «подвиг», раскрыть образ героя на примерах из истории, литературы, фольклора и современной жизни;

- развивать умение составлять портрет героя, отбирать качества характера, свойственные данному понятию, анализировать услышанное и увиденное, составлять и высказывать собственное мнение;

- воспитывать чувство патриотизма, а также чувство гордости и уважения к народу.

План мероприятия

1. Организационный момент;

2. Подготовка к восприятию темы: слово учителя;

3. Восприятие темы:

- работа с понятием;

- составление портрета героя;

- герои всех времен (развитие понятия «герой»)

• богатыри земли русской;

• героизм во время Великой Отечественной войны;

• героизм в наши дни;

4. Итоги мероприятия

Ход мероприятия

1.Организационный момент

Учитель: Добрый день. Я очень рада встрече с вами. Всё доброе и прекрасное находится в душе человека, то есть внутри нас. Обратите внимание на тему нашего классного часа. Как вы думаете, когда о человеке говорят? Ситуации бывают разные. А когда о человеке надо говорить? Сегодня мы с вами задумаемся и постараемся ответить на вопрос: Герой. Кто он? А также составим портрет героя, определим качества, необходимые для совершения подвига, и на примерах проследим, как рассматривается данный образ в литературе, истории, фольклоре.

2. Подготовка к восприятию темы:

Учитель. Понятия «долг», «честь», «патриотизм» неразрывно связаны с понятиями «подвиг» и «герой». Во все времена люди вкладывали в эти слова все самое положительное и ценное. Поступки человека не проходят бесследно, все оценивается с позиции пользы для своего Отечества и народа. Добро, трудолюбие, человеколюбие и любовь к Родине было ценно во все времена. Зло не может совершить добрые дела. Но кто он этот герой? В какой стране рождаются и живут эти люди? Может, нужны особые условия, для того чтобы появились герои? Может, это люди особой профессии? На все эти вопросы мы и постараемся ответить сегодня.

3.Восприятие темы

Учитель: Для того чтобы понять, кто такой герой, необходимо посмотреть, как трактует данное понятие словарь С.И. Ожегова (слайд 1.)

Герой – 1. Выдающийся своей храбростью, доблестью, самоотверженностью человек, совершающий подвиги.

2. Главное действующее лицо литературного произведения.

3. Лицо, воплощающее в себе характерные черты эпохи, среды.

4. Лицо, привлекшее к себе внимание чем-нибудь или являющееся предметом восхищения, подражания.

Какое из перечисленных значений подходит к нашей теме?

(Первое значение близко к теме, так как мы исследуем человека, совершающего подвиг).

Как вы понимаете слово «подвиг»? ( Мнения учащихся)

А вот такое определение даётся в словаре

Подвиг – самоотверженный героический поступок.

Учитель: А теперь попробуем составить портрет героя

Портрет героя

- внешность;

- возраст;

- профессия;

- воспитание;

- место рождения;

- качества характера;

Обсуждение по вопросам: Каков внешне должен быть герой? Сколько лет должно быть человеку, который совершает подвиг? Герои – это люди особой профессии? Может, как-то особенно надо воспитывать героя? Герои живут в каком–то особом месте? ( Мнения учащихся)

Вывод: Конкретных характеристик, признаков и критериев для определения героя нет, им может быть любой человек. Но определенные качества характера необходимы для совершения подвига.

Работа по микрогруппам. На карточках запишите 10 качеств характера, которыми должен обладать герой.

Учитель: Данные качества позволяют выстоять в трудные моменты. По мнению Р. Эмерсона, «герой не храбрее обычного человека, но сохраняет храбрость на пять минут дольше»

Герои всех времен.

Учитель: С древних времен на Руси почитались люди, которые стояли за правое дело, жертвуя собой, защищали землю-матушку, трудились во славу Родины. В песнях, поэмах, легендах, былинах был воспет подвиг народа русского. Былинные герои Илья Муромец, Добрыня Никитич и Алеша Попович остаются примером мощи, силы и справедливости. (Картина Васнецова «Три богатыря»). В литературе очень ярко и образно передан героизм нашего народа.

Но истинной проверкой силы и мощи нашего народа стала Великая Отечественная война (видеоролик из фильма «Офицеры»)

Герои Чердаклинского района:

  1. Огуречников Николай Иванович  — Герой Советского Союза
  2. Мотков  Петр Иванович— Герой Советского Союза
  3. Поднавозный Степан Трофимович - Герой Советского Союза
  4. Вахрамеев Михаил Федорович - Герой Советского Союза
  5. Филиппов Василий Иванович - полный кавалер орденов Трудовой Славы
  6. Киямов Давли Киямович – полный кавалер орденов Трудовой Славы

Учитель: Горькая и героическая доля за многие века выпадала матерям нашей Родины. Вместе с мужьями и детьми они, не щадя жизни, боролись за дом и за землю родную с захватчиками, посягнувшими на нашу страну. Но особенно тяжкая ноша легла на материнские плечи в годы борьбы с немецко-фашистскими захватчиками. Всё вынесли и выдержали под грузом горя утрат солдатские матери.

Ученик: В Самарской области увековечены материнская доблесть замечательной русской женщины Прасковьи Еремеевны Володичкиной и ратный подвиг её погибших сыновей.

Когда началась война, все девять братьев Володичкиных один за другим ушли защищать своё Отечество. Уже в июне-июле 1941 года они воевали на разных участках фронта. Прасковье Еремеевне пришлось провожать их в одиночку, так как глава семьи Павел Васильевич к тому времени умер. А вот с младшеньким, Николаем, мать даже и не попрощалась. Прямо из части, расположенной в Забайкалье, где он проходил срочную службу, промчался сынок мимо родного села в воинском эшелоне. Успел лишь на ближайшей к Алексеевке железнодорожной станции с оказией передать коротенькую записку, свёрнутую в трубочку: «Мама, родная мама. Не тужи, не горюй. Не переживай. Едем на фронт. Разобьём фашистов и все вернёмся к тебе. Жди. Твой Колька».

Но так и не дождалась Прасковья Еремеевна своих сыновей. Ни одного. Пятеро из них – Николай, Андрей, Фёдор, Михаил, Александр – погибли в 1941-1943 годах. После пятой похоронки не выдержало сердце матери. Шестая – на Василия, который погиб в январе 1945 года, пришла уже в пустой дом, в который все израненные летом 45-го вернулись Пётр, Иван и Константин. Но и они один за другим стали уходить из жизни от многочисленных ран, полученных на фронте.

Учитель: 7 мая 1995 года на крутом алексеевском обрыве неподалёку от дома, расположенного на улице с символическим названием Красноармейская, встал величественный мемориал из гранита и бронзы. Девять бронзовых журавлей рвутся в небо с 11-метровой стелы. А перед ней стоит скульптура Прасковьи Еремеевны. Впереди 7-тонный гранитный монумент с именами всех сыновей и их матери и текстом: «Семье Володичкиных – благодарная Россия».

Приравняв материнский подвиг кубанской колхозницы Епистинии Фёдоровны Степановой к ратному, советское государство в 1977 году посмертно удостоило её боевой наградой – орденом Отечественной войны I степени.

...Епистинии Фёдоровне Степановой выпало на долю проводить на лихие дороги войны всех своих сыновей. Домой вернулся лишь один. Девять раз выходила она за калитку, держась за вещмешок сына.

Александр, Николай, Василий, Филипп, Фёдор, Иван, Илья, Павел и ещё младший Александр – все они, кроме старшего Александра, погибшего в гражданскую войну, и Фёдора, павшего в бою с японскими захватчиками на реке Халхин-Гол, были призваны на Великую Отечественную. С матерью осталась дочка Валя. А Николай, единственный, кто вернулся с фронта, умер после войны от последствий фронтовых ранений.

В 1943 году погиб Саша. Ему было двадцать. При форсировании Днепра у села Селище все бойцы его подразделения погибли. Тогда он, командир, один оставшийся в живых, зажав гранату в руке, вышел навстречу гитлеровцам... Посмертно Александр Степанов удостоен звания Героя Советского Союза.

На Курской дуге погиб Илья.

Под Днепропетровском сложил голову партизанский разведчик Василий Степанов.

На белорусской земле могила Ивана.

Пропал без вести (при защите рубежей у Брестской крепости) Павел Степанов.

 В фашистском концлагере Форелькруз замучен Филипп...

Мать не сразу получила похоронки. Не надевала траурного чёрного платка, верила, что живы дети, только не могут подать весточки. Но шли дни, месяцы, а они не отзывались. Мать ждала писем от сыновей, а получила извещения об их гибели. Глубокие раны сердцу наносила каждая такая весть...

На Кубани, в станице Днепровской, недавно открыт музей. Он носит имя братьев Степановых. В народе его называют ещё музеем русской матери. После войны собрала здесь мать всех своих сыновей. Вещи, которые в нём хранятся, трудно назвать музейным словом «экспонаты». Каждый предмет говорит о материнской любви и сыновней нежности. Здесь собрано всё, что берегла мать: скрипка Василия, тетрадка со стихами Ивана, горсть земли с могилы Саши... Обращения к матери полны сыновней любви и заботы: «Много думаю о вас, живу мысленно с вами, родная мама. Часто вспоминаю свой родной дом, свою семью».

У неё было на редкость любящее, сильное и мужественное сердце. Маршал Советского Союза Андрей Антонович Гречко и генерал армии Алексей Алексеевич Епишев в 1966 году обратились к Епистинии Фёдоровне Степановой – матери храбрых защитников Родины:

     «Девять сыновей вырастили и воспитали Вы, девять самых дорогих для Вас людей благословили на ратные подвиги во имя Советской Отчизны. Своими боевыми делами они приблизили день нашей Великой Победы над врагами, прославили свои имена.

     ...Вас, мать солдатскую, называют воины своей матерью. Вам шлют они сыновнее тепло своих сердец, перед Вами, простой русской женщиной, преклоняют колени».

В музее-подворье семьи Степановых находится приземистая хата под камышовой крышей. В выставочном зале «Славянское жилище» развёрнута экспозиция, рассказывающая о жизни и быте казачьих семей и о мужестве самопожертвования местных уроженцев, погибших в годы Великой Отечественной при защите Родины и в послевоенное время при выполнении воинского долга. Во дворе установлен памятный знак Епистинии Степановой, о которой написал в своём стихотворении известный кубанский поэт Кронид Обойщиков:

«...Материнский ваш подвиг бессмертен в веках,

Равен подвигу ваших сынов негасимых:

Девять жизней носили вы в добрых руках,

Десять жизней Степановых помнит Россия»

Столичный режиссёр Павел Русанов в 1966 году снял документальный фильм «Слово об одной русской матери», и эта картина на Московском международном кинофестивале получила серебряный приз, а на фестивале в Монте-Карло завоевала первый приз – «Золотую нимфу». Прообразом памятника, находящегося в сквере Тимашевска, стал кадр из этой документальной ленты: солдатская мать сидит на скамейке и ждёт своих сыновей. Тимашевск, который прославился на весь мир благодаря семье Степановых, называют в честь Епистинии Фёдоровны городом материнской славы.

     Героиня фильма «Слово об одной русской матери» Епистиния Фёдоровна Степанова – пожилая женщина в аккуратно повязанном белом платке – с экрана рассказывает зрителям историю своей трудной и светлой жизни. И невозможно без волнения-спазма и глубинного сердечного сострадания слушать этот тихий печальный сказ: «...Все сыны идут, а моих нет и нет...»

     К каждому, кто видел эту ленту-исповедь, обращены напутственно-добрые ободряющие слова Епистини Фёдоровны Степановой, которые звучат в самом конце документального фильма: «Как бы тяжело тебе ни было, ты вспомни обо мне, и все твои беды покажутся не такими страшными».

Давно уже нет многодетных матерей, живших в пору военного лихолетья. Но и спустя десятилетия мы помним об их материнском подвиге».

Учитель: Всем известен подвиг Ю.А. Гагарина – первого космонавта, о нем мы говорили на классных часах.

Ученик: Начальник службы пожаротушения Москвы полковник Евгений Чернышев погиб при тушении крупного пожара в бизнес-центре на севере Москвы. Он лично вывел из огня пять человек. Затем вернулся в здание и погиб при обрушении кровли.

Евгению Чернышеву было 47 лет. Всю свою жизнь он посвятил делу тушения пожаров и спасения людей. В 18 лет поступил в Ленинградское пожарно-техническое училище и начал путь от простого пожарного.

По долгу службы он участвовал в ликвидации крупных ЧС происходивших в столице. На его счету в должности руководителя службы пожаротушения более 250 крупных пожаров, десятки спасенных жизней.

В 2000 году он участвовал в тушении пожара на Останкинской башне. У Евгения Чернышева остались жена и сын.

Учитель:  Подвиги совершаются и в мирное время. И возраста нет у подвига. Иногда герои живут рядом с нами, даже сидят за одной партой.  Геройство проявляют и дети, ваши ровесники ,совершая великие поступки .О каких  поступках детей-школьников в наши дни вы слышали ?

(дети зачитывают сообщения)

   Вот так произошло с жителем одного из городов России , учеником 2 класса «А» Евгением Табаковым.              

Ученик: « Женя был самым маленьким среди учеников 2 класса. 8 лет должно было ему исполниться только в марте, – рассказывает учительница второго “А” Татьяна Щетинина. – Но зато он был самым целеустремленным и справедливым. Не терпел, когда кто-нибудь ссорился. Всегда всех мирил. Он готовился быть настоящим защитником, даже специально занимался карате».

Ученик:  -    Эта история произошла в ноябре 2009 года. Когда в квартире Табаковых раздался злополучный звонок, дети были одни. Пошла открывать 12-летняя Яна. Брат играл в комнате. Незнакомец набросился на девочку с ножом: “Гони деньги!” Яна заплакала, и тогда грабитель приказал искать деньги ее брату. А сам принялся раздевать девочку. Женя схватил на кухне нож и с разбегу всадил его в поясницу грабителю. Тот упал и выпустил Яну. Но тут же накинулся на Женю. Потом на спине ребенка насчитают восемь колотых ран. А сестра уже стучала соседям: “Помогите! Звоните в милицию!” Услышав переполох, преступник скрылся. Им оказался рецидивист Сергей Кияшко, отсидевший в общей сложности 16 лет  за разбой и грабежи. Не найдя работу в Астрахани, он приехал к родственникам в городок. И вновь принялся за старое.

      Раненый Кияшко (нож вошел в его спину на 3 сантиметра) спрятался в одном из дачных домиков. Здесь его и застал подполковник космических войск Александр Куренков, который пришел проведать свой садовый участок.

   А Женя от полученных ран  погиб. Посмертно Евгений Табаков представлен к награде – Ордену Мужества. Эту награду вручили его маме – Галине Петровне.                              

Ученик:  Женя хотел быть милиционером. Он был справедливым, честным, добрым, каким и должен быть русский солдат, мужчина. Именно такой человек с младых ногтей впитывает в себя понятие о том, что надо защищать своих близких и свою Родину. Поэтому надо сохранить в памяти этот подвиг и ещё раз показать всему миру, что русские традиции живы, что у нас отличная молодёжь.

Учитель: Рядом с нами живут люди, которых иначе как героями назвать нельзя. Но это не представители опасных профессий вроде пожарных, спасателей, военных. Речь идет о многодетных матерях, воспитывающих новое поколение достойных граждан нашего общества. Их подвиг очевиден, и все мы с восхищением его признаем.

Выжить в сложившейся экономической ситуации очень тяжело. Себя прокормить и одеть, что уж говорить про детей. Ведь им столько всего надо: и из одежды, и из еды, и в зоопарк хочется сходить, и в цирк, купить вещи для детского садика или школы. Затраты огромные. Не каждая женщина согласиться рожать и воспитывать детей в таких условиях.

Но русские женщины всегда были стойкими. Ради своих малышей они горы свернут. Особого признания и уважения заслуживают многодетные матери. С одним ребенком еще можно как-то справиться. Но когда их трое или более, то тут уже не до шуток.

Воспитать нескольких детей – это самый настоящий подвиг. И российские женщины готовы его совершать снова и снова.

(песня «Мамочка»)

Мне хотелось бы рассказать о Калугиной Людмиле Владимировне, маме Валеры и Марины. В их семье 9 детей: мама, папа, пять мальчиков и три девочки.  Старшие  дети уже создали свои семьи и подарили Людмиле Владимировне внуков. Самые младшие Марина, Валера и Вика еще учатся в школе. Никто в семье не сидит без дела. Мама с папой, а теперь и старшие братья  постоянно работают. Людмила Владимировна и Николай Петрович родились также в многодетных семьях. У Николая Петровича в семье было три брата и сестра (в том числе двойняшки), а у Людмилы Владимировны – три брата. Все дети выросли и продолжают расти хорошими людьми, а иначе и быть не может, ведь их мама – настоящая героиня: мать-героиня!

-Но гордиться можно  не только героем. Ведь героическим поступком можно считать не только подвиги, но и значимые дела, совершенные для блага людей.  

-А  в ваших семьях, есть люди, поступками, делами  которых можно гордиться?

-Ребята, давайте сейчас посадим «Аллею памяти»  тем людям, поступками которых можно гордиться. На столах у вас лежат деревья , подумайте и напишите того человека, в честь которого вы посадите свое дерево.

        

Я сажаю дерево в память о своей бабушке Митрофановой Евдокии Петровне, которая вырастила в трудные военные и послевоенные годы пятерых детей, двое из которых были ее пасынками. А  это дерево посвящаю нашему односельчанину  Парамонычеву Александру           , награжденному за свой труд Орденом Ленина. Кто будет готов, можете подходить и сажать свое дерево

-Давайте вернемся к теме нашего занятия «Герои в наших сердцах»

-Посмотрите, мы хотели посадить несколько деревьев, а перед нами выросла целая роща .Пусть ее не будет  ни в одном городе, ни в одном селе, но она будет в наших сердцах, в нашей памяти.

Спасибо всем за работу. Мне было приятно общаться с вами. Я надеюсь, все о чем мы сегодня говорили, останется в наших сердцах.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация к классному часу"Человек и обстоятельства" 6-7 кл.

Данная презентация поможет учителю в проведении классного часа "Человек и обстоятельства"....

презентация к классному часу "Человек рождён для счастья"

презентационное сопровождение к проведённому классному часу...

Методическая разработка классного часа «Слово надо спасать» (беседа о чистоте русского языка и сквернословии в подростковой среде)

Возвращение к истокам родной культуры и духовности начинается со знакомства с родным языкам, его богатством и возможностью в полной мере пользоваться им. Обращение к этой теме вызвано прежде всего тем...

Методическая разработка классного часа для старшеклассников «ГОВОРИМ ЗДОРОВЬЮ – ДА!»

Данный материал будет полезен для классных руководителей и социальных педагогов. Может быть использован на классных часах....

Презентация к классному часу Рушева Надя Николаевна

Презентация предназначена для учащихся 8 класса. о жизни и творчестве Нади Рушевой, знаменитой художнице Тувинской АССР....

презентация к классному часу "Человек, будь человеком"

готовая презентация к классному часу....

Разработка классного часа «Как мы говорим, или понимают ли нас взрослые?»

Для профилактики агрессивного поведения учащихся большое значение имеет: четкий и неуклонно соблюдаемый режим дня с продуманными мероприятиями, с организацией различных форм деятельности. Решающим фак...