Методическая разработка классного часа «Слово надо спасать» (беседа о чистоте русского языка и сквернословии в подростковой среде)
классный час (история, 9 класс) по теме

Дорина Елена Павловна

Возвращение к истокам родной культуры и духовности начинается со знакомства с родным языкам, его богатством и возможностью в полной мере пользоваться им. Обращение к этой теме вызвано прежде всего тем, что обучающиеся относятся к категории людей, склонных воспринимать духовность посредством общения с ровесниками через интернет, мобильную связь и социокультурные каналы.

         Стремление быть взрослее и современнее проявляется, как правило, в речи подростков. Наличие жаргонов, англицизмов и арготизмов в устной речи привело к тому, что многие не различают их значение и нормы употребления. Отсюда, речь подростков становится грубой, ненормативной, а формы поведения приобретают антиобщественный характер.

         Приобщение подростков к красивой речи родного языка и исследование ее богатства позволят устранить противоречия между поколениями и помогут молодому поколению сформировать правильные нормы речевого общения. Для этого предлагаем провести своеобразную акцию «ЧИСТОЕ СЛОВО», в которой принимают участие люди разных возрастов и рода занятий, увлеченные чтением русской литературы и читающие периодические издания, знающие родной язык и желающие привлечь внимание широкого слушателя к обсуждению самого больного вопроса современности: «ПОЧЕМУ ГРАЖДАНЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ТАК ПЛОХО ЗНАЮТ РОДНОЙ ЯЗЫК, А ПОЛЬЗУЮТСЯ СТЕРЕОТИПНЫМ ПРЕДСТАВЛЕНИЕМ, ЧТО РУССКИЙ ЯЗЫК ЗНАТЬ В СОВРЕМЕННОЙ ЖИЗНИ НЕ ОБЯЗАТЕЛЬНО?»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vneklassnoe_v_sbornik_docx.docx30.19 КБ

Предварительный просмотр:

 Министерство образования и науки Российской Федерации

Департамент внутренней и кадровой политики Белгородской области

Областное государственное автономное образовательное учреждение

среднего профессионального образования

«Белгородский машиностроительный техникум»

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА КЛАССНОГО ЧАСА

«Слово надо спасать»

(беседа о чистоте русского языка и сквернословии в подростковой среде)

Преподаватель высшей категории

Дорина Елена Павловна

2013

ТЕМА: «Слово надо спасать»  (беседа о чистоте русского языка и сквернословии в подростковой среде)

ЦЕЛЬ: показать учащимся красоту и богатство русского языка и родной речи;

        помочь учащимся искоренять лексику, неприемлемую в общении между людьми;

        формировать через культуру человеческого общения внутреннюю культуру личности.

МЕТОДЫ ПРОВЕДЕНИЯ: дискуссия, спор, беседа.

НАГЛЯДНОСТЬ, ИКТ: мультимедиа, фрагменты фильмов, презентация.

Пояснительная записка

        Возвращение к истокам родной культуры и духовности начинается со знакомства с родным языкам, его богатством и возможностью в полной мере пользоваться им. Обращение к этой теме вызвано прежде всего тем, что обучающиеся относятся к категории людей, склонных воспринимать духовность посредством общения с ровесниками через интернет, мобильную связь и социокультурные каналы.

        Стремление быть взрослее и современнее проявляется, как правило, в речи подростков. Наличие жаргонов, англицизмов и арготизмов в устной речи привело к тому, что многие не различают их значение и нормы употребления. Отсюда, речь подростков становится грубой, ненормативной, а формы поведения приобретают антиобщественный характер.

        Приобщение подростков к красивой речи родного языка и исследование ее богатства позволят устранить противоречия между поколениями и помогут молодому поколению сформировать правильные нормы речевого общения. Для этого предлагаем провести своеобразную акцию «ЧИСТОЕ СЛОВО», в которой принимают участие люди разных возрастов и рода занятий, увлеченные чтением русской литературы и читающие периодические издания, знающие родной язык и желающие привлечь внимание широкого слушателя к обсуждению самого больного вопроса современности: «ПОЧЕМУ ГРАЖДАНЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ТАК ПЛОХО ЗНАЮТ РОДНОЙ ЯЗЫК, А ПОЛЬЗУЮТСЯ СТЕРЕОТИПНЫМ ПРЕДСТАВЛЕНИЕМ, ЧТО РУССКИЙ ЯЗЫК ЗНАТЬ В СОВРЕМЕННОЙ ЖИЗНИ НЕ ОБЯЗАТЕЛЬНО?»

ВЫСКАЗЫВАНИЯ О РУССКОМ ЯЗЫКЕ

(вывести на экран)

ПРАВДИВОСТЬ РЕЧИ ХОРОША И ГЛАДКОСТЬ, НО КАК ПРЕКРАСНА СЛОВ ПРАВДИВЫХ КРАТКОСТЬ.   Алишер Навои

ДЛЯ ВСЕГО В РУССКОМ ЯЗЫКЕ ЕСТЬ ВЕЛИКОЕ МНОЖЕСТВО ХОРОШИХ СЛОВ.  К. Паустовский

ВО ДНИ СОМНЕНИЙ, ВО ДНИ ТЯГОСТНЫХ РАЗДУМИЙ О СУДЬБАХ МОЕЙ РОДИНЫ, - ТЫ ОДИН МНЕ ПОДДЕРЖКА И ОПОРА, О ВЕЛИКИЙ, МОГУЧИЙ И ПРАВДИВЫЙ РУССКИЙ ЯЗЫК!..          

И. Тургенев

КТО НА КАКОМ ЯЗЫКЕ ДУМАЕТ, ТОТ К ТОМУ НАРОДУ И ПРИНАДЛЕЖИТ. Я ДУМАЮ ПО-РУССКИ.   В.И. Даль

РУССКИЙ ЯЗЫК В УМЕЛЫХ РУКАХ И В ОПЫТНЫХ УСТАХ – КРАСИВ, ПЕВУЧ, ВЫРАЗИТЕЛЕН, ГИБОК, ПОСЛУШЕН, ЛОВОК И ВМЕСТИТЕЛЕН   А.И. Куприн

ЯЗЫК –  ЭТО ИСТОРИЯ НАРОДА. ЯЗЫК – ЭТО ПУТЬ ЦИВИЛИЗАЦИИ И КУЛЬТУРЫ   А.И. Куприн

Содержание

ЭПИГРАФ:                Посмотри, как быстро в жизни

                        Все забвенье поглощает!

                        Блекнут старые преданья,

                        Блекнут подвиги героев,

                        Гибнут знанья и искусства.

                                        

Ведущий:

Тот, кто жизнью живет настоящей,

        Кто к поэзии с детства привык,

        Вечно верует в животворящий,

        Полный разума русский язык!

Слово надо спасать. В нашей стране слова  перестали быть энергией сущности предмета.

Д.С. Лихачев

Вступительное слово преподавателя

Русский язык в последнее время стал предметом пристального внимания общества. Происходящие в России преобразования неоднозначно и порой негативно сказываются на состоянии речевой культуры. Проблемы настолько острые, что для их разрешения требуется принятие мер на государственном уровне. Именно поэтому в 1996 году была разработана Федеральная целевая  программа «Русский язык», а в июле 2001 года Правительство Российской Федерации утвердило новую Федеральную целевую  программу «Русский язык» на 2002-2005 годы. Новая программа ставит большие задачи, но чтобы она работала, действовать должен каждый из нас. И такие дела начаты.

Вспомним, как отзывались о русском языке выдающиеся люди нашего Отечества.

Часть 1.

Ведущий:

«Дивишься драгоценности нашего языка: что ни звук, то и подарок; все зернисто, крупно, как жемчуг, и, право, иное название драгоценнее самой вещи».                        Н.В. Гоголь

Ведущий:

«Нет слова, которое было бы так замашисто, бойко, так вырывалось бы из-под самого сердца, так бы кипело и животрепетало, как метко сказанное русское слово».

Н.В. Гоголь

Ведущий:

«Главный характер нашего языка состоит в чрезвычайной легкости, с которой все выражается на нем – отвлеченные мысли, внутренние лирические чувствования, искрящаяся шалость и потрясающая страсть».

А.И. Герцен

Ведущий:

«Рассматривая народ как существо духовного порядка, мы можем назвать язык, на котором он говорит, его душой, и тогда история языка будет значительнее, чем даже история политических изменений этого народа.

История русского языка, быть может, раскроет перед вами характер народа, говорящего на нем. Свободный, сильный, богатый, он возник раньше, чем установилось крепостное рабство…и впоследствии представлял собою постоянное противоядие пагубному действию угнетения. И никогда этот язык не терял и не потеряет память о свободе, о верховной власти народа, говорящего на нем. Доныне слово «вольность» действует с особой силой на каждое подлинно русское сердце».

В.К. Кюхельбекер

Ведущий:

Прошло более ста пятидесяти лет. Каково состояние русского языка на сегодняшний день? Оправдываем ли мы, соотечественники Н. Гоголя и А.С. Пушкина, их надежды? Нам сегодня предстоит услышать и увидеть наиболее значительные нарушения норм русской разговорной и печатной речи.

        Вот, к примеру, высказывание начальника ГИБДД УМВД по г. Благовещенску:

«На улице образовался провал для безопасности дорожного движения».

Из газетной статьи:

«Официальная медицина, надо сказать, не с распростертыми руками берется за заботу о пожилых и старых…»

Цитата из школьного сочинения:

«У Чичикова и Плюшкина были разные хобби: один собирал мертвые души, а другой – всякую ерунду».

Ведущий:

В погоне за эффектом часто и необдуманно используются в прессе арготические выражения. Для экспрессии, воздействия на читателя востребованы слова худшей части российского общества – воровского мира. Разрушительные последствия такой языковой беспринципности ощущаются не сразу, но происходит отравление языка.

Ведущий:

        Жаргон, легкомысленные заимствования из чужих языков, грубословие и СКВЕРНОСЛОВИЕ убивают мысль, делают живую и яркую родную речь вялой, расплывчатой и приблизительной. Из языка уходит доброта, ласковость, простое уважение к собрату своему, к ближнему. Нецензурная брань стала распространенным явлением, социальным злом. Еще немного и язык «блатарей» станет нормой.

Преподаватель:

        Наша речь – только абстрактная система, это и сам человек, личность, которая владеет языком. Человек поддается просветительскому воздействию и способен воспринять призыв беречь родной         язык, совершенствовать его. В плачевном состоянии находится не язык; он как был, так и остается великолепным, с неисчерпаемым богатством выразительных средств. В плачевном состоянии находимся мы – его носители.

        Мы, не владеющие богатством языка, часто не знаем подлинных значений русских слов, не умеем их правильно употреблять и произносить, достойно выглядеть в разных ситуациях общения.

Ведущий:

Первая ситуация. Народный артист Аркадий Райкин создал на сцене народный образ Феди – пропагандиста, речь которого лишена элементарной логики:

«Новому начальнику двадцать четыре года, он сорок второго года рождения, старому тоже двадцать четыре, но он тридцать шестого года рождения…В подшефном колхозе двое наших пожинали лучшие плоды: грузили навоз. Один инженер постригся в монахи и ходит в таком виде на работу… людей нужно водить в музей и на примере первобытного человека показывать как мы далеко оторвались… Перехожу к спорту».

Нарушение логики в выступлении оратора очевидно.

Ведущий:

Вторая ситуация. В русском языке есть глаголы: выходить, сходить, слезать, вылезать, спускаться. Какое действие называет каждый из них? Чем они различаются по значению? Как правильно спросить:

(на катере) – Вы на следующей пристани…?

(на электричке) – Вы на следующей станции…?

(в автобусе, трамвае) – Вы на следующей остановке…?

Когда пароход, катер причаливает к пристани, а кладут сходни и по ним пассажиры сходят.

Когда едешь на поезде, электричке, то приходится сходить по ступенькам вагона. Поэтому и в том и в другом случае принято говорить я схожу, вы сходите. В троллейбусе, автобусе, трамвае есть выход (передняя дверь) и вход (задняя дверь), поэтому пользующиеся городским транспортом входят и выходят.

Мини-сценка. В автобусе:

  • Вы на следующей остановке сходите?
  • Сходить можно только с ума, а в автобусе спрашивают: «Вы на следующей остановке слезаете?»
  • Тоже сказал! Слезают с крыши, с дерева. Правильно надо сказать: «Вы на следующей остановке выходите?»
  • Это замуж выходят. А в автобусе же говорят: «Вы встаете?»
  • Ну и ну! Да вы и так стоите, а не сидите. Зачем же спрашивать, Встаете ли вы?
  • Тогда и оставайтесь в автобусе, если не знаете русского языка!

Ведущий:

В Евангелии Иоанна Богослова сказано : «В начале было СЛОВО, и СЛОВО было у Бога, и СЛОВО было Бог». «Слово дано людям только для того, чтобы благословлять, благодарить, объединяться в справедливости, мудрости, любви».

Часть 2.

Ведущий:

По утверждению Аристотеля, сквернословие – это склонность к совершению дурных поступков. Недаром, в древности сквернословов изгоняли из общества, как прокаженных.

        Древняя мудрость гласила: «Сквернословы подобны неразумным стрелкам, которые в населенном городе будут выпускать стрелы, не заботясь, куда они попадут».

Ведущий:

        «Каждое сквернословие и ссора есть уже хвала во тьме. Страшный нож не за поясом, но на конце языка. Когда-то придется понять, что сказанное и помысленное неизгладимы». Энергия скверных мыслей и слов, как паутина и пыль, оседает на предметах и самом человеке, и так изо дня в день, образуя со временем несмываемые залежи.

Ведущий:

        А что думают по этому вопросу сами подростки? Смогут ли они оценить свою речь с точки зрения культуры и богатства родного языка? (Блиц-опрос)

Ведущий:

        Страдает русский язык и от жаргонизмов. Эти слова не менее вредоносны: разборка, тусовка, совок, ломка, оттянуться, ловить кайф, сидеть на игле, крыша поехала, прикольно, прикид. Хочется верить, что такое явление временное и постепенно, с повышением культуры общества, изживет себя.

        Молодое поколение слишком часто поддается в сторону грубости. Обращение к жаргонам, грубым и нецензурным словам делают юношу ущербным, а девушку уродливой. Душа становится бессловесной. Человек стыдится себя, своей речи. Попытка подражательства оборачивается пошлостью, цинизмом и жестокостью.

Пословицы и поговорки

Не тот грех, что на языке, а тот, что в поступке (так ли это?)

Хорошую речь хорошо и слушать

Заговори, чтобы я тебя увидел

Слово – серебро, а молчание – золото

Брань на вороту виснет

На грубое слово не сердись, на ласковое – не сдавайся!

Слово – не воробей, вылетит – не поймаешь.

От приветливых слов язык не отсохнет.

Заключение

Чтец:

Священное уменье говорить,

Произносить слова и строить фразу!

Как это просто: стоит рот открыть,

И чудо слова возродится сразу.

Чтец:

В оный день, когда над миром новым

Бог склонил лицо свое, тогда,

Солнце останавливали словом,

Словом разрушали города.

Чтец:

И орел не взмахивал крылами,

Звезды жались в ужасе к Луне,

Если, точно розовое знамя,

Слово проплывало в вышине.

Чтец:

Но не забыли мы, что осияно

Только слово средь земных дорог,

И в Евангелии от Иоанна

Сказано, что Слово – это Бог.

Чтец:

Да, действительно, в словах великая сила.

Слово может убить,

Слово может спасти,

Слово может полки за собой повести.

Чтец:

Мы часто произносим слова, даже не замечая, какое действие они оказывают на других людей. А.С. Пушкин говорил:

Нам не дано предугадать,

Как наше слово отзовется…

Чтец:

Сквернословие происходит от слов скверна, чернота, мерзость. Употребляя ругательные слова, мы не только оскорбляем того человека, которому их адресуем, но и тех, кто эти слова слышит случайно, мы оскорбляем и унижаем себя, свое человеческое достоинство.

Ведущий:

        «Слово – тончайшее прикосновение к сердцу, оно может стать и нежным, благоухающим цветком, и живой водой, возвращающей веру в доброе, и острым ножом, и раскаленным железом, и комьями грязи… Мудрое и доброе слово доставляет радость, глупое и злое, необдуманное и бестактное – приносит беду. Словом можно убить и оживить, рассеять сомнения, повергнуть в уныние, вдохновить и привести в оцепенение силы души», так утверждал великий ученый и педагог В.А. Сухомлинский.

Заключительное слово преподавателя

        Всегда ли мы употребляем слово для утверждения добра? «…язык, хотя он и малая часть тела, похвалиться может делами великими. Крохотное пламя может поджечь большой лес. Язык – это пламя, он несет в себе самое большое зло сравнению с другими частями нашего тела. Он оскверняет все тело и сжигает саму жизнь нашу. Человек может приручить и приручал разного рода животных и птиц, пресмыкающихся, но не может укротить язык. Он неуемен, злобен и полон смертельного яда. Из одних и тех же уст исходят благословения и проклятия».

Священное уменье говорить,

Произносить слова и строить фразу!

Как это просто: стоит рот открыть,

И чудо слова возродится сразу.

Литература

  1. Л.А. Введенская – «Культура речи» 3-е издание, Ростов-на-Дону 2002 г. С 123-125
  2. Н.А. Ипполитова, О.Ю. Князева, М.Р. Саввова – «Русский язык и культура речи», Москва 2005 г. С 34-37
  3. Л.А. Введенская, Л.Г. Павлова, Е.Ю. Кашаева – «Русский язык и Культура речи», Ростов-на-Дону 2003 г. С 78-81
  4. А.А. Данцев, Н.В. Нефедова – «Русский язык и Культура речи», Ростов-на-Дону 2002 г. С 134-137.
  5. Периодические издания «Аргументы и факты», «Комсомольская правда».
  6. Интернет-ресурсы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка классного часа на тему: "Вредные привычки в подростковой среде"

Ознакомление учащихся с пагубным действием вредных привычек....

Методическая разработка классного часа "Страшное слово "СПИД"

Материал представляет собой методическую разработку открытого классного часа "Страшное слово "СПИД", основные цели которого - просвещение студентов и формирование здорового образа жизни....

Методическая разработка классного часа "Эпидемия сквернословия"

методическая разработка классного часа для учащихся 6-10 классов...

Методическая разработка классного часа «Надо помнить об этой войне», посвященного 75-летию Победы в Великой Отечественной войне.

Для всех нас, Великая Отечественная война – история. Но ее должен знать каждый уважающий себя человек, потому что это история нашей Родины, наших родных и близких....

Методическая разработка классного часа по теме "Есть слова пострашнее, чем порох… "

Одной из примет последних десятилетий – постигшей нас духовной и культурной катастроф – стало сквернословие. Согласно разным социологическим опросам на сегодняшний день ненормативную лекси...

Методическая разработка классного часа "Надо помнить об этой войне" , посвященного 75-летию Победы в Великой Отечественной войне

Методическая разработка классного часа "Надо помнить об этой войне" , посвященного 75-летию Победы в Великой Отечественной войне...

Методическая разработка классного часа на тему: "Профилактика идеологии экстремизма среди молодежи"

Методическая разработка классного часа на тему: "Профилактика идеологии экстремизма среди молодежи"...


 

Комментарии

Попова Елена Владимировна

Спасибо сценарий вашего мероприятия интерес и полезен будет в работе