Методическая разработка классного часа «Надо помнить об этой войне», посвященного 75-летию Победы в Великой Отечественной войне.
классный час (8 класс)

Смирнова Валентина Николаевна

Для всех нас, Великая Отечественная война – история. Но ее должен знать каждый уважающий себя человек, потому что это история нашей Родины, наших родных и близких.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл klassnyy_chas_nado_pomnit_ob_etoy_voyne.docx29.92 КБ

Предварительный просмотр:

УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ, МОЛОДЕЖНОЙ ПОЛИТИКИ И СПОРТА БУТУРЛИНСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА

МБОУ Кочуновская ООШ

Номинация «Лучший классный час»

Тема «Надо помнить об этой войне»

Автор: Смирнова Валентина Николаевна

Учитель истории и обществознания

        Кочуново, 2019

Цель: Воспитание у учащихся чувства гордости за подвиг нашего народа в годы Великой Отечественной войны.

Задачи:

1) продолжать знакомить детей с историей Великой Отечественной войны;

2) Способствовать формированию у воспитанников представлений об истории переписки, о письмах военных лет, как неотъемлемой части истории нашей страны и нашего народа.

3) воспитывать в детях любовь к Родине, чувство патриотизма, уважение к памяти воинов, сражавшихся за нашу страну, уважение к ветеранам войны.

Опережающее задание: обучающимся раздаются стихи, доклады,  дается задание принести фото и письма ветеранов войны.

Оборудование и материалы: - Выставки “Солдатские письма” и «Ветераны войны», компьютер, мультимедийный проектор, презентация; плакат с нарисованным солнцем и голубым небом заранее вешается на доску, бумажные голуби воздушные шары раздаются детям.

Ход мероприятия:

1.Организационный момент.

Учитель: Здравствуйте, ребята! Присаживайтесь. Сегодня мы собрались по очень важному поводу, а какому, я предлагаю вам определить самим. Посмотрите этот видеоролик и скажите о чем он?

https://www.youtube.com/watch?v=Tc6IUPo5Gxo&feature=youtu.be

Ребята, как вы думаете, о чем пойдет сегодня речь на классном часу?

(О войне, о Победе…..)

- Вы правы ребята, именно этому будет посвящен наш классный час.

 - Какие чувства людей вы увидели в видеоролике? (боль, страх, горечь)

- Какие чувства испытали Вы при просмотре видеоролика?

Для всех нас, Великая Отечественная война – история. Но ее должен знать каждый уважающий себя человек, потому что это история нашей Родины, наших родных и близких. Мы с вами здесь не одни, у нас гости – это ваши прадеды, ветераны войны! (Ребятам предлагается посмотреть на выставку «Ветераны войны»). Ведь они всегда будут среди нас, в нашей памяти!

2. Новая тема.

Доклад учащегося: 

На рассвете 22 июня 1941 года началась Великая Отечественная война. Долгие 4 года до 9 мая 1945 года наши деды и прадеды боролись за освобождение Родины от фашизма. Они делали это ради будущих поколений, ради нас.

Война. Слово короткое, но страшное.

Невозможно и представить, что чувствуют и как живут со своими страшными воспоминаниями участники и очевидцы событий семидесятипятилетней давности.

Война. Это страшное слово, мгновенно облетело все крупные и малые селения, никого не обошло стороной..

Была самая короткая ночь в году. Люди мирно спали. И вдруг:

- Звучит голос Левитана:golos-levitana-o-nachale-vojny.mp3

Как вы думаете, а могли ли солдаты делиться эмоциями со своими родными и близкими? (Да)

- каким образом? Как?  (писали письма, телеграммы). Вы такие молодцы, что проделали огромную работу, опросили родных и принесли несколько настоящих писем того времени! Они для нас бесценны! А как это происходило посмотрите в видеоролике https://www.youtube.com/watch?v=3hk8PFfd0UA&feature=youtu.be

Учащийся 1:

Июнь. Клонился к вечеру закат,

И тёплой ночью разливалось море.

И раздавался звонкий смех ребят,

Не знающих, не ведающих горя.

Июнь! Тогда ещё не знали мы,

Со школьных вечеров домой шагая,

Что завтра будет первый день войны,

А кончится она лишь в сорок пятом, в мае.

Учитель:

Самыми крупными сражениями и событиями Великой Отечественной войны, которые стали переломным моментом в те суровые годы войны, можно назвать оборону Москвы, блокаду Ленинграда, Сталинградскую битву, Курскую дугу, штурм Берлина.

8 сентября 1941 года началась Блокада Ленинграда. Около девятисот дней сражался, работал и жил в кольце Блокады Ленинград.

Учащийся 2:

Чёрное дуло блокадной ночи...
Холодно,
холодно,
холодно очень...
Вставлена вместо стекла
картонка...
Вместо соседнего дома –
воронка...
Поздно.
А мамы всё нет отчего-то...
Еле живая ушла на работу...
Есть очень хочется...
Страшно...
Темно...
Умер братишка мой...
Утром...
Давно...
Вышла вода...
Не дойти до реки...
Очень устал...
Сил уже никаких...
Ниточка жизни натянута тонко...
А на столе –
на отца похоронка...

Учитель:

Всю зиму 1941 года шла битва за Москву. И Москва выстояла. Оборона Москвы завершилась 20 апреля 1942 года. Разгром немецко-фашистских войск под Москвой явился началом коренного перелома в ходе войны. Перед всем миром была развенчана легенда о непобедимости гитлеровских армий.

Учащийся 3:

Забыв в дыму, в окопной глине,

Что сон бывает наяву,

Мы беспощадный путь к Берлину

Открыли битвой за Москву.

Учитель:

В феврале 1943 году победоносно закончилось сражение под Сталинградом. Фашистам был нанесён сокрушительный удар, от которого они не смогли оправиться до самого конца войны.

Я хочу прочитать вам эссе ученика нашей школы, выпускника Барахова Максима, которое заняло 1 место в конкурсе.

Эссе «Герои Сталинграда!»

 Сталинградская битва продолжалась 200 дней и унесла более миллиона жизней русских людей. Среди них были как простые граждане, так и герои, защитившие нашу страну. Медалью «За оборону Сталинграда» было награждено более 750 тысяч человек. 125 воинов за боевые подвиги во время Сталинградской битвы удостоены звания Героя Советского Союза. Можно бесконечно перечислять подвиги этих героев, но остановлюсь я на знаменитом Доме Павлова.

     Во время бомбардировки города, все здания на площади  9-ого января были разрушены, но один дом чудом уцелел. С его крыши и верхних этажей хорошо было видно близлежащую зону, занятую противником, так же можно и обороняться. Именно поэтому дом приобретал важное тактическое значение.

      Выполняя приказ командира И. П. Елина, сержант Я. Ф. Павлов с тремя товарищами проникли в первый подъезд дома. В подвале находились мирные жители. Среди них был санинструктор Калинин, сообщивший о немцах в соседнем подъезде. Отправив Калинина с письменным донесением к командиру полка, Павлов решил выкурить немцев из дома. Со своими товарищами они переползли из первого подъезда во второй. Вышибив дверь, за которой слышны были голоса врагов, и прямо с порога забросал комнату ручными гранатами. Несколько немцев оказались мертвы, остальные сбежали.  Павлов удерживал дом двое суток. На третьи сутки на помощь отважной четверке прибыло подкрепление.  Гарнизон «Дома Павлова» (так он стал именоваться на оперативных картах дивизии, полка) состоял из пулеметного взвода под командованием гвардии лейтенанта И. Ф. Афанасьева (7 человек и один станковый пулемет), группы бронебойщиков во главе с помощником командира взвода гвардии старшим сержантом А. А. Собгайдой  (6 человек и три противотанковых ружья), 7 бойцов - автоматчиков под командованием сержанта Я. Ф. Павлова, четырех минометчиков (2 миномета) под командованием младшего лейтенанта А. Н. Чернышенко. Всего 24 человека. А на немецких картах он указывался как крепость! Об этом наши бойцы узнали от пленного немецкого солдата.

     Бойцы приспособили дом к круговой обороне. За пределы его вынесли огневые точки, к ним проделали подземные ходы сообщения. Саперы со стороны площади заминировали подступы к дому, поставив противотанковые, противопехотные мины. Умелая организация обороны дома, героизм воинов позволили маленькому гарнизону в течение 58 дней успешно отбивать вражеские атаки. Почти два месяца дом переходил частично из рук в руки! Но полностью фашистам ни разу не удалось его захватить!

     Борьба за Дом Павлова – один из многих примеров героизма советских людей в дни битвы за город. Тогда вместе сражались против общего врага и русские, и украинцы, и армяне. В наше время, время предрассудков и стереотипов важно не забывать об этом!

Я горжусь, что у моей Родины есть такие герои! Я уверен, что среди моих ровесников найдутся такие девушки и парни, которые смогут постоять за Отечество и защитить его!

-Ребята, можно назвать Максима патриотом? Почему?

Учащийся 1:

Здесь орден Мужества надет

На грудь земли,

Недаром эта грудь истерзана,

Снарядом,

Со смертью билась жизнь,

И смерть враги нашли.

И победила жизнь

В боях под Сталинградом!

Учитель:

Полной победой 23 августа 1943 года закончилась историческая битва на Курской дуге.

Учащийся 2:

Те бои –

Как мера нашей силы.

Потому она и дорога,

Насмерть прикипевшая к России

Курская великая дуга…

Учитель:

В течение 1944 года от фашистских войск освобождены столицы советских социалистических республик Вильнюс, Кишинёв, Киев, Минск, Рига, Таллин.

И вот долгожданная Победа! Штурм Берлина 1945 года.

-Каждый ученик подходит к выставке «Ветераны войны» и берет фото в руки и садится на свое место, показывая, что их погибшие родственники снова в строю.

Учащийся 3:

8 мая 1945 года подписан акт о безоговорочной капитуляции Фашистской Германии. Это произошло в 22:43 по центрально-европейскому времени и в 00:43 – по московскому. С 1:00 по московскому времени вступил в силу акт. Поэтому в европейских странах День Победы отмечают 8 мая, а в России – 9-го. Интересно, что, хотя акт о капитуляции был принят, Советский Союз продолжал официально оставаться в состоянии войны с Германией до 1955 года, когда соответствующее решение было принято Президиумом Верховного Совета СССР.

Девятого мая на Центральный аэродром имени Фрунзе города Москвы приземлился самолёт, который привёз в столицу акт о капитуляции Германии. Парад Победы состоялся на Красной площади 24 июня. Принимал парад маршал Георгий Жуков, командовал парадом маршал Константин Рокоссовский. Торжественным маршем прошли через площадь сводные полки фронтов. Впереди шли командующие армиями и фронтами, Герои Советского Союза несли знамёна.

Этот праздник традиционно отмечается 9 Мая. Он символизирует стойкость и самопожертвование народов Советского Союза. Сообща, ценой чудовищных потерь, удалось отстоять родную землю и победить в самой масштабной войне, которая когда-либо случилась в истории человечества. Таких жестоких битв с участием миллионов солдат и десятков тысяч машин еще никогда не было за всю историю развития человеческой цивилизации.

Учитель:

Война – это 4 года, это 1 418 бессонных дней и ночей, это 20 миллионов погибших русских людей, это значит 22 человека на каждые 2 метра земли, это значит 13 человек в каждую минуту.

В 1945 году Сталин подписал указ о том, что 9 мая становится государственным праздником и выходным днём. Однако уже в 1948 году День Победы стал рабочим днём. Вновь возобновились парады и праздничные мероприятия только в 1965 году. В это время праздник 9 мая окончательно снова стал выходным днём.

 

Учащийся 1:

Четыре года от заката до рассвета

Ковали мы Победу!

Мечталось об одном, чтобы с рассветом

Настала тишина твоя, Победа!

Учитель:

Прошло 75 лет, как закончилась Великая Отечественная война, но эхо её до сих пор не затихает в людских душах. Да, у времени своя память…

Почему мы вновь и вновь вспоминаем об этой страшной войне? Потому что беспокоимся о будущем. Мы должны помнить о прошлом, чтобы фашизм не повторился вновь!

Учащийся 2:

Тихо, ребята, минутой молчанья

Память героев почтим,

И их голоса когда – то звучали,

По утрам они солнце встречали,

Сверстники наши почти.

Среди нас нет тех,

Кто ушёл на фронт и не вернулся.

Вспомним через века, через года,

О тех, кто уже не придёт никогда.

Вспомним!

Давайте почтим память жертв войны минутой молчания! (ученики встают)Metronom-Metronom-zvuk.mp3

Учащийся 3:

Поклонимся великим тем годам,

Тем славным командирам и бойцам,

И маршалам страны, и рядовым,

Поклонимся и мёртвым, и живым.

Всем тем, которых забывать нельзя,

Поклонимся, поклонимся, друзья.

Всем миром, всем народом, всей землёй.

Поклонимся за тот великий бой.

3. Закрепление:

Давайте вспомним самые крупные сражения и события Великой Отечественной войны, которые стали переломным моментом в те суровые годы войны  (оборона Москвы, блокада Ленинграда, Сталинградская битва, Курская дуга, штурм Берлина).

4. Рефлексия:

Звучит песня «День Победы» композитора Д.Тухманова и поэта В.Харитонова.

 Лев Лещенко - День Победы.mp3

Учащиеся класса выходят с вырезанными из картона голубями и прикрепляют к плакату этот символ мира. (Плакат с нарисованным солнцем и голубым небом заранее вешается на доску).  Воздушные шары, как  символ салюта победы, вручаются приглашенным.

Учитель:

Наш классный час закончен. Я надеюсь, что вы всегда будете помнить о подвиге нашего народа в Великой Отечественной Войне, будете с уважением относиться к ветеранам ВОВ  и труженикам тыла не только в преддверии этого дня, но и в течение всего года, и по возможности, помогать им в жизни. Я желаю Вам быть добрыми людьми и патриотами нашей великой Родины!

Список литературы:

  1. Адаменко Н. Подвиг народа (Историко-литературная панорама для учащихся 8-9 классов): [Методические рекомендации] // Воспитание школьников. – 2009. - № 4. – С. 27.
  2. Гаврилычева Г. Ф. Гражданское воспитание: опыт и перспективы // Воспитание школьников. – 2010. - № 3. – С. 3 – 10.; № 4. – С. 3 - 7.
  3. Материалы музейного уголка МБОУ Кочуновской ООШ
  4. Никитина Л. Е., Звонарёва Л. У. Воспитание патриотизма средствами литературы и искусства: [Методологический аспект в истории отечественной педагогики] // Воспитание школьников. – 2014. - № 1. – С. 3 – 12

Интернет – источники:

  1. https://rosuchebnik.ru
  2. https://www.youtube.com
  3. https://w2.muzonov
  4. https://zvukipro.com
  5. http://zanimatika.narod.ru
  6. http://boobooka.com
  7. http://mp3party.net


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Разработка классного часа в рамках Урока Победы «Голоса войны: знаменитые корреспонденты времен Великой Отечественной войны»

Внеклассное мероприятие: классный часФорма: Путешествие в прошлое по страницам газет военной поры 1941 – 1945 гг.Тема:«Голоса войны: знаменитые корреспонденты времен Великой Отечественной ...

методическая разработка занятия по теме: «Создание анимационной открытки к 75 -летию победы в Великой Отечественной войне».

Тема занятия: «Создание анимационной открытки к 75 -летию победы в Великой Отечественной войне».Цель занятия: создать медиа продукт (анимационную открытку) в технике «перекладки&raqu...

Методическая разработка классного часа "Надо помнить об этой войне" , посвященного 75-летию Победы в Великой Отечественной войне

Методическая разработка классного часа "Надо помнить об этой войне" , посвященного 75-летию Победы в Великой Отечественной войне...

методическая разработка открытого мероприятия "Дорогами войны", посвященного 75-летию победы советского народа в Великой Отечественной войне

Методическая разработка подготовлена для проведения  открытого мероприятия  в 9-ом классе.  Открытый урок проведен  в форме интеллектуальной игры "Дорогами войны", посвящ...

Методическая разработка классного часа, посвященного Году памяти и славы- 75-летию Победы в Великой Отечественной войне 1941-1945 годов для обучающихся 10-11 классов

Цель : формирование патриотизма, воспитание российской идентичности школьников; воспитание чувства гордости за свою Родину на примере героического прошлого дедов и прадедов учащихся, ветеранов и ...

Методические рекомендации по подготовке единого урока ( классного часа) " Победный май", приуроченного к празднованию 75 - летия Победы в Великой Отечественной войне в 1941 - 1945 гг

Работа составлена с учетом подготовки учащихся  к Единому уроку " Победный май" трёх уровней обучения: начальная школа, основная , средняя школа....

Методическая разработка, посвященная 90-летию Р.И.Рождественского и победе русского народа в Великой Отечественной войне «Во все времена бессмертной Земли помните! К мерцающим звездам ведя корабли, — о погибших помните!»

В 2022 году отмечается 90-летие со дня рождения советского поэта Р.И.Рождественского. Его памяти и Победе в Великой отечественной войне посвящено мероприятие «Во все времена бессмертной Зем...