Методические рекомендации по подготовке единого урока ( классного часа) " Победный май", приуроченного к празднованию 75 - летия Победы в Великой Отечественной войне в 1941 - 1945 гг
методическая разработка (5, 6, 7, 8 класс)

Работа составлена с учетом подготовки учащихся  к Единому уроку " Победный май" трёх уровней обучения: начальная школа, основная , средняя школа.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Методические рекомендации по подготовке единого урока (классного часа)  «Победный май», приуроченного к празднованию 75-летия Победы в Великой Отечественной войне  1941–1945 годов

Работу выполнила

Казакова Людмила Петровна

учитель русского языка и литературы

МБОУ « СОШ с. Б.Дмитриевка

 Лысогорского района

Саратовской области»

Адрес школы:

412875

Саратовская область, Лысогорский район

с. Большая Дмитриевка, ул. Школьная , д.12.

2020 год

Аннотация

В 2020 году в России будет отмечаться 75 - летие Победы в Великой Отечественной войне. Народы мира, поставленные перед угрозой уничтожения фашизмом целых цивилизаций, культур, наций, сплотились в единой борьбе с этим злом. Во Вторую мировую войну были вовлечены 72 государства, представлявшие свыше 80 % населения мира. В этих странах было мобилизовано около 110 млн человек, погибло 62 млн человек, из которых 27 млн составляют граждане СССР.

Для нашего народа Великая Отечественная война стала тяжелейшим испытанием. Подрастающее поколение должно знать о подвиге советского народа в  годы войны, о том, какие огромные потери понесла наша Родина на полях ожесточенных сражений и на оккупированных врагом территориях, о беспримерной стойкости партизан и подпольщиков, о самоотверженном труде женщин, подростков и детей, которые в глубоком тылу, на протяжении 1418 военных дней и ночей боролись и трудились во имя будущего, обеспечивая свой вклад в Победу. Современные школьники должны знать о важнейших вехах на пути к Победе. Это оборона Бреста и Могилева, битва за Москву, Сталинградская битва, Курская битва, битва за Днепр, освобождение Советского Союза и стран Восточной Европы в 1944–1945 годах. И о том, что 8 мая в предместье Берлина – Карлсхорсте в присутствии представителей командований армий СССР, США, Англии и Франции представители поверженной Германии подписали акт о безоговорочной капитуляции. В ознаменование победоносного завершения Великой Отечественной войны советского народа против немецко-фашистских захватчиков 9 мая 1945 года было объявлено днем всенародных торжеств – Днем Победы.

Пояснительная записка

Праздник Победы в Великой Отечественной войне – это не только праздник Памяти, праздник народа-победителя, но и «передний край» нынешнего сражения за наше будущее.

Цель рекомендаций: убедить учащихся в том,  что лишь тот народ свободен и может противостоять любой агрессии, кто готов сражаться за свою свободу, за свою землю и за свое будущее до конца. Убедить в том, что  народ, чувствующий свою правоту в освободительной войне, непобедим.

Считаю, что сохранение памяти о Великой Отечественной войне необходимо для дальнейшего развития России в XXI веке. Историческая память и чувство гордости за свою историю – основа достоинства нации, ее способности к реализации национальных интересов, ценностей и идеалов.

Чрезвычайно важно, чтобы в широкомасштабную подготовку и празднование 75-й годовщины Победы в Великой Отечественной войне включилась каждая образовательная организация.

Предлагаемые методические рекомендации и дополнительные учебно- методические материалы, надеюсь, смогут  помочь педагогам организовать и провести классный час в соответствии с вышеуказанной тематикой и с учетом педагогического мастерства учителя, уровня подготовки учащихся, специфики обучения в начальной, основной и старшей школах.

                                             Содержание

1).В начальной школе (1–4 классы) у детей доминирует эмоционально- чувственное отношение к миру, друг к другу. Поэтому учителю важно через слово, образ, иллюстрации, развивающие игры, инсценировки создать благоприятные условия для эмоционального восприятия школьниками учебной информации о памятных датах российской истории. Главными формами проведения классного часа могут стать рассказ, беседа, игра- путешествие, очные и виртуальные экскурсии с применением мультимедийных средств. В ходе классного часа рекомендуется использовать развивающие тесты, занимательные вопросы, а также организовывать викторины и конкурсы.

2). В основной школе (5–9 классы) классный час, посвященный Великой Победе, нацелен на решение как познавательных, так и воспитательных задач.

При организации и проведении классного часа целесообразно использовать активные педагогические технологии: проблемные вопросы, познавательные задачи, игровые приемы, театрализованные представления, практико-ориентированные ситуации и т.п. Формы проведения могут быть самые разнообразные: рассказ, беседа, школьная лекция с опережающими заданиями, презентация с активным использованием мультимедийных материалов. Эффективной формой проведения классного часа могут стать виртуальные и очные экскурсии, интеллектуальные игры, компьютерные презентации учащихся и т.д. Выбор указанных форм определяется поставленными целями, возрастом учащихся, техническими возможностями школы и т.д. В процессе классного часа возможно постоянное обращение к репродукциям картин, картам, схемам и другим наглядным материалам, которые необходимо заранее подготовить для данного мероприятия.

3). В старших классах (10-11 классы), как известно, акцент делается на проблемный, диалоговый характер обучения, значительное внимание уделяется дискуссионным вопросам, которые неоднозначно воспринимаются и оцениваются в литературе и общественных кругах, что, в свою очередь, диктует необходимость применения активных методик и технологий, поисково-исследовательских подходов в образовательной практике.

Эти особенности необходимо учитывать при организации классного часа для старшеклассников по соответствующей проблематике.

Рекомендуются такие формы его проведения, как дискуссия, диспут, исследование, моделирование исторической ситуации, конференция, круглый

стол и др., нацеленные на аналитическую деятельность, самостоятельную и групповую работу, диалог.

4). Целесообразно также использовать воспитательные возможности музея. В музее можно организовать тематические выставки, приуроченные к наиболее значимым событиям времен Великой Отечественной войны;  провести встречи с участниками событий, показать материалы  которые представлены в музеях, предусмотреть подготовку учащихся-экскурсоводов.

 Список рекомендуемой и использованной литературы по истории Великой Отечественной войны

Алексеев С. П. Герои Великой Отечественной: рассказы / С. П. Алексеев. – М.: Дрофа-Плюс, 2005. – 62 с. – (Внеклассное чтение).

Баграмян И. X. Так начиналась война. – М.: Голос, 2000.

Василевский A. M. Дело всей жизни. – М., 1988.

Великая Отечественная война 1941–1945: словарь-справочник. – М., 1988.

Великая Отечественная война 1941–1945: энциклопедия. – М., 1985.

Великая Отечественная война Советского Союза 1941–1945: Краткая история. – 3-е изд. – М., 1984.

Великая Отечественная война 1941–1945: Военно-исторические очерки. В 4 кн. (РАН. Отделение истории и др.). – М.: Наука, 1998–1999 гг.

Верт А. Россия в войне 1941–1945 [пер. с англ.]. – Смоленск, 2003.

Война и политика 1939–1941. – М., 2001.

Вторая мировая война: два взгляда. – М., 1995.

Гареев М. А. Неоднозначные страницы войны: очерки о проблемных вопросах истории Великой Отечественной войны. – М., 1995.

Герои Советского Союза: Краткий биографический словарь. М., 1988.

Готовил ли Сталин наступательную войну против Гитлера? - М., 1995

Гриф секретности снят. Потери Вооруженных сил СССР в войнах, боевых действиях и военных конфликтах. - М., 1993

Жуков Г.К. Воспоминания и размышления: В 2 т. 13-е изд., испр. и доп .— М., 2002.

Кларк А. План «Барбаросса». Крушение Третьего рейха. 1941-1945. - М., 2004

Конев И.С. Записки командующего фронтом. - М., 2000

Кульков Е., Мягков М., Ржешевский О. Война 1941 — 1945: Факты и документы. - М., 2001.

Куманев Г.А. Подвиг и подлог. Страницы Великой Отечественной войны 1941- 1945 гг. - М., 2000.

Лидеры войны — Сталин, Рузвельт, Черчилль, Гитлер, Муссолини. - М., 1995

Лубченков Ю. Н. 7 великих побед и еще 42 подвига в Великой Отечественной войне М.,2010.

Мировые войны XX века: В 4 кн. — М.: Наука, 2002. Кн.3: Вторая мировая война: Исторический очерк. — М., 2002

Молодяков В.Э. Несостоявшаяся ось: Берлин-Москва-Токио. - М. 2004

Митяев, А. Рассказы о великой Отечественной войне. М., 2005.

Олейников Г.А. Курская битва. Сражение под Прохоровкой. – СПб., 2003

Павлов В.В. Сталинград: мифы и реальность. СПб, 2003.

Петров Н., Эдельман О. Новое о советских героях. //Новый мир. - 1997. - № 6

Печерская, А. Н. Дети - герои Великой Отечественной войны : рассказы  М., 2005.

Ржешевский О.А. Война и дипломатия. Документы, комментарии (1941-1942). - М., 1997;

Вторая мировая война. Итоги и уроки. М., 1985

Сайты с материалами о Великой Отечественной войне также можно найти на:

Великая война //www.velikvoy.narod.ru

Википедия - свободная энциклопедия // ru/wikipedia.org

Герои Великой Отечественной войны //all4heroes.ru

Герои страны //www.warheroes.ru

Маршал Жуков //marshalgukov.narod.ru

Мир истории Великой Отечественной войны. //gpw.tellur.ru

Молодая гвардия ///www.molodguard.ru

Наша победа //www.9may.ru

Солдаты ХХ века //www.soldat.narod.ru

Курская битва // kursk1943.mil.ru

Русская освободительная армия //www.roa.ru

Русская цивилизация//www.rustrana.ru)

Сталинизм //www.stalinism.fatal.ru

Хронос - всемирная история в Интернете //www.hrono.ru

                                              Приложения.

Дополнительные учебно-методические материалы к проведению тематических уроков, посвященных празднованию 75 -летия Победы в Великой Отечественной войне 1941-1945 годов

Материалы для урока в 1 – 4 классах

Формы урока в начальной школе могут быть самыми разнообразными, главное, чтобы они были интересными и действенными, способствовали формированию гордости за историю своего города, страны и ее знаменитых людей, соответствовали возрасту учеников:

  • встреча- чествование ветеранов войны «Земной поклон Вам, герои Победы», «Поклонимся великим тем годам»;
  • беседы «Мир и война глазами детей», «С чего начинается память о войне», «Далекой войны солдат…»;
  • викторина «Знаешь ли ты юных героев Великой Отечественной войны?», «Галерея портретов полководцев», «Города - герои»;
  • посещение музея;
  • посещение мемориальных комплексов,
  • заочные путешествия с просмотром видеофрагментов или репродукций «Дорогами войны», «Перелистывая страницы истории», «Там, где была война», «Искусство, опаленное войной»;
  • конкурсы чтецов «Их подвиг будет жить в веках», «Память о героях священна», «Никто не забыт, ничто не забыто»;
  • конкурсы рисунков и плакатов «Мир глазами детей», «Миру - мир», «Помнить больно – забыть нельзя», «Нам не нужна война», и т.д.

На уроке возможно использование такого оборудования:

  • ксерокопии плакатов военных лет, продовольственной карточки, солдатский котелок;
  • треугольник фронтового письма, кусочек черного хлеба (размер нормы военного времени), вещмешок, кисет, каска или что-то иное;
  • «Галерея портретов» (полководцев, солдат, детей-участников войны, облика городов … военного времени);
  • творческие работы учащихся (2-4 классы): рисунки, сочинения, сообщения, проектные работы по тематике Великой Отечественной войны;
  • предметы быта военных лет; фотографии, предоставленные семьями учащихся для проведения школьных или классных мероприятий;
  • фрагменты кинофильмов: «Будь проклята война», «Стратегия победы», «Битва за Москву», «Военачальники. Георгий Жуков», другие;
  • настенная карта «Великая Отечественная война 1941-1945 гг.» и другие карты (отдельных сражений, показ действий второго фронта и т.д.);
  • выставки литературы по теме урока;
  • компьютерные программы, посвященные Великой Победе.

Ход урока.

Знакомство с темой.

Актуализация знаний. Вступительная беседа «Что мы знаем о войне?».

Сообщение: «События Великой Отечественной войны в документах и поэтических произведениях» (рассказать об основных  событиях Великой Отечественной войны).

Материалы для учителя

1. Основные этапы и события Великой Отечественной войны.

Этапы Великой Отечественной войны Советского Союза 1941-1945 гг.

Первый – 22 июня 1941 г – 18 ноября 1942 г. начальный.

Второй – коренной перелом 19 ноября 1942 г.- декабрь 1943 г.

Третий – завершающий, победный -1944 г. - 9 мая 1945 г.

Битва за Москву (30 сентября – 5- 6 декабря 1941 г.) – срыв план молниеносной войны.

Сталинградская битва  (началась 25 августа 1942 г.):  

19 ноября 1942 г. –  контрнаступление Красной Армии;

2 февраля 1943 г. – окружение и разгром армии противника – начало коренного перелома в ходе Великой Отечественной войны.

Курская битва (июль-август 1943 г.).

Битва за Днепр и освобождение Киева 6 ноября 1943 г. – завершение коренного перелома в ходе Великой Отечественной войны.        

Снятие блокады Ленинграда (14-27 января 1944 г.).

Освобождение территории СССР (январь-сентябрь 1944 г.).

Берлинская операция    (16 апреля-8 мая 1945 г.) (1мая взят Берлин);

Подписание акта о безоговорочной капитуляции Германии (8 мая 1945 г.).

Освобождение Праги  (9 мая 1945 г.).

9 мая 1945 г. – День Победы советского народа над фашисткой Германией.

                                              Материалы для учащихся

На рассвете 22 июня 1941 года началась Великая Отечественная война. Долгие 4 года до 9 мая 1945 года наши деды и прадеды боролись за освобождение Родины от фашизма. Они делали это ради будущих поколений, ради нас. Давайте навсегда сохраним память об этой справедливой войне.

1. В первый день войны им было по 17-20 лет. Из каждых 100 ребят этого возраста, ушедших на фронт, 97 не вернулись назад. 97 из 100! Вот она, война!

2. Война - это 1725 разрушенных и сожженных городов и посёлков, свыше 70 тысяч сёл и деревень в нашей стране. Война - это 32 тысячи взорванных заводов и фабрик, 65 тысяч километров железнодорожных путей.

3. Война - это 900 дней и ночей блокадного Ленинграда. Это 125 граммов хлеба в сутки. Это тонны бомб и снарядов, падающих на мирных людей.

4. Война - это 20 часов у станка в день. Это урожай, выросший на солёной от пота земле. Это кровавые мозоли на ладонях таких же девчонок и мальчишек, как ты.

5. Война… От Бреста до Москвы - 1000 км, от Москвы до Берлина – 1600 км. Итого: 2600 км - это если считать по прямой.

6. Кажется мало, правда? Самолётом примерно 4 часа, а вот перебежками и по-пластунски - 4 года- 1418 дней.

7. Люди погибали, не щадили своей жизни, шли на смерть, чтобы прогнать фашистов с нашей земли. 28 Панфиловцев. Они не пропустили к Москве ни один из 50 с лишним вражеских танков. "Велика Россия, а отступать некуда. Позади Москва". Защищая столицу, почти все бойцы погибли, но они подбили 50 фашистских танков.

8. Белорусская деревня Хатынь. Это было так: 22 марта 1943 года небольшую деревню Хатынь окружили немцы. Солдаты врывались в крестьянские хаты и выбрасывали людей на улицу. Жителей сгоняли в сарай. В нём становилось всё теснее и теснее. Матери пытались успокоить детей, но сами не могли сдержать слёз. В Хатыни было немало многодетных семей. Например, у Барановских - 9 детей. У Новицких, Иотко - по 7. А 19-летняя Вера Яскевич на руках качала семинедельного сына. В сарай прикладами затолкали стариков. Каратели обложили сарай соломой, облили бензином и подожгли. Их сжигали живыми. Многие пытались вырваться из огня. Тщетно! Эсэсовцы хладнокровно, без промаха расстреливали их из автоматов. Для 149 жителей Хатыни этот день стал последним. Мученическую смерть приняли 75 детей.

                                        Материалы для урока в 5 – 9 классах                

 Формами урока в основной школе могут быть:

  • викторины, конкурсы, блицтурниры, способствующие формированию знаний о Второй мировой войне, о Великой Отечественной войне, о подвиге  защитников нашей страны;
  • выпуск школьной стенной печати: боевой лист, классная стенгазета;
  • создание исторической карты или карты-схемы;
  • сообщения учащихся с использование мемуарной литературы;
  • рассказы школьников о воспоминаниях родственников, знакомых о том, в каких условиях жили люди военных лет, как выглядело их жилище, гардероб, кухня коммунальной квартиры, как они питались, проводили досуг, какое впечатление производили на них письма с фронта, рассказы участников строительства оборонных рубежей;
  • сообщения учащихся о походах, поездках или экскурсиях по местам боевой славы;
  • конкурс творческих работ учащихся: рисунков, антивоенных лозунгов, сочинений, эссе, интервью…;
  • конкурс чтецов;
  • выполнение пилотного проекта;
  • просмотр и обсуждение хроникально-документальных и художественных фильмов, посвященных Великой Победе;
  • компьютерные презентации: «Детство, опаленное войной», «История войны в судьбе моей семьи»;
  • представления визиток-портретов «Боевой путь моего дедушки, прадедушки», «Моя бабушка, прабабушка в годы войны»;
  • литературно-музыкальная гостиная  «Поэзия войны священной», «Ради мира на Земле»;
  • организация выставок, тематических экспозиций художественно-публицистических изданий, посвященных героическим событиям истории.

При организации единого  урока « Победный май» следует обратить внимание на необходимость интернационального воспитания учащихся, так как победа в Великой Отечественной войне является подвигом многих народов, сплотившихся не против немецкой нации, а против  фашизма.

План урока.

1. Что мы знаем о Великой Отечественной войне (вступительная беседа).

2. Человек на войне.

3. События Великой Отечественной войны в поэтических произведениях (стихи прилагаются).

                                                   Ход урока.

1) Вступительная беседа может начаться с вопросов о датах начала и завершения Великой Отечественной войны (даты записываются на доске).

– Какие известные вам события можно вписать в этот промежуток между 22 июня 1941 года и 9 мая 1945 года?

По мере их перечисления учитель сам или силами заранее подготовленных учащихся кратко комментирует содержание этих событий, расставляет их в хронологическом порядке и при необходимости привлекает творческие работы учащихся, которые представлены на стенде.

Возможны аннотации к книгам по истории Великой Отечественной войны, просмотр фрагментов из кино – или видеофильмов о войне.

Далее целесообразно спросить учащихся:

Кого из героев Великой Отечественной войны вы знаете?

Имена каких полководцев Великой Отечественной войны вам известны?

Какие подвиги героев – воинов армии и флота, партизан вам запомнились из книг, кинофильмов?

Приведите примеры подвигов, совершенных в годы Великой Отечественной войны вашими ровесниками

Заслушав ответы учащихся, учитель обратить внимание на то, что одной из черт гражданина является его благодарная память о живых страницах биографии своей страны, своего народа.

                                Павел Коган

Я слушаю далекий грохот,

Подпочвенный, неясный гуд

Там подымается эпоха

И я патроны берегу.

Я крепко берегу их к бою.

Так дай мне мужество в боях,

Ведь если бой, то я с тобою,

Эпоха громкая моя.

 Пророческие строки стихотворения, в которых выражено ощущение надвигающейся войны, смертельной схватки с фашизмом. Этим ощущением жило поколение тридцатых годов. Когда пришел час защищать Родину, советские люди сражались за каждую пядь родной земли, «чтоб лишних сто семьдесят два сантиметра легли в завоеванный счет».

Гитлеровское командование исчисляло сроки войны с СССР месяцами и неделями. Мужество, героизм, самопожертвование наших соотечественников сломили их планы.

Один из учащихся прочтет стихотворение Александра Плотникова

Солдату я слагаю оду.

Был ратный путь его тяжел.

Он все прошел: огонь и воду,

И трубы медные прошел.

Шагал по вражескому следу

До завершающего дня.

И прочно выковал Победу

Из грома, стали и огня.

И, полна творящей силы,

Вся в блеске солнца, не в дыму,

Стоит спасенная Россия,

Как вечный памятник ему.

Это стихотворение может быть органичным переходом ко второму пункту плана.

 2) Учитель отмечает, что самым молодым солдатом последнего призыва сегодня за восемьдесят, и их не так много осталось в живых, а с каждым годом становится все меньше, и это с каждым годом становится все заметнее.

Сегодняшние школьники уверенно рассуждают о цене победы, прогнозируют дальнейшее развитие событий: что было бы, если бы…, дискутируют на тему: были ли героями Александр Матросов или Зоя Космодемьянская, имел ли право полководец посылать на смерть тысячи людей ради «точки на карте» и т.п. При этом есть довольно значительная часть учащихся, которые вообще не знают конкретных имен героев войны. «А ровесникам нынешних старшеклассников и ровесникам ваших родителей в те годы не приходилось рассуждать», –  скажет учитель.  – «Они получали приказ, и его необходимо было выполнить. Им надо было выстоять, выдержать, сражаясь не на жизнь, а насмерть и только благодаря тому, что большинство из них пошли на самопожертвование, отдали свои жизни, мы с вами живы и, сидя дома у телевизора или в светлом классе, можем спорить, вести дискуссии, рассуждать на темы войны и мира». А те люди воевали за нашу землю, за нашу Родину, за родных и близких людей, за наше с вами будущее, за нашу с вами жизнь.

Наверное, среди них были всякие: и негодяи, и трусы, и предатели, но не они решили исход войны. Не они 1418 дней и ночей своей жизни отдали тому, чтобы «пропахав пол-Европы по-пластунски», водрузить флаг над Берлином, сокрушив фашизм.

Следует включить рассказ о памятниках, городах героях.

3) Завершить занятие можно чтением стихотворений, которые предварительно распределяются между учащимися. Они своим содержанием создают определенный эмоциональный фон, приподнятое настроение и могут быть достойным завершением занятия.

Материалы для урока в 10 – 11 классах

Формами работы на уроке в старшей школе могут быть:

  • брейн-ринг: «Встреча с подвигом»; «Современные проблемы распространения фашизма в мире и его проявление в нашей стране»,
  • философский стол «Выполняя интернациональный долг», «Роль личности в истории страны», «Антинационалистические движения в современной истории»;
  • диспуты: «Что такое Родина? Как связаны между собой понятия «Родина» и «патриотизм»?», «Почему важно хранить память о знаменательном событии прошедшей войны и тех, кто приближал «праздник со слезами на глазах?», «А должен ли я быть верным своей Родине? В чём это должно проявляться?»;
  • фотовыставки «Города-герои»;
  • презентация фотолетописи «И помнить страшно, и забыть нельзя», в которой можно собрать  воспоминания, стихи, фотографии о трудных военных днях.

На основе осмысления старшеклассниками исторического значения победы нашего народа в Великой Отечественной  войне, вклада СССР в разгром фашизма во Второй мировой войне необходимо создать условия для воспитания гражданственности, патриотизма, развития мировоззренческих убеждений старшеклассников, расширения их социального опыта, развития способностей сопоставлять различные версии и оценки исторических событий и личностей, определения личностного отношения к истории Великой Отечественной войны.

При проведении урока целесообразно учитывать то, что учащиеся 10-11 классов в период их обучения в 9 классе изучали историю Второй мировой, поэтому им знакомы следующие факты, явления, процессы и личности:  причины, участники, основные этапы военных действий во Второй мировой войне, итоги войны; создание и значение антигитлеровской коалиции, деятельность ее лидеров (Ф. Рузвельта,  И. Сталина, У.Черчилля), роль СССР в коалиции; «новый порядок» на оккупированных территориях, политика геноцида, холокост; движение Сопротивления.

Особое внимание в 9 классе уделялось изучению истории Великой

Отечественной войны.

Рассматриваемые  темы:

  • этапы и крупнейшие сражения и итоги Великой Отечественной войны (Московское сражение,  оборона Ленинграда, Сталинградская битва, битва на Курской дуге, битва за Берлин);
  • вклад СССР в освобождение Европы;
  • деятельность выдающихся полководцев  (Г.К. Жукова (1896 – 1974), А.М. Василевского (1895 – 1977), К.К. Рокоссовского (1896 – 1968);
  • героический труд народа в тылу;
  • политику  фашистов на оккупированной территории и мужественную борьбу народа в тылу врага (партизанское движение, подполье);
  • главные факторы Великой Победы нашего народа.

Часть вопросов урока предлагается  провести на проблемном уровне,

учитывая подготовленность класса и учителя.

                                                  План урока.

Значение Победы в Великой Отечественной войне для России, мира, современной жизни россиян.

Причины Победы.

Долг памяти перед соотечественниками – победителями фашизма.

                                                       Ход урока.

 1) Для постановки проблемы «В чем значение Победы в Великой Отечественной войне для страны, мира, нашей современной жизни?» можно организовать «мозговой штурм». 

                                                 Задание.

Вспомните события из истории России, которые  без споров и разногласий называют великими.

Учащиеся  называют события. Как правило, школьники говорят о Великой Отечественной войне.

Учитель ставит перед классом вопросы: почему именно Великая Отечественная война названа в качестве великого события в истории нашей страны? Какова роль нашей Победы в истории человечества? Почему через 75 лет после завершения войны мы мысленно постоянно возвращаемся к ней?

При обсуждении вопросов целесообразно использовать информацию о роли Восточного фронта в разгроме фашизма, людских и материальных потерях, понесенных нашей страной в ходе Великой Отечественной войны (см. приложения).

Важно коллективными усилиями класса выйти на центральную идею урока: Великая Отечественная – освободительная война, в ходе которой наша страна отстояла национальную независимость и территориальную целостность, вместе с союзниками спасла мир от фашистского режима. Народ ценой огромных потерь отстоял наше право на жизнь.

         Задание.

Назовите самые значимые события Великой Отечественной войны 1941-1945 гг. Кратко объясните, почему именно эти события вы так оценили?

Задание.

Используя источник, определите цели гитлеровский Германии и значение победы СССР в Великой Отечественной войне.  

 Из дневника Ф. Гальдера (до 1942 г. начальник генштаба сухопутных войск Германии). 30.03.1941 г.

«»11.00 – Большое совещание у фюрера. Почти 2.5 – часовая речь…

Наши задачи в отношении России – разгромить ее вооруженные силы, уничтожить государство…

…Колониальные задачи!

Борьба двух идеологий: уничтожающий приговор большевизму не означает социального преступления… речь идет о борьбе на уничтожение… Мы ведем войну не для того, чтобы законсервировать своего противника. Будущая картина политической карты России: Северная Россия отойдет к Финляндии; протектораты в Прибалтике, на Украине, в Белоруссии. Борьба против России: уничтожение большевистских комиссаров и коммунистической интеллигенции.

Эта война будет резко отличаться от войны на Западе. На Востоке сама жестокость – благо для будущего.

Из замечаний  и  предложений  по  генеральному плану «Ост» рейхсфюрера войск СС  Г.Гиммлера, начало 1941 г.»

 Речь идет не только о разгроме государства с центром в Москве. Достижение этой исторической цели никогда не означало бы полного решения проблемы. Дело заключается, скорее всего, в том, чтобы разгромить русских как народ, разобщить их...

         Из выступления по радио У. Черчилля. 22.06.1941 г.

«У {нацистского режима} нет никаких устоев и принципов, кроме алчности и стремления к расовому господству. По своей жестокости и яростной агрессивности он превосходит все формы человеческой испорченности. За последние 25 лет никто не был более последовательным противником коммунизма, чем я. Я не возьму обратно ни одного слова, которое я сказал о нем. Но все это бледнеет перед развертывающимся сейчас зрелищем. Прошлое с его преступлениями, безумствами и трагедиями исчезает. Я вижу русских солдат, стоящих на пороге своей родной земли, охраняющих поля, которые их отцы обрабатывали с незапамятных времен.  Я вижу их охраняющими свои дома, где их матери и жены молятся – да, ибо бывают времена, когда молятся все, - о безопасности своих близких, о возвращении своего кормильца, своего защитника и опоры…  Я вижу, как на все это надвигается гнусная нацистская военная машина с ее щеголеватыми, бряцающими шпорами прусскими офицерами, с ее искусными агентами, только что усмирившими и связавшими по рукам и ногам десяток стран. Я вижу также серую вымуштрованную,  послушную массу свирепой гуннской солдатни, надвигающейся подобно тучам ползущей саранчи…Мы полны решимости уничтожить Гитлера и все следы нацистского режима…Отсюда следует, что мы окажем России и русскому народу всю помощь, какую только сможем…Это не классовая война, а война, в которую втянуты вся Британская империя и Содружество наций без различия расы, вероисповедания или партии.

Поэтому опасность, угрожающая России, - это опасность, грозящая нам и Соединенным штатам, точно так же, как дело каждого русского, сражающегося за свой очаг и дом, - это дело свободных людей и свободных народов во всех уголках земного шара. Усвоим же уроки, уже преподанные нам столь горьким опытом. Удвоим свои усилия и будем бороться сообща, сколько хватит сил и жизни».

 Из выступления по радио И.В. Сталина. 03.07.1941 г.

«Товарищи! Граждане! Братья и сестры! Бойцы нашей армии и флота! К вам обращаюсь я,  друзья мои! Вероломное военное нападение гитлеровской Германии на нашу Родину, начатое 22 июня, продолжается…

Враг жесток и неутомим. Дело идет… о жизни и смерти народов СССР, о том – быть народам Советского Союза свободными или впасть в порабощение. Нужно, чтобы советские люди поняли это и перестали быть беззаботными, чтобы они мобилизовали себя и перестроили всю свою работу на новый, военный лад, не знающий пощады врагу…

Войну с фашистской Германией нельзя считать войной обычной. Она является не только войной между двумя армиями. Она является вместе с тем великой войной всего советского народа против немецко – фашистских войск.

Целью этой всенародной отечественной войны против фашистских угнетателей является не только ликвидация опасности,  нависшей над нашей страной, но и помощь всем народам Европы, стонущим под игом германского фашизма… В этой освободительной войне мы не будем одиноки… Наша война за свободу нашего Отечества сольется с борьбой народов Европы и Америки  за их независимость, за демократические свободы. Это будет единый фронт народов, стоящих за свободу против порабощения и угрозы порабощения со стороны фашистских армий Гитлера…

Все силы народа – на разгром врага!

Вперед за нашу победу!»

2) В чем причины Победы нашего народа в Великой Отечественной войне? Эпиграфом к этому этапу урока могут быть строки: «Нам нужна одна Победа – одна на всех, мы за ценой не постоим» (Булат Окуджава).

Можно поручить одному из старшеклассников прочитать отрывок из стихотворения И.Эренбурга «9 мая»:

 Она была в линялой гимнастерке,

И ноги были до крови натерты.

Она пришла и постучалась в дом.

Открыла мать. Был стол накрыт к обеду.

«Твой сын служил со мной в полку одном,

И я пришла. Меня зовут Победа».

Был черный хлеб белее белых дней,

И слезы были соли солоней.

Все сто столиц кричали вдалеке,

В ладоши хлопали и танцевали.

И только в тихом русском городке

Две женщины, как мертвые, молчали.

Обсуждение проблемы проводится в форме беседы. Старшеклассники называют такие истоки победы, как:

  • мужество, героизм, стойкость, самоотверженность советских людей, которые понимали, что борьба с врагом и победа над ним – единственная возможность сохранить жизнь своим родным и любимым, своей Родине;
  • единение народов Советского Союза, представителей различных конфессий в борьбе с фашизмом;
  • превосходство советской экономики в обеспечении фронта(см. приложение), героическая работа тыла;
  • превосходство советского военного искусства;
  • партизанское движение как составная часть движения Сопротивления;
  • создание и  деятельность антифашистской коалиции.

Великая победа, главным источником которой были стойкость и героизм народов СССР, изменила социально – психологическую атмосферу в обществе, сознание людей. Патриотизм, готовность отдать жизнь за родину были осознанным выбором. Формировались такие качества личности, как инициативность и ответственность, готовность принимать самостоятельные решения.  

Фронтовики мечтали о послевоенной жизни, в которой не будет места репрессиям и несправедливости – об этом ярко говорят строки письма из действующей армии:

«Знаешь, родная, я часто думаю о том, как будут жить люди после войны, - мне кажется, что за это время все так научились ценить жизнь – даже в самых простых ее проявлениях, что каждая минута ее будет радостна и каждое движение благостно» (из письма В.Л. Занадворова жене, 19.10.1942 г.)

 В хорошо подготовленном классе учитель может предложить учащимся сопоставить их выводы с иными взглядами и мнениями, используя документ. Это способствует формированию умений критически осмысливать информацию, аргументировано отстаивать свою точку зрения.

  3) Рассматривая вопрос о нашем долге перед соотечественниками – победителями фашизма, можно провести обсуждение этой проблемы, организовав работу в группах.

Задание.

 Выскажите свое мнение о том, в чем заключается Долг памяти? В каких делах вы можете проявить себя? На выполнение задания отводится 3 – 5 минут.

Заключение: 

При обсуждении ответов старшеклассников учителю рекомендуется напомнить им о программах, посвященных 75-летию Великой Победы.

Главной проблемой ветеранов является, конечно, здоровье. Но не только. Они думают не только о себе – они озабочены будущим своих детей и внуков, думают о том, что будет с  Россией –  ведь они защитили ее ценой огромных личных лишений и ценой жизни своих друзей и родных. И мы знаем, что для них самым большим удовлетворением будет вера  в то, что и отданные жизни, и все лишения не были напрасны, что Россия жива и процветает. А самой большой наградой для них за это будет ПАМЯТЬ о них – мы это знаем достоверно из встреч с ветеранами. Это еще одна причина - пока наши ветераны еще живы и относительно здоровы – необходимо  активизировать работу  по сбору и сохранению их воспоминаний.

Подводя итоги занятия, учитель может обратиться к итогам опроса фонда «Общественное мнение». Участники опроса – граждане России самым важным событием ХХ века, оказавшим влияние на Россию, назвали Великую Отечественную войну 1941 – 1945 гг.

Уходят из жизни участники военных событий. Но память об их подвиге,  о Великой Победе остается в сердцах россиян.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Музейный урок на тему: "Подвиг живой бессмертен», посвящённый 65 – летию Победы в Великой Отечественной войне!"

Конспект урока предназначен для учащхся 8-х классов. Целью урока является:рассказать о подвигах народа в годы войны....

Музейный урок на тему: "Подвиг живой бессмертен», посвящённый 65 – летию Победы в Великой Отечественной войне!"

Конспект урока предназначен для учащхся 8-х классов. Целью урока является:рассказать о подвигах народа в годы войны....

Отчет о проведении экологической акции «Лес победы», приуроченной к 75-летию победы в Великой Отечественной войне

Отряд «Юнармии» в количестве 19 учащихся под руководством руководителя отряда Лопсан Ч.М. приняли участие в акции «Лес Победы». Во дворе школы посадили 2 лиственницы с табличко...

Разработка Классного часа в 5 классе посвященный 75- летию Победе в Великой Отечественной Войне

Разработка Классного  часа  в 5 классе посвященный 75- летию Победе в  Великой Отечественной  Войне...