Главные вкладки

    Разработка классного часа в 8 классе, посвящённого 75-летию Победы в Великой Отечественной войне, "Они дошли с победой до рейхстага".
    классный час (8 класс) на тему

    Линник Ирина Владимировна

    Данный классный час предназначен для учащихся 8-х классов.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon razrabotka_kl.ch_._oni_doshli_s_pobedoy_do_reyhstaga.doc80 КБ

    Предварительный просмотр:

    Классный час в 8 классе,

    посвящённый 75-летию Победы в Великой Отечественной войне,

    «Они дошли с победой до рейхстага».

    Цель классного часа:

    Познакомить с юными патриотами.

    Задачи:

    1. Формирование уважения к историческому прошлому своего народа на примере подвигов, совершенных в годы Великой Отечественной войны.

    2. Воспитание любви к Родине, гордости за победу русского народа в Великой Отечественной войне.

    3. Развитие внимания, памяти, усидчивости, культуры поведения, творческих способностей.

    Оборудование: 

    Компьютер, проектор, экран, презентация, книжная выставка о пионерах-героях «Войной украденное детство».

    Ход классного часа:

    Ведущий 1:

    (Слайд 1) Тем, кто сквозь годы войны
    Пронес великое знамя победы!
    Тем, кто, рискуя жизнью своей,
    Отстоял мир и счастье на Земле!
    Тем, кого навсегда унесла война,

    Посвящается…

    Ведущий 2:

    Здравствуйте, ребята! (Слайд 2) Каждый год перед 9 мая мы с вами говорим о Великой Отечественной войне. Давайте вспомним, что мы знаем об этом событии? (Ответы учащихся).

    А сейчас мы с вами посмотрим небольшой фрагмент из фильма о войне.

    Просмотр фрагмента фильма.

    Какие эмоции у вас возникли при просмотре этого отрывка? (Ответы учащихся)

    Ведущий 1:

    (Слайд 3) Семь с половиной десятилетий минуло с тех пор. Наша страна изменилась. Она стала богаче, краше, величественнее. Многие ветераны уже ушли из жизни, но память об их подвигах до сих пор жива. (Слайд 4) Это и музеи, посвящённые ВОВ, и памятники, и книги. (Слайд 5) Сегодня наша встреча будет посвящена детям – героям войны.

    Ведущий 2:

    (Слайд 6) До войны эти девчонки и мальчишки были такими же, как все. Они ходили в школу, помогали родителям, писали записки на уроках и влюблялись. В один момент их жизнь изменилась вместе с жизнью всей страны.

    Учащийся 1:

    Июнь. Клонился к вечеру закат,

    И тёплой ночью разливалось море.

    И раздавался звонкий смех ребят,

    Не знающих, не ведающих горя.

    Июнь! Тогда ещё не знали мы,

    Со школьных вечеров домой шагая,

    Что завтра будет первый день войны,

    А кончится она лишь в сорок пятом, в мае.

    Ведущий 1:

    (Слайд 7) 22 июня 1941 года не объявляя войны, фашисты вероломно напали на нашу мирную страну, нарушив её покой. Многие сёла были сожжены, города окружены и взяты в блокаду. (Звучит фонограмма 1-го куплета и припева песни «Священная война»).

    Ведущий 2:

    (Слайд 8) «Великая Отечественная война…так уж случилось, что наша память о войне и все наши представления о ней – мужские. Это и понятно: воевали в основном-то мужчины – но в этом и отражение неполного нашего знания о войне. (Слайд 9) Ведь огромная тяжесть легла на плечи матерей, жён, сестёр, которые были санинструкторами на полях сражений, заменяли мужчин у станков, на заводах и колхозных полях. От женщины-матери идёт начало жизни, и как-то несопоставимо это с войной, которая убивает жизнь». (Слайд 10) Так пишет белорусская писательница Светлана Алексиевич в книге «У войны не женское лицо».

    Ведущий 1:

    А закончить эту мысль, лёгшую в заглавие книги, хочется так: «и тем более не детское».

    Но эта война была особенной…(Слайд 11) Она и называлась Великой Отечественной потому, что все от мала до велика поднялись на защиту Родины. Вчерашние дети работали на заводах по 18 часов и спали возле станков, они уходили в партизанские отряды и приносили не меньше пользы, чем взрослые. Их маленькие сердечки были наполнены отвагой, мужеством и ненавистью к врагу. Их жизни были полны таких испытаний, вынести которые смог бы не всякий взрослый.

    Учащийся 2:

    Горнили: «К бою!» трубы полковые,

    Военный гром катился над страной.

    Вставали в строй мальчишки боевые,

    На левый фланг в солдатский строй.

    Великоваты были им шинели,

    Во всём полку сапог не подобрать,

    Но всё равно в боях они умели

    Не отступать, а побеждать.

    Жила в сердцах их взрослая отвага,

    В двенадцать лет по-взрослому сильны,

    Они дошли с победой до рейхстага,

    Сыны полков своей страны.

    В.Суслов

    Ведущий 2:

    Многие юные патриоты погибли в боях с врагом, (Слайд 12) а четверо из них – Марат Казей, Валя Котик, Лёня Голиков и Зина Портнова – были удостоены звания Героя Советского Союза.

    Учащийся 3:

    (Слайд 13) Марат Казей родился 10 октября 1929 года в селе Станьково, под Минском. Отец, Иван Казей, был убежденным коммунистом, его ценили и уважали на работе. Мать, Анна Казей, была членом избирательной комиссии в Верховном Совете СССР и участвовала в общественной деятельности. В 1935 году по доносу Иван Казей был арестован за вредительство и сослан на Дальний Восток, где впоследствии и пропал. После ареста мужа Анну уволили с работы, отчислили с заочного отделения Московского педагогического института, лишили жилья. Женщина сразу же активно занялась подпольной деятельностью, за что была повешена гестаповцами в 1942 году. Смерть матери вызвала ненависть и гнев в сердцах Марата и его 16-летней сестры Ариадны. (Слайд 14) Подростки ушли в партизанский отряд и начали вести яростную борьбу с врагом наравне с взрослыми.

    Юркого и ловкого мальчишку не раз посылали в разведку, и он приносил ценные сведения о вражеских гарнизонах. Весной 1943 года его отряд попал в окружение. Марат смог прорваться через оцепление и привести помощь. В этом окружении Ариадна отморозила обе ноги, которые впоследствии были ампутированы. После операции в полевых условиях её вывезли самолетом в тыл, а Марат еще не раз добывал важную информацию для своего отряда.

    В мае 1944 года 14-летний Марат выполнял очередное задание и был окружен фашистами. Он мужественно отстреливался, пока не кончились патроны. Последней гранатой, которая у него оставалась, он взорвал себя и приблизившихся к нему немцев.

    (Слайд 15) Звание Героя Советского Союза было присвоено мальчику уже посмертно, в 1965 году. Помимо этого он был награжден медалями "За отвагу", "За боевые заслуги" и орденом Ленина. (Слайд 16) В Минске установлен памятник пионеру-герою.

    Учащийся 4:

    (Слайд 17) Валентин Котик происходил из простой крестьянской семьи, из Хмельницкой области Украины. Когда в 1941 году немцы оккупировали украинскую землю, он был 11-летним школьником.

    (Слайд 18) Юный пионер стразу принял горячее участие в помощи советскому фронту. Вместе с одноклассниками Валя собирал боеприпасы: гранаты, винтовки, пистолеты, оставшееся на полях сражений и переправлял все это оружие партизанам.

    В 1942 году он был принят в число разведчиков подпольной советской организации, в следующем году мальчик стал полноправным членом партизанского отряда. Самый известный свой подвиг Валя совершил осенью 1943 года: он обнаружил секретную радиолинию немцев, которую те тщательно скрывали (позже партизаны уничтожили эту линию, оставив фашистов без связи). Мальчик участвовал во многих операциях партизан: был хорошим подрывником, связистом и бойцом. Валентин Котик прошел долгие и трудные два с половиной года войны, скончался от смертельных ран, полученных в бою, в феврале 1944 года. 

    После войны имя Валентина Котика стало нарицательным. (Слайд 19) Мальчик был награжден орденами и партизанскими медалями. А в 1958 году ему присвоили звание Героя. (Слайд 20) Именем Вали Котика называли пионерские отряды, улицы, парки и скверы. Ему были воздвигнуты памятники по всему Советскому Союзу. Подвиг Валентина был прославлен в художественной киноленте о войне «Орленок», в котором главный герой — мужественный юный пионер подрывал себя гранатой, чтобы не попасть в плен к фашистам.

    Учащийся 5:

    (Слайд 21) Лёня Голиков родился теплым днем 17 июня 1926 года в Псковской области. Закончил семь классов и пошел работать на фанерный завод вместе с родителями. Война нарушила планы мирных жителей. В 1941 году Леониду исполнилось 15 лет.

    Район, в котором проживала семья Голиковых, был оккупирован немцами вплоть до начала весны 1942 года. (Слайд 22) Именно в это время по решению Ленинградского штаба начал формирование партизанский отряд, который стал вторым домом для юного героя. Мальчишку в четвертый Ленинградский партизанский отряд приняли не сразу, по причине юного возраста.

    (Слайд 23) Послужной список Леонида действительно впечатляет:

    • он лично участвовал в 27 зарегистрированных боевых операциях;
    • благодаря этому юнцу были уничтожены несколько десятков фашистов, около 10 боевых машин с боеприпасами, так же двадцать мостов, спасших жизнь сотням советских солдат, были взорваны руками юного героя;
    • сопровождал обозы в блокадный Ленинград.

    Одна из самых ярких побед с участием Лёни была 13 августа 1942 года, на малом шоссе «Луга – Псков» была атакована машина генерал-майора Рихарда фон Виртц. Пока наши солдаты давали отпор сопротивлению немецкой группы, мальчик с другими партизанами сумел завладеть очень важной документацией, изменивший ход важного боя.

    (Слайд 24) Уже в июле 1942 года Леня получил свою первую награду – это была почетная «медаль за отвагу», и это было только начало. Все сослуживцы, от мало до велико, в один голос отмечали мужество и отвагу бойца, приложившего немало усилий для победы над нацизмом. Был награжден в ноябре 1942 года орденом Красного Знамени. Это одна из самых ценных наград фронтовиков Великой Отечественной войны.

    Герой СССР Леонид Голиков в возрасте 15 лет пал в бою в декабре 1942 года.

    (Слайд 25) В г.Йошкар-Оле назван переулок в честь Лени Голикова. Там же установлен памятник герою. Школа Йошкар-Олы № 13 носит имя Леонида Голикова. (Слайд 26) Есть и в других городах улицы, названные именем Л.Голикова (Псков, Калининград, Нижний Новгород и др).

    (Слайд 27) Также указом Президиума от 2 апреля 1944 года посмертно был награжден званием Героя Советского Союза.

    Учащийся 6:

    (Слайд 28) Зинаида Портнова родилась в Ленинграде в 1926 году. Окончив семилетку, летом 1941 года девочка вместе с сестренкой приехала в гости к бабушке в деревню Зуи около поселка Оболь Витебской области, где вплоть до ареста участвовала вместе с другими подпольщиками в борьбе с фашистами.

    (Слайд 29) Когда немцы захватили Белоруссию, девочке шел 14-тый год. Немцами был введен комендантский час, нарушение которого каралось смертью. Зине не удалось покинуть поселок, она осталась в Оболи и решила оказывать посильную помощь взрослым борцам с гитлеровскими захватчиками: переписывала листовки и ночами обклеивала ими центральные здания населенного пункта.

    (Слайд 30) Позднее она вступила в ряды подпольной организации «Юные мстители». Подпольщики помогали партизанам, собирая информацию о дислокации немецких сил, организовывали диверсии.

    Работая в столовой при немецкой комендатуре, Зина подсыпала отраву в кастрюлю с супом, который предназначался оккупантам. В результате этой акции сотня фашистов серьезно пострадала. Чтобы отвести от себя подозрения девочке пришлось попробовать отравленный суп. Зину выходили в партизанском отряде, где она продолжила борьбу с фашистскими оккупантами.

    В составе разведывательной группы Зина добывала сведения для отряда, а также участвовала в боевых операциях. 

    В результате доносов, затесавшегося в ряды «Мстителей» местного жителя Гречухина, летом 1943 года подпольная организация была разгромлена. Многие ее члены были арестованы и замучены. По поручению партизанского отряда Зина Портнова появилась в родных местах, чтобы восстановить связь с уцелевшими ребятами из подполья. После задания Зина нарвалась на патруль. Ее задержали. В комендатуре Зину опознали как активную участницу «Мстителей». Пошли допросы, во время одного девчушка схватив, лежащий без присмотра пистолет, ранила немецкого следователя и попыталась сбежать. Зина не успела добраться до леса, ее настигла автоматная очередь, прострелив ноги.

    Пионер-герой Портнова Зинаида, несмотря на пытки, проявила невероятную силу духа, не выдав никого из товарищей. Девочка прошла через страдания, которые не выдержал бы взрослый. В начале января 1944 года солнечная Ромашка была расстреляна.

    (Слайд 31) Через 13 лет после окончания войны Зинаида Портнова была посмертно награждена Золотой звездой Героя. Ее именем названа улица в родном городе.

    Ведущий 1:

    (Слайд 32) Каждый приближал победу как мог. Кто-то, ровняясь на старших, делал всё, чтобы прогнать захватчиков с нашей земли, другие же встали вместо отца к станку. Но легко ли было тем, кто не воевал и не трудился на производстве? (Слайд 33) Вы можете спросить, что же героического в том, чтобы в 5-10 лет пережить голод, холод и страх смерти? И могли ли вообще что-то понять слабые и несмышленые дети из того, что происходило вокруг них? Что для них Родина? И та страшная битва, от исхода которой зависела жизнь и смерть?

    Учащийся 7:

    (Слайд 34) На развороченном пути

    Стоит мальчишка лет пяти,

    В глазах расширенных истома,

    И щёки белые, как мел.

    - Где твоя мама, мальчик?

    - Дома.

    - А где твой дом, сынок?

    - Сгорел.

    Он сел. Его снежком заносит.

    В его глазах мутится свет.

    Он даже хлеба не попросит.

    Он тоже знает: хлеба нет!

    Ведущий 2:

    (Слайд 35) Ещё они помнят про то, как убегали на фронт и тосковали о школе…Или как умирали от голода и пуль врага их близкие люди.

    Учащийся 8:

    Девчонка руки протянула

    И головой и на край стола.

    Сначала думали – уснула,

    А оказалось – умерла…

    Никто не обронил ни слова,

    Лишь хрипло, сквозь метельный стон,

    Учитель выдавил, что снова

    Уроки – после похорон.

    Ю.Воронов

    Ведущий 1:

    (Слайд 36) Останется ли ребёнок, прошедший через ужасы войны, обычным ребёнком? Кто отнял у него детство, кто возвратит ему его? Что помнит он из пережитого и может рассказать? Но он должен рассказать! Потому что и сейчас где-то рвутся бомбы, свистят пули, горят дома!

    Ведущий 2:

    После войны мир узнал немало историй о судьбах детей военного времени. (Слайд 37) Прежде чем рассказать об 11-летей ленинградской школьнице Тане Савичевой, вспомним о судьбе города, в котором она жила. (Слайд 38) С сентября 1941 по январь 1944-го года, 900 дней и ночей, Ленинград жил в кольце вражеской блокады. 640 тысяч его жителей погибло от голода, холода и артобстрелов. Склады продовольствия сгорели во время налётов немецкой авиации. Пришлось урезать рацион питания. Рабочим и инженерно-техническим работникам выдавали в день всего по 250 г хлеба, а служащим и детям – по 125 г. Немцы рассчитывали, что ленинградцы перессорятся из-за хлеба, перестанут защищать свой город и сдадут его на милость врага. Но они просчитались. Не может погибнуть город, если на его защиту встало всё население…и даже дети!

    Ведущий 1:

    (Слайд 39) Нет, Таня Савичева не строила укреплений и вообще не совершила никакого геройства, её подвиг в ином. Она написала блокадную историю своей семьи…

    Большая, дружная семья Савичевых спокойно и мирно жила на Васильевском острове. Но война отняла у девочки всех родных – одного за другим. Таня сделала 9 коротких записей…

    Учащийся 9:

    (Слайд 40) Эта тонкая тетрадка

    Стоит многих толстых книг.

    Пионерка Ленинграда

    Потрясает твой дневник.

    Таня, Савичева Таня,

    Ты в сердцах у нас жива,

    Затаив на миг дыханье,

    Слышит мир твои слова.

    «Женя умерла 28 декабря в 12.00. ч. утра 1941 г.»

    «Бабушка умерла 25 января в 3 ч. дня 1942 г.»

    «Лека умер 17 марта в 5 ч. утра 1942 г.»

    «Дядя Вася умер в 2 ч. ночи 14 апреля 1942 г.»

    «Дядя Лёша умер 10 мая в 4 ч. дня 1942 г.»

    «Мама умерла 13 мая в 07.30. ч. утра 1942 г.»

    «Савичевы умерли».

    «Умерли все».

    «Осталась одна Таня».

    Ведущий 2:

    (Слайд 41) Что же было дальше с Таней? Надолго ли пережила она своих родных? Одинокую девочку вместе с другими сиротами удалось отправить в относительно сытую и благополучную Горьковскую область. Но сильное истощение и нервное потрясение взяли своё. Она умерла 23 мая 1944 года.

    Учащийся 10:

    (Слайд 42) Этот дневник на процессе Нюрнбергском

    Был документом страшным и веским,

    Плакали люди, строчки читая,

    Плакали люди, фашизм проклиная.

    Танин дневник – это боль Ленинграда,

    Но прочитать его каждому надо.

    Словно кричит за страницей страница:

    «Вновь не должно это всё повториться!»

    И.Малышев

    Ведущий 1:

    (Слайд 43) Свыше 20 миллионов человек потеряла наша страна в той войне. Язык цифр скуп. Но вы всё же вслушайтесь и представьте…Если бы мы посвятили каждой жертве по одной минуте молчания, то нам пришлось бы молчать 20 миллионов минут, а это более 38 лет поминальной молитвы.

    Учащийся 11:

    (Слайд 44) Неугасима память поколений

    И память тех, кого так свято чтим,

    Давайте, люди, встанём на мгновенье

    И в скорби постоим и помолчим (Минута молчания)

    Ведущий 2:

    1418 долгих дней и ночей шла война. Казалось, нет ей конца и края. (Слайд 45) Но победа пришла! (Звучит фонограмма первого куплета и припева песни «День Победы»)

    День 9 мая знает весь мир. Как долго наши деды шли к этому дню!

    Проходят годы, но не могут ветераны забыть о войне. И в этом есть великая правда. Потому что о войне надо говорить не только по праздникам.

    Ведущий 1:

    (Слайд 46) 75 лет назад закончилась Великая Отечественная война. Для мировой истории это, может быть, короткий миг, а для людей – целая жизнь. Время летит, как ветер. Годы текут, как реки. Но как утёсы, как скалы, стоят герои. Бессмертен их подвиг. Потому что залогом их бессмертия стала наша память. Пусть она всегда хранит былое. Память нужна не только тем, кто выстоял, ещё нужнее она нам – молодым, чтобы мы знали, что такое жизнь и смерть, война и мир и какой ценой достигается свобода. Её надо беречь. Ложь и беспамятство рождают людей без роду и племени, без памяти и родства, людей, не достойных свободы.

    Учащийся 12:

    (Слайд 46) Всё помнится, ничто не забыто,

    Всё помнится, никто не забыт,

    И днём, и ночью в чаше из гранита

    Святое пламя трепетно горит.

    Ведущий 2:

    (Слайд 47) Если эта встреча заставила кого-то задуматься о смысле жизни, о людях, которые окружают, любят и берегут нас, значит, не напрасно прошло время. Так радуйтесь солнцу, любите жизнь и творите добро!

    Учащийся 13:

    Войны не хотим мы нигде, никогда,

    Пусть мир будет в мире везде и всегда.

    Да будет светлой жизнь детей!

    Как светел мир в глазах открытых!

    О, не разрушь и не убей –

    Земле достаточно убитых!

    Список используемых источников:

    1. http://www.ote4estvo.ru/1904-marat-kazey.
    2. http://www.ote4estvo.ru/1894-valya-kotik.
    3. http://www.ote4estvo.ru/1895-lenya-golikov.
    4. http://www.ote4estvo.ru/1898-zina-portnova.
    5. http://www.metod-kopilka.ru/razrabotka_klassnogo_chasa_quotyunye_geroi_velikoy_otechestvennoy_voynyquot_1-11klassy.-8605.htm


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Музыкально-историческая композиция, посвященная 69-ой годовщине Победы в Великой Отечественной войне "Салютуем во славу Победы!!!"

    Мероприятие направлено на воспитание в детях мужества и любви к Отчизне, приобщение их к изучению военной истории и патриотических традиций края и страны, утверждение в сознании учащихся патриотически...

    Презентация к классному часу, посвящённому 70-летию победы в Великой Отечественной войне.

    Презентация на тему "Моя семья в Великую Отечественную войну". Подготовлена учащимися 10-А класса о родственниках на основании архивных документов и фотографий времён Великой Отечественной войны ...

    Методическая разработка классного часа «Надо помнить об этой войне», посвященного 75-летию Победы в Великой Отечественной войне.

    Для всех нас, Великая Отечественная война – история. Но ее должен знать каждый уважающий себя человек, потому что это история нашей Родины, наших родных и близких....

    Сценарий классного часа «Урок Победы», посвящённого празднованию 75-летия Победы в Великой Отечественной войне 1941 – 1945 годов

    Сформировать представление учащихся о Великой Отечественной войне и её героях. Показать, какое большое историческое значение имеет День Победы – 9 Мая в истории развития нашей страны. Соде...