Главные вкладки

    Развитие этнического и духовного потенциала гражданина – патриота своей страны.
    классный час по теме

     

    В современных условиях люди живут и действуют в границах нескольких культур. Изучение, сохранение и развитие национальных культур, в том числе культуры хакасов, способствует воспитанию культуры межнационального общения. Культура межнационального общения - необходимое условие мирного сосуществования людей в многонациональном обществе, ее формирование проходит через воспитание, образование и приобщение личности к культуре.   

    Знакомство с историей, культурой, психологией разных народов позволяет найти общий язык и, возможно, избежать противоречий, которые приводят к межнациональным конфликтам.

                Перед системой образования стоит задача приобщения новых поколений к исторической памяти народа. Знание своих традиций необходимо каждому народу. Наше прошлое - это фундамент стабильной, полноценной  жизни, залог эволюционного развития.

    В современном обществе в связи с экономическим и духовным расслоением существует многообразие представлений о человеке и его предназначении в жизни. Различные партии, фракции, организации, религиозные концессии, национальные объединения формулируют свои, нередко противоположные друг другу цели воспитания. Вопрос о целях воспитания представляется особо значимым сейчас, потому что идет процесс формирования нового поколения российских граждан. Воспитание гражданина страны – одно из главных условий национального возрождения. Понятие гражданственности предполагает освоение и реализацию ребенком своих прав и обязанностей по отношению к себе самому, своей семье, коллективу, к родному краю.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon zhdanova_ng.doc63.5 КБ

    Предварительный просмотр:

    Развитие этнического и духовного потенциала

    гражданина – патриота своей страны.          

                                 

    Жданова Наталья Георгиевна,

    учитель математики МБОУ СОШ № 25 г.Абакана                                                    

                                                                                   

    Я видел множество могил,

                                                                                  Которому мой взор конца

    не находил.

                                                                                 Сии старинные курганы,

                                                                             Рассеянные по полям,

                                                                              У коих камни по углам,

                                                                                          Стоят как грозны великаны…

    А.К.Кузмин 1828

    В современных условиях люди живут и действуют в границах нескольких культур. Изучение, сохранение и развитие национальных культур, в том числе культуры хакасов, способствует воспитанию культуры межнационального общения. Культура межнационального общения - необходимое условие мирного сосуществования людей в многонациональном обществе, ее формирование проходит через воспитание, образование и приобщение личности к культуре.  

    Знакомство с историей, культурой, психологией разных народов позволяет найти общий язык и, возможно, избежать противоречий, которые приводят к межнациональным конфликтам.

             Перед системой образования стоит задача приобщения новых поколений к исторической памяти народа. Знание своих традиций необходимо каждому народу. Наше прошлое - это фундамент стабильной, полноценной  жизни, залог эволюционного развития.

    В современном обществе в связи с экономическим и духовным расслоением существует многообразие представлений о человеке и его предназначении в жизни. Различные партии, фракции, организации, религиозные концессии, национальные объединения формулируют свои, нередко противоположные друг другу цели воспитания. Вопрос о целях воспитания представляется особо значимым сейчас, потому что идет процесс формирования нового поколения российских граждан. Воспитание гражданина страны – одно из главных условий национального возрождения. Понятие гражданственности предполагает освоение и реализацию ребенком своих прав и обязанностей по отношению к себе самому, своей семье, коллективу, к родному краю.

    Формируя гражданина, прежде всего мы должны видеть в нем человека. Поэтому гражданин с педагогической точки зрения – это самобытная индивидуальность, личность. Под духовно-нравственным воспитанием понимается передача ученикам знаний,  составляющий духовный, нравственный потенциал человеческого общества. На основе  духовно-нравственных ценностей идет фрмирование опыта поведения и жизнедеятельности.

    Нравственное воспитание является неотъемлемой частью общего учебно-воспитательного процесса. Необходимо целенаправленно развивать  у ребенка проявления духовности, ориентировать на уважение к другим людям, сострадание, сочувствие, уважение к этническим и духовным традициям родного края, что прививает   любовь к Родине.

    Восстановление  исторической памяти, умение понимать культуру своей семьи,  народа, республики, России формирует национальную гордость и национальную память.

    В качестве примера духовно-нравственного воспитания, предлагаю разработку классного часа, посвященного этническому и духовному потенциалу родного края.

    Классный час «У истоков родного  края».

    Цели:

    1. формирование этнических знаний;
    2. воспитание любви к природе, родному к краю, самому себе;
    3. развитие наблюдательности и внимания.

    Форма: заочная экскурсия по музеям-заповедникам.

    Подготовительная работа.

    1. Рассказать о древней культуре Хакасского народа.
    2. Создать презентацию «Красота родного края» фото из личного альбома.
    3. Познакомиться с  национальной кухней  хакасского народа. Приготовить блюдо по старинному рецепту.
    4. Изучить досуг и предложить одну из национальных игр.
    5. Подготовить название команды, эмблему и девиз.  

    Содержание классного часа.

    Вступительное слово

    Сегодня мы с вами отправляемся в удивительное заочное путешествие. В пути нам очень пригодится знания и смекалка, дружба и находчивость, быстрота и аккуратность выполнения заданий. Как и в любом походе, вы должны помогать друг другу, а не винить за неудачу или ошибку. Действуйте дружно, и весело, и вам будет сопутствовать удача.

    Тур первый.

    Команды отправляются в путь. Кто стоит на старте?

    Объявляются  команды-участницы с предоставлением  возможности разъяснить свою эмблему и девиз.

    Тур второй.

    На пути нам встретился Краеведческий музей: экскурсоводы команд  рассказывают о древней культуре Хакасского народа.

     

    1 команда.

    Когда попадаешь в хакасские степи и бродишь среди торчащих из земли каменных стел неведомо кем поставленных здесь, невольно соприкасаешься с седой древностью. И кажется, что эти безмолвные каменные свидетели былых эпох начинают тебе шептать о тайнах своего создания и тех бурных событиях древней истории, которые разворачивались вокруг них. Рассматривая замысловатые и причудливые рисунки и знаки, и вглядываясь в лики фантастических божеств, которые высечены на многих камнях, погружаешься в загадочный мир древних верований и культов. На участках выветренной степи можно увидеть россыпи черепков глиняных горшков, в которых тысячелетия назад готовили пищу. Поднявшись на вершину горы, обнаружишь заросшие лишайником руины крепостных сооружений, а в долине будут видны еле заметные канавки, следы былых оросительных систем.

    2 команда.

    Хакасы - древний и в тоже время молодой тюркоязычный народ, проживающий в Хакасии с давних времен. В своем современном составе он сформировался уже после вхождения Хакасии в состав Российского государства в начале XVIII века. А, по сути, это потомки населения государственного образования енисейских кыргызов, история которого насчитывает целое тысячелетие. Где были и невероятные взлеты, когда этому государству подчинялись обширные просторы от Иртыша до Байкала, и горесть утрат и упадка после набегов многочисленных центральноазиатских завоевателей. Героическая, насыщенная событиями и в тоже время трагическая история предков хакасского народа во многом отразилась на их традиционной культуре. Это придало ей особый неповторимый колорит. В культуре хакасов сочетаются степные традиции кочевников с таежным охотничьим укладом, корни которого уходят в дотюркскую эпоху. Немалую роль в формировании самобытной культуры сыграла благодатная природа Хакасии. Она также разнообразна и многолика, как окружающий ее ландшафт.

    3 команда. 

           Чайаан чалбах. Человек во вселенной. Каждая этническая культура на протяжении длительного времени вырабатывает свое собственное представление об окружающей вселенной и своем месте в ней. В традиционном мировоззрении вся окружающая природа считалась живой, поэтому все природные объекты: горы, реки, деревья, растения - все силы реального и мифического космоса человек призывал в союзники, чтобы, заручившись их поддержкой, обеспечить свою жизнь и потомство.         Хакасы считали, что Вселенная неоднородна: она подразделяется на ряд уровней, в котором проживают божества, люди, демоны и другие существа. В наиболее общем виде мир делится на три части - Верхний (небесный), Средний (земной) и Нижний (подземный).         Небесный мир, согласно хакасскому мировоззрению, подразделяется на девять слоев (тамы), где располагаются девять творцов - чайанов. В нем никогда не бывает зимы - только вечное лето. (Рис. Небесное моление)  Главным божеством считался «Чалбырос чайачы» - Милосердный творец. Чайаны достаточно редко вмешиваются в дела Среднего мира. Однако ежегодно все хакасские племенные группы проводили мероприятия, связывающие их с Небесным миром.

    Тур третий.

    Оглянись сколько знакомого и незнакомого ты видишь вокруг.

    Командиры команд представляют презентацию фотографий родного края.

    Тур четвертый.

    Ведущий:

    Кулинарное искусство хакасского народа богато своими традициями, уходящими в глубокую древность. Своеобразие любой национальной кухни всегда тесно связано с особенностями жизни народа.

    Хакасы занимались скотоводством, земледелием и огородничеством, охотничьим промыслом и рыболовством, а также собирательством. Все это отражалось в их материальной культуре, в том числе в народной кухне. Соответственно в состав пищи хакасов входили мясо, молоко, мясные и молочные продукты, хлеб, мучные изделия, картофель и овощи, мясо диких зверей, птиц, рыб, дикорастущие растения, ягоды и различные напитки.

    Современная хакасская кулинария основана на традициях народной кухни. Издавна большой популярностью пользуются блюда из баранины, конины, говядины, рыбы, молока, молочных продуктов, зерна, ягод, грибов и трав.

             Рецептура народной кухни складывалась веками, многие ее изделия являются образцами умелого сочетания продуктов по вкусовым качествам и сезонным возможностям.

    Так, осенью, особенно в подтаежных районах, широко используется в пищу мясо диких животных, дичь. Весной, летом хакасы, живущие по берегам рек Абакана, Таштьща, Теи, Июсов, Чулыма разнообразят питание рыбой. В водах этих рек водятся такие рыбы, как таймень, хариус, ленок, а в Енисее — осетровые. Много рыбы в многочисленных озерах Хакасии.

    Особенностью хакасской кухни является активное использование молочных продуктов, из которых готовят айран, пызылах, потхы, а также ячменя, пшеницы.

    Потребности в витаминах в старину удовлетворялись за счет дикорастущих — кедровых орехов, разнообразных ягод, корней, съедобных трав, полевого лука, дикого чеснока (черемши).

    середины прошлого века  хакасы, беря пример с русских  крестьян, стали сажать картофель, заниматься огородничеством, кое-где даже садоводством.        

    Команды представляют приготовленное блюдо по старинному рецепту.

    1. Салат из брынзы с помидорами

    Свежие красные помидоры нарезать кружочками, крупно порезать листья петрушки, брынзу потереть  на терке. Все перемешать, заправить сметаной или растительным маслом.

    На 400 г помидоров — 50 г зеленых листьев петрушки, 100 г брынзы, сметана или растительное масло по вкусу.

    2. Салат из строй моркови с орехами

    Очищенную сырую морковь натереть на терке с мелкими отверстиями, полить растопленным и остывшим медом, перемешать и посыпать мелко рубленными грецкими орехами.

    На 100 г моркови — 40 г меда, 30 г очищенных орехов.

    3. Салат из редьки и моркови

    Черную редьку очистить от кожицы и обмыть холодной водой, натереть  часть на мелкой, другую часть на крупной  терке. Все смешать. Положить сметану или растительное масло Добавить моркови, протертой через мелкую терку, Салат красив по внешнему виду, а также очень  вкусен, особенно в зимнее время, когда нет свежих овощей.

    На 100 г редьки — 1 среднюю морковь, 2 ст. ложки сметаны или 2 ст. ложки растительного масла, соль по вкусу.

    Тур пятый.

    Сделал дело – гуляй смело:

    1 команда      МЕЧЕЕКЕЙ

    Хакасская игра «мечеекей» напоминает современную западную игру  «дартс».

    Для этого из дерева изготавливался дротик «мечеекей» длиной с 0,5 м., одна сторона которого заострена, а с другой вставлены гусиные перья.

    На земле чертится круг. На расстоянии от 10 до 20 м. бросается  дротик.  Нужно  попасть  в центр круга.

    Другим видом мишени служила затесанная сторона дерева. Бросали в него дротик с расстояния 50 м. Победитель в этих соревнованиях получал звание «чöме» (дальнобойная     стрела).

    2 команда    ТЫРЛОС

    Хакасская игра «тырлос» (волчок) заключается в том, что все участники по очереди вращают девятигранный волчок. В статье Я. И. Сунчугашева он называется «солыр пырлас».

    На каждой грани волчка нанесены зарубки с цифровыми знаками I—1, II—2, III—3,  IIII —4, /—5, /I—6, /II—7, /III—8, . На кон ставится по 5 альчиков. Игрок мог с кона взять столько косточек, сколько выпало очков. Однако, если волчок упадет на сторону со знаком , то надо выложить два альчика. Победителем становился тот, кто выиграл  большое количество  костей.

     3 команда  ТОБИТ        

    Хакасская игра «тобит» соответствует русской игре в шашки.

             Обычно два чабана во время досуга чертили на земле или на бумаге клетки из пяти поперечно пересекающихся линий — дорог. На крайних точках линий и на последних пересечениях дорог со стороны игроков в два ряда ставились но 10 альчиков, служивших пешками (хул). Один из игроков, ставил альчики на сторону «поге», а другой в  положении «сога».

    Согласно правилам пешки ходили по дорогам вперед, вправо и влево. Назад ходить нельзя. Пешку противника съедали перескакивая через его кочевку (кос), т. е. по правилам русских шашек. Если пешка пройдет до конца линии, то она становилась дамкой — .«тобит». Выигрывает тот, кто съест все пешки противника.

    Тур шестой.

    ПОСЛОВИЦЫ И ПОГОВОРКИ

    Объяснить смысл хакасских пословиц

    1 команда

    1.Не оставь униженных без милости, сиротам не давай в сиротстве расти.

    2. Смех над бедой чужой — великий грех земной.

    3. Жить в согласии — век продлить, а в раздорах сократить.

    4. Пусть, кто вышел охотиться,— с полпути не воротится.

    2 команда

    1. Песка не нагружай на лошадь верховую и кровью не багри ты воду питьевую.

    2. Снедь в пути не тяжело нести.

    3. Обжор и выпивох конец обычно плох.

    4. У старшего проси благословенья, у младшего — благоволенья.

    3 команда

    1. Пусть будет крепок твой аркан, когда слывешь ты коневодом, и не пускайся на обман, коль держишь речь перед народом.

    2. Вначале кумекай, потом кукарекай.

    3. Друга в черный день оставить — навсегда себя ославить.

    4. Хочешь есть калачи, не сиди на печи.

    Тур седьмой

    Подведение итогов.  Награждение победителей.

    Литература:

    1.Е.А. Абдина.                  Хакасская кухня                               Красноярск 1989г.

    2. Б. В. Гендовский          Вверх по Енисею                             Москва 1980г.

    3 Н.П. Колпакова             Под ласковым солнцем                   Состав 1980г.

    Мы хотим наслаждаться красотой хакасской природы: бесконечным разнообразием степей, величавостью гор,  спокойствием озер, суровостью таежных лесов. Ведь биение  сердца природы непосредственно отдается в сердце человека. Свои идеи, мужество и силу человек черпает у природы. Мы  гордиться тем, что живем в Хакасии!


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Проект "Я - патриот своей страны"

    Цель проекта: Создание системы патриотического и духовно-нравственного воспитания в школе для формирования социально активной личности гражданина и патриота, обладающей чувством национальной гордости...

    Родительское собрание "Как воспитать гражданина и патриота своей страны"

    Данная презентация предназначена для проведения родительского собрания, на котором будет рассматриваться вопрос: "Как сформировать морально-психологические качества, навыки и умения, необходимые молод...

    В космос люди улетают патриотами своей страны, города, края,а возвращаются — патриотами всей Земли

    Что такое космос?На данный момент времени мы живем в современном мире информационных технологий, и часто слышим про понятие космос. Сейчас каждый человек должен знать о том, что такое космос, а также ...

    Духовно-нравственное воспитание младших школьников: "Я ГРАЖДАНИН И ПАТРИОТ СВОЕЙ СТРАНЫ"

    Вопрос духовно-нравственного воспитания детей является одной из ключевых проблем, стоящих перед каждым родителем, обществом и государством в целом.Из страны детства все мы уходим в большую жизнь, насы...

    Разработка классного часа на тему: Единый урок знаний "Я - патриот своей страны"

    Разработка данного  классного часа "Я -патриот своей страны" посвящена 25-летию Независимости Республики Казахстан, а также патриотическому акту "Мәнгілік Ел".Цель мероприятия:1)...

    Я-патриот своей страны

    Классный час "Я-патриот своей страны"...