"Ракета, космос. мечты".
классный час (6 класс) по теме

Толокольникова Антонина Анатольевна

Документ содержит конспект классного часа подготовленного ко дню космонавтики и авуиации.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл raketa_kosmos_mechty.docx393.28 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: «Ракета, космос, мечты».

Цель: развитие знаний детей о космосе, известных космонавтах и первооткрывателях космоса.

Задачи: 

  познакомить с историей создания ракетной техники;

  • познакомить с историей возникновения государственного праздника.

  развивать у детей любознательность, мышление, речь, память, внимание,

  воспитывать дисциплинированность, любознательность, гордость за свою страну, за Родину

  обучать активности, коллективизму.
Оборудование:
презентация, ноутбук, проектор; 2 газеты; карточки с заданиями.

ХОД УРОКА.

I. Организация класса. 

Здравствуйте, ребята. Я предлагаю Вам самим догадаться, о чём будет наш сегодняшний классный час. А для этого отгадайте загадки:

Из какого ковша
Не пьют, не едят,
А только на него глядят?          (Большая Медведица)

Желтая тарелка на небе висит.
Желтая тарелка всем тепло дарит.          (Солнце)

В дверь, в окно
Стучать не будет,
А взойдет
И всех разбудит.           (Солнце)

У бабушки над избушкой
Висит хлеба краюшка.
Собаки лают, достать не могут.      (Месяц)

По тёмному небу рассыпан горошек 
Цветной карамели из сахарной крошки, 
И только тогда, когда утро настанет, 
Вся карамель та внезапно растает.         (Звёзды) 


В космосе сквозь толщу лет 
Ледяной летит объект. 
Хвост его - полоска света, 
А зовут объект…       (Комета)

  Все загадки отгадали, так о чём мы будем сегодня говорить? Верно, о небе, о космосе и обо всём, что с ним связано.

II. Постановка темы и цели занятия. 

Педагог: Ребята, вы знаете, что 12 апреля вся наша страна отмечает День космонавтики. Сегодня мы поговорим о том, как люди стали осваивать космическое пространство, и почему именно 12 апреля мы отмечаем День космонавтики. А тема нашего классного часа: «Ракета, космос, мечты».

С давних времен загадочный мир планет и звезд притягивал к себе внимание людей, манил их своей таинственностью и красотой. Раньше, давным-давно, когда люди только начинали узнавать Землю, они представляли её перевернутой чашей, которая покоится на трех гигантских слонах, важно стоящих на панцире огромной черепахи. Эта чудо-черепаха плавает в море-океане, а весь мир накрыт хрустальным куполом неба с множеством сверкающих звезд. Таинственный блеск звезд и бездонная глубина неба всегда манили к себе людей. Они давно пытались покорить небо.

Знаете ли вы легенду о Дедале и его сыне Икаре? Икар со своим отцом жил на острове, который принадлежал очень жестокому царю, от него нельзя было убежать ни по суше, ни по морю, единственный путь спасения - небо. Но как?

Дедал придумал очень интересное и удобное приспособление - крылья. Он собрал перья птиц и скрепил их воском. Отец и сын прикрепили крылья к спине и взлетели в небо. Перед полетом Дедал предупредил сына о том, что нельзя высоко взлетать в небо, так как солнце растопит воск, которым скреплены крылья. Перья разлетятся, и он погибнет. Но Икар был настолько заворожен зрелищем, что забыл о наставлениях отца и взлетел слишком высоко. Солнце растопило воск, перья разлетелись, и Икар с огромной высоты упал в море. Такая вот грустная история.

С тех пор прошло несколько тысяч лет, на нашей Земле выросло много поколений добрых и умных людей. Они построили корабли и, совершив кругосветное путешествие, узнали, что Земля – шар. А астрономы доказали, что Земля летит в космосе, вращаясь вокруг солнца, делая один оборот вокруг своей оси за год.

Следующим шагом было изготовление шара с корзиной для пассажиров. В корзину ставили жаровню с горячими углями. Шар постоянно наполнялся горячим дымом. Но такой шар летел недолго и низко. Шар стали наполнять газом, он мог лететь долго, но был большим и неуклюжим. Летел в ту сторону, в которую дул ветер. Потом был создан дирижабль, а затем самолет. И стали летать в воздушной оболочке Земли. Но люди не остановились на достигнутом, их манил космос.

И вот 53 год назад обычному весеннему дню 12 апреля 1961 года суждено было навсегда войти в историю человечества. В этот день с космодрома Байконур стартовал космический корабль – спутник «Восток» с первым космонавтом Юрием Алексеевичем Гагариным. Космонавт - такого слова не было среди многих, многих тысяч слов. Привез его на Землю с неба летчик Юрий Алексеевич Гагарин.

В глубины бесконечной дали,
Что мы Вселенною зовём,
Галактик звёздные спирали
Плывут, в величии своём.

В том сил небесных проявленье,
Но мы не в силах их понять.
Отсюда звёзд обожествленье,
Ведь нам фантазий не унять.

Имён из мифов в хороводе
Созвездий, звёзд или планет
Не счесть на нашем небосводе.
А может, боги дарят свет,

Чтоб этой дивной красотою
Воображение будить,
И чтобы лунною тропою
На Землю ночью приходить...

                                            Богаченко Татьяна.

Учитель: Ребята, вы хорошо слушали, а теперь мы немного поиграем. Для этого нужно разделиться на две команды.

Даются названия команд («Ракета», «Корабль») Словарная работа.

Учитель: Ребята, а вы бы хотели побывать в космическом пространстве? Почему? (ответы ребят) Сегодня наш отряд юных космонавтов отправляется в путешествие. Мы совершим полет по нашей солнечной системе. Наш отряд юных космонавтов состоит из двух экипажей, в каждом из них свой командир. Космонавты! Во время полета будьте очень внимательны! Слушайте команды своих командиров!

(Звучит музыка в исполнении ансамбля «Земляне». Все дети выполняют физические упражнения под команды учителя.) 

Учитель: Но чтобы лететь, нам нужен космический корабль.

Конкурс 1.

Открывается рисунок ракеты на плакате. Второй экземпляр рисунка разрезан на детали. Команды экипажей приглашаются для сборки корабля (по образцу). Показывается рисунок с изображением ракеты. У команд конверты, в которых такие же ракеты, только разрезанные. Задача: как можно быстрее собрать рисунки.

Учитель: Молодцы! Вы справились с этим заданием!

Учитель: Дети, а вы знаете, кто создал проект космической ракеты?

Это был Константин Эдуардович Циолковский. В детстве он почти полностью потерял слух и с 14 лет учился самостоятельно; в 1879 году экстерном сдал экзамен на звание учителя, всю жизнь преподавал физику и математику. К.Э. Циолковский сделал ряд важных открытий в аэродинамике, дирижаблестроении. Впервые обосновал возможность использования ракет для межпланетных сообщений, создал проект многоступенчатой космической ракеты. Нашел ряд важнейших инженерных решений жидкостного ракетного двигателя.

 Корабль подготовлен к полету, а экипаж нет. Ребята, а во что одеты космонавты?

Дети: В скафандры.

Учитель: Правильно. А где ваши скафандры?

Конкурс 2. Из геометрических фигур нарисовать скафандр.

Живем мы на нашей планете

В такой замечательный век!

И первый из первых в ракете

Наш русский летит человек!

Не с целью разведки военной,

На сверхскоростном корабле

Летел он один во Вселенной,

Чтоб снова вернуться к земле!          (Сергей Михалков)

Учитель: Дети, а слышали ли вы о Сергее Павловиче Королёве? Кем он был?

Сергей Павлович Королёв — советский учёный, конструктор и организатор производства ракетно-космической техники и ракетного оружия СССР.  Сергей Королёв — создатель советского стратегического ракетного оружия средней и межконтинентальной дальности. Его конструкторские разработки в области ракетной техники имели исключительную ценность для развития советского ракетного вооружения, а вклад в организацию и развитие практической космонавтики имеет мировое значение. С. П. Королёв является создателем советской ракетно-космической техники, обеспечившей стратегический паритет и сделавшей СССР передовой ракетно-космической державой.

Учитель: Ребята, а вы знаете, сколько планет в Солнечной системе?

Конкурс 3. Назвать планеты, вращающиеся вокруг Солнца вместе с Землей. (Команды называют по очереди. За каждую планету команды получают балл.) 

Учитель: А как располагаются планеты солнечной системы? Это покажут наши космонавты.

Они должны разложить планеты по порядку и прочитать свой девиз.

(Командам раздаются листы с названием планет. На обороте каждого листа – слово из девиза)

Любой космический маршрут открыт для тех, кто любит труд.

Только сильных звездолет может взять с собой в полет.

Учитель:  И всё же ученые мечтали о полете человека в космос. Но прежде они решили проверить безопасность полетов на наших верных четвероногих помощниках – собаках. Самых первых собак, поднявшихся в ракете на высоту 110 км, звали Цыган и Дезик. Затем 3 ноября 1957 года в космос полетела собака по кличке Лайка. 19 августа 1960 года стартовал космический корабль «Восток» с двумя четвероногими космонавтами – Белкой и Стрелкой. Они провели в космосе 22 часа. За это время космический корабль облетел вокруг Земли 18 раз. Кроме собак на борту корабля были мыши и крысы, семена растений. А в марте 1961 года в космическом полете оказались другие путешественники – Чернушка и Звездочка.

Утро 12 апреля 1961 г. для миллиардов жителей Земли начиналось, как обычно. Лишь несколько человек знали, что этот день откроет эру полетов людей в космос. В 9 часов 7 минут с космодрома Байконур стартовал космический корабль «Восток». На его борту находился первый космонавт планеты Юрий Алексеевич Гагарин. Выполнив один оборот вокруг Земли в 10:55:34 на 108 минуте, корабль завершил плановый полёт (на одну секунду раньше, чем было запланировано). Позывной Гагарина был «Кедр». 

Кроме Гагарина, были ещё претенденты на первый полёт в космос, всего их было двадцать человек (Группа ВВС № 1). Они не были лучшими пилотами страны, претендентов отбирал сам Королёв, важен был рост, вес и здоровье: возраст не должен был превышать 30 лет, вес — 72 кг, а рост — 170 см. Только при таких характеристиках космонавт мог поместиться в первом космическом корабле «Восток», так как размеры и вес корабля были сильно ограничены мощностью ракеты-носителя «Восток».

Из двадцати претендентов отобрали шестерых, Королёв очень торопился, так как были данные, что 20 апреля 1961 года своего человека в космос отправят американцы. И поэтому старт планировалось назначить между 11 и 17 апреля 1961 года. Того, кто полетит в космос, определили в последний момент, на заседании ГК, ими стали Гагарин и его дублёр Герман Титов.

Юрий Гагарин

Спросил я у папы однажды:

"А кто такой Юрий Гагарин?

Наверное, он очень важный,

А я про него мало знаю..."

И папа тогда мне ответил:

"Я рад, что об этом меня ты спросил,

Он летчик отважный и смелый,

Прославил страну на весь мир.

Гагарин был первым на свете,

Кто в космос однажды полет совершил.

Мальчишкам на нашей планете

Мечту космонавтами стать подарил".

Теперь я горжусь тем, что знаю,

Кем же был Юрий Гагарин.

Спросите меня, отвечу вам гордо:

Он - космонавт, первым вышедший к звездам!

 Герман Степанович Титов был дублером Ю. Гагарина. Совершил полет на корабле «Восток – 2», став вторым космонавтом Земли. Полет Юрия Гагарина дал толчок к дальнейшему освоению космоса. Вокруг Земли обращаются десятки тысяч спутников, космические аппараты сели на Луну и Венеру и привезли оттуда образцы грунта.

16 июня 1963 года на орбиту спутника Земли был выведен космический корабль «Восток – 6». Его пилотировала первая в мире женщина-космонавт Валентина Владимировна Терешкова. Ее корабль «Восток – 6» совершил 48 витков вокруг Земли и успешно приземлился. В полете ей присвоили позывные «Чайка».  

Первым космонавтом, вышедшим в открытый космос, стал Алексей Леонов. Под впечатлением своего полета он нарисовал замечательные картины, на которых изображал Землю и космическое пространство.

Для длительной работы в космосе ученые создали космические орбитальные станции, на которых могли бы работать сразу несколько космонавтов. Искусственные спутники Земли по-прежнему день за днем несут свою вахту в космосе. Они снабжены многими сложными приборами и ведут наблюдение за Солнцем, звездами, атмосферой. С помощью спутников можно предсказывать погоду, осуществлять телевизионную, телефонную связь.

Когда-то Циолковский назвал Землю «колыбелью» разума, но добавил, что «…нельзя же вечно жить в колыбели!» Человек стремится покинуть «колыбель», чтобы освоить бесконечное пространство космоса и уже сейчас появились первые космические туристы!

Физкультминутка.

Учитель: Ну, а теперь, ребята, прежде чем продолжить наш классный час давайте немного отдохнём.

Играющие идут по кругу, взявшись за руки, и произносят:

"Ждут нас быстрые ракеты,

Для прогулок по планетам,

На какую захотим,

На такую полетим.

Но в игре один секрет - опоздавшим места нет!"

После этих слов все бегут к ракетодрому и занимают места в любой из ракет. Оставшиеся без места, идут в центр площадки. Затем все опять становятся в круг вместе с опоздавшими и снова начинают игру. Побеждают те участники, которые ни разу не остались без мест в ракете. Игру начинать только по сигналу учителя.


Конкурс 6.  /С болельщиками/

Разгадать кроссворд.

http://www.solnet.ee/holidays/pic/s15_05_1.gif

1. Летательный аппарат, на котором передвигалась Баба Яга.
2. Её видно только ночью.
3. Самая большая планета.
4. Самая ближайшая звезда, видимая днем.
5. Кличка собаки, которая первой отправилась в космическое пространство.
6. На каком космическом корабле Ю. Гагарин побывал впервые в космосе.
7. Спутник Земли.
8. Летательный аппарат инопланетян.

Учитель: Молодцы! А у вас есть мечты? Давайте запишем их на листочках и положите их в один большой конверт.  Это письмо мы отправим в центр полёта космонавтов.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка занятия. « Первые шаги в космос» (Изготовление плоскостной ракеты со щелевидным соединением)

Методическая разработка занятия по техническому творчеству содержит: подробный план конспект занятия, технологическую карту, кроссворд. Ребус, презентацию «Первые шаги в  космос», викторину...

Из мечты в реальность (космос)

Мечты и реальности человека покорившего космос. Исследования космоса вчера и сегодня. Первый в мире космонавт Юрий Алексеевич Гагарин....

План сочинения «Дорога в космос - мечта человечества».

План сочинения «Дорога в космос  - мечта человечества»....

СОЧИНЕНИЕ ДОРОГА В КОСМОС- МЕЧТА ЧЕЛОВЕЧЕСТВА.

                                               Есть некий час в ночи всем...

Конспект проведения беседы/мастер-класса с воспитанниками семьи Добряковых на тему: "Мечта мечте навстречу"

Учить детей слышать и понимать аргументы других людей. Формировать сочувствие и желание принимать и понимать людей, отличающихся от других. Развивать эмоциональную честность и саморегуляцию поведения....

Ракета -дорога в космос

Разработка учащегося, посвященная 60-летию полета в космос...

Сочитение. Космос - моя мечта.

конкурс сочинений....