в помощь классному руководителю
методическая разработка по теме

Грязнова Галина Геннадьевна

Ведение документации - часть работы классного руководителя. Молодые учителя, приходя работать в школу, часто теряютя и не знают, как правильно работать с документами и что необходимо знать классному руководителю.

Скачать:


Предварительный просмотр:

В помощь классному руководителю

Функциональные обязанности классного руководителя

  1. Охрана здоровья и жизнедеятельности учащихся

В функциональные обязанности классного руководителя в этом направлении входят следующие аспекты:

-Несение персональной ответственности за жизнь и здоровье учащихся класса.

- Обеспечение безопасности учащихся во время организации воспитательно-образовательного процесса.

- Проведение необходимого инструктажа учащихся по соблюдению санитарно-гигиенических требований в работе с детским коллективом.

- Соблюдение мер безопасности по сохранению здоровья учащихся.

- Изучение медицинских показателей здоровья учащихся и их учет в организации учебно-воспитательного процесса в классе.

- Организация и контроль питания учащихся.

- Организация просветительской деятельности среди учащихся  с целью соблюдения режимных моментов в школе и дома.

- Деятельность классного руководителя по предупреждению учебной перегрузки учащихся.

- Посещение болеющих учащихся на дому и в лечебных учреждениях, организация учебной помощи часто болеющим детям.

2. Организация учебной деятельности учащихся.

В функциональные обязанности классного руководителя в этом направлении входят следующие аспекты:

- Контроль посещаемости учащимися учебных занятий, кружков и других форм учебной деятельности.

- Контроль успеваемости учащихся класса, посещение уроков.

- Проверка и контроль дневников учащихся.

- Сотрудничество с учителями-предметниками, Изучение учебных достижений учащихся класса по каждому предмету.

- Подготовка и участие в проведении психолого-педагогических консилиумов.

- Индивидуальная работа с учащимися и родителями по предупреждению неуспеваемости и деструктивного поведения учащихся.

- Индивидуальная работа с учащимися в рамках программы «Одаренные дети».

- Защита учебных интересов учащихся.

3. Организация внеучебной деятельности учащихся.

В функциональные обязанности классного руководителя в этом направлении входят следующие аспекты:

- Изучение интересов и увлечений учащихся, создание условий для их развития.

- Планирование и организация интересной внеклассной работы в коллективе учащихся с учетом способностей и умений учащихся.

- Индивидуальная работа с проблемными учащимися, сотрудничество с социально-психологической службой школы для организации целенаправленной и системной работы с проблемными учащимися.

- Работа с активом класса.

- Посещение театров, музеев, выставок.

- Целенаправленная работа по формированию нравственных качеств личности.

-Проведение профилактической работы среди учащихся по предупреждению аморальных и антиобщественных поступков.

- Поддержка инициативы учащихся, их стремления к саморазвитию.

- Организация и привлечение учащихся к активному участию в общешкольных мероприятиях общегосударственного значения.

4. Сотрудничество с семьей учащихся.

В функциональные обязанности классного руководителя в этом направлении входят следующие аспекты:

- Изучение личных дел учащихся, состояния здоровья учащихся класса.

- Выборы родительского комитета и организация сотрудничества с ним.

- Регулярное проведение родительских собраний.

- Изучение быта ребенка, домашних условий для учебы и развития ученика.

- Выявление малообеспеченных семей.

- Выявление проблемных семей, привлечение общественных организаций, органов правопорядка к решению проблем в таких семьях.

- Моральное поощрение семей, в которых уделяется должное внимание воспитанию ребенка.

- Привлечение родителей к участию в делах класса, организации совместных мероприятий, родительских уроков в классе.

- Проведение совместных мероприятий в системе «учитель – ученик – родитель».

5. Диагностическая и коррекционная деятельность классного руководителя. Сотрудничество со школьной психологической службой.

В функциональные обязанности классного руководителя в этом направлении входят следующие аспекты:

- Изучение индивидуальных особенностей учащихся, ведение дневника наблюдений за изменениями в личностном развитии учащихся.

- С помощью психологической службы школы изучение следующих аспектов развития личности ученика: адаптации к новому учебному коллективу, уровня тревожности учащихся класса, уровня интеллектуального развития учащихся ( на основе разрешения родителей), творческих умений и навыков.

- Изучение уровня воспитанности учащихся и создание программ коррекции воспитанности учащихся.

-Изучение микроклимата в детском коллективе, межличностных отношений учащихся.

- Изучение лидерских качеств учащихся.

- Изучение социума ребенка, его ближайшего окружения, социального интеллекта.

- Создание социального паспорта учащихся.

- Сбор информации для написания характеристики класса.

- Определение форм и методов работы с классным коллективом на основе характеристики класса.

- Организация консультаций психолога для родителей учащихся.

- Участие психолога в родительских собраниях.

- Организация и проведение уроков психолога в классе ( по запросам классного руководителя)

6.  Сотрудничество с социальным педагогом.

В функциональные обязанности классного руководителя в этом направлении входят следующие аспекты:

- Совместное посещение проблемных семей на дому.

- Подготовка необходимых материалов для защиты прав ребенка.

- Привлечение социального педагога к проведению внеклассных мероприятий по профилактике и предупреждению правонарушений, вредных привычек учащихся.



Предварительный просмотр:

Значимые даты школьного календаря

I четверть

1 сентября – День знаний, Всемирный день мира.

8 сентября – Международный день грамотности, День Российского букваря.

9 сентября – Всемирный день красоты.

22 сентября – День осеннего равноденствия.

27 сентября – Всемирный день туризма.

30 сентября – День Internet.

1 октября – Международный день музыки; День пожилых людей; Всемирный день защиты животных.

5 октября – День учителя. Праздник установлен в 1965 году.

21 октября – Международный день школьных библиотек.

4 ноября – День примирения и согласия.

1 -8 ноября – осенние каникулы.

II четверть

10 ноября – Всемирный день молодежи.

15 ноября – Всемирный день призывника.

16 ноября – Международный день толерантности.

20 ноября – Всемирный день ребенка.

21 ноября – международный день отказа от курения.

28 ноября – День матери.

5 декабря – День начала контрнаступления советских войск под Москвой.

27 декабря – День спасателя.

28, 29, 30 декабря – Праздничные мероприятия, посвященные встрече Нового года.

30 декабря – 10 января – Зимние каникулы.

1 января – Новый год. День памяти былинного богатыря Ильи Муромца.

III четверть

14 января – Старый новый год.

25 января – Татьянин день, день студента.

2 февраля – Сталинградская битва (1943 год).

8 февраля – День Российской науки.

23 февраля – День Защитников Отечества.

1 марта – Всемирный день гражданской обороны.

8 марта – Международный женский день.

18 марта – международный день музеев.

21 марта – Всемирный день поэзии.

27 марта – Международный день театра.

30 марта – День защиты Земли.

22 марта – 31 марта – весенние каникулы.

IV четверть

1 апреля – День юмора.

12 апреля – День космонавтики.

17 апреля – Российский день науки.

29 апреля – День матери России.

6 мая – День Георгия Победоносца.

9 мая – День победы в великой Отечественной войне 1941-1945 г.г.

15 мая – Международный день семьи.

24 мая – День славянской письменности и культуры.

25 мая – Праздник последнего звонка.

31 мая – 31 августа – летние каникулы.

1 июня – Международный день защиты детей.

12 июня – День России.

22 июня – День памяти и скорби. День начала Великой Отечественной войны 1941-1945 г.г.

26 июня – Международный день борьбы с наркотиками.

27 июня – День молодежи.

22 августа – День Государственного флага Российской Федерации.



Предварительный просмотр:

Правила коммуникативной культуры классного руководителя.

Приступая к работе с классным коллективом, классный руководитель должен руководствоваться не только знаниями, собственным опытом, интуицией. Он может воспользоваться следующими советами, которые позволят избежать ошибок и конфликтов в общении с учащимися.

Совет первый.

Прежде, чем приступать к планированию работы с классным коллективом, необходимо изучить как можно больше различных мнений о коллективе, побеседовать с педагогами, психологами, первым учителем учащихся.

Совет второй.

        Классный руководитель должен хорошо знать физиологию возраста, с которым работает.

Совет третий.

        Нельзя оценивать учащихся только на основе сложившегося чужого мнения.

Изучая и наблюдая учащихся, необходимо формировать свое собственное мнение.

Совет четвертый.

        Нельзя фальшивить в общении с ребенком, так как это моментально вызовет с его стороны ответную фальшь.

Совет пятый.

        Планируя работу с классом, нельзя навязывать детям свое мнение. Необходимо создать условия для проявления их инициативы, творчества, потребности в тех мероприятиях, которые необходимо провести в классе.

Совет шестой.

Нельзя строить отношения с учащимися на приказах и требованиях. Необходимо проявлять симпатию, положительные эмоции, использовать улыбку как средство эмоционального единения.

Совет седьмой.

Если хотите получить удовлетворение от собственной работы, откажитесь от таких унижающих личность методов воспитания как хамство, насилие, оскорбление, угрозы.

Совет восьмой.

Не конфликтуйте с детьми, проявляйте мудрость и понимание, если уважаете себя в профессии.

Совет девятый.

Не злорадствуйте, радуйтесь успехам своих учеников, гордитесь ими, они этого никогда не забудут.

Совет десятый.

Не считайте для себя унизительным попросить прощение у своего ученика за свой просчет и ошибку. Этим вы сохраните веру ребенка в добро и справедливость и укрепите свой авторитет и достоинство.

Помните! Работа с классом не терпит ФОРМАЛИЗМА!



Предварительный просмотр:

Тематика классных часов

5 класс

1 .Как выполнять домашнее задание.

2. Честь (репутация) класса.

3. Что значит быть дружным?

4. Мир моих увлечений.

5. Памятные места нашей деревни.

6. Театр – это…

7. Мудрые заповеди предков.

8. Экология – наука о том, как сберечь дом (жизнь).

9. Что значит быть здоровым.

10. Книги учат..(правильно понимать мир).

11. Что такое культура?

12 .Роль знаний, умений и навыков в приобретении профессии.

6 класс

  1. «Человек! Помоги себе сам!» (Бетховен).
  2. «Прекрасно там, где пребывает милосердие» (Конфуций).
  3. Лень – помощник или враг?
  4. Берегите язык (нецензурная брань: почему она получила распространение).
  5. Семейные обряды.
  6. «Кто не любит природу, тот не любит и человека, тот не гражданин» (Ф.М.Достоевский).
  7. «Совесть – это наш внутренний судья» (П.Гольбах).
  8. Кем я хочу быть и почему?

7 класс

1. Мир добрых дел.

2. Как развить свои способности (восприятие, память, мышление, воображение,…)

3. Зачем мы учимся?

4.  Ценности. Что человек должен ценить.

5. Почему люди лгут?

6. «Моя семья – мое богатство».

7. Зачем нужно заниматься физической культурой?

8. Объекты сельского хозяйства нашей деревни.

  1.  Курильщик – сам себе могильщик.
  2.  Что нужно знать при выборе профессии. Интересы, склонности, способности, здоровье и выбор профессии. Востребованность профессии на рынке труда.

8 класс

  1. Чтобы быть понятым.
  2. Как  узнать себя и развить свои способности.
  3. Отчего бывает одиноко?
  4. Привычки и воля.
  5. Как устроена обида.
  6. Природа силы личности.
  7. Самоконтроль, как его достичь.
  8. Внутренние противоречия. Желание и долг.
  9. Почему подросток совершает преступление?
  10. Семейные ценности.
  11. Когда и как говорить «нет»?
  12. Экология. Загрязнение среды и наука.
  13. Здоровый образ жизни.
  14. Как правильно выбирать профессию.
  15. Легко ли быть белой вороной?
  16. Недостатки человека и их влияние на его судьбу

9 класс

1.Как ладить с людьми (любить, строить взаимоотношения, находить понимание со взрослыми, дружить с товарищами).

2. Что значит быть взрослым. Чем отличаются взрослые от детей.

3. Расскажи мне обо мне.

4. Для чего нужны карманные деньги? (Анкетирование)

5. Стремление к счастью.

6. «Честь и собственное достоинство сильнее всего» (Ф.М.Достоевский).

7. Самовоспитание. Цели самосовершенствования.

9.Оптимизм.

10. Способность к прощению.

11. Выбор нашей жизни.

12.Театральная жизнь нашей столицы.

13.Трудности профессионального самоопределения (классификация профессий для ориентации в мире труда, алгоритм выбора профессии.)

14. Гражданственность. Какой смысл вкладывается в это понятие?

.    15.«От тюрьмы и сумы не зарекайся».

     16. Что такое игромания? Я и компьютер.

10 класс

  1. Убеждения. Как они складываются?
  2. Самовоспитание как «расширение» сознания.
  3.  Десять заповедей творческой личности.
  4. Жестокость, равнодушие и сочувствие.
  5. Искусство слушать собеседника.
  6. Давление среды (наркотики, алкоголь, сигареты),
  7. Стратегия принятия решений.
  8. Рефлексия.
  9. Профессиональное самоопределение, его связь с выбором пути продолжения образования (многоступенчатость образования, подготовительные курсы).
  10.  Семья, отношения в ней взрослых и детей.
  11.  Права и обязанности.

11 класс

  1. Уважение и терпимость.
  2.  Изберите свою судьбу.
  3. Выбор профессии – ответственное дело выпускника. Какие профессии будут востребованы на рынке труда через 5 лет?
  4. Кем и чем славна наша школа.
  5. Учебные заведения нашей столицы.
  6.  Имидж.
  7. Как подготовиться к экзаменам.

      8. «Экзамены без стресса»

9.Мы – дети Галактики.

10.Мы через 5, 10 лет.(Анкетирование)

11.«Как использовать свои права» (ситуативная беседа-диалог)



Предварительный просмотр:

Текущие дела и документация классного руководителя

на первую четверть.

Сентябрь

- Оформление личных дел учащихся.

- Оформление классного журнала.

- Оформление документов по питанию учащихся.

- Календарно-тематическое планирование воспитательной работы (четверть, месяц, неделя).

- Перспективное планирование воспитательной работы на год.

- Инструктаж учащихся по ТБ, ОБЖ.

- Оформление сведений по дополнительному образованию учащихся.

- Родительское собрание (Краткий план, выборы родительского комитета, протокол родительского собрания).

- Оформление дневников учащихся (сведения о педагогах, возможностях дополнительного образования).

- Правила для учащихся. Устав работы школы (обсуждение с учащимися и родителями).

- Оформление темы собственного самообразования в рамках воспитательной работы.

Октябрь

- Заседание актива класса.

- Подготовка классных часов, работа с творческими группами.

- Участие в жизни школы (мероприятия, проекты, Совет школы и т.д.)

- Проверка и анализ дневников учащихся.

- Посещение уроков в классе.

- Посещение учащихся на дому (по мере необходимости).

- Индивидуальные консультации для родителей.

- Посещение внеклассных мероприятий коллег.

- Анализ работы учителей-предметников с учащимися класса в рамках программы «Одаренные дети».

- Анализ посещения учащимися кружков, секций, клубов.

- Участие в работе МО классных руководителей.

-Отчет успеваемости по итогам первой четверти.

- План работы с классным коллективом на каникулах.

- Краткий отчет-анализ по результатам работы с классом в первой четверти.

-Планирование воспитательной работы на вторую четверть.

Текущие дела и документация классного руководителя

на вторую четверть.

Ноябрь

- Работа с активом класса.

- Подготовка классных часов, информационных часов, работа с творческими группами.

- Участие в жизни школы (мероприятия, проекты, Совет школы и т.д.)

- Проверка и анализ дневников учащихся.

- Посещение уроков в классе.

- Посещение учащихся на дому  (проблемные учащиеся и семьи).

- Индивидуальные консультации для родителей.

- Родительское собрание по результатам первой четверти.

- Заседание родительского комитета. Обсуждение плана работы на вторую четверть.

- Посещение внеклассных мероприятий коллег.

- Анализ работы учителей-предметников с учащимися класса в рамках программы «Одаренные дети».

- Анализ посещения учащимися кружков, секций, клубов.

- Участие в работе МО классных руководителей.

- Работа с картотекой классного руководителя.

- Сотрудничество со школьной библиотекой.

Декабрь

- Работа с активом класса.

- Подготовка классных часов, информационных часов, работа с творческими группами.

- Участие в жизни школы (мероприятия, проекты, Совет школы и т. д.).

- Проверка и анализ дневников учащихся.

- Посещение уроков в классе.

- Посещение учащихся на дому (проблемные учащиеся и семьи).

- Индивидуальные консультации для родителей.

- Родительское собрание по результатам второй четверти.

- Заседание родительского комитета, подведение итогов второй четверти.

- Посещение внеклассных мероприятий коллег.

- Анализ работы учителей-предметников с учащимися класса в рамках программы «Одаренные дети».

- Подготовка новогодних праздников.

- План работы класса на каникулах.

- Анализ воспитательной работы за первое полугодие.

- Оформление благодарственных писем родителям учащихся по итогам первого полугодия.

- Отчет успеваемости класса по итогам второй четверти и сравнительный анализ по итогам первого полугодия.

- Планирование воспитательной работы на третью четверть.

Текущие дела и документация классного руководителя

на третью четверть.

Январь

- Работа с активом класса.

- Подготовка классных часов, информационных часов, работа с творческими группами.

- Участие в жизни школы (мероприятия, проекты, Совет школы и т.д.)

- Проверка и анализ дневников учащихся.

- Посещение уроков в классе.

- Посещение учащихся на дому (проблемные учащиеся и семьи, часто болеющие учащиеся).

- Индивидуальные консультации для родителей.

- Родительское собрание по результатам второй четверти.

Заседание родительского комитета. Обсуждение плана работы на третью четверть.

- Посещение внеклассных мероприятий коллег.

- Анализ работы учителей-предметников с учащимися класса в рамках программы «Одаренные дети».

- Анализ посещения учащимися кружков, секций, клубов.

- Участие в МО классных руководителей.

- Планирование воспитательной работы на второе полугодие.

Февраль

- Работа с активом класса.

- Подготовка классных часов, информационных часов, работа с творческими группами.

- Участие в жизни школы (мероприятия, проекты, Совет школы и т.д.)

- Проверка и анализ дневников учащихся.

- Посещение уроков в классе.

- Посещение учащихся на дому (проблемные учащиеся и семьи, часто болеющие учащиеся).

- Индивидуальные консультации для родителей.

- Родительское собрание по результатам второй четверти.

Заседание родительского комитета. Обсуждение плана работы на третью четверть.

- Посещение внеклассных мероприятий коллег.

- Анализ работы учителей-предметников с учащимися класса в рамках программы «Одаренные дети».

- Анализ посещения учащимися кружков, секций, клубов.

- Участие в МО классных руководителей.

- Планирование воспитательной работы на второе полугодие.

Март

- Работа с активом класса.

- Подготовка классных часов, информационных часов, работа с творческими группами.

- Участие в жизни школы (мероприятия, проекты, Совет школы и т.д.)

- Проверка и анализ дневников учащихся.

- Посещение уроков в классе.

- Посещение учащихся на дому (проблемные учащиеся и семьи, часто болеющие учащиеся).

- Индивидуальные консультации для родителей.

- Родительское собрание по результатам второй четверти.

Заседание родительского комитета. Обсуждение плана работы на третью четверть.

- Посещение внеклассных мероприятий коллег.

- Анализ работы учителей-предметников с учащимися класса в рамках программы «Одаренные дети».

- Анализ посещения учащимися кружков, секций, клубов.

- Участие в МО классных руководителей.

- Планирование воспитательной работы на третью четверть.

- Подготовка и участие в педагогических консилиумах(по мере необходимости).

- Планирование работы с классом на весенних каникулах.



Предварительный просмотр:

Формы и методы работы классного руководителя с семьей ученика

Эффективность воспитания ребенка сильно зависит от того, насколько тесно взаимодействуют школа и семья.  Ведущую роль в организации сотрудничества школы и семьи играют классные руководители. Именно от их работы зависит то, насколько семьи понимают политику, проводимую школой по отношению к воспитанию, обучению детей, и участвуют в ее реализации. При этом семья должна рассматриваться как главный заказчик и союзник в воспитании детей, а объединение усилий родителей и педагог создаст благоприятные условия для развития ребенка.

В основе сотруднического взаимодействия семьи и классного руководителя должны лежать  принципы взаимного доверия и уважения, поддержки и помощи, терпения и терпимости по отношению друг к другу.

У вас есть ребенок школьник? Насколько хорошо в вашем случае налажено взаимодействие между школой и семьей? Существует огромное количество форм данного взаимодействия... Как обстоят дела в вашем случае?

Значительное место в системе работы классного руководителя с родителями учащихся отводится психолого-педагогическому просвещению. Накопление психолого-педагогических знаний родителей должно быть тесно связано с развитием их педагогического мышления, практических умений и навыков в области воспитания. Необходимо, чтобы информация носила предупреждающий характер, была бы основана на практической целесообразности, демонстрировала опыт, конкретные факты. Это обусловливает отбор содержания, а также форм организации педагогического просвещения.

Формы работы:

Посещение семьи — эффективная форма индивидуальной работы педагога с родителями. При посещении семьи происходит знакомство с условиями жизни ученика. Педагог беседует с родителями о его характере, интересах и склонностях, об отношении к родителям, к школе, информирует родителей об успехах их ребенка, дает советы по организации выполнения домашних заданий и т.д.

Переписка с родителями— письменная форма информирования родителей об успехах их детей. Допускается извещение родителей о предстоящей совместной деятельности в школе, поздравление с праздниками, советы и пожелания в воспитании детей. Главное условие переписки — доброжелательный тон, радость общения.

Родительское собрание — форма анализа, осмысления на основе данных педагогической науки опыта воспитания.

Виды родительских собраний: организационные, собрания по плану психолого - педагогического просвещения, тематические, собрания-диспуты, итоговые (четвертные) и т.д. Тематика родительских собраний обычно определяется педагогами и может обсуждаться на родительском комитете.

Общешкольные (или по параллелям) родительские собрания проводятся, как правило, два раза в год. Здесь родителей знакомят с документами о школе, с основными направлениями, задачами и итогами ее работы.

Классные родительские собрания проводятся четыре-пять раз в год. На них обсуждаются задачи учебно-воспитательной работы класса, планирование воспитательной работы в классе, намечаются пути наиболее тесного сотрудничества семьи со школой, подводятся итоги работы. Классные родительские собрания эффективны лишь тогда, когда на них не только подводят итоги успеваемости, но и рассматривают актуальные педагогические проблемы. На таких собраниях обсуждение успеваемости учащихся не самоцель, а мостик к решению той или иной педагогической проблеме.

Система работы педагога с родителями предусматривает и вовлечение их в школьное самоуправление. Родители учащихся юридически не входят в школьный коллектив и вообще коллектива не образуют, но не менее педагогов или своих детей заинтересованы в успешной работе школы. Они своего рода социальные заказчики школы, поэтому должны иметь возможность влиять на ее деятельность и участвовать в школьной жизни. Образуя ассоциацию, родители вправе создавать свои органы самоуправления и решать некоторые вопросы жизни школы самостоятельно. Этим целям могут служить школьные родительские собрания, конференции, родительский комитет и его комиссии, секции и другие рабочие органы. Кроме того, родители могут входить как равноправные члены в школьный совет, если школьное самоуправление предусматривает создание этого органа. Одной из форм сотрудничества классного руководителя с группой наиболее опытных, инициативных родителей является классный родительский комитет. Родительский комитет работает на основе положения о родительском комитете школы. Он совместно с классным руководителем и под его руководством планирует, готовит и проводит всю совместную работу по педагогическому образованию, установлению контактов с родителями, оказанию помощи в воспитании детей класса, анализирует, оценивает и подводит итоги сотрудничества школы и семьи.

Представители родителей, постоянные помощники педагога входят в общешкольный родительский совет. Это - координирующий штаб разнообразной работы со всеми родителями, объединяющий усилия школы и семьи для решения воспитательных задач.

Организация совместных досуговых мероприятий---Во многих школах родители — частые гости и на внеклассных мероприятиях. Это и спортивные соревнования «Папа, мама, я — спортивная семья» и «Огоньки», посвященные Международному женскому дню 8 марта, и вечера «Встреча с профессией», и концерты художественной самодеятельности. Все это позволяет лучше узнать своих детей родителям, открыть для себя еще не известные стороны их интересов, увлечений, таланта. Формы досуга: совместные праздники, подготовка концертов, спектаклей: просмотр, обсуждение фильмов и спектаклей; соревнования, конкурсы, КВН; домашние клубы выходного дня; кружки, организованные родителями. Кроме того, даже не систематические, а единичные коллективные дела класса, проводимые совместно с родителями, имеют огромный воспитательный эффект. Возможно, например, проведение вечера-встречи «Мир увлечений нашей семьи», на котором демонстрируются поделки, сувениры — все то, чем семья увлекается в свободное время.

Работа педагога с родителями невозможна без сотрудничества, активного вовлечения родителей в учебно-воспитательный процесс, что предполагает организацию различных кружков, спортивных секций, участие в заседаниях клубов. К сожалению, многие родители настолько перегружены основной работой, что не в состоянии уделить достаточного внимания не только школе и одноклассникам своего ребенка, но и собственному ребенку. Тем не менее один-два энтузиаста всегда находятся. Чаще всего это спортсмены, тренеры, которые организуют различные спортивные секции или проводят соревнования вместе со школьными преподавателями физкультуры.
Кружки могут работать и вне школы. И если у какой-то мамы есть возможность собирать у себя дома девочек, она может возглавить домашний кружок или клуб, например «Хозяюшка», и этим оказать огромную помощь в воспитании будущих матерей и хозяек дома.

Неоценима помощь родителей и в укреплении материально-технической базы школы, в организации родительского патруля во время проведения дискотек и вечеров.

Университет педагогических знанийэто форма психолого-педагогического просвещения родителей. Он вооружает их необходимыми знаниями, основами педагогической культуры, знакомит с актуальными вопросами воспитания с учетом возраста и запросов родителей, способствует установлению контактов родителей с общественностью, семьи со школой, а также взаимодействию родителей и учителей в воспитательной работе. Программа университета составляется педагогом с учетом контингента учащихся класса и их родителей. Формы организации занятий в университете педагогических знаний достаточно разнообразны: лекции, беседы, практикумы, конференции для родителей и т.д.

Лекция это форма психолого-педагогического просвещения, раскрывающая сущность той или иной проблемы воспитания. Лучший лектор — сам учитель-воспитатель, знающий интересы детей, умеющий проводить анализ воспитательных явлений, ситуаций. Поэтому в лекции следует вскрывать причины явлений, условия их протекания, механизм поведения ребенка, закономерности развития его психики, правила семейного воспитания.

При подготовке лекции следует учитывать ее структуру, логику, можно составить план с указанием основных идей, мыслей, фактов и цифр. Одно из необходимых условий лекций — опора на опыт семейного воспитания. Метод общения во время лекции — непринужденный разговор, задушевная беседа, диалог заинтересованных единомышленников.

Тематика лекций должна быть разнообразной, интересной и актуальной для родителей, например: «Возрастные особенности младших подростков», «Режим дня школьника», «Что такое самовоспитание?», «Индивидуальный подход и учет возрастных особенностей подростков в семейном воспитании», «Ребенок и природа», «Искусство в жизни детей», «Половое воспитание детей в семье» и т.д.

Конференция — форма педагогического просвещения, предусматривающая расширение, углубление и закрепление знаний о воспитании детей. Конференции могут быть научно-практическими, теоретическими, читательскими, по обмену опытом, конференциями матерей, отцов. Конференции проводятся раз в год, они требуют тщательной подготовки и предусматривают активное участие родителей. К ним обычно готовят выставки работ учащихся, книг для родителей, концерты художественной самодеятельности.
Темы конференций должны быть конкретными, например: «Игра в жизни ребенка», «Нравственное воспитание подростков в семье» и т. п. Чтобы собрать материал и привлечь внимание родителей, на занятиях университета педагогических знаний, предшествующих конференции, иногда предлагается заполнение краткой анкеты. Конференция обычно открывается вступительным словом директора школы (если это общешкольная конференция) или классного руководителя (если она классная). С краткими, заранее подготовленными сообщениями о своем опыте семейного воспитания выступают родители. Таких сообщений может быть три-четыре. Затем предоставляется слово всем желающим. Итоги подводит ведущий конференции.

Практикум— это форма выработки у родителей педагогических умений по воспитанию детей, эффективному решению возникающих педагогических ситуаций, своеобразная тренировка педагогического мышления родителей-воспитателей.
В ходе педагогического практикума учитель предлагает найти выход из какой-либо конфликтной ситуации, которая может сложиться во взаимоотношениях родителей и детей, родителей и и школы и т. д., объяснить свою позицию в той или иной предполагаемой или реально возникшей ситуации.

Открытые уроки--обычно организуются с целью ознакомления родителей с новыми программами по предмету, методикой преподавания, требованиями учителя. Наиболее часто открытые уроки практикуются в начальной школе. Необходимо хотя бы один-два раза в полугодие давать возможность родителям присутствовать на открытом уроке. Это позволит избежать многих конфликтов, вызванных незнанием и непониманием родителями всей сложности и специфики учебной деятельности в сегодняшней школе. День открытых уроков проводится в удобное для родителей время, чаще всего в субботу. В этот день педагоги проводят уроки в нетрадиционной форме, стремясь показать свое мастерство, раскрыть способности детей. День завершается коллективным анализом: отмечаются достижения, наиболее интересные формы урока, результаты познавательной деятельности, ставятся проблемы, намечаются перспективы.

Педагогическая дискуссия (диспут) — одна из наиболее интересных форм повышения педагогической культуры. Отличительная особенность диспута заключается в том, что он позволяет вовлечь всех присутствующих в обсуждение поставленных проблем, способствует выработке умения всесторонне анализировать факты и явления, опираясь на приобретенные навыки и накопленный опыт. Успех диспута во многом зависит от его подготовки. Примерно за месяц участники должны познакомиться с темой будущего диспута, основными вопросами, литературой. Самая ответственная часть диспута — ведение спора. Многое определяет здесь поведение ведущего (им может быть педагог или кто-то из родителей). Необходимо заранее установить регламент, выслушивать все выступления, предлагать, аргументировать свою позицию, в конце диспута подвести итоги, сделать выводы. Главный принцип диспута — уважение к позиции и мнению любого участника.
Темой диспута может служить любая спорная проблема семейного и школьного воспитания, например: «Частная школа — за и против», «Выбор профессии — чье это дело?».

Ролевые игры— форма коллективной творческой деятельности по изучению уровня сформированности педагогических умений участников. Примерными темами ролевых игр с родителями могут быть следующие: «Утро в вашем доме», «Ребенок пришел из школы», «Семейный совет» и др. Методика ролевой игры предусматривает определение темы, состава участников, распределение ролей между ними, предварительное обсуждение возможных позиций и вариантов поведения участников игры. При этом важно проиграть несколько вариантов (положительных и отрицательных) поведения участников игры и путем совместного обсуждения выбрать оптимальный для данной ситуации способ действий.

Индивидуальные тематические консультации Часто в решении той или иной сложной проблемы педагог может получить помощь непосредственно от родителей учеников, и этим не следует пренебрегать. Консультации с родителями полезны как для них самих, так и для учителя. Родители получают реальное представление о школьных делах и поведении ребенка, учитель же — необходимые ему сведения для более глубокого понимания проблем каждого ученика.
Обменявшись информацией, обе стороны, возможно, придут к взаимному согласию относительно конкретных форм родительского содействия. В общении с родителями педагог должен проявлять максимум тактичности. Недопустимо стыдить родителей, намекать на невыполнение ими своего долга по отношению к сыну или дочери. Подход учителя должен быть таким: «Перед нами стоит общая проблема. Что мы можем предпринять для ее решения?» Тактичность особенно важна с теми родителями, которые уверены, что их дети не способны на дурные поступки. Не найдя к ним правильного подхода, педагог столкнется с их возмущением и отказом от дальнейшего сотрудничества. Принципы успешного консультирования — доверительные отношения, взаимоуважение, заинтересованность, компетентность.



Предварительный просмотр:

РАБОТА С ДНЕВИКАМИ ОБУЧАЮЩИХСЯ.

При работе с дневниками обучающихся  классный руководитель должен пользоваться следующими правилами:

  1. Дневник ученика должен проверятся классным руководителем  один раз в неделю.
  2. Обучающиеся должны четко знать требования, которые предъявляет классный руководитель к ведению дневника.
  3. Дневник ученика должен отражать  результаты его учебных достижений ( акцентирование внимание на личных качествах ученика недопустимо).
  4. Дневник обучающегося должен отражать активности его участия в жизни класса и результативность участия в школьной жизни.
  5. Записи в дневниках учащихся, которые делает классный руководитель, не должны быть однотипными и стандартными. Ведь обучающиеся очень ревностно относятся к тому, что написал учитель в дневнике, какие слова нашел, чтобы отметить его достижения.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Материал в помощь классному руководителю для подготовки классного часа, для оформления классного уголка на тему "Верь в себя"

Материал в помощь классному руководителю для подготовки классного часа, для оформления классного уголка на тему "Верь в себя"...

Методическая разработка классного часа в помощь классному руководителю "Урок - мира!"

Замечатеный материал для проведения классного часа 1 сентября....

В помощь классному руководителю "Методические приёмы в работе классного руководителя".

Материал - презентация адресован классным руководителям.Рассмотрены методические приёмы в работе классного руководителяв направлении индивидуально-педагогической помощи учащимся класса....

Журнал классного руководителя (в помощь классному руководителю)

Даная разработка очень кстати начинающим классным руководителям. Ведь молодого педагога ждёт много открытий в работе с новым классом. А опытным классным руководителям данная разработка поможет сэконом...

ТЕСТ В помощь классному руководителю "Исследование личности с помощью 16 - факторного опросника Кеттела

Опросник Кеттела является одним из наиболее распространенных анкетных методов оценки индивидуально-психологических особенностей личности как за рубежом, так и у нас  в стране. Он разработан по ру...

В помощь классному руководителю "Классный час. Каким ему быть?"

Классный час – одна из наиболее распространенных форм организации фронтальной воспитательной работы, способствующих формированию у учащихся системы отношений к окружающему миру....