МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ПРОВЕДЕНИЮ УРОКА (КЛАССНОГО ЧАСА), ПОСВЯЩЕННОГО ДНЮ СЛАВЯНСКОЙ ПИСЬМЕННОСТИ И КУЛЬТУРЫ
учебно-методический материал по теме

Попова Алиса Евгеньевна

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

ПО ПРОВЕДЕНИЮ УРОКА (КЛАССНОГО ЧАСА),

ПОСВЯЩЕННОГО ДНЮ СЛАВЯНСКОЙ ПИСЬМЕННОСТИ И КУЛЬТУРЫ

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon 1.doc208 КБ

Предварительный просмотр:

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

ПО ПРОВЕДЕНИЮ УРОКА (КЛАССНОГО ЧАСА),

ПОСВЯЩЕННОГО ДНЮ СЛАВЯНСКОЙ ПИСЬМЕННОСТИ И КУЛЬТУРЫ

Цели и задачи:         

  1. познакомить учащихся с историей создания славянской азбуки, с историей русского алфавита;
  2. показать значение научного и просветительского подвига Кирилла и Мефодия, создателей азбуки;
  3. развивать у учащихся интерес к родной истории, к родному языку;
  4. воспитывать у учащихся чувство патриотизма, уважения к истории и традициям нашей Родины, гражданственности;
  5. способствовать развитию у школьников мировоззренческих убеждений на основе осмысления ими исторических событий, умения прослеживать связь истории и современности; 
  6. развивать у учащихся умения анализировать информацию, представленную в разных знаковых системах (текст, иллюстрация, схема, аудиовизуальный ряд).

Обеспечение урока:

  1. Государственная символика России
  2. Официальная символика Москвы
  3. Иллюстрации к уроку (презентация)
  4. Мультимедийное оборудование.

Рекомендации по работе с презентацией.

Иллюстративный материал представляет собой презентацию Microsoft Power Point, выполненную в режиме переключения «по щелчку». Это позволяет, в зависимости от целей и задач урока переставлять предложенные слайды, исключать их или добавлять необходимые для учителя.

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

«Изобретение алфавитного письма было тем великим шагом,

который привел человечество от варварства к цивилизации»

Э. Тейлор

Здравствуйте.

Проанализируйте высказывание русского писателя и историографа Николая Михайловича Карамзина. « История ума представляет две главные эпохи: изобретение букв и типографии; все другие были их следствием. Чтение и письмо открывает человеку новый мир – особенно в наше время, при нынешних успехах разума».

        Как вы думаете, о чем пойдет речь на сегодняшнем занятии?

Главной темой нашего разговора будет разговор о письменности.

Можете ли вы дать определение этому понятию?

Письменность — знаковая система, предназначенная для формализации, фиксации и передачи тех или иных данных (речевой информации и др. элементов смысла безотносительно к их языковой форме) на расстоянии и придания этим данным вневременного характера. Письменность — одна из форм существования человеческого языка.

Возвращаясь к высказыванию Н.М. Карамзина, ответьте на вопросы:

Согласны ли вы с его мнением? Актуально ли оно сегодня?

Почему Язык и письменность являются едва ли не самыми важными культурообразующими факторами?

Если у народа отнять право или возможность говорить на родном языке, то это будет самым тяжким ударом по его родной культуре. Если у человека отнять книги на родном языке, то он лишится самых важных сокровищ своей культуры.

В тот момент, когда впервые было высечено, нацарапано имя вождя или бога, или племени - мы никогда не узнаем точно, - тогда началась история. Времена, когда не существовало письменности, так и называются - доисторическими.

Мифы всех цивилизаций рассказывают о божественном происхождении письменности - ее ценность люди понимали всегда. И сама возможность писать и читать долгое время оставалась уделом избранных, прежде всего жречества и государственных чиновников. Иначе и быть не могло, ведь, чтобы овладеть грамотой, требовалось запомнить и научиться изображать тысячи сложных знаков - иероглифов.

Мы знаем, кто придумал электродвигатель, радио, компьютер. Но эти изобретения, изменившие жизнь человечества, никогда не состоялись бы, если бы в древности кто-то, чьих имен мы не знаем, не изобрел письменность. 

Вы все знаете о существовании жанра устного народного творчества – пословицы. Пословица — краткое образное выражение с назидательным смыслом, а ней заключена народная мудрость.

Как вы понимаете такое выражение “Начать с азов”, “Аз да буки - вот и все науки”, “Не суйтесь, буки, наперёд азов”.

Вспомните пословицы, в которых отражено отношение людей к знанию, слову. Объясните их смысл.

  1. Без букв, и грамматики не учатся математике
  2. Велико ли перо, а большие книги пишет
  3. Грамота не болезнь, годы не уносит
  4. Древо и учитель познаются по плоду
  5. Знание лучше богатства
  6. Корень учения горек, да плод его сладок
  7. Кто не учен, тот глуп
  8. Не пером пишут, а умом
  9. Хорошая книга — лучший друг
  10. Ученый сын старше неученого отца
  11. Уменье везде найдет примененье
  12. Почитай учителя как родителя
  13. С книгой поведешься — ума наберешься
  14. Я – последняя буква в алфавите, и т.д.

        24 мая отмечается важный праздник, тесно связанный с историей и культурой России – День славянской письменности и культуры.

У славянской письменности совершенно удивительное происхождение. Благодаря целому ряду исторических свидетельств нам известно о начале славянской письменности и о ее создателях — святых Кирилле и Мефодии.

Еще в старые времена славянские народы праздновали память святых братьев Кирилла и Мефодия, однако позже празднование было забыто под влиянием различных исторических и политических обстоятельств. В начале девятнадцатого века происходило возрождением славянских народностей, и вместе с этим обновилась и память славянских первоучителей. И в 1863 году на Руси было принято постановление о праздновании памяти святых Кирилла и Мефодия 11 мая (24 мая по новому стилю).

Идея возобновления общенационального, общественного празднования памяти Святых Кирилла и Мефодия и Дней славянской письменности и культуры в России родилась в 1985 году, когда славянские народы вместе с мировой общественностью отмечали 1100-летие со дня кончины святителя Мефодия, архиепископа Моравского и Паннонского. Труды этих великих просветителей стали общим достоянием всех славян, положили основу их нравственному и умственному развитию. Так велика заслуга братьев Кирилла и Мефодия в истории просвещения и поднятия общей культуры славянских народов.

Год за годом наши культуры обогащали и дополняли друг друга, к языковой общности славянских народов присоединились духовная и культурная общность, давшая миру выдающихся ученых, деятелей литературы и искусства. В 1986 году в Мурманске прошел первый праздник, он назывался «Праздник письменности».

В соответствии с Постановлением Президиума Верховного Совета РСФСР от 30 января 1991 года N 568-1 о ежегодном проведении Дней славянской письменности и культуры с 1991 года государственные и общественные организации, совместно с Русской Православной церковью, стали проводить Дни славянской письменности и культуры.

В пасхальную ночь 1991 года от свечи Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II была зажжена свеча Славянского хода, цель которого объединение творческого потенциала славянских народов для сохранения духовного и культурного наследия.

Современниками и учениками первоучителей славян были составлены их жития на церковнославянском языке. Эти жизнеописания прошли многовековую проверку на достоверность и до сего дня славистами всех стран признаются важнейшими источниками по истории славянской письменности и культуры.

Лучшее издание древнейших списков жизнеописаний Кирилла и Мефодия, подготовленное совместно русскими и болгарскими учеными, было выпущено в свет в 1986 году. Здесь содержатся списки житий и похвальных слов Кириллу и Мефодию XII–XV веков.

Кроме житийной литературы сохранилось интереснейшее свидетельство древнеболгарского писателя конца IX – начала X века черноризца Храбра, написавшего первый очерк по истории создания славянской письменности.

Если же спросить славянских грамотеев так:
Кто вам письмена сотворил или книги перевел,
То все знают и, отвечая, говорят:
Святой Константин Философ, нареченный Кириллом, —
Он нам письмена сотворил и книги перевел.

Истоки славянской письменности возвращаются к Святым равноапостольным братьям Кириллу и Мефодию, которые принесли на славянскую землю письменность, тем самым приобщили многомиллионные славянские народы к мировой цивилизации, мировой культуре.

Славянская письменность была создана в IX веке, около 862 года.

Братья Кирилл и Мефодий выросли в знатной семье, жившей в греческом городе Солуни. Мефодий был старшим из семи братьев, Константин – самым младшим. Мефодий был в военном звании и являлся правителем в одном из подчиненных Византийской империи славянских княжеств, болгарском, что дало ему возможность научиться славянскому языку.

Будущие славянские просветители получили прекрасное воспитание и образование. Константин с младенчества обнаружил необычайные умственные дарования. Обучаясь в солунской школе и еще не достигнув пятнадцати лет, он уже читал книги глубокомысленнейшего из отцов Церкви IV века – Григория Богослова. Слух о даровитости Константина достиг Константинополя, и тогда он был взят ко двору, где учился вместе с сыном императора у лучших учителей столицы Византии. У знаменитого ученого Фотия, будущего Константинопольского патриарха, Константин изучал античную литературу. Константин учился у лучших учителей Константинополя и в совершенстве постиг все науки своего времени и многие языки, получив за свой ум и выдающиеся познания прозвание Философ. Постигал он также философию, риторику, математику, астрономию и музыку. Константина ожидала блестящая карьера при императорском дворе, богатство и женитьба на знатной красивой девушке. Но он предпочел удалиться в монастырь на гору Олимп к Мефодию, брату своему, – рассказывает его жизнеописание, чтобы беспрестанно творить молитву и заниматься благочестивыми размышлениями.

Однако не удавалось Константину подолгу проводить время в уединении. Как лучшего проповедника веры, защитника Православия его часто посылали в соседние страны для участия в диспутах. Поездки эти были весьма успешными для Константина. Однажды, путешествуя к хазарам, он посетил Крым.

Вся жизнь Константина была наполнена частыми трудными, тяжкими испытаниями и напряженной работой. Это подорвало его силы, и в 42 года он сильно заболел. Незадолго перед кончиной он принял монашество с именем Кирилл и тихо скончался в 869 году. Случилось это в Риме, когда братья в очередной раз приехали искать у папы Римского поддержки в главном своем деле – распространении славянской письменности. Перед смертью Кирилл говорил брату: “Мы с тобою, как два вола, вели одну борозду. Я изнемог, но ты не подумай оставить труды учительства и снова удалиться на свою гору”. Мефодий пережил брата на 16 лет. Терпя лишения и поношения, он продолжал великое дело – перевод на славянский язык Священных книг, проповедь православной веры, крещение славянского народа. Преемником себе он оставил лучшего из своих учеников, архиепископа Горазда, и около двухсот обученных им священников – славян.

О начале славянской письменности узнаем мы из главной русской летописи – “Повести временных лет”. Там говорится о том, как однажды славянские князья Ростислав, Святополк и Коцел отправили к византийскому царю Михаилу послов со словами: “Земля наша крещена, но нет у нас учителя, который бы наставил, и поучил нас, и объяснил святые книги. Ведь не знаем мы ни греческого языка, ни латинского; одни учат нас так, а другие иначе, от этого не знаем мы ни начертания букв, ни их значения. И пошлите нам учителей, которые бы могли нам рассказать о книжных словах и о смысле их”. Тогда вызвал царь Михаил двух ученых братьев – Константина и Мефодия, и “уговорил их царь и послал их в славянскую землю... Когда же братья эти пришли, начали они составлять славянскую азбуку и перевели Апостол и Евангелие”.

Совершилось это в 863 году. Отсюда и ведет свое начало славянская письменность. “И рады были славяне, что услышали о величии Божием на своем языке”.

С принятием христианства на Русь пришла и славянская азбука. И в Киеве, и в Новгороде, и в других городах стали создавать школы для обучения славянской грамоте. Явились в Русской земле учителя из Болгарии – продолжатели дела Кирилла и Мефодия.

Новый алфавит получил название «кириллица» по монашескому имени Константина. Славянская азбука была составлена на основе греческой, существенно изменив ее, чтобы передать славянскую звуковую систему. Были созданы две азбуки – глаголица и кириллица. Изначально существовало твердое убеждение, что только три языка являются достойными для богослужения и написания церковных книг (древнееврейский, греческий и латинский). Папа римский после представления братьями нового алфавита утвердил богослужение на славянском языке, а переведенные братьями книги приказал положить в римских церквах и совершать литургию на славянском языке.

Задание.

В 1578 году в типографии Ивана Федорова была выпущен «Острожский букварь». Перед вами страница (приложение 1), на которой написано начало трактата «О письменах» черноризца Храбра. Попробуйте прочитать ее. Вам может в этом помочь таблица с написанием букв славянского алфавита (приложение 2).

Только в русском языке существует понятие «азбучная истина»? Что оно означает?

Азбука - совершенно уникальное явление среди всех известных способов буквенного письма. Азбука отличается от других алфавитов не только практически совершенным воплощением принципа однозначности графического отображения: один звук - одна буква. В Азбуке, и только в ней, есть содержание.

До наших дней дошло так называемое азбучное Послание. Текст составлен и названий букв славянского алфавита. Название каждой буквы несет определенный смысл.

Азъ буки веде. Глаголъ добро есте. Живите зело, земля, и, иже како люди, мыслите нашъ онъ покои. Рцы слово твердо - укъ фъретъ херъ. Цы, черве, шта ъра юсъ яти!

Рассмотрим три первые буквы азбуки - Аз, Буки, Веди.

Азъ - 'я'.

Буки (букы) - 'буквы, письмена'.

Веди (веде) - 'познал', совершенное прошедшее время от 'ведити' - знать, ведать.

Объединяя названия первых трех букв Азбуки, получаем следующую фразу:

Аз буки веде - я знаю буквы.

Объединяются во фразы и все последующие буквы Азбуки:

Глагол - 'слово', причем не только изреченное, но и написанное.

Добро - 'достояние, нажитое богатство'.  

Есть (есте) - 3-е л., ед.ч. от глагола 'быть'.

Глагол добро есте: слово - это достояние.

Современный перевод ПОСЛАНИЯ:

Я знаю буквы. Письмо - это достояние. Трудитесь усердно, земляне, как подобает разумным людям - постигайте мироздание! Несите слово убежденно - знание - дар Божий! Дерзайте, вникайте, чтобы сущего свет постичь!

Праславянская Азбука - это первый в истории современной цивилизации учебник. Человек, прочитавший и понявший азбучное Послание, овладевает не только универсальным методом хранения информации, но и приобретает способность передачи накопленного знания - т.е. становится Учителем.

А знаете ли вы, как учили грамоте на Руси? (можно использовать любой из отрывков на выбор в зависимости от возраста и подготовленности класса)

Вот небольшой отрывок из книги замечательного преподавателя-филолога Н.Н.Ушакова: «В короткие зимние дни ученики собирались в школу ещё затемно. Занятия начинались с семи и продолжались с двухчасовым обеденным перерывом до самой «вечерни». После занятий ученики убирали помещение, приносили чистой воды и уходили домой, когда на улице наступала темнота. Так от темна до темна шли уроки в древнерусской школе. Уроками их можно назвать очень условно. Каждый получал от учителя персональное задание: один делал первые шаги - зубрил азбуку, другой перешёл уже к складам, третий читал «Часослов». И всё следовало выучить «назубок» - «вызубрить». Заданий на дом не давали, да и когда их было делать, если весь день проходил в «училище». Заучить надо было всё во время занятий... Учили вслух. Каждый своё. Недаром пословицу сложили: «Азбуку учат - во всю избу кричат».

Вот как описывает Наталья Кончаловская обучение на Руси.

В старину учились дети –
Их учил церковный дьяк.
Приходили на рассвете
И твердили буквы так:
А да Б – как Аз да Буки,
В - как Веди, Г – глаголь.
И учитель для науки
По субботам их порол.
Вот такой чудной вначале
Наша грамота была!
Вот каким пером писали –
Из гусиного крыла!
Этот нож не без причины
Назывался «перочинным»:
Очиняли им перо,
Если было не остро.
Трудно грамота давалась
Нашим предкам в старину,
А девицам полагалось
Не учиться ничему.
Обучались лишь мальчишки.
Дьяк с указкою в руке
Нараспев читал им книжки
На славянском языке.

Чем отличалось обучение грамоте в древней Руси от современного?

В житии Константина-Кирилла (приложение 3) мы видим, что создание им славянской азбуки описывается как великое чудо и откровение Божие. Азбука получила название кириллицы. Древнейшая книга на Руси, написанная кариллицей – Остромирово Евангелие 1057 года. Это Евангелие хранится в Петербурге, в Государственной Российской библиотеке имени М.Е.Салтыкова-Щедрина.

Кириллица просуществовала практически без изменения до времён Петра Великого. При нём были внесены изменения в начертания некоторых букв, а 11 букв были исключены из алфавита.

В 1918 году кириллица потеряла ещё четыре буквы: ять, и (i), ижицу и фиту.

О судьбах некоторых таких букв размышляет писатель Феликс Кривин.

Песенка о буквах, вышедших из употребления

    В любой старинной книжице

    Ты можешь прочитать:

    Жила на свете Ижица,

    А с нею буква Ять.

    Но время быстро движется,

    И жизнь уже не та.

    Где нынче буква Ижица?

    Где Ять? И где Фита?

    Без них правописание

    Сумело обойтись.

    Новейшие издания

    Без них вступают в жизнь.

    Уж так на свете водится.

    Как говорил мудрец:

    Когда без нас обходятся,

    То значит,  нам конец.

В качестве закрепления можно предложить разгадать кроссворд.

По вертикали:
1. Столица Древней Руси.  (Киев)
3. Название города в Македонии, где родились святые братья Константин и Мефодий — просветители славян. (Солунь)
5. Совокупность букв русского языка. (Азбука)
6. Имя константинопольского патриарха во времена жизни святых братьев Константина и Мефодия. (Фотий)
8. Глава области в Византийской империи во времена жизни святых братьев. (Стратиг)
9. Что означает греческое слово «софия »? (Мудрость)
По горизонтали:
2. Вид живописи по сырой штукатурке. (Фреска)
4. Писчий материал, который использовали во времена святых Кирилла и Мефодия. (Пергамен)
6. Как звали Константина в народе? (Философ)
7. Какое имя было у святого Кирилла до принятия монашества? (Константин)
9. Как звали византийского императора, который отправил Константина на проповедь к славянам? (Михаил)
10. Имя князя, при котором Русь приняла крещение.  (Владимир)
11. Свод правил (Канон).

1

4

5

2

3

6

7

8

9

10

11

Что нового вы узнали на сегодняшнем уроке?

Итак, мы с вами увидели, каким образом святые братья Кирилл и Мефодий создали славянскую азбуку, и какую роль в ее возникновении и в становлении славянского литературного языка сыграли греческий алфавит и греческий язык. А впоследствии сама славянская азбука была использована для создания алфавитов многих народов: киргизского, якутского, алтайского и многих других.


Приложение 1.

        

Страница из «Острожского букваря» Ивана Федорова (1578) с началом трактата «О письменах»

«Сказание, какое (которое) составил святой Кирилл Философ. Азбуку по языку славянскому и книги перевел, от греческих на славянский язык. Прежде были славяне еще по сути язычники (погань -  от славянского языческий), не имели письмен, но чертами и нарезами читали и гадали».


Приложение 2

Приложение 3

«Повесть временных лет»

…Земля наша крещена, но нет у нас учителя, который бы наставил и поучил нас и объяснил святые книги. Ведь не знаем мы ни греческого языка, ни латинского; одни учат нас так, а другие иначе, от этого не знаем мы ни начертания букв, ни их значения. И пошлите нам учителей, которые бы могли нам рассказать о книжных словах и о смысле их…

«Житие Константина-Кирилла»

«Философ, - обратился к Константину царь, - знаю, что ты утомлён, но подобает тебе идти, ибо дела этого никто совершить не может, как ты».

Отвечал Философ: «Тело моё утомлено, и я болен, но пойду с радостью, если у них есть буквы для их языка… Учить без азбуки и без книг всё равно, что писать беседу на воде».

Говорил ему снова царь: «Если захочешь, то может тебе дать Бог, что даёт всем, кто просит без сомнения, и открывает стучащим». Пошёл же Философ и по старому своему обычаю стал на молитву и с иными помощниками. И вскоре открыл ему их Бог, что внимает молитвам рабов Своих, и тогда сложил письмена и начал писать слова Евангелия:

«В начале было Слово, и Слово было у Бога, и Слово было Бог».


Приложение 4

Чернори́зец Храбр («монах–поборник», «монах храбрый», или «монах Храбр») связан с средневековым болгарским трактатом начала X века «О письменах» Обозначение учеными идентифицируется неодинаково. С одной точки зрения, «черноризец храбр» не имя, а определение к «письменам», т.е. указывает на автора древнейшей славянской азбуки, святого Кирилла. С другой – более полулярной – точки зрения «Черноризец Храбр» имя или псевдоним писателя, работавшего в Преславской книжной школе в конце IX — начале X вв.

Черноризец Храбр (как и ряд других древних болгарских авторов) был открыт для науки русскими славистами.

В виде печатного текста трактат «О письменах» впервые появился в так называемом «Острожском букваре» Ивана Федорова (Острог, 1578); второй раз напечатан также в букваре (Вильна, 1621). Однако с обнародованием текста имя его автора известно не стало, так как заглавие было описательным: «Сказание, как составил св. Кирилл Философ азбуку для славянского языка и книги перевёл с греческого на славянский язык». В течение XVII и XVIII вв. текст трактата перепечатывался много раз, но всё в той же анонимной редакции.

В славистике Храбр занимает одно из важных мест, рядом с Кириллом и Мефодием и их учеником Климентом. По своей тематике и цели его произведение тесно связано с делом Солунских братьев; как прямое продолжение последнего, оно часть важной для всех славян кирилло-мефодиевской проблематики. Храбр в славистике выступает не только как один из самых значительных писателей эпохи царя Симеона, но и вообще как один из интереснейших книжников болгарского средневековья.

Титло - (от греч. titlos - надпись) - надстрочный знак, указывающий на сокращенное написание слова или цифровое значение буквы в средневековыхлатинской, греческой и славянской письменностях.

Уста́в или уставное письмо — почерк с чётким угловато-геометрическим рисунком, при котором буквы пишутся в строке, с малым числом выступающих вниз и вверх элементов и большей частью раздельно друг от друга. Медленное и торжественное письмо тщательного каллиграфического исполнения, с малым числом сокращений. В русском языке этот термин применяется к различным письменностям.

Полуустав — форма кириллицы, сложившаяся в XV в. Полууставное письмо — обычно на бумаге и большей частью не крупное. Распространяется полууставное письмо со второй половины XIV в.. По сравнению с уставом почерк более мелкий и округлый.

Скоропись — Беглое слитное рукописное письмо в средневековых рукописях, возникшее для ускорения процесса письма и сменившее древний устав и полуустав. Московская скоропись – с шестнадцатого века.


Приложение 5

Слово

Молчат гробницы, мумии и кости, —

Лишь слову жизнь дана:

Из древней тьмы, на мировом погосте

Звучат лишь Письмена.

И нет у нас иного достоянья!

Умейте же беречь

Хоть в меру сил, в дни злобы и страданья,

Наш дар бессмертный — речь.

И.А. Бунин

Великий день Кирилловой кончины —

Каким приветствием сердечным и простым

Тысячелетней годовщины

Святую память мы почтим?

Какими этот день запечатлеть словами,

Как не словами, сказанными им,

Когда, прощаяся и с братом, и с друзьями,

Он нехотя свой прах тебе оставил, Рим…

Причастные его труду,

Чрез целый ряд веков, чрез столько поколений,

И мы, и мы его тянули борозду

Среди соблазнов и сомнений.

И в свой черед, как он, не довершив труда,

И мы с нее сойдем и, словеса святые

Его воспомянув, воскликнем мы тогда:

«Не изменяй себе, великая Россия!

Не верь, не верь чужим, родимый край,

Их ложной мудрости иль наглым их обманам,

И, как святой Кирилл, и ты не покидай

Великого служения славянам».

1869, Ф.И. Тютчев

В монастырской келье узкой,

В четырех глухих стенах,

О земле о древнерусской

Быль записывал монах.

Он писал зимой и летом,

Озаренный тусклым светом.

Он писал из года в год

Про великий наш народ.

                (Н.Кончаловская)

Отрывки из поэмы американского поэта Генри Лонгфелло « Песнь о Гайавате» - Перевод Ивана Алексеевича Бунина.

 При свиданье- с глазу на глаз

 Мы ведем свои беседы;

 Но, расставшись, мы вверяем

 Наши тайны тем,  которых

 Посылаем мы  друг к другу;

  А посланники не редко

 И искажают наши вести

 Иль другим их открывают.

  Из мешка он вынул краски,

  Всех цветов он вынул краски

  И на гладкой на бересте

  Много сделал тайных знаков,

  Дивных и фигур и знаков;

  Все они изображали

  Наши мысли, наши речи.

  Белый круг был знаком жизни,

  Черный круг был знаком смерти;

  Дальше шли изображенья

  Неба, звезд, луны и солнца,

  Вод лесов и горных высей,

  И всего, что населяет

  Землю вместе с человеком.

  Для земли нарисовал он

  Краской линию прямую,

  Для небес - дугу над нею,

  Для восхода – точку с лева,

  Для заката – точку с права,

  А для полдня – на вершине,

  Все пространство под дугою

  Белый день обозначало,

  Звезды в центре – время ночи,

  А волнистые полоски –

  Тучи, дождь и непогоду.

       А все же до жалости редко

       Среди почитаемых книг

       Мы ищем язык наших предков –

       Для нас неудобный язык.

       Пускай не во всем он понятен

       И мудрым ученым порой,

       И белых в нем более пятен,

       Чем даже на карте земной,-

       Но вслушайтесь в давнюю эту

       Эпоху, за каждой строкой

       В словах легковесности нету,

       Поспешности нет никакой!

       Над лунным челом летописца

       Татарские кони храпят.

       И все ж принимает страница

       Не каждое слово подряд:

      Когда они слабы и мелки,

      Негоже и браться за труд,

      Над ним не секундные стрелки,

      Смертельные стрелы поют.

      И долгий подсказывал опыт,

      Что выразить может верней

      Коней несмолкающий топот,

      Звон лат, и монет, и церквей,

      Набата отверстое горло,

      Рев рога и дробь топора,-

      Не наше ленивое « ОРО»,

      А страшное грозное «РА»!

      Великих высот достигали

      Два слога в звучанье стальном,

      Двумя оставаясь слогами

      В воинственном слоге одном.

      И с краткостью – признаком силы

      Слова обретали тогда

      Летящую тяжесть секиры.

      Спокойною грузность плода …

      Да здравствует старославянский!

      В нем кров замешалась и пот!

      Густой, непрозрачный и вязкий,

      Тяжелый. Как сотовый мед!

      Как капли его золотые,

      Живут и сейцас в языке

      Слова налитые, густые.-

      Хоть каждое взвесь на руке.

      Они веселы и суровы.

      До наших времен донесли

      Значительность каждого слова

      В начале российской земли.

О. Дмитриев « Старославянский язык».


Интернет-ресурсы

http://ru.wikipedia.org/

http://pkr.orthgymn.ru/textbook/ 

http://festival.1september.ru/

http://otherreferats.allbest.ru/culture/ 

http://www.inmoment.ru/holidays/day-writing.html

http://dic.academic.ru/dic.nsf/fin_enc/ 

http://www.ikt.oblcit.ru/206/khramchenko/ 

http://www.websib.ru/~gardarika/bukvi/ 

http://www.ingard.ru/o-kompanii/azbuchnaya-istina.html

http://www.orthedu.ru/


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сценарий праздника, посвященного Дню славянской письменности и культуры.

Сценарий праздника, посвященного Дню  славянской письменности и культуры. Подготовила заместитель директора по ВР Костюченко Лариса Владимировна. (Мальчик Ваня разглядывает старос...

Классный час посвященный Дню славянской письменности.

Фотографии кс классного часа, посвященного Дню славянской писменности....

Игра «Кто хочет быть миллионером», посвященная Дню славянской письменности и культуры

Игра составлена по принципу телевизионной игры «Кто хочет стать миллионером».Предлагаю игру, посвященную Дню славянской письменности. Проводим ее в мае. Предварительно дети получают задание подготовит...

Сценария конкурса, посвященного Дню славянской письменности и культуры.

Сценарий конкурса разработан для учащихся 5-6 классов....

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ПРОВЕДЕНИЮ УРОКА (КЛАССНОГО ЧАСА), ПОСВЯЩЕННОГО ДНЮ СЛАВЯНСКОЙ ПИСЬМЕННОСТИ И КУЛЬТУРЫ

Цели и задачи: познакомить учащихся с историей создания славянской азбуки, с историей русскогоалфавита; показать значение научного и просветительского подвига Кирилла и Мефодия, создателейазбуки; р...

«История славянской и русской письменности»: Урок-викторина для 9-11 классов, посвященный Дню славянской письменности и культуры

Цель: воспитание  уважительного отношения учащихся к трудам христианских проповедников Кирилла и Мефодия, создавших первую славянскую азбуку....

Открытый урок, посвященный Дню славянской письменности и культуры

Открытый урок, посвященный Дню славянской письменности и культуры....