Главные вкладки

    Классный час на тему "Царица цветов - роза"
    классный час (10 класс) на тему

    Бардачева Анжелика Сергеевна

    Классный час "Царица цветов - роза" расскажет о том, какую роль играла этот чудесный цветок в жизни человечества, как менялось к нему отношение в разные эпохи. Вы окунетесь в мир древнейших цивилизации (Древняя Греция, Индия, Древний Рим), побываете в средневековой Европе и на Руси. Познакомитесь с мифами и легендами. 

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл carica_cvetov_-_roza.docx897.38 КБ

    Предварительный просмотр:

    Российская Федерация

    Красноярский край

    Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

    «Центр образования №3»

    город Норильск, район Кайеркан

    _______________________________________________________________________

    Классный час на тему:

    «ЦАРИЦА ЦВЕТОВ – РОЗА»

    Бардачева Анжелика Сергеевна,

     учитель русского языка и литературы

    г. Норильск, район Кайеркан

     2013 г.

    СОДЕРЖАНИЕ

    1. Вступление
    2. Культ розы в Древнейшей цивилизации                                  
    3. Символ розы  Древних греков                                
    4. Двоякое значение розы в Древнем Риме
    5. Роза в жизни Клеопатры                
    6. «Райский цветок» христианской цивилизации                        
    7. Символика розы в средневековой Европе (Англия, Германия)                              
    8. Символ счастья в России
    9. Заключительная часть                                                                            
    10. Список используемой литературы                                            

    Как возникла идея?

    Во-первых, изучая в 10 классе по литературе тему «Жизнь и творчество К.Г. Паустовского», я попросила ребят на досуге прочитать повесть «Золотая роза». Никто из ребят повести не прочитал, кроме одной ученицы. Она была поражена тем, что главный герой  всю жизнь по крупице собирал золото, чтобы заказать из него золотую розу – символ счастья – и подарить любимой девушке, дабы оградить ее от превратностей жизни. Так возникла идея провести классный час для моих учеников и поведать об этом удивительном цветке, его роли в истории человечества. Ведь не перечесть всех литературных произведений, в которых важную роль играет роза. Во-вторых, живя  на крайнем севере, где девять месяцев зима, а лето практически отсутствует, с неописуемой силой радуешься первому распустившемуся в тундре цветку. Именно за Полярным кругом начинаешь с особой силой понимать и ценить, как прекрасна жизнь. Поэтому захотелось провести классный час для души и сердца, чтобы ни один ученик не остался равнодушным к прекрасному творению природы - розе.

    Цели:

    1. воспитание любви к родной природе;
    2. развитие наблюдательности и интереса к окружающему миру;
    3. развитие фантазии, воображения, наглядно-образного и рационального мышления, монологической и диалогической речи;
    4. развитие эстетического вкуса учащихся.

    Оформление:

    1. Красочный плакат с надписью                  «Роза радость Афродиты,
                                                                            Роза — муз цветок любимый...»
                                                                                                           Из Анакреона.
    2. Презентация «Царица цветов – роза»
    3. Ваза с букетом роз.
    4. Свечи.
    5. Иллюстрации.
    6. Книжная выставка.

    Форма проведения: коллективное творческое дело с элементами игры.

    Участники: учащиеся 10 классов; педагоги.

    Подготовительная работа: учащимся заранее объявляется тематика классного часа. Класс делится на 4 подгруппы. Каждой подгруппе предлагается найти материал по заданной теме и подготовить театрализованное выступление с применением атрибутов той или иной эпохи. Педагоги (члены жюри) в финале оценивают, чье представление было более красочным, убедительным, фееричным. В завершении классного часа проводится небольшая викторина.

    Классный час начинается под звуки музыки П.И.Чайковского «Вальс цветов».

    Ученица читает стихотворение Вильяма Шекспира.

    О ней поют поэты всех веков.
    Нет в мире ничего нежней и краше, 

    Чем этот сверток алых лепестков,
    Раскрывшийся благоуханной чашей.

    Как он прекрасен, холоден и чист, –
    Глубокий кубок, полный аромата.
    Как дружен с ним простой и скромный лист,
    Темно-зеленый, по краям зубчатый.

    За лепесток заходит лепесток,
    И все они своей пурпурной тканью
    Струят не иссякающий поток
    Душистого и свежего дыханья.

    Я это чудо видел на окне,
    Одной абхазской деревенской школы.
    И тридцать рук в дорогу дали мне
    По красной розе, влажной и тяжелой,

    Охапку роз на север я увез,
    Цветы Кавказа – в Ленинград далекий.
    И пусть опали тридцать красных роз, –
    На память мне остались эти строки.

    На экране демонстрируются  слайды с изображением  роз.

    1. Вступительное слово классного руководителя.

    Сегодня у нас необычный классный час, он посвящен цветам, а именно розе.

    Наиболее привычным средством общения людей является язык. Иногда его заменяют жесты, мимика, прикосновение, а иногда достаточно и взгляда, чтобы выразить свои чувства, намерения и пожелания ... Такими же значительными выразителями нашего отношения к дорогому человеку являются цветы. Да, именно они говорят тогда, когда мы молчим. Кажется, что мягкие лепестки и нежный аромат каждого цветочка рассказывает обо всем том, что даже нельзя передать словами.

    Цветы – одно из прекраснейших творений природы. Они украшение нашей планеты. Немецкий писатель Бертольд Ауэрбах в одном из своих произведений, посвященных описанию народного быта, заметил: «В истории цветов заключается часть истории человечества». И действительно, почти ни одно событие в жизни человека не обходится без участия цветов. Иногда говорят, что отсутствие цветов указывает на недостаток вкуса. Цветами украшали себя в торжественных случаях уже первобытные народы. Греки любили венки, сплетенные из веток и цветов. Лишь после того, как были вымыты и смазаны душистым маслом ноги гостя и надет венок ему на голову, его приглашали к столу. Каждый венок художественно сплетали из роз, фиалок, веток плюща и мирта, а самый красивый цветок располагался всегда по центру венка на лбу. В Греции наиболее распространенным декоративным растением считались кустарниковые розы, поэтому ношение цветов за ухом требовало большого мужества.  

    «Царица цветов», - так называла розу божественная поэтесса Сафо. Розу любили, ей поклонялись, ее воспевали и знаменитый Гафиз, и великий Конфуций.

    Когда под утренней росой дрожит тюльпан,
    И низко, до земли, фиалка клонит стан,
    Любуюсь розой я: как тихо подбирает
    Бутон свою полу, дремотой сладкой пьян!

                                                                   Омар Хайям

    Роза - классический символ любви, большой, безграничной, вечной ... Но в разных странах и религиях она имеет существенные оттенки значений.

    В Древнем Риме - грусть, храбрость; в Японии имеет значения цвет розы: красная - любовь, розовая - застенчивость, белая - душевную чистоту, уважение; у древних восточных народов - священный цветок, который символизировал божественную тайну; в христианской мифологии - милосердие, прощение, божественную любовь, победу и мученичество. Символическими также являются листья (радость), шипы (печаль), цветок (слава) розы.

     

    1. КУЛЬТ РОЗЫ В ДРЕВНЕЙШИХ ЦИВИЛИЗАЦИЯХ

                              (Выступление 1-ой группы ребят)

    Самые первые сведения о розе встречаются в древнеиндийских сказаниях, хотя изначальной прародиной розы считается Персия. «Роза» в переводе с древнеперсидского языка буквально означает «дух». Поэты древности называли Иран «Гюлистан», что означает «страна роз». Росли они повсюду, и без них не обходился ни один торжественный или радостный день. Существовал даже особый праздник — праздник распускающейся розы.

    В Древней Персии поэты не уставали воспевать ее. По персидским сказаниям, она была подарком самого Аллаха. Явились к нему однажды все цветы с просьбой назначить им нового повелителя вместо сонного лотоса - тот хотя и был красив, но часто забывал о своих обязанностях. Аллах внял их просьбе и назначил правительницей белую розу с охраняющими ее острыми шипами. Соловей, увидав новую царицу цветов, был очарован ее красотой и в восторге прижал розу к своей груди. Но острые шипы вонзились ему в сердце, и алая кровь, брызнув из груди несчастного, оросила нежные лепестки дивного цветка.

       От персов любовь к розе перешла к туркам, а затем и ко всем мусульманским народам. Арабы считали розу символом мужской красоты. Турки покрывали новорожденного розовыми лепестками, желая благоденствия в дальнейшей жизни. Согласно Корану, белая роза выросла из капель пота Магомета при его ночном восхождении на небо, желтая — из капель пота сопровождавшего его животного, красная — из капель пота архангела Джабраила (Гавриила), потому как розе, так и розовой воде приписывалась очистительная сила. Чтобы сделать завоеванные христианские святыни мусульманскими, их омывали розовой водой. Так, храм Святой Софии Константинопольской в 1453 году перестал считаться христианским, после того как, завоеванный мусульманами,  он был целиком вымыт розовой водой.

          ИНДИЯ

    В Древней Индии роза пользовалась таким почетом, что по существовавшему тогда закону каждый принесший царю розу мог просить у него все, что пожелает. Брамины украшали розами храмы, а цари - свои покои, розами усыпали пути богов во время религиозных процессий, розами уплачивали дани и подати. Их запах считался столь прекрасный, что вдоль всех дорожек в царском саду были вырыты канавки, заполненные розовым маслом.

     В древнеиндийской мифологии  встречается сюжет о том, что богиня красоты Лакшми родилась в бутоне розы, что сделало цветок символом божественной тайны. Хранитель Вселенной Вишну, увидев красавицу, спящую в своей розовой колыбельке, разбудил ее поцелуем и взял в жены. Лакшми стала богиней красоты, а укрывавшая ее роза - символом божественной тайны и с тех пор считается у всех восточных народов

    священной.

     

     Есть и другая индуистская легенда, которая повествует о споре богов о том, какой цветок лучше, роза или лотос. Победу одержала роза, и тогда боги решили создать прекрасную женщину, из лепестков этого цветка.

    По одному древнеиндийскому преданию, во время торжеств один из правителей приказал наполнить ванну лепестками роз. Через некоторое время стало заметно, что на поверхности воды образовалась пленка розовой эссенции – так и появилось знаменитое увлажняющее розовое масло. 

    1. СИМВОЛ РОЗЫ ДРЕВНИХ ГРЕКОВ (выступление 2-ой группы)

    Греки считали розу даром богов, и знаменитая поэтесса Сафо дала ей название «царицы цветов». Появление этого прелестнейшего из цветов греческие поэты облекли в целый ряд чудных сказаний.

    По словам Анакреона, она родилась из белоснежной пены, покрывавшей тело Афродиты (Венеры), когда эта богиня любви во всей своей дивной красоте вышла после купанья из моря. Увидев на ней этот не менее ее прелестный цветок, очарованные боги обрызгали его сейчас же нектаром, который и придал ему чудный запах. Однако дававший бессмертие нектар, вследствие зависти некоторых богов, не дал его розе, и она осталась такой же смертной, как и все, что рождается на земле. Явившуюся во всей ее девственной прелести и чистоте белую розу жрицы Афродиты снесли в храм этой богини и украсили ею алтарь и окружавший их сад. И роза оставалась белой до тех пор, пока сердце Афродиты не было поражено ужасной вестью: ее возлюбленный Адонис лежит раненный насмерть вепрем. Забыв все, в неописуемом горе устремляется богиня в рощу Пифона, где находится ее дорогой, и бежит, не обращая внимания на покрывающие розы шипы, которые ранят ей до крови ноги. Несколько капель этой божественной крови попадает и на розы и из белых превращает их в ярко-красные.

    По другому сказанию, белая роза сделалась красной во время одного из пиршеств богов на Олимпе. Порхая в веселом танце, Амур как-то нечаянно опрокинул своими розово-красными крылышками сосуд с нектаром, который, разлившись на цветшие тут же белые розы, окрасил их в красный цвет и сообщил им прелестный запах.

    Еще поэтичнее предание о сотворении красной розы богиней Флорой.

    Не любившая и избегавшая долгое время Амура, Флора была все-таки поражена его стрелой и воспылала к нему с этой минуты страстной любовью. Но хитрый божок, добившись желаемого, начал тогда, в свою очередь, избегать Флору, и вот тогда-то, в неудовлетворенной страсти, она решила создать цветок, который и смеется и плачет — соединяет в себе и грусть и радость. Увидев выраставший в руке своей чудный цветок, богиня в восхищении хотела, воскликнуть: «Эрос» (так звали греки Амура), но, застенчивая от природы, запнулась, покраснела и, проглотив первый слог, крикнула только: «рос». Росшие вокруг цветы подхватили это слово, и с той поры цветок этот и стал называться розой.

    Наконец, еще по одному сказанию, роза происхождением своим обязана богине охоты Диане. Влюбленная в Амура, богиня  приревновала его к дивно красивой нимфе Розалии. И вот однажды в диком гневе схватила она несчастную, повлекла в ближайший куст терновника и, изранив страшными шипами этого колючего кустарника, лишила ее жизни. Узнав о горькой участи своей возлюбленной, Амур поспешил на место преступления и, найдя ее бездыханной, в неутешном горе залился горючими слезами. Слезы его капали, капали из глаз на терновник, как роса, и — о, чудо! — орошаемый ими куст начал покрываться дивными цветами. Цветы эти были розы.

               Роза у греков – спутница радостных и печальных торжеств. Венками из роз,   перевитых миртами, украшали невест. Розами убиралась дверь, ведущая в дом, а лепестками усыпалось брачное ложе. Розами греки усыпали путь возвращавшегося с войны победителя и его колесницу. Ими же убирали тело и гробницы умерших.  Розы носили на голове и на груди в знак траура, как символ кратковременности нашей жизни, которая так же быстро увядает, как и этот душистый цветок. В религиозных обрядах греки венками из роз украшали лица богов, клали венки у их ног.

    1. ДВОЯКОЕ ЗНАЧЕНИЕ РОЗЫ В ДРЕВНЕМ РИМЕ

                                             (выступление 3-ей группы)

    Из Греции роза была перенесена колонистами в Рим и прижилась там прекрасно. Но чудный цветок этот получил здесь совершенно иное значение. В то время как в Греции у богов он служил символом любви и красоты, а у людей — выражением веселой радости и глубокой печали, у римлян во времена республики он считался символом строгой нравственности и служил наградой за выдающиеся деяния, а во времена падения Рима являлся символом порока и предметом роскоши, на который тратились безумные деньги.

    Вначале, как сообщает римский писатель Элиан, римские воины, отправляясь на войну, снимали даже шлемы и надевали венки из роз, чтобы вселить в себя мужество, да и вообще в это время она служила эмблемой храбрости. Это был как бы орден, который давался в награду за геройство. Так, Сципион Африканский разрешил солдатам 8-го легиона, первыми ворвавшимся в неприятельский лагерь, в день их триумфального шествия в Риме нести в руках букеты из роз и в увековечение их выдающейся храбрости выбить изображение розы на их щитах. Вообще, вначале венком из роз было дозволено украшать чело человека, сделавшего что-нибудь выдающееся, и когда Марк Фульвий после небольшой стычки позволил своим солдатам украсить шлемы розовыми венками, то получил за это строгий выговор от цензора Катона.

    У римлян первой республики роза считалась также предметом священным, и ежегодно в Риме совершались в память умерших торжества, носившие названия розалий или розалийских дней.

    Вообще, насколько высоко ценили римляне этого времени розу как надгробное украшение, лучше всего показывает обыкновение богатых людей завещать крупные суммы на постоянное украшение их могилы розами. На уборку могил главным образом употребляли белые и карминно-красные розы. Первые большею частью сажали на могилах молодых людей, а вторые — на могилах более пожилых. Наконец, розы играли в это время немаловажную роль и в домашнем обиходе римлян, и в их религиозных церемониях. Ими украшали они постоянно свои жилища и домашние алтари, ими усыпали путь во время торжественных процессий. Особенно же торжественна была процессия корибантов — жрецов богини Цибелы — охранительницы богов, во время которой все усыпалось белыми розами: и статуя богини, и ее жрецы, и весь путь.

    Все изменилось во времена падения Рима. Из царственного цветка она делается цветком забавы пьяных оргий, выразительницей низменных чувств. Теперь ею украшают  не Венеру-Уранию — богиню честного брака и благословения детьми, а позорную Венеру-Пандемос — богиню чувственной любви.

    В это время злоупотребление розой как украшением достигло крайних пределов. Так, например, тщеславный проконсул Веррес, обвинявшийся, как известно, Цицероном в продажности, передвигался по Риму не иначе, как на носилках, матрац и подушки которых постоянно набивались свежими лепестками роз, причем он и сам был весь обвит гирляндами из этих цветов.

    На пирах императора  Нерона, потолок и стены которого вращались во время пиршеств посредством особого механизма и изображали попеременно четыре времени года, вместо града и дождя на гостей сыпались миллиарды свежих розовых лепестков.

    Но всех превзошел своим безобразным истреблением роз император Гелиогобал. На одном из его пиршеств, как рассказывают, знатные гости были забросаны таким множеством падавших с потолка розовых лепестков, что некоторые из них, к величайшему его удовольствию, задохнулись под ними. Он же купался только в вине из роз, которое после того чернь должна была пить.

    Но среди всех вышеупомянутых пиршеств и оргий роза, кроме украшения, имела и еще  значение. Она служила символом молчания, вследствие чего даже была посвящена Гарпократу — богу молчания, который, как известно, изображался в виде юноши с приложенным к губам пальцем. Согласно легенде, бог Гарпократ склонил Венеру к любовной связи. Чтобы купить его молчание, сын Венеры Купидон подарил богу белую розу. Так Гарпократ стал богом молчания, а роза — его символом.

    Латинская пословица говорит: «in vino veritas» (в вине истина), указывая тем, что опьяненный винной влагой человек может выболтать иногда все свои тайны. А так как во время упадка Рима было очень опасно делиться публично своими мыслями, то, чтобы напомнить разгоряченным головам, что нужно держать язык за зубами, во время римских пиршеств вешали на потолке залы искусственно сделанную белую розу. Взгляд на эту розу заставлял сдерживать свою откровенность многих. Говорят, от этой розы и произошло известное латинское выражение: «sub rosa dictum» — «сказанное под розой», в смысле: под секретом.

    Окрестности Рима, в ущерб хлебным полям, были превращены в сады, но все равно не были  в состоянии  удовлетворить потребности римлян в розах и приходилось привозить розы целыми кораблями из Александрии и Карфагена, где возникла вследствие этого даже новая громадная отрасль промышленности.

    Все улицы Рима были до того пропитаны запахом роз, что непривычному человеку становилось дурно. На каждом углу, на каждом перекрестке можно было встретить или торговцев розами, или торговок и вязальщиц венков из роз. Целые сотни их торговали розами на рынках, как это было некогда в Афинах.

    Наконец, существовала в Риме даже особая биржа роз и были особые, занимавшиеся только куплей и продажей роз маклеры.

    1. РОЗА В ЖИЗНИ КЛЕОПАТРЫ

    Розовые же лепестки, как рассказывает Плиний, сыграли немаловажную роль и в дальнейшей жизни Клеопатры — они помогли ей убедить подозрительного Марка

    Антония в искренности ее любви.

     

      

    Во время дружеских пиршеств, как известно, было в обычае у римлян бросать в вино лепестки из своих венков н вместе с вином выпивать их в знак расположения к тому, кто их бросил. Когда Антоний сделался крайне подозрителен и до того проникся мыслью о вероломстве Клеопатры, что заставлял пробовать все кушанья своего слугу, то последняя, чтобы успокоить его, сделала следующее.

    Она приказала опрыскать сильным ядом розы своего венка, и когда Антоний, в минуту опьянения, клялся ей в своей любви, осыпал розы с ее венка в свою чашу с вином и хотел ее выпить, то она, вырвав спешно у него из рук ее, сказала: «Посмотри, дорогой Антоний, как мне легко было бы от тебя избавиться, если бы только я могла без тебя жить!» И, велев привести осужденного на смерть невольника, приказала ему выпить чашу Антония.

    Смерть невольника последовала моментально и, как говорят, до того отрезвила Антония, что в благодарность он просил Клеопатру, если только он умрет раньше ее, не забывать постоянно убирать розами его могилу. 

    5. «РАЙСКИЙ ЦВЕТОК» ХРИСТИАНСКОЙ ЦИВИЛИЗАЦИИ (4-ая группа)

    С падением Римской империи розу как символ порока и разврата надолго предали забвению. Однако с развитием христианства неприязнь к ней смягчилась, репутация ее восстановилась. Роза опять стала символом чистоты и святости и, более того, стала «райским цветком», посвященным самой Богородице. Дело в том, что Марию называли Розой без шипов, поскольку на ней не было греха, а также Волшебной Розой, Розой Небес. Согласно христианской традиции, «королева роз» росла в раю, не имея шипов, и обрела их после грехопадения Адама и Евы. Шипы на стебле розы стали вечным напоминанием о греховности человека.

    Существует сказание о том, как святой Доминик искалывает себя терниями, превратившимися в розы, а махровые розы вырастают из капель крови Христа, пролитых на росший под распятием мох. Белые же цветы посвящаются Магдалине – они обесцветились от пролитых на них слез раскаявшейся блудницы.

    Среди христианских государств наибольшей любовью роза пользовалась во Франции. Вначале ее ценили столь высоко, что даже разводить ее дозволялось не каждому. Налоги можно было платить розами. По преданию, в одном из городов Франции был установлен обычай каждый год выбирать «королеву роз» из трех наиболее добродетельных девушек провинции. В 13 веке знатные дамы начинают носить венки из роз (шапель

    7. СИМВОЛИКА РОЗЫ В СРЕДНЕВЕКОВОЙ ЕВРОПЕ

    Были эпохи, когда королева роз стала символом горя. Почти неизвестная в Англии до XIV в., роза появилась при дворе английских королей незадолго до начала кровавой распри между йоркским и ланкастерским домами. Роза так пленила своей красотой претендентов на престол, что и тот, и другой поместили ее в свой герб: первый избрал себе белую, а второй - алую и белой розы.

    Война  Алой и Белой розы длилась 30 лет. Ричард Плантагенет, представитель дома Йорков, сорвал с куста белую розу (а роза была традиционной эмблемой Англии) и предложил сделать то же самое всем тем, кто хочет видеть его королем. «Я не успокоюсь до тех пор,  - сказал  он, — пока моя белая роза не окрасится теплой кровью Ланкастеров в красную». Сторонники Ланкастеров сорвали красные розы и прикрепили их к своим шляпам. Белые и красные розы перешли на гербы замков, на щиты и знамена, под которыми пролилось немало крови. Закончилась 30-няя война именно в то время, когда английские садоводы вывели особый сорт роз — с красными и белыми лепестками, названный Ланкастер-Йоркскими, где на одном и том же кусте эта роза давала и белые, и алые цветы.

     Царица цветов скоро и в Англии стала всеобщей любимицей. Служа сначала лишь отличительным знаком актеров, она вскоре стала принадлежностью костюма всех щеголей в Англии. Щеголи носили ее за ухом, причем, чем крупнее был цветок, тем считалось шикарнее. Носили ее не только летом, но и зимой, а так как в зимнее время в те времена живая роза была еще большой редкостью, то людям с ограниченными средствами приходилось заменять живую розу искусственной. Вскоре с живой розой за ухом стала появляться и сама королева Елизавета.

    Интересную роль сыграла роза в жизни королевы Виктории. Рассказывают, что на придворном балу в честь принца Альберта Кобургского, приехавшего в Англию свататься к королеве Виктории, королева в знак своего к нему расположения отшпилила от корсажа розу и передала ему. Принц пришел в восторг, но не нашел на своем фраке петли, куда бы он мог прикрепить драгоценный подарок. Не задумываясь ни минуты, он перочинным ножом сделал на фраке, как раз против сердца, крестообразный надрез. Эта находчивость и цена, которую он придал ее небольшому знаку внимания, окончательно пленили Викторию, и она согласилась стать женой принца.

    ГЕРМАНИЯ
      В Германию поклонение розе пришло вместе с христианством. Любопытно возникшее в то время сказание о происхождении загнутых шипов розы. Сатана, изгнанный Господом с неба, задумав вновь подняться туда, решил воспользоваться шиповником - его прямые стволы с шипами могли бы служить ему лестницей. Но Господь угадал мысли врага и согнул стволы шиповника. Тогда рассерженный сатана согнул и шипы. С тех пор шипы роз не прямые, а загнутые книзу и цепляются за всех, кто до них дотронется.


    Существует предание о тысячелетнем и поныне существующем в Гильдесгейме розовом кусте. Однажды сын Карла Великого Людовик Благочестивый, охотясь в Саксонии, потерял свой нательный крест, содержавший в себе частицу святых мощей. После долгих поисков слуга нашел этот крест среди снега на покрытом цветами розовом кусте. Но когда захотел снять его, то куст не пускал. Никакие усилия не помогли, и он должен был вернуться домой без креста. Слуга рассказал об этом чуде, и тогда за крестом отправился сам Людовик. Приехав на место, он увидел на снегу громадное пятно в виде плана собора, в верхней части которого находился розовый куст.

    Сняв крест, он приказал построить на этом месте собор и сохранить при нем чудесный куст. Место получило название Hilde Schnee, т.е. глубокий (большой) снег; отсюда впоследствии образовалось и слово Гильдесгейм. Туда было переведено и епископство.

    Мало-помалу куст этот превратился в громадное, имеющее несколько метров в высоту, дерево, которое существует и поныне и покрывается ежегодно тысячами великолепных роз.

    8. СИМВОЛ СЧАСТЬЯ В РОССИИ

    Первое упоминание о выращивании роз в России относится к началу 16 века. Предполагается, что в Россию они попали через балканские славянские племена.  В России роза появилась в XVII в., когда немецкий посол преподнес ее царю Алексею Михайловичу. Культивировать королеву цветов в нашей стране начали лишь при Петре I. До этого на Руси был известен только шиповник – роза Канина. Массовое распространение розы получили только при Екатерине II. Культурные растения были чрезвычайно дорогими, их выписывали из-за границы и выращивали только в садах богатых вельмож. К концу 19 века розы начали выращивать на всей Европейской части России.

     

          Как хороши, как свежи были розы

    в моём саду! Как взор прельщали мой!

    Как я молил осенние морозы

    Не трогать их холодную рукой!

    Как я берёг, как я лелеял младость

    Моих цветов заветных, дорогих!

    Казалось мне, в них расцветала радость,

    Казалось мне, любовь дышала в них.

                                                И.П. Мятлев

    9. Заключительный этап.

    Задание №1. Назовите известные песни, стихотворения, произведения, фильмы о розе.

    Задание №2. Назовите произведение и автора сказки; о каком цветке идет речь?

                          (читается отрывок из сказки «Маленький принц»)

    Задание №3. Ответить на вопросы:

    1. Какой древнегреческой богине была посвящена роза?
    2. Какие древнегреческие мифы связаны с символом розы?
    3. Как менялась символика розы во времена Римской империи?
    4. Почему символ красоты стал в Риме и символом молчания?
    5. В какой стране налоги можно было платить розами?
    6. Какие христианские сказания связаны с алой и белой розой?
    7. Почему война между Йорками и Ланкастерами называется войной Алой и Белой розы?
    8. Когда появилась роза в России?

    Задание №4. ТВОРЧЕСКОЕ ЗАДАНИЕ ДЛЯ ВСЕХ ПРИСУТСТВУЮЩИХ

                           Нарисуйте розу своей мечты.

    Рефлексия: какие чувства испытываете вы при взгляде на розу?

                                какие моменты произвели на вас впечатление в ходе мероприятия?

                                что полезного для себя вы узнали?

    Подведение итогов классного часа.

    Список используемой литературы:

    1. Н.Верзилин. Путешествие с домашними растениями.

     - М.: Педагогика-ПРЕСС, 1995.

    1. Дж.Фоли. Энциклопедия знаков и символов.

    - М.: Вече, АСТ, 1997.

         3. Н.Е.Соболева. Мифы народов мира.

              - М.: Просвещение, 2001.

    4. Журнал «Читаем, учимся, и граем». 2008 год, №4

    5. Журнал «Классный руководитель».  2009 год, № 3

    6. Сетевые ресурсы для учителей: сайт «Античная мифология», независимый авторский проект «История Древнего Рима», Википедия.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Классный час "Цветы для мамы"

    Данное мероприятие мы проводили совместно 8 и 10 классы и посвятили  Всемирному Дню Матери....

    Классный час "Дарите женщинам цветы"

    Классный час подготовлен совместно со студентами группы Э-31 к празднику 8 Марта...

    Внеклассное занятие "Роза - царица цветов"

    Овладение мастерством создания цветов из бересты. Освоение технологией сборки объемного цветка. Развитие познавательных интересов, образного мышления, мотивации к самовыражению и творческой активности...

    Мастер-класс по флористике в декоративно-прикладном творчестве "Цветы настроения: Rosa(Роза кустовая)".

    Цель:Развить творческие способности ребёнка ,а также эстетическое восприятие окружающей флоры.Открыть новые цвета и научиться работать с декоративным материалом.Задачи:Ознакомить детей с основам...

    Мастер-класс по флористике в декоративно-прикладном творчестве "Цветы настроения: Роза из фольги".

    Цель:Развить творческие способности ребёнка ,а также эстетическое восприятие окружающей флоры.Открыть новые цвета и научиться работать с декоративным материалом.Задачи:Ознакомить детей с основам...

    Мастер-класс по флористике в декоративно-прикладном творчестве "Цветы настроения: Роза из фольги".

    Цель:Развить творческие способности ребёнка ,а также эстетическое восприятие окружающей флоры.Открыть новые цвета и научиться работать с декоративным материалом.Задачи:Ознакомить детей с основам...

    Методическая разработка занятия «Цветов таинственная сила. Изготовление розы из фоамирана»

    Повторение пройденного материала, знакомство учащихся с технологией изготовления цветка розы из фоамирана....