Классный час: Планета у нас одна!
классный час по теме

Рыжова Марина Николаевна

Классный час "Планета у нас одна!"  Формирование толерантности у современных обучающихся все в большей мере начинает осознаваться педагогами и родителями как насущная проблема, требующая внимания и конкретных практических шагов. Негативное влияние некоторых передач СМИ, переход страны к рыночным отношениям, глубокое расслоение общества, порождает в детях агрессивное поведение. Изменился и национальный состав городов. В нашем городе стали проживать, люди многочисленных национальностей, которые ранее были менее многочисленны: таджики, азербайджанцы, китайцы. Все эти факторы породили то, что часть подростков и молодежи может оказаться под влиянием различного рода экстремистских организаций, религиозных и политических движений, пропагандирующих идеи насилия, расового и национального превосходства, непримиримости к людям иной веры. Не меньшую опасность представляет проникновение нетерпимости и дискриминация в систему межличностных отношений обучающихся. Поэтому вопрос толерантности актуален.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл talerantnost.docx29.89 КБ

Предварительный просмотр:

Планета у нас одна!

Я вас встретил впервые.

Но я человек, и вы – человек,

Мы люди на этой земле…

 (В. Солоухин)

Актуальность темы классного часа

Формирование толерантности у современных обучающихся все в большей мере начинает осознаваться педагогами и родителями как насущная проблема, требующая внимания и конкретных практических шагов.

Негативное влияние некоторых передач СМИ, переход страны к рыночным отношениям, глубокое расслоение общества, порождает в детях агрессивное поведение. Изменился и национальный состав городов. В нашем городе стали проживать, люди многочисленных национальностей, которые ранее были менее многочисленны: таджики, азербайджанцы, китайцы.

Все эти факторы породили то, что часть подростков и молодежи может оказаться под влиянием различного рода экстремистских организаций, религиозных и политических движений, пропагандирующих идеи насилия, расового и национального превосходства, непримиримости к людям иной веры.

Не меньшую опасность представляет проникновение нетерпимости и дискриминация в систему межличностных отношений обучающихся. Поэтому вопрос толерантности актуален.

Цели:

  1. сформировать у учащихся представление о толерантности (возникновение понятия, значение слова, приемы развития этого качества);
  2. формировать у учащихся толерантность мышления, уважение к своим правам и правам других людей;
  3. воспитывать чувство уважения друг к другу, к обычаям, традициям и культуре разных народов; ценности каждого человека;
  4. развивать критическое мышление, навыки групповой работы, умение вести диалог и аргументировать свою позицию.

Оборудование: презентация, листки, ручки, цветные листья.

Ход занятия:

Учитель: Здравствуйте, ребята. Сегодня мы начнем наш классный час с китайской притчи, которая поможет нам с вами сформулировать цель нашей встречи. Итак, название притчи «Ладная семья».

Фиронов Д. Китайская притча «Ладная семья» (слайд 2)

Жила-была на свете семья. Она была не простая. Более 100 человек насчитывалось в этой семье. И занимала эта семья целое село. Так и жили всей семьей и всем селом. Вы скажете: ну и что, мало ли больших семейств на свете. Но дело в том, что семья была особая – мир и лад царили в этой семье и, стало быть, на селе. Ни ссор, ни ругани, ни, Боже упаси, драк и раздоров.

Дошел слух об этой семье до самого владыки страны. И он решил проверить, правду ли молвят люди. Прибыл он в село, и душа его возрадовалась: кругом чистота, красота, достаток и мир. Хорошо детям, спокойно старикам. Удивился владыка. Решил узнать, как жители села добились такого лада, пришел к главе семьи; расскажи, мол, как ты добиваешься такого согласия и мира в твоей семье. Тот взял лист бумаги и стал что-то писать. Писал долго – видно, не очень силен был в грамоте. Затем передал лист владыке. Тот взял бумаги и стал разбирать каракули старика. Разобрал с трудом и удивился. Три слова были начертаны на бумаге: любовь, прощение, терпение.

И в конце листа: сто раз любовь, сто раз прощение, сто раз терпение.

Почесал владыка, почесал, как водится, за ухом и спросил:

- И все?

- Да, - ответил старик, - это и есть основа жизни всякой хорошей семьи.

И подумав, добавил:

- И мира тоже.

Учитель: Согласны ли вы с тем, что написал на листе бумаги глава семьи? Как вы думаете, о чем я хочу сегодня с вами поговорить (о дружеских взаимоотношениях в группе)?

Учитель: У этого определения есть свое понятие ТОЛЕРАНТНОСТЬ, которое имеет свою историю.

Обучающийся 1: На рубеже XVIII-XIX веков во Франции жил некто Талейран Перигор, князь Беневентский. Он отличался тем, что при всех правительствах (и при Наполеоне, и при короле Людовике XVII) оставался неизменно министром иностранных дел. Это был человек, талантливый во многих областях, но, несомненно, более всего – в умении учитывать настроения окружающих, уважительно к ним относиться, искать решение проблем способ, наименее ущемляющим интересы других людей. И при этом сохранять свои собственные принципы (слайд 3).

Обучающийся 2: Сегодня современный человек должен быть не только образованным, но и обладать чувством самоуважения и быть уважаемым окружающими. Часто в  жизни человек общается с представителями различных национальностей, культур, миров, конфессий, социальных слоёв, поэтому важно научиться уважать культурные ценности, как своего народа, так и представителей другой культуры, религии, научиться находить точки соприкосновения. Кроме того, толерантность как качество личности считается необходимым для успешной адаптации к новым неожиданным условиям. Люди, не обладающие толерантностью, проявляя категоричность, оказываются неспособными к изменениям, которых требует от нас жизнь.

Обучающийся 1:16 ноября жители многих стран мира отмечают Международный день толерантности или День терпимости. Этот праздник был учрежден в 1996 году по решению Генеральной Ассамблеи ООН. День терпимости отмечается в разных странах по аналогичному сценарию. В этот день проводятся массовые мероприятия, посвященные воспитанию терпимости у жителей стран-участниц ООН и других народов мира. Большинство мероприятий ориентировано на учебные и профессиональные заведения, но часть их проводится и для всей общественности (слайд 4).

Обучающийся 2:День терпимости посвящен соблюдению принятой в 1995 году Декларации терпимости. Его цель заключается в том, чтобы снизить распространяющиеся в последнее время по всей планете случаи проявления насилия и экстремизма.

Обучающийся №1: В  1995, Год Организация Объединенных Наций запустила международную кампанию терпимости, отказа от насилия и оценки социального и культурного разнообразия. Это был ЮНЕСКО, который начал это совершение и принимал роль координирования ведущего агентства в течение года. Декларация была подписана Государствами - членами, и шесть особенно-созданных флагов терпимости были подняты. Все сектора ЮНЕСКО организовывали широкое множество специальных событий, встреч и публикаций. Немецкий графический художник Хелмут Лангер создал эту эмблему.

Учитель: Что, по-вашему, означает слово толерантность? (обучающиеся дают свои определения, после чего учитель говорит одно из определений толерантности).

Толерантность – это уважение, принятие и правильное понимание богатого многообразия культур нашего мира, форм самовыражения и способов проявления человеческой индивидуальности (слайд 5).

Учитель: Давайте с вами посмотрим, как это слово определяется на разных языках земного шара? Определение слова толерантность на разных языках земного шара звучит по-разному (определения по очереди читают обучающийся 1 и обучающийся 2):

•в испанском языке оно означает способность признавать отличные от своих собственных идеи или мнения;

•во французском – отношение, при котором допускается, что другие могут думать или действовать иначе, нежели ты сам;

в английском – готовность быть терпимым, снисходительным (слайд 6)

•в китайском – позволять, принимать, быть по отношению к другим великодушным;

•в арабском – прощение, снисходительность, мягкость, милосердие, сострадание, благосклонность, терпение, расположенность к другим;

•в русском – способность терпеть что-то или кого-то (быть выдержанным, выносливым, стойким, уметь мириться с существованием чего-либо, кого-либо) (слайд 7)

Учитель: Какое из определений вам импонирует более всего? (Ответы обучающихся).

Обучающийся 1: Почему, на ваш взгляд, в разных странах определения различны? (Ответы обучающихся).

Обучающийся 2: А что же объединяет эти определения? (Ответы обучающихся).

Учитель: Почему так актуальна толерантность в настоящее время? (Ответы обучающихся).

(Далее участники обобщают всё сказанное, делают вывод, что толерантность – не пассивное, неестественное покорение мнению, взглядам и действиям других, не покорное терпение, а активная нравственная позиция и психологическая готовность к терпимости во имя позитивного взаимодействия между этносами, социальными группами, во имя позитивного взаимодействия с людьми иной культурной, национальной, религиозной или социальной среды.) (слайд 8, 9).

Учитель: Набирает обороты третье тысячелетие. Прогресс неумолимо движется вперёд. Техника пришла на службу человеку. Казалось бы, жизнь должна стать размереннее, спокойнее. Но мы всё чаще слышим слова: беженец, жертва насилия...

Обучающийся 1: Мы все помним, что Первое сентября – День знаний в нашей стране, ставший в 2004 году днем трагедии и скорби всех людей. Нет ничего страшнее террора. Особенно, если жертвами становятся дети, никому не причинившие зла, рожденные для счастливой жизни. Без слез нельзя говорить о трагедии в школе №1 г. Беслана, о гибели детей, их родителей, учителей, спасателей. Беслан, не утихающую боль твою разделяем. Беслан, мы и все лучшие люди Земли всегда с тобой. (Минута молчания) (слайд 10).

Обучающийся 2: В сегодняшнем обществе происходит активный рост экстремизма, агрессивности, расширение зон конфликтов. Эти социальные явления особо затрагивают молодёжь, которой в силу возрастных особенностей свойствен максимализм, стремление к простым и быстрым решениям сложных социальных проблем.

Учитель: Поможет ли нам толерантность в различных социальных явлениях? (ответы обучающихся)

Учитель: Так что такое толерантность? Давайте посмотрим на цветок толерантности. Вы со всем согласны? Что можете ещё добавить? (ответы обучающихся)

Учитель: Теперь давайте узнаем на сколько вы толерантны?

 Мы с вами проведем тестирование и определим, насколько вы толерантны. У каждого обучающегося листок и ручка. Выберите один из вариантов ответа(слайды 11, 12, 13)

1.Миша плохо одет…

А) Это неважно.

Б) Ты подсмеиваешься над ним.

2. Петя питается не так, как ты, по причине своей религии…

А) Ты просишь, чтобы он объяснил это.

Б) Ты говоришь, что он выглядит смешно.

3. Цвет кожи у Джо отличается от твоего…

А) Ты стремишься лучше узнать его.

Б) Ты высказываешь по этому поводу обидные замечания.

4. Пожилая женщина медленно идет…

А) Ты помогаешь ей и придерживаешь дверь.

Б) Ты отталкиваешь ее, чтобы обогнать.

5. Ты – девочка, тебя ставят рядом с мальчиком…

А) Ты разговариваешь с ним.

Б) Ты говоришь, что все мальчик - нули.

6. На твоих глазах на кого – то нападают…

А) Ты пытаешься защитить его.

Б) Ты делаешь вид, что ничего не замечаешь.

7. К тебе подходит ребенок – инвалид…

А) Ты естественным образом разговариваешь с ним.

Б) Ты отходишь от него и не знаешь, что сказать.

Подсчет баллов: за каждый ответ А ставите по одному баллу.

7 баллов:  Прекрасно! Ты уверен в себе, можешь выразить свое мнение. И ты понял, что твоя свобода заканчивается там, где начинается свобода других.

Если от 3 до 6, то ты не очень толерантен. Ты недостаточно уверен в себе для того, чтобы делиться и выражать свое мнение, однако, ты добрый и со временем у тебя все получится.

Меньше трех? Ай – ай – ай! Ты совсем не толерантен! Если ты попытаешься лучше понять себя, какой ты есть, то сможешь стать по-настоящему счастливым!

Учитель: Чтобы научиться понимать людей других стран, других культур, нужно научиться

понимать своих родителей, друзей, одногруппников.

Обучающийся 2: Наша земля – это место, где мы можем любить друг друга.

Учитель: А сейчас давайте с вами вырастим дерево Толерантности на нашей планете. Для этого мы выполним творческую работу. Пусть наше дерево распустит листочки и зазеленеет.  Дерево составим из листочков с вашими высказываниями на тему: "Планета у нас одна». Возьмите каждый по листочку и напишите на них, что, по- вашему, надо сделать, чтобы наш группа, наше училище стала пространством толерантности, т.е. чтобы отношения в них стали как можно более толерантными. Затем листочки приклейте на дерево.

Учитель: Теперь попрошу всех встать в ровный круг лицом внутрь очень тесно друг к другу. Затем положите руки друг другу на плечи, поднимите правую ногу и вытягивают ее к центру круга, и по моей команде все делают шаг внутрь, и хором весело скажем:

Если каждый друг к другу будет терпим,

То вместе мы сделаем толерантным наш мир.

Учитель: Благодарю всех за активное участие. Вижу, что классный час понравился, и я надеюсь, что он оставил глубокий след в душе каждого, помог нам всем понять, что только уважение друг к другу, взаимопонимание, терпимость, соблюдение равноправия на деле спасут мир. Мы не сможем в одночасье сделать толерантным ни своё поведение, ни поведение других людей, и не надо корить себя за это. Однако важен даже самый маленький шаг в этом направлении.

Пусть каждый из вас, пусть наша группа, наше училище, наш город и наша Россия всегда будут островами толерантности для всех жителей большой планеты Земля (слайд 14 )

Спасибо за внимание! (слайд 15)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация к классному часу "Планета друзей"

Презентация является дополнением к классному часу, ролевой игре "Планета друзей"...

Классный час "Планета добрых людей"

Классный час "Планета добрых людей" в 7 классе....

Классный час "Планета толерантности"

Что такое толерантность? Актуальная тема разговора учителя и учащихся....

Программа деятельности классного руководителя "Планета друзей на орбите детства"

Программа деятельности классного руководителя  «Планета друзей на орбите детства». Мне как учителю на протяжении всего  трудового пути приходилось работать с разными детьми как ...

планета у нас одна

разработка интегрированного урока, предметы экология и английский....

Классный час "Братья наши меньшие "(или "На планете мы не одни")

Беседа  о защите животных от жестокого обращения, о возможном вкладе обучающихся в дело защиты животных....