Сценарий классного часа "Дела семейные"
классный час (11 класс) по теме

Савиченко Елена Витальевна

Цель: воспитание культуры семейных отношений.

Задачи: определить установки и ценностные ориентации старшеклассников, связанные с созданием семьи; раскрыть некоторые причины сложности семейных отношений; уделить внимание роли мужчины и женщины в создании семейного очага; ознакомить с дисгармоничными типами семей; провести практикум.

Подготовительная работа: подобрать литературу; проконсультироваться с психологом; подготовить и распечатать задания и тесты; организовать обработку результатов заданий.

Участники: классный руководитель, учащиеся 11 класса.

Форма проведения классного часа: беседа-практикум с элементами дискуссии.

Оборудование: презентационный материал, мультимедийное оборудование, компьютер, колонки, карточки с тестами, большие листы бумаги, маркеры, лисочки цветной бумаги, плакат с изображением дерева.

Количество времени для занятия: 45 минут

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon scenariy_klassnogo_chasa_-dela_semeynye.doc59.5 КБ
Microsoft Office document icon тест 128.5 КБ
Microsoft Office document icon тест 231 КБ
Microsoft Office document icon тест 329.5 КБ
Office presentation icon klassnyy_chas.ppt2.59 МБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа №391

Красносельского района Санкт-Петербурга

Автор:

Савиченко Елена Витальевна

Классный час

в рамках районного конкурса

"Самый классный классный"

"Дела семейные"


Цель: воспитание культуры семейных отношений.

Задачи: определить установки и ценностные ориентации старшеклассников, связанные с созданием семьи; раскрыть некоторые причины сложности семейных отношений; уделить внимание роли мужчины и женщины в создании семейного очага; ознакомить с дисгармоничными типами семей; провести практикум.

Подготовительная работа: подобрать литературу; проконсультироваться с психологом; подготовить и распечатать задания и тесты; организовать обработку результатов заданий.

Участники: классный руководитель, учащиеся 11 класса.

Форма проведения классного часа: беседа-практикум с элементами дискуссии.

Оборудование: презентационный материал, мультимедийное оборудование, компьютер, колонки, карточки с тестами, большие листы бумаги, маркеры, лисочки цветной бумаги, плакат с изображением дерева.

Количество времени для занятия: 45 минут

Дата проведения: 11 февраля 2013 года

Эпиграф: «Семья - это маленькая вселенная. Жить в браке... это большой, ни с чем не сравнимый труд, духовный труд, напряжение. Для этого нужна огромная духовная культура, духовная подготовка, школа мудрости» (В.А. Сухомлинский).


Ход мероприятия

1. Вступительное слово учителя (слайд 1).

Учитель:

Одна девушка спрашивает другую:

- Какого мужа ты хотела бы для себя?

Подумав, вторая девушка ответила:

- Шатена.

- Почему именно шатена? — удивленно спросила подруга.

- Потому что он будет хорошо гармонировать с моей мебелью.

Это, конечно, анекдот, но он не так далек от жизни, как может показаться на первый взгляд. Давайте разберемся в себе. На чем мы будем основывать свой выбор спутника жизни? Должен ли наш избранник гармонично сочетаться с обстановкой в квартире? Или удовлетворять требованиям родителей? Нравиться друзьям? Почему пара молодых, а иногда и не очень молодых людей решает пожениться? Почему приходит и уходит любовь? Почему это чувство так необходимо в семейной жизни? Почему одна семья выдерживает, решает большинство загадок-проблем семейной жизни, а лодка другой разбивается о банальные заботы семейного быта? Об этом и многом другом мы и поговорим с вами сегодня.

2. Рефлексия настроения: “Дерево чувств” (слайд 2).

Учитель:

С помощью листочков от дерева постарайтесь выразить своё настроение и эмоциональное состояние. Хочу напомнить, какому настроению соответствует какой цвет:

  1. красный – восторженное;
  2. оранжевый – радостное;
  3. желтый – приятное;
  4. зеленый – спокойное;
  5. синий – грустное;
  6. фиолетовый – напряженное;
  7. черный – уныние.

(Каждая группа на крону дерева на плакате прикрепляет листочки с выбранными цветами).

Комментарии учителя: Посмотрите на дерево, которое вы сотворили своими руками. Какой цвет преобладает на нем? Вы видите у нас с вами сегодня……… настроение.

3. Идеальный образ избранника (слайд 3).

Учитель:

Сейчас мы с вами попробуем построить свою семью, но для этого необходимо найти будущую свою половинку. Подумайте и запишите на ватмане список качеств, которые вы хотели бы видеть в своем возлюбленном или возлюбленной. Составьте общий портрет «парня мечты» для девушек и «девушки мечты» — для парней.

Предложить девушкам оценить портрет «девушки мечты», который нарисовали парни, отметив, что им понравилось в рассуждениях парней, а что нет. Например, девушки могут сказать, что им понравилась забота о нравственном состоянии избранницы. Негативным моментом они могут назвать чрезмерную требовательность парней к внешнему виду возлюбленной и т. п.

Парням дать то же задание. Его цель — дать возможность школьникам самим составить идеальный образ парня или девушки, узнать, как они представляют друг друга, и провести сравнение этих образов.

Комментарии учителя: Итак, мы можем сказать, что мнения групп в большей степени совпадают, и я вижу, что у вас сформировался образ идеального избранника. Но мы согласны не со всеми пунктами в списке. Почему?

(Необходимо дать возможность высказать разные мнения.)

Комментарии учителя: Девушки и парни «стоят по разные стороны забора». Представляя образ возлюбленного человека, вы забываете посмотреть на себя и сопоставить свои собственные личностные качества с воображаемым образом. Это и является причиной возникновения завышенных требований к другому человеку.

4. Психологический тренинг.

Учитель: (слайд 4)

Большинство из нас за равноправие в семье. Что вы считаете таким равноправием?  Где же те составляющие семейного счастья, которые дают возможность укреплять семью?

Оцените перечисленные факторы по пятибалльной системе:

1. Семейный уют. 2. Общность взглядов. 3. Материальное благополучие. 4. Сексуальная близость. 5. Привычка супругов друг к другу. 6. Супружеский долг. 7. Любовь к детям. 8. Взаимная забота супругов. 9. Общая жилплощадь. 10. Культурный уровень супругов.

Комментарии учителя: Обычно молодые люди завышают значение эмоциональных факторов для семейной устойчивости. Они представляют для себя семейные ценности только идеально, поэтому романтизируют брак. И их неудачи в браке связаны с собственным невежеством в вопросах семейных отношений.

Мера удовлетворенности отношениями в браке зависит еще и от тех мотивов, по которым люди вступают в брак. Более прочные браки основаны на общих интересах и потребностях.

Тренинг 1.

(Слайд 5)

Задание 1. Расставьте по мере значимости для вас следующие мотивы вступления в брак: любовь; общность интересов, взглядов; чувство одиночества; случайность; чувство сострадания; материальная обеспеченность будущего мужа (жены); наличие жилплощади у будущего мужа (жены); вероятность скорого рождения ребенка.

(Участники высказывают свое мнение.)

Задание 2. Расставьте эти же мотивы вступления в брак, которые используются, на ваш взгляд, молодыми людьми в настоящее время в большей степени.

(Подводят итоги, обсуждают результаты.)

(Слайд 6)

Задание 3. Предлагаем ответить на вопросы анкеты (Приложение 1):

1. Какие условия необходимы для счастливой семейной жизни (назовите не более трех главных, с вашей точки зрения)?

а) отдельная квартира; б) материальное благополучие; в) взаимопонимание между супругами; г) дети; д) уверенность в прочности брака; е) интересный досуг; ж) интересная работа; з) желаемое образование; и) хорошее положение на работе; к) хорошие друзья; л) самостоятельность, свобода действий; м) другие условия.

2. В каком возрасте, по вашему мнению, лучше всего вступать в брак?

а) 18-20; б) 21-24; в) 25-27; г) 28-30; д) старше 30 лет; е) свой вариант.

3. Какой способ проживания, на ваш взгляд, предпочтителен для молодоженов?

а) вместе с родителями; б) возможно ближе к родителям, но раздельно; в) только отдельно; г) свой вариант ответа.

4. Как вы считаете, какими качествами должна обладать идеальная жена? Отметьте три самых важных качества. На этот и 5-й вопрос отвечают и юноши, и девушки:

а) ум; б) нежность; в) доброта; г) готовность во всем подчиняться мужу; д) умение настоять на своем; е) уступчивость; ж) трудолюбие; з) скромность; и) бережливость; к) домоседство; л) любовь к детям; м) верность; н) свой вариант ответа.

5. Какими качествами, по вашему мнению, должен обладать идеальный муж?

а) ум; б) мужество; в) любовь к работе; г) забота о семье; д) веселый нрав; е) доброта; ж) верность; з) стремление взять на себя самые трудные семейные дела; и) умение сочувствовать; к) ласковость и нежность; л) надежность; м) уважение к женщине; н) свой вариант ответа.

(Обобщенные результаты обсуждаются, сравниваются ответы юношей и девушек.)

Комментарии учителя: Вы уже определились со своими жизненными ценностями. Мне очень приятно, что вы у меня такие вдумчивые и открытые.

Учитель:

Но иногда молодые люди требуют от своей половины чего-то большого и стоящего, не особенно беспокоятся о том, чтобы совместить свои запросы и представления о себе и другой половине.

А ведь в любви не должно быть только «я» (я такая распрекрасная, поэтому ты меня любишь и я позволяю тебе себя любить). В любви не должно быть только «ты» (ты - это все и даже больше, а меня как личности уже практически нет). В каждой семейной паре должны быть «ты», «я» и «мы». Кто не понял этого, у того все трепетные чувства ранней влюбленности разбиваются о ссоры, разочарование и непонимание. Злость, нервозность и боль приходят на смену любви. Иногда, ругаясь, мы теряем лицо. Давайте проанализируем собственное поведени е в конфликтной ситуации.

Тренинг 2.  (Приложение 2)

(Слайд 7).

Тест. «Оценка собственного поведения в конфликтной ситуации»

Комментарии учителя: Мы уже много говорили с вами о методах улаживания конфликтных ситуаций. Не спешите делать негативные выводы о словах и поступках любимого человека, сумейте разобраться, проявите снисходительность к мелочам. Вам помогут откровенность и доверчивость, желание всегда увидеть в человеке лучшее, что есть в нем.

Быть друг с другом - это целое искусство. Не пытайтесь «перекраивать» друг друга. Каждая личность неповторима. Постарайтесь уверовать в то, что именно тот человек, который идет с вами по жизни рядом, ценен и значим для вас, как никто другой.

5. Дети в семье (Слайд 8).

Учитель:

Обязательно ли в семье нужны дети? Сколько должно быть детей в семье?

(ответы детей).

Учитель:

Однодетная семья в движении и развитии означает вот что: через 25-30 лет в этой семье появятся два пенсионера и только один работник. Одна семья вырастит будущего жениха, другая – невесту. Они в будущем вступят в брак. На смену двум семьям придет одна. Это отрицательно влияет на демографическую ситуацию. Недостаточно в семье иметь и двоих детей. Не каждый мальчик дорастет до возраста жениха, не каждый, достигший этого возраста женится, не каждый мужчина станет отцом. Так же и с женщинами. Рассчитано, что из тысячи человек населения, которые состоят из двухдетных семей, через 30 лет останется 621 человек, через 60 лет – 386, через 90 лет – 240, а через 300 лет – всего 8 человек взамен тысячи. В семье, как считают демографы, должно быть минимум 3-4 ребёнка.. Давайте проверим, какими родителями будете вы.

(приглашается мальчик и девочка, которые будут отвечать на вопросы. Опрос проводится по правилам игры "Любовь с первого взгляда". Приложение 3).

Тест «Какими вы будете родителями?».

Комментарии учителя: Мне кажется, что у вас еще не совсем сложились реальные представления об обязанностях родителей. Но, я думаю, у вас вполне хватит времени на изучение педагогических методик воспитания детей.

Учитель:

В заключении нашего классного часа мне хотелось бы вернуть вас к дереву чувств. С помощью листочков от дерева выразите своё настроение и эмоциональное состояние.

(Каждая группа на крону дерева на плакате прикрепляет листочки большего размера, чем в начале урока, с выбранными цветами).

Комментарии учителя: Наше настроение сегодня……….

Я хочу закончить классный час словами В. А. Сухомлинского “В семейной жизни надо считаться с мыслями, убеждениями, чувствами, стремлениями любимого человека. Храня своё достоинство, надо уметь уступать друг другу”. Желаю, чтобы ваши семьи были самыми счастливыми!

Семья – это святое слово,

и обижать его нельзя!

В нем наши корни, наша сила,

Наши заветные слова!



Предварительный просмотр:

1. Какие условия необходимы для счастливой семейной жизни (назовите не более трех главных, с вашей точки зрения)?

а) отдельная квартира; б) материальное благополучие; в) взаимопонимание между супругами; г) дети; д) уверенность в прочности брака; е) интересный досуг; ж) интересная работа; з) желаемое образование; и) хорошее положение на работе; к) хорошие друзья; л) самостоятельность, свобода действий; м) другие условия.

2. В каком возрасте, по вашему мнению, лучше всего вступать в брак?

а) 18-20; б) 21-24; в) 25-27; г) 28-30; д) старше 30 лет; е) свой вариант.

3. Какой способ проживания, на ваш взгляд, предпочтителен для молодоженов?

а) вместе с родителями; б) возможно ближе к родителям, но раздельно; в) только отдельно; г) свой вариант ответа.

4. Как вы считаете, какими качествами должна обладать идеальная жена? Отметьте три самых важных качества. На этот и 5-й вопрос отвечают и юноши, и девушки:

а) ум; б) нежность; в) доброта; г) готовность во всем подчиняться мужу; д) умение настоять на своем; е) уступчивость; ж) трудолюбие; з) скромность; и) бережливость; к) домоседство; л) любовь к детям; м) верность; н) свой вариант ответа.

5. Какими качествами, по вашему мнению, должен обладать идеальный муж?

а) ум; б) мужество; в) любовь к работе; г) забота о семье; д) веселый нрав; е) доброта; ж) верность; з) стремление взять на себя самые трудные семейные дела; и) умение сочувствовать; к) ласковость и нежность; л) надежность; м) уважение к женщине; н) свой вариант ответа.



Предварительный просмотр:

Тест

«Оценка собственного поведения

в конфликтной ситуации»

Ребята! Постарайтесь искренне ответить на вопрос: «Как вы обычно ведете себя в конфликтной ситуации или споре?». Если вам свойственно то или иное поведение, поставьте соответствующее количество баллов после каждого номера ответа.

Часто- 3 балла

  1. От случая к случаю- 2

Редко- 1

Ответы:

1.Угрожаю или дерусь.

2.Стараюсь принять точку зрения  противника, считаюсь с ней как со своей.

3. Ищу компромиссы.

4. Допускаю, что не прав, даже если не могу поверить в это окончательно.

5. Избегаю противника.

6. Желаю во что бы то ни стало добиться своих целей.

7. Пытаюсь выяснить, с чем я согласен, а с чем- категорически нет.

8. Иду на компромисс.

9.Сдаюсь.

10. Меняю тему…

11. Настойчиво повторяю одну мысль, пока не добьюсь своего.

12. Пытаюсь найти исток конфликта, понять, с чего все началось.

13. Немножко уступлю и подтолкну тем самым к уступкам другую сторону.

14. Предлагаю мир.

15. Пытаюсь обратить все в шутку.

Обработка результатов теста.

Подсчитайте количество балов под номерами 1,6,1 это тип поведения «А» и т. д.

Тип «А»-1,6,11

тип «Б»- 2,7,12

тип «В»- 3,8,13

тип «Г»- 4,9,14

тип «Д»- 5,10,15

Если вы набрали больше всего баллов под буквами:

«А»- это «жесткий»тип решения конфликтов и споров. Вы до последнего стоите на своем, защищая свою позицию. Во что бы то ни стало стремитесь выиграть. Это тип человека, который всегда прав.

«Б»- это «демократичный» стиль. Вы придерживаетесь мнения, что всегда можно договориться. Во время спора вы пытаетесь предложить альтернативу, ищите решения, которые  удовлетворяли бы обе стороны.

«В»- «компромиссный»стиль. С самого начала вы согласны   на компромисс.

«Г»- «мягкий» стиль. Своего противника вы «уничтожаете» добротой. С готовностью вы встаете на точку зрения противника, отказываясь от своей.

«Д»- «уходящий» стиль. Ваше кредо- «вовремя уйти». Вы стараетесь не  обострять ситуацию, не доводить конфликт до открытого столкновения.



Предварительный просмотр:

Тест «Какими вы будете родителями?»

1. Двух-четырёхмесячный малыш в кроватке. Он плачет, хотя и здоров, сыт, сухой. Что сделаете вы?

        а) дадите пустышку;

        б) возьмёте на руки и успокоите;

        в) оставите в кроватке: «Поплачет, поплачет и перестанет».

2. Ребёнок-дошкольник капризничает, не ест, хотя хорошо ел:

        а) вы дадите ему другое блюдо;

        б) разрешите ему выйти из-за стола;

        в) не выпустите его из-за стола до тех пор, пока не съест всё.

3. Ваш ребёнок во дворе поссорился со сверстниками:

        а) вы идёте во двор и разбираетесь со сверстниками;

        б) советуете ребёнку самому уладить конфликт;

        в) предлагаете остаться дома и заняться чем-нибудь.

4. Вы увидели, что ребёнок-школьник читает художественную литературу, а уроки ещё не сделал:

        а) начнёте его ругать и кричать;

        б) сядете рядом и разберётесь вместе домашнее задание;

        в) без слов заберёте книгу и унесёте в другую комнату.

5. Ваш сын (дочь) скрыл от вас полученную двойку:

        а) вы в гневе и за двойки, и за их сокрытие, запрещаете всё, кроме уроков;

        б) попытаетесь помочь исправить положение;

        в) физически или как-нибудь иначе наказываете ребёнка.

6. Ваш сын (дочь) – десятиклассник гораздо позже назначенного времени вернулся домой:

        а) запретите гулять вообще;

        б) обсудите случившее, выясните, почему задержался, и договоритесь, что впредь опозданий не будет;

        в) накажите.

        

Обработка результатов теста.

Из трёх ответов выберите один, затем подсчитайте, каких ответов больше всего – а, б, в.

        Если а) – вы будете авторитарным родителем, который мало своему ребёнку, мало понимает его потребности.

        Если б) – вы будете родителем понимающим, признающим право ребёнка на личный опыт, даже ошибки и пытающийся научить его отвечать за себя и свои поступки.

        Если в) – вы будете родителем, не пытающимся понять ребёнка, лучшим вашим методом воспитания станет порицание и наказание.


Предварительный просмотр:

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com

Подписи к слайдам:

Слайд 1

Пункт плана Пункт плана Пункт плана Пункт плана Пункт плана Дерево чувств Семейное счастье Идеальный избранник Конфликты в семье Дети Классный час «Дела семейные» 11 «А» класс Классный руководитель: Савиченко Елена Витальевна 11 февраля 2013 « Семья - это маленькая вселенная. Жить в браке... это большой, ни с чем не сравнимый труд, духовный труд, напряжение. Для этого нужна огромная духовная культура, духовная подготовка, школа мудрости» (В.А. Сухомлинский).

Слайд 2

Дерево чувств Семейное счастье Идеальный избранник Конфликты в семье Дети Дерево чувств красный – восторженное оранжевый – радостное желтый – приятное зеленый – спокойное синий – грустное сиреневый– напряженное черный – уныние

Слайд 3

Идеальный образ избранника Подумайте и запишите на ватмане список качеств, которые вы хотели бы видеть в своем возлюбленном или возлюбленной. Составьте общий портрет «парня мечты» для девушек и «девушки мечты» — для парней. Семейное счастье Идеальный избранник Конфликты в семье Дети

Слайд 4

Семейное счастье Дети Составляющие семейного счастья Оцените перечисленные факторы по пятибалльной системе: Семейный уют. Общность взглядов. Материальное благополучие. Сексуальная близость. Привычка супругов друг к другу. Супружеский долг. Любовь к детям. Взаимная забота супругов. Общая жилплощадь. Культурный уровень супругов. Конфликты в семье

Слайд 5

Семейное счастье Дети Составляющие семейного счастья Расставьте по мере значимости для вас следующие мотивы вступления в брак: любовь; общность интересов, взглядов; чувство одиночества; случайность; чувство сострадания; материальная обеспеченность будущего мужа (жены); наличие жилплощади у будущего мужа (жены); вероятность скорого рождения ребенка Конфликты в семье

Слайд 6

Семейное счастье Конфликты в семье Пункт плана 5 Составляющие семейного счастья 1. Какие условия необходимы для счастливой семейной жизни (назовите не более трех главных, с вашей точки зрения)? а) отдельная квартира; б) материальное благополучие; в) взаимопонимание между супругами; г) дети; д) уверенность в прочности брака; е) интересный досуг; ж) интересная работа; з) желаемое образование; и) хорошее положение на работе; к) хорошие друзья; л) самостоятельность, свобода действий; м) другие условия. 2. В каком возрасте, по вашему мнению, лучше всего вступать в брак? а) 18-20; б) 21-24; в) 25-27; г) 28-30; д) старше 30 лет; е) свой вариант. 3. Какой способ проживания, на ваш взгляд, предпочтителен для молодоженов? а) вместе с родителями; б) возможно ближе к родителям, но раздельно; в) только отдельно; г) свой вариант ответа. 4. Как вы считаете, какими качествами должна обладать идеальная жена? Отметьте три самых важных качества. На этот и 5-й вопрос отвечают и юноши, и девушки: а) ум; б) нежность; в) доброта; г) готовность во всем подчиняться мужу; д) умение настоять на своем; е) уступчивость; ж) трудолюбие; з) скромность; и) бережливость; к) домоседство; л) любовь к детям; м) верность; н) свой вариант ответа. 5. Какими качествами, по вашему мнению, должен обладать идеальный муж? а) ум; б) мужество; в) любовь к работе; г) забота о семье; д) веселый нрав; е) доброта; ж) верность; з) стремление взять на себя самые трудные семейные дела; и) умение сочувствовать; к) ласковость и нежность; л) надежность; м) уважение к женщине; н) свой вариант ответа.

Слайд 7

Дети Конфликты Конфликты в семье Тест «Оценка собственного поведения в конфликтной ситуации»

Слайд 8

Дети Дети в семье Тест «Какими вы будете родителями?»

Слайд 9

Дерево чувств Семейное счастье Идеальный избранник Конфликты в семье Дети Дерево чувств красный – восторженное оранжевый – радостное желтый – приятное зеленый – спокойное синий – грустное сиреневый– напряженное черный – уныние

Слайд 10

Спасибо за внимание и активность!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Классный час "Семейные ценности"

Давайте поговорим о семейном воспитании, традициях, гордости носить свою фамилию...

Сценарий родительского ринга "Семейные проблемы. Как их решать?"

Родительский ринг - это возможность обсудить различные ситуации в воспитании учащихся, изучить опыт преодоления конфликтных ситуаций, познакомиться с различными точками зрения родителей на ту или иную...

Классный час "Семейные ценности"

Цель:осмысление необходимости сохранения семейных ценностей и бережного отношения к ним, осознание значимости семьи как основы общества осуществлялась через задачи:- обсуждение семейных цен...

Классный час "Семейное счастье"

Материал данной разработки может  быть использован при проведении классных часов  в 10, 11 классах, а также   при проведении классных часов  в  учреждениях СПО ....

Сценарий классного часа "Роль семьи и семейных ценностей"

В данном материале представлен сценарий классного часа "Роль семьи и семейных ценностей" с элементами игры-викторины....

Сценарий классного часа по теме "Семейные ценности в литературе"

При создании данного сценария использованы не только литературные источники, но и материалы из истории, культуры, искусства...

Работа классного руководителя. Сценарий родительского собрания "У каждого ребенка должна быть семья".Сценарий классного часа и тетрализованного представления "Сказка ложь, да в ней намёк..." (5 класс).

Родительское собрание "У каждого ребёнка должна быть семья"  о гармонизации детско-родительских отношений.Сценарий классного часа "Сказка ложь, да в ней намек..." о развитии общечеловеческих ценн...