Сценарий общешкольного родительского собрания «Поощрение и наказание как метод воспитания ребенка в семье»
материал по теме

Попридухина Наталья Николаевна

 Как воспитывать ребенка, чтобы вскрыть лучшее, что в нем заложено, и проявить все лучшее, что есть в нас самих? Одного единственного рецепта нет и быть не может. Точно так же, как нет идеальных детей, и поверьте, не существует идеальных родителей.

Быть родителями — значит все время учиться ими быть: развивать интуицию; самообучаться по мере того, как растут дети; помогать себе и им стать ближе друг к другу.

Очень часто ребенок становится нервным, агрессивным и неуравновешенным, если родители неумело и грубо используют по отношению к нему методы наказания и, как это ни парадоксально, поощрения. Уровень тревожности в этом случае у ребенка становится высоким, а результаты учебной деятельности снижаются. Значит, принуждение и поощрение как методы воспитания не всегда играют положительную роль в воспитании личности ребенка, хотя родители ими охотно пользуются.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon scenariy_sobraniya.doc39.5 КБ

Предварительный просмотр:

Сценарий общешкольного родительского собрания «Поощрение и наказание как метод воспитания ребенка в семье»

Собрание проходит в интерактивной форме. Все присутствующие разделены на группы:

• группа «поощрение»;

• группа «наказание»;

• группа «эксперты»;

• аудитория родителей.

На доске написан эпиграф к собранию:

Как лекарство не достигает цели, если доза
слишком велика, так и порицание и критика — когда они переходят меру справедливости.

(А. Шопенгауэр)

Ведущий. Как воспитывать ребенка, чтобы вскрыть лучшее, что в нем заложено, и проявить все лучшее, что есть в нас самих? Одного единственного рецепта нет и быть не может. Точно так же, как нет идеальных детей, и поверьте, не существует идеальных родителей.

Быть родителями  значит все время учиться ими быть: развивать интуицию; самообучаться по мере того, как растут дети; помогать себе и им стать ближе друг к другу.

Очень часто ребенок становится нервным, агрессивным и неуравновешенным, если родители неумело и грубо используют по отношению к нему методы наказания и, как это ни парадоксально, поощрения. Уровень тревожности в этом случае у ребенка становится высоким, а результаты учебной деятельности снижаются. Значит, принуждение и поощрение как методы воспитания не всегда играют положительную роль в воспитании личности ребенка, хотя родители ими охотно пользуются. Об этом наш сегодняшний разговор.

Разобраться в вопросах, что такое наказание и поощрение, какими они бывают и необходимы ли они в воспитании, помогут группы «поощрение» и «наказание», эксперты и вы, уважаемые родители, сидящие в зале. Начнем нашу работу.

Обсуждаются вопросы «Что такое поощрение?» и «Что такое наказание?». Обсуждение проводится по схеме:

1) ответ группы;

2) мнение аудитории;

3) мнение экспертов.

Ведущий. При подготовке к родительскому собранию с учащимися 59-х классов было проведено анкетирование на заданную тему. Предлагаю посмотреть, что по этому поводу думают дети.

Демонстрируются слайды:

слайд № 1 «Определения поощрения и наказания, данные учениками»;

слайд № 2 «Как используются в семье поощрения и наказания».

Обсуждение вопроса «Какие виды поощрения и наказания используются родителями?» по схеме:

1) ответ группы «Поощрение» (зал дополняет);

2) ответ группы «Наказание» (зал дополняет);

3) мнение школьников (слайд 3 «Анализ видов поощрений и наказаний детей в семье»);

4) мнение экспертов.

Обсуждение цитат из анкет школьников:

«В моей семье нет ни поощрений, ни наказаний. Отношения договорные: сделай это  получишь взамен то, не будешь делать  ничего не получишь. Может быть, это и холодно, но меня устраивает»;

«Наказывают меня часто, а о поощрении и речи не может быть, хотя я все стараюсь делать»;

«Меня не ругают, хотя и особо не хвалят»;

«Я всегда рада услышать хорошие слова, услышать их от своих родных и близких. Большего и не надо».

Ведущий. В ходе подготовки к родительскому собранию учащимся было предложено ответить на вопрос: «Если бы я был волшебником, то от чего бы избавился в воспитании?» Посмотрите, какие ответы на него дали наши школьники.

Демонстрируется слайд, посвященный ответам на этот вопрос.

Обсуждение в группах вопросов:

За что следует наказывать детей?

За что нужно поощрять детей?

В это же время аудитория дописывает незаконченные предложения: «Я хвалю ребенка, если…», «Я ругаю ребенка, если…», «Я дарю ему подарки, если…», «Я запрещаю ему, если…»

Представители групп докладывают о результатах работы. Ведущий проводит обсуждение результатов групповой работы. Затем он предлагает родителям, находящимся в аудитории, огласить законченные ими предложения и предоставляет слово экспертам.

Ведущий. Предлагаю рассмотреть несколько проблемных ситуаций, с которыми можно столкнуться в жизни.

Ситуация 1

Родители долго думали, что подарить дочери к окончанию учебного года в качестве поощрения за хорошую учебу. Купили книгу, которая нужна по программе и альбом для летних фотографий. Получив подарок, девочка была возмущена: «Я думала, что вы мне что-нибудь приличное купите! Вот подруге родители роликовые коньки купили!»

Ситуация 2

В семье родился маленький ребенок, после чего поведение старшего сына резко изменилось. Все чаще и чаще он начал проявлять агрессивность по отношению к родителям. Младший сын тоже стал предметом его агрессии. В очередной раз, когда мама попросила посидеть старшего сына с малышом, он ответил: «Я в няньки не нанимался!» Родители были возмущены. Последовало наказание за провинность.

Ситуация 3

В семье было принято, что дети в конце недели отчитывались о результатах своей учебы. Если, по мнению родителей, результаты были хорошими, то дети получали поощрение в виде карманных денег. Если родителей учебные результаты детей не устраивали, то они должны были выполнять трудовую повинность по дому и даче: делать полную уборку, поливать огород и т.д. Работу можно было найти всегда, и дети старались учиться так, чтобы избежать любым способом наказания трудом.

Проходит обсуждение ситуаций. После завершения обсуждения ведущий читает китайскую притчу «Ладная семья».

Китайская притча «Ладная семья»

Жила-была на свете семья. Она была не простая. Более 100  человек насчитывалось в этой семье. И занимала она целое село. Так и жили всей семьей и всем селом. Семья была особая  мир и лад царили в той семье. Ни ссор, ни ругани, ни, Боже упаси, драк и раздоров.

Дошел слух об этой семье до самого владыки страны. И он решил проверить, правду ли молвят люди. Прибыл он в село, и душа его возрадовалась: кругом чистота, красота, достаток и мир. Хорошо детям, спокойно старикам. Удивился владыка. Решил узнать, как жители села добились такого лада, пришел к главе семьи и попросил: «Расскажи, как ты добиваешься такого согласия и мира в твоей семье?». Глава семьи взял лист бумаги и стал что-то писать.

Закончив писать, он передал лист владыке. Тот взял бумагу и стал разбирать каракули старика. Разобрал с трудом и удивился. Три слова были начертаны на бумаге: «ЛЮБОВЬ, ПРОЩЕНИЕ, ТЕРПЕНИЕ». И в конце листа: «Сто раз ЛЮБОВЬ, сто раз ПРОЩЕНИЕ, сто раз ТЕРПЕНИЕ». Прочел владыка, почесал, как водится, за ухом и спросил:

 И все?

 Да,  ответил старик,  это и есть основа жизни всякой хорошей семьи,  и подумав, добавил,  и мира тоже».

Ведущий. Смогли ли мы на сегодняшней встрече дать ответ на вопрос: «Как правильно применять наказания и поощрения?» Наверное, нет, потому что точного ответа на него никто не даст. Воспитательная проблема заключается в отношении ребенка к наказывающему и поощряющему. Это глубоко личное, индивидуальное дело воспитателя и ребенка. Важно, как формируются их взаимоотношения, насколько родители и дети эмоционально близки друг к другу. Я желаю вам успехов в воспитании ваших детей! И в заключении цитата из книги Дороти Лоу Нолт «Революция в обучении».

«Дети учатся тому, что они видят вокруг себя.

Если ребенок живет в атмосфере критики, он учится порицать.

Если ребенок живет в обстановке враждебности, он учится воевать.

Если ребенок живет в атмосфере страха, он учится бояться.

Если ребенок окружен жалостью, он учится жалеть самого себя.

Если ребенок окружен насмешками, он учится робеть.

Если ребенок окружен ревностью, он учится завидовать.

Если ребенок живет с чувством стыда, он учится чувствовать себя виноватым.

Если ребенок чувствует поощрение, он учится быть уверенным в себе.

Если ребенок живет в атмосфере терпимости, он учится быть терпимым.

Если ребенка хвалят, он учится быть благодарным.

Если ребенок живет в атмосфере любви, он учится любить.

Если ребенок чувствует одобрение окружающих, он учится любить себя.

Если вокруг ребенка все делятся друг с другом, он учится щедрости.

Если ребенок живет среди честных и справедливых людей, он поймет, что такое правда и справедливость.

Если ребенок живет с чувством безопасности, он учится верить в себя и в окружающих».

А в какой атмосфере живет ваш ребенок?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Поощрение и наказание как метод воспитания ребенка в семье

Материал  содержит методические рекомендации по воспитанию ребенка и для педагогов и для родителей....

Сценарий общешкольного родительского собрания (1-9 классы) «Жестокое обращение с детьми в семье»

Сценарий общешкольного родительского собрания (1-9 классы) «Жестокое обращение с детьми в семье»...

Презентация к родительскому собранию "Поощрение и наказание в процессе воспитания ребенка"

Рекомендовано для использования классными руководителями....

Презентация к родительскому собранию "Поощрения и наказания ребенка в семье"

Рекомендовано для использования классными руководителями...

Родительское собрание « Поощрение и наказание ребенка в семье»

Материал призван помочь родителям решить проблему поощерения и наказания детей...