Сценарий общешкольного родительского собрания (1-9 классы) «Жестокое обращение с детьми в семье»
материал по теме

Сценарий общешкольного родительского собрания (1-9 классы) «Жестокое обращение с детьми в семье» 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл obshch._rod._sobranie_o_zhestokom_obrashch.docx39.07 КБ

Предварительный просмотр:

Общешкольное родительское собрание

 (1-9 классы) 

«Жестокое обращение с детьми».

Цель: дать родителям возможность задуматься над проблемами воспитания детей, посмотреть по-новому на использование наказаний, переосмыслить их.

Задачи: - познакомить родителей со статистикой по данному вопросу, видами жестокого обращения с детьми, их последствиями;

- осветить вопрос правовой ответственности за жестокое обращение с детьми;

- содействовать улучшению отношений между родителями и детьми, установлению взаимопонимания и взаимоуважения.

- обсудить пути, средства и приёмы построения взаимоотношений с детьми в семье. 

Подготовительная работа: анкетирование учащихся "Насилие и дети", подготовка памяток и мини-анкет для родителей.

Уважаемые родители! У учителей школы, нет никаких сомнений в том, что вы любите своих детей и желаете им добра. Но быть родителями – это радостный и в тоже время напряжённый труд. И, выполняя эту работу, вы испытываете сомнения, а иногда и заходите в тупик. И не всегда находите правильный выход из этого тупика. И чувствуя своё бессилие, совершаете насилие в отношении собственного ребёнка. Тема нашего собрания очень важна – «Жестокое обращение с детьми».

Жестокое обращение с детьми, их эксплуатация известны с давних пор. Углубляясь в историю, мы находим огромное количество подобных примеров. Например, в Древней Спарте слабых новорождённых малышей сбрасывали с горного обрыва в пропасть. Детей убивали в ритуальных целях: считалось, что убитый ребенок может помочь бесплодным женщинам справиться с болезнями, обеспечить здоровье и молодость; детей хоронили под фундаментом здания, чтобы сделать его прочнее; детей продавали и покупали.

К, сожалению, современная российская семья – самая агрессивная в истории России. Она все больше превращается в своеобразный полигон всех видов насилия. По данным статистики ежегодно в России 17 тысяч детей разного возраста становятся жертвами насильственных преступлений.  Каждый год около двух миллионов детей избиваются родителями, более 10 тыс. несовершеннолетних становятся инвалидами в результате совершения против них преступлений. Для 10% детей побои заканчиваются смертью, и 2 тыс. детей кончают жизнь самоубийством. Более 50 тыс. детей в течение года уходят из дома, спасаясь от родителей.

Так что же такое насилие в семье? Это такой вид отношений между близкими людьми, когда один притесняет другого или причиняет ему какой-либо ущерб. Целью насилия, как правило, является завоевание тех или иных прав и привилегий, а также господства и контроля над человеком путем оскорбления, запугивания, шантажа и др.

Насилие в семье может иметь различный вектор направленности:

•        со стороны мужа по отношению к жене;

•        со стороны жены по отношению к мужу;

•        со стороны одного или обоих родителей по отношению к детям;

•        со стороны старших детей по отношению к младшим;

•        со стороны взрослых детей и внуков по отношению к родителям или   престарелым родственникам.

В 70% случаев пострадавшими от насилия в семье являются женщины и дети.

Жестокое обращение с детьми - это любая форма плохого обращения. Это когда:

Ребёнка лишают родительской ласки

Ребёнка не слушают

Не заботятся о его здоровье

Манипулируют ребёнком

Не считают нужным отправлять его в школу

Ребёнку показывают порнографические материалы

Ребёнка оставляют без присмотра

Ребёнка бьют, дразнят, унижают, оскорбляют

Не заботятся о том, чтобы ребёнок был чисто одет и накормлен.

Факторами, способствующими жестокому обращению с детьми, являются: 

низкий уровень культуры, образования;

негативные семейные традиции, модель домашнего насилия, передающаяся от одного поколения к другому;

нежелательный ребёнок;

постоянные супружеские конфликты;

наличие в семье больного алкоголизмом или наркоманией, вернувшегося из мест лишения свободы;

безработица, финансовые трудности;

критическая ситуация или стечение обстоятельств /смерть близкого человека и пр./

Различают четыре основные формы жестокого обращения с детьми: физическое, сексуальное, психическое насилие, пренебрежение основными нуждами ребенка.

Физическое насилие – это преднамеренное нанесение физических повреждений ребенку, т.е., его избиение. Это:

- удары по лицу;

- тряски, толчки;

- затрещины,

- удушения,

- пинки;

- заключение в запертом помещении, где они удерживаются силой;

- избиение ремнём, веревками;

- нанесение увечий тяжелыми предметами, даже ножом.

Последствиями телесного наказания зачастую являются потеря в той или иной степени здоровья, вплоть до летального исхода.

Психологическое (эмоциональное) насилие – это однократное или хроническое  психическое  воздействие на ребёнка или его отвержение со стороны  родителей  и  других  взрослых,  вследствие  чего  у  ребёнка нарушаются   эмоциональное   развитие,   поведение   и  способность  к социализации.

К психической форме насилия относятся:

- открытое неприятие и постоянная критика ребенка;

- угрозы в адрес ребенка в открытой форме;

- замечания, высказанные в оскорбительной форме, унижающие достоинство ребенка;

- преднамеренное ограничение общения ребенка со сверстниками или другими значимыми взрослыми;

- ложь и невыполнения взрослыми своих обещаний.

Очень точно описал психологический тип насилия Павел Санаев в своей повести «Похороните меня за плинтусом». О том, что повесть по большей части биографична сомневаться не приходится – уж очень изощрённо родная бабушка издевается над любимым внуком.

Следующий вид насилия - пренебрежение нуждами ребенка – Пренебрежение основными нуждами ребенка (моральная жестокость) - это   отсутствие   со   стороны  родителей  или  лиц,  их  заменяющих, элементарной   заботы  о  ребёнке.

Пренебрежение – это:

- отсутствие адекватных возрасту и потребностям ребенка питания, одежды, жилья, образования, медицинской помощи;

- отсутствие должного внимания и заботы, в результате чего ребенок может стать жертвой несчастного случая.

Сексуальное насилие – это вовлечение ребенка с его согласия

или без такового в сексуальные действия с взрослыми с целью получения последними удовлетворения или выгоды. Сексуальное насилие рассматривается как вариант особо жестокого обращения с детьми.

Социологи и психологи утверждают, что сексуальное насилие чаще всего происходит в семьях, где:

патриархально-авторитарный уклад;

конфликтные отношения между родителями;

мать ребенка чрезмерно занята на работе;

ребенок долгое время жил без родного отца;

вместо родного отца - отчим или  сожитель матери;  

мать  имеет  хроническое заболевание или инвалидность и подолгу лежит в больнице;

родители  (или один из них) являются алкоголиками, наркоманами, токсикоманами;

родители (или один из них) имеют психические заболевания;

мать в детстве подвергалась сексуальному насилию.

Без сомнений, любой вид жестокого обращения с детьми, любой вид насилия нарушает физическое и психическое здоровье ребенка, мешает его полноценному развитию.

Последствия жестокого обращения с детьми  в семье:

- развитие лжи и лицемерия, трусости и жестокости;

- объединения в неформальные группы с криминальной и фашисткой направленностью;

- агрессивное, преступное поведение детей;

- злоба и ненависть к старшим;

- сбежавшие из дома дети умирают от голода и холода, становятся жертвами других детей, также сбежавших от домашнего насилия и др.

Ребёнок, подвергшийся насилию:

накапливает в душе чувства страха, разочарования, бессилия, унижения;

становится агрессивным, испытывает сильное беспокойство;

подавлен, может быть предрасположен к саморазрушению;

снижаются его способности /успеваемость/

склонен к самоизолированию, не доверяет окружающим людям;

у него меньше красивых фантазий о будущем, он мало чего ожидает от завтрашнего дня.

Существует множество правовых документов, направленных на защиту детства, в целом, и на защиту детей от жестокого обращения  в семье, в частности. Назовём их. Это Конвенция ООН о правах ребёнка,  Конституция РФ,  Гражданский кодекс РФ, Уголовный кодекс РФ,  Семейный кодекс РФ, Закон «Об образовании в РФ»,

Федеральный закон « Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних».

Вопрос родителям: Как вы считаете, кто несёт большую ответственность за воспитание детей – родители или образовательное учреждение?

Ответ: В ФЗ «Об образовании в РФ» сказано, что родители являются первыми педагогами, которые обязаны заложить основы физического, нравственного и интеллектуального развития ребёнка.

В статье 65 Семейного кодекса РФ говорится: «При осуществлении родительских прав родители не вправе причинять вред физическому и психическому здоровью детей, их нравственному развитию. Способы воспитания детей должны исключать пренебрежительное, жестокое, грубое, унижающее человеческое достоинство обращение, оскорбление или эксплуатацию детей».

Уголовный кодекс РФ предусматривает ответственность за жестокое обращение с детьми. Статья 156 определяет пять видов наказаний:

штраф в размере до ста тысяч рублей или в размере заработной платы…

обязательные работы на срок до четырехсот сорока часов…

исправительные работы на срок до двух лет…

принудительные работы на срок до трех лет с лишением права занимать определенные должности…

лишение свободы на срок до трех лет с лишением права занимать определённые должности…

По статистике более 80% родителей детей до 12 лет используют физические наказания, но только 10 % из них считают их эффективным методом воспитания, а остальные предпочли бы воспитывать детей иначе. Но как?

Какие методы можно применить, чтобы защитить ребёнка от самого себя? Прислушаемся к советам психологов.

Итак, вот они, четыре заповеди мудрого родителя

1. Не пытайтесь сделать из ребёнка самого-самого. Так не бывает, чтобы человек одинаково хорошо всё знал и умел. Даже самые взрослые и мудрые на это не способны. Никогда не говорите: «Вот Маша в 4 года уже читает, а ты?!» или «Я в твои годы на турнике 20 раз отжимался, а ты – тюфяк тюфяком». Зато ваш Вася «сечёт» в компьютере. Наверняка найдётся хоть одно дело, с которым он справляется лучше других. Так похвалите его за то, что он знает и умеет, и никогда не ругайте за то, что умеют другие!

2. Не сравнивайте вслух ребёнка с другими детьми. Воспринимайте рассказ об успехах чужих детей просто как информацию. Если разговор о том, что «Машенька из 2 подъезда непревзойдённо играет на пианино», происходит в присутствии вашего ребёнка, а в ответ похвалиться нечем – лучше всё равно что-нибудь скажите.

3. Перестаньте шантажировать. Навсегда исключите из своего словаря такие фразы: «Вот я старалась, а ты…», «Я тебя растила, а ты…». Это, уважаемые родители, на языке Уголовного кодекса называется шантаж. На подобные фразы 99% детей отвечают: «А я тебя рожать меня не просил!»

4. Избегайте свидетелей. Если действительно возникает ситуация, ввергающая вас в краску (ребёнок нахамил старику, устроил истерику в магазине), нужно твёрдо и решительно увести его с места происшествия. Чувство собственного достоинства присуще не только взрослым, поэтому очень важно, чтобы разговор состоялся без свидетелей. После этого спокойно объясните, почему так делать нельзя. Вот тут малыша призывать к стыду вполне уместно.

Главное – не забывать, что у всего должна быть мера.

Не бойтесь открыть свою любовь к ребенку. Специалисты выделяют три способа:

1. Слово. Называйте ребёнка ласковыми именами, придумывайте домашние прозвища, рассказывайте сказки, пойте колыбельные, и пусть в вашем голосе звучит нежность, нежность и только нежность.

2. Прикосновение. Иногда достаточно взять ребёнка за руку, погладить по волосам, поцеловать, чтобы он перестал плакать и капризничать. А потому как можно больше ласкайте своего ребёнка, не обращая внимания на советы многоопытных родителей. Переласкать его, считают психологи, невозможно.

3. Взгляд. Не разговаривайте с ребёнком, стоя к нему спиной или вполоборота, не кричите ему из соседней комнаты. Подойдите, посмотрите ему в глаза и скажите то, что хотите.

Обращение:   Посмотрите вокруг, если Bы видите:

РЕБЕНКА, который: побирается;

который грязно или не по сезону одет;

который хулиганит, выпивает или употребляет  наркотические вещества;

который не посещает школу и т. п.

Или, если вы видите СЕМЬЮ, которая:

ведет асоциальный образ жизни и не  заботится о ребенке;

жестоко с ним обращается.

Если вам известны ФАКТЫ:

вовлечения несовершеннолетних в употребление спиртных напитков и наркотических веществ;          

ФАКТЫ вовлечения несовершеннолетних в преступную деятельность.

 Звоните!!!

Отдел опеки и попечительства по Луховицкому   муниципальному району

   63-3-24-72,    8-925-895-92-29

Уполномоченный по правам ребенка    в Луховицком районе 63-2-18-64

Комиссия по делам несовершеннолетних     63-2-17-55

МКОУ Орешковская ООШ    63-3-80

Существует также:

Единый общероссийский номер
на помощь детям
«телефон доверия»
тел. 8-800-2000-122
Звонок осуществляется бесплатно
с любых телефонов

В заключительной части моего выступления мне хотелось бы вас познакомить с результатами анонимного анкетирования, проведённого с вашими детьми на тему: «Насилие и дети». Анкетирование было предложено учащимся 2-3 классов, 5-9 класс. В анкетировании приняли участие 87 человек.

1.        Допускал ли кто-нибудь когда-нибудь по отношению к вам жестокое отношение? а) да;    б) нет;    в) затрудняюсь ответить

 /39% - да, 55% - нет;  6% - затрудняюсь ответить; в 8-9 кл. вариант а указали более 69%/

2.   Испытывали ли вы жестокое отношение к себе в школе со стороны сверстников?      а) да, физическое;   б) да, эмоциональное;   в) нет.

/5.5% - да, физическое; 32% - да, эмоциональное, 62,5% - нет/

3.   Испытывали ли вы жестокое отношение к себе в школе со стороны учащихся старше вас?      а) да, физическое;   б) да, эмоциональное;   в) нет.

/15% - а;  19% - б;   66% - в/

4.   Испытывали ли вы жестокое отношение к себе дома?

      а) да, физическое;   б) да, эмоциональное;   в) нет.

/4,5% - а;   3,5% – б;   92% - в/

5.   Пытались ли вы защитить себя?     а) да;    б) нет;    в) не испытывал.

/53% - а;    15% - б;    32% - в/

6.   Кому вы смогли бы рассказать о случившемся жестоком отношении к вам?

      а) друзьям; б) родителям;   в) учителю;   г) брату или сестре;   д) медработнику;        ж) никому;    з) затрудняюсь.

/ 54% - б;  6% - а;   42% -  ж, з; причём, 8-9 кл. 61,5%/

7.   Хотели бы вы, чтобы родители обнимали вас, говорили ласковые слова?

      а) да;    б) нет;    в) не знаю.

/80% - а;    1,1% - б;     18,9% - в; 8-9 кл. почти 31% дали ответ – в; 69% - а/

Выводы делайте сами. Ребёнка нужно не просто любить, этого мало. Его нужно уважать и видеть в нём личность. Не забывайте также о том, что воспитание – процесс «долгоиграющий», мгновенных результатов ждать не приходится.

Заключительная часть

Индивидуальная работа родителей.

  1. Родителям предлагается выполнить задание: поделить лист на 2 части и написать на одной из них слова, которыми они поощряют, хвалят своих детей, а в другой – которыми ругают.

- Уважаемые родители! А теперь посмотрите, в какой графе слов оказалось больше, и сделайте для себя выводы.

2. Мини-анкета «Общение детей и родителей в лицах»

- С каким лицом чаще всего общается с вами ваш ребёнок?

- С каким лицом вы чаще всего общаетесь со своим ребёнком?

- Каким, по вашему мнению, должно быть лицо вашего ребёнка во время    общения с вами?

        

Уважаемые папы и мамы!

Помните! Ваше внимание, любовь и ласка, дружеское участие и расположение могут сделать для вашего ребёнка больше, чем самый дорогой подарок!

Раны унижения и издевательства не заживают годами, шрамы безразличия и игнорирования остаются на всю жизнь!

         


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Общешкольное родительское собрание "Жестокое обращение в семье"

Материал к родительскому собранию "Жестокое обращение с детьми в семье"...

Сценарий общешкольного родительского собрания «Поощрение и наказание как метод воспитания ребенка в семье»

Как воспитывать ребенка, чтобы вскрыть лучшее, что в нем заложено, и проявить все лучшее, что есть в нас самих? Одного единственного рецепта нет и быть не может. Точно так же, как нет идеальных ...

Общешкольное родительское собрание "Жестокое обращение с детьми в семье"

Содержание: Проблемы жестокого обращения с детьми в семье. Виды жестокого обращения с детьми: физическое насилие, сексуальное насилие, эмоциональное насилие. Результаты анкетирования по проблеме. Кто ...

Школьное родительское собрание (5-8 классы) «Жестокое обращение с детьми в семье»

В настоящее время проблема жестокого обращения с детьми в семье является очень важной. Данная статья поможет разобраться в этом вопросе....

Сценарий общешкольного родительского собрания "Посмотри в глаза ребенку"

Укрепление здоровья - это дело государственной важности. Главной задачей педагогического коллектива школы является формирование и развитие здоровьесберегающей среды, в которой школьник ведет здоровый ...

Сценарий общешкольного родительского собрания "Содружество ради жизни"

Цель: Привлечение внимания родителей, педагогов к возрастающему количеству ДТП с участием детей.Задачи:1. Познакомить со статистикой детского дорожно-транспортного травматизма и основными причинами ДТ...

Общешкольное родительское собрание на тему "Родителям о самовольных уходах детей из семьи. Причины и профилактика"

В последнее время данная проблема все чаще стала касаться многих семей. Что же происходит с нами и нашими детьми? Как можно изменить эту ситуацию, что мы, взрослые люди делаем не так? Дети очень воспр...