Общешкольное родительское собрание "Жестокое обращение с детьми в семье"
материал на тему

Рыбакова Вера Васильевна

Содержание: Проблемы жестокого обращения с детьми в семье. Виды жестокого обращения с детьми: физическое насилие, сексуальное насилие, эмоциональное насилие. Результаты анкетирования по проблеме. Кто должен бороться с данной проблемой.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon obshcheshkolnoe_roditelskoe_sobranie.doc74 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«БУТОРЛИНСКАЯ ОСНОВНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА

ВЯЗНИКОВСКОГО РАЙОНА ВЛАДИМИРСКОЙ ОБЛАСТИ

                                                                                        

Проблема жестокого

                     обращения

                        с детьми в семье.

Рыбакова Вера Васильевна,

социальный педагог

                                

2014 г.

Содержание

        Введение…………………………………………….3-4 стр.

I.Проблема жестокого обращения с детьми в семье…….4-7 стр.

II.Виды жестокого обращения с детьми:………………..7-10 стр.

  1. Физическое насилие
  2. Результаты анкетирования  по данной проблеме
  3. Сексуальное насилие
  4. Эмоциональное насилие

III.Кто должен бороться с проблемой………………………10-11 стр.

Заключение   ………………………………………………….12стр.

Введение

Здорово, когда дома уютно, хорошо и спокойно! У тебя есть все необходимое: одежда, обувь, книжки, игрушки, вкусная еда. Если ты заболеешь, твои родные будут о тебе заботиться: вызовут врача, купят лекарства. Если ты задержишься хоть на минуточку, о тебе будут волноваться.

 Но иногда бывает совсем по-другому! Тебе плохо? Ты боишься идти домой? Взрослым всегда не до тебя? Тебе кажется, ты никому не нужен?

Я всегда думала, что самое безопасное место для детей — это их дом и семья. Однако, все чаще в СМИ можно узнать о леденящих душу историях, в которых жертвами родительского произвола в стенах родного дома становятся дети и подростки. Неспособные защитить себя физически или отстоять свою точку зрения, искренне любящие родных, они часто считают самое недопустимое, а порой и зверское обращение с ними заслуженным. По информации уполномоченного при президенте РФ по правам ребенка Павла Астахова, сто восемь тысяч российских детей в 2009 году стали жертвами преступлений, из них почти две тысячи погибли. В ходе российско-французской конференции «Защита детей от насилия» он сообщил, что в минувшем году в органы опеки и попечительства РФ поступило 37 тысяч сообщений о детях, находящихся в условиях, угрожающих их жизни и здоровью. На основании этих данных более шести тысяч детей отобраны у родителей.

       По данным отечественных социологов, современная российская семья – самая агрессивная в истории России. Она все больше превращается в своеобразный полигон всех видов насилия от физического до экономического, от сексуального до морально-психологического. Чрезмерная занятость родителей, их загруженность на работе, необходимая для поддержания жизненного уровня семьи, приводят к тому, что дети большую часть времени лишены их заботы и контроля. Психологическая усталость взрослых приводит к раздражительности, агрессии в отношении самых незащищенных домочадцев. И они, без вины виноватые, страдают от невнимания и немотивированных вспышек гнева мам и пап.

1 июня во всём мире принято отмечать праздник «День защиты детей». История этого праздника берёт начало с 1924 года, когда была проведена международная конференция в Женеве, основной её темой был вопрос о здоровье и благополучии детей. А после Второй Мировой войны, в 1949 году, в Париже состоялся конгресс женщин, на котором произнеслась клятва о безустанной борьбе за обеспечение прочного мира как единственной гарантии счастья детей. Через год, в 1950 году,

1 июня был проведён первый Международный день защиты детей.

           В этот светлый день дети окружены особой заботой и вниманием, в парках и на главных городских улицах устраиваются народные гуляния, где дети могут поучаствовать в многочисленных конкурсах, развлекательных мероприятиях и получить призы, для них проходят разнообразные концерты, выставки и акции. Обычно собранные средства с благотворительных акций идут на помощь детям, которые нуждаются в них прежде всего: детям-сиротам и инвалидам. Но каким бы весёлым и радостным ни был этот праздник, мне не дает покоя проблема насилия в семье и здорово, что главной целью этого дня –  является напоминание обществу о необходимости защищать права ребёнка.

  1. Проблема жестокого обращения с детьми в семье.

Страшно читать о том, что десятки миллионов детей страдают из-за нехватки медикаментов, умирают из-за отсутствия медицинской помощи, сотни миллионов детей не получают необходимого образования из-за отсутствия образовательных учреждений. Огромное множество детей не имеют родного дома и голодают, а во многих хорошо развивающихся странах детей используют как бесплатную рабочую силу и даже продают в рабство. Трагично, когда люди гибнут в результате несчастных случаев или стихийных бедствий, но ещё страшнее, когда невинные люди становятся жертвами насилия и умирают от рук своих же близких. Чаще всего страдают, конечно же, дети. Так, по данным статистики МВД РФ, в 70 % случаев от насилия страдают женщины и дети. Ежегодно более двух миллионов детей в возрасте до 14 лет подвергаются избиениям со стороны родителей. Для 10 % этих детей исходом становится смерть, а более двух тысяч детей кончают жизнь самоубийством. Более 50 тысяч детей уходят из дома, спасаясь от рукоприкладства собственных родителей. Далее ещё ужаснее! С каждым годом растёт число умерщвления грудных младенцев матерями. Исследования показали, что жестокое обращение в семье чаще всего терпят дети от 6 до 8 лет. Такие дети по сравнению со своими сверстниками отстают в развитии, страдают психоэмоциональными и физическими расстройствами. Став свидетелями насилия в семье, такие дети получают тяжёлые душевные травмы и впитывают в себя негативный опыт «семейного быта», становясь впоследствии либо тиранами, либо жертвами. И жизнь, действительно, это подтверждает. В моём подъезде живёт семья Ч., в которой отец злоупотребляет алкоголем и, как  правило, чрезмерное его употребление заканчивается дракой и скандалом, и дочь этого папаши испытала на себе не раз силу его кулака. Эта девочка постоянно напугана, зачастую просто боится возвращаться в квартиру. Как можно назвать это детство?

В одной из газет я прочитала следующую информацию: «Раньше у меня была прекрасная семья, – рассказывает 15-летняя Марина, ныне воспитанница одного из детских домов г. Казани, – мама, папа, братик Миша. Когда отца не стало, мама начала выпивать. С каждым днём всё больше и больше. Стали приходить собутыльники, нечего было есть, часто попадала «под горячую руку». Я перестала ходить в школу, потому что всё время ходила с синяками и меня дразнили. Мы с братишкой часто убегали к тёте Лене, она наша соседка, всегда жалела и помогала нам – кормила и оставляла ночевать. Потом нас с Мишей забрали в приют для детей, а позже Мишу усыновила какая-то семейная пара. Сейчас ему четыре года, но нас, наверно, он уже не помнит, ведь, когда его забирали, ему только два года исполнилось. Маму тоже давно не видела, она ко мне не приходит». Когда она рассказывала, в её глазах ещё искрился огонёк надежды, что мама когда-нибудь придёт и заберет её и её брата, и они будут жить вместе долго и счастливо. Но этого никогда не произойдёт, потому что мамы Марины больше нет. Правда, девочка об этом ещё не знает. Как нам сообщила соседка по площадке, где раньше жила Марина, её мать убили в бытовой драке за очередным распитием алкоголя.

           Ещё одна воспитанница того же детского дома, 7-летняя Азалия, рассказала свою историю: «Моя мама – артистка, а папа – военный. Когда я не слушалась папу, он меня наказывал: бил ремнём, заставлял стоять долго голыми ногами на гречке. Иногда я не ходила в школу, потому что были сильные синяки, и тогда папа покупал мне мороженое, чтобы я никому ничего не говорила». Из слов заведующей детским домом я узнала, что мать девочки, будучи актрисой, очень много гастролировала, отец её очень ревновал и частенько срывался на ребёнке. Тревогу подняла учитель физкультуры, которая заметила шрамы на теле девочки. Но ведь кто-то должен защитить детей?

          По мнению Генерального прокурора РФ, сегодня в стране нет целостной эффективной программы защиты детства и единого органа, отвечающего за профилактику преступлений несовершеннолетних и посягательств против них. На координационном совещании представителей правоохранительных органов, которое прошло в стенах Генпрокуратуры, он сообщил, что только за шесть месяцев нынешнего года от рук великовозрастных садистов погибли 700 несовершеннолетних.

        По данным статистики МВД, ежегодно более ста тысяч детей в России сбегают из дома, спасая свою жизнь от произвола взрослых, и около девяти тысяч пап и мам лишаются родительских прав из-за фактов жестокого обращения с отпрысками. Но значительное количество случаев недопустимого отношения к детям  в семье, в детском саду, в школе остаётся никому не известным. Статистических данных в этой области пока нет, следовательно, взрослые остаются безнаказанными. А ведь в понятие «жестокое обращение» входит не только избиение, но и сексуальное, и психологическое насилие. Когда ребенка надолго запирают в комнате или в темном помещении, выставляют на мороз, не дают еды или оскорбляют.

        Проблема жестокого обращения с несовершеннолетними распространена по всему миру. По мнению психологов, насилие над детьми искажает их личность, формирует людей малообразованных, социально дезадаптированных, не умеющих трудиться, создавать семью, быть хорошими родителями. Да и откуда же им черпать любовь, чтобы потом отдать ее людям? У кого научиться доброте, чуткости, благородству, если с первых шагов жизни их окружает мир, полный драматизма? Установлено, что, повзрослев, они способны на жестокие преступления. Специалисты свидетельствуют, что 85% преступников и 99% маньяков не вскармливались материнским молоком.

         Ежегодно на планете одиннадцать миллионов детей умирают, не дожив до пятилетнего возраста, еще десятки миллионов остаются физически или умственно больными, не имея возможности для взросления, жизни и развития. Многие из этих смертей вызваны легко предотвращаемыми или излечиваемыми болезнями; другие – губительными последствиями нищеты, невежества, дискриминации и насилия. Ведь даже в благополучных семьях  85% родителей детей до 12 лет используют физические наказания, но только 8-10 % из них считают их эффективным методом воспитания, а 65% предпочли бы учить уму – разуму по-другому, но не знают или не хотят задумываться как.  

  1.  Виды жестокого обращения с детьми.

Физическое насилие.  Хотя последние столетия люди перестали приносить детей в жертву богам и, за редким исключением, родители уже не считают ребенка своей собственностью, до сих пор детям во всем мире приходится нелегко. Например, в некоторых странах Африки и Юго-Восточной Азии до 80% девочек подвергаются обрезанию в младенческом возрасте.

        Многие родители до сих пор полагают, что суровое обращение с детьми принесет их отпрыскам только пользу. По статистке, наиболее часто насилию подвергаются дети в возрасте от 3 до 16 лет. С одной стороны, физическое насилие довольно трудно скрыть, ведь ушибы, ожоги, переломы на теле ребенка довольно заметны. С другой, как это ни парадоксально, ребенок зачастую сам старается спрятать следы от побоев, особенно если ему досталось от родного отца или матери.

 Во время проведения классного часа на правовую тему  я попросила обучающихся  максимально откровенно ответить на вопросы анкеты и были получены следующие результаты:

1. Когда ты не слушаешься родителей, они чаще всего:

а) кричат на тебя- 45%

б) пытаются убедить, уговорить- 10%

в) обижаются и ждут твоей реакции -0,5%

г) не обращают на тебя внимания-0,5%

д) могут ударить-43%

е) пытаются объяснить, что ты не прав-1%

2. Часто ли в стрессовом состоянии родители могут проявить агрессию по отношению к  тебе?

а) да, часто -52%

б) иногда  -20%

в) трудно сказать  -2%

г) никогда -26%

3. Укажи причины, которые, на твой взгляд, наиболее часто вызывают гнев родителей:

а) стремление тебя воспитать-60%

б) «разрядка» их стрессовой ситуации (не зависящей от твоего поведения)-15%

в) ссора родителей-1%

г) когда ты чего-то просишь-1%

д) когда огорчаешь родителей поведением и успеваемостью-23%

4. Как часто у родителей появляется желание похвалить тебя, обнять?

а) часто-36%

б) редко-42%

в) никогда- 22%

г) трудно сказать-0%

Или же, наоборот, избить тебя, выгнать из дома, запереть в комнате и т. п.:

а) часто-10%

б) редко-25%

в) никогда-65%

г) трудно сказать-0%

  Анализ этих результатов показывает, к сожалению, что родительские методы воспитания детей нашей школы  оставляет желать лучшего.

 Ученые еще полвека назад доказали, что физические травмы в детском возрасте откладывают отпечаток на всю дальнейшую жизнь человека. В 1953 году американский педиатр Сильверманн описал «синдром избитого ребенка». Все дело в том, что физическое воздействие не ограничивается только синяками, ожогами, переломами, укусами, травмами головы и внутренних органов, нанесенных нанесенными ребенку его родителями. У избиваемого ребенка изменяется психика и человек продолжает испытывать психологический комплекс, даже став взрослым.

Сексуальное насилие. Жертвой сексуального насилия ребенок может оказаться не только на улице, в школе, в спортивной секции, в летнем лагере, но и в семье. Такое насилие может подолгу оставаться безнаказанным. Если принуждение к сексуальным отношениям не будет незамечено и ребенок окажется наедине со своими проблемами, это может привести к опасным последствиям. Из-за психологической травмы такие дети нередко склоняются к самоубийству и страдают серьезными психическими расстройствами. К сожалению, из всех эпизодов сексуального насилия в семье раскрывается лишь 10-20%. Во всех остальных случаях это остается тайной, оставляющей глубокую рану на всю жизнь.

Эмоциональное насилие. Это самая сложная форма насилия, потому что ее трудно распознать посторонним. По этой причине таким детям не всегда возможно помочь. Чаще всего эмоциональное насилие встречается именно во внешне «благополучных» семьях. При этом насильственные действия иногда воспринимаются как строгое воспитание. Поэтому такое воздействие в дальнейшей жизни приводит к бóльшим психологическим проблемам, чем просто физическое насилие.

         Что же можно считать эмоциональным насилием? Прежде всего, завышенные требования к ребенку, стремление навязать ему свои желания, манипулирование им ради своих целей, а также моральное унижение из-за недостаточно хороших по мнению родителя оценок в школе или приложенных усилий. Угрозы, пренебрежение и даже просто невнимание тоже считаются эмоциональным насилием, которое, к сожалению, очень сложно доказать и остановить.

III.         Кто должен бороться с проблемой?

        Конечно, отношение к детям в наш век сильно изменилось. Да, ребенок с рождения считается полноценным членом общества, и его жизнь охраняет Конвенция ООН о правах ребенка, принятая в 1989году. В европейских странах детям уже в младших классах школы объясняют их права и сообщают телефоны, куда они могут позвонить, если их обижают родители или любые другие взрослые. Страны-участники Парламентской Ассамблеи Совета Европы в 2010 году призвали ввести полный запрет на телесные наказания детей на европейском континенте. Причем в двадцати европейских странах этот запрет уже действует. Например, в Швеции он был введен еще 30 лет назад. Однако, к сожалению, никакие запреты не могут защитить детей от всех непедагогических мер воздействия, и проблема физического насилия по-прежнему актуальна.

Наша страна не остаётся в стороне от этих проблем. В сентябре 2010года в России начал свою работу детский телефон доверия с единым общероссийским телефонным номером: 8-800-2000-122. Для получения консультативно-психологической помощи звонок осуществляется бесплатно и анонимно со стационарного или мобильного телефона. Есть телефон доверия и в Управлении образования г.о.Домодедово, также во всех школах введены должности уполномоченного по правам участников образовательного процесса и социального педагога, которые для нас в школе являются нашими защитниками. Я считаю, что очень значимую роль играет в школе и педагог-психолог, потому что часто детям, пострадавшим от жестокого обращения в семье, требуется не только или не столько врачебная помощь, сколько психологическая реабилитация, поскольку им бывает трудно вернуться к нормальной жизни после совершенного над ними насилия. Психологи считают, что физическое насилие происходит лишь тогда, когда нет словесных аргументов. Это, прежде всего, относится к психически слабым людям, которые только таким способом могут занять главенствующую роль, так как в других случаях чувствуют себя беспомощными и слабыми.  Физическое насилие воспринимается детьми как заслуженное наказание, потому как для детей всё, что делают родители, считается правильным. Зачастую ребёнок боится рассказать кому-то о том, что его наказывают, думая, что родители будут им недовольны и не будут любить. Многие родители, совершая насилие по отношению к ребёнку, маскируют это строгим воспитанием или гиперопекой. Психологически слабые люди, которые не в состоянии самоутвердиться в окружении равных себе людей, считают ребёнка своей вещью. Таким способом, родители привязывают к себе своего малыша, при этом делая его зависимым и лишая возможности самостоятельно принимать решения. Печален и тот факт, что большинство случаев жестокого обращения с детьми остаются неизвестны правоохранительным органам, так как многие граждане не осведомлены, как они должны поступать, если они становятся свидетелями психологического или физического насилия над ребёнком. И сами дети, которые подвергались какому-либо виду насилия, боятся обращаться за помощью в государственные органы в силу своего возраста, перенесённого стресса, боязни, что информация дойдёт до сверстников, педагогов  Да и сама процедура допроса, мягко говоря, причиняет ребёнку психологическую нагрузку.

Заключение

На основании разъяснения Верховного Суда Российской Федерации жестоким обращением с несовершеннолетним является осуществление физического или психического насилия над ними либо покушение на их половую неприкосновенность, также жестокое обращение может проявляться «в применении недопустимых способов воспитания (в грубом, пренебрежительном, унижающем человеческое достоинство обращении с детьми, оскорблении или эксплуатации детей)».

Еще есть время остановиться и сказать себе «Стоп!» и не совершать насилие в отношении детей.

Ведь очень многое зависит от нас самих. Уважать друг друга и научить этому своих детей можно. Нужно помнить, что яблоко от яблони недалеко падает, и постараться не программировать своего ребенка на несчастную семейную жизнь.

В последнее время наше общество относится к проявлению жестокости как к чему-то привычному.  Почему в нашем обществе царит атмосфера тревоги, беспокойства, враждебности и страха? Почему от неудач взрослых больше всего страдают те, кто меньше всего в этом виноват – дети? Ведь именно на них отыгрываются за все свои провалы и обиды взрослые. Мне кажется что это связано, прежде всего с тем, что общество переживает духовное бедствие. Нужно приложить все усилия, чтобы семья для ребёнка выполняла функцию его психологической защиты, была тем местом, в котором он мог бы находить успокоение, отдых и чувствовать любовь. Быть может, и мир тогда станет чуточку добрее! Огромное спасибо моим родителям за то, что я, к счастью, не знаю что такое насилие в семье. Очень хочется, чтобы количество счастливых семей  во всём мире приблизилось к максимуму.

Уважаемые взрослые берегите и любите детей!

Использованная литература:

1. Лысова А.В. Насилие в семье – объект социальной политики в США// Социс, 2005 № 12.

 2. Мачинская Н.А. Дети в современном обществе// Альманах Гуманитарий. Научный ежегодник Историко-социологического института МГУ им. Н.П. Огарева.- 2004.- № 4.

3. Никитин А.Ф. Права ребенка. Дополнительные материалы к учебникам «Право и политика», «Основы государства и права». 9-11 классы: Пособие для учащихся общеобразоват. Учеб. Заведений. – М.: Дрофа, 2000. – 96 с.

4. Обыкновенное зло: исследование насилия в семье/ Сост. и ред. О.М. Здравомысловой. – М.: Едиториал УРСС.- 2003.

 5.Черняк Е.М. Социология семьи: Учебное пособие для студентов вузов.- М., 2004.

6.. http://www.un.org/russian/documen/convents/childcon.htm


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация к родительскому собранию "Жестокое обращение с детьми в семье"

Презентация к родительскому собранию "Жестокое обращение с детьми в семье" - информация, рекомендации, советы.....

"Жестокое обращение с детьми в семье" родительское собрание

Презентация для родительского собрания...

Школьное родительское собрание (5-8 классы) «Жестокое обращение с детьми в семье»

В настоящее время проблема жестокого обращения с детьми в семье является очень важной. Данная статья поможет разобраться в этом вопросе....

Сценарий общешкольного родительского собрания (1-9 классы) «Жестокое обращение с детьми в семье»

Сценарий общешкольного родительского собрания (1-9 классы) «Жестокое обращение с детьми в семье»...

Презентация родительского собрания на тему: "Жестокое обращение с детьми в семье"

Правовой аспект для родителей. Отвественность за жестокое обращение. Статистика....

Родительское собрание «Профилактика жестокого обращения с детьми в семье»

Родительское собрание«Профилактика жестокого обращения с детьми в семье» Цель:  дать родителям задуматься над проблемами воспитания детей, посмотреть  по – новому на и...