Беседа с презентацией по нравственному воспитанию на тему "Создание позитивных дружеских отношений"
методическая разработка (9 класс) по теме

Савельева Светлана Анатольевна

Материал адресован педагогам, работающим в старших классах специальных (коррекционных) школ-интернатов 8 вида.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Беседа по нравственному воспитанию на тему

«Создание позитивных дружеских отношений»

Цель:

Способствовать успешной социальной адаптации учащихся, профилактика правонарушений.

Задачи: 

1) Познакомить учащихся с признаками и последствиями позитивных и негативных отношений между людьми.

2) Развивать у учащихся стремление к созданию позитивных дружеских отношений с разными людьми.

3) Развивать мышление, умение анализировать, устанавливать причинно-следственные связи, делать выводы.

4) Воспитывать положительные черты характера, необходимые для создания позитивных дружеских отношений.

Оборудование:

  1. Презентация по теме.
  2. Оборудование для демонстрации презентации.
  3. Указка.

Ход беседы:

  1. Организационный момент. Сообщение темы беседы.

Слайд №1

Тема нашего разговора сегодня – «Создание позитивных дружеских отношений».

  1. Основная часть. Беседа.

Слайд №2

Позитивный - заслуживающий одобрения, полезный, положительный, приносящий всем радость. Противоположным по значению является слово негативный - дурной, нехороший, неблагоприятный, отрицательный, уничтожающий, приносящий отрицательные эмоции.

Слайд №3

Дружеские отношения

  • О человеке, с которым вы просто здороваетесь во дворе, вы можете сказать…

знакомый.

Таких людей может быть много.

  • О человеке, с которым время от времени обсуждаете детали матча, фильм, какие-то события, вы скажите…

приятель.

Таких людей меньше.

  • Об однокласснике, с которым несколько лет учился в школе, скажете…

товарищ.

Таких людей ещё меньше.

  • О человеке, которому доверяете свои тайны, с которым делите радости и печали, скажете…

друг.

Таких людей, как правило, мало. У некоторых людей в течение всей жизни может быть только один настоящий друг, а у некоторых – ни одного.

То есть, мы будем говорить о таких взаимоотношениях с людьми, которые приносили бы всем радость. А могут ли дружеские отношения принести несчастье, грусть, проблемы? (выслушать ответы детей). Об этом мы поговорим позже, а сначала - о позитивных отношениях.

Давайте разберёмся, кого важнее иметь для человека: знакомых, приятелей, товарищей или одного настоящего друга? Как вы думаете? (выслушать ответы детей). Наверное, хорошо, когда у человека широкий круг общения, то есть имеется и настоящий друг, и товарищи, и приятели, и много знакомых. Как вы думаете, почему? (выслушать ответы детей).

Слайд №4

Дело в том, что каждый человек имеет свои определенные (например, социальные, личные, общественные) чувства и потребности.  Назовём основные из них:

  1. Потребность быть любимым - это потребность в людях, которые тебя любят, понимают, заботятся о тебе.
  2. Потребность быть необходимым обществу - это потребность в том, чтобы ты был нужен обществу; твое мнение, твои знания были важны и нужны обществу, то есть государству, окружающим людям.
  3. Потребность быть одобряемым - это потребность в положительной оценке твоих действий, поступков.

И создавая различные дружеские отношения, человек удовлетворяет все эти потребности. Чем шире круг общения человека, тем больше он чувствует заботу о себе, понимание, свою нужность, важность, ощущает поддержку и т.д. Создание дружеских отношений со многими людьми – членами семьи, одноклассниками, соседями – обеспечивает хорошие возможности для людей во взаимопомощи, взаимопонимании, усиливает чувства самоуважения и достоинства.

Слайд №5

Конечно, хорошо, когда у человека есть настоящий друг. Цицерон говорил:

 «В мире нет ничего лучше и приятнее дружбы; исключить из жизни дружбу — все-равно, что лишить мир солнечного света».

У кого из вас есть настоящий друг? (выслушать ответы детей).  Каким, по вашему мнению, должен быть настоящий друг?

Слайд №6

Из предложенных качеств (скромный, злой, завистливый, доброжелательный, равнодушный, общительный, хвастливый, отзывчивый, добрый, жадный) назовите те, которыми не может обладать настоящий друг. (дети называют отрицательные качества и они исчезают на слайде). Каким же должен быть настоящий друг? (дети делают вывод: настоящий друг скромный, доброжелательный, общительный, отзывчивый, добрый). А ваши друзья такие? (выслушать ответы детей).

А сами вы обладаете этими качествами? (выслушать ответы детей).

Слайд №7

Как должны вести себя друзья по отношению друг к другу? (выслушать ответы детей).

Для того чтобы сохранить дружбу, чтобы вас можно было назвать настоящими друзьями,  нужно соблюдать следующие правила:

Правила дружбы:

  1. Не обзывай и не унижай своего друга.
  2. Помогай другу в беде.
  3. Не обманывай друга, будь с ним честен.
  4. Не предавай своего друга.
  5. Умей признать свои ошибки и помириться с другом.
  6. Будь внимателен к своему другу.
  7. Умей уступать своему другу.
  8. Будь бескорыстен в дружбе.

А могут ли дружеские отношения прекратиться? (выслушать ответы детей).

Конечно, могут.

Слайд №8

Давайте попытаемся сформулировать признаки распада дружеских отношений:

  1. Негативное поведение в  присутствии друга. Пора прекращать дружить с человеком, если рядом с вами у него проявляется злоба, пассивно-агрессивное поведение, открытая агрессия.  В дружеских отношениях наблюдается конкуренция, зависть или обида.
  2. Пагубное влияние дружбы. У друзей всегда чистые и искренние отношения. Если вы встречаетесь с человеком лишь для того, чтобы выпить и т.д., со временем это может перерасти в алкоголизм и т.д.
  3. Отсутствие равноправия между друзьями. Если ваш друг имеет на что-то право, а вы – нет.
  4. Неприятные слова в адрес друга. Если ваш друг начинаете обсуждать ваши поступки тогда, когда вас нет, с чужими людьми, делает это с иронией, высмеивает недостатки.
  5. Друг вас не понимает. Если так называемый друг использует вас как жилетку, чтоб поплакаться, и не собирается отвечать взаимностью.

То есть дружеские отношения нужно прекратить, если они становятся негативными, то есть перестают приносить радость. Но ведь у человека должны быть друзья, приятели, товарищи, которым он может довериться, поделиться чем-то. Поэтому мы стараемся завязывать новые дружеские отношения. Как же определить, кому можно доверять, а кому – нет, кто будет тебе настоящим другом и ни за что никогда не предаст, а кто подведет тебя при первой же возможности? Как не ошибиться, решив завести знакомство с новым человеком?

Ребята, мы уже говорили о том, что в современном обществе слишком много опасностей подстерегает входящего во взрослую жизнь человека. Это и наркотики, и преступные антиобщественные группировки (банды), и многое-многое другое. Подростку нужно всегда быть начеку, чтобы не стать жертвой преступления, либо по глупости втянутым в совершение преступления, а также он должен относиться с большой осторожностью и недоверием к малознакомым людям. Конечно, эти люди могут быть вполне достойными людьми, но ведь может быть и наоборот. Даже если первоначально они произвели на вас хорошее впечатление, не спешите объявлять их своими друзьями. Ведь получив ваше доверие, они могут принести в вашу жизнь наркотики, алкоголь и т.д., а также вовлечь вас различные антиобщественные группировки (банды). А это обязательно приведёт вас к проблемам с законом. То есть такие отношения являются негативными, они не несут радости ни вам, ни окружающим.

Многие пытаются найти друзей в Интернете, забывая о том, что ищут-то они реальных людей, а не игру в дружбу. Пока своими собственными глазами не увидишь человека, почти невозможно наверняка сказать, каким он будет другом – настоящим или так себе. А когда увидишь, наблюдай, слушай, думай: как он говорит, о чём он говорит, чем интересуется, о чём думает, как относится к тому, что вокруг него. И если тебе это всё интересно, тебе это всё понятно и близко, и если ты чувствуешь, что этот человек верен своему слову, – значит, это твой друг. А далее время покажет, насколько вы настоящие друзья друг для друга. И опять: не спеши полностью доверяться новому знакомому.

Но как понять, что человек, будто бы живущий твоими интересами, действительно готов пойти за тебя, что называется, в огонь и в воду?

На самом деле, ситуации, в которых друг спасает друга от верной смерти, случаются редко. А вот разные сложные ситуации случаются часто, и именно в этих ситуациях проявляются истинные человеческие отношения.

Слайд №9

Однажды «Комсомольская правда» писала о судьбе одной девочки.

«Марина за два месяца до выпускных экзаменов вынуждена была оставить школу – заболевание центральной нервной системы: катастрофически ухудшается речь, падает зрение. Сидеть более десяти минут не могла, без помощи посторонних не в состоянии была принимать пищу. Приходили одноклассники, но лучше бы они не приходили, только вызывали чувство непреодолимой пропасти между ней, лежащей, и ими, стоячими: садиться не садились, были скупы на слова. Первым вышел из оцепенения Серёжа. Под его руководством посадили перед окном Марины шесть кустов сирени. Затем устроили концерт. И дальше Марину не оставляли одну, дежурили или группами, или поодиночке.

Прошли годы, и дружба сделала своё дело, она исцелила безнадёжно больную девочку. Они рассматривали фотографии, смеялись и вспоминали. Марина была с ними и смеялась громче всех. Каждый мечтает о таких друзьях».

Одноклассники девочки были её друзьями сначала? (они были школьными товарищами)

Почему мы можем говорить о том, что ребята стали друзьями? (ребята бескорыстно помогали Марине в беде)

Можно ли назвать эти дружеские отношения позитивными? (да, они принесли радость и девочке, и её одноклассникам)

А вот другая ситуация, рассказанная одним мальчиком: «Вместе с моим другом мы шли с рынка. У меня был полный пакет с овощами и фруктами, а у Николая в руках - упаковка стирального порошка. Он случайно зацепил мой пакет коробкой с порошком и порвал его. Все содержимое пакета рассыпалось по всей улице. Колька стал смеяться в полный голос, а я - собирать все с асфальта. Мне было очень обидно и грустно, что мой друг мне не только не помог, но и сам послужил причиной моего несчастья».

Прав ли мальчик, называя Николая своим другом? (нет, он не помог, а посмеялся в сложной ситуации)

Можно ли быть уверенным, что  когда-нибудь в будущем Николай не бросит в беде? (нет, кто предал однажды, предаст снова) 

«Друзья познаются в беде» — эту поговорку знают все. Но немногим известно, что гораздо надежнее друзья познаются в радости. Если вы достигли успеха в каком-либо деле, то многие станут вам завидовать, и только настоящий друг просто порадуется вместе с вами.

В отличие от дружбы, приятельские отношения зависят от общения, не связаны с чувствами и не порождают никаких взаимных обязательств или привязанности. Хотя именно с приятелями мы зачастую общаемся больше всего (а иногда даже делимся секретами).

Как вам кажется, какие отношения для человека легче прекратить, дружеские или приятельские. (выслушать ответы детей) Действительно, если человек воспринимает свои отношения с кем-либо как приятельские, то разрыв будет менее болезненным, ведь приятельские отношения менее близкие, чем дружеские.

Ошибочное принятие приятельских отношений за дружбу может в итоге привести к разочарованию и глубокой душевной травме, поскольку в итоге от таких отношений получаешь совсем не то, что ожидал (или не получаешь того, что ожидал). Поэтому, обзаводясь приятелями, не спешите поспешно делать выводы, что это уже Ваши друзья до гроба. Как сказал один известный человек, «выявит друга время».

Слайд №10

Послушайте, пожалуйста, одну историю, а потом мы её обсудим…

Рита, ученица 9-го класса, была очень одинока. Она мечтала иметь подруг, друзей, которые её любили и уважали. Рита была очень рада, когда девочки пригласили ее в свою компанию. Наконец-то у нее будут настоящие друзья!

          Рита знала этих девочек из соседнего дома. Они учились в той же школе, где и она, только в старших классах. Она завидовала им. Они были всегда вместе, веселые, ничего не боялись, такие смелые, независимые, с ними рядом всегда были молодые люди. Когда Рита пришла на то место, где собиралась эта компания, ей сразу сказали, что если она хочет быть с ними, то для этого ей надо сделать, что ее попросят, и «проявить» себя. Рита готова была на все, только бы ее приняли в эту группу. Лидер компании дал ей следующее задание – на стене дома написать от имени их компании несколько угроз в адрес определенных подростков. Рита сочла это задание пустячным и с готовностью выполнила его. После чего она была официально принята в члены этой компании. Ритиной радости не было предела. Наконец-то совершилось то, о чем она так давно мечтала. Они собирались вместе, курили, выпивали, посещали дискотеки, несколько раз отбирали деньги у младших, пугали старушек, писали непристойные слова на лестничных клетках. Как было весело!

          В соседнем дворе существовала другая компания подростков, которая соперничала с ними. Новые друзья Риты сказали ей, что одна девушка плохо говорила о ней, об их компании и что следует ее наказать. Это надо сделать на глазах у всех, чтобы другим неповадно было говорить о них плохо. Рита не смогла отказаться и от этого задания. Она подошла к указанной девочке в столовой школы, ударила ее, оскорбила непристойными словами и пригрозила, что в дальнейшем будет еще хуже. Новые друзья Риты видели эту сцену, сказали ей, что она молодец, настоящий их друг. Риту вызвали в кабинет директора школы, и директор попросил ее объяснить свое поведение. Рита сказала, что эта девушка плохо отзывалась о ней и ее друзьях и что она не могла этого так оставить. Были вызваны в школу родители Риты. А Рита даже думала: я теперь такая же смелая, независимая, как мои новые друзья, я теперь ничего не боюсь. Позднее Рита узнала, что друзья обиженной девочки решили разобраться с Ритой и ее компанией. Один из новых друзей Риты дал ей нож, на всякий случай. Для выяснения отношений обе компании встретились во дворе дома. От словесных оскорблений и перепалки перешли к драке. Рита не была готова драться, тем более с ножом, но, тем не менее, она должна была поступать как все. Один из «неприятелей» заметил в руках Риты нож и вынул из кармана свой, ударил им девочку. Рита выронила нож и упала. Увидев это, все испугались, разбежались, оставив девушку истекать кровью. Жильцы дома вызвали «скорую помощь».

          Приехавшая бригада врачей доставила Риту в больницу... 

Что произошло с девочкой? (она стала членом банды)

Нашла ли она друзей? Почему её отношения нельзя назвать дружбой? (нет, это не дружба, хотя девочка считала ребят друзьями, т.к. они бросили Риту в беде)

Кем были для неё ребята? (приятелями)

Можно ли назвать их отношения позитивными? (нет, т.к. они не приносили радости ни девочке, ни окружающим)

Почему девочка попала в эту компанию? (Потребность быть любимым - это потребность в людях, которые тебя любят, понимают, заботятся о тебе. Потребность быть необходимым обществу - это потребность в том, чтобы ты был нужен обществу; твое мнение, твои знания были важны и нужны обществу, то есть государству, окружающим людям. Потребность быть одобряемым - это потребность в положительной оценке твоих действий, поступков.)

Стоило ли продолжать данные отношения? Как нужно было поступить девочке? (нужно было как можно раньше прекратить данные отношения, т.к. они с самого начала оказывали на Риту негативное влияние)

Слайд №11

 Где Рита могла бы найти себе друзей? ( В школе с одноклассниками; в кружке, студии, спортивной секции, в семье; часто дружат дети, если дружат их родители.)

Почему в этом случае легче построить позитивные дружеские отношения? (потому что есть возможность узнать человека в течение длительного времени в разных ситуациях)

Слайд №12

Как нужно себя вести, чтобы завести новых друзей?

       (  -  проявлять самому интерес к новым людям;

– быть дружелюбным, открытым;

– принимать участие в работе спортивных секций,   кружков, в походах, экскурсиях;

– проявлять интерес к новым людям;

– уметь поддержать разговор;

– быть внимательным;

– не употреблять грубых слов в разговоре,   не ругаться нецензурной бранью.)

И ещё одна история…

ПРОСЬБА О ПОМОЩИ

Роман и Петя учились в 9 классе. Дружили давно, с начальной школы. Любимым занятием ребят был футбол. Несколько раз к их игре пытался присоединиться новичок в классе – Антон. Ребята не любили его за грубость, сквернословие. Антон так хотел поиграть, что Рома в конце концов пригласил его. С начала игры Антон стал вести себя вызывающе, выхватил мяч у Пети, толкнул его. Петя рассердился, закричал на Антона, но прозвенел звонок и ребята пошли на урок. Антон так и приставал к Пете – во время урока предложит «поговорить». Петя драться не хотел. «Что, трусишь?», – усмехнулся Антон. «Не хочешь иметь дело со мной – будешь иметь дело с моими друзьями». После уроков Рома и Петя заметили, что Антон с друзьями ждут Петю у школы. В этот момент мальчики услышали сигнал машины. Это приехал за Ромой отец. Когда они садились в машину, Антон им крикнул: «Струсили? Увидимся завтра».

На следующий день Петя и Рома встретились в школе. Петя открыл свой портфель и вытащил пистолет. Рома спросил: «Зачем тебе это?». «У отца взял, – сказал Петя, – попугаю Антона и его друзей. Может, они оставят нас в покое».

Прозвенел звонок на урок. Петя попросил Рому: «Положи пистолет в свой портфель и сохрани его там для меня, так как я боюсь, что, обнаружив пропажу, мой отец перероет там все мои вещи». «Хорошо, но только до перерыва на большую перемену», – ответил Рома...

Давайте подумаем, как могла бы закончиться эта история? (Данная ситуация (принесение оружия в школу) может закончиться серьезными последствиями. Есть 2 варианта: мальчик был бы наказан за то, что принёс в школу оружие; более серьёзное наказание, если бы применил оружие и кто-то пострадал)

  Почему Петя принес оружие в школу, хотя знал, что это запрещено? (Был доведен до отчаяния, напуган, хотел отомстить и т. д.)

 Что Пете и Роме не нравилось в Антоне? (Вызывающее поведение, развязность.)

 Какого рода давление на Рому использовал Петя, чтобы убедить его спрятать у себя оружие? (Силу убеждения, дружеские чувства.)

 Какое наказание ожидало Петю за то, что он принес оружие в школу? (Наказание родителей, доставка в милицию и т. д.) 

Когда мальчики совершили первую ошибку? (когда пригласили Антона играть, хотя его поведение им не нравилось)

Когда мальчики совершили вторую ошибку? (когда решили сами разобраться в ситуации)

 К кому мальчики могли бы обратиться за помощью? (К родителям, к директору школы, к психологу, к учителю.)

  1. Упражнение «Шаг навстречу».

У каждого из нас в той или иной мере есть неполадки в общении. Многие не умеют говорить приятное,  делать комплименты. Повернитесь, пожалуйста к своему соседу, улыбнитесь и скажите что-то приятное. Если вам это легко удалось, значит у вас нет проблем в создании дружеских отношений, но часто мы не можем сказать ничего приятного, зато неприятного у нас даже много.

  1.  Подведение итогов занятия.

Слайд №13

А завершить нашу беседу мне хотелось бы такими словами:

Для истинных друзей
Ты жизни не жалей,
Но отличить умей,
От недругов друзей.

Дружба, конечно, считается одним из наиболее значимых видов отношений. Но даже если долгие годы вы с кем-то близко дружите, это совсем не значит, что ваши отношения будут такими всегда.

Люди расходятся, и с этим ничего не поделаешь. Не стоит в этом винить кого-то. Если есть возможность спасти дружбу, принять правильное решение, которое сохранит былые отношения, обязательно сделайте это. Перед тем, как жечь мосты, еще раз подумайте, стоит ли это делать. Ваш внутренний голос обязательно даст правильный совет. Однако советую запомнить прописную истину: друг – это родственная душа, человек, находиться с которым приятно в любую минуту.

Вы когда-то считали его другом, а теперь нет? Не расстраивайтесь. Взгляните на ситуацию с оптимизмом. Это значит, что настоящий друг где-то рядом и обязательно появиться в вашей жизни.

Слайд №14

Январь, 2012 год                                Педагог-психолог: С.А. Савельева


Предварительный просмотр:

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

презентация "Духовно-нравственное воспитание личности"

Презентация составлена по материалам новых образовательных ствандартов...

Презентация "Духовно-нравственное воспитание в школе"

Презентация включает:Актуальность проблемы;Цель и задачи;Основные принципы организации духовно-нравственного развития и  воспитания;Основные источники нравственного опыта....

Презентация "Духовно-нравственное воспитание младших школьников"

С 1 сентября 2010 года школа участвует в ИнКО по апробации ФГОС....

Час общения "Создание позитивных дружеских отношений"

Конспект предназначен для создания позитивных оотношений в группе....

Классный час "Создание позитивных дружеских отношений"

Информация для классных руководителей...

Позитивные дружеские отношения между сверстниками

Каждый из нас мечтает о человеке, который придет на помощь даже ночью по первому звонку, никогда не предаст, не позавидует, даст хороший совет, не будет обсуждать за спиной, то есть о преданном д...

Воспитание у подростка позитивного, адаптивного отношения к себе, миру и к будущему

В последнее время специалисты, работающие с подростками замечают, что ребята часто бывают сверхобидчивы, а обычные трудности для них становятся травматичными и непереносимыми. Важно формировать у ребя...


 

Комментарии

Тимченко Лариса Николаевна

Светлана Анатольевна,думаю,что и взрослым можно было бы позаниматься по этому материалу!Мне очень понравилось

Савельева Светлана Анатольевна

Спасибо за положительную оценку моей работы. Рада, что Вам понравилось. После подобных отзывов хочется творить.

Пышнова Ксения Владимировна

Материал, с которым обязательно ознакомлю своих детей! Мне как раз сложно убедить их в том, что нужно дружить внутри групп - постоянно ругаются. Конечно, сложность составляет, что мои детишки из д/д, но все же - если и всегда им будут говорить о правилах дружбы, может, что-то до них и дойдет и они научаться уважать друг друга и дружить!

Сигалева Светлана Владимировна

Отличная презентация. Спасибо за интересный материал. Подружится очень непросто, а сохранить дружбу еще сложнее.