Воспитание у подростка позитивного, адаптивного отношения к себе, миру и к будущему
статья

Сагайдачная Мария Михайловна

В последнее время специалисты, работающие с подростками замечают, что ребята часто бывают сверхобидчивы, а обычные трудности для них становятся травматичными и непереносимыми. Важно формировать у ребят позитивное отношение к сбе и к миру. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

«Воспитание у подростка позитивного, адаптивного отношения к себе, миру и к будущему»
(родителям подростков и всем, интересующимся психологией)

В последнее время специалисты и родители все чаще отмечают, что подростки плохо адаптируются к жизни. Они эмоционально неустойчивы, сверхобидчивы, и обычные трудности вызывают у них сильнейший эмоциональный дискомфорт, становятся травматичными, а иногда просто непереносимыми.

Важно формировать  у подростков позитивное отношение к себе и к миру как значимый антисуицидальный барьер. Для этого родителям необходимо расширять свою компетентность в вопросах профилактики антивитальных настроений у детей, и цель данной статьи, - помочь в этом.

«Роль негативных установок в наших эмоциональных реакциях»

Способность личности преодолевать неблагоприятные внешние условия определяют понятиями «жизнестойкость» и «стрессоустойчивость», и сегодня наличие данных качеств для растущего человека как никогда важно. Жизнестойкие люди в стрессовых ситуациях не только ищут поддержку во внешнем мире, но и находят в себе ресурсы для преодоления своих проблем и сами готовы оказать помощь. Видят в трудностях не только риск, но и возможность для нового опыта и роста. Именно такое позитивное отношение к себе и жизни нужно для раскрытия личностных ресурсов подростка, устойчивости его психики. Более того, доказано исследованиями, что оптимисты добиваются больших успехов в делах и имеют более устойчивое физическое здоровье. Жизнестойкость, стрессоустойчивость – это качества, которые не являются врожденными качествами, а формируются в течение жизни.

Ключевую роль в этом играет семья. Ребенок познает мир и формирует доверие к нему через отношение мамы, считывая и впитывая ее эмоциональные реакции. В дошкольном и школьном возрасте огромную роль играют ценностные установки, то отношение к себе, к людям, к жизни, которое демонстрируют родители. Вам кажется, что подросток уже вышел из-под родительского влияния, но он очень чутко воспринимает все оттенки вашего истинного отношения - будь то неприятности на работе, конфликт, бытовая проблема. Как папа справляется с гневом? Как мама преодолевает лень или плохое настроение?

Стоит помнить, что негативизм подростка связан с его возрастными психофизиологическими особенностями: гормональная перестройка вызывает перепады настроения и раздражительность. Детские иллюзии у 12-летнего ребенка уже разрушены, а навыков справляться с вызовами реального мира еще нет, самооценка неустойчива, а влияние группы сверстников сильно и непредсказуемо. Различные формы саморазрушающего, самоповреждающего поведения: порезы, расстройства пищевого поведения, зависимости – также основаны на отсутствии у ребенка внутренней опоры, нехватке позитивного отношения к себе и к миру.

Психологи выделяют особый тип мышления, характерный для суицидальных пациентов: триада негативного восприятия себя, мира и будущего.

Что же могут сделать родители, чтобы ребенок верил в себя и ценил жизнь? Если кратко, то…

Во-первых, развивать позитивное мышление в себе, и тогда подросток сможет его перенять.

Во-вторых, уметь правильно поддерживать подростка, поскольку тут есть некоторые особенности в сравнении с тем, как мы поддерживаем ребенка.

Итак, начнем с себя.

Упражнение «Что меня вводит в сильные чувства?»

Вспомните ситуацию, связанную с Вашим подростком, когда Вы испытывали сильные негативные чувства. Ответьте на вопрос: «Какая ситуация вызывает у меня неприятные эмоции?».

Пропишите ситуацию коротко на бумаге по схеме:        

Например: Сын на вопрос об учебе ответил Вам грубо. Итак, событие – грубый ответ сына. Ваша реакция на уровне чувств – злость, а на уровне поведения Вы повышаете голос, начинается ссора. При анализе ситуации ответьте на следующие вопросы: злость (эмоция, чувство) в этой ситуации помогает или мешает Вам? Если бы вместо сильной злости Вы испытали легкое огорчение, обеспокоенность, Вам легче было бы конструктивно действовать?

Дело в том, что между событием и нашей реакцией на него есть важное, но незаметное звено – автоматическая мысль.

Механизм возникновения эмоций

ситуация           мысль        эмоция

Автоматическая мысль – проявление нашей определенной глубинной негативной установки. Если мы определим эту мысль, мы можем критически ее оценить, и увидим, что она нереалистична и нелогична, а самое главное совсем не помогает нам справляться. Таким образом, если мы научимся замечать, как мы привыкли думать, какие негативные установки в нас говорят, мы сможем их пересмотреть, переформулировать, а значит, и повлиять на свои эмоции.

Итак, первый шаг – научиться «отлавливать» собственные негативные автоматические мысли для того, чтобы проанализировать, какую негативную установку мы используем чаще всего.

Практикум «Распознаем когнитивные искажения»

Негативная установка содержит в себе какую-то мыслительную ошибку (когнитивное искажение). Вот три наиболее часто встречающиеся: долженствование, катастрофизация, обесценивание. Потренируемся их распознавать, «отлавливая» и анализируя свои мысли. Для этого постарайтесь определить, какого типа искажение содержится в Ваших мыслях на следующих примерах:

Мысленные искажения (негативные установки)

Как распознать («отлавливаем» мысли)

Долженствование

Он должен понимать

Катастрофизация

Моего ребенка ждет в жизни полный прах

Обесценивание

Я плохая мать…

Практикум «Исследуем свой привычный стиль мышления»

Возьмем ситуацию, которая озвучена в первом упражнении, ведь она достаточно типична для многих родителей подростков. Автоматическая мысль нами не осознается, и сейчас мы попробуем ее найти. Спросите себя: «Когда я чувствовал злость на своего ребенка, какая мысль была у меня в голове? Какое убеждение за этим стоит?»

Попробуйте сформулировать негативную установку, задавая себе вопросы: «Почему это меня так разозлило? Что говорит моя злость?». Проанализируйте, какого типа когнитивное искажение Вы замечаете у себя?

Воспользуйтесь следующей таблицей, чтобы определить, какое когнитивное искажение стоит за разными чувствами. Ответьте на вопрос: «Что я подумал в момент, когда меня захлестнуло это чувство?»

Вероятные мысли, убеждения

Чувства, названные родителем

1

Всегда одно и то же! Он неисправим.
Я плохая мать!

Отчаяние, безысходность

2

Мой сын не должен так себя вести!
Он должен соответствовать моим ожиданиям

Гнев, ярость

3

Я не могу с ним справиться. Я плохая мать.

Стыд, вина

4

Ему никогда не сдать экзамены. Будущее ужасно.

Тревога, страх

5

Происходи что-то, чего я пока не понимаю. Ничего страшного, надо уделить внимание сыну. Все решаемо.

Озабоченность, небольшое огорчение, решимость, заинтересованность, желание помочь

Практикум «Исследуем стиль мышления подростка»

А теперь проделаем то же, поставив себя на место подростка. Вы ведь знаете, как обычно реагируют ваши дети. Попробуем понять логику их эмоций: какие автоматические мысли приводят к таким чувствам?

Попробуйте найти мысли подростка, стоящие за эмоциями страха, обиды, отчаяния. Какой мыслью вызвана такая реакция подростка?

событие

мысли

реакция (эмоция)

Я до сих пор не пересдал математику

Когда родители узнают, мне конец

страх

Я до сих пор не пересдал математику

Преподаватель не должен столько требовать от меня!

гнев

Я до сих пор не пересдал математику

Мне никогда этого не осилить, я лузер!

отчаяние

Практикум «Меняем убеждение на помогающее»

А теперь предложите то убеждение, которое помогло бы подростку почувствовать веру в себя, собранность, решимость, чтобы он мог планировать шаги и действовать.

Для этого необходимо сформулировать позитивные установки, которые будут помогать подростку. Например: «хотя мне трудно дается этот предмет, я справлюсь», «придется поработать, но это не конец света», «родители расстроены, но они верят в меня», «что бы ни случилось, я справлюсь с ситуацией». 

Позитивное отношение к жизни – это бесценный дар, который и вы можете передать своим детям! Для формирования позитивного, адаптивного мышления можно использовать следующие ресурсные техники.

Упражнение «Практика благодарности»

Прямо здесь и сейчас подумайте и ответьте на вопрос: «Кому и за что в своей жизни я могу быть благодарен? Кому или чему угодно: себе, другому человеку или Вселенной. Вы можете произнести свою благодарность вслух или записать на бумаге. Замечательно использовать эту технику ежедневно, например, - в вечернее время или перед сном.

«Что хорошего со мной произошло сегодня?»

К сожалению, в нашей жизни мы часто делаем акцент на плохом. Если это так, то учите свой ум обращать свое внимание на то, что происходит вокруг хорошего. Помните, что жизнь состоит из мелочей. Например: вышла погулять в парк, был солнечный день. Мне улыбнулся человек, который мне симпатичен. Решил трудную задачу,  и т.д.

«Дневник мастерства и удовольствия»

Записываем все положительное, что произошло за день и помечаем, к чему относится это событие: к мастерству или удовольствию (М или У). Например: выполнил сложную комбинацию – М. Прогулялись с подругой в парке – У, и т.д.

Упражнение «Талисман позитивного мышления»

Сейчас вы находитесь в каком-то пространстве - комнате, вокруг вас множество привычных предметов. Не спеша оглядитесь вокруг. И Ваш взгляд сам найдет тот предмет, который у Вас ассоциируется с хорошим настроением, позитивным взглядом на жизнь. Это может быть что угодно - фотография, картина не стене, игрушка, книга, детская поделка... Возьмите этот предмет, рассмотрите его, почувствуйте его руками. Впустите в себя теплый свет, добрые воспоминания и чувства, которые он несет. И пусть это будет ваш личный талисман позитивного мышления. Вы можете вернуться к нему в трудную минуту и вспомнить, что вы умеете мыслить позитивно.

Техника «Сундучок внутреннего резерва» рекомендуется для формирования и поддержания успешной жизненной стратегии. Содержание техники: на листе бумаги нужно прописать как можно больше:

  • проверенных Вами жизненных стратегий поведения;
  • цитат, которые Вас вдохновляют;
  • образов, которые дарят Вам радость;
  • названий любимых фильмов и книг;
  • любимых звуков, мелодий;
  • комплиментов себе;
  • своих собственных достижений;
  • блюд, вкусов, от которых Вы получаете наслаждение;
  • телефонные номера (адреса) людей, которые могут Вас поддержать, и т.д. «Сундучок» можно пополнять и заглядывать в него по мере необходимости.

Существуют и другие способы, а также психотехники формирования позитивного отношения к жизни. Важно помнить, что наша реакция на событие – это зона нашей ответственности. Мы не можем (либо не всегда можем) повлиять на событие или на других людей, но поработать над своими реакциями на события – это в нашей власти. Важно осознание, что основой стресса часто является неправильное, искаженное восприятие стресса, и здесь очень важно не только знать и уметь, но и хотеть что-то изменить в себе, начать действовать. Для достижения результата упражнения, психотехники необходимо выполнять ежедневно.

Здоровое мышление – это восприятие себя и внешнего мира без искажений. Человек со здоровым мышлением – это человек, который считает, что жизнь дуальна: есть смерть и жизнь, болезнь и здоровье, вдох и выдох, и т.д. Живет осознанно и мыслит здраво, и учит этому своих детей. «Мир не идеален. Я не идеален. У меня могут возникать разные эмоции: и положительные, и отрицательные»,  – если мы это осознаём и транслируем своим детям, они растут с таким же мироощущением.

И, напоследок, несколько общих рекомендаций.

Как родителю поддержать подростка

  • Делитесь личным опытом, показывайте, что трудности разрешимы.
  • Выражайте веру в его способность справляться.
  • Спрашивайте, какая нужна помощь подростку.
  • Расширяйте постепенно зону самостоятельности.
  • Замечайте его усилия и не обесценивайте.
  • Объясняйте успех его способностями и упорством.
  • Объясняйте неудачи недостатком времени и усилий.
  • Не сравнивайте с другими.
  • Культивируйте здоровое отношение к ошибкам.
  • Учите находить смысл в испытаниях.
  • Не усугубляйте поток негатива из СМИ циничными «комментариями», а находите позитивные.
  • Празднуйте вместе маленькие успехи и радуйтесь простым вещам.
  • Устанавливайте и поддерживайте традиции семьи, создавая подростку альтернативу интернету.

Успехов всем! Педагог-психолог СПб ГБПОУ «Академия танца Бориса Эйфмана», М.М. Сагайдачная.

Источники:

Справочник педагога-психолога 12, 2021
«Возрастная психология»
М. Е. Хилько, М. С. Ткачева— М. : Издательство Юрайт, 2019
«Практическая когнитивно-поведенческая терапия для детей и подростков»
 Файфер Л.У., Галл Р., Элсенраат Т., Краудер А.К. М.Диалектика 2020


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Беседа с презентацией по нравственному воспитанию на тему "Создание позитивных дружеских отношений"

Материал адресован педагогам, работающим в старших классах специальных (коррекционных) школ-интернатов 8 вида....

ДОКЛАД Воспитание у дошкольников позитивного отношения к трудовой деятельности.

ДОКЛАДВоспитание у дошкольников позитивного отношения к трудовой деятельности....

Упражнения, углубляющие позитивное отношение к себе и миру.

Помогают снизить уровень тревоги, уменьшают эмоциональный стресс, придают чувство уверенности в себе....

Конкурсная работа ученика «Развитие навыков общения и позитивного отношения к себе как фактор профилактики наркомании в подростковой среде»

Одной из важнейших предпосылок благополучного взросления является развитие уверенного поведения. Этому направлению посвящена большая часть данной Программы. Уверенно вести себя - значит уметь ставить ...

Формирование самокритичного отношения к себе у подростка

Формирование самокритичного отношения к себе у подростка...

Воспитание личности подростка через позитивное взаимодействие учителя и ученика

Подростковый возраст – это поворотный период, характеризующийся быстрыми изменениями в когнитивной, эмоциональной и социальной сферах. В рамках этой трансформационной фазы взаимодействие между у...