Формирование самокритичного отношения к себе у подростка
статья

Формирование самокритичного отношения к себе у подростка

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kruglyy_stol.docx19.63 КБ

Предварительный просмотр:

На современном этапе развития психологической науки и практики проблема

формирования  самоотношения  личности  является  актуальной  и  имеет  важное

научно- практическое значение. Генезис самоотношения, его содержание и структура

оказывают решающее влияние на развитие целостной гармоничной личности, ее

общение, поведение,  адаптационные  возможности.  Согласованность  и

непротиворечивость отношения к себе являются базовым условием успешной ее

социализации.

В  связи  с  этим  неизбежно  встает  вопрос  об  уточнении  понятия «самоотношения». Следует признать, что ни в отечественной, ни в зарубежной литературе  нет  общепринятого  определения  данного  концепта.  При  отсутствии общепринятого определения самоотношения в психологии  сформирован все же более или менее устоявшийся взгляд на его онтологический статус. Самоотношение —термин,  используемый  для  обозначения  специфики  отношения  личности  к собственному  "Я".  Строение  самоотношения  может  включать:  самооценку, симпатии,  самопринятие,  любовь  к  себе,  чувство  расположения,  самоуважение, самоуверенность, самоунижение, самообвинение, недовольство собой и т.д.

Разберемся с терминами – самооценка, один из важнейших факторов влияющих на формирования самоотношения к себе.

Самооценка - компонент самосознания, включающий наравне со знаниями о себе оценку человеком своих физических характеристик, способностей, нравственных качеств и поступков [18].

Результаты многочисленных исследований подросткового периода, представленных как отечественной, так и зарубежной литературой, показывают заметное снижение влияния родителей и повышения влияния сверстников как референтной группы на самооценку подростков.

Специфическим новообразованием подросткового возраста является способность к рефлексии родительского мнения и последующей отстройке от него, к выработке собственной позиции по отношению к родительской оценке. Смысл этой отстройки состоит в том, что родительская точка зрения начинает восприниматься лишь как некоторая возможная точка зрения на "себя".

Однако при всем этом нельзя сказать, что у подростков происходит отчуждение от родителей. На вопрос, где они чувствуют наибольшую защищенность, ответ "в семье" встречается почти так же часто, как и ответ "среди друзей".

Опираясь на выводы исследований Розенберга, Куперсмита и Бахмана, направленных на установление зависимости между формированием Я-концепции и взаимодействием внутри семьи, Гекас исследовал степень влияния, контроля и поддержки со стороны родителей на самооценку подростков. И в результате исследователь сделал вывод, что оба эти фактора, как общее выражение заинтересованности родителей в ребенке, положительно влияют на его самооценку. Данное предположение полностью подтверждается и практикой.

Другие исследования выявили при этом, что поддержка семьи и принятие ребёнка и его устремлений родителями в наибольшей степени влияют на уровень его общей самооценки, а школьные успехи и некоторые факторы, связанные с учителями (например, когнитивно-эмоциональное принятие учителем подростка), значимы лишь для самооценки способностей. 

В исследованиях также отмечается, что тёплое, внимательное отношение родителей является основным условием формирования и дальнейшего подкрепления положительной самооценки подростков. Жёсткое, негативное отношение родителей имеет обратное действие: такие дети, как правило, сфокусированы на неудачах, они боятся рисковать, избегают участия в соревнованиях, кроме того, им присущи такие черты характера, как агрессия и грубость, а также высокий уровень тревожности.

Самооценка подростка во многом зависит от понимания родителями его достоинств. Когда родители поддерживают его, внимательны и добры к нему, выражают своё одобрение, подросток утверждается в мысли, что он многое значит для них и для себя самого. Самооценка растёт за счёт собственных достижений и успехов, похвал взрослых .

Подростки с низкой самооценкой застенчивы и чрезмерно уязвимы. Обнаружено, что низкая самооценка способствует расстройствам аппетита, состоянию подавленности, формированию вредных для здоровья привычек. Когда над подростком смеются, в чем либо обвиняют, когда у других людей складывается о нем плохое мнение, он глубоко страдает. Чем более он уязвим, тем выше уровень его тревожности.

Оказывается, чем больше проблем, которые стоят перед подростками, тем ниже их самооценка.

Самооценка и успеваемость в школе тесно связаны между собой. Тот, кто уважает и ценит себя, как правило, хорошо или отлично учится. А тот, кто успевает в учёбе, имеет высокую самооценку. У тех подростков, кто уверен в себе и высоко ценит себя, множество стимулов к тому, чтобы хорошо выглядеть в глазах других людей, поддерживать высокую репутацию. Кроме того, они собираются подтвердить то, что они сами о себе думают. Неуверенные в себе подростки часто отстают в учебе. Им постоянно кажется, что задачи слишком трудные, а требования - слишком высокие. Такие ученики не только не верят в свои силы, но и не развивают свои способности.

В период позднего подросткового периода самое большое влияние на самооценку девушек оказывали друзья, а на самооценку юношей - отцы.

Низкая самооценка подростка не обязательно зависит от материального положения родителей. В бедной семье может вырасти ребёнок с высокой самооценкой, если высока самооценка его родителей.

У единственного ребёнка в семье вероятность высокой самооценки больше, чем у подростка, имеющего братьев и сестер

Таким образом, рассматривая процесс формирования самосознания и самооценки как результат усвоения молодым человеком определенного жизненного опыта, мы видим, что влияние семьи и родительского отношения на формирование самооценки подростков имеет не меньшую значимость, чем в более младших возрастных группах. При этом необходимо отметить, что формирование самоотношения подростка определяется не столько реальной родительской оценкой и отношением, сколько тем, как подросток субъективно отражает и переживает родительское отношение и свое место в семье, т. е. ожидаемой оценкой.

Важнейшими источниками формирования представления о собственном "Я" наряду с половым отождествлением - а оно сохраняет своё значение не только в подростковом возрасте, но и на протяжении всей жизни человека и является первичным элементом "Я-концепции" - служат размеры тела и его форма. У подростков изменение образа тела, связанное с пубертаными процессами, является важным фактором развития. Ощущение собственной ценности подростком во многом зависит от того, насколько соответствующим норме представляется ему изменение его тела.

Неустойчивость образа "Я" является следствием несформированности образа тела, его неустойчивости в сознании подростка.

Младший подростковый возраст является особым периодом для развития полноценной личности, периодом, в котором при наличии определённых социальных условий, результатом процессов самопознания и самооценивания может стать позитивная, принимаемая личностью Я-концепция.

Переживание личностной целостности связано у подростка с чувством идентичности, или соответствия самому себе. Это время структурирования Я-концепции в условиях влияния социальной среды, и в особенности группы сверстников. Задача, с которой сталкиваются подростки, состоит в том, чтобы с разных сторон изучить уже имеющееся представление о себе, разбив, раздробив его на множество отдельных образов себя и интегрировать их затем в личную идентичность, т.е. вернуться к своей сущности, но уже в контексте осознанных социальных ролей и взаимосвязей.

Понимая самосознание как самопознание, Л. С. Выготский показывает возможность перехода к новому типу развития личности. а именно, саморазвитию, "самооформлению" [4].

Развитие самосознания подростка в значительной мере связывается также с развитием его самооценки. У подростков представление о собственных качествах вырабатывается только при условии сравнения, сопоставления себя с другими. Результат этого сопоставления является критерием его самооценки: о самом себе подросток начинает говорить с уверенностью тогда, когда он разобрался в действиях и качествах другого подростка.

Самоотношение  подростка  формируется  прежде  всего  под  влиянием  результатов учебной деятельности, его поступков и действий. Все дело в том, что оценку этих результатов всегда дают окружающие и прежде всего учитель. Вот почему оценка учителей и родителей определяет самоотношение.

Чувства к самому себе формируются и подкрепляются благодаря реакциям других. Если окружающие постоянно относятся к ребенку с уважением, он начинает считать себя заслуживающим  уважения.  Если, наоборот, подростком постоянно пренебрегают, заостряют внимание на его недостатках, ему ничего не остается, как заключить, что он недостоин уважения и находит другие пути для самоутверждения.

По мере того, как формируется такое отношение к собственному "Я", оно становится  все  более  независимым  от  реакций  окружающих  и  даже  реальных результатов деятельности. Как только сформировалось устойчивое самоотношение, оно  имеет  тенденцию  к  самоподкреплению.  Причем,  это  относится  как  к позитивному, так и негативному самоотношению.

Формирование отношения к самому себе - процесс тонкий и начинать его надо с  формирования  такого  ученического  коллектива,  в  котором  благожелательно оценивают  личностные  качества  подростка  в  соответствии  с  его  реальными поступками  и действиями.  Или  по- другому:  чтобы  сформировать  социально активную личность подростка с его позитивным отношением к собственному "Я", требуется  непременно  сформировать  ученический  коллектив  с  благоприятным психологическим  климатом.  То  есть  чем  лучше  психологический  климат  в

коллективе, тем выше оценивают ученики друг друга; чем выше они оценивают друг

друга, тем выше самоотношения и наоборот. Таким  образом,  системы  отношений,  сложившиеся  между  подростком  и одноклассниками,  подростком  и  учителем,  подростком  и

взрослым,  играют существенную роль в формировании самоотношения подростка. Следовательно,

формирование  таких  позитивных  отношений  является  важной  педагогической задачей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование ценностного отношения к здоровому образу жизни у подростков в условиях общеобразовательного учреждения

Здоровье подрастающего поколения является актуальной проблемой современности, предметом первоочередной важности и заботы государства, поскольку именно здоровье определяет будущее страны, генофонд наци...

Формирование толерантных отношений у младших подростков в процессе коллективной творческой деятельности

Проблема толерантных отношений актуальна и сложна не только для нашего региона, но и для других. Толерантные отношения являются основой благополучного существования человеческого сообщества, поэтому ф...

«Формирование толерантных отношений среди подростков в творческих объединениях ОДОД»

Толерантность означает, что каждый свободен придерживаться своих убеждений и признает такое же право за другими; означает признание того, что люди по своей природе различаются по внешнему виду, положе...

«Школьная форма вчера, сегодня, завтра» - формирование позитивного отношения подростков к себе и окружающим.

В младшем подростковом возрасте (12 – 14 лет) ребенок начинает осознанно относиться к своему внешнему виду. Многое в его внешности и фигуре часто кажется подростку неправильным и некрасивым. Под...

Воспитание у подростка позитивного, адаптивного отношения к себе, миру и к будущему

В последнее время специалисты, работающие с подростками замечают, что ребята часто бывают сверхобидчивы, а обычные трудности для них становятся травматичными и непереносимыми. Важно формировать у ребя...