«Школьная форма вчера, сегодня, завтра» - формирование позитивного отношения подростков к себе и окружающим.
проект по психологии (7 класс) на тему

В младшем подростковом возрасте (12 – 14 лет) ребенок начинает осознанно относиться к своему внешнему виду. Многое в его внешности и фигуре часто кажется подростку неправильным и некрасивым.

Подросток стремиться быть «как все», не выделяться из группы сверстников, в том числе носить одинаковую с ними одежду. В то же время, у подростка  возникает стремление каким-либо образом подчеркнуть свою индивидуальность.

 Очень часть подобная противоположность стремлений толкает его к поиску наиболее простого способа подчеркнуть свою индивидуальность – отказу от школьной формы, считая  её ношение определённой формой принуждения или даже ущемления его индивидуальности.

Наблюдая за воспитанниками моей группы, я стала замечать, что многие из них не только не считают школьную форму значимой, но даже не имеют четких представлений о ее функциях. Им кажется, что школьная форма – это одежда, навязанная им родителями и педагогами. Именно поэтому, а также в силу особенностей их возрастного психологического развития дети пытаются избавиться от «навязываемой» взрослыми формы одежды. Стоит одному из подростков прийти на занятия не в школьной форме, как другие воспитанники сразу начинают ориентироваться на его внешний вид.

Учитывая описанное выше, необходимо формировать у подростков позитивное отношение к школьной форме. Необходимо разъяснять воспитанникам, каковы функции школьной формы.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл shkolnaya_forma.docx599.91 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное казенное Образовательное Учреждение

«Специальная (коррекционная) общеобразовательная

школа-интернат № 2»

Проектная работа

Тема проекта.

 «Школьная форма вчера, сегодня, завтра» - формирование позитивного отношения подростков к себе и окружающим.

Актуальность.

В младшем подростковом возрасте (12 – 14 лет) ребенок начинает осознанно относиться к своему внешнему виду. Многое в его внешности и фигуре часто кажется подростку неправильным и некрасивым.

Подросток стремиться быть «как все», не выделяться из группы сверстников, в том числе носить одинаковую с ними одежду. В то же время, у подростка  возникает стремление каким-либо образом подчеркнуть свою индивидуальность.

 Очень часть подобная противоположность стремлений толкает его к поиску наиболее простого способа подчеркнуть свою индивидуальность – отказу от школьной формы, считая  её ношение определённой формой принуждения или даже ущемления его индивидуальности.

Наблюдая за воспитанниками моей группы, я стала замечать, что многие из них не только не считают школьную форму значимой, но даже не имеют четких представлений о ее функциях. Им кажется, что школьная форма – это одежда, навязанная им родителями и педагогами. Именно поэтому, а также в силу особенностей их возрастного психологического развития дети пытаются избавиться от «навязываемой» взрослыми формы одежды. Стоит одному из подростков прийти на занятия не в школьной форме, как другие воспитанники сразу начинают ориентироваться на его внешний вид.

Учитывая описанное выше, необходимо формировать у подростков позитивное отношение к школьной форме. Необходимо разъяснять воспитанникам, каковы функции школьной формы.

 Гипотеза.

  1. Стандарт одежды воспитывает чувства – принадлежности к школе и гордости за нее.
  2. Школьная форма оказывает положительное влияние на психологическое здоровье ученика.
  3. Школьная форма способствует формированию правильного индивидуального стиля ученика.

Проблемные вопросы.

  1. Что такое форма,
  2. Социальное значение формы,
  3. Где, зачем и с какой целью она применяется,
  4. Можно ли обойтись без определённой формы одежды в школе,
  5. Почему можно и почему нельзя.

Цель.

-Формирование позитивного отношения подростков к себе, собственной внешности и внешности окружающих.

 -Формирование сознательного отношения подростков к школьной форме, как к атрибуту социальной принадлежности школьников.

Задачи.

Образовательные:

  1. Научить воспитанников получать и анализировать информацию.
  2. Научить разрабатывать анкеты и опросные листы.
  3. Научить простейшим навыкам статистической обработки полученной информации (программы «Статистика» и  MS EXel)/
  4. Организовать исследовательскую работу участников проектной группы по вопросам связанным со школьной одеждой.
  5. Способствовать формированию логического мышления и воспитанников.

Воспитательные:

  1. Привлечь внимание участников проекта к общей проблеме внешнего вида современных школьников и, в особенности, учеников нашей школе.
  2. Развивать творческий потенциал воспитанников, навыки самостоятельной и групповой работы.
  3. Способствовать формированию логического мышления и воспитанников.
  4. Способствовать формированию логического мышления и воспитанников.
  5. Сформировать позитивное отношение воспитанников к школьной форме.
  6. Способствовать формированию позитивного отношения воспитанников к себе и окружающим.
  7. Способствовать формированию позитивного отношения воспитанников к себе и окружающим.
  8. Сформировать позитивное отношение воспитанников к школьной форме.

Коррекционные:

  1. Развитие индивидуальные познавательные и художественные способности воспитанников.
  2. Развитие внимания и восприятия воспитанников.
  3. Развитие цветоощущения воспитанников.
  4. Формирование позитивных мотивационных компонентов воспитанников.

Формирование УУД.

- Самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера.

- Моделирование — преобразование объекта из чувственной формы в модель, где выделены существенные характеристики объекта (пространственно-графическая или знаково-символическая);

- Анализ объектов с целью выделения признаков (существенных, несущественных);

- Синтез — составление целого из частей, в том числе самостоятельное достраивание с восполнением недостающих компонентов;

- Выбор оснований и критериев для сравнения, классификации объектов;

- Подведение под понятие, выведение следствий;

- Установление причинно-следственных связей;

- Построение логической цепи рассуждений;

- Доказательство;

 - Выдвижение гипотез и их обоснование.

Участники проектной группы.

Воспитанники группы № 10 ГКОУ СКОШИ № 2 (учащиеся 7 «А» класса Шаройко Наталья,  Фролова Екатерина,  Дмитриев Егор).

Продукт проекта.

1. Коррекционно-развивающая программа для младших подростков "Развитие позитивного отношения к себе и окружающим"

2.Цикл воспитательских часов, направленных на формирование позитивного отношения подростка к себе и окружающим.

3.Творческая работа воспитанников по теме проекта:

- опросный лист для социального исследования,

 -результаты проведения социального исследования среди учеников школы по теме проекта,  

- проведение мастер-класса для обучающихся школы, показывающего, что школьная форма может способствовать формированию индивидуального стиля ученика (мастер-класс по завязыванию шарфов и галстуков, как атрибутов школьной формы) 

- презентация продукта проекта.

Примерный план работы.

Сентябрь 2916 – определение темы проекта.

Октябрь 2016 – определение форма и методов работы.

Октябрь – ноябрь 2016 – разработка цикла воспитательских часов, направленных на формирование позитивного отношения подростка к себе и окружающим. Подготов

ка коррекционно-развивающая программа для младших подростков "Развитие позитивного отношения к себе и окружающим"

Ноябрь – декабрь 2016 – проведение цикла воспитательских часов, направленных на формирование позитивного отношения подростка к себе и окружающим.

Январь – март 2017  – непосредственная работа над проектом группой воспитанников.

  1. Изучение истории школьной формы в России.
  2. Изучение истории школьной формы в ГКОУ СКОШИ № 2.
  3. Характеристика зарубежной школьной формы.
  4. Хронологическое сравнение школьной формы за рубежом и в России.
  5. Подготовка социологического опроса учеников, родителей и педагогов ГКОУ СКОШИ № 2.
  6. Проведение социологического опроса учеников, родителей и педагогов ГКОУ СКОШИ № 2.
  7. Анализ полученных результатов.

Подготовка и проведение мастер-класса для обучающихся школы, показывающего, что школьная форма может способствовать формированию индивидуального стиля ученика (мастер-класс по завязыванию шарфов и галстуков, как атрибутов школьной формы) 

Апрель 2017 – подготовка (на основе данных социологического опроса) представления о школьной форма глазами учеников, родителей и педагогов.

Май 2017 – подготовка отчетных документов и презентации проекта. Подготовка отчета воспитанников по проекту.

Май – июнь 2017 – участие в круглом столе по результатам проектной деятельности ГКОУ СКОШИ № 2.

Выполнение проекта

Работа над проектом включала в себя три этапа;

  1. Теоретический – подбор и анализ литература, описывающей появление школьной формы в Росси и за рубежом. Изучение механизмов влияния школьной формы на формирование личности и поведение школьников.
  2. Практический – подготовка и проведение социологического опроса учеников, педагогов и родителей ГКОУ СКОШИ № 2, направленного на выявление их отношения к школьной форме. Подготовка моделей школьной формы, наиболее предпочитаемой каждой описанной выше категорией опрашиваемых. Представление моделей школьной формы, выбранной учениками, педагогами и родителями.
  3. Рефлексия – анализ полученных результатов.

На первом этапе работа строилась в двух направлениях:

  1. Воспитанники познакомились с книгами, рассказывающими об истории моды и появлении школьной формы. Также ими были изучены книги по моделированию одежды и руководства по современному этикету. Также вниманию воспитанников был предложен пяти серийный документальный фильм «История моды».
  2. С воспитанниками был проведен цикл воспитательских часов, направленных на формирование правильного представления о моде и стиле и школьном дресс-коде.

Развивающая программа «Первые шаги к индивидуальности. Позитивное отношение к себе и окружающим»

Тема

Количество часов

Форма проведения

1

Имидж и стиль

Изучение литературы по теме, дискуссия, видеоуроки

2

Фигура и форма одежды

1

Беседа

3

Зрительные иллюзии

1

Беседа

4

Композиция костюма

1

Беседа

5

        Деловой костюм

1

Беседа

6

Цветовой баланс в деловом костюме

1

Изучение литературы по теме, дискуссия, видеоуроки

7

Декор и рисунок в деловой одежде

1

Изучение литературы по теме, дискуссия, видеоуроки

8

Социальное исследование «Школьная форма: вчера, сегодня, завтра»

10

Реализация проекта

        Всего часов

16

Подробно ознакомиться со списком литературы и развивающей программой можно в приложениях 1 и 2.

На втором этапе воспитанники приступили к изучению отношения учащихся и учителей ГКОУ СКОШИ № 2 к школьной форме, как части современного школьного этикета.  Совместно с воспитателем дети разработали три опросных листа (для учащихся, учителей и родителей). Данные опросные листы были розданы вышеописанным категориям участников. Собранные в результате опроса данные были обработаны и внесены в сводную таблицу. Подробно познакомиться с ходом анализа данных можно в приложении 3.

Развивающая программа «Социальное исследование «Школьная форма: вчера, сегодня, завтра»

Тема

Количество часов

Форма проведения

1

Что такое выборка исследования (генеральная совокупность и репрезентативная выборка)

1

Беседа

2

Опрос (виды опросов, создание опросников)

1

Дискуссия

3

Простейшие способы сбора и анализа данных

2

Практическое занятие с использованием компьютера

4

Статистическая обработка и отображение данных

5

Практическое занятие с использованием компьютера

5

Способы представления полученных данных

3

Практическое занятие с использованием компьютера

        Всего часов

10

В ходе анализа и обработки данных было выявлено, что отношение учеников, учителей и родителей к школьной форме различно. Также различным оказалось и визуальное представление о внешнем виде школьной форму у трех вышеописанных категорий.

На основе полученных данных воспитанники смоделировали три модели школьной формы:

  1. Модель, отражающая мнение учащихся.
  2. Модель, отражающая мнение учителей.
  3. Модель, отражающая мнение родителей.

Все три модели школьной формы были отрисованы и переведены в цифровой вид.

Опираясь на результаты проведенного опроса, воспитанно вывели позитивные и негативные моменты влияния школьной формы на обучающихся.

Плюсы школьной формы:

- Школьная форма дисциплинирует учеников (особенно подростков). Отсутствие возможности надеть в школу короткую юбку, майку и т.д. Она приучает детей к мысли, что в школу ходят не себя демонстрировать, а учиться. К тому же форма помогает ученику почувствовать разницу между двором, где он гуляет, и серьёзным учебным заведением (Катя 14 лет)

- Школьная форма стирает социальные различия между детьми. И богатый, и бедный равны и одинаковы. У школьников нет возможности продемонстрировать роскошные наряды в стенах школы, а значит, нет и возможности посмеяться над кем-то из-за старых и немодных вещей (а дети в этом вопросе порою бывают очень жестоки, и им не объяснишь, что дело не в том, у кого какая одежда) (Егор 14 л6т)

- Если в школе ввели школьную форму, родителям больше не надо ломать голову, во что одеть ребенка, чтоб и красиво было, и удобно, и желательно построже. Купил форму – и вопрос решен (Катя 14 лет)

Минусы школьной формы:

- Форма не дает детям самовыразиться через одежду. Родители и учителя могут сколько угодно твердить, что школа – не подиум. Дети все равно будут сопротивляться. Особенно подростки, особенно девочки (Наташа 14 лет)

- Форма – удовольствие не дешевое. Форма стоит достаточно дорого (причем, неплохо бы иметь два комплекта формы – на смену). Плюс плата за подгонку формы. Стоимость блузок-рубашек, а также то, что каждый год форму придется менять: мы то растем – и получите внушительную сумму, которую надо вложить «разом» (Наташа 14 лет).

Результаты исследования

Из диаграммы видно, что большая часть учащихся (55%) отдаёт предпочтение школьной форме черно-белого цвета (черный верх и белый низ, либо белая рубашка и чаяный костюм). Педагоги школы и родители склонны к тому, что школьная форма должна быть серого цвета (70% и 50% соответственно).

Из диаграммы видно, что ученики и педагоги отдают предпочтении форме мальчиков, состоящей либо из рубашки, жилетки и брюк, либо рубашки, пиджака и брюки (50% и 50% учеников и педагогов соответственно). Родителям же ближе вариант брюки, пиджак и рубашка (50% родителей). Таким образом, можно говорить, что оптимальным комплотом школьной формы для мальчиков является комплект, включающий в себя брюки, рубашку и жилетку.

Из диаграммы видно, что педагоги видят в комплекте школьной формы для девочек блузку, юбку и жилетку или блузку, юбку и пиджак (50% и 50% соответственно), учащиеся предпочитают блузку, сарафан и дополнительные брюки (50%), а родители - блузку, юбку и жилетку или сарафан и дополнительные брюки (50% и 50% соответственно).

Из диаграммы видно, что большая часть учащихся, педагогов и родителей хотят видеть в школьной форме как мальчиков, так и девочек, галстуки с символикой школы (57%, 91% и 80% соответственно).

Таким образом, проанализировав данные приведенных выше диаграмм, мы можем сделать вывод о том, как по мнению учеников, педагогов и родителей ГКОУ СКОШИ №2 должна выглядеть идеальная школьная форма для мальчиков и девочек.

Мальчики

Девочки

Цвет

Комплект

Аксессуар

Цвет

Комплект

Аксессуар

Ученики

Черный с белым

Рубашка, жилетка и брюки

Галстук с символикой школы

Черный с белым

Блузка и сарафан (дополнительно брюки)

Галстук с символикой школы

Педагоги

Серый

Рубашка, жилетка и брюки

Галстук с символикой школы

Серый

Блузка, юбка и жилетка

Галстук с символикой школы

Родители

Серый

Рубашка, жилетка и брюки

Галстук с символикой школы

Серый

Блузка, юбка и жилетка

Галстук с символикой школы

Особое внимание стоит обратить на вопрос желания учащихся носить форму.

Из диаграммы видно, что большая часть учеников (95%) не готова носить школьную форму. Педагоги и родители (95% и 95% соответственно) считают, что форма необходима.

Стоит обратить внимание на некоторые психологические параметры, объясняющие, почему учащиеся не хотят носить школьную форму.

        Из диаграммы видно, что большая часть обучающихся не готова носить форму потому, что не чувствуют себя часть большого школьного коллектива. Это происходит потому, что дети в основном общаются в рамках класса или воспитательской группы, не пересекаясь между собой. Более того, дети старшей и начальной школы также практически не общаются.

Для того, чтобы дети носили форму и считали себя сплоченным школьным коллективом, их необходимо включить в какую-либо совместную деятельность, в той или иной степени значимую каждому из участников.  Одним из таких видов деятельности может стать шефство.

Шефство – это систематическая воспитательная работа по передаче опыта, знаний, ценностей, идеалов и традиций от старших к младшим ученикам школы. Также шефство можно рассматривать как форму взаимодействия между учениками, педагогами и администрацией школы.

В ГКОУ СКОШИ №2 можно романизовать следующие виды шефства:

  1. Индивидуальное - шеф класса или группы,
  2. Персональное - наставник для подростка, находящегося в социально-опасном положении,
  3. В форме содружества -  шефство старших над младшими. Данная форма служит для накопления и передачи опыта, приучает к уважению и авторитету старших, способствует преемственности поколений среди учащихся школы.

Шефство поможет педагогам школы:

  1. Содействовать формированию у школьников таких личностных качеств, как добросовестность, ответственность, инициативность, дисциплинированность и уважение к труду.
  2. Создать в классном и школьном сообществе благоприятного климата.

Основываясь на шефстве, в ГКОУ СКОШИ №2 можно будет создать структуру самоуправления, включающую в себя следующие направления:

  1. Организация порядка в школе – дежурства по школе, проверка чистоты классов, спален и раздевалок и т.д.
  2. Спортивно-оздоровительное направление – организация зарядки, помощь в организации общешкольных спортивных мероприятий и т.д.
  3. Гражданско-патриотическое направление – помощь в организации и проведение мероприятий, направленных на формирование активной гражданской позиции обучающихся.
  4. Оформительское направление – помощь в украшении помещений школы к тем или иным тематическим мероприятиям.
  5. Организация поздравлений учащихся и педагогов с праздниками и значимыми датами школы.
  6. Корреспондентское направление - помощь в оформлении стенгазет, стендов, фоторепортажи.

Также на базе школы можно создать следующие подразделения:

  1. Управляющий центр - координирует деятельность всех органов и объединений учащихся школы; организует самообслуживание учащихся, их дежурство; поддерживает дисциплину и порядок в школе; устанавливает шефство старших над младшими; организует деятельность самодеятельных средств массовой информации.
  2. Центр порядка - организует дежурство классов по школе, в столовой, на этажах, во дворе школы и прилегающих к ней территорий, составляет графики дежурств и следит за их выполнением; контролирует чистоту кабинетов школы; контролирует порядок в рекреационных помещениях во время перемен и внеурочных занятий.
  3. Информационный центр - организует информационное обеспечение коллектива школы по всем вопросам их жизнедеятельности через издание стенной газеты и доску объявлений.
  4. Центр шефства -  организует шефскую деятельность учащихся школы по оказанию помощи младшим школьникам.
  5. Спортивный центр - организует подготовку к школьным и районным соревнованиям вместе с учителями физической культуры; проводит работу по пропаганде здорового образа жизни; разрабатывает комплексы упражнений для утренней зарядки.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Фашизм.Вчера.Сегодня.Завтра....

Причины возникновения фашизма,его последствия.(Приложение к уроку.)...

Силикатная промышленность:вчера, сегодня, завтра.

Конспект урока химии для 9 класса с презентацией к учебнику Габриеляна О.С. по теме "Силикатная промышленность". Материал содержит информацию о сырье,технологии производства и разнообразии готовой про...

Спортивное мероприятие" Олимпиада вчера, сегодня, завтра"

Данное спортивное мероприятие актуально, направлено на познавательную активнолсть школьников.Содержит теоретический материал, эстафеты.Оформлен видеослайдами, используется музыкальное оформление....

Внеклассное мероприятие по теме: "Химия вчера, сегодня, завтра».

Серия классных часов по химии позволит узнать о развитии химии как науки во все времена существования нашего государства. Краткая информация об известных - учёных - химиках позволит учащимся составить...

Школьный музейно-методический комплекс "Санкт-Петербург вчера, сегодня, завтра".

Школьный музейно-методический комплекс в коррекционной школе. История создания, цели и задачи....

Сценарий-представление команды 2 для городского конкурса "Школьное ученическое самоуправление: вчера, сегодня, завтра"

Сценарий-представление команды для учащихся 7-го класса (конкурс был среди обучающихся 8-го класса ОУ города....

"Формирование временных представлений "вчера"- "сегодня" - "завтра" у детей старшего дошкольного возраста.

Изменчивость и абстрактность таких обозначений времени, как "вчера"-"сегодня"- "завтра" затрудняет усвоение их детьми. Как же раскрыть смысловое значение данных слов?...