Школьный музейно-методический комплекс "Санкт-Петербург вчера, сегодня, завтра".
консультация на тему

Олийник Людмила Ивановна

 

Школьный музейно-методический комплекс в коррекционной школе. История создания, цели и задачи.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл gosudarstvennoe_byudzhetnoe_spetsialnoe.docx16.16 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное специальное (коррекционное) образовательное учреждение для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья, специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат №2 (V вида) Адмиралтейского района Санкт-Петербурга

Руководитель школьного музея «Санкт-Петербург вчера, сегодня, завтра»

Олийник Людмила Ивановна

Музейно-методический комплекс

«Санкт-Петербург вчера, сегодня, завтра»

        Описание музея. Музейно-методический комплекс «Санкт-Петербург вчера, сегодня, завтра» работает в специальной (коррекционной) школе-интернате №2, где учатся дети с тяжёлыми нарушениями речи, а более половины из них – дети из социально неблагополучных семей; в отдельную группу можно выделить воспитанников детского дома. Перед педагогическим коллективом стоят реабилитационные задачи: коррекция познавательной деятельности ребёнка, коррекция его личности, исправление тяжёлых нарушений речи. На школу также возложена задача компенсации недостаточного или полностью отсутствующего гражданского и патриотического воспитания в семье. В решении всех этих задач школьный музей оказывает неоценимую помощь.

Фонды музейно-методического комплекса насчитывают около 2000 экспонатов и комплектуются из методических материалов, материалов по истории школы, образцов детского творчества. Музейные фонды представлены в разделах: «История возникновения и развития Санкт-Петербурга»; «Становление и развитие науки и культуры в Санкт-Петербурге в XVII-XX веках»; «Агломерация Санкт-Петербурга»;  «Город морской славы»; «Пушкинский Петербург»; «Российская империя»; «В объективе XIX – начало  XX века»; «Страна Советов»; «Ленинград в блокаде». Последний

раздел – особая гордость. Здесь воссоздана комната блокадного времени, собраны уникальные документы блокадной поры.

Отличительной особенностью функционирования музейно-методического комплекса является полная востребованность всех экспонатов, методических пособий и разработок в учебно-воспитательном процессе. Музей работает по следующим направлениям: учет и хранение музейных экспонатов; пополнение фондов; методическая работа; встречи с людьми, помогающими больше узнать об истории школы, с ветеранами войны и труда; исследовательская деятельность; работа кружка музееведения и экскурсоведения; экскурсионная работа; выставочная деятельность; поисковая работа.

        Из истории музея. В начале 1990-х гг. в образовательную программу школы-интерната был введён предмет «История и культура Санкт-Петербурга». Работа, которая начиналась на уроках, продолжалась на индивидуальных занятиях и внеклассных мероприятиях, музейных посещениях, экскурсиях по городу – ведь ученики живут в интернате всю неделю. В ходе работы накапливался методический материал, который стал основой методического кабинета истории и культуры Санкт-Петербурга, призванного обеспечить учебно-воспитательный процесс. Постепенно в методический кабинет  стали поступать документы, подлинные предметы быта, фотографии конца ХIХ – начала ХХ вв. -  всё это приносили учителя и ученики нашей школы.  К 1994 году методический кабинет стал приобретать облик музея с функциями методического центра по изучению истории и культуры Санкт-Петербурга. 8 июля 1999 г. по инициативе ветеранов Великой Отечественной войны, детей блокадного Ленинграда и педагогов школы на базе методического центра была открыта музейная экспозиция, а затем музейный зал «Я – петербуржец». В 2003 году музейный зал получил статус «Школьный музей», был сертифицирован и внесён в каталог школьных музеев Санкт-Петербурга.

        Формы работы музея. Работа с учащимися в музее школы для детей с тяжелыми нарушениями речи имеет коррекционно-реабилитационные цели и задачи, воспитывает патриотизм и гражданственность. Она развивает у детей-логопатов культуру речи, эмоциональную сферу личности, организует взаимодействие ребенка с городом, которое способно стать определяющим в формировании представления об окружающем мире, характере мышления, стиле поведения.

В своей работе с детьми музей ставит перед собой следующие цели: формирование духовно осмысленного отношения к историческому прошлому России, нравственно-эстетических норм коллективного общения; освоение и сохранение культурного наследия России; осмысление на ценностно-эмоциональном уровне подвигов выдающихся деятелей России; внедрение знания об истории школы в учебный процесс; воспитание патриотизма и гражданственности школьников. Задачи музея мы условно разбили на четыре группы.

Образовательные: развитее представлений об окружающем мире и кругозора детей-логопатов; развитие речи, пополнение словаря учащихся; освоение понятий, используемых при работе на экспозициях; работа с понятийным словарём в рамках усвоения тем по истории  и культуре Санкт- Петербурга; подготовка учащихся и педагогов к использованию знаний, полученных в музее, на занятиях обязательного образовательного цикла в рамках межпредметных связей.

Воспитательные: повышение общественно значимого статуса воспитанников школы; подготовка их к поисково-исследовательской работе с материалами музея; освоение музейного материала через детское творчество.

Коррекционно-развивающие: психотерапевтическое воздействие, направленное на устранение психогенных нарушений (страха речи и ситуаций, чувства ущемлённости и подавленности, фиксации на своём речевом дефекте), перестройку изменённых у ребёнка под влиянием речевого дефекта представлений, отношений и поведения; включение в музейно-экскурсионную работу логопедических воздействий (закрепление и введение в спонтанную речь звуков, поставленных на логопедических занятиях, координация речевой моторики, нормализация темпа и ритма речи, её просодики, развитие слухового внимания, расширение словаря, совершенствование грамматического оформления  фразы).

Методические: изготовление наглядных пособий для уроков по истории и культуре Санкт-Петербурга и внеклассных мероприятий; создание хроники развития музея средствами видеозаписи, фотодокументов; подбор видеоматериалов по музейной тематике (в том числе и детские работы).

Музей занимает важное место в учебной и внеклассной работе. Учащиеся пишут доклады, рефераты, исследовательские работы, организуют учебные экскурсии, проводят уроки-экскурсии, встречи с ветеранами войны и труда, внеклассные мероприятия, родительские собрания. Музейные экспонаты используются в качестве учебных пособий на уроках, демонстрационного материала. Экскурсии (а точнее, экскурсионно-театрализованные представления) в музее проводят сами ученики, посещающие кружок экскурсоведения.

Итог работы - участие в мероприятиях по краеведению школьников специальной коррекционной школы, порой с тяжёлыми речевыми дефектами на равных с учащимися массовых образовательных учреждений.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Фашизм.Вчера.Сегодня.Завтра....

Причины возникновения фашизма,его последствия.(Приложение к уроку.)...

Силикатная промышленность:вчера, сегодня, завтра.

Конспект урока химии для 9 класса с презентацией к учебнику Габриеляна О.С. по теме "Силикатная промышленность". Материал содержит информацию о сырье,технологии производства и разнообразии готовой про...

Спортивное мероприятие" Олимпиада вчера, сегодня, завтра"

Данное спортивное мероприятие актуально, направлено на познавательную активнолсть школьников.Содержит теоретический материал, эстафеты.Оформлен видеослайдами, используется музыкальное оформление....

Внеклассное мероприятие по теме: "Химия вчера, сегодня, завтра».

Серия классных часов по химии позволит узнать о развитии химии как науки во все времена существования нашего государства. Краткая информация об известных - учёных - химиках позволит учащимся составить...

Учебный проект: "Прогрессии: Вчера. Сегодня. Завтра".

В данной работе собраны и обобщены исторические сведения об арифметической и геометрической прогрессиях. Учащимися подобраны интересные задачи, показывающие практическое применение в жизни данного уче...

Сценарий-представление команды 2 для городского конкурса "Школьное ученическое самоуправление: вчера, сегодня, завтра"

Сценарий-представление команды для учащихся 7-го класса (конкурс был среди обучающихся 8-го класса ОУ города....

«Школьная форма вчера, сегодня, завтра» - формирование позитивного отношения подростков к себе и окружающим.

В младшем подростковом возрасте (12 – 14 лет) ребенок начинает осознанно относиться к своему внешнему виду. Многое в его внешности и фигуре часто кажется подростку неправильным и некрасивым. Под...