«Формирование толерантных отношений среди подростков в творческих объединениях ОДОД»
статья на тему

Толерантность означает, что каждый свободен придерживаться своих убеждений и признает такое же право за другими; означает признание того, что люди по своей природе различаются по внешнему виду, положению, речи, поведению и ценностям, обладают правом жить в мире и сохранять свою индивидуальность и не могут навязывать взгляды одного человека другим» 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon trening_tolerantnost.doc70 КБ

Предварительный просмотр:

Мини-тренинг  

«Формирование толерантных отношений среди подростков в творческих объединениях  ОДОД»

Актуальность проблемы формирования толерантного отношения в подростковой среде обусловлена целым комплексом причин различного характера, среди которых мы выделяем следующие.

Во-первых, мировое сообщество призывает придерживаться толерантных взглядов по отношению к «образу другого». 16 ноября 1995 г. была представлена Декларация принципов толерантности, утвержденная резолюцией 5.61 Генеральной конференции ЮНЕСКО. Из нее следует, что «толерантность означает уважение, принятие и правильное понимание богатого многообразия культур нашего мира, наших форм самовыражения и способов проявления человеческой индивидуальности. Толерантность делает возможным достижение мира и способствует замене культуры войны культурой мира.

Толерантность означает, что каждый свободен придерживаться своих убеждений и признает такое же право за другими; означает признание того, что люди по своей природе различаются по внешнему виду, положению, речи, поведению и ценностям, обладают правом жить в мире и сохранять свою индивидуальность и не могут навязывать взгляды одного человека другим»

Во-вторых, министерство образования и науки РФ предъявляет определенные требования по отношению к выпускникам школ. Согласно Федеральному государственному образовательному стандарту среднего (полного) общего образования от 15.02.2011 г., к числу личностных результатов освоения основной образовательной программы авторы документа относят «сформированность толерантного сознания и поведения личности в поликультурном мире, готовности и способности вести диалог с другими людьми, достигать в нём взаимопонимания, находить общие цели и сотрудничать для их достижения».

В-третьих, ведущим видом деятельности в подростковом возрасте становится общение со сверстниками. Это выражается в сознательном экспериментировании с собственными отношениями с другими людьми(поиски друзей, выяснение отношений, конфликты и примирения, смена компаний) .Особенное значение приобретает важность построения отношений на толерантной основе.

Опираясь на вышесказанное, и сделана эта несложная подборка тренинговых упражнений для подростков, которые может использовать в своих воспитательных мероприятиях любой педагог дополнительного образования.

1. Вводная часть. Знакомство. Участник говорит свое имя и два качества – одно качество, которое ему помогает в общении, и другое, которое мешает. Второй человек, сидящий рядом с ним в кругу по часовой стрелке, повторяет все, что сказал первый, то есть его имя и два качества, а затем говорит о себе. Третий человек повторяет слова первого, второго, а затем говорит о себе. Далее все повторяют слова только двух предыдущих участников. После знакомства можно обсудить, что было труднее: говорить о себе или повторять за другими.

Далее озвучивается цель тренинга.  Участники получают бейджи, где пишут свое имя. Бейджи прикрепляются к одежде на видное место.

На данном этапе задаются вопросы о состоянии участников и выполняется 3-5 разминочных упражнений. В начале занятия необходимо почувствовать группу, в этом помогут вопросы: «Как вы себя чувствуете?», «Что нового (необычного, плохого) произошло в последнее время?», «Назовите одно хорошее и одно плохое событие, которое произошло накануне нашей с вами встречи?»

Упражнение 1. «Найди свою пару».  Все встают в круг. Педагог дает задание: «Сейчас опустите головы вниз. Как только я начну считать до трех, то на счет «раз» вы должны будете поднять голову и взглядом найти себе пару, а на счет «три» одновременно показать друг на друга руками». Педагог играет, если в группе нечетное количество игроков. Упражнение повторяется три раза. Каждый раз необходимо найти себе новую пару.

Упражнение 2. «Сигнал» . Участники стоят к кругу достаточно близко и держатся за руки: одна рука спрятана за своей спиной, а другая – за рукой соседа. Ведущий, легко сжимая руку соседа, посылает сигнал, состоящий из последовательности «точек» и «тире». Участники стараются как можно более четко воспроизвести последовательность и передать ее соседу. В итоге, сигнал должен придти отправителю, который вслух делает вывод о правильности передачи. Всего посылается 3 сигнала.

Упражнение 3. «Пересядьте те, кто» . Все сидят в кругу, в центре один водящий (сначала это педагог).  Один стул убирается, а стоящий в центре круга говорит: «Сейчас пересядут все те, кто...» и задается условие, относящееся к большинству сидящих. Например, пили сегодня кофе, не выспались, ехали в маршрутке, в черной обуви… Все участники, к которым подходит этот признак, должны быстро встать и пересесть на другое освободившееся место. Нельзя оставаться на месте, если это к вам относится, нельзя садиться на места справа и слева. Тот, кто остался без места, становится водящим и задает следующее условие. Условия могут быть продуманы заранее педагогом и представлены на карточках, предназначенных для ведущего.

Упражнение 4. «Стая». Все встают в круг, педагог по кругу на ухо каждому говорит, каким он будет животным, или птицей. Количество животных (птиц) подбирается в зависимости от числа участников. Хорошо, когда в одной стае три-четыре человека. Далее дается задание для участников: без слов, без звуков все должны сообщить о том, какое кто животное  (птица) и найти свою стаю. Например, педагог идет по кругу и говорит на ухо участникам: «Ты – утка, ты – курица, ты – орел, а ты – ворона»., а потом сначала: «Утка, курица, орел, ворона». И так до конца круга. Затем дается команда к началу игры. Сначала все собираются в одну стаю. А затем начинают видеть отличия и переходить от одной стаи к другой. Когда все разобрались, то можно спросить, кто есть кто.

Упражнение 5. «Круг доверия» . Группа выстраивается в большой круг. Участникам предлагается закрыть глаза, а руки держать на уровне груди ладонями наружу. Участники должны одновременно медленно перейти с одной стороны круга на другую. В середине круга возникнет путаница, но если каждый сориентируется в ситуации, то сможет выполнить задание. Сначала продвижение возможно только в медленном темпе. Когда группа успешно справится с заданием, участники могут повторить эксперимент, попытавшись двигаться немного быстрее. Чем быстрее они идут, тем осторожнее приходится быть. По окончании выполнения каждого упражнения происходит обсуждение и рефлексия.

2. Основная часть.

Упражнение 1. «Двадцать «Я». Каждому участнику дается лист бумаги (разных цветов) и ручка. В течение 10 минут подростки дают 20 ответов на вопрос: «Кто ты?». Каждый ответ должен начинаться местоимением «Я». Можно использовать черты характера, интересы, чувства для описания себя. Затем листки вывешиваются на доску и участники читают характеристики друг друга. В этом случае вверху листа должно быть написано имя и первая буква фамилии. Возможен второй вариант: листки прикалываются на грудь и участники подходят друг к другу. Обсуждение.

Упражнение 2. «Пять добрых слов» . Каждый участник обводит свою руку на листе бумаги и на ладошке пишет свое имя. Затем передается свой лист соседу справа, а сами получаете рисунок от соседа слева. В одном из «пальчиков» полученного чужого рисунка вы пишете какое-нибудь привлекательное, на ваш взгляд, качество ее обладателя (например, «Ты очень добрый», «Ты всегда заступаешься за слабых», «Мне очень нравятся твои стихи» и т.д.). Другой человек делает запись на другом пальчике и т.д., пока лист не вернется к владельцу. Когда все надписи будут сделаны, автор получает рисунки и знакомится с «комплиментами». Обсуждение.

Упражнение 2. «Мои лучшие качества и достижения» Педагог чертит на доске таблицу. Участники заполняют ее в течение 10 минут на индивидуальных бланках. «Мои лучшие качества»: в эту колонку записываются черты или особенности характера, которые особенно в себе нравятся и составляют сильную сторону. «Мои достижения»: в этой графе обозначаются достижения в любой области. Далее участники по желанию делятся своими качествами и достижениями. Обсуждение.

Упражнение 3. «Моя индивидуальность». Подростки пишут о каких-то трех признаках, которые отличают их от всех остальных участников группы: внешний вид, одежда, умения, какие-либо достижения. После того как задание выполнено, записи собираются, зачитываются вслух педагогом, а остальные члены группы отгадывают, кто является автором тех или иных утверждений. Обсуждение

Упражнение 4. «Толерантная личность». Педагог распространяет среди участников группы раздаточный материал, который представляет собой лист формата А4, разбитый на три колонки: в первой перечислены черты толерантной личности (дружелюбие, умение прощать обидчика, терпение, чувство юмора, чуткость, доверие, способность помочь товарищу в трудную минуту, терпимость к «образу другого», умение контролировать свои слова и поступки, доброжелательность, любовь к животным, любовь к людям, умение слушать, любознательность, способность сочувствовать другому человеку) вторая и третья – пустые. Далее участники в колонке «А» ставят «+ » напротив тех трех черт, которые, по их мнению, у них наиболее выражены; «-» напротив тех трех черт, которые у них наименее выражены. Затем в колонке «В» ставят «+» напротив тех трех черт, которые наиболее характерны для толерантной личности. Этот бланк останется у участников мини-тренинга (о чем заранее сообщается). Обсуждение.

3. Заключительный этап. Обсуждение и анализ итогов работы группы. Закончить мини-тренинг можно следующей притчей: «Решил Зуси изменить мир. Но мир такой большой, а Зуси маленький. Тогда он решил изменить свой город. Но город – такой большой, а он – такой маленький. Тогда Зуси решил изменить свою семью. Но семья у Зуси такая большая, одних детей десяток. Так Зуси добрался до того единственного, что он в силах изменить, будучи таким маленьким – самого себя.

Список литературы:

1. Декларация принципов толерантности, Век толерантности: Научно-публицистический вестник. – М.: Изд-во МГУ, 2001г.

2. Иванов А. Н. Притчи и истории для тренера и консультанта,  СПб.: Речь, 2007. – 192 с.

3. Малкина-Пых И.Г. Возрастные кризисы: Справочник практического психолога, М.: Изд-во Эксмо, 2005. – 896 с.

4. Пузиков В.Г. Технология ведения тренинга, СПб.: Речь, 2007. – 224 с.

5. Федеральный государственный образовательный стандарт среднего (полного) общего образования.

6. Фопель К. Сплоченность и толерантность в группе. Психологические игры и упражнения,

 М.: Генезис, 2006 г.

7. Шаповаленко И.В. Возрастная психология (Психология развития и возрастная психология),

М.: Гардарики, 2005.

8. Щеколдина С. Д. Тренинг толерантности, М.: «Ось-89», 2004


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Посткросинг как способ формирования толерантного отношения в межличностных отношениях у подрастающего поколения

Данная тема имеет практическую значимость, на базе МБОУ Заларинская СОШ№1 БЫЛ ПРОВЕДЁН ЭКСПЕРИМЕНТ. Группа учащихся была объединена общим хобби, которое носит название посткроссинг.Это обмен открыткам...

Социологические опросники среди учащихся "Формирование толерантного отношения"

Исследование толерантности является непростой задачей, т.к. в значительной степени имеет дело с изучением установок личности, связанных с представлениями о социальной желательности. В данной работе, п...

Доклад: «Проблемы формирования толерантных отношений в образовательной среде».

Проблемы формирования толерантных отношений в образовательной среде....

Формирование толерантных отношений у младших подростков в процессе коллективной творческой деятельности

Проблема толерантных отношений актуальна и сложна не только для нашего региона, но и для других. Толерантные отношения являются основой благополучного существования человеческого сообщества, поэтому ф...

Статья "Формирование толерантных отношений в поликультурной среде учащихся на уроках географии"

Статья знакомит с темами  уроков, которые рассматривают общие теоретические вопросы толерантности и понимания того, что   Россия – многонациональное государство и многонациональность – специ...

ТВОРЧЕСКИЙ КОНКУРС КАК ОДИН ИЗ СПОСОБОВ ФОРМИРОВАНИЯ ТОЛЕРАНТНОГО ОТНОШЕНИЯ К КУЛЬТУРЕ ДРУГОГО НАРОДА

В данной статье рассказано о проведенном городском конкурсе на базе нашей школы в рамках проекта "Тольятти - город мира"....

Программа внеурочной деятельности общекультурного направления "Формирование толерантных отношений в образовательной среде"

Основной целью программы является создание условий для формирования навыков толерантных отношений, терпимости к иному образу жизни, мнению, поведению, ценностям.Данная программа направлена на развитие...