Доклад: «Проблемы формирования толерантных отношений в образовательной среде».
учебно-методический материал на тему

Никитина Анна Валериевна

Проблемы формирования толерантных отношений в образовательной среде.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл доклад "Толерантные отношения"31.62 КБ

Предварительный просмотр:

Добрый день уважаемые коллеги!

Тема моего доклада: «Проблемы формирования толерантных отношений  в образовательной среде».

Толерантность. Что это такое? -
Если спросит кто-нибудь меня,
Я отвечу: "Это все земное.
То, на чем стоит Планета вся".
Толерантность - это люди света
Разных наций, веры и судьбы
Открывают что-то, где-то,
Радуются вместе. Нет нужды
Опасаться, что тебя обидят
Люди, цвета, крови не твоей.
Опасаться, что тебя унизят
Люди на родной Земле твоей.
Ведь Планета наша дорогая
Любит всех нас: белых и цветных!
Будем жить, друг друга уважая!
Толерантность - слово для живых! 

Что же такое толерантность и как ее понимать?

Видео «Толерантность»

Презентация

Если каждый друг к другу будет терпим,
То вместе мы сделаем толерантным наш мир.

Что значит быть терпимым: принимать, признавать, понимать, позволять, допускать, прощать.

Что же такое толерантность

  • tolerance (французский) – отношение, при котором допускается, что другие могут думать или действовать иначе, нежели ты сам;
  • tolerance (английский) – готовность быть терпимым, снисходительность;
  • терпимость (русский) – способность терпеть что-то или кого-то, быть выдержанным, выносливым, стойким, уметь мириться с существованием чего-либо, кого-либо, считаться с мнением других, быть снисходительным.

От куда же появилось слово «толерантность»?

Немного из истории

На рубеже XVIII-XIX веков во Франции жил некто Талейран-Перигор, князь Беневентский. Он отличился тем, что при разных правительствах (и при революционном, и при Наполеоне, и при короле Людовике XVII) оставался неизменно министром иностранных дел.

Он был человек  талантливый, отличался умением учитывать настроения окружающих, уважительно к ним относиться, и при этом сохранять свои собственные принципы.

Исходя из данных личностных черт этого человека, по его фамилии Талейран было дано название термину «Толерантность».

Противники толерантности утверждают, что истинному патриоту своей Родины должно быть чуждо все иностранное. В связи с этим хочу познакомить вас с социальным плакатом из Германии. Он гласит:

  • Твой Иисус – еврей.
  • Твой автомобиль – японский.
  • Твой кофе – бразильский.
  • Твои цифры – арабские.
  • Твои буквы – латинские.
  • Твоя демократия – греческая.
  • Твой сосед после этого всего - лишь иностранец?

Какими же чертами должен обладать толерантный человек, а какие черты личности мешают быть таковым?

По мнению психологов, например, толерантной личности присуще уважение мнения других, а интолерантной – непонимиание; толерантной – доброжелательность, а интолерантной – игнорирование и другие.

Подводя итог вышесказанного можно сказать что толерантность – это:

-добродетель;

-взаимоуважение;

-способность принимать человека таким какой он есть;

-помощь нуждающимся.

И конечно всегда надо помнить о том, что толерантные дети – это наше будущее.

А теперь давайте поговорим о формировании  толерантных отношений в образовательном процессе.

Необходимым условием успешности педагогической деятельности является принятие ребенка таким, какой он есть. Но современная школа сталкивается с такими проблемами -как осложнения межэтнических отношений, расслоение населения на «богатых и бедных», нетерпимость к человеку другой веры и др. – что и объясняет практический интерес к исследованиям в области толерантности. И конечно главную роль в данном процессе играют учителя школы.

По мнению учащихся, учитель, обладающий спокойствием, выдержкой, расположенностью к окружающим, создаёт эмоционально-позитивную атмосферу в классе, стимулируя таким образом интерес к предмету и повышение учебной мотивации в целом. Однако вследствие эмоциональных перегрузок у учителей часто накапливается раздражительность, внешним признаком которой служит нетерпимость, выражающаяся в непринятии индивидуальности другого человека, консерватизме в оценках других людей, стремлении перевоспитать партнёров, использовании себя в качестве эталона при оценке поведения и образа мыслей других людей и другое. Умение идти на компромисс, договариваться,  без конфликта убедить другого в своей правоте и в то же время защитить его права, способствовать сближению интересов учащихся различных национальных культур и вместе с тем непримиримость к таким антисоциальным явлениям, как фашизм, наркомания, расизм, — вот позиция толерантного учителя

Итак, проблема формирования толерантного поведения в учебном процессе может быть в первом приближении разбита на две задачи. Первая задача сводится к воспитанию, а часто и к самовоспитанию, толерантного поведения учителя.

Вторая сводится к воспитанию навыков толерантного поведения учащихся. Успешность в решении обеих этих задач чётко проявляется при  непосредственном общении педагога и ученика, то есть в самом педагогическом процессе. Сейчас очень остро стоит вопрос о том, что отношение ученика по отношению к учители далеко не толерантно. Интернет, СМИ, известные развлекательные передачи просто кишат информацией о инталерантном поведении некоторых учащихся на уроках и как вследствие порой неадекватной реакции педагога на такую ситуацию.

Поэтому важным обстоятельством, которое должно учитываться в педагогической работе, является чёткое понимание того, что толерантное поведение связано с взаимодействием двух сторон. В результате должен быть обеспечен необходимый эмоциональный фон педагогического процесса. Это, в свою очередь, влияет как на характер усвоения учащимися преподаваемых дисциплин, так и на профессиональную удовлетворённость педагога своей практической деятельностью.

Говоря о воспитании толерантного поведения учащихся, я бы хотела обратить внимание на то, что одним из путей сглаживания противоречий в обществе является «знакомство друг с другом». Например, я учащимся предлагаю дать знакомство с условиями жизни инвалидов, основами других религий и т.д.  

Так же применяю принцип «Педагогической поэмы». Основной смысл этой идеи - сменный состав рабочих бригад, нацеленный на то, чтобы менялись взаимодействующие индивиды, и каждый воспитанник мог пройти через командные должности и проявить себя. Я полагаю, что у каждого учителя практика должен быть свои примеры, показывающие особенности поведения и быта разных народов. Так, на своих уроках математики я рассказываю, что десятичные дроби, корни, обратные тригонометрические функции и ряд других обозначений в США иные по отношению к Европе. Записи дат типа число, месяц, год характерны для России и Германии. Весь англоязычный мир пишет месяц, число, год, а в ряде азиатских стран пишут дату в порядке год, месяц, число. Эти внешне безобидные примерыпоказывают разницу в мироощущении разных людей и позволяют ученику быть готовым к бесконфликтной и доброжелательной встрече с другой субкультурой.

Большое значение имеют  проведение на классных часах тренингов по теме толерантности. Где дети могут не только закрепить основные понятия по теме, но попытаться раскрыть их сущность на практике, учиться рассуждать, высказывать свое мнение, показать себя с другой стороны и многое другое. Проводя занятия тренинги  пытаюсь подобрать такие задания, которые показывают что не смотря на то что мы все очень разные у нас могут быть общие интересы, объединившись мы можем сделать, то что не сможет сделать по одиночке каждый из нас и др.

Среди учащихся постоянно провожу анкетирование, тестирование по теме толерантности. Очень полезно раздавать учащимся таблички с личностными качествами человека, и попросить их  в первом столбике поставить плюсики возле качеств которые наиболее присущи им, а во втором которые по их мнению в большей степени относятся к толерантной личности. Затем объявить учащимся что все черты представленные в данной таблице относятся к толерантной личности, поэтому везде во втором столбике должны стоять «+», а минусы в первом это то к чему вам надо стремится чтобы стать толерантной личностью.

Подведя некоторый под итог, можно сказать, что толерантный педагог всегда: формирует практические навыки через самостоятельную работу, индивидуальный и дифференцированный подход. Всегда поощряет старания учеников, умело, терпеливо помогает им, искренне радуется их победам, старается зажечь в них искру желания учиться.

Весьма деликатна и проблема толерантности в отношениях между педагогами
образовательного учреждения, прежде и острее всего – учителями: где каждый со своими жизненным опытом и менталитетом, личностным
и профессиональным стилем,
со своими характером и психическими качествами, интеллектом и эмоциями,
наконец, предпочтениями и притязаниями, симпатиями и,
увы, антипатиями в педколлективе.

Особенно тяжко по последствиям и потому всегда недопустимо
вовлечение детей в сферу конфликтов и выяснение отношений между учителями

В этом плане стратегия толерантности реализуется следующим образом: это и добрые, не исключающие критики  слова после посещения  уроков или
организованных коллегой дел, и помощь молодым учителям, и способность
признать собственные недостатки, и участие в совместном профессиональном
творчестве.

 Отсюда - очевидная значимость усилий педагога по самовоспитанию толерантности.

Кроме тестирования учащихся, я проводила и тестирование среди педагогов «Толерантен ли ты?». И получила следующие результаты:

У учащихся: Низкий уровень толерантности – 4%; Средний – 93%; Высокий – 3%. У педагогов: Низкий -0%; Средний -89%; Высокий -11%

Сейчас я хочу предложить вам проверить свою толерантность с помощью небольшого теста, запоминайте сколько будет у вас положительных ответов на мои вопросы.

Тест.

И конечно один из важных аспектов развития толерантности  в образовательном процессе является взаимоотношение семья – школа.

Я считаю, что, прежде всего, воспитывать толерантность в человеке надо в семье с самого детства. Можно сказать, что семья – первая ступень пирамиды воспитания толерантности. Психологический климат семьи способствует формированию характера и психики ребёнка, его самосознанию, взгляду на окружающий мир.

Душа ребенка открыта для любви и новых познаний.  Если мы не заполним его душу чем-то добрым, найдется кто-то другой, который заполнит ее дурным.
Мы пришли с вами к выводу, что ребенка с самого рождения должна окружать родительская любовь, а модель отношений к людям, принятые в семье – их принятие или дружелюбное отношение к ним или подозрительность и недоверие – формируют толерантность ребенка.
Психологи считают, что ребенок проявляет агрессивность в несколько раз чаще там, где агрессию взрослых он видел ежедневно и где она стала нормой его жизни.

А сейчас уважаемые коллеги, я хочу обратиться к вам с просьбой попробовать закончить мысль предложений, которые я вам буду зачитывать.

 Если ребенка постоянно критиковать, он учится ненавидеть.
Если ребенок живет во вражде, он учится агрессивности.
Если ребенка высмеивают, он становится замкнутым.
Если ребенок растет в упреках, он учится жить с чувством вины.
Если ребенок растет в терпимости, он учится принимать других.
Если ребенка подбадривают, он учится верить в себя.
Если ребенок растет в честности, он учится быть справедливым.
Если ребенок растет в безопасности, он учится верить в себя.
Если ребенок живет в понимании и дружелюбии, он учится находить любовь в этом мире.

А сечас я хочу познакомить вас с некоторыми пособиями, которые могут помочь в работе педагогов по воспитанию толерантности среди учащихся.

- Воспитание толерантности у детей в условиях многонационального окружения.  

Пособие для педагогов дошкольного образования

- Жить в мире с собой и другими : тренинг для подростков.

Книга посвящена актуальной проблеме – воспитанию у подростков терпимого отношения к себе  и  окружающим.

- Классные часы, беседы для младших школьников и подростков по теме воспитания толерантности

- Этнотолерантность подростка : воспитание в семье и школе : словарь

В словаре представлена область педагогических и психологических знаний, связанных с воспитанием энтолерантности подростка в семье и в школе.

- Воспитание толерантности : рекомендации для педагогов, школьных психологов и родителей 

Вывод:

Вся работа педагога с родителями ребят, с коллегами,
как и его работа над собой, - все  это во имя детства
.

Мы взрослые несем ответственность не только за себя, но и за детей. Добро воспитывается добром, а зло порождает зло. Это непреложная истина. Поэтому нам взрослым, нужно научиться взвешивать каждое слово, нести ответственность за каждый свой поступок, прежде чем принимать участие в воспитании детей.

Наши дети должны получать столько заботы и ласки, чтобы смогли дарить их всему миру.

На огромной на планете очень разные есть дети:

Тихие и шумные, глупые и умные,

Есть худые, есть толстушки, молчуны и хохотушки.

Кто-то ростом не велик, кто-то слабый ученик.

У одних – большие ушки, у других кругом веснушки.

Кто-то рыж, а кто-то бел, кто-то в играх не умел.

Ни над кем нельзя смеяться, никого нельзя дразнить.

Нужно очень постараться, словно братьев всех любить.

И тогда на белом свете так чудесно будет жить.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Доклад "Проблема формирования этнокультурной толерантности личности"

Доклад на тему: "Проблема формирования этнокультурной толерантности личности"...

Доклад «Педагогические традиции и инновационная образовательная среда - залог совершенствования системы образования»

Дать ребенку возможность испытать радость от учения – задача современного учителя, а главная цель современной школы – научить школьника самостоятельно добывать знания, искать информацию, обрабатывать ...

Проблема оценки качества информационно-образовательной среды в структуре управления образовательными системами

Достижения в области современных информационных и телекоммуникационных технологиях находят всё большее применение в различных сферах человеческой деятельности, в том числе в образовании. Внедрение их ...

Круглый стол "ПОДРОСТКОВЫЕ ПРОБЛЕМЫ И ФОРМИРОВАНИЕ ЭТНИЧЕСКОЙ ТОЛЕРАНТНОСТИ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЕ"

Цель:   Попытаться   осмыслить проблему формирования толерантности личности подростка как одного из важнейших направлений воспитательной работы образовательных учреждений.Авторами и разработ...

Доклад по теме: «Психологическая безопасность образовательной среды».

Психологическая безопасность образовательной среды - одно из самых важных условий для организации комфортной и безопасной среды для обучающихся....

Доклад на тему: «Коррекционно-развивающая образовательная среда- фактор успешности ученика»

Коррекционно-развивающая образовательная среда-  фактор успешности ученика.Организация среды – это специальное оборудование зон, направленное на компенсацию состояния обучающихся. В соответ...

Толерантность в образовательной среде

Мир невозможен без диалога, взаимопонимания, содружества, согласия, компромисса. Моделью для взаимоотношений людей, народов и стран в современном мире призвана стать толерантность....