Проблема оценки качества информационно-образовательной среды в структуре управления образовательными системами
статья по теме

Достижения в области современных информационных и телекоммуникационных технологиях находят всё большее применение в различных сферах человеческой деятельности, в том числе в образовании. Внедрение их в сферу образования привело к возникновению термина информационно-образовательная среда, понимаемого, обычно, как совокупность компьютерных средств и способов их функционирования, используемых для реализации обучающей деятельности. В состав компьютерных средств входят аппаратные, программные и информационные компоненты, способы, использования которых регламентируются в методическом обеспечении образовательного процесса.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ЕИС20.49 КБ

Предварительный просмотр:

Проблем оценки качества информационно-образовательной среды  в структуре управления  образовательными системами

Судакова Е.Н, магистрант 1 курса.  

Педагогическое образование.

Менеджмент в образовании.

Достижения в области современных информационных и телекоммуникационных технологиях находят всё большее применение в различных сферах человеческой деятельности, в том числе в образовании. Внедрение их в сферу образования привело к возникновению термина информационно-образовательная среда, понимаемого, обычно, как совокупность компьютерных средств и способов их функционирования, используемых для реализации обучающей деятельности. В состав компьютерных средств входят аппаратные, программные и информационные компоненты, способы, использования которых регламентируются в методическом обеспечении образовательного процесса.

Информатизация общества в свою очередь неизбежно предполагает процесс информатизации образования, основными целями которого являются – повышение качества образования в соответствии с требованиями современного общества. Достичь поставленной цели возможно при создании специфической информационно-образовательной среды (ИОС) в каждом образовательном учреждении (ОУ).

Основная проблема оценки качества информационно-образовательной среды (ИОС) учебного заведения состоит в том, что традиционный квалиметрический подход представляет учебным заведениям  довольно ограниченный инструмент для рассмотрения качества использования информационно-коммуникационных технологий (ИКТ), его эффективности, управления развитием данного заведения. Большие возможности в решении этой проблемы сокрыты в использовании методик, основанных на качественной оценке, предоставляющих учебному заведению  структуру для рассмотрения ее качественных преобразований на основе использования ИКТ.

В условиях растущих требований к совершенствованию образования, повышению его результативности на основе применения информационно-коммуникационных технологий особую важность приобретает проблема оценки качества информационно-образовательной среды. Данный вопрос требует решений, основанных на комплексном подходе к оценке состояния ИОС и разработке механизмов управления ее качеством.

Согласно ФГОС ООО информационно-образовательная среда — система информационно-образовательных ресурсов и инструментов, обеспечивающих условия реализации основной образовательной программы образовательного учреждения. Чтобы управлять качеством ИОС необходим инструмент, позволяющий определить ее актуальное состояние, рассмотреть влияние использования ИКТ на преобразование работы учебного заведения.

Эволюция системы оценки воздействия ИКТ в сфере образования заключается в переходе от оценки, направленной на определение доступности ИКТ (соотношение количества учеников и компьютеров, доступность широкополосного Интернета) к оценке, определяющей воздействие ИКТ на учение и обучение. Методики оценки должны быть связаны с результатами обучения и стратегией обучения. Разработка и применение таких систем оценки является одним из приоритетных направлений развития образования.

В этой связи эффективность использования ИКТ понимается как преобразование работы ОУ на основе ИКТ и выражается в качественных изменениях информационно-образовательной среды, направленных на достижение нового качества образования, в возможности решать более широкий круг образовательных задач, расширении спектра предоставляемых школой образовательных услуг.

Как показывает опыт голландских педагогов, использование ИКТ в образовательных целях имеет больше шансов на успех, если четыре основных элемента - видение, опыт, учебно-методические материалы и ИКТ инфраструктура - находятся в равновесии. Поэтому система оценки должна позволять определять баланс в развитии основных аспектов и компонентов ИОС. Это важно для оптимизации управления, адресности использования ресурсов.

Таким образом, для успешного управления система оценки ее качества ИОС должна:

-определять воздействие ИКТ на учение и обучение, быть связанной с результатами обучения и стратегией обучения. Оценивать тем самым эффективность использования ИКТ.

-позволять отслеживать качественные изменения в ИОС школы на основе ИКТ (иметь качественные дескрипторы показателей);

-быть основанной на образе будущей школы и позволять отследить шаги по его достижению (дескрипторы показателей должны быть уровневые в зависимости от эффективности использования ИКТ);

-позволять определять баланс в развитии основных аспектов ИОС (шкала многомерной оценки).

Традиционные для отечественного образования  методы оценки (сбор количественных показателей и статистических данных, кластерный подход) не отвечают задачам современного образования  и не способны помочь скорректировать и проектировать направления ее развития. Учебным заведениям нужен удобный инструмент, который бы оценивал эффективность использования ИКТ в реализации основных компонентов ИОС. Поэтому необходим поиск новых методик, основанных на качественной оценке, предоставляющих школе структуру для рассмотрения ее качественных преобразований.

В развитых странах существуют подобные национальные инструменты, используемые для развития школ, а также для аккредитации качества в области использования ИКТ, в том числе и школ по всему миру. Например, в Великобритании Naace SRF, ITEM предоставляет структуру для рассмотрения использования в школе ИКТ и его влияния на совершенствование школы. Данная система оценки позволяет сравнивать школы по разным аспектам. Оцениваются аспекты: Руководство и управление, Планирование, Изучение, Оценка возможностей, Профессиональное развитие, Ресурсы. Framework основана на серии дескрипторов различных уровней качества использования ИКТ в школах. Дескрипторами представлено пространство возможных состояний школы. К желаемому (конечному) состоянию относятся школы, где уровень развития по каждому из аспектов максимальный, а ИКТ преобразовали работу школы по-новому. Удобство этого инструмента позволяет школам рассматривать использование ИКТ в структурированном виде, и на этой основе формировать общую стратегию улучшения школы, планировать ее дальнейшее развитие.

Разработчики этой системы оценки считают, школы разных стран проходят в использовании ИКТ одинаковые этапы. Вместе с тем, было бы полезно иметь средство для такой оценки, ориентированное на реалиях российской школы.

В рамках проекта ЦИО ИМЦ Адмиралтейского района «Управление качеством школьной информационно-образовательной среды» (2012-2013) под научным руководством НИУ ВШЭ в образовательных учреждениях проводится исследование систем оценки Naace SRF(2012), ITEM (2012) с целью обоснования возможности использования в практике работы школы и адаптации в условиях модернизации отечественного образования. Кроме того, имеет практическое значение исследование механизмов управления качеством ИОС, основанных на использовании возможностей данной системы оценки - обеспечение структуры для рассмотрения эффективности использования и влияния ИКТ на совершенствование школы. В результате инструментарий для такой оценки, ориентированный  на реалии российской школы мог бы использоваться в структуре управления образовательными системами разного уровня (школьной, районной, региональной), сыграть важную роль в обосновании должностей ответственных за информатизацию как специалистов по информационно-аналитической работе, управлению качеством информационно-образовательной среды.

В основе всей деятельности по управлению качеством ИОС лежит целевая установка модернизации образования – повышение его качества. Она определяет требования к образовательным результатам. Достижение новых результатов образования требует изменения содержания, методов, организационных форм учебной работы, которые происходят в результате информатизации образования, использования ИКТ.

Использованные источники:

2.        Асмолов А.Г. Российская школа и новые информационные технологии: взгляд в следующее десятилетие / А.Г.Асмолов, А.Л. Семенов, А.Ю. Уваров / — М.: Изд-во «НексПринт», 2010. — 84 с.

3.        Гасликова И. Р. Показатели использования информационных технологий в образовании / И. Р. Гасликова. /Вопросы образования : научно-образовательный журнал/ Гл. ред. Я. И. Кузьминов. - М. : ГУ ВШЭ, 2005. N 3 - С.302 - 330.

4.        Структура ИКТ- компетентности учителей. Рекомендации ЮНЕСКО, 2011. - [электронный ресурс]. –URL: http://ru.iite.unesco.org/publications/ 3214694/ (дата обращения: 21.11.2012).

5.        Уваров А.Ю. Кластерная модель преобразований школы в условиях информатизации образования / А.Ю. Уваров. – М.: МИОО, 2008. – 380 с.

6.        Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования. – М.: Просвещение, 2011. – 48с.,

8.        Роберт И.В., Лавина Т.А. и др. Толковый словарь терминов понятийного аппарата информатизации образования. – М.: ИИО РАО, 2012. – 96 c.

Андреев А.А. Некоторые проблемы педагогики в современных информационно-образовательных средах // Инновации в образовании. - 2004. - № 6. -С. 98-113.

Ардеев А.Х. Концепция информационно-образовательной среды в системе высшего профессионального образования // Молодежь и наука III тысячелетия: Материалы Краевой научной Internet-конференции студентов, молодых ученых и специалистов. - Ставрополь: Изд-во СГУ, 2003. - С. 178‒180.

Захарова И.Г. Формирование информационной образовательной среды высшего учебного заведения: автореф. дис. ... д-ра пед. наук. - Тюмень, 2003. - 46 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация по проблеме оценки качества труда учителя

В презентации наглядно представлен материал, способный помочь администрации образовательных учреждений построить ситсему оценки качества и совершенствовования эффективности труда учителя...

МНОГООБРАЗИЕ ПОДХОДОВ К ПРОБЛЕМЕ ОЦЕНКИ КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ

Необходимость повышения качества образования занимает одно из цент­ральных мест в реформах образования, выступая одновременно целью их про­ведения и критерием эффективности принимаемых мер....

Разработка педагогического совета по теме "От системы оценки качества образования в деятельности педагога к системе оценки качества образования в школе"

Разработка педагогического совета по теме "От системы оценки качества образования в деятельности педагога  к системе оценки качества образования в школе" содержит презентацию. Данная разработка п...

Место и значение самооценивание среди других элементов внутришкольной системы оценки качества

Место и значение самооценивание среди других элементов внутришкольной системы оценки качества  определяется требованиями ФГОС, а именно: обеспечить комплексный подход к оценке результатов освоени...

«Система оценки качества образовательного пространства: проблема профессионального единства» (презентация)

В соответствии с обновленными ФГОС, предъявляется новая цель ВСОКО – единая система оценки качества образования. С 1 сентября, как известно, введен в 1и 5 классах новый ФГОС. И в чем его разница...