Формирование функциональной структуры внутренней системы оценки качества образования
статья

Внутренняя система оценки качества образования ориентирована на решение следующих задач:

  • систематическое отслеживание и анализ состояния системы образования в школе для принятия обоснованных и своевременных управленческих решений, направленных на повышение качества образовательного процесса и образовательного результата.
  • максимального устранения эффекта неполноты и неточности информации о качестве образования, как на этапе планирования образовательных результатов, так и на этапе оценки эффективности образовательного процесса по достижению соответствующего качества образования.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_vsoko.docx30.18 КБ

Предварительный просмотр:

Формирование функциональной структуры внутренней системы оценки качества образования

Образование на современном этапе нуждается в системе управления качеством, которую должна иметь каждая общеобразовательная школа. Такая система невозможна без современной, комплексной системы оценки как качества образования в целом, так и всех его составляющих в отдельности. Его обеспечение требует формирования специализированных механизмов управления качеством, одним из которых, несомненно, является внутренняя система оценки качества образования.

Внутренняя система оценки качества образования - новый управленческий подход, призванный устранить несоответствие, неадекватность результатов образовательной деятельности реалиям информационного общества, суть которого в обеспечение всех участников образовательного процесса объективной управленческой информацией о качестве школьного образования для разрешения и преодоления выявленных противоречий и проблем образовательной практики.

В связи с этим перед администрацией каждой общеобразовательной школы ставится цель: создание внутренней системы получения объективной информации об образовательных результатах в соответствии с ФГОС, в том числе - определение комплекса критериев, процедур и технологий оценки и их использование как неотъемлемого инструмента управления качеством образования.

Предполагается, что ВСОКО – это систематически осуществляемая деятельность. Систематичность ВСОКО означает, с одной стороны, охват оценкой всех ключевых процессов, объектов и сторон деятельности образовательного учреждения, с другой стороны – определенную периодичность (многократность, повторяемость) соответствующих измерений и иных контрольных действий.

Внутреннюю систему оценки качества образования можно рассматривать как «правопреемника» внутришкольного контроля. Последний в его традиционном, наиболее распространенном понимании обычно ограничивался осуществлением контроля за деятельностью педагогических работников и результатами обучения обучающихся, воплощаясь в таких форматах, как «персональный контроль», «классно-обобщающий контроль», «тематический контроль». Современное трактовка понятия качества образования, включающая в это понятие качество не только педагогической деятельности и ее результатов, но и других видов деятельности, а также условий для их осуществления.

Под внутренней системой оценки качества образования в общеобразовательной школе понимается деятельность по информационному обеспечению управления образовательным учреждением, основанная на систематическом анализе качества реализации образовательного процесса, его ресурсного обеспечения и его результатов.

Внутренняя система оценки качества образования ориентирована на решение следующих задач:

  • систематическое отслеживание и анализ состояния системы образования в школе для принятия обоснованных и своевременных управленческих решений, направленных на повышение качества образовательного процесса и образовательного результата.
  • максимального устранения эффекта неполноты и неточности информации о качестве образования, как на этапе планирования образовательных результатов, так и на этапе оценки эффективности образовательного процесса по достижению соответствующего качества образования.

        Внутренняя оценка качества образования осуществляется по следующим трём направлениям, которые включают перечисленные объекты мониторинга:

1. Качество образовательных результатов:

  • предметные результаты обучения (включая сравнение данных внутренней и внешней диагностики, в том числе ГИА-9 и ЕГЭ);
  • метапредметные результаты обучения (включая сравнение данных внутренней и внешней диагностики);
  • личностные результаты (включая показатели социализации обучающихся);
  • результаты освоения воспитанниками основной общеобразовательной программы дошкольного образования;
  • здоровье обучающихся (динамика);
  • достижения обучающихся на конкурсах, соревнованиях, олимпиадах;
  • удовлетворённость родителей качеством образовательных результатов.

2. Качество реализации образовательного процесса:

  • основные образовательные программы (соответствие требованиям ФГОС и контингенту обучающихся);
  • дополнительные образовательные программы (соответствие запросам родителей);
  • реализация учебных планов и рабочих программ (соответствие ФГОС);
  • качество уроков и индивидуальной работы с обучающимися;
  • качество внеурочной деятельности (включая классное руководство);
  • удовлетворённость учеников и родителей уроками и условиями в школе.

3. Качество условий, обеспечивающих образовательный процесс:

  • материально-техническое обеспечение;
  • информационно-развивающая среда (включая средства ИКТ и учебно-методическое обеспечение);
  • санитарно-гигиенические и эстетические условия;
  • медицинское сопровождение и общественное питание;
  • психологический климат в образовательном учреждении;
  • использование социальной сферы микрорайона и города;
  • кадровое обеспечение (включая повышение квалификации, инновационную и научно-методическую деятельность педагогов)
  • общественно-государственное управление (Совет образовательной организации, педагогический совет, родительские комитеты, ученическое самоуправление) и стимулирование качества образования;
  • документооборот и нормативно-правовое обеспечение (включая программу развития образовательного учреждения).

В соответствии с нормативно-правовыми документами по ВСОКО в ОУ ведется сбор информации на основе согласованных методик (тестирование, анкетирование, экспертиза и др.). Данные собираются в комиссию ВСОКО, которая организует обработку полученной информации и работу экспертных групп ОУ.

Рекомендуется организовать три экспертные группы:

1) группа оценки образовательных результатов;

2) группа оценки реализации образовательного процесса;

3) группа оценки условий, обеспечивающих образовательный процесс.

        Каждая экспертная группа получает информацию (в согласованных форматах) о качестве работы ОУ по соответствующему направлению за учебный период  (триместр, полугодие, год). Специалисты экспертной группы проводят анализ полученных данных, оценку состояния каждого объекта мониторинга, характер изменения показателей, сопоставление с «нормативными показателями», установление причин отклонений. По каждой группе показателей формируется итоговое заключение, включающее не только описание имеющегося состояния, но и рекомендации по внесению изменений, которые могут обеспечить повышение качества образования.

        Результаты анализа данных ВСОКО являются документальной основой для составления ежегодного отчета ОУ о результатах самооценки деятельности ОУ.

  Внутренняя система оценки качества образования является важнейшим инструментом проверки и оценки эффективности внедряемого содержания образования, используемых методик, служит основой для обоснованных путей устранения недостатков образовательного процесса в школе, является основой для принятия эффективных управленческих решений.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Эффективность функционирования внутренней системы оценки качества образования.

В основе разработки данных положений лежит «Примерный порядок организации ВСОКО в условиях поэтапного перехода ОО Кировской области на ФГОС общего образования», разработанный ИРО КО....

Модель внутренней системы оценки качества образования в МОУ-ООШ п. Водопьяновка Марксовского района Саратовской области

Современное экономическое и духовное развитие нашего государства в значительной степени определяется качеством образования. Так как качество интеллектуальных ресурсов становится главным геополитически...

Методическая разработка «Внутренняя система оценки качества образования как механизм проектирования эффективности образовательных результатов»

Методическая разработка  «Внутренняя система оценки качества образования как механизм проектирования эффективности образовательных результатов» - это документ, раскрывающий опыт педаг...

Положение о внутренней системе оценки качества образования

1.1.          Настоящее Положение о внутренней системе оценки качества образования (Поло­жение) муниципального бюджетного общеобразовательного учрежден...