Модель внутренней системы оценки качества образования в МОУ-ООШ п. Водопьяновка Марксовского района Саратовской области
материал по теме

Современное экономическое и духовное развитие нашего государства в значительной степени определяется качеством образования. Так как качество интеллектуальных ресурсов становится главным геополитическим фактором в мире. В связи с этим, в рамках приоритетных направлений развития образовательной системы Российской Федерации предусмотрено создание моделей оценки качества образования. 
Оценка качества образования осуществляется через систему всероссийского, регионального и международного мониторинга качества образования: ОГЭ, ЕГЭ, ВПР, РПР,  комплексных диагностических работ,  а также посредством научно-практических разработок, осуществляемых как на федеральном, так и на региональном уровнях. 

Скачать:


Предварительный просмотр:


                                             Модель внутренней системы
                                             оценки качества образования
в МОУ-ООШ п. Водопьяновка  Марксовского  района Саратовской области                                                          

                                             в  2007-2018 учебном году.

Автор директор МОУ-ООШ п. Водопьяновка

 С.Х. Кушегулова

Введение.
Как известно, современное экономическое и духовное развитие нашего государства в значительной степени определяется качеством образования. Так как качество интеллектуальных ресурсов становится главным геополитическим фактором в мире. В связи с этим, в рамках приоритетных направлений развития образовательной системы Российской Федерации предусмотрено создание моделей оценки качества образования. 
Оценка качества образования осуществляется через систему всероссийского, регионального и международного мониторинга качества образования: ОГЭ, ЕГЭ, ВПР, РПР,  комплексных диагностических работ,  а также посредством научно-практических разработок, осуществляемых как на федеральном, так и на региональном уровнях. 
Ведётся работа по стандартизации банка измерительных и диагностических материалов; разработке технологического обеспечения аттестационных процедур общеобразовательных учреждений, технологии оценки готовности детей к обучению в начальной и основной школе.
В то же время система оценки качества образования в России еще не совершенна, нет  единого концептуально-методологическое понимание проблем качества образования и подходов к его измерению. Достаточно часто используется не апробированный и не стандартизированный инструментарий и образовательные учреждения участвуют в апробации моделей  оценки качества.  Отсутствует необходимое научно-методическое обеспечение для объективного и надежного сбора информации. Слабо проработана нормативно-правовая база системы оценки качества образования. Притмером тому является апробация ВПР в прошлом и этом учебном году.

Чтобы решить эти проблемы требуются целенаправленные усилия по формированию общего системного подхода к оценке качества образования на всех уровнях и, прежде всего, на уровне образовательного учреждения. Осуществлению этой важной задачи должно способствовать создание модели внутренней системы оценки в каждом образовательном учреждении.

1. Понятие качества образования в общеобразовательном учреждении
В философском понимании термин «качество» определяется, как существенный признак, свойство, отличающего один предмет от другого. С точки зрения производственного подхода, качество – совокупность существенных потребительских свойств продукции или услуги, значимых для потребителя. «Продукцией» школы являются наши выпускники, имеющие образование лучшего или худшего качества, в большей или меньшей степени соответствующее потребностям общества и личности, установленным нормам, требованиям, стандартам. Таким образом, под качеством образования понимается качество образовательного процесса, отражающее степень соответствия образовательных результатов (достижений) обучающихся и условий обеспечения образовательного процесса нормативным требованиям, социальным и личностным ожиданиям и включающее в себя следующие составляющие:
качество потенциала педагогического состава, задействованного в образовательном процессе,
качество организации образовательного процесса (образовательные технологии, формы, методы, приемы обучения, формы организации обучения),
качество ресурсного обеспечения (материально-технического, учебно-методического обеспечения),                                                                                                                                   качество образовательной программы,
качество управления образовательными системами и процессами (управленческих технологий в образовании),
качество медицинского обслуживания, питания, физкультурно- оздоровительной работы;
качество нравственного, духовного, морального воспитания в процессе социализации личности,
качество партнерского взаимодействия с семьей и социумом;
качество потенциала обучающихся,
качество знаний.
2. Организационные условия обеспечения и управления качеством образования
Под организационными условиями, в общем смысле этого слова совокупность взаимосвязанных процессов, позволяющих осуществлять ту или иную деятельность и достигать тех или иных результатов.
Под организационными условиями обеспечения и управления качеством образования мы будем понимать: 
1) наличие высококвалифицированного педагогического состава, с внутренней потребностью к саморазвитию, улучшению условий труда и его результатов.
2) организацию образовательного процесса с учетом индивидуальных запросов обучающихся. Использование в организации образовательного процесса современных технологий, форм, методов, приемов обучения, позволяющих формировать ключевые компетентности, востребованные сегодняшним днем. 
3) наличие материально – технического и научно – методического обеспечения, позволяющего организовывать образовательный процесс на уровне, соответствующем современным образовательным стандартам.
4) использование в образовательном процессе образовательных программ и учебно – методических комплектов, позволяющих выполнять государственные образовательные стандарты.
5) наличие административной команды, владеющей программно – целевыми и проектными методами управления образовательным учреждением. 
6) наличие иерархической системы управления качеством на основе взаимодействия групп, которым делегирована ответственность за качество образования.
7) наличие системы мониторинга качества образования в общеобразовательном учреждении.
Функционирование системы обеспечения и управления качеством образования в общеобразовательном учреждении починяется следующим принципам: 
· ориентация на требования внешних пользователей. Учреждение поддерживает взаимовыгодные отношения с заказчиками как внешними (социум), так и внутренними (родители), с целью обеспечения обмена информацией с заказчиками и выполнения их требований. 
· учет потребностей системы образования; 
· стимулирование педагогических работников к повышению профессиональной компетентности и улучшению результатов своего труда.
· учет потенциала обучающихся при организации образовательного процесса и оценке его результатов.
3. Технология оценки качества образовательных достижений обучающегося общеобразовательного учреждения
Оценка индивидуальных образовательных достижений строится с учетом институтов и механизмов, доказавших свою эффективность в предшествующий период, и включает мониторинг качества общеобразовательной подготовки обучающихся начальной школы.
Под образовательными достижениями обучающегося мы понимаем совокупность всех индивидуальных достижений, позволяющих ему успешно социализироваться в обществе и реализовать себя как всесторонне развитую личность в различных сферах жизни, а именно: 
1) Общеобразовательные достижения.
2) Ключевые компетенции — способность решать проблемы, возникающие в окружающей действительности, средствами предмета.
3) Социально-личностные характеристики.
Оценка образовательных достижений происходит через оценку конкретных показателей. 
Оценка общеобразовательных достижений
1) показатели обученности по отдельным предметам (достижение обязательного и повышенного уровней подготовки по предмету);
2) динамика образовательных достижений;
3) сформированность общеучебных умений; 
4) сформированность коммуникативных умений;
5) сформированность познавательных интересов;
6) установки и ценностные ориентации.
Оценка ключевых компетенций
Инструментальные компетенции, которые включают когнитивные способности, способность понимать и использовать идеи и соображения; методологические способности, способность понимать и управлять окружающей средой, организовывать время, выстраивать стратегии обучения, принятия решений и разрешения проблем; технологические умения, умения, связанные с использованием техники, компьютерные навыки и способности информационного управления; лингвистические умения, коммуникативные компетенции.
1) способность к анализу и синтезу;
2) способность к организации и планированию;
3) базовые знания в различных областях;
4) письменная и устная коммуникация на русском языке;
5) изучение второго языка;
6) элементарные навыки работы с компьютером;
7) навыки управления информацией (умение находить и анализировать информацию из различных источников);
8) решение проблем;
9) принятие решений.
Межличностные компетенции, то есть индивидуальные способности, связанные с умением выражать чувства и отношения, критическим осмыслением и способностью к самокритике, а также социальные навыки, связанные с процессами социального взаимодействия и сотрудничества, умением работать в группах, принимать социальные и этические обязательства:
1) способность к критике и самокритике;
2) способность к работе в команде;
3) навыки межличностных отношений;
4) способность общаться со специалистами из других областей;
5) способность воспринимать разнообразие и межкультурные различия;
6) приверженность этическим ценностям.
Системные компетенции, то есть сочетание понимания, отношения и знания, позволяющее воспринимать, каким образом части целого соотносятся друг с другом и оценивать место каждого из компонентов в системе, способность планировать изменения с целью совершенствования системы и конструировать новые системы. 
1) способность применять знания на практике;
2) исследовательские навыки; 
3) способность учиться; 
4) способность адаптироваться к новым ситуациям;
5) способность порождать новые идеи (креативность);
6) лидерство;
7) понимание культур и обычаев других стран;
8) способность работать самостоятельно;
9) разработка и управление проектами;
10) инициативность;
11) забота о качестве;
12) стремление к успеху.
Оценка социально – личностных достижений 
1) нормативность поведения;
2) уровень воспитанности;
3) уровень общей образованности;
4) состояния здоровья и понимание основ здорового образа жизни.
Под технологией оценки качества мы понимаем ряд специально организованных процедур, позволяющих измерить, проанализировать и зафиксировать качество образовательных достижений обучающихся.
Процедура оценки качества образовательных достижений

Процедура


Инструмент

Общеобразовательные достижения

Текущая аттестация

Различные виды проверочных работ (как письменных, так и устных), которые проводятся непосредственно в учебное время для оценки уровня усвоения учебного материала.

Административная аттестация

Различные виды контрольных работ (как письменных, так и устных), которые проводятся в учебное время для оценивания любого параметра учебных достижений ученика.

Итоговая аттестация 

Различные виды контрольных работ (как письменных, так и устных), которые проводятся в конце триместра или учебного года.

Промежуточная аттестация 

Тип испытания (письменный или устный), который позволяет оценить уровень усвоения обучающимися концептуального усвоения курса, а также всего объема знаний, умений, навыков и способностей самостоятельного его использовать.

Ключевые компетенции

Предметные олимпиады, научно – практические конференции, творческие конкурсы

Тестирование

тест

Наблюдение, фиксация данных, анализ,

Портфолио

Социально - личностные , рефлексия (саморефлексия) 

Портфолио

Наблюдение, фиксация данных, анализ, рефлексия (саморефлексия Тестирование) 

Тест, Портфолио

В основе технологии оценки качества образовательных достижений лежат следующие принципы:
-минимизация системы показателей;                                                                                                -инструментальность и технологичность используемых показателей (с учетом существующих возможностей сбора данных, методик измерений, анализа и интерпретации данных, подготовленности потребителей к их восприятию);
оптимальность использования источников первичных данных для определения показателей качества и эффективности образования;
-иерархичность системы показателей;                                                                                           -сопоставимость системы показателей с международными аналогами;                                    -соблюдение морально-этических норм в отборе показателей.
4. Базовая идея по реализации проекта системы оценки качества образования в общеобразовательном учреждении
Модель управления качеством образования в МОУ-ООШ п. Водопьяновка призвана создать механизм оценки качества образования в общеобразовательном учреждении. 
Основная цель – получение и распространение достоверной информации о качестве образования
Основные направления реализации данной модели: 
1. Создание мониторинга качества образовательных достижений на каждой ступени образования;
2. Создание мониторинга качества профессиональной компетентности педагогов;
3. Создание мониторинга оценки качества образовательных программ;
4. Создание мониторинга качества образовательного процесса.

Объекты оценки системы качества

Объект

Критерий

Показатель

Качество образованности ученика

1. Уровень здоровья и здорового образа жизни;
2. Уровень нравственного, духовного и морального воспитания личности;
3. Уровень обученности;
4. Уровень владения творческой деятельностью

Владеет знаниями по организации ЗОЖ;
Имеет высокий уровень нравственности и общей воспитанности;
Не ниже 80%;
Способен решать нестандартные задачи.
Имеет достижения творческого характера (олимпиады, конкурсы, фестивали и т.п.)

Качество деятельности   административногоработника

1. Компетентность
2. Ответственность
3 Мобильность 
4. Открытость и активность

Знание нормативно- правовой базы; 
Хорошее владение приемами сбора и обработки значимой информации для оценки качества.
Своевременное предоставление диагностических и аналитических материалов, справок;
Качественное выполнение должностных обязанностей.
Умение принимать необходимые управленческие решения.
Работает в инновационном режиме;

Качество деятельности педагога

1.Открытость
2. Профессионализм
3. Открытость
4. Информационная грамотность
5. Авторитет

Активгно участвует в инновационной деятельности ОУ;
Участвует в диссеминации передового педагогического опыта;
Имеет высокий процент качества успеваемости ( не ниже 60%);
Имеет высокие показатели качества обученности;
Ученики – участники и победители предметных олимпиад;
Имеет высокие результаты на научно- практических конференциях, интеллектуальных турнирах, конкурсах;
Участвует в конкурсах профессионального мастерства;
Занимается научно- исследовательской деятельностью;
Участвует в социально- значимых проектах и общественных мероприятиях;
Реализует дополнительные образовательные услуги;
На высоком уровне проводит внеклассные мероприятия, предметные недели; факультативы, индивидуальные часы;
Использует в профессиональной деятельности информационно- коммуникационные технологии;
Имеет высокий рейтинг в школьном сообществе и у родительской общественности

Качество организации образовательного процесса

Соответствие требованиям современных образовательных стандартов

Использование современных образовательных технологий.
Использование активных форм, методов, приемов обучения.
Использование современных форм организации образовательного процесса

Материально – техническое обеспечение

Соответствие требованиям современных образовательных стандартов

Наличие достаточного количества компьютеров;
Наличие компьютеров с выходом в Интернет;
Наличие в учебных помещениях демонстрационного оборудования (интерактивные доски, мультимедийные проекторы, графопроекторы);
Соответствие оборудования учебных помещений нормам СанПин.

Качество образовательных программ

1.Актуальность
2. Эффективность
3. Доступность
4. Оснащенность

Соответствие современным образовательным стандартам.
Позволяет формировать знания и ключевые компетенции, а также подтверждать их во время аттестационных процедур.
Наличие УМК.


Составляющие внутришкольной системы управления качеством образования
Оценка качества образования в школе осуществляется посредством:
- системы внутришкольного контроля;
- общественной экспертизы качества образования, которая организуется силами общественных организаций и объединений, независимых гражданских институтов, родителей обучающихся школы;
- профессиональной экспертизы качества образования, организуемой профессиональным образовательным сообществом по заявке школы (внешний аудит).
Реализация внутришкольной системы оценки качества образования осуществляется посредством существующих процедур контроля и экспертной оценки качества образования:
- мониторингом образовательных достижений обучающихся на разных ступенях обучения;
- анализом творческих достижений школьников;
- результатами аттестации педагогических работников;
-результатами анализа в процессе государственной аккредитации школы;
- результатами статистических и социологических исследований, (проведенных по инициативе администрации и Управляющего совета школы, субъектов образовательного процесса);
- системой внутришкольного контроля;
-системой медицинских исследований школьников, проводимых по инициативе администрации и Управляющего совета школы;
-иными психолого-педагогическими исследованиями, проведенными по инициативе субъектов образовательного процесса.



Предварительный просмотр:

Подготовила:

Кушегулова Светлана Хаметовна,

                                                                      Директор МОУ-ООШ п. Водопьяновка Марксовского района Саратовской области

Роль руководителя (директора) в управлении современной школой.

Руководитель школы (директор школы) – ключевая фигура в сфере образования, определяющая успешность реализации происходящих изменений в образовании. Как считают многие специалисты в области педагогического менеджмента, директор современной школы — это эффективный руководитель, обладающий  такими  качествами как: компетентность; коммуникабельность; внимательное отношение к подчиненным; смелость в принятии решений; способность творчески решать проблемы.

Эффективный руководитель (директор) школы – это:

  • творческая личность, способная преодолевать стереотипы и находить нетрадиционные пути решения стоящих перед школой задач, создавать и использовать инновационные управленческие технологии;
  • личность, постоянно работающая над собой, над своими профессиональными и личностными качествами;
  • стратег, видящий перспективу развития своей школы на несколько лет вперед;
  • личность, вдохновляющая своим примером педагогический коллектив.

 Директор Центра исследования лидерства Института образования Лондонского университета профессор Альма Харрис полагает, что навыков и компетенций, которыми должен владеть современный руководитель (директор) школы, очень много, но самое главное, -  это способность сформировать команду педагогов. Именно учитель работает с учеником напрямую, и поэтому директор должен верить в учителя, доверять его мнению и допускать, что тот может лучше него разбираться в каких-то вопросах.

 В последние годы в  школе происходят значительные перемены.  Происходит насыщение образовательного процесса современным учебным, технологическим оборудованием, учебными пособиями и учебными комплексами.

 В образовательный процесс внедряются инновационные образовательные технологии, причем не на уровне замены отдельных деталей, а на уровне концептуальных изменений, требующие подготовки квалифицированных педагогов новой формации.

 Школьники XXI века значительно отличаются по развитию от школьников века двадцатого. В этих условиях функции и роль руководителя (директора) школы существенно меняются. С одной стороны, директор школы — это эффективный менеджер, так как сегодня директору школы приходится выполнять очень много управленческих функций – распоряжение бюджетом, взаимодействие с общественностью, взаимодействие с вышестоящим руководством, и т.д. Навыки управления организацией с каждым днем становятся все более и более важными, и педагогикой директору заниматься некогда.

 Питер Друкер, основоположник современного менеджмента, основываясь на многолетних наблюдениях, пришел к парадоксальному выводу: «крепкие профессионалы», отличные специалисты в своем деле, крайне редко становятся хорошими руководителями. Это связано с тем, что управление — совершенно особый вид профессиональной деятельности, результат которого напрямую связан с личной эффективностью человека.

 С другой стороны, в рамках большой свободы директор современной школы,  помимо теории управления,  должен разбираться и в современных образовательных парадигмах, и приоритетах, и в перспективных образовательных технологиях.

 Многие специалисты считают, что  неважно, какое образование имеет директор школы, но педагогический опыт у него должен быть: «Любой директор школы должен «постоять у станка», у доски в классе — иметь опыт преподавания. Иначе он не сможет быть эффективным директором школы. Может быть, он и сможет хорошо распоряжаться бюджетом школы, но директором школы, в настоящем смысле этого слова, он не будет».

 Подобной  точки зрения придерживается  и директор Центра исследования лидерства Института образования Лондонского университета профессор Альма Харрис: «Современным директорам нужно уметь эффективно, рационально и разумно управлять школой. Но школе, которая испытывает серьезные трудности, просто хорошего менеджера мало. Ей нужен такой директор, который на своем примере может показать, что такое хороший урок, потому что в проблемных школах, как правило, мало хороших учителей, и педагогам просто неоткуда взять примеры качественной педагогической практики. Директор должен в этой ситуации уметь все делать сам».

 На практике же, когда у директора масса управленческих и других задач, трудно требовать, чтобы он был эффективным менеджером и  эффективным инноватором в плане педтехнологий.  По мнению ряда исследователей сегодня существует четыре основных типа руководителей (директоров) школ:

  • «авторитарный хозяйственник»;
  • «демократичный хозяйственник»;
  • «авторитарный предводитель»;
  • «демократичный предводитель».

 При этом наиболее часто встречаются два из них: «авторитарный хозяйственник» и «авторитарный предводитель», наиболее популярным из которых является «авторитарный хозяйственник».

 К сожалению, такое сочетание, когда директор является и талантливым педагогом, и эффективным менеджером, возможно лишь в идеале. Близки к нему авторские школы, где директор сам генератор инноваций. По мнению   специалистов, «личный пример и личные отношения, которые выстраивает директор — ключевые. Прекрасный менеджер, не любящий людей, прекрасный менеджер, не являвшийся учителем, не может руководить школой».

 В большинстве своем эффективными руководителями не рождаются, а становятся. Получить знания и навыки эффективного менеджмента можно, пройдя специальное обучение. Вместе с тем, можно добиться этого и путем самообразования. Во всех случаях нужна соответствующая мотивация: личные амбиции (я не хуже других), стремление сделать карьеру (плох тот солдат, который не хочет стать генералом), школьный патриотизм (моя школа лучше), желание заработать (лучше работаешь – больше получаешь).

         В современное время руководитель (директор школы) является координатором, социальным строителем, носителем всего нового, прогрессивного и демократического. Основываясь на различных принципах управления, руководитель использует в своей работе индивидуальный подход к педагогам, с учетом человекоцентрического подхода.

          Одним из вариантов человекоцентристкого подхода к социально -психологическим и культурно-этическим аспектам управления является система Дейла Карнеги, изложенная им в знаменитых 10 правилах:

1.Начинайте с похвалы и искреннего признания достоинства собеседника.

2.Указывайте на ошибки других не прямо, а косвенно. Прямая критика бесполезна, так как она заставляет обороняться.

3.Сначала говорите о собственных ошибках, а потом критикуйте собеседника.

4.Задавайте собеседнику вопросы вместо того, чтобы ему что-то приказать.

5.Давайте людям возможность спасти свой престиж.

6.Будьте щедры на похвалы.

7.Создавайте людям хорошую репутацию, которую они будут стремиться сохранить и оправдать.

8.Поощряйте. Создавайте впечатление, что ошибки легко исправить, делайте так, чтобы все, на что вы побуждаете людей, казалось им нетрудным.

9.Добивайтесь, чтобы людям приятно было делать то, что вы хотите.

10.Давайте людям возможность сохранять своё лицо.

«Эффективный менеджер» — условное понятие, обозначающее идеального руководителя, знающего основные положения теории управления, умеющего их действенно реализовать на практике, характеризующегося высокой профессиональной компетентностью.  Эффективный руководитель в современном обществе тот, кто умеет правильно ставить и решать задачи.

        Методик и тренингов как стать эффективным директором школы предостаточно — выбирайте по вкусу. Например, методики Питера Друкера, который считает, чтобы стать успешным руководителем, прежде всего,  надо научиться управлять самим собой, ибо «способности к управлению у всех людей различны, но успешно управляют другими те, кто умеет руководить собой, своими действиями и решениями».

Использованная литература:

  1. Большаков А.С. Менеджмент. Учебное пособие. - СПб.: «Издательство "Питер", 2000. - 160 с.
  2. Внутришкольное управление: Вопросы теории и практики. Под ред. Т.И.Шамовой. - М., 1991. - с. 352
  3. Исаев И. Ф. Школа как педагогическая система: Основы управления. - М.; Белгород, 1997. - с. 286
  4. Кустобаева Е. Управленческая культура директора: адекватная самооценка. Народное образование. - 2002. - № 1.
  5. Педагогика. Под ред. П.И. Пидкасистого.- М., 1998. - с. 452
  6. Управление современной школой: Пособие для директора школы. Под ред. М. М. Поташника. - М., 1992. - с. 298
  7. http://5fan.ru/wievjob.php?id=8015


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Модель системы оценки качества образования МОУ «Промышленновская СОШ №3»

       Сегодня одним из направлений модернизации российского образования является совершенствование контроля и управления качеством образования. В одобренных Правитель...

Внутренний мониторинг качества образования

Постоянный внутренний мониторинг качества образования школьников становится актуальным в условиях введения федеральных государственных образовательных стандартов....

Программа проведения внутреннего мониторинга качества образования в 2013-2014 учебном году.

Цель мониторинга: Получение объективной информации о состоянии и качестве образовательного процесса и его результатов для осуществления оценок и прогнозирования тенденций развития, принятия обоснов...

Программа внутреннего мониторинга качества образования.

Закон РФ «Об образовании в Российской Федерации» определяет государственные  стандарты как основу объективной оценки уровня образования и квалификации выпускников; требования к образовательным пр...

ПОЛОЖЕНИЕ О системе внутреннего мониторинга качества образования муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения

ПОЛОЖЕНИЕО системе внутреннего мониторинга качества образованиямуниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Верх - Уймонская средняя общеобразовательная школа»...

Справка внутреннего мониторинга качества образования

Справка внутреннего мониторинга качества образования по математике 9 класс "Квадратичная функция"...