Модель системы оценки качества образования МОУ «Промышленновская СОШ №3»
материал по теме

Гокова Елена Михайловна

 

         Сегодня одним из направлений модернизации российского образования является совершенствование контроля и управления качеством образования. В одобренных Правительством РФ приоритетных направлениях развития образовательной системы России отмечается, что необходимо «…сформировать общенациональную систему оценки качества образования, получаемого гражданином, и реализуемых образовательных программ».

Система оценки качества образования в России только начала создаваться, еще не сформировано единое концептуально-методологическое понимание проблем качества образования и подходов к его измерению. Достаточно часто используется не апробированный и не стандартизированный инструментарий. Отсутствует необходимое научно-методическое обеспечение для объективного и надежного сбора информации. Слабо проработана нормативно-правовая база системы оценки качества образования.

 Решение этих проблем требует целенаправленных усилий по формированию общего системного подхода к оценке качества образования на всех уровнях и, прежде всего, на уровне образовательного учреждения. Осуществлению этой важной задачи призван способствовать данный проект, который рассматривает модель оценки качества образования  как систему, включающую организацию образовательного процесса, материально – техническое и научно – методическое обеспечение, управленческие аспекты и систему мониторинга качества образования в общеобразовательном учреждении.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon model_sistemy_ocenki_kachestva_shkoly.doc215 КБ

Предварительный просмотр:

Модель

системы оценки качества образования

МОУ «Промышленновская СОШ №3»

Введение

         Сегодня одним из направлений модернизации российского образования является совершенствование контроля и управления качеством образования. В одобренных Правительством РФ приоритетных направлениях развития образовательной системы России отмечается, что необходимо «…сформировать общенациональную систему оценки качества образования, получаемого гражданином, и реализуемых образовательных программ».

        До недавнего времени в образовательной практике использовалась лишь внутренняя оценка качества. Желание руководителей иметь внешнюю оценку уровня образовательных достижений стало основанием обязательности введения ЕГЭ для всех выпускников школ.

       ЕГЭ является очень важным элементом системы оценки качества образования, однако, он не дает исчерпывающей информации для управления качеством. Для принятия управленческих решений этого недостаточно, необходимы дополнительные данные.

      Кроме того, качество образования не тождественно качеству обученности. Оценка качества образования подразумевает не только оценку качества образовательных достижений обучающихся, но и оценку качества образовательного процесса. Действительно, для того, чтобы понять, насколько эффективна работа того или иного образовательного учреждения, важно, с одной стороны, посмотреть не только уровень знаний в этой школе (причем за несколько лет), а с другой стороны – иметь представление о контингенте учащихся, условиях в которых она функционирует, где располагается, кадровом потенциале, материально-техническом обеспечении и пр.

      Таким образом, при создании системы оценки качества образования, наряду с оценкой знаний школьников, следует включить весь комплекс показателей, начиная от организации питания и досуга обучающихся до учебно-методического обеспечения образовательного процесса. Важно также оценивать степень доступности образовательных услуг с учетом реальных потребностей и возможностей школьников; учитывать влияние школы на здоровье детей и их социализацию; говорить о системе дополнительного образования, о наличии в ней ресурсов, направленных на решение вопросов сопровождения и поддержки развития детей разных категорий; анализировать отсроченные или косвенные эффекты деятельности образовательных учреждений и системы образования в целом.

Система оценки качества образования в России только начала создаваться, еще не сформировано единое концептуально-методологическое понимание проблем качества образования и подходов к его измерению. Достаточно часто используется не апробированный и не стандартизированный инструментарий. Отсутствует необходимое научно-методическое обеспечение для объективного и надежного сбора информации. Слабо проработана нормативно-правовая база системы оценки качества образования.

 Решение этих проблем требует целенаправленных усилий по формированию общего системного подхода к оценке качества образования на всех уровнях и, прежде всего, на уровне образовательного учреждения. Осуществлению этой важной задачи призван способствовать данный проект, который рассматривает модель оценки качества образования  как систему, включающую организацию образовательного процесса, материально – техническое и научно – методическое обеспечение, управленческие аспекты и систему мониторинга качества образования в общеобразовательном учреждении.

Нормативными основаниями для разработки настоящей концепции являются следующие документы:

     Концепция модернизации российского образования до 2010 года (Распоряжение правительства Российской Федерации от 29 декабря 2001 года № 1756-р);

     Федеральная целевая программа развития образования на 2006-2010 годы (Постановление Правительства Российской Федерации от 23 декабря 2005 года № 803);

     Послание Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации на 2006 год;

     Приоритетные направления развития образовательной системы Российской Федерации на период до 2010 года (одобрены Правительством Российской Федерации от 09.12.2004).

1. Понятие качества образования в общеобразовательном учреждении

В философском понимании термина «качество» мы исходим из определения качества как существенного признака, свойства, отличающее один предмет от другого. С точки зрения производственного подхода, качество – совокупность существенных потребительских свойств продукции или услуги, значимых для потребителя. В метафорическом смысле «продукцией» школы являются выпускники, имеющие образование лучшего или худшего качества, в большей или меньшей степени соответствующее  потребностям общества и личности, установленным нормам, требованиям, стандартам. Таким образом, под качеством образования понимается качество образовательного процесса, отражающая степень соответствия образовательных результатов (достижений) обучающихся и условий обеспечения образовательного процесса нормативным требованиям, социальным и личностным ожиданиям и включающая в себя следующие составляющие:

качества образовательной программы; 

качества организации образовательного процесса (образовательные технологии, формы, методы, приемы обучения, формы организации обучения); 

качества управления образовательными системами и процессами (управленческих технологий в образовании); 

качества потенциала научно-педагогического состава, задействованного в образовательном процессе; 

качества ресурсного обеспечения (материально-технического, учебно-методического обеспечения); 

качества нравственного, духовного, морального воспитания в процессе социализации личности; 

качества медицинского обслуживания, питания, физкультурно- оздоровительной работы; 

качества партнерского взаимодействия с семьей и социумом; 

качества потенциала обучающихся; 

качества знаний. 

2. Организационные условия обеспечения и управления качеством образования

Под организационными условиями, в общем смысле этого слова, мы понимаем совокупность взаимосвязанных процессов, позволяющих осуществлять ту или иную деятельность и достигать тех или иных результатов.

Под организационными условиями обеспечения и управления качеством образования мы будем понимать:

наличие административной команды, владеющей программно – целевыми и проектными методами управления образовательным учреждением;

наличие  высококвалифицированного педагогического состава, с внутренней потребностью к саморазвитию, улучшению условий труда и его результатов;

организацию образовательного процесса с учетом индивидуальных запросов обучающихся.  Использование в организации образовательного процесса современных  технологий, форм, методов, приемов обучения, позволяющих формировать ключевые компетентности, востребованные сегодняшним днем; 

наличие материально – технического и научно – методического обеспечения, позволяющего организовывать образовательный процесс на уровне, соответствующем современным образовательным стандартам;

использование в образовательном процессе образовательных программ и учебно – методических комплексов, позволяющих выполнять государственные образовательные стандарты;

наличие иерархической системы управления качеством на основе взаимодействия групп, которым делегирована ответственность за качество образования;

наличие системы мониторинга качества образования в общеобразовательном учреждении.

       Функционирование системы обеспечения и управления качеством образования в общеобразовательном учреждении  подчиняется следующим принципам:

учет потребностей системы образования;

ориентация на требования внешних пользователей;

учет потенциала обучающихся при организации образовательного процесса и оценке его результатов;

стимулирование педагогических работников к повышению профессиональной компетентности и улучшению результатов своего труда.

 3. Технология оценки качества образовательных достижений  обучающегося общеобразовательного учреждения.

Оценка индивидуальных образовательных достижений строится с учетом институтов и механизмов, доказавших свою эффективность в предшествующий период, и включает мониторинг качества общеобразовательной подготовки обучающихся начальной, основной и старшей школы на основе применения компетентностно - ориентированных контрольных измерительных материалов.

Под образовательными  достижениями  обучающегося мы понимаем совокупность всех индивидуальных достижений, позволяющих ему успешно социализироваться в обществе и реализовать себя как всесторонне развитую личность в различных сферах жизни, а именно:

1)    Общеобразовательные достижения.

2)    Ключевые компетенции (Competence) — способность решать проблемы, возникающие в окружающей действительности, средствами предмета.

3)          Социально-личностные характеристики.

Оценка образовательных достижений происходит через оценку конкретных показателей. 

Оценка общеобразовательных достижений

1)         показатели обученности по отдельным предметам;

2)         динамика образовательных достижений;

3)         сформированность общеучебных умений;

4)         сформированность коммуникативных умений;

5)         сформированность познавательных интересов;

6)         установки и ценностные ориентации;

7)         профессиональное самоопределение.

Оценка ключевых компетенций

Инструментальные компетенции,  которые включают когнитивные способности, способность понимать и использовать идеи и соображения; методологические способности, способность понимать и управлять окружающей средой, организовывать время, выстраивать стратегии обучения, принятия решений и разрешения проблем; технологические умения, умения, связанные с использованием техники, компьютерные навыки и способности информационного управления; лингвистические умения, коммуникативные компетенции.

 1)          способность к анализу и  синтезу;

2)          способность к организации и планированию;

3)          базовые знания в различных областях;

4)          тщательная подготовка по основам профессиональных знаний;

5)          письменная и устная коммуникация на родном  языке;

6)          знание второго языка;

7)   элементарные навыки работы с компьютером;

8)    навыки управления информацией (умение находить и анализировать информацию из различных источников);

9)    решение проблем;

10)  принятие решений.

 Межличностные компетенции, то есть индивидуальные способности, связанные с умением выражать чувства и отношения, критическим осмыслением и способностью к самокритике, а также социальные навыки, связанные с процессами социального взаимодействия и сотрудничества, умением работать в группах, принимать социальные и этические обязательства:

1)          способность к  критике и самокритике;

2)          способность к работе в команде;

3)          навыки межличностных  отношений;

4)        способность работать в междисциплинарной команде;

5)          способность общаться со специалистами из других областей;

6)          способность воспринимать разнообразие и межкультурные различия;

7)          способность работать в международной среде;

8)          приверженность этическим ценностям.

 Системные компетенции, то есть сочетание понимания, отношения и знания, позволяющее воспринимать, каким образом части целого соотносятся друг с другом и оценивать место каждого из компонентов в системе, способность планировать изменения с целью совершенствования системы и конструировать новые системы.

1)          способность применять знания на практике;

2)          исследовательские навыки;

3)          способность учиться;

4)          способность адаптироваться к новым ситуациям;

5)          креативность;

6)          лидерство;

7)          понимание культур и обычаев других стран;

8)          способность работать самостоятельно;

9)          разработка и управление проектами;

10)     инициативность и предпринимательский дух;

11)     забота о качестве;

12)     стремление к успеху.

 Оценка социально – личностных достижений 

1)    нормативность поведения;

2)    уровень воспитанности;

3)     уровень общей образованности;

4)    состояние здоровья и понимание основ здорового образа жизни.

Под технологией оценки качества мы понимаем ряд специально организованных процедур, позволяющих измерить, проанализировать и зафиксировать качество образовательных достижений обучающихся.

 Процедура оценки качества образовательных достижений

Таблица 1

Процедура

Инструмент

Общеобразовательные достижения

Текущая аттестация

Различные виды проверочных работ (как письменных, так и устных), которые проводятся непосредственно в учебное время для оценки уровня усвоения учебного материала.

Промежуточная аттестация

Тип испытания (письменный или устный), который позволяет оценить уровень усвоения обучающимися концептуального усвоения курса, а также всего объема знаний, умений, навыков и способностей самостоятельного его использования.

Административная аттестация

Различные виды контрольных работ (как письменных, так и устных), которые проводятся в учебное время для оценивания любого параметра учебных достижений ученика.

Итоговая аттестация

Итоговая аттестации выпускников 9 классов  в новой форме  и ЕГЭ для выпускников 11 классов

Предметные олимпиады, научно – практические конференции, творческие  конкурсы

 

Мониторинг

 

Ключевые компетенции

Тестирование

Тест

Наблюдение, фиксация данных, анализ, рефлексия (саморефлексия)

Портфолио

Социально - личностные характеристики

Наблюдение, фиксация данных, анализ, рефлексия (саморефлексия)

Тест

Портфолио

 

В основе технологии оценки качества образовательных достижений лежат следующие принципы:

        минимизация системы показателей;

       инструментальность и технологичность используемых показателей (с учетом существующих возможностей сбора данных, методик измерений, анализа и интерпретации данных, подготовленности потребителей к их восприятию);

       оптимальность использования источников первичных данных для определения показателей качества и эффективности образования;

        иерархичность системы показателей;

   сопоставимость системы показателей с международными аналогами;

       соблюдение морально-этических норм в отборе показателей.

 4. Базовая идея по реализации модели системы оценки качества образования в общеобразовательном учреждении.

 Модель управления качеством образования в МОУ «Промышленновская СОШ № 3» призвана создать механизм оценки качества образования в общеобразовательном учреждении.

Основная цель модели получение, анализ и распространение достоверной информации о качестве образования

Основные направления реализации модели:

создание центра мониторинга качества образовательных достижений на каждой ступени обучения;

создание центра мониторинга качества профессиональной компетентности педагогов;

создание центра оценки качества образовательных программ;

создание центра мониторинга качества образовательного процесса.

 

Организационную структуру всей системы оценки качества образования в образовательном учреждении  центров можно представить следующим образом:

Объекты оценки системы качества

Таблица №2

Объект

Критерий

Показатель

Качество образованности ученика

1.     Уровень здоровья и здорового образа жизни

2.     Уровень нравственного, духовного и морального воспитания личности

3.    Уровень развития, готовность к жизни в семье и социуме, готовность к продолжению образования и труду в рыночных условиях, овладение ключевыми компетенциями

4.     Уровень обученности

5.     Уровень владения творческой деятельностью

 

        Владеет знаниями по организации ЗОЖ

        Имеет высокий уровень нравственности и общей воспитанности


        Успешное профессиональное самоопределение и дальнейшая социализация  


        Не ниже 60%

        Способность решать нестандартные задачи. Имеет достижения творческого характера (олимпиады, конкурсы, фестивали и т.п.)

Качество деятельности административного работника

1.     Компетентность

 

 

 

2.     Ответственность

 






3.     Мобильность

4.    Открытость и активность

  

        Знание нормативно- правовой базы

        Владение приемами сбора и обработки значимой информации для оценки качества

        Своевременное предоставление диагностических и аналитических материалов, справок.

       Качественное выполнение должностных обязанностей

        Умение  принимать необходимые управленческие решения

        Работает в инновационном режиме

 

Качество деятельности педагога

1.Открытость

 

 

 


2. Профессионализм























3.Информационная грамотность



4. Авторитет

 

        Активно - участвует в инновационной деятельности ОУ

        Участвует в диссеминации передового педагогического опыта

        Имеет высокий процент качества успеваемости (не ниже 60%)

        Имеет высокие показатели качества обученности

        Ученики – участники и победители предметных олимпиад

        Имеет высокие результаты на научно- практических конференциях, интеллектуальных турнирах, конкурсах

        Участвует в конкурсах профессионального мастерства

        Занимается научно- исследовательской деятельностью

        Участвует в социально- значимых проектах и общественных мероприятиях

        На высоком  уровне проводит внеклассные  мероприятия, предметные недели

        Факультативы, индивидуальные часы

        Использует в профессиональной деятельности информационно- коммуникационные технологии

        Имеет высокий рейтинг в школьном сообществе и у родительской общественности

 

Качество организации образовательного процесса

Соответствие требованиям современных образовательных стандартов

        Использование современных образовательных технологий

        Использование активных  форм, методов, приемов обучения

        Использование современных форм организации образовательного процесса

Материально – техническое обеспечение

Соответствие требованиям современных образовательных стандартов

        Наличие достаточного количества компьютеров

        Наличие локальной сети с выходом в Интернет

        Наличие в учебных помещениях демонстрационного оборудования

        Соответствие оборудования учебных помещений нормам СанПина

Качество образовательных программ

1. Актуальность

2. Эффективность

3. Доступность

4. Оснащенность

        Соответствие современным образовательным  стандартам

        Позволяет формировать знания и ключевые компетенции, а также подтверждать их во время аттестационных процедур

         Наличие УМК

 

Приложение 1

 

Положение

об образовательной программе

МОУ «Промышленновская СОШ №3»

 

1. Общие положения

 

1.1 Настоящее Положение составлено с учетом требований ст.9 ФЗ «Об образовании, федерального государственного стандарта общего образования и других нормативных документов Минобрнауки России. Положение определяет структуру и порядок формирования образовательной программы по учебному плану.

1.2.Образовательная программа (далее ОП) определяет содержание образования определенных уровня и направленности и направлена на решение задач формирования общей культуры личности, адаптации личности к жизни в обществе, на создание основы для осознанного выбора и освоения профессиональных образовательных программ.

1.3.Обязательный минимум содержания каждой основной образовательной программы устанавливается соответствующим государственным образовательным стандартом.

1.4. Федеральный учебный план устанавливает нормативы учебного времени на освоение учебного предмета по ступеням и годам, а также объемы регионального компонента государственного стандарта.

1.5. Программа составляется в соответствии с примерным распределением учебных  часов, содержанием и целями обучения по учебному предмету и содержанием примерных программ. Примерная программа является ориентиром для составления авторских программ, разработки календарно- тематического планирования и создает условия для творчества учителя, свободного выбора форм и методов обучения, дифференциации образовательного процесса.

 2. Структура основной образовательной программы

 2.1. Пояснительная записка.

2.2. Учебный план.

2.3. Типы и виды образовательных программ, реализуемых в МОУ.

2.4.  Положение о форме, порядке промежуточной аттестации.

2.5. Положение о форме и критериях оценки на промежуточной аттестации;

2.6. Основные характеристики организации образовательного процесса.

2.7.   Положение о летней трудовой практике.

2.8. Правила внутреннего распорядка МОУ «Промышленновская СОШ №3».

2.9. Неотъемлемой частью ООП являются учебно-методические комплексы (УМК) дисциплин, включенных в учебный план ОП.

2.10. Могут указываться материалы, устанавливающие  содержание и порядок проведения текущей, промежуточной и итоговой аттестаций, а также контрольно - измерительные материалы для государственной итоговой аттестации.

2.12.Список литературы.

3 Содержание пояснительной записки

 3.1 Пояснительная записка определяет цели, задачи ОП, ее особенности, время, на которое она рассчитана, число часов в неделю;

3.2. Перечень условий для формирования и развития у обучающихся общеучебных и конкретных знаний и умений.

4. Тематическое и календарное планирование учебного предмета

4.1.  Календарно - тематическое планирование составляется в соответствии с  распределением учебных  часов, содержанием и целями обучения по учебному предмету и содержанием примерных программ.

 4.2. УМК дисциплин разрабатываются и хранятся в кабинете заместителя директора по УВР.

4.3. В УМК дисциплины входят:

4.3.1. Типовая учебная программа по дисциплине,

4.3.2. В виде отдельных приложений к программе дисциплины (или  в виде отдельных разделов самой программы) должны быть представлены:

4.3.3. Методические рекомендации (материалы) преподавателю которые должны указывать на средства, методы обучения, способы учебной деятельности, применение которых для освоения тех или иных тем наиболее эффективно;

4.3.4. Педагогические контрольно-измерительные материалы, предназначенные для проведения всех форм контроля уровня подготовки обучающихся по дисциплине, которые  могут включать в себя: тесты (контрольные вопросы и задания), перечень вопросов, выносимых на текущий контроль, зачеты и экзамены; экзаменационные билеты.

5. Разработка ОП

5.1. На первом этапе разработки ОП определяются конечные цели, которые должны быть достигнуты в ходе обучения и воспитания.  Основанием  для этого являются социальные ожидания общества к интеллектуальным, личностным и поведенческим качествам и умениям выпускника, определяющих его готовность к самостоятельной жизни, продуктивной профессиональной деятельности в современном обществе.

Цели обучения при этом формируются на основании требований к уровню подготовки выпускника, содержащиеся в Государственных стандартах общего образования.

5.2.  На втором этапе проектирования ОП разрабатывается ее содержательная часть и порядок реализации, которые в совокупности составляют программу действий по достижению установленных целей.

На этом этапе решаются следующие задачи:

- определяется полный перечень дисциплин ОП (федеральный компонент, дисциплины регионального компонента, курсы по выбору, факультативы,  элективные курсы);

- обеспечивается необходимая целостность образовательной программы, сочетающая фундаментальность подготовки  с предпрофильной подготовкой;

- определяется соотношение между учебной нагрузкой и самостоятельной работой обучающихся;

- устанавливается целесообразное соотношение между теоретической и практической составляющими содержания образования;

- определяются наиболее эффективные с точки зрения достижения поставленных целей виды  учебных занятий и образовательные технологии.

5.3.При реализации ОП рекомендуется оптимальное сочетание традиционных и инновационных методов и технологий обучения.

Под инновационными методами подразумеваются методы, основанные на использовании современных достижений науки и информационных технологий в образовании, ИКТ. Они направлены на повышение качества подготовки путем развития творческих способностей и самостоятельности (методы проблемного и проективного обучения, исследовательские методы, тренинговые формы, предусматривающие актуализацию творческого потенциала и самостоятельности студентов и др.).

 5.4. Обеспечивающие МО обязаны разработать и утвердить УМК по предметам ОП.

5.5 ОП согласуется с заместителем директора по учебно- воспитательной работе и утверждается директором МОУ.

6. Оформление ОП

6.1 ОП оформляется в виде пояснительной записки   с приложениями:

Федеральный государственный образовательный стандарт;

Учебный план;

Документы, подтверждающие регистрацию (для предметов, открытых с 2008 года);

Календарно – тематические планирования предметов, включенных в учебный план;

Положение об итоговой государственной аттестации выпускников;

Карта  обеспеченности учебной и методической литературой по всем дисциплинам учебного плана;

Фонды контрольных  заданий (тестов) для контроля знаний.

6. Дополнительные положения

 6.1 Настоящее Положение, а также изменения и дополнения  к нему рассматриваются и утверждаются на  педагогическом совете.

6.2. Образовательное учреждение обязано ознакомить обучающихся, их родителей (иных законных представителей) с содержанием реализуемых основных общеобразовательных программ. При  неисполнении школой федерального компонента государственного стандарта общего образования родители (иные законные представители) обучающихся вправе предъявить претензии соответствующему образовательному учреждению на основании действующего законодательства.

Приложение 2

Положение

об управлении качеством

в МОУ «Промышленновская СОШ №3» 

1. Общие положения

 

1.1. Положение о внутришкольной системе оценки качества  образования  (далее Положение) устанавливает единые требования при реализации внутришкольной системы оценки качества образования (далее УКО)  в МОУ «Промышленновская СОШ № 3».

1.2. Практическое осуществление УКО в МОУ «Промышленновская СОШ  № 3» строится в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации, Кемеровской области, пгт.Промышленная, регламентирующими реализацию всех процедур контроля и оценки качества образования.

1.3. Положение распространяется на деятельность всех педагогических работников школы, осуществляющих профессиональную деятельность в соответствии с трудовыми договорами, в том числе на педагогических работников, работающих по совместительству.

1.4. В настоящем Положении используются следующие термины:

Качество образования – интегральная характеристика системы образования, отражающая степень соответствия реальных достигаемых образовательных результатов, условий образовательного процесса нормативным требованиям, социальным и личностным ожиданиям.

Оценка качества образования – процесс, в результате которого определяется степень соответствия измеряемых образовательных результатов, условий их обеспечения зафиксированной в нормативных документах системе требований к качеству образования.

Внутришкольная система оценки качества образования – целостная система диагностических и оценочных процедур, реализуемых различными субъектами государственно-общественного управления школой, которым делегированы отдельные полномочия по оценке качества образования, а также совокупность организационных структур и нормативных правовых материалов, обеспечивающих управление качеством образования.

Экспертиза – всестороннее изучение состояния образовательных процессов, условий и результатов образовательной деятельности.

Измерение – оценка уровня образовательных достижений с помощью контрольных измерительных материалов (традиционных контрольных работ, тестов, анкет и др.), имеющих стандартизированную форму и содержание которых соответствует реализуемым образовательным программам.

1.5. Положение об УКО, а также дополнения к нему утверждаются приказом директора школы после обсуждения с педагогами, родителями школьников, Управляющим Советом и методическим Советом школы.

 2. Основные цели, задачи и принципы функционирования УКО.

2.1. Основные функции УКО:

- обеспечение регионального стандарта качества образования и удовлетворение потребности в получении качественного образования со стороны всех субъектов школьного образования.

- аналитическое сопровождение управления качеством обучения и воспитания школьников.

- экспертиза, диагностика, оценка и прогноз основных тенденций развития школы.

- информационное обеспечение управленческих решений по проблемам повышения качества образования.

- обеспечение внешних пользователей (представители исполнительной и законодательной власти, родители, представители общественных организаций и СМИ, родители, широкая общественность) информацией о развитии образования в школе, разработка соответствующей системы информирования внешних пользователей.

 2.2. Целью УКО является получение объективной информации о состоянии качества образования, тенденциях его изменения и причинах, влияющих на его уровень, принятие обоснованных управленческих решений по достижению качественного образования.

2.3. Основными задачами УКО являются:

- формирование единого понимания критериев качества образования и подходов к его измерению;

- информационное, аналитическое и экспертное обеспечение мониторинга школьной системы образования;

- разработка единой информационно-технологической базы системы оценки качества образования;

- определение форматов собираемой информации и разработка технологии ее использования в качестве информационной основы принятия управленческих решений;

- изучение и самооценка состояния развития образования с прогностической целью определения возможного рейтинга школы по результатам государственной аккредитации.

- формирование ресурсной базы и обеспечение функционирования образовательной статистики и мониторинга качества образования;

- выявление факторов, влияющих на качество образования;

- повышение квалификации педагогических работников по вопросам, касающимся требований к лицензированию и аккредитации школы, аттестации педагогов, индивидуальных достижений обучающихся;

- реализация механизмов общественной экспертизы, гласности и коллегиальности при принятии стратегических решений в области оценки качества образования;

- определение рейтинга педагогов и стимулирующей надбавки к заработной плате за высокое качество обучение и воспитания.

2.4. В основу внутришкольной системы оценки качества образования положены принципы:

объективности, достоверности, полноты и системности информации об образовании;

реалистичности требований, норм и показателей качества образования, их социальной и личностной значимости;

открытости, прозрачности процедур оценки качества образования;

инструментальности и технологичности используемых показателей с учетом потребностей разных потребителей образовательных услуг, минимизации их количества;

учета индивидуальных особенностей развития отдельных учащихся при оценке результатов их обучения и воспитания;

доступности информации о состоянии и качестве образования для потребителей;

повышение потенциала внутренней оценки, самооценки, самоанализа каждого педагога.

соблюдения морально-этических норм при проведении процедур оценки качества образования.

              3. Составляющие внутришкольной системы управления качеством образования.

 3.1. Оценка качества образования осуществляется посредством:

- системы внутришкольного контроля;

- общественной экспертизы качества образования, которая организуется силами общественных организаций и объединений, независимых гражданских институтов, родителей учащихся школы;

- профессиональной экспертизы качества образования, организуемой профессиональным образовательным сообществом по заявке школы (внешний аудит).

4. Организационная структура УКО

 4.1 Организационная структура УКО, занимающаяся внутришкольной оценкой, экспертизой качества образования и интерпретацией полученных результатов включает:

              администрацию школы,

              методические объединения,

              педагогический совет,

              целевые аналитические группы (комиссии),

              Управляющий Совет.

4.2. Администрация школы (директор и его заместители) формируют концептуальные подходы к оценке качества образования, обеспечивают реализацию процедур контроля и оценки качества образования, координируют работу различных структур, деятельность которых связана с вопросами оценки качества образования, определяют состояние и тенденции развития школьного образования, принимают управленческие решения по совершенствованию качества образования.

4.3. Методические объединения педагогов школы обеспечивают помощь отдельным педагогам в формировании собственных систем оценки качества обучения и воспитания, проводят экспертизу индивидуальных систем оценки качества образования, используемых учителями.

4.4. Целевые аналитические группы (комиссии) участвуют в оценке продуктивности и профессионализма педагогов в первом направлении их аттестации.

4.5. Управляющий Совет  участвует в обсуждении и заслушивает руководителей школы по реализации УКО, дает оценку деятельности руководителей и педагогов школы по достижению запланированных результатов в реализации программы развития школы. Члены Совета привлекаются для экспертизы качества образования.

4.6. Согласованная работа всех организационных структур УКО позволяет обеспечить школьный стандарт качества образования.

4.7. Внутришкольный стандарт качества образования соотносится:

- с общероссийскими и региональными тенденциями развития образования;

- с общероссийскими и региональными стандартами и образцами качества образования;

- с общероссийскими и региональными стандартами содержания и структуры образования;

- с общероссийскими и региональными процедурами, инструментами, индикаторами, средствами контроля качества образования.

4.8. Школьный стандарт качества образования включает:

- обоснованность целей, ценностей и содержания школьного компонента образования;

- качество материально-технического обеспечения образовательного процесса;

- качество образовательных программ и используемых образовательных технологий;

- качество освоения каждым обучающимся федеральных и региональных компонентов образовательных стандартов;

- определенный уровень творческих и научных достижений учащихся;

- доступность и качество дополнительного образования обучающихся;

- обеспечение безопасности и здоровья обучающихся;

- обеспечение психологического комфорта и доступности образования в школе;

-обеспечение индивидуального подхода к школьникам, имеющим специфические образовательные потребности;

- высокую квалификацию педагогов (подтверждаемую в ходе аттестации).

5. Организация и технология внутришкольной оценки качества образования

5.1. Оценка качества образования в школе включает инвариантную составляющую, обеспечивающую интересы вышестоящего уровня в вопросах управления качеством образования, и вариативную составляющую. Содержание, технологии диагностики и информация о качестве образования в ее инвариантной части определяется Департаментом образования Кемеровской области и МУ УО Промышленновского района.

Вариантная составляющая оценки качества образования определяется приоритетами развития образования на школьном уровне, специальными потребностями субъектов УКО и особенностями используемых школой оценочных процедур.

5.2. Объектами УКО являются учебные и внеучебные достижения обучающихся, профессиональная деятельность педагогов и администрации, образовательные программы и условия их реализации.

5.3. УКО включает систему сбора и первичной обработки данных, систему анализа и оценки качества образования, систему обеспечения статистической и аналитической информацией всех субъектов школьного образования. Деятельность по каждому компоненту определяется регламентом реализации УКО.

5.4. Реализация УКО осуществляется посредством существующих процедур контроля и экспертной оценки качества образования:

мониторингом образовательных достижений обучающихся на разных ступенях обучения;

анализом творческих достижений школьников;

результатами внутришкольного направления аттестации педагогических и руководящих работников;

результатами самоанализа в процессе государственной аттестации и аккредитации школы;

результатами статистических (проведенных по инициативе администрации и общественного совета школы) и социологических исследований;

системой внутришкольного контроля;

системой медицинских исследований школьников, проводимых по инициативе школьной медицинской службу, администрации и Управляющего Совета школы;

иными психолого-педагогическими и медицинскими, социологическими исследованиями, проведенными по инициативе субъектов образовательного процесса.

5.5. Периодичность проведения оценки качества образования, субъекты оценочной деятельности, формы представления результатов оценивания, а также номенклатура показателей и параметров качества и их эталонные значения устанавливаются в регламенте.

5.6. Оценка качества образования осуществляется на основе существующей системы показателей и параметров, характеризующих основные аспекты качества образования (качество результата, качество условий и качество процесса). В процессе оценки качества образования используется нормативно-целевой и системно-генетический анализ.

5.7. Основными методами установления фактических значений показателей являются экспертиза и измерение. Процедуры проведения экспертизы и измерения устанавливаются Регламентом оценки качества образования.

5.8. Технологии измерения определяются видом избранных контрольных измерительных материалов, способом их применения. Содержание контрольных измерительных материалов, направленных на оценку уровня обученности школьников, определяется на основе государственных образовательных стандартов. Конкретные технологии оценки качества образования, используемые для определения показателей, предусматриваются в Регламенте оценки качества образования.

5.9. Итоги внутришкольной оценки качества образования ежегодно размещаются на сайте школы. Доступ к данной информации является свободным для всех заинтересованных лиц.

 6. Общественная и профессиональная экспертиза качества образования.

6.1. УКО предполагает широкое участие в осуществлении оценочной деятельности общественности и профессиональных объединений в качестве экспертов.

6.2. УКО обеспечивает реализацию прав родительской общественности и профессиональных сообществ, организаций и общественных объединений  по включению в общественный процесс  оценки качества образования в школе. Участие указанных структур в оценке качества образования определяется Регламентом оценки качества образования .

6.3. Общественная экспертиза качества образования обеспечивает соответствие требований, предъявляемых к качеству образования социальным ожиданиям и интересам общества и развитие механизмов независимой экспертизы качества образования.

6.4. Основными объектами общественной  экспертизы качества образования выступают:

- внеучебные достижения обучающихся (на основе обобщенных результатов);

- общий уровень духовного, нравственного, социального и культурного развития учащихся школы;

- условия, созданные в ОУ в целях сохранения и укрепления психического, психологического и физического здоровья школьников.

- эффективность управления школой, в том числе – в финансово-экономической сфере.

6.5. Профессиональная экспертиза качества образования обеспечивает соответствие требований, предъявляемых к качеству образования современными тенденциями развития образования и формирование специального инструментария для диагностики индивидуальных достижений обучающихся.

6.6. Основными объектами профессиональной экспертизы качества образования выступают:

- качество образовательных программ;

- уровень развития психических функций учащихся по результатам профессионально-психологических исследований;

- результаты медицинских обследований школьников (на основе обобщенных результатов);

- результаты тестов, опросников и т.п., полученные в ходе педагогического, психологического, социально-психологического тестирований;

- условия, созданные для реализации программ основного и дополнительного образования, реализации индивидуальных запросов обучающихся, там, где для их анализа требуются специальные педагогические или психологические знания.

6.7. Самоанализ результативности обучения и воспитания, сделанный педагогом на основе научно-педагогических методов, рассматривается как вид профессионального анализа, и его результаты могут учитываться при определении внутришкольного рейтинга учителя. Участие педагогов в самоанализе по некоторым показателям качества образования предусматривается Регламентом оценки качества образования.

6.8. Доведение до общественности информации о результатах оценки качества образования осуществляется посредством публикаций, публичных и аналитических докладов о состоянии качества образования, на сайте школы в ИНТЕРНЕТе.

 

Приложение3

 

П О Л О Ж Е Н И Е

о внутреннем аудите

                               МОУ «Промышленновская СОШ № 3»

 1. Общие положения

 

1.1.  Настоящее Положение разработано в соответствии с Законом РФ «Об образовании», в редакции Федерального закона 2007 года № 12 – ФЗ (с изменениями и дополнениями), Типового положения об общеобразовательном учреждении, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 10. 03. 2001 года № 196, Письмом Министерства образования РФ от 10. 09. 1999 года № 22 – 06 – 874 «Об обеспечении инспекционно – контрольной деятельности», Уставом общеобразовательного учреждения и регламентирует содержание и порядок проведения внутришкольного контроля администрацией.

 1.2. Внутренний аудит– главный источник информации для диагностики состояния образовательного процесса, основных результатов деятельности образовательного учреждения.  Под внутренним аудитом понимается осуществление руководства и контроля за соблюдением законодательных и иных нормативно – правовых актов РФ в области образования.

 1.3. Положение о внутреннем аудите утверждается педагогическим советом образовательного учреждения, директором.

 1.4.  Целями внутреннего аудита являются:

- совершенствование деятельности образовательного учреждения;

- повышение педагогического мастерства

 1.5.  Задачи внутреннего аудита:

- осуществление аудита за исполнением законодательства в области образования;

- осуществление аудита за исполнением распорядительных документов по образовательному учреждению;

- формирование информационной базы для оценки работы педагогических работников и побуждения исполнителей к продуктивной работе;

- анализ и экспертная оценка эффективности результатов деятельности педагогических работников;

- оказание методической помощи педагогическим работникам в процессе контроля.

 1.6.  Функции внутреннего аудита:

- информационно – аналитическая;

- контрольно – диагностическая;

- коррективно – регулятивная.

 1.7.  Методы внутреннего аудита:

- анкетирование;

- тестирование;

- мониторинг;

- наблюдение;

- изучение документации;

- анализ уроков;

- беседа;

- опрос.

 1.8. Внутренний  аудит может осуществляться в виде плановых или оперативных проверок, мониторинга, проведения административных проверок.

 1.8.1. Внутренний аудит в виде плановых проверок осуществляется в соответствии с утвержденным планом – графиком, который обеспечивает периодичность и исключает нерациональное дублирование в организации проверок. Он доводится до членов педагогического коллектива в начале учебного года.

 1.8.2.  Внутренний аудит в виде оперативных проверок осуществляется в целях установления фактов и проверки сведений, содержащихся в обращениях учащихся, их родителей или других граждан (организаций); урегулирования конфликтных ситуаций, возникающих в отношениях между участниками образовательного процесса.

 1.8.3.  Внутрений аудит в виде мониторинга предусматривает сбор, системный учет, обработку и анализ информации об организации и результатах образовательного процесса для эффективного решения задач управления качеством образования.

 1.8.4.  Внутренний аудит в виде административных проверок осуществляется директором образовательного учреждения или его заместителями по учебно – воспитательной работе с целью проверки успешности обучения в рамках текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации обучающихся.

 1.9.  Формы внутреннего аудита:

- персональный;

- тематический;

- классно – обобщающий;

- комплексный (фронтальный).

 1.10. Механизм осуществления внутришкольного аудита:

- внутренний аудит осуществляет директор образовательного учреждения, заместители по учебно – воспитательной работе, руководители методических объединений, другие специалисты;

- в качестве экспертов к участию во внутреннем аудите могут привлекаться сторонние (компетентные) организации и отдельные специалисты;

- директор издает приказ о сроках и теме предстоящей проверки, устанавливает срок предоставления итоговых материалов. План – задание;

- план – задание определяет вопросы конкретной проверки и должен обеспечить достаточную информацию для подготовки итогового документа по отдельным разделам деятельности образовательного учреждения или должностного лица;

- продолжительность тематических или комплексных проверок не должна превышать 10 дней с посещением не более 5 уроков или других мероприятий;

- эксперты могут запрашивать необходимую информацию, изучать документацию, относящуюся к предмету внутришкольного контроля;

- при обнаружении в ходе внутришкольного аудита нарушений законодательства РФ в области образования, о них сообщается директору образовательного учреждения;

- экспертные опросы и анкетирование обучающихся проводятся только в необходимых случаях по согласованию с психологической и методической службой образовательного учреждения;

- при проведении оперативных проверок педагог должен быть предупрежден не менее чем за один день до посещения уроков;

 1.11.  Основания для внутреннего аудита:

- заявление педагогического работника на прохождение аттестации;

- плановый контроль;

- проверка состояния дел для подготовки управленческих решений;

- обращение физических и юридических лиц по поводу нарушений в области образования.

 1.12.  Результаты внутреннего аудита оформляются в виде аналитической справки или акта и доводится в течение 7 дней до сведения работников образовательного учреждения. Итоговый материал должен содержать констатацию фактов, выводы и предложения (рекомендации).

 

1.13.  По итогам внутреннего контроля

- проводятся заседания педагогического или методического советов, производственные совещания;

- директор образовательного учреждения издает соответствующий приказ.

 

2. Персональный контроль

 2.1. Нормативным обеспечением организации персонального контроля является п. 1.1. настоящего Положения.

 2.2. Целью и задачами персонального контроля является:

- изучение и анализ педагогической деятельности отдельного учителя в разных классах, который проводится в плановом порядке с тем, чтобы оценить качество выполнения учителями своих обязанностей, выявить достижения, способствовать устранению ошибок, оказывать побуждающее влияние.

 2.3. В ходе персонального контроля изучается:

- уровень знаний учителя в области современных достижений психологической и педагогической науки;

- уровень профессионального мастерства учителя;

- уровень овладения учителем наиболее эффективными методами, формами, приемами и технологиями обучения;

- результативность работы учителя

2.4. При осуществлении персонального контроля руководитель имеет право:

- знакомиться с документацией учителя;

- проводить экспертизу педагогической деятельности;

- проводить мониторинг образовательного процесса с последующим анализом полученной информации;

- организовывать социологические, психологические, педагогические исследования: анкетирование, тестирование учащихся, родителей, учителей;

- делать выводы и принимать управленческие решения.

 3. Тематический контроль

 3.1. Нормативным обеспечением организации тематического контроля является п. 1.1. настоящего Положения.

3.2. Тематический контроль предназначен для углубленного изучения одного или нескольких аспектов педагогического процесса в разных классах и по различным предметам.

 3.3. Целью тематического контроля является мобилизация усилий всего педагогического коллектива или отдельного методического объединения на решение определенных задач, проблем, имеющих важное значение для повышения качества воспитательно – образовательного процесса.

 3.4. Содержание тематического контроля может включать вопросы индивидуализации, дифференциации, коррекции обучения; устранения перегрузки учащихся; уровня сформированности общих умений и навыков; активизации познавательной деятельности учащихся и другие вопросы.

 3.5. Темы контроля определяются в соответствии с программой развития образовательного учреждения; анализом работы образовательного учреждения по итогам учебного года; основными тенденциями развития образования в городе, регионе, стране.

 3.6. Члены педагогического коллектива должны быть ознакомлены с темами, сроками, целями, формами и методами контроля в соответствии с планом работы образовательного учреждения.

 3.7. В ходе тематического контроля:

- проводятся тематические исследования (анкетирование, тестирование);

- осуществляется анализ практической деятельности учителя, классного руководителя (куратора), руководителей кружков и секций, учащихся;

- посещение уроков, внеклассных и внеурочных мероприятий, занятий кружков, секций;

- анализ школьной и классной документации.

 3.7. Тематический контроль (три – четыре темы) планируется заранее при составлении годового плана работы образовательного учреждения.

 3.8. Результаты тематического контроля оформляются в виде справки.

 3.9. Педагогический коллектив знакомится с результатами тематического контроля на заседаниях педсоветов, совещаниях при директоре или заместителях, заседаниях методических объединений.

3.10. По результатам тематического контроля принимаются меры, направленные на совершенствование воспитательно-образовательного процесса, повышения качества знаний, уровня воспитанности обучающихся.

 4. Классно-обобщающий контроль

 4.1. Нормативным обеспечением организации классно - обобщающего контроля является п. 1.1. настоящего Положения.

 4.2. Классно – обобщающий контроль предполагает изучение состояния учебно – вопитательного процесса в конкретном классе по конкретному аспекту и позволяет установить степень слаженности работы группы педагогов с одним классным коллективом.

 4.3. Целью классно – обобщающего контроля является:

- получение информации о состоянии образовательного процесса в том или ином классе или параллели;

- контроль за педагогическим воздействием группы учителей на учащихся одного класса.

 4.4. Классно – обобщающий контроль осуществляется четыре – шесть раз в течение учебного года. Продолжительность классно – обобщающего контроля определяется необходимой глубиной изучения состояния дел в соответствии с выявленными проблемами.

 4.5. Содержание классно – обобщающего контроля:

- деятельность учителей, работающих в отдельном классе или параллели;

- включение учащихся в познавательную деятельность;

- привитие интереса к знаниям;

- привитие потребности в самообразовании, самоанализе, самоопределении;

- сотрудничество учителя и учащихся;

- социально – психологический климат в коллективе;

- содержание внеурочной деятельности;

- система работы классного руководителя (куратора).

 4.6. Классы для проведения классно – обобщающего контроля определяются по результатам анализа по итогам учебного года, полугодия, четверти.

 4.7. Члены педагогического коллектива предварительно знакомятся с объектами, сроком, целями, формами и методами классно – обобщающего контроля в соответствии с планом работы образовательного учреждения.

 4.8. Результаты классно – обобщающего контроля оформляются в итоговой справке и доводятся до сведения педагогического коллектива.

Отзыв                                                                                                           Управляющего Совета МОУ «Промышленновская СОШ №3»                  о системе оценки качества образования в общеобразовательном учреждении

Настоящая модель системы оценки качества образования в МОУ «Промышленновская СОШ №3» определяет цели, задачи, принципы функционирования системы оценки качества образования в общеобразовательном учреждении, ее организационную и функциональную структуру.

Актуальность рассмотрения проблемы создания системы оценки качества образования обусловлена необходимостью введения как внутренней, так и внешней оценки эффективности функционирования образовательного учреждения.  

Данная  модель раскрывает сущность понятия «система оценки качества образования», определяет организационные условия обеспечения и управления качеством образования, предлагает ряд специально организованных процедур, позволяющих измерить, проанализировать и зафиксировать качество образовательных достижений обучающихся, раскрывает идеи по реализации модели, обосновывает представленные показатели и критерии ОСОКО.  

При реализации основных положений данной системы существенное внимание  уделяется  не только качеству знаний учащихся, но индивидуальным успехам учащихся, социальным навыкам, проявлению творческих способностей, ключевых компетентностей.

Система оценки качества образования способствует повышению уровня информированности потребителей образовательных услуг, обеспечению единого образовательного пространства, принятию обоснованных управленческих решений по повышению качества образования.

Руководитель Управляющего Совета                              А.А.Косов

СОГЛАСОВАНО

 

Председатель Управляющего Совета школы

________________(А.А.Косов)

 

1сентября  2009г.

УТВЕРЖДАЮ

 

Директор школы:

________________(С.Ю.Меренкова)

 

1сентября 2009г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ПРОГРАММА "Система оценки качества образования Муниципального общеобразовательного учреждения «Промышленновская средняя общеобразовательная школа № 3»

Программа «Система оценки качества образования Муниципального общеобразовательного учреждения  «Промышленновская средняя общеобразовательная школа №3» разработана на основе Программы «Созда...

«Система объективной оценки качества образования: современные способы и процедуры оценки образовательных результатов»

«Система объективной оценки качества образования: современные способы и процедуры оценки образовательных результатов»...

ОЦЕНКА МОНИТОРИНГА КАЧЕСТВА ЗНАНИЙ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ МОДУЛЯ «МНОГОУРОВНЕВАЯ СИСТЕМА ОЦЕНКИ КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ» АСУ РСО

Оценка мониторинга качества знаний с использованием модуля «Многоуровневая система оценки качества образования» АСУ РСО  ( из опыта работы)...

Разработка педагогического совета по теме "От системы оценки качества образования в деятельности педагога к системе оценки качества образования в школе"

Разработка педагогического совета по теме "От системы оценки качества образования в деятельности педагога  к системе оценки качества образования в школе" содержит презентацию. Данная разработка п...

Система оценки качества образовательного результата по математике: от результатов внутренней оценки к независимой оценке ЕГЭ и ОГЭ (презентация 2021 г.)

Система оценки предполагает процедуру внутренней и внешней оценки, из результатов которых складывается итоговая оценка (итоговая аттестация) по предмету.Важнейшей задачей каждой школы я...

Система оценки качества образовательного результата по математике: от результатов внутренней оценки к независимой оценке ЕГЭ и ОГЭ (2021 г.)

Система оценки предполагает процедуру внутренней и внешней оценки, из результатов которых складывается итоговая оценка (итоговая аттестация) по предмету.Важнейшей задачей каждой школы я...