Классный час на тему "Уроки нравственности. Этика частной благотворительности русского купечества"
классный час (8 класс) по теме

Цель:  формирование нравственного сознания учащихся через знакомство  с частной благотворительностью русского купечества.

Задачи:

  • познакомить учащихся с деятельностью людей, посвятивших свою жизнь благотворительности;
  • раскрыть непреходящее значение моральных норм, выработанных человечеством;
  • развивать навыки аналитического мышления.

Технология: кейс - стади

Формы работы: групповая, индивидуальная.

Оборудование: компьютер, мультимедиапроектор, пакеты  документов для работы в группах.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Методическая разработка

классного часа  на тему

“ Уроки нравственности.

Этика частной благотворительности русского купечества”

 8-ой класс

Автор: Горчакова Ирина Владимировна

МКОУ   Краснооктябрьская СОШ Гусь-Хрустального района Владимирской области

Цель:  формирование нравственного сознания учащихся через знакомство  с частной благотворительностью русского купечества.

Задачи:

  1. познакомить учащихся с деятельностью людей, посвятивших свою жизнь благотворительности;
  2. раскрыть непреходящее значение моральных норм, выработанных человечеством;
  3. развивать навыки аналитического мышления.

Технология: кейс - стади

Формы работы: групповая, индивидуальная.

Оборудование: компьютер, мультимедиапроектор, пакеты  документов для работы в группах.

ХОД  КЛАССНОГО ЧАСА:

  1. Мотивационный момент. 
  1. Ребята, послушайте еврейскую притчу и определите, о чём мы с вами сегодня будем говорить.

У богатых евреев Испании был один обычай. У них дома стоял специальный стол, за который каждый день сажали нищих и кормили их. А когда хозяева умирали, им делали гроб из дерева этого стола. Этот обычай символизирует то, что, умирая, человек берёт с собой лишь благотворительность, которой он занимался. (О благотворительности.)  

  1. А что такое благотворительность? Давайте заглянем в “Гуманитарный словарь”. (Распечатки толкования слова – на партах.)  СЛАЙД 2

Благотворительность - помощь, оказываемая имущими неимущим. Забота о лицах, лишенных вследствие каких-либо причин средств к существованию и неспособных добывать их своими силами, в принципе свойственна в той или иной мере любому человеческому обществу на любой фазе его эволюции.  СЛАЙД  3

  1. Сегодня мы с вами поговорим о частной благотворительности русского купечества. Благотворительность на Руси имеет очень глубокие исторические корни. Древнерусское общество, принимая христианство, с глубоким понимание воспринимало вторую из основных заповедей Христовых – о любви к ближнему своему. 

Любить ближнего – значит накормить голодного, напоить жаждущего, посетить заключённого в темнице. Древнерусский благотворитель не помышлял о том, чтобы добрым делом поднять общественное благосостояние, а более всего о том, чтобы повысить уровень своего  нравственного здоровья.

2.Групповая работа по документу. (Технология “Кейс – стади”.)

        Класс делится на  2 группы. Каждая группа получает свой кейс (папку документов).

Методические рекомендации работы в группах.

  1. Внимательно прочитайте полученные документы (тексты) и задания к ним.
  2. Выполните задания (обсудите вопросы) в группе.
  3. Расскажите одноклассникам о результатах обсуждения.

Кейс № 1.

“В рай входят святой милостыней. - говорили в старину.- Нищий богатым питается, а богатый – молитвой нашего Спасителя”. Древнерусские князья накануне больших праздников рано поутру делали тайные походы в тюрьмы и богадельни, где раздавали милостыню арестантам и убогим людям.

Во время правления Бориса Годунова случился трёхлетний голод (1601 – 1603).Царь не жалел казны, щедро раздавал милостыню, предпринимал обширные постройки, чтобы дать нуждающимся людям заработок. Народ толпами валил в Москву, чем усилил нужду в столице. Началась сильная смертность.

Об этом времени сохранилась такая история. Ульяна Устиновна Осорьина, жена зажиточного дворянина, отличалась чрезвычайной скромностью и жалостью к бедным и убогим. Она обшивала сирот и немощных вдов в своей деревне; пряла, а своё рукоделие продавала и выручку тайком раздавала нищим. В её усадьбе было много челяди. Она её хорошо кормила, не баловала, но щадила, хотя и не оставляла без дела. Во время великого голода она продала всё своё имущество и помогала голодающим. Сама же дошла до нищеты, пекла хлеб из древесной золы и лебеды.

В середине 17 века для России наступили  тяжёлые времена: борьба с Польшей за Малороссию, эпидемия, неурожай, падение курса медных монет. Фёдор Михайлович Ртищев, ближний постельничий, обер-гофмейстер при дворе Алексея Михайловича, а потом  его министр двора, показал, как можно благотворительность отдельного человека соединить с общественной.

Во время Польского похода Ртищев сопровождал царя в экипаже. Он страдал болезнью ног, но по дороге он во множестве собирал в свой экипаж больных и раненых. Ехал до ближайшего города, снимал дом, набирал лекарей. Это лечение он устраивал на собственные деньги и вклады жены царя Марьи Ильиничны. Для престарелых, калек, слепых Ртищев купил другой дом, тратя на его содержание свои последние доходы. Этот дом под именем “Больница Фёдора Ртищева”  существовал и после его смерти. Во время голода в Вологде Ртищев продал лишнюю одежду и домашнюю утварь и послал деньги вологодскому митрополиту для бедного народа.

Знаменитая раскольница боярыня Морозова, вдова приближённого царя Алексея Михайловича боярина Глеба Морозова, богатейшая женщина того времени, по ночам переодевалась в простое платье, желая быть неузнанной, ходила по темницам и богадельным, подавала щедрую милостыню. А в доме у неё был приют для странников и калек. В этих заботах ей помогала её сестра – княгиня Урусова.

Частная благотворительность таких людей, как Ульяна Осорьина, Фёдор Ртищев, боярыня Морозова, княгиня Урусова не останавливала голод и не прекращала несчастий, но улучшала нравы, будила общественную совесть. Они прожили жизнь, следуя Евангелиевской формуле: “Кто одел голого, накормил голодного, посетил заключённого, тот Меня одел, Меня накормил, Меня посетил”.

Глоссарий.

Митрополит [< греч. mētropolis (mētropolitēs)- родоначальник, основатель] - высшее почетное звание епископа (духовного лица), а также епископ, имеющий это звание.

Челядь - до отмены крепостного права – это дворовые слуги (истор.).

Задание к тексту.

Ответьте на вопрос:    СЛАЙД 4

  1. Почему  деятельность Ульяны Осорьиной, Фёдора Ртищева, боярыни Морозовой, княгини Урусовой  “улучшала нравы, будила общественную совесть”? (1-ая группа)
  2. В чём, по вашему мнению, заключалось истинное значение христианской морали для Ульяны Осорьиной, Фёдора Ртищева, боярыни Морозовой, княгини Урусовой? (2-ая группа)

Кейс № 2.

С конца  18 века благотворительность проявляется в виде меценатства – покровительства искусству, наукам, собирания библиотек, коллекций. Третьяковская галерея, Щукинский и Морозовский музеи современной французской живописи, Бахрушинский театральный музей, собрание русского фарфора Морозова, собрания икон Рябушинского, опера Мамонтова, художественный театр Алексеева - Станиславского и Морозова – это яркие примеры русской благотворительности.

Со второй половины 19 века все крупнейшие российские предприниматели занимались благотворительностью и меценатством.

Ярким примером служит семья Мамонтовых. Самой выдающейся фигурой был Савва Иванович. “Савва Великолепный” – так называли его современники. Промышленник, строитель железных дорог, режиссёр, писатель, скульптор – человек, который говорил, что самый главный его талант – “находить таланты”.

Савва Мамонтов с детства знал французский и немецкий языки, окончил гимназию, поступил в Московский университет, учился в Петербургском горном корпусе. Он прошёл путь от провинциального купца до столичного предпринимателя.

Савва Иванович Мамонтов становится крупным железнодорожным предпринимателем, строит Донецкую железную дорогу, дорогу в Ярославль и до Архангельска, расширяет вагоностроительный завод в Петербурге, где делают паровозы и корабли. И в это же время он посещает выставки, музеи, театры, материально поддерживает художников и артистов, не бросает занятия скульптурой.

Вокруг Саввы Мамонтова образуется  содружество художников – Мамонтовский кружок, представители которого долгое время жили в  подмосковном имении Мамонтова – Абрамцеве.

Абрамцевский кружок  дал Мамонтову в человеческом отношении то, чего не могла дать никакая другая среда. Окружив себя талантливыми людьми, Савва Иванович оказался в ситуации,  когда чужое горение давало ему возможность и самому гореть.

Служением искусству пребывание Мамонтовых в Абрамцеве не ограничивалось. Они не забывали заботиться о людях, в окружении которых жили на протяжении многих лет.

Само появление Мамонтова в усадьбе многое изменило в быту абрамцевских жителей. Когда в 1871 году в соседних с Абрамцевом селениях вспыхнула эпидемия холеры, Мамонтовы и съехавшиеся к ним друзья под руководством студента Медико-хирургической академии П.А. Спиро “ с жаром и геройским бесстрашием отдались делу лечения и ухода за больными”. Благодаря их энергичной деятельности, удалось быстро остановить распространение эпидемии. Это событие побудило Мамонтовых устроить для деревенских жителей больницу, а затем  и школу – в округе не было ни того, ни другого. Здание лечебницы было построено в 1873 году в полуверсте от усадьбы. В неё была приглашена постоянная фельдшерица, а по выходным приезжал доктор. К усадьбе стали съезжаться больные со всей округи. В том же году была построена школа. Обучение в ней вели сами члены абрамцевского кружка: одни читали детям книги, другие знакомили их с отечественной историей, третьи руководили пением.

Кроме того, устроенные в Абрамцеве столярная, а затем и гончарная мастерские были серьёзным подспорьем для крестьян. Их дети, окончив школу,  обучались выбранному  ремеслу, и это давало им возможность постоянного заработка без отрыва от домашних и полевых работ. Окончивших мастерскую парней снабжали набором инструментов и материалами. Дома они изготавливали различные вещи, а готовые изделия принимала у них  та же мастерская. Таким образом,  Мамонтов  окольным путём, через увлечение искусством, пришёл к социальной благотворительности.

Савва Иванович Мамонтов был личностью не только творящей в искусстве, но и творящей атмосферу гуманизма, в которой и живёт подлинное искусство.

Глоссарий.

Меценат - богатый покровитель наук и искусств; вообще тот, кто покровительствует какому-нибудь делу, начинанию.

Задание к тексту.   СЛАЙД 5

  1. Подберите и запишите слова – характеристики, которые ассоциируются у вас с именем Саввы Мамонтова. (1-ая группа)
  2. Представьте, что слово “БЛАГОТВОРИТЕЛЬНОСТЬ” требует  расшифровки, но необычной. Необходимо каждую букву, входящую в слово,  использовать для того, чтобы  дать характеристику Савве Мамонтову. (Можно словом, выражением, небольшим предложением.)  (2-ая группа)

Кейс № 3.

Познакомьтесь с некоторыми высказываниями о благотворительности.

  1. Истинная цель дела благотворительности не в том, чтобы благотворить, а в том, чтобы некому было благотворить. (Василий Ключевский) СЛАЙД 6

  1. Благотворительность приходит с раскрытыми ладонями, её назначение – отдавать. (Перл Бак, американская писательница)  СЛАЙД 7
  2. Пока молоды, сильны, бодры, не уставайте делать добро...  Если в жизни есть смысл и цель, то смысл этот и цель вовсе не в нашем счастье,  а в чем-то, более разумном и великом. Делайте добро. ( Антон Павлович Чехов)  СЛАЙД 8

  1. В чем смысл жизни? Служить другим и делать добро.   (Аристотель) СЛАЙД 9
  2. Только те из вас будут по-настоящему счастливы,   кто искал и нашел способ служить людям. (Альберт Швейцер) СЛАЙД 10
  3. Я считаю, что о благотворительности нужно говорить, благотворительность нужно, если хотите, рекламировать. В первую очередь для того, чтобы был хороший пример для подражания. Нам нужны авторитеты, но — не Япончик и Михась, а Багратион и Суворов. Нам нужны примеры, что вот кто-то взял и помог. Благотворительность — это не всегда материальная помощь, но это всегда — взаимовыручка, взаимодополнение, взаимопонимание. (Константин Курченков, председатель правления благотворительного фонда) СЛАЙД 11

Задание к тексту (общее):

Выберите три   высказывания  и ранжируйте их. Прокомментируйте  свой выбор. Какое из высказываний вы выбрали бы в качестве эпиграфа к классному часу?

3.Обобщение материала.  СЛАЙД 12

Русское купечество внесло огромный вклад в развитие национальной культуры своей благотворительностью, но самое главное – показывало своей деятельностью лучшие проявления нравственности, добра и блага для процветания Отечества.

4.Рефлексия.

        Учащиеся делятся впечатлениями о классном часе. Отвечают на вопрос: Актуальна ли благотворительность в наше время? В чём она может выражаться?

5.Домашнее задание (по желанию учащихся).  СЛАЙД 13

1. Сочините синквейн о  благотворительности, о людях, которые посвятили этому свою жизнь.

2. Написать эссе на тему  “Благотворительность – это…”

Источники:

  1. Бусыгин А.В. Предпринимательство. Основной курс: Учебник для ВУЗов. М.: Инфра М, 2004.
  2. Копшицер М.И. Мамонтов. М.: “Искусство”, 1972.
  3. Ларец мудрых мыслей. Кострома: РИО, 2001.
  4. Российский гуманитарный энциклопедический словарь: В 3 т. — М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС: Филол. фак. С.-Петерб. гос. ун-та, 2002.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа создания воспитательной системы классного руководителя Венковой С.И. Классный руководитель и моделирование нравственной атмосферы в семье!

Характер и нравственное  поведение ребенка – это слепок характера родителей, он развивается в ответ на их характер и их поведение....

Межпредметные связи в изучении предметов «Основы духовно-нравственной культуры народов России и светской этики», «Литература» и «Русский язык»

Эксперимент по введению нового предмета «Основы духовно-нравственной культуры народов России и светской этики», проводимый в нашей школе, стал для нас интересным опытом, которым мы хотим поделиться с ...

Отчет классного руководителя"Организация совместной деятельности родителей и классного руководителя для воспитания нравственной личности подростка"

Система воспитательной работы в 9 классе. Может, пригодится кому-то в обобщении опыта воспитательной работы....

Выступление на методическом объединении классных руководителей по теме: "Педагогическая этика в работе с учащимися и родителями".

Данный доклад основывается на высказывании  В.А. Сухомлинского о том,  что  учитель становится воспитателем, лишь овладев тончайшим инструментом воспитания - наукой о нравственнос...

Методическая разработка серии классных часов «Воспитание морально-нравственных принципов на основе русских сказок, чувашских легенд и восточных притч (опыт работы)» Семенова О.З., Егорова Н.А.

В данной методической разработке представлен опыт работы кураторов по воспитанию морально-нравственных ценностей на примере проведения классных часов....