Выступление на методическом объединении классных руководителей по теме: "Педагогическая этика в работе с учащимися и родителями".
консультация на тему

Новикова Наталья Николаевна

 Данный доклад основывается на высказывании  В.А. Сухомлинского о том,  что  учитель становится воспитателем, лишь овладев тончайшим инструментом воспитания - наукой о нравственности, этикой. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное казённое  общеобразовательное учреждение «Горковская

специальная (коррекционная) общеобразовательная школа – интернат

для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья».

Доклад по теме:

«Педагогическая этика
в работе
с учащимися и родителями».

Составила:

классный руководитель 6 класса

Новикова Наталья Николаевна

п. Горки, 2015 г.

« Действительный авторитет основывается

 на вашей гражданской деятельности, на вашем гражданском чувстве,

на вашем знании жизни ребенка, не вашей помощи и на вашей ответственности за его воспитание»

 (А.С.Макаренко)

Нормой общения педагогов и воспитанников в школе являются гуманные отношения. Такие отношения подчинены достижению воспитательного результата и основаны на добровольном признании учащимися авторитета педагога и его лидерства, что должно проявляться в стремлении учащихся учиться у учителя, общаться с ним и подражать ему.

Большое влияние на становление взаимоотношений педагогов и воспитанников оказывает  личный пример  педагогов, их убеждения, личные моральные качества и поступки.

В.А. Сухомлинский подчеркивал, что учитель становится воспитателем, лишь овладев тончайшим инструментом воспитания – наукой о нравственности, этикой. Без знания теории морали сегодня не может быть полноценной профессиональная подготовка учителя.

Настоящий педагог  строг и демократичен одновременно. Разумеется, даже самый лучший учитель – живой человек, и у него могут быть ошибки, промашки, досадные срывы, однако из любой ситуации он находит поистине человеческий выход, поступает бескорыстно, справедливо,    не проявляя   высокомерия и мстительности. Настоящий воспитатель, как ни затёрто это звучит, учит добру, причём делает это как словесно, так и личным примером.

Каждый учитель должен обладать педагогическим тактом. Тактичный педагог приходит вовремя на работу, деловые встречи; своевременно возвращает то, что одалживал; не повторяет слухов, непроверенных фактов, тем более, если они могут нанести ущерб окружающим. Педагогический такт является важным компонентом нравственной культуры учителя.

Учителям следует помнить о том, что никакие воспитательные программы не будут эффективны, если педагог не являет собой всегда главный для обучающихся пример нравственного и гражданского личностного поведения.

 Важно помнить, что педагогическая деятельность анализируется теми, на кого она направлена. Дети фиксируют все оттенки взаимоотношений учителей с ними, с другими учителями, с родителями.  

Учитель - это, прежде всего, образец подражания для учеников. Следовательно, его взаимоотношения с коллегами должны соответствовать нормам педагогического такта и педагогической этики. Итак, педагог школы VIII вида должен:

· быть вежливым (следить за речью, тоном, мимикой, жестами, не проявлять отрицательных эмоций);

· быть готовым к взаимопомощи (в условиях школы VIII вида взаимопомощь является необходимым условием и успешного обучения детей, и построения положительных отношений в коллективе);

· сотрудничать с коллегами, обмениваясь опытом, знаниями в сфере педагогической деятельности (изучать и пропагандировать прогрессивные методики, приемы, творческие моменты);

· поддерживать авторитет друг друга;

· быть критичным (уметь тактично указать коллеге на его ошибку);

· соблюдать единство требований, выработанных в данном педагогическом коллективе;

· обладать сдержанностью, терпимостью;

· быть коммуникабельным.

Соблюдение перечисленных параметров способствует созданию нормальной рабочей атмосферы в трудовом коллективе, создает необходимые предпосылки для успешной самореализации учителя в школе VIII вида, что в конечном итоге приводит к повышению результативности учебно-воспитательного процесса.

         В школе VIII вида в отношениях учитель-ученик должна учитываться специфика обучаемых детей: особенности их познавательной сферы, их поведения, особенности общения. Отсюда следует, что учителю в отношениях с умственно отсталыми учащимися необходимо иметь следующие качества:

· любовь к детям (только через искреннюю любовь к своим “питомцам”, по словам В.А.Сухомлинского, можно добиться взаимопонимания и взаимоуважения);

· терпимость;

· профессионализм (глубокие знания в области специальной педагогики и психологии);

· высокая нравственность (педагог должен сам обладать всеми теми качествами, которые в школе VIII вида он должен прививать детям);

· доброжелательность (создание положительного эмоционального фона в ученическом коллективе - на уроках и внеклассных мероприятиях);

· коммуникабельность (от умения построить диалог с трудными детьми зависит успешность педагогического процесса в школе VIII вида);

· эрудиция (проявление широты интересов, опирающейся на большой объем знаний);

склонность к творчеству (оригинальное, высокоэффективное решение учителем учебно-воспитательных задач, обогащение теории и практики воспитания и обучения);

-требовательность (способность добиваться решения поставленных задач);

-уважение прав и обязанностей ребенка;

-оптимизм (положительное восприятие окружающего мира);

-самокритичность (признание своей неправоты).

Обладание перечисленными качествами создает необходимые предпосылки для организации эффективной воспитательной работы с учащимися специальной (коррекционной) школы VIII вида.

Самая благоприятная модель общения:

      Модель активного взаимодействия («Союз») - педагог постоянно находится в диалоге с обучаемыми, держит их в мажорном настроении, поощряет инициативу, схватывает изменения в психологическом климате коллектива и реагирует на них. Следствие - преобладание стиля дружеского взаимодействия с сохранением ролевой дистанции учителя, совместное решение возникающих проблем.

 Построение правильных отношений педагога с коллективом учащихся ведет к более результативной социализации умственно отсталых детей, что является одной из основных задач специальной коррекционной школы.

В  рамках педагогического процесса возникает необходимость сотрудничества педагога и родителей учащихся. Нужно запомнить несколько правил для того, чтобы между учителями и родителями складывались благоприятные отношения.

Первое правило. В основе работы преподавателя с семьей должны быть действия и мероприятия, направленные на укрепление и повышение авторитета родителей. Нравоучительный, назидательный, категоричный тон нетерпим в работе с родителями, так как это может быть источником обид, раздражения, неловкости. Потребность родителей посоветоваться после категорических "должны", "обязаны" - исчезает. 

Второе правило. Доверие к воспитательным возможностям родителей, повышение их активности в воспитании.  

Третье правило. Педагогический такт, недопустимость неосторожного вмешательства в жизнь семьи.   Преподаватель должен быть всегда тактичным, доброжелательным. Все знания о семье он должен обращать на утверждение добра, помощи родителям в воспитании. 

Четвертое правило. Жизнеутверждающий настрой в решении проблем воспитания, опора на положительные качества ребенка, на сильные стороны семейного воспитания, ориентация на успешное развитие личности.

Формирование характера воспитанника не обходится без трудностей, противоречий и неожиданностей. Их надо воспринимать как проявление закономерностей развития, тогда они не вызовут негативных эмоций и растерянности преподавателя. 

Итак, одна из значимых профессиональных обязанностей учителя – это организация такого сотрудничества с родителями учащихся, чтобы оно дополняло его педагогические действия, составляя специфическую сферу родительского влияния.

 

Источники:

  1. ppt4web.ru
  2. school68.edu.yar.ru
  3. prodlenka.org
  4. uchebnik-online.net

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Выступление на школьном методическом объединении классных руководителей "Воспитание толерантности школьников"

В данном выступлении приводится ряд методов и приемов воспитания толерантности школьников....

Выступление на районном методическом объединении классных руководителей по теме: "Технология проведения родительского собрания".2015г.

РАБОТА С РОДИТЕЛЯМИТехнология подготовки и проведения родительских собраний. Примерное положение о классном родительском собрании...

2018 Методическое объединение классных руководителей МБОУ гимназии г.Сафоново Смоленской области. Справка о выступлении «Вовлечение в воспитательную работу слабоуспевающих учащихся»

2018 Методическое объединение классных руководителей МБОУ гимназии г.Сафоново Смоленской области. Справка о выступлении «Вовлечение в воспитательную работу слабоуспевающих учащихся»...

Выступление на методическом объединении классных руководителей

laquo;Профилактика домашнего насилия в подростковой и молодежной среде»....

Выступление на районном методическом объединении классных руководителей "Формы и метод работы с неблагополучными семьями"

Формы и метод работы с неблагополучными семьями   Что может быть семьи дороже? Что может быть семьи дороже? Теплом встречает отчий дом, Здесь ждут тебя всегда с любовью,...

Выступление на заседании методического объединения классных руководителей по теме "Взаимодействие социального педагога и классного руководителя в школе".

выступление на МО классных руководителей   Взаимодействие социального педагога и классного руководителя в школе...