Интегрированное внеклассное мероприятие: классный час - родительское собрание. Тема: ЗЕЛЁНЫЙ ЗМИЙ - МИФ и РЕАЛЬНОСТЬ.
классный час по теме

Малюкова Вера Фёдоровна

Цель внеклассного мероприятия - формирование негативного отношения молодёжи  к употреблению алкогольных напитков. Аудитория - учащиеся 7-11 кл.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Автор-разработчик  сценария интегрированного внеклассного мероприятия

 Малюкова Вера Фёдоровна, учитель русского языка и литературы высшей категории МОУ СОШ № 1 с углублённым изучением отдельных предметов г. Ивантеевки Московской области; классный руководитель *** класса; электронный адрес -  w.malukova@gmail.com 

СЦЕНАРИЙ КЛАССНОГО ЧАСА – РОДИТЕЛЬСКОГО СОБРАНИЯ

«ЗЕЛЁНЫЙ  ЗМИЙ – МИФ  И  РЕАЛЬНОСТЬ»

Цели внеклассного мероприятия:

  1. профилактика здорового образа жизни;
  2. формирование  негативного  отношения к употреблению алкогольных напитков;
  3. осознание проблемы через ситуацию.

Проблема: пьянство – зло или старинная традиция российского народа?

Аудитория – учащиеся 7-11 классов

Приглашённые гости: родители, врач-нарколог

Оборудование:

-  плакат  «Пьянство есть упражнение в безумии» (Пифагор)

- презентация «Влияние алкоголя на организм человека»

– фрагмент из к/ф «Не валяй дурака!» 

(классный час – родительское собрание начинается с просмотра фрагмента из кинофильма)

Классный руководитель. Вопросы  ребятам:

- Почему поведение героев фильма вызывает смех? Какие ещё эмоции у вас возникают при виде пьяных людей? (Ученики делятся своими впечатлениями от  увиденного.)

Классный руководитель:

- Пьянство – это зло, так как  поведение пьяного человека непредсказуемо. С пьяным человеком и из-за пьяного человека  может произойти любая трагедия. Но, к сожалению, многие взрослые  да и подростки, уже  хорошо знакомые с «зелёным змием», продолжают «упражняться в безумии», употребляя алкоголь по поводу и без повода.

Пьянство – большая проблема. Именно  эта проблема и будет темой сегодняшней встречи.  Представляю участников **** (представление родителей, участвующих в разговоре, и других гостей, например, врача-нарколога).

«Заразная болезнь захватывает всё больше и больше людей: пьют уже женщины, девушки, дети… И богатым, и бедным представляется, что весёлым нельзя иначе быть, как пьяным или полупьяным, представляется, что при всяком важном случае жизни: похоронах, свадьбе, крестинах, разлуке – самое лучшее средство состоит в том, чтобы одурманиться…и  уподобиться животному…» 

Для многих из присутствующих, наверное, будет открытием, что приведённую мною цитату я взяла не из какой-то публикации сегодняшнего времени, а из статьи   Л.Н. Толстого  «Пора опомниться!», написанной  в 1888 году,  120 лет назад. Время идёт, жизнь меняется, а проблема пьянства остаётся.

Вопросы родителям:

- Считаете ли вы  действительно серьёзной проблему употребления алкоголя?

- Ваше отношение к употреблению алкоголя?

Классный руководитель: -  А теперь немного статистики:

    70 % подростков - правонарушителей воспитываются в семьях пьяниц и алкоголиков;

    от 60 до 80 % разводов происходит по причине пьянства одного или обоих супругов;

  1. 80 % хулиганских актов, 70 % убийств и других тяжких преступлений совершается в состоянии опьянения;
  2. среди лиц, судимых за воровство, пьяницы составляют 60 %;
  3. 90 % погибших от несчастных случаев на транспорте находились в состоянии лёгкого опьянения.

Пьяный человек несчастен сам и приносит горе другому. Алкоголь разрушает сначала души, а потом тела людей, но делает это медленно, незаметно, и в этом его большая опасность. Откуда пришло к нам это зло?! Существует мнение, что пьянство на Руси – старинная традиция русского народа. Так ли это на самом деле? Давайте заглянем в прошлое и послушаем, когда и где появился алкоголь.

1-й ученик. Чистый спирт начали получать арабы в 6-8 в.в. и назвали его «алкоголь», что означает «одурманивающий». Первую водку изготовил араб Рабез в 860 году, использовалась она якобы в медицинских целях. В Европе первая перегонка сахаросодержащей жидкости для получения спирта была сделана итальянским монахом – алхимиком Валентиусом.

2-й ученик. Мнение, что пьянство на Руси – старинная традиция русского народа, полностью опроверг русский историк и этнограф, знаток обычаев и нравов народа, профессор Н.Н. Костомаров. Он доказал, что в Древней Руси пили очень мало. Лишь на избранные праздники варили медовуху, брагу, квасы  или пиво, крепость которых не превышала 5-10 градусов. Чара пускалась по кругу, и из неё каждый отпивал несколько глотков. Пьянство в будние дни считалось грехом и позором. Каждая деревня или село имели свой питейный дом или корчму, в городах их было несколько. В корчме подавали различного рода напитки, содержащие небольшой процент алкоголя. Кстати, истинно русским напитком считают хмельной квас, названный, вероятно, в честь вещего Квасира, божества скандинавских народов, с которыми  наши предки вели торговлю.

3-й ученик. В России водка появилась в конце 14 века. В 1386 году генуэзское посольство привезло в Москву первую водку. Потом появилось собственное винокурение. На Руси водка  стала называться «хлебным вином» и вырабатывалась из ржи, пшеницы или ячменя. Согласно легенде, около 1430 года монах Исидор из Чудова монастыря, находившегося на территории Московского Кремля, создал рецепт первой русской водки. Имея подходящее образование и обладая  вонокуренным оборудованием, он стал автором качественно нового алкогольного напитка. Начиная с правления Ивана III,  государство стремилось сохранить за собой право изготовления и продажи водки в кабаках.

При Иване Грозном корчмы уничтожались и насаждались «царёвы кабаки». Население было вынуждено варить мёд и пиво. Нарушителей выслеживали кабацкие прислужники и доносили властям.   Провинившиеся подвергались штрафам или даже телесному наказанию: их били тонкими палками-батогами, часто забивая до смерти.

Если население не выпивало на планируемую государством сумму, недоимка раскладывалась на всех.

В 1885 году царское правительство ввело казённую монополию на продажу водки, мотивируя это заботой о здоровье народа. Но было уже поздно.

4-й ученик. Интересно, что днём рождения водки в России считают 31 января. Именно в этот день 1865 года Дмитрий Менделеев защитил докторскую диссертацию «О соединении спирта с водою». В этой диссертации Д.И. Менделеев предложил содержание спирта в водке 40 градусов, как идеальное с точки зрения пития. Согласно информации Музея Водки в Санкт-Петербурге, Менделеев считал идеальной крепостью 38 градусов, но это число было округлено до 40 для упрощения расчёта налога на алкоголь. Сам Менделеев водку не пил, а предпочитал сухое вино. Известно его высказывание о водке, как источнике средств  для государственной казны: «Неужели, в самом деле, положение наше таково, что в кабаке, казённом или частном, должно видеть спасение для экономического быта народа, то есть России, и в водке, да в способах её употребления искать исхода для улучшения современного состояния дел народных и государственных».

В 1894 году российское правительство запатентовало водку, содержащую 40 весовых частей этилового спирта и пропущенную через угольный фильтр, в качестве русской национальной водки под названием «Московская особенная». Интересно, что в 1789 году петербургский химик Товий  Ловиц  предложил использовать древесный уголь для очистки водки от сивушных масел.

Классный руководитель.  Вопрос ребятам (ребята заранее готовились).

- Сейчас никто насильно не заставляет людей пить. Так почему же люди продолжают это делать?

О причинах употребления спиртных напитков задумывались многие выдающиеся люди. Узнаем их мнение.

5-й ученик. Выдающийся психиатр и общественный деятель, борец с алкоголизмом, академик Владимир Михайлович Бехтерев так охарактеризовал психологические причины пьянства: «Всё дело в том, что пьянство является вековым злом, оно пустило глубокие корни в нашем быту и породило целую систему диких питейных обычаев. Эти обычаи требуют питья и угощения при всяком случае…»

6-й ученик. Поэт Владимир Котов как бы продолжает мысль академика:

Средь традиций самых разных

Есть нелёгкая одна,

Если встреча, если праздник,

Значит, пей и пей до дна!

Пей одну, и пей другую,

И седьмую и восьмую, -

Просят, давят, жмут «друзья»!

Ну, а если не могу я,

Ну, а если мне нельзя?

Ну, а если есть причина

Завтра утром в форме быть?

Значит, я уж не мужчина?

Хоть давись, но должен пить!

Вопросы родителям:

- А как в вашей семье отмечают праздники, дни рождения, Новый год? С алкоголем или нет? Почему?

- В каких ситуациях, кроме праздников или горя, русский человек любит выпить?

Классный руководитель: 

- Сейчас ребята вам расскажут, что же происходит в организме человека в результате приёма алкогольных напитков.

1-й ученик. - Принято думать, что алкоголь лечит простуду.

7-й ученик. - Ошибочно думать, что алкоголь лечит простуду. Алкоголь не оказывает прямого обезвреживающего действия на микробы, а наоборот, он тормозит, препятствует защитным силам организма нейтрализовать или уничтожить эти микробы. Обычно  лейкоциты или лимфоциты, присутствующие в крови, окружают болезнетворные микробы и растворяют их. Если же в крови имеется алкоголь, процесс идёт очень медленно или же вовсе не происходит. Таким образом, существующее мнение о том, что алкоголь лечит простуду, не более чем заблуждение.

1-й ученик. - Многие считают, что алкогольные напитки улучшают аппетит.

8-й ученик. - Неверно мнение и о том, что алкогольные напитки улучшают аппетит. Подобное «улучшение» ведёт к извращению нормальной деятельности желудка и кишечника. Дело в том, что состав выделяемого под действием алкоголя желудочного сока существенно изменяется. В нём становится много хлористо-водородной кислоты и мало пепсина, который необходим для  пищеварения. Выделяемая кислота обжигающе действует на слизистую оболочку желудка, развивает заболевание – гастрит. А регулярное употребление алкогольных напитков с целью повышения аппетита приводит к атрофии желудка и вследствие этого – к ухудшению усвояемости пищи, в особенности витаминов.

Таким образом, употребление алкогольных напитков с целью повышения аппетита даёт прямо противоположные результаты.

1-й ученик. - Принято думать, что алкоголь снимает усталость, повышает настроение.

9-й ученик. - Не более чем иллюзия и мнение о том, что алкоголь снимает усталость, повышает настроение. Данная весёлость, «эйфория»  – нездоровая, так как она вызвана расстройством в центральной нервной системе. Алкоголь вызывает токсическое торможение центральной нервной системы, и в первую очередь – коры головного мозга, приводя к временному возбуждению более низкие, подкорковые центры. То есть алкоголь и отдых  несовместимы. Под действием алкоголя мозг не только не отдыхает, наоборот, работа его затрудняется. Даже после небольшой дозы спиртного на 8-20 дней теряется способность к сообразительности, творчеству, интеллектуальному труду.

Учитель: - Если кого-то выступления ребят не убедили, послушаем врача-нарколога, который расскажет о вреде алкоголя. (Выступление врача)

Классный руководитель: 

- Сегодня некоторые наши ребята выступают в качестве экспертов.

1-й эксперт. - Учёные долгое время проводили опыты на растениях, жуках, птицах, животных. Все опыты показали, что алкоголь вреден для живых организмов, в том числе и для людей.

Если какие-то семена положить в чистую воду, то вскоре они прорастут. Однако если в стакан воды вылить чайную ложку спирта, то ростки этого растения будут слабыми, неспособными к жизни. Если же в стакан добавить ещё 2 ложки спирта, ростки и вовсе погибнут. Таким образом, спирт ослабляет рост семян растений и убивает в них жизнеспособность.

Интересны опыты, проведённые над насекомыми, птицами и животными, на которых алкоголь оказывает вредное влияние. При попадании спиртового раствора в улей, через некоторое время пчёлы прекращали рабочие вылеты и начинали вести себя странно: целыми днями оставались в улье и гудели, абсолютно забывая о работе. Учёные установили, что и у птиц, и у животных поведение под действием алкоголя становится похожим на поведение пьяного человека.

2-й эксперт. - Писатель А. Серафимович в своём рассказе «Гуси» описывает необычный способ поимки диких гусей.

Вечером на берегу, на месте кормёжки гусей, рассыпали горох, замоченный в спиртовом растворе. Утром гуси едят этот горох и пьянеют, а самое главное – теряют своих часовых. В таком состоянии их просто ловят «голыми руками».

А когда смешивают спирт с молоком и дают собаке, то она начинает бросаться даже на знакомых людей и теряет волю.

Проводили также опыты и на выявление влияния алкоголя на потомство животных. В помёте у морских свинок, некоторое время употреблявших небольшие дозы алкоголя, сразу же погибли 54 детёныша из 88 родившихся. У морских свинок, «употреблявших алкоголь», погибает при родах 89 %  детёнышей, а в «безалкогольной» группе – лишь 18 %. Исходя из опытов, проведённых с животными, можно сделать вывод: животные, в чью пищу примешивался спирт, приобретают отрицательные для организма свойства, которые передаются из поколения в поколение. И если приучать животных к спиртному, то через некоторое время в любом из них может появиться постоянная потребность в алкоголе. Если через месяц перед ними поставить две ёмкости с чистой водой, то животные начнут вести себя как алкоголики-люди: метаться из стороны в сторону в поисках «хмельной воды», сердито ворчать, бросаться на клетке, ввязываться в драки с другими животными и своим поведением показывать, что хотят спиртного.

Классный руководитель: 

-  В чём причина такого поведения? 

Пища с алкоголем обладает именно таким коварным свойством: если человек или животное вкусило её, то и далее в нём рождается неистребимое  желание к такой пище. Это объясняется наркотическим действием алкоголя. Систематическое применение алкоголя разрушает силу воли человека, и тяга к пьянству становится привычкой.

3-й эксперт. - Физиологи выяснили следующее: алкоголь в организме остаётся надолго. Более двух недель длится его вредное действие на организм. Даже после одного приёма небольшой дозы спиртного алкоголь сохраняется в мозге, сердце, почках, желудке от 49 часов до 15 суток.

Люди, употребляющие спиртное еженедельно, хотя бы раз, никогда не смогут очиститься от алкоголя. В этом случае затормаживается нормальная деятельность головного мозга, человек теряет контроль над собой. Большой вред наносится сердцу. Оно досрочно изнашивается, и жизнь человека сокращается примерно на 8 лет.

Происходит раннее старение организма, наступает ранняя смерть. 95 % увлекающихся спиртными напитками обречены на заболевание гастритом и другими болезнями желудка. Смертность среди пьющих в два раза выше, чем среди непьющих. Алкоголизм ведёт к слабоумию. В нашей стране в коррекционных школах для слабоумных детей обучается около 300 тысяч школьников. Мировая статистика утверждает, что 50 % слабоумных детей рождается от пьющих родителей.

4-й эксперт. - В древнем мире до 26 лет запрещали употреблять спиртное, так как считали, что до этого возраста человеческий организм является не полностью окрепшим. Сегодня алкоголизм молодеет. Если в 1925 году подростков, употреблявших алкоголь, было 16,6 %, то сейчас эта цифра достигла 95 %.

Классный руководитель: 

- Посмотрим, как народ относится к пьянству. Готовясь к сегодняшнему мероприятию, ребята вместе с родителями собирали пословицы и поговорки о вреде алкоголизма.  (Звучат пословицы и поговорки о вреде алкоголизма.)

Классный руководитель:

- Академик Сепп в ответ на вопрос, почему он никогда в жизни не употреблял алкоголь, отвечал: «Потому что с величайшим уважением отношусь к высочайшему творению природы – мозгу и не хочу нарушать его деятельность».

Чаще всего подростки в первый раз пробуют алкоголь «за компанию», на домашнем торжестве или в кругу друзей, где им кажется невозможным  или неудобным отказаться.

Давайте рассмотрим несколько ситуаций и подумаем, как можно отказаться от употребления спиртного.

Ваши ответы должны удовлетворять двум позициям. Во-первых, вы должны отказаться от употребления алкоголя, а во-вторых, вам нужно так  отказаться, чтобы  сохранить приятельские отношения с друзьями.

Ситуация 1.

Максим пришёл на день рождения к однокласснице. Там уже собрались другие мальчики и девочки. Отец именинницы достал шампанское и стал понемногу наливать мальчикам. Максим отставил свой бокал и сказал: …

(Варианты ответов ребят. Обсуждение ответов учащихся. Советы  родителей.)

Ситуация 2.

Ребята всем классом пошли в поход. Дошли до места, разбили лагерь, девочки стали готовить обед. К Игорю подошли двое друзей.  «Пошли с нами», - сказал один из них и показал завёрнутую в куртку бутылку с вином. «Нет», - сказал Игорь - …

(Варианты ответов ребят. Обсуждение ответов учащихся.  Советы родителей.)

Классный руководитель: 

- Ребята, у каждого из вас есть мечта. И наша общая задача – не позволить «зелёному змию» погубить вашу мечту, сломать вашу судьбу. Давайте подумаем вместе, как избежать употребления спиртных напитков. 

(Учащиеся и родители отвечают на вопрос. Суть ответов сводится к следующему:

1) занятия физкультурой и спортом;

2) соблюдение режима дня;

3) проявление силы воли.

Классный руководитель: 

- Так что же такое пьянство – зло или старинная традиция российского народа?

- Можно ли искоренить это зло?

-   Изменилось ли ваше отношение к алкоголю?

- Была ли полезной  для вас проведённая сегодня встреча? 

(Ответы учащихся. Ответы родителей)

Классный руководитель:

- А закончим мы нашу встречу просмотром презентация «Влияние алкоголя на организм человека» и сделаем для себя вывод.

Вывод: Мы выбираем здоровый образ жизни!!!

Примечание. Презентацию из-за большого размера загрузить не удалось.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Откуда есть пошла земля русская…» методическая разработка интегрированного внеклассного мероприятия, посвященного 1150-летию образования российской государственности «Откуда есть пошла земля русская…» методическая разработка интегрированного внекласс

Данная  работа  посвящена  1150- летию образования российской государственности. В  работе  представлены: история образования российской государственности, история симво...

ВНЕКЛАССНОЕ МЕРОПРИЯТИЕ: «НАРОДНЫЕ ПРОМЫСЛЫ ПОВОЛЖСКОГО КРАЯ» (интегрированное внеклассное мероприятие по истории и изобразительному искусству)

Данное внеклассное мероприятие направлено на формирование у учащихся конкретных представлений о народных промыслах Ставрополья на Волге. Учащиеся знакомятся с музеем народных промыслов Поволжского кра...

План-конспект интегрированного внеклассного мероприятия (классного часа), приуроченного ко Дню памяти жертв политических репрессий

Данный интегрированный классный час был проведён 29 октября 2015 года длястудентов I и II курсов ГАПОУ «Чебоксарского техникума технологии питания икоммерции» Минобразования Чувашии. Время проведения ...

План-конспект интегрированного внеклассного мероприятия (классного часа), приуроченного ко Дню памяти жертв политических репрессий

Данный интегрированный классный час был проведён 29 октября 2015 года длястудентов I и II курсов ГАПОУ «Чебоксарского техникума технологии питания икоммерции» Минобразования Чувашии. Время проведения ...

Классное родительское собрание Тема: «Роль родителей и их практическая помощь при подготовке к ОГЭ»

Классное родительское собраниеТема: «Роль родителей и их практическая помощь при подготовке к ОГЭ»...

Внеклассное мероприятие на тему "За дымовой завесой или вейпинг - миф и реальность..."

16 января в МАОУ«СОШ №4 п.Новоорск» было проведено внеклассное мероприятие на базе центра  «Точка роста»  в целях реализации программы творческого объединения «...