Классный час "Блокадный Ленинград"
классный час (6 класс) по теме

Кочева Оксана Николаевна

Классный час "Блокадный Ленинград"предназначен для учащихся 5-7 классов. В разработке есть презентация, которая помогает более глубоко понять те страшные дни, которые пришлось пережить ленинградцам. Классный час носит гражданско- патриотическую направленность; воспитывает у детей чувство сострадания к людям военных лет.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл blokada_leningrada_-_kopiya.odp2.78 МБ
Microsoft Office document icon blokadnyy_legningrad.doc69 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:



Предварительный просмотр:

 Классный час "Блокадный Ленинград"

Учитель: Кочева Оксана Николаевна

Цели и задачи:

Обучающие:

•формировать коммуникативные  умения учащихся - умения, необходимые для построения  текста, умения правильно выражать свои мысли, совершенствовать высказывания;

•формировать умение создавать устное и монологическое высказывание.

Развивающие:

•развивать навыки выразительного чтения;

•создавать ситуацию для самовыражения ребенка.

 

Воспитывающие:

•познакомить учащихся с творчеством поэтов писавших, о блокадном Ленинграде;

•глубже  познакомить детей с периодом 1941-1945 гг. в истории нашей Родины;

•воспитывать у учащихся чувство патриотизма, гражданского долга;

•воспитывать у учащихся чувство любви к Родине, чувство гордости за русский народ.

 

Оборудование:

 •аудиозапись, сопровождающая презентацию "Седьмая симфония" Д. Шостаковича, метроном, мультимедийное оборудование

Ход урока

Здравствуйте, ребята! На уроках истории вы  изучали историю Великой Отечественной войны. Сегодня мы продолжим эту работу, но сначала давайте, выразим наши чувства, соберем "Корзину чувств". Перед вами на столах лежат листочки бумаги, возьмите ручки и напишите чувство, которое испытываете когда слышите слово "война". Заполните корзину. (дети прикрепляют в корзину, изображенную на доске слова и читают их).

Сегодня мы поговорим еще об одном эпизоде войны, о блокаде Ленинграда. В конце урока вы снова заполните "корзину чувств". (слайд1)

Стоит над Невой город Большой и красивый город-герой, город-солдат, город-труженик. У каждого города есть свое лицо, своя судьба, своя история. Не раз за свою историю город менял имя. Как назывался город на протяжении своего существования? (ответы детей.) Верно, Санкт-Петербург, просто Петербург, Петроград, Ленинград и снова Санкт-Петербург. Но сегодня мы будем говорить о Ленинграде. Именно так звучит тема нашего урока "Блокадный Ленинград".

История знает немало примеров героической обороны крепостей и городов. Но легенды седой старины и трагические страницы не столь далекого прошлого бледнеют перед той несравненной эпопей человеческого мужества, стойкости и самоотверженного патриотизма, какой была 900 дневная оборона осажденного Ленинграда в годы Великой Отечественной войны.

Российское правительство 27 января объявило Днем воинской славы России.

Как вы думаете почему? (ответы детей)

Верно, в этот день в 1944 году нашими войсками была одержана большая победа. Фашисты отступили от Ленинграда. Голод, бомбежки, артобстрел - все это для ленинградцев ушло в прошлое, но не кануло в Лету!

Была война, прошла война.

Над полем боя тишина.

Но по стране, по тишине

 Идут легенды о войне.

 

Немецко-фашистское командование рассчитывало захватить Ленинград к исходу третьей недели от начала войны. Оно назначило время парада немецких войск на Дворцовой площади, раздало солдатам и офицерам путеводители по Ленинграду и даже отпечатало пригласительные билеты на торжественный банкет в гостинице "Астория". Но триумфального шествия не получилось. Москва и Ленинград обреклись на полное уничтожение - вместе с жителями. С этого и должно начаться то, что Гитлер имел в виду: разгромить русских как народ, то есть истребить, уничтожить.(слайд 2-4)

Перед командующим группой армии "Север" генералом-фельдмаршалом фон Леебом фюрер поставил задачу штурмом завладеть городом, сравнять его с землей и сделать необитаемым. Не удалось! Тогда Гитлер сделал ставку на голод. "Ленинград выжрет самого себя", - цинично пророчествовал он.

Враг рассчитывал, что голодающие, мерзнущие, измученные люди вцепятся друг другу в горло из-за куска хлеба, из-за глотка воды, возненавидят друг друга, перестанут работать. Но этого не случилось. Фашисты ненавидели Ленинград и боялись его.(слайд 5-6)

Ученик:И летели листовки с неба

 На пороги замерзших квартир:

 "Будет хлеб. Вы хотите хлеба?.."

 "Будет мир. Вам не снится мир?"

Дети, плача, хлеба просили.

Нет страшнее пытки такой.

Ленинградцы ворот не открыли

 И не вышли к стене городской.

Без воды, без тепла, без света.

День похож на черную ночь.

Может, в мире и силы нету,

Чтобы все это превозмочь.

Умирали - и говорили:

- Наши дети увидят свет!

Но ворота они не открыли.

На колени не встали, нет!

(Е. Рывина "Ночь".)

 

Учитель:Началась блокада... Всего-то только несколько месяцев прошло с начала войны, а город уже голодал. Все меньше и меньше продуктов выдавали по карточкам. 20 ноября 1941 года рацион хлеба дошел до 125 г иждивенцам и 250 г рабочим. Крупу выдавали по 300 г, масла - 100 г в месяц. Потом пришло время, когда уже не выдавали ничего, кроме хлеба. Да и эти 125 г, от которых зависела жизнь, были не хлебом, а липким черным месивом, сделанным из мучных отходов, мокрым и расплывающимся в руках. Каждый растягивал свой кусок как мог... (слайд 7)

Ученик: На развороченном пути

 Стоит мальчишка лет пяти,

В глазах расширенных истома,

И щеки белые, как мел.

Где твоя мама, мальчик?

- Дома.

- А где твой дом, сынок?

- Сгорел.

Он сел. Его снежком заносит.

В его глазах мутится свет.

Он даже хлеба не попросит,

Он тоже знает: хлеба нет!

 

Стук метронома. Пауза.

Сейчас вы слышите стук метронома. Этот звук раздавался в перерывах между обстрелами, бомбежками и радиопередачами. По Ленинградскому радио транслировали равномерный, четкий, как приказ, стук метронома. Жители не выключали радио круглые сутки. Ведь стук метронома напоминал им ритмичные удары гигантского сердца великого города, он успокаивал и внушал уверенность - если звучит радио, значит, город живет и борется.(слайд 8-9)

Какое-то время еще работали школы, кто был в силах, приходил. Сидели в пальто и шапках в нетопленном классе, голодные. У всех закопченные лица; электричества не было, в квартирах горели коптилки - баночки с горючей жидкостью, в которые вставлялся маленький фитилек. И у учительницы скапливалась в морщинах черная копоть. Ученики шатались от голода. У всех была общая болезнь - дистрофия. (Дистрофия - тяжелая болезнь, уродующая и внешность, и психику человека. Многие сначала отекали, потом начинали усыхать. Человек постепенно превращался в скелет, обтянутый кожей, с неподвижным лицом, остановившимся взглядом.)

А к ней еще прибавилась и цинга. Кровоточили десны, качались зубы. Ученики умирали не только дома, на улице по дороге в школу, но, случалось и прямо в классе.(слайд10-12)

Ученик: Девчонка руки протянула

 И головой -

На край стола.

Сначала думали -

Уснула,

А оказалось -

Умерла...

Никто

 Не обронил ни слова,

Лишь хрипло,

Сквозь метельный стон,

Учитель выдавил, что снова

 Уроки -

После похорон.

(Ю.Воронов.)

 

Стук метронома. Пауза.

Учитель:Во время блокады ленинградцы писали дневники.(слайд13)

ИЗ  ДНЕВНИКА   ЛЕНИНГРАДСКОГО  ЮНОШИ  В. Г. МАНТУЛА

 

23 июня  1941  г. - 13 января 1942 г.(23 июня 1941 года.

Ну, началась война с Германией. Сегодня ночью был налет. Получасовая тревога. Но налет был отбит. Пойду добровольцем.

9 июля.

Я подал заявление, но не взяли. Ну, не беда. Постараюсь на заводе поработать так, чтобы досрочно и отлично выполнять все задания, которые получу.

I августа.

Часто приходится бегать по тревоге на пост. Дежурю сейчас на крыше своего корпуса. Весьма важная вещь, т. к. я первый замечаю падение бомб, а если они не проваливаются на чердак, то на мне лежит обязанность тушить или сбрасывать их с крыши... Но к чести славных защитников города Ленина надо сказать, что ни одного самолета над ним до сих пор не было...

29 сентября.

Коротко - жив, здоров. Побывал несколько раз под бомбами, но все обошлось хорошо. Не так

страшен черт, как его малюют. Работаю по-прежнему там же. Скоро всему этому конец. Всю эту

сволочь погоним отсюда до самого Берлина, и тогда будет нормальная жизнь! А сейчас надо

вкалывать. Но в данный момент надо спать, так как пришел после 18-часовой смены. Работал

полдня и ночь.

 

Ноябрь.

250 гр. хлеба (почти глины) в день, артиллерийские обстрелы, отсутствие жиров, конфет, мяса.

Последний сытный обед под грохот рвущихся дальнобойных снарядов -  во время круглосуточного дежурства с 7 на 8 ноября на заводе...

4 января 1942 года.

Прошел Новый год. Встречали его с чашкой чая, куском хлеба и ложечкой повидла... Кончаются дрова. Взять неоткуда. А впереди еще весь январь и февраль. Еще два месяца мерзнуть!..

13 января 1942 года.

В отношении питания совсем плохо в городе. Вот уже месяц, как большинство населения не видит

круп и жиров. Сам же город приобрел какую-то неестественную пустынность, омертвелость.

Пойдешь по улице и видишь картину: идет народ. Поклажа исключительно либо вязанка дров, либо кастрюлечка с бурдой из столовой. Трамваи не ходят, машин мало... Дым идет только из форточек жилых квартир, куда выведены трубы «буржуек», да и то не из всех. У многих нет даже возможности топить времянку за неимением дров. Очень большая смертность. Да и я сам не знаю, удастся ли пережить нашей семье эту зиму...Хотя бы мать моя выдержала все эти лишения и дожила до более легких дней. Бедняга, тоже старается, выбиваясь из последних сил. Ну, а много ли их у 46-летней женщины?.. Ведь она одна, фактически, нас и спасает сейчас. То от себя урвет лишнюю порцию от обеда, чтобы прислать ее нам, то хлеба кусочек. А сама живет в холоде и голоде, имея рабочую карточку, питается хуже служащего. Неужели это все-таки долго протянется? Впереди еще два месяца холодов и голода. Позади 4-месячная блокада и голод. Это поистине нужно быть железным...Очень хотелось бы дождаться теплой поры, когда не надо было бы дорожить каждым горючим предметом для печи, и уехать куда-нибудь в колхоз, помогать там,  создавать урожай для будущего года и создать бы, по крайней мере, такие запасы, чтобы обеспечить хотя бы нормальное снабжение приличным черным хлебом для всех жителей...Ну, ладно. Надо, как видно, сейчас идти по воду. Вода замерзла абсолютно везде, и нести ее придется за 4 километра из колодца. В квартире не осталось даже капли воды, чтобы согреть чай. Чай! Как громко звучит это слово сейчас, когда рад и кипятку с хлебом Пить же чай абсолютно не с чем. Нет ни одной крошки сладкого, и пить кипяток надо с солью. Единственное, чего у нас хватает, это соли. Хотя в магазинах и ее нет, но у нас был небольшой запас - кг  около 2 - 3, и вот он пока тянется. Теперь хотелось бы написать письмо маме, как раз моя тетя идет к ней, но не знаю, стоит ли передавать его с ней. Она может его прочесть, а это весьма нежелательно.Ну, что же, надо идти за водой… Мороз меня прямо страшит. Если дойду, то это будет великое счастье…-

Жизнь Владимира Григорьевича Мантула оборвалась рано. Перед войной он окончил восемь классов и поступил в индустриальный техникум. Когда началась война, 17-летний паренек решил идти на фронт, но в армию его не взяли. Тогда он стал работать шлифовальщиком на заводе и вместе с тысячами ленинградцев мужественно переносил блокаду. 900 дней город-герой сопротивлялся врагу. Многие из его защитников и жителей погибли. Но город Ленина выстоял, явив всему миру невиданные доселе мужество и стойкость советских людей.В. Г. Мантула  один из рядовых защитников города  умер от голода 24 января 1942 года. Дневник, в котором он делал записи, сохранила его мать  Нина Дмитриевна Мантула.

ДНЕВНИК ТАНИ САВИЧЕВОЙ (слайд14)

Не забыта и девочка-ленинградка Таня Савичева. (Фотография Тани Савичевой в презентации.)Тане в 1941 году исполнилось 11 лет. Большая дружная семья Савичевых жила на Васильевском острове. Блокада отняла у девочки родных и сделала ее сиротой, но у нее хватило сил и мужества вести дневник. Ее дневник стал историей, страницей летописи блокадного Ленинграда. В те жуткие дни. Таня сделала в записной книжке девять коротких трагических записей.

Выходят девочки. Они по очереди читают записи Тани: "Женя умерла 28 дек. в 12.00 ч утра 1941 г.". "Бабушка умерла 25 янв. В 3 ч дня 1942 г." "Лека умер 17 марта в 5 ч утра 1942 г." "дядя Вася умер в 2 ч. ночи 14апр. 1942 г.". "дядя Леша умер 10 мая в 4 ч. дня 1942 г.". "Мама умерла 13 мая в 7.30 ч. утра 1942 г.". "Савичевы умерли". "Умерли все". "Осталась одна Таня".

Ученик: Машинально Таня полистала

 Свой немногословный дневничок,

Все семейство Савичевых встало

 Перед нею

 Вновь наперечет.

Иона,

Буквально

 По два слова,

Пишет, как на крайней полосе:

Савичевы

 Умерли. И снова:

Умерли,

И добавляет

 Все.

За окном -

Весеннее дыханье,

А она

 Сиротски

 Занесла

 В свой дневник:

 "Осталась одна Таня",

Даже не поставила числа.

 

Учитель:Потом вытащила из сундука картонную коробку, открыла ее. В ней лежали дорогие памятные вещи. Сюда же Таня положила свой дневник, несколько фотографий и писем.

Она уходила из дома, где прошло ее детство, уходила навсегда. Через несколько дней ее определили в детский дом, который вскоре был вывезен из Ленинграда. Но крайнее истощение, нервное потрясение сломили девочку, и она умерла 1 июля 1944 года. Память о Тане Савичевой останется навечно. Ведь в ее честь названа малая планета № 2127, открытая советскими астрономами.(слайд 15)

В суровых условиях блокады и голода, бомбардировок и обстрелов рабочие Ленинграда не переставали выпускать продукцию обороны. "Все для фронта, все для победы!" - это был девиз рабочих Ленинграда. Но в городе с каждым днем все больше ощущалась нужда в рабочих руках, ведь многие кадровые рабочие ушли на фронт. И молодежь бросила клич: "Заменим у станков отцов и старших братьев!" на заводы и фабрики пришли мальчики и девочки. Многие из них становились на подставки, чтобы достать рычаги своих станков. За доблестный труд многие ленинградские мальчишки и девчонки были награждены орденами и медалями.(слайд 16)

Страна помогала Ленинграду в его героической борьбе. С Большой Земли в осажденный город с невероятными трудностями доставляли продукты и топливо. Неперерезанной оставалась лишь узкая полоска воды Ладожского озера. Но поздней осенью Ладога замерзла и это единственная ниточка, связывавшая город со страной, оборвалась.(слайд 17-19)

И тогда по Ладожскому льду проложили автомобильную трассу. От нее зависело спасение жителей Ленинграда, обеспечение фронта всем необходимым. 22 ноября 1941 года по еще неокрепшему льду пошли первые грузовики с мукой.

Вплоть до 23 апреля 1942 года по Ладожскому озеру непрерывно двигались автоколонны, доставляя в Ленинград продукты и другие, жизненно важные грузы, а из города на Большую Землю вывозили детей, раненых, истощенных и ослабевших людей. Скольких людей спасла от неминуемой смерти эта фронтовая дорога! Народ очень точно назвал ее "дорогой жизни".

О жителях и защитниках Ленинграда написано немало. Я прочту вам одно стихотворение, над которым плакали не только старики, пережившие ту страшную блокаду.

По безлюдным проспектам

 Оглушительно звонко

 Громыхала на дьявольской смеси трехтонка.

Леденистый брезент покрывал ее кузов -

Драгоценные тонны замечательных грузов.

Молчаливый водитель, примерзший к баранке,

Вез на фронт концентраты, хлеба вез он буханки,

Вез он сало и масло, вез консервы и водку.

И махорку он вез, проклиная погодку.

Рядом с ним лейтенант прятал нос в рукавицу.

Был он худ. Был похож на голодную птицу.

И казалось ему, что водителя нету,

Что забрел грузовик на другую планету.

Вдруг навстречу лучам -

Синим, трепетным фарам-

Дом из мрака шагнул, покорежен пожаром.

А сквозь эти лучи снег летел, как сквозь сито,

Снег летел как мука - Плавно, медленно сыто...

- Стоп! - сказал лейтенант.

- Погодите, водитель.

Я, - сказал лейтенант, -здешний все-таки житель.

- И шофер осадил перед домом машину,

И пронзительный ветер ворвался в кабину.

И вбежал лейтенант по знакомым ступеням.

И вошел. И сынишка прижался к коленям.

Воробьиные ребрышки.... Бледные губки...

Старичок семилетний в потрепанной шубке....

- Как живешь, мальчуган?

Отвечай без обмана!...

И достал лейтенант свой паек из кармана.

Хлеба черствый кусок дал он сыну:

- Пожуй- ка, - и шагнул он туда, где дымила "буржуйка".

Там - поверх одеяла распухшие руки,

Там жену он увидел после долгой разлуки.

Там, боясь разрыдаться, взял за бедные плечи

 И в глаза заглянул, что мерцали, как свечи.

Но не знал лейтенант семилетнего сына.

Был мальчишка в отца - настоящий мужчина!

И, когда замигал догоревший огарок,

Маме в руку вложил он отцовский подарок.

А когда лейтенант вновь садился в трехтонку:

- Приезжай!- закричал ему мальчик вдогонку.

И опять сквозь лучи снег летел, как сквозь сито,

Он летел, как мука - плавно, медленно, сыто...

Грузовик отмахал уже многие версты.

Освещали ракеты неба черного купол.

Тот же самый кусок - ненадкушенный, Черствый -

Лейтенант в том же самом кармане нащупал.

Потому что жена не могла быть иною

 И кусок этот снова ему положила.

Потому что была настоящей женою.

Потому что ждала. Потому что любила.

Грузовик по местам проносился горбатым,

И внимал лейтенант орудийным раскатам,

И ворчал, что глаза снегом застит слепящим,

Потому что солдатом он был настоящим.

(В. Лифшиц "Баллада о черством куске")

 

Чтобы увековечить доблесть воинов Ленинградского фронта и моряков Балтийского флота, отстоявших город на Неве, а также бессмертный подвиг его жителей, 22 декабря 1942 года была учреждена медаль "За оборону Ленинграда".(слайд 20)

Когда представляли к награждению этой медалью около полутора миллионов ленинградцев, не были забыты и дети, внесшие свой вклад в оборону города. 15249 юных защитников города удостоены уникальной награды! Среди них был и четырнадцатилетний Юра Воронов, в будущем известный журналист и поэт. В его книге Блокада" есть такие стихи:

Ученик: В блокадных днях

 Мы так и не узнали:

Меж юностью и детством

 Где черта?..

Нам в сорок третьем

 Выдали медали

 И только в сорок пятом -

Паспорта.

 

Учитель: Войска Ленинградского и Волховского фронтов получили приказ - в январе 1943 года прорвать блокаду! Воинов - ленинградцев и волховчан - разделяло 15 километров болотистой земли у Ладожского озера. Но это пространство фашисты укрепили сотнями дотов и дзотов. Над болотистой местностью возвышались песчаные холмы с установленными на них артиллерийскими батареями. Вокруг холмов фашисты врыли в землю танки. За валами из деревьев и земли засели автоматчики. Политые водой валы стали ледяными. 12 января началось сражение. Наша артиллерия со стороны Ленинграда и Волхова открыла ураганный огонь. Воины-ленинградцы ринулись через скованную морозом Неву, преодолели прибрежный ледяной вал и ворвались в укрепления противника. Одновременно атаковали врага и волховчане. 13 января 1943 года ленинградцы и волховчане встретились на кромке Старо-Ладожского канала и у станции Подгорной. Солдаты обнимались и плакали от радости. Вражеское кольцо было прорвано. Восстановилась связь с Большой Землей. Это означало, что ленинградцы больше не будут умирать от голода.

Час окончательного освобождения пробил через год. 14 января 1944 года войска Ленинградского и Волковского фронтов при активной поддержке Балтийского Флота и отрядов партизан начали операции по ликвидации вражеской группировки. За две недели кровопролитных боев они разгромили 18 немецкую армию, отбросили оккупантов на 65-100 километров от Ленинграда, освободили более 800 городов и населенных пунктов. Город был полностью освобожден от вражеской блокады.(слайд 21)

В честь выигранного сражения 27 января 1944 года над Невой прогремело 24 залпа торжественного салюта.

Ученик: Мне кажется: Когда гремит салют,

Погибшие блокадники встают.

Они к Неве по улицам идут,

Как все живые, только не поют.

Не потому, что с нами не хотят,

А потому, что мертвые молчат.

Мы их не слышим, Мы не видим их,

Но мертвые всегда среди живых.

Идут и смотрят, Будто ждут ответ:

Ты этой жизни стоишь или нет?

 

Учитель:Прошу всех встать и почтить погибших в годы Великой Отечественной войны 1941 -1945 годов. Вечная память героям!

Сегодня на уроке звучали стихи поэтов, переживших блокаду. Презентация сопровождалась "Седьмой симфонией" Д. Шостаковича, которую он написал в страшные блокадные дни.

- Какие чувства и впечатления у вас остались от урока?

Заполните "корзину чувств". Напишите снова, что вы испытываете, когда слышите слова война? Как изменились ваши чувства о войне после нашего урока?

 Заключение.

         Учитель: 900 дней и ночей был оторван город на Неве от Большой земли. По замыслам фашистского командования, жители, если они попытаются покинуть город через позиции фашистских войск, должны быть отогнаны огнём обратно. Сам город должен был быть превращён  в развалины. Такие меры помогли бы увеличить хаос, страх в захваченных землях. Но попытка сломить город и его жителей фашистам не удалась. В январе 1943 года, когда в фашистской обороне был пробит коридор шириной 8-11 километров, по нему пошли поезда и машины с продуктами.

 Всем стало ясно: Ленинград выстоит и победит.(слайд 22-24)

 

7. Подведение итогов.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

классный час "Да будет мерой чести Ленинград!"

классный час для учащихся 7 - 9 классов с презентацией и музыкальным сопровождением...

Классный час "Блокада Ленинграда"

Классный час "Блокада ЛДенинграда"...

Классный час "Они выстояли" о блокадном Ленинграде

Презентация о блокадном Ленинграде Классный час "Блокадный Ленинград"  p { margin-bottom: 0.21cm; } h1 { margin-top: 0.49cm; margin-bottom: 0.49cm; font-size: 24pt; font-weight: bold...

Блокада Ленинграда (Литературная композиция для классного часа)

Поборка стихов, материалов о блокаде Ленинграда.Составлена в виде литературной композиции....

Классный час "Блокада Ленинграда"

В работе предлагается классный час  посвященный блокаде Ленинграда. Предлагается провести в форме презентации.в форме презентации...

Классный час «Классный час освобождения Ленинграда от блокады» Учитель физики Буданова О.Е МБОУ Школа № 128 г.о.Самара

quot;Слава и тебе, великий город,Сливший воедино фронт и тыл.В небывалых трудностях которыйВыстоял. Сражался. Победил"...