Программа воспитательной работы
материал (9 класс) по теме

Цыганкова Елена Александровна

Программа воспитательной работы классного руководителя"Я-гражданин". Срок реализации 3 года. Возраст учащихся 15-18 лет

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon programma_vospitat._raboty.doc160.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение -
лицей города Алейска

Утверждено:                                                                                                  Проверено:

Директор лицея                                                                                   Зам. Директора по ВР

С.И. Вапилова                                                                                       М.В. Башмакова

_______________                                                                                __________________

Программа

 гражданско-патриотического воспитания

 "Я - гражданин"

на период 2012-15 гг.

Составила: Цыганкова Елена Александровна

г.Алейск

2012

«Всякая благородная личность глубоко
осознает свое кровное родство,
свои кровные связи с Отечеством».

В.Г. Белинский

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Введение

Программа гражданско – патриотического воспитания «Я - гражданин» разработана в соответствии с Концепцией патриотического воспитания граждан Российской Федерации и государственными программами «Патриотическое воспитание граждан РФ на 2011-15 гг.»  Уставом МБОУ - лицея, локальными правовыми актами. - Законом РФ « Об образовании»; Конвенцией о правах ребенка; Декларацией прав ребенка; Конституцией РФ; Программой развития МБОУ - лицея.

Программа определяет содержание, основные пути развития гражданско-патриотического воспитания в муниципальном бюджетном образовательном учреждении – лицее г. Алейска и направлена на воспитание патриотизма и формирование гражданственности.

Программа представляет собой определенную систему содержания, форм, методов и приемов педагогических воздействий.

Программа гражданско-патриотического воспитания имеет большое значение для решения ряда воспитательных и социальных проблем.

Актуальность проблемы патриотического воспитания детей и молодежи

Становление гражданского общества и правового государства в нашей стране во многом зависит от уровня гражданского образования и патриотического воспитания. Сегодня коренным образом меняются отношения гражданина России с государством и обществом. Он получил большие возможности реализовать себя как самостоятельную личность в различных областях жизни и в то же время возросла ответственность за свою судьбу и судьбу других людей. В этих условиях патриотизм становится важнейшей ценностью, интегрирующей не только социальный, но и духовно-нравственный, идеологический, культурно-исторический, военно-патриотический и другие аспекты.

В условиях становления гражданского общества и правового государства необходимо осуществлять воспитание принципиально нового, демократического типа личности, способной к инновациям, к управлению собственной жизнью и деятельностью, делами общества, готовой рассчитывать на собственные силы, собственным трудом обеспечивать свою материальную независимость. В формирование такой гражданской личности, сочетающей в себе развитую нравственную, правовую и политическую культуру, ощутимый вклад должна внести современная школа.

Детский возраст является наиболее оптимальным для системы гражданско-патриотического воспитания, так как это период самоутверждения, активного развития социальных интересов и жизненных идеалов.

Появляется необходимость в деятельностном компоненте гражданско-патриотического воспитания. Только через активное вовлечение в социальную деятельность и сознательное участие в ней, через изменение климата учреждения, развитие самоуправления можно достигнуть успехов в этом направлении.

Цель и задачи Программы

Цель: создание условий для  формирования личности гражданина и патриота России с присущими ему ценностями, взглядами, ориентациями, установками, мотивами деятельности и поведения. 

Данная цель охватывает весь педагогический процесс, пронизывает все структуры, интегрируя учебные занятия и внеурочную жизнь обучающихся, разнообразные виды деятельности. Ее достижение становится возможным через решение следующих задач:

проведение обоснованной организаторской деятельности по созданию условий для эффективного патриотического воспитания школьников;

формирование эффективной работы по  патриотическому воспитанию, обеспечивающей оптимальные условия развития у каждого подростка, юноши и девушки верности Отечеству, готовности приносить пользу обществу и государству;

утверждение в сознании и чувствах воспитанников патриотических ценностей, взглядов и убеждений, воспитание уважения к культурному и историческому прошлому России, к традициям родного края;

привлечение учащихся к работе по возрождению и сохранению культурных и духовно-нравственных ценностей родного края.


Ресурсное обеспечение Программы

Кадровое обеспечение

Группа

Функции

Состав

Административно-координационная

Осуществление общего контроля и руководства.
Анализ ситуации и внесение корректив.

Директор учреждения

Консультативная

Координация реализации программы.

Проведение консультаций.

Заместитель директора по ВР

Классное руководство

Реализация программы в системе воспитательной работы.

Использование современных воспитательных технологий.

Классный руководитель

Специалисты, сотрудничающие с учреждением

( социум)

Организация профессиональной помощи педагогам.

Диагностика.

Участие в мероприятиях учреждения

Методисты, педагоги дополнительного образования, специалисты

Возраст детей, участвующих в организации программы. Сроки реализации программы

Программа «Я - гражданин» рассчитана на 3 года. Программа ориентирована на старшеклассников (9-11 класс), коллектив педагогов и родителей МБОУ – лицея.

Основными исполнителями мероприятий Программы являются классный руководитель, педагоги, учащиеся и их родители.


Форма реализации Программы

Форма организации работы по программе в основном – коллективная, а также используется групповая и индивидуальная формы работы.

Принципы, положенные в основу массовых мероприятий

Патриотическое воспитание понимается  как систематическая и целенаправленная педагогическая деятельность по формированию у учащихся высокого патриотического сознания, чувства верности своему Отечеству, стремления к выполнению своего гражданского долга.

Программа опирается на принципы социальной активности, индивидуализации, мотивированности, взаимодействия личности и коллектива, развивающего воспитания и единства образовательной и воспитательной среды.


Этапы реализации Программы

I этап: проектный

Цель: подготовка условий создания системы гражданско-патриотического воспитания.

Задачи: 

1.Изучить нормативную базу, подзаконные акты.

2.Разработать, обсудить и утвердить программу по гражданско-патриотическому воспитанию.

3.Проанализировать материально-технические, педагогические условия реализации программы.

4.Подобрать диагностические методики по основным направлениям программы.

II этап: практический

Цель: реализация программы по гражданско-патриотическому воспитанию «Я – гражданин».

Задачи:

1. Отработать содержание деятельности, наиболее эффективные формы и методы воспитательного воздействия.

2. Разработать методические рекомендации по гражданско-патриотическому воспитанию.

3. Расширять и укреплять связи и отношения с учреждениями дополнительного образования детей  и культуры.

4. Вовлекать в систему гражданско-патриотического воспитания представителей всех субъектов образовательной деятельности.

5. Проводить мониторинг реализации программы.

6. Принимать участие в конкурсах по гражданско-патриотическому воспитанию.

III этап: аналитический

Цель: анализ итогов реализации программы.

Задачи: 

1.Обобщить результаты работы.

2.Провести коррекцию затруднений в реализации программы.

3.Спланировать работу на следующий период.

Механизм реализации Программы

Для решения поставленных задач используется сложившееся социально-педагогическое пространство. МБОУ - лицей сотрудничает с музеем, библиотекой, ЦДТ, детской поликлиникой, общественными организациями.

Воспитательная работа строится с учетом возрастного критерия.

При планировании работы учитываются традиционные, муниципальные, региональные, всероссийские мероприятия, связанные с юбилейными и государственными датами; положения о муниципальных, региональных, федеральных конкурсах.


Оценка эффективности реализации Программы

Оценка результативности реализации Программы осуществляется на основе использования системы объективных критериев, представленных нравственно-духовными и количественными параметрами.

Нравственно-духовные параметры:

1. Сформированность гражданских навыков:

  1. умение работать и действовать индивидуально и в коллективе;
  2. знание своих прав и обязанностей и умение их использовать;
  3. умение принимать и защищать свои решения;
  4. готовность к участию в общественных делах;
  5. готовность к образованию.

2. Сформированность осознанного отношения к базовым ценностям:

  1. патриотизм и любовь к Родине;
  2. права и свобода человека и гражданина;
  3. символика Российской Федерации;
  4. национальное самосознание;
  5. уважение чести и достоинства других граждан;- гражданственность.

Количественные параметры: 

  1. включенность каждого воспитанника в воспитательные ситуации;
  2. качество отношений (отношения детей к реалиям жизни учреждения, к  учреждению, к педагогу, классу, совместным делам);
  3. участие в конкурсах;
  4. проведение мероприятий.

Ожидаемые результаты, их социальная и воспитательная значимость

В результате реализации Программы ожидается:

1. В  классе:

  1. создание работы по гражданско-патриотическому воспитанию;
  2. обогащение содержания гражданско-патриотического воспитания;
  3. вовлечение в работу гражданско-патриотического воспитания представителей всех субъектов образовательной деятельности.

2. В образе  выпускника:

  1. в познавательной сфере: развитие творческих способностей;
  2. в историко - краеведческой: осознание ответственности за судьбу страны, формирование гордости за сопричастность к деяниям предыдущих поколений;
  3. в социальной: способность к самореализации в пространстве российского государства, формирование активной жизненной позиции; знание и соблюдение норм правового государства;
  4. в духовно-нравственной сфере: осознание обучающимися высших ценностей, идеалов, ориентиров, способность руководствоваться ими в практической деятельности.

Программа отражает необходимый обществу и государству социальный заказ на воспитание гражданина своей Родины, патриота с активной жизненной позицией Конечным результатом реализации Программы должна стать активная гражданская позиция и патриотическое сознание обучающихся, как основа личности гражданина России.

Формы подведения итогов реализации программы

При подведении итогов реализации Программы проводится итоговый праздник, который включает в себя награждение лучших и самых активных учащихся в учебном году почетными грамотами, благодарственными письмами и призами;  формирование лидерской группы из инициативных и активных участников программы.


СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

1.Направление « Духовно-нравственное и интеллектуальное»

Цель: Осознание обучающимися ценности знаний, развитие нравственности и культуры.

Задачи:

1. Формировать интерес к учебе, мотивацию к  самостоятельному получению новых знаний.

2. Воспитывать самостоятельность, ответственность в принятии решений.

3. Способствовать формированию у обучающихся чувства ответственности за будущее страны.

Формы: тематические беседы, предметные недели, олимпиады, конкурсы, посещение учебных заведений, научно-исследовательская деятельность.

2. Направление « Правовое и гражданско-патриотическое»

Цель: формирование гражданской и правовой направленности личности, активной жизненной позиции.

Задачи:

1. Воспитывать правосознание, способность к осознанию своих прав и прав другого человека.

2. Воспитывать гордость за свою Родину.

3.  Формировать культуру проявления гражданской позиции.

4. Формировать у учащихся систему знаний, уважения и интереса к государственным символам России.

5.   Воспитывать у обучающихся любви к родному краю как к своей малой Родине.

Формы: традиционные лицейские мероприятия, тематические беседы, коллективные творческие дела, конкурсы, викторины по правовой тематике, встречи с интересными людьми, акции, диспуты.

3. Направление «Здоровье»

Цель:  Воспитание ответственного отношения к своему здоровью.

Задачи:

1. Воспитывать культуру питания.

2. Формировать негативное отношение к вредным привычкам.

3. Сделать занятия физкультурой и спортом нормой жизни

Формы: тематические беседы, психологические тренинги, акции против вредных привычек, спортивные соревнования, походы.

4. Направление «Художественно-эстетическое»

Цель:  Воспитание высококультурной творческой личности.

Задачи:

  1. Формировать культурные ценности, основанные на традициях страны и нашего края.
  2. Развивать творческие способности лицеистов через их участие в мероприятиях, концертах, смотрах.
  3. Изучать культурное наследие страны, края, города.

Формы: концерты, конкурсы, выставки, посещение кинотеатров, музеев, выставочных залов.

5. Направление «Я и семья»

Цель: осознание обучающимися семьи как важнейшей жизненной ценности.

Задачи:

1.Воспитывать культуру семейных отношений, позитивных семейных ценностей.

2.Повышать педагогическую и психологическую компетенцию родителей.

3. Создавать условия для участия родителей в воспитательном процессе.

Формы: беседы, родительские собрания, родительский лекторий, индивидуальное консультирование, совместные мероприятия, игры, анкетирование, семейные праздники, часы общения.

6. Направление «Профессионально-трудовое»

Цель: Воспитание профессионально ориентированной личности, готовой к труду.

Задачи:

  1. Формировать систему знаний о своих профессиональных склонностях и способностях.
  2. Изучить рынок труда и возможности реализации своих профессиональных интересов.
  3. Воспитывать ответственное отношение к труду.

Формы: беседы, индивидуальное консультирование, совместные мероприятия со Службой занятости, анкетирование, психологические тренинги, трудовые субботники, 5 трудовая четверть.

6. Направление «Экологическое»

Цель: Формирование экологической культуры лицеистов

Задачи:

  1. Формировать бережное отношение к окружающей среде.
  2. Изучать экологические проблемы города.
  3. Воспитывать ответственность за сохранение природы родного края.

Формы: беседы, экскурсии, экологические субботники, экологический марафон, озеленение территории лицея, озеленение класса.

Все эти направления взаимосвязаны и дополняют друг друга. Комплекс программных мероприятий предусматривает их воплощение в жизнь через:

1.Знаниевый компонент, основанный на предметном начале.

2.Региональный компонент с рассмотрением гражданской тематики.

3.Систему тематических бесед, творческих встреч и внеклассных воспитательных мероприятий.

4.Участие в тематических конкурсах, выставках.

5.Активное сотрудничество с  социумом и общественными организациями.


Перспективные мероприятия

 по реализации программы  гражданско -патриотического воспитания

« Я - гражданин» учащихся  9 Б класса МБОУ – лицея

Направление

2012-13 уч. год.

2013-14 уч. год.

2014-15 уч. год.

Духовно-нравственное и интеллектуальное

  1. Тренинг саморазвития, личностного роста
  2. Предметные декады
  3. Лицейские, городские и краевые олимпиады
  4. Интеллектуальные марафоны, игры, викторины
  5. Международные  предметные игры-конкурсы
  6. Спецкурсы по предметам
  7. Научно-исследовательская деятельность

Правовое и гражданско-патриотическое

  1. Классные часы по теме «Я – гражданин»
  2. КТД
  3. Вахта памяти. Мероприятия, посвященные Дню Победы в Великой Отечественной войне
  4. Проведение месячника военно-патриотической и оборонно-массовой работы, посвященного Дню защитника Отечества
  5. День лицеиста
  6. Принятие клятвы кадетами
  7. Проведение операции «Забота»

Здоровье

  1. Лицейские и городские соревнования и спортивные мероприятия
  2. Часы общения, беседы, конкурсы, акции по тематике здорового образа жизни
  3. Походы

Художественно-эстетическое

  1. Традиционные лицейские мероприятия, концерты
  2. Посещение библиотеки, музеев, выставок
  3. Творческие самопрезентации
  4. Дискотеки, конкурсы.

Семья

  1. Родительские собрания
  2. Заседания родительского комитета
  3. Совместные мероприятия с детьми
  4. День матери

Профессионально-трудовое и экономическое

  1. Профессиональная ориентация
  2. Изучение учебных заведения Алтайского края и Сибири
  3. Генеральные уборки
  4. Трудовой десант
  5. 5 трудовая четверть
  6. Дежурство по классу, лицею
  7. Ремонт мебели в кабинетах

Экологическое

  1. Озеленение территории
  2. Экологический марафон
  3. Субботники по уборке территории
  4. Поддержание чистоты и уюта в кабинете

Формы организации  Программы

индивидуальные, групповые, массовые

теоретические

практические

  1. беседы;
  2. сообщения;
  3. встречи с интересными людьми;
  4. экскурсии (по приглашениям, на природу, на выставки);
  5. просмотр наглядных пособий или слайдов.

  1. конкурсы;
  2. выставки;
  3. соревнования;
  4. праздники;
  5. викторины.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ПРОГРАММА воспитательной работы с классным коллективом «Узнай, сотвори, утверди, прояви!»

Программа воспитательной работы с классным коллективом (далее Программа) разработана мною на период с 2010г. по 2013г. В программе отражены тенденции развития классного коллектива с учетом его о...

Программа воспитательной работы структурного подразделения образовательного учреждения "Лагерь с дневным пребыванием" "ЛУЧИК"

Программа предназначена для детей младшего и среднего школьного возраста. Спортивно-оздоровительное направление  ...

"Мы молоды, веселы, талантливы!" Программа воспитательной работы в 7-9 классах.

Данная программа воспитательной работы в помощь классному руководителю 7 класса. "Мы молоды, веселы, талантливы!" создана вместе с учащимися. В программе учитываются все современные направления воспит...

ПРОГРАММА ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ "ЛЕСТНИЦА УСПЕХА"

Концепция программы ВОСПИТАНИЕ, целенаправленное развитие человека, включающее освоение культуры, ценностей и норм общества. Осуществляется через образование, а также организацию жизнедеятельности оп...

Программа воспитательной работы ПРОГРАММА воспитательной работы в классе «НОВОЕ ПОКОЛЕНИЕ» для обучающихся 8 класса

Настоящая программа определяет концепцию развития воспитательной системы школы, основанную на повышении воспитательного потенциала образовательного процесса, гарантирующую воспитательный процесс, орие...