Классный час на тему: «Учимся быть культурными».
классный час (5 класс) по теме

Алимпиева  Галина Александровна

Поведение – это зеркало, в котором каждый показывает свой облик.И.Гете

Классный час нравственной направленности, по формированию внутренней культуры обучающихся, воспитание  уважения к окружающим.

Значительную часть сценария занимает беседа направленная на мотивацию культурного поведения, формирование положительной оценки хороших поступков.

Практическая часть требует некоторой психологической подготовки: пятиклассники обычно стесняются проявлять вежливость и учтивость по отношению к девочкам. Нужно им объяснить, что это всего лишь упражнение – упражнение в культуре поведения, такое же как физическое  упражнение. Только там наращиваются мышцы, а здесь растет общая культура. А  она, кстати, у каждого мужчины проявляется прежде всего в том, как он относится к женщинам.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Классный час на тему: «Учимся быть культурными».

Поведение – это зеркало, в котором каждый показывает свой облик.

И.Гете

Классный час нравственной направленности, по формированию внутренней культуры обучающихся, воспитание  уважения к окружающим.

Значительную часть сценария занимает беседа направленная на мотивацию культурного поведения, формирование положительной оценки хороших поступков.

Практическая часть требует некоторой психологической подготовки: пятиклассники обычно стесняются проявлять вежливость и учтивость по отношению к девочкам. Нужно им объяснить, что это всего лишь упражнение – упражнение в культуре поведения, такое же как физическое  упражнение. Только там наращиваются мышцы, а здесь растет общая культура. А  она, кстати, у каждого мужчины проявляется прежде всего в том, как он относится к женщинам.

ЦЕЛЬ:

Формирование внутренней культуры обучающихся, воспитывать уважение к окружающим.

Задачи:

1. расширить представления детей о правилах этикета;

2.развивать умение правильно оценивать себя и других;

3.формировать навыки культурного поведения в повседневной жизни и опыт нравственных взаимоотношений в коллективе.

Формы работы: беседа, работа в группах, игра.

Методы работы: проблемный, частично-поисковый.

Подготовительная работа с детьми

Предупредить девочек (каждую в отдельности),чтобы они подыграли ребятам и помогли им выполнить упражнения по этикету, объяснив, что  игра поможет их взаимоотношениям с мальчиками улучшит атмосферу в классе.

Оборудование:

Заготовить лотерейные билеты с номерами от1 до14 (по количеству мальчиков в классе).По ходу игры мальчики тянут билеты с номерами заданий,  учитель читает по книге задания, а мальчик выполняет упражнение по этикету. В карточках нужно указать конкретно имена и фамилии девочек класса.

Оформление класса:

На перемене перед классным часом на доске записать тему и эпиграф.

План классного часа:

1.Интерактивная беседа. Мотивация к занятию;

2. Работа в группах. Проблемные вопросы.

3.Работа и оценка ситуации. Кто здоровается первым?

4. Задачи на вежливость. Игра  «Беспроигрышная лотерея».

5. Подведение итогов.

1. Интерактивная беседа. Мотивация к занятию

Классный руководитель. Ребята, чем отличаются дикие растения от культурных? Ну, например, дикая груша от культурной, породистой груши?

Примерные ответы детей:

- Дикая груша растет где попало и как попало, а культурная – в саду.

- За дикой грушей никто не ухаживает, а культурную поливают, удобряют, прививают.

- Плоды у дикой груши некрасивые, невкусные, а культурной – плоды хорошие.

Классный руководитель. Люди тоже бывают дикие и культурные. Чем они отличаются?

Примерный ответ детей:

- Дикие не умеют себя вести, а культурные ведут себя разумно, вежливо, за них не стыдно.

Классный руководитель. Как вы считаете, людям приятнее общаться с культурным человеком или с диким?

Дети отвечают, что культурным человеком общаться интереснее и приятнее.

Груше можно сделать прививку, она станет культурной. А человеку  можно сделать прививку? Что можно ему привить?

Примерные ответы детей:

- можно сделать прививку от гриппа, от дифтерии.

- можно привить правила культурного поведения, хорошие манеры.

- можно привить хорошие навыки, привычки.

Классный руководитель. Если мы привьем человеку навыки и привычки культурного поведения, каким он станет7

Дети (хором). Культурным.

Классный руководитель. Что значит быть культурным человеком?

Примерные ответы детей:

- это значит соблюдать правила культурного поведения.

- значит вести себя так.  Чтобы себя не опозорить.

- значит вести себя так, чтобы родителям за тебя не было стыдно.

Классный руководитель. Я с вами согласна. А как вы думаете, какого человека в старину называли «неотесанный»

Примерные ответы детей:

- человека невоспитанного, необразованного, некультурного.

- того, который ничему не учился.

- того, которого никто не уважает.

Классный руководитель. Действительно. Обтесать бревно или камень – значит сделать их гладкими, блестящими. Неотесанный – значит необработанный. А в переносном значении неотесанный – значит невоспитанный, невежественный человек, болван. Так обьясняется значение этого слова в словаре Даля.

Хотите ли вы быть культурными людьми?

Дети отвечают утвердительно.

2. Работа в группах. Проблемные вопросы.

Классный руководитель. Ребята, правила культурного поведения называются этикетом. Правил этикета очень много6 есть правила поведения за столом, в гостях, в театре, на работе. Но все эти правила сводятся к одному принципу: «Уважай окружающих людей». Если будешь исходить из этого принципа, никогда не ошибешься!

    В связи с этим  у меня появилось к вам несколько вопросов. Отвечать будете по группам. (группы делятся по рядам: каждая группа – половина ряда).

1. Итак, первая группа: почему некультурно ходить по тротуарам толпой? (Потому что это неуважение к людям, идущим навстречу: толпа перегораживает весь тротуар, мешает встречному движению людей)

2. Вторая группа: почему в общественных местах некультурно размахивать руками, жестикулировать? (Потому, что можно задеть руками постороннего человека)

3. Третья группа: Почему в общественных местах некультурно громко разговаривать, смеяться? (Потому, что это неуважение к окружающим: у них может быть совсем невеселое настроение, и ваш смех их может раздражать).

4. Четвертая группа: Почему некультурно мусорить на улицах? (Потому, что это неуважение  к труду дворников и к другим людям, которым непрятно видеть мусор).

5. Пятая группа: почему некультурно приходить в школу в коротких топиках с голым животом,  в обтягивающих джинсах, в спортивной одежде, с распущенными волосами, в шортах и майках7 (потому что это – неуважение к одноклассникам и к учителям: так одеваются для отдыха, а не для работы).

6. Шестая группа: почему за столом некультурно говорить с набитым ртом, размахивать вилкой? (Это – неуважение к окружающим, так как можно вилкой задеть человека, во время разговора изо рта будут лететь крошки в тарелки соседей, а это никому не понравится)

3. Разбор и оценка ситуаций. Кто здоровается первым?

 Классный руководитель. Уважение к окружающим – это закон для культурного человека. Этот закон обязательно включает в себя уважение к старшим, почтение к женщине. А всегда ли мы выполняем этот закон?

   Послушайте рассказ «Кто здоровается первым?»

   «В последнее время вокруг Димки стало твориться что-то непонятное. С ним перестали здороваться знакомые. Вчера, например, по дороге в школу встретилась ему соседка, баба Катя. Димка смотрел на нее во все глаза, а она прошла мимо и даже не поздоровалась. Подходя к школе, Димка встретил учителя математики, и тот тоже молча прошел мимо. Весь день Димка мучился искал ответ на вопрос, почему никто с ним не здоровается. А вечером во дворе нос к носу столкнулся с Ленкой из 5Б. Он буквально сверлил её глазами – и представьте себе, она даже не сказала «привет». Всю ночь Димка мучительно искал разгадку этого странного явления и решил, что вокруг него зреет заговор»

 А как вы считаете, ребята, почему с Димкой никто нездоровался?

Примерные ответы детей:

- Никакого заговора вокруг героя рассказа нет. Просто он сам должен был поздороваться первым.

- Мужчины должны первыми здороваться со старшими,  женщинами, а не ждать, пока с ними поздороваются.

- а девочки тоже должны первыми здороваться со старшими, но не с мальчиками.

Классный руководитель. Действительно, младшие первыми должны здороваться со старшими, мальчики первыми должны приветствовать  девочек, но если вы забыли это правило, поздороваться первым никогда не помешает.

  А теперь продолжение рассказа.

 «На следующий день наш герой встретил своего друга Дениса, и тот объяснил, сто Димка первым должен был всех приветствовать. И решил Дима исправить положение и поздороваться со всеми еще раз, да не просто так, а за руку. Что может быть лучше, чем крепкое мужское рукопожатие!

  Он решил начать с бабы Кати. «Здравствуйте баба Катя!» - закричал Димка и бросился к старушке, протянув руку для рукопожатия. Старушка поздоровалась, но на рукопожатие не ответила. Она решила, что Димка хочет ей помочь, и радостно вручила ему свою  тяжелую сумку. Пришлось уже быть до конца благородным и тащить эту сумку на 5 этаж. Из-за этого Димка чуть не опоздал в школу – а ведь ему еще предстояло поприветствовать учителя математики!

   Ивана Ивановича Димка увидел издалека. Но в руках у него был тяжелый портфель. Димка решил не рисковать и дождаться, пока Иван Иванович оставит портфель в учительской. Как только учитель вышел в коридор, Димка протянул ему руку: Здравствуйте  Иван Иванович! Но учитель торопливо отвел руки за спину и виновато улыбнулся: «Здравствуй Ежиков, к сожалению, дать мне тебе нечего». Расстроенный, Димка пошел к 5Б классу, чтобы хоть Ленке подарить свое крепкое мужское рукопожатие, но Ленка возмутилась и прочитала ему лекцию».

 Как вы думаете, ребята, о чем ему рассказала Лена?

Примерные ответы детей:

- Что он своим поведением унизил старушку, учителя и Лену.

- Что первым протягивает руку всегда старший, а не младший.

- Что первой всегда протягивает руку женщина, а не мужчина, и если она этого не сделала, то здороваться за руку с ней не надо.

- когда встречаются двое мужчин одного возраста и положения (например, два одноклассника), не имеет значения, кто первым протянет руку для рукопожатия.

Классный руководитель. Наш герой, оказывается, не знал элементарных правил поведения. И, сам того не желая, оскорбил окружающих.

4. Задачи на вежливость. Игра «Беспроигрышная лотерея»

Классный руководитель. А теперь, ребята, у нас будет практическая работа. Я приглашаю сюда всех наших мальчиков.

Мальчики выходят к доске.

Классный руководитель. Все вы знаете, что такое лотерея. А мы сейчас проведем с вами беспроигрышную лотерею. Каждый из вас вытянет из коробки лотерейный билет, на котором будет записано, какое првило этикета вам нужно выполнить. Вы выполняете правило и получаете награду – аплодисменты наших девочек.

Итак, начинаем. Кто первый?

Мальчики подходят к учителю, вытягивают из коробки билетик с номерами заданий. Учитель читает текст задания по книге и подсказку о том, как нужно выполнять это задание.

Задания для карточек:

1. Выйти с (имя, фамилия девочки) за дверь.

- Надо, чтобы мальчик открыл дверь и пропустил девочку вперед. С девочкой учителю нужно договориться заранее, что, как только выпадает этот билет, она выйдет к доске и медленно направится к двери.

2. Пригласить (имя, фамилия девочки) на танец.

- Нужно подойти к девочке, наклонить голову и сказать: «Можно пригласить тебя на танец?», затем взять девочку за руку и вывести ее к доске.

С девочкой нужно заранее договориться, чтобы она ответила: «хорошо»

3. Помочь (имя, фамилия девочки) надеть куртку.

- Нужно взять у девочки куртку и держать, пока девочка вставит руку в рукава, потом сзади поправить воротник на куртке.

. С девочкой учителю нужно договориться заранее, что, как только выпадает этот билет, она вышла  к доске с курткой, пиджаком или пальто.

4. За партой сидят две девочки . Они беседуют. Спросите у одной из них, который час.

- Нужно подойти к двум девочкам, которые сидят за партой, и сказать: «Извините, что я вас перебиваю, (имя девочки), скажи, пожалуйста, который час?»

5. Позвоните по телефону (имя, фамилия девочки), узнайте, что задано по математике. И, если девочки нет дома, поговорите с её мамой.

- нужно взять трубку, сказать: «Здравствуйте, позовите, пожалуйста (имя девочки). Передайте, пожалуйста, что звонил (имя, фамилия мальчика). Я хотел узнать, что задано по математике.

. С девочкой учителю нужно договориться заранее, чтобы она, как только выпадает этот билет, подыграла мальчику, ответив, будто она мама: «её нет дома. А кто это звонит? Что её передать?»

6. Подойти  (имя, фамилия девочки) и  предложить ей сесть.

- нужно сказать: «Присаживайся, пожалуйста».

 С девочкой учителю нужно договориться, чтобы она вышла к доске.

7. Вы чихнули. Ваши действия.

- нужно сказать: «простите».

8. Вы опоздали на урок. Ваши слова и действия.

- нужно постучать, открыть дверь и сказать6 «Здравствуйте, я опоздал, разрешите, пожалуйста, войти».

Для этого упражнения мальчик должен выйти за дверь, постучать и войти

9. Вы звоните другу. Но вам отвечают: «Здесь таких нет». Ваши слова в ответ.

- нужно сказать другу. «Извините, пожалуйста, я, наверное, ошибся номером»

10. Сядьте на стул, затем уступите место учителю. Ваши слова и действия.

- нужно встать, обратиться к учителю и сказать: «садитесь, пожалуйста (имя, отчество учителя)

11. Поздравьте (имя, фамилия девочки)  с днем рождения,  пожелайте ей чего-то хорошего.

12. Поздравьте всех девочек с хорошим весенним днем, пожелайте им чего-нибудь  хорошего.

13. Вы идете по улице. Впереди старушка с тяжелой сумкой. Предложите ей свою помощь.

- нужно подойти к «старушке» и сказать: «Давайте я вам помогу».

Нужно попросить одну из девочек сыграть роль старушки (надеть платочек и взять большую сумку)

14. Скажите всем девочкам: «Доброе утро девчонки!»

15. Вы сидите у друга в гостях. Внезапно в комнату входит бабушка вашего друга. Ваши действия?

- нужно встать  и стоять, пока бабушка не сядет, или не выйдет из комнаты, или сама не предложит вам сесть.

Нужно попросить одну из девочек сыграть роль бабушки.

Классный руководитель. Наша лотерея подошла к концу. Скажите, пожалуйста, ребята, а почему она называется беспроигрышной? Что выиграли в этой лотерее?

Примерные ответы детей:

- Мы выиграли аплодисменты девочек, значит, мы вели себя культурно.

- каждый из нас стал чуточку культурнее, а значит, и выиграл.

- мы выиграли знания о том, как нужно вести себя в разных ситуациях.

5. Подведение итогов

Классный руководитель. Мы с вами живем в 21 веке. Некоторые правила этикета кажутся нам смешными, устаревшими, но значит ли это, что можно вообще обойтись без правил поведения?

Примерные ответы детей:

- Сейчас правила поведения тоже нужны, потому что без них люди не будут уважать друг друга.

- Без правил нельзя жить в обществе, люди поссорятся.

- Правила очень нужны. Дети должны учиться у взрослых, как себя вести, иначе они превратятся в дикарей.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Классный час на тему: «Учимся быть культурными»

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Классный час по теме: Учимся быть сплоченными" 5 класс

Классный час можно провести в 5 классе с целью развития сплоченности коллектива, умения определять свое место и назначение в классе....

Презентация классного часа на тему "Учимся быть культурными"

Презентация предназначена для проведения классного часа с пятиклассниками по нравственному направлению.Цели данного классного часа: расширить представления детей о правилах этикета; развивать умение п...

Классный час на тему "Учимся быть толерантными".

Цель: познакомить учащихся с понятием «толерантность», развивать способности адекватно и полно познавать себя и других людей. Задачи:·...

Классный час в 5 классе на тему «Учимся быть культурными»

Нравственный классный час для 5 класса на тему "Учимся быть культурными" с использованием различных ситуативных заданий и игр....

Разработка классного часа на тему "Учимся быть культурными"

Разработка классного часа для 5 класса,....

Разработка классного часа по теме " Учимся быть культурными."

Данный классный   час может быть проведен в 5-7 классах....

Воспитательское занятие на тему: «Учимся быть культурными»

Воспитательское занятие на тему: «Учимся быть культурными»...