Воспитание сегодня: ради чего и как воспитывать
статья на тему

Рябоконь Ирина Алексеевна

Статья учиителя технологии МБОУ СОШ №66 Рябоконь Ирины Алексеевны о значении трудового воспитания для формирования личности подростка.

Состоит из пяти разделов:

1. Цели, средства и результаты воспитания - целостный процесс воспитания как слаженное взаимодействие всех учебно-воспитательных систем. Одно из самых эффективных средств воспитания - труд.

2. Трудовое воспитание в семье - роль семьи в трудовом воспитании ребёнка,  рекомендации по организации трудового воспитания в семье.

3. Игра, как метод трудового воспитания - значение игры, как одного из важнейших факторов трудового воспитания ребёнка. 

4. Виды труда в школе, их воспитательное значение - основной вид деятельности школьников - учение, способы организации учебной деятельности.

5. Воспитание сегодня - значение профессионального самоопределения ребёнка, проблемы, возникающие при выборе профессии.  

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vospitanie_segodnya._ryabokon.docx43.9 КБ

Предварительный просмотр:

ВОСПИТАНИЕ СЕГОДНЯ: РАДИ ЧЕГО И КАК ВОСПИТЫВАТЬ

Рябоконь Ирина Алексеевна

Учитель технологии

МБОУ СОШ № 66 г. Краснодара

СОДЕРЖАНИЕ

I. Цели, средства и результаты воспитания

II. Трудовое воспитание в семье

III. Игра, как метод трудового воспитания

IV. Виды труда в школе, их воспитательное значение

V. Трудовое воспитание и профессиональная ориентация

VI. Воспитание сегодня. Заключение

I.  Цели, средства и результаты воспитания.

        Целостный процесс воспитания — это слаженное взаимодействие всех учебно-воспитательных систем, это такое становление школьников, когда в развитии одной способности не утрачивается связь с другими способностями, когда один вид деятельности обогащает другой вид деятельности, когда все педагогические службы работают на главную цель - всестороннее развитие личности.

        Степень познания целостности процесса воспитания определяется глубиной проникновения в отдельные виды воспитания, направления, цели, связи между видами, методами, средствами и результатами формирования каждой отдельной личности, воспитательного процесса. Процесс воспитания можно представить как систему, образующую единство нравственного, трудового, умственного, эстетического, физического воспитания, как единство всего многообразия средств и условий воспитания. Отдельно существующего вида воспитания, изолированного от других, быть не может. Все виды воспитания подчинены формированию человеческой личности, ее духовному миру. И если теряется связь одного из видов воспитания с другим,
то нарушается гармония, разрушается целостность.

        Цели воспитания заключаются в понимании сущности личности как: совокупности общественных отношений, в сфере которых человек формирует себя всесторонним образом. Очень часто мы ограничиваемся лишь ближайшими, частными целями: заставить делать то, что нужно воспитателю. В лучшем случае на первый план выносится цель сделать жизнь детей интересной. И лишь воспитывая счастливого человека, мы воспитываем личность, не способную творить зло, мы готовим к жизни человека, для которого творение добра - норма. Поэтому и цели, и задачи, и средства должны быть направлены на это.

        В современном мире, в связи со значительно усложнившимися задачами воспитания педагог нуждается в более глубоком анализе своих действий, во всестороннем знании природы педагогических средств, их внутренней логики. Нередко педагоги в своей деятельности, применяя высокопарные слова, порой даже очень красивые, но, как правило, неуместные, лишь отталкивают детей от себя. А некоторые, пасуя перед трудностями, не способны даже утихомирить расшалившихся детей.

        Очень эффективное средство воспитания - труд. Если при организации труда ребят не учитывается принцип целесообразности и добровольности, если сами дети не понимают общественной значимости своего труда, то, наверняка, такой труд даст отрицательные результаты, не будет воспитывать трудолюбия. Труд сам по себе, без связи с такими средствами, как самоуправление, игра, перспектива, еще не есть средство, обеспечивающее положительное воспитание.

        В педагогической деятельности необходим постоянный анализ соотношения средств, цели и результата воспитания.

II. Трудовое воспитание в семье.

        Успехи трудового воспитания в семье во многом зависят от того, как взрослые члены семьи относятся к труду друг друга, к труду окружающих.  Уважительная оценка, доброе слово, просто сочувственная улыбка - вес это может пробудить в душе ребенка внимательное и благодарное отношение к человеческому труду.

        Главная задача семьи в трудовом воспитании - так организовать весь уклад жизни семьи, чтобы самостоятельный труд ребенка оказывал на него максимальное воспитательное воздействие. Чтобы трудовое воспитание детей в семье протекало успешно, нужно приобщать их к труду через самообслуживание. Сначала труд для себя, потом помощь самым близким. Чем старше ребенок, тем естественнее требовать от него добросовестного отношения к любому необходимому труду. Важно день ото дня расширять круг обязанностей ребенка, наращивая их сложность. Чтобы уберечь ребенка от разочарования, нужно заранее, спокойно и неторопливо объяснить ему, как он должен выполнять ту или иную работу, стараясь в то же время вселить
в него уверенность в том, что он сумеет выполнить ее хорошо.

        Распределяя в семье обязанности, лучше всего учитывать индивидуальные особенности и склонности ребенка: старательному и неторопливому лучше поручить дело, требующее именно таких качеств, а быстрому, подвижному подобрать дело, требующее энергии и скорости. Поощрения требует не только прилежность, проявленная ребенком, но и инициатива, самостоятельность. Так ребенок быстрее привыкнет замечать, когда, кому и в чем нужна его помощь.
        Постепенно нужно внушать ребенку, что хотя среди домашних дел и есть интересные и не слишком приятные, все они необходимы, а поэтому важно научиться выполнять их быстро и тщательно.

        В трудовом воспитании младших детей важно учитывать их повышенную эмоциональность, доверчивость, впечатлительность, постоянную готовность к действию: они очень любят помогать старшим, но при этом больше хотят, чем умеют; азартны в работе, особенно когда трудятся в коллективе. Однако, они плохо справляются с самостоятельным планированием работы, не умеют распределять и рассчитывать свои силы, правильно оценивать результаты труда.

        Общеизвестно, что к домашнему труду нужно с детства привлекать и мальчиков. При этом нельзя не учитывать, что особенно успешно проходит подготовка к самостоятельной жизни тех мальчиков, чьи отцы принимают активное участие в повседневном домашнем труде и заботятся о близких. И только тот, кто серьезно относится к труду, скучает без него.

        К.Д. Ушинский писал: «Само воспитание, если оно желает счастья человеку, должно воспитывать его для счастья, и приготовить к труду жизни».

III. Игра, как метод трудового воспитания.

        Родители часто не знают, с какого возраста надо приобщать детей к труду? Но исследования многих ученых, психологов сводятся к тому, что это необходимо делать уже с первого года жизни. Поэтому уже в самых первых играх ребенка есть элементы труда. Их необходимо всячески поощрять и поддерживать. А ведь как старается малыш, пытаясь поставить один кубик на другой, как настойчиво он складывает все, что ему попадается под руку. Поэтому тяга к труду изначально присуща всем детям. Подражая взрослым, причем, как правило, делают это с большим удовольствием, воспроизводят все основные операции человеческой работы. Такая игра - первая школа трудолюбия, приобретение трудовых умений и навыков. А по мере своего взросления ребенок начинает приобщаться и к настоящему труду. В дошкольном и младшем школьном возрасте дети относятся к труду положительно. Младшие школьники с большой охотой ухаживают за цветами, доброжелательно и аккуратно выполняют любое поручение старших.

        Основной вид деятельности школьников учение. Учение — это серьезный труд, но это отнюдь не исключает внесение в него игровых элементов, в частности в виде использования дидактических игр. Элементы игры могут найти место в общественно полезной работе. Игра должна входить в общий распорядок жизни школы.

        Главная особенность дидактической игры состоит в том, что в ней учебные задачи выступают перед ребенком не в явном виде, а маскируются. Играя, ребенок не ставит учебной задачи, но в результате игры он чему-то научится. Учение здесь протекает непреднамеренно. В этой непреднамеренности и кроется глубокий смысл дидактической игры. При отсутствии или угасании интереса к игре, ни в коем случае не следует принудительно навязывать ее детям — игра по обязанности теряет свое дидактическое, воспитательное значение, из игровой деятельности в этом случае выпадает самое ценное — ее эмоциональное начало.

        Одним из ценных видов дидактических игр является игра - труд, связанная с конструированием (архитектурным, транспортным, машиностроительным) моделированием, шитьем, выжиганием, слесарными работами, формированием, мальчики охотно строят модели планеров, самолетов, ракет и т.д. Девочек интересует игра - труд, связанная с бытом: они шьют, вышивают, вяжут одежду для кукол.

        С помощью игр можно организовать разнообразную игровую деятельность школьников, расширяющую их общеобразовательный, политехнический кругозор, развивающую любознательность, творческие способности. Ни в какой другой деятельности ребенка самостоятельно не проявляется столько настойчивости, целеустремленности, как в игре.         Обратимся к примеру.

        ТЕМА УРОКА: «ОБРАБОТКА БУМАГИ. ИЗДЕЛИЕ - «ЗАКЛАДКА».

        После того как в диалоге с детьми выясняется, какие материалы и инструменты необходимы для работы, учитель предлагает игру «Один за всех» и просит учащихся доказать, почему они так называется?

- Водящий один раздает каждому бумагу, ножницы, клей - говорят дети.

- Раздавать будет под музыку, - говорит один.

- Когда водящий положит на парту все, нужно поднять флажок, - уточняют другие.

- Правильно, - говорит учительница.

- Если водящий успеет раздать все материалы и инструменты до окончания музыки, мы с вами, благодаря ему, будем готовы к работе по изготовлению закладок. Кто у нас сегодня водящий?

Дети определяют водящего для каждой половины ряда. Водящие подходят к столу с инструментами и материалами. Включается музыка – игра началась. В игре участвуют все дети. Потребность в общении со сверстниками, в их эмоциональном поощрении побуждает к целенаправленному, сосредоточенному действию. По-разному дети решают игровую задачу (одни сразу кладут ученику на парту все предметы, другие сначала раздают бумагу, потом клей и т.д.), но каждый стремится успеть раздать все материалы и инструменты до окончания музыки. Итак, за несколько минут обыкновенная парта ученика превращается в рабочее место.

- Дети, - говорит учительница - поблагодарим водящих за помощь, мы теперь обязательно сделаем красивые закладки! Водящие возвращаются к своим партам, класс провожает их аплодисментами. Несмотря на то, что в первый раз получилось не все, дети выразили согласие на следующем уроке вновь поиграть в эту игру. Перед следующим уроком дети подходят к учительнице и спрашивают: «А кто сегодня будет водящим? Какие сегодня будут раздавать предметы?»

- Сегодня водящий должен определить, какого предмета (карточка с его изображением) не хватает на его столе. Водящий должен отыскать его и поднять вверх. Это и будет сигналом к окончанию игры. Узнать это можно только после раздачи всех материалов и инструментов (карточек с их изображением). Предмет — ответ лежит у меня на столе. В отгадке должны принять участие и игроки: они поднимают вверх карточку - отгадку.
Команде, у которой отгадки совпадут, будет присвоено звание «дружные ребята».

        Усложнив игру, сохраняется ее задача - выработать умение подготавливать рабочее место. Дидактическая задача игры подчинена цели урока, осуществление которой невозможно без обеспечения каждого ребенка соответствующими материалами инструментами.

        Игра «Все за одного» или «Поможем водящему» преследует ту же дидактическую задачу, т.е. дает возможность детям самостоятельно подготовить рабочее место. После определения играющим недостающего предмета, он отдает карточку с изображением этого предмета с целью обмена.

        Систематическое проведение целенаправленных игр позволит выработать у детей элементарное умение - подготавливать рабочее место. Со временем умение становится привычкой, гарантирующей организованность при решении трудовой задачи. Включаясь в такие игры, как «Каждой вещи – свое место», «Жмурки», «Что ушло к соседу», «Украсим ежика», «Чей хвостик» и многие другие, у детей сформируются не только специальные трудовые, навыки, но и готовность к волевым условиям, чувство коллективизма, ответственности, организованности, самоконтроля, развивается творческое воображение. Задача, правило и действия дидактической игры, правильно увязанные с трудовыми операциями на уроке, открывают большие возможности для обучения детей элементарным умениям. Хотя, иногда, ребятам не хватает осмысленного труда, настоящей полезной и разумной деятельности, связанной с подлинным формированием личности ребенка.

        Трудовая деятельность ребенка представляет собой единый процесс, в котором формируется личность ребенка. В каждом периоде развития ребенка какая-то одна из многих деятельностей является ведущей, определяющей характер развития ребенка в этот период. Личность не только формируется, но и самоутверждается в труде. В структуре оценки учащимися своего труда  определяющими становятся такие критерии, как степень трудности и проблемности решаемой задачи, самостоятельность и творчество. Учителю необходимо учитывать у детей личностоно-творческое начало их учебной деятельности, как при оценке труда учащегося, так и при планировании индивидуальной работы с учеником.

        Нередко, с сожалением, учителя отмечают, что в подростковом возрасте городские дети мало приучены к труду. А детям, живущим в сельской местности свойственно в качестве ведущей деятельности выступать трудовой.

        Гармоничное развитие личности — это когда в одной способности не теряется связь с другими способностями, когда одна деятельность обогащает другую, когда одна сформированная потребность становится условием образования других потребностей, когда одно увлечение приводит к становлению разносторонних интересов личности.

        Развивая детскую самостоятельность В.А.Сухомлинский подчеркивал, что труд не должен быть легким. Надо найти ту меру трудности, чтобы труд был  и детским и нравственно-воспитывающим, и духовно-притягательным, напряженным, чтобы он брал за живое, доставлял радость и чтобы от этой радости становилось интереснее жить и учиться самому ребенку.

IV. Виды труда в школе и их воспитательное значение.

        Привлекая школьников к разнообразным видам общественно-полезного, производительного труда необходимо учитывать виды труда по классам с учетом их познавательного, развивающего и воспитывающего значения. Подготовка детей к труду не замыкается только рамками, учебных предметов. Существует целостная система такой подготовки, складывающаяся их многих звеньев. И первое звено – преподавание общеобразовательных дисциплин. Каждый школьный предмет вносит свою долю в политехническую подготовку учащихся. Все вместе они оказывает мощное воспитательное воздействие, нацеливают ребят на систематический общественно-полезный производительный труд. Это - и труд на уроках, и работа во время трудовой практики, и участие в различных школьных, трудовых объединения во время каникул и т.д.

        Если ребенок приучен к посильным систематическим занятиям дома в семье, в детском саду, тогда труд в начальных классах школы становится воспитанием нравственных качеств. Ребенок осознает его необходимость, понимает, что дело, которым он занимается, важное и нужное. Это касается и работы по самообслуживанию, когда школьник выполняет задание прежде всего не лично для себя, а для коллектива. Это осознание высокой значимости труда приподнимает, одухотворяет такие простые занятия, как уборка помещения и территории школы, благоустройство соседних улиц, изготовление учебных пособий, игрушек для украшения школьного зала. Поэтому, есть сотни объектов труда, точек приложения ребячьих сил, где школьники учатся работать.

        Производительный труд в школе играет немаловажную роль в формировании у ребят современного экономического мышления. Когда говорят об экономическом воспитании, то имеют в виду не только элементарное знакомство учащихся с такими понятиями, как рентабельность, норма выработки, хозрасчет и т.д., а реальное постижение сути этих понятий в процессе производительного труда.

        В 1-3 классах учащиеся должны овладеть элементарными приемами ручной работы с различными материалами, выращивание сельскохозяйственных растений, ремонта учебных пособий, изготовления игрушек, различных полезных предметов для школы, дома. На этой ступени обучения начинается ознакомление с некоторыми доступными для понятия детей профессиями. Программа трудового обучения в этих классах состоит из двух основных разделов: технического и сельскохозяйственного труда.

        Первый включает в себя работу с бумагой, картоном, тканями, природным материалом, проволокой, фанерой. Изучая сельскохозяйственный  труд, учащиеся начальных классов должны овладеть знаниями и элементарными навыками по выращиванию растений в помещениях и на школьном участке.

        Предусматриваются экскурсии с целью знакомства с некоторыми профессиями и отдельными видами производственного оборудования. В результате учащиеся научатся многому из того, что нужно уметь делать дома своими руками.

V. Трудовое воспитание и профессиональная ориентация

        Выбор профессии - это область приложения физических и духовных сил в определенной сфере трудовой деятельности. Выбор профессии определяет выбор жизненного пути, смысл жизни, ее успешность.

        Чтобы в юном возрасте из многих тысяч профессий выбрать одну, нужно отнестись к этому очень ответственно. В этом учащимся помогает освоение общеобразовательных предметов, непосредственное участие в общественно- полезном, производительном труде, занятия в кружках и клубах по интересам.

        В выборе профессии необходимо руководствоваться правилом, что не только человек предъявляет требования к профессии, но и профессия к человеку. Взаимное соответствие человека и его профессии называют профессиональной пригодностью. Она формируется в трудовой деятельности.         В труде не только формируются склонности, способности к определенной профессиональной деятельности, развиваются профессиональные восприятия, память и мышление, но и складывается определенный тип поведения человека, его коллективная направленность, требовательность, чувство долга и другие качества личности.

        Большинство профессий не предъявляет абсолютных требований к человеку в отношении пригодности: отсутствие каких-либо необходимых качеств, свойств, способностей может быть компенсировано развитием других. Абсолютная пригодность необходима представителям профессий, работа которых связана с возможностью возникновения неожиданных ситуаций, опасностей для здоровья и жизни людей (летчик, хирург, пожарник и т.д.). То же можно сказать и о профессиях, связанных с искусством: если, например, у человека нет способностей к изобразительной деятельности, то он вряд ли станет настоящим художником, архитектором, скульптором.

        Бывает и так: подросток выбрал профессию, она ему нравится, соответствует его интересам. Однако, включившись в реальные профессиональные условия, человек понимает, что это не его область деятельности. В этом случае нецелесообразно затягивать пребывание в данном учебном заведении или на рабочем месте. Иначе последуют более серьезные разочарования. Необходимо продолжить поиск приложения своих способностей, мобилизовать волю и преодолеть трудности.

        Обдумывая выбор профессии, еще в старших классах школы, необходимо объективно оценить свои интересы, склонности, способности, заниматься самовоспитанием, формируя характер, силу воли. Развивать профессиональные способности никогда не поздно, но лучше начинать со школьной скамьи. Первый шаг к этой работе - составление тех качеств, которые нужно в себе укреплять и развивать, а также тех, которые важно преодолеть. Критическая оценка своих способностей, нравственных качеств позволяет человеку в выборе профессии правильно соотнести свои возможности с требованиями, предъявляемыми профессией.
        Для выбора профессии очень важен тактичный совет родителей, основанный на глубоком знании индивидуальных особенностей (интересов, склонностей, состояния здоровья) ребенка, традиций семьи. Уже в семье под влиянием всего семейного склада у ребенка вырабатывается такие качества, направленные на становление личности. Даже в раннем возрасте родители могут выявить в ребенке те способности, которые могут помочь ему в выборе
профессии, ориентации его в обществе.

        Мир профессий очень велик. Их десять тысяч, и, если не охватить взглядом все это разнообразие хотя бы в общих чертах, выбор будет неполным. А чаще так и бывает, что выбирают из тех, с какими профессиями успели познакомиться. Родители часто не догадываются, что «за бортом» осталась как раз та профессия, которая наиболее полно соответствует склонностям и способностям сына или дочери. Хотя, конечно, узнать все десять тысяч профессий обычным путем - дело безнадежное. Но существуют разнообразные системы, позволяющие получить более или менее широкое представление о мире профессий.

        Одну из таких систем разработал профессор С.А.Климов. Он делит все многообразие профессий на пять больших разделов, затем каждый из них - по разным признакам на группы поменьше. Постепенно круг выбора сужается и доходит до нескольких профессий, которые нравятся больше остальных, или даже до одной, которая нравится особенно. С.А.Климов подробно рассказал об этом в своих книгах "Путь в профессию", "Школа, а дальше?"

        В любой работе есть тонкости и нюансы, о которых никакая теория не расскажет. Поэтому ребятам желательно поговорить с людьми, которые выполняют эту работу. Ведь тут могут выясниться непредвиденные детали и подробности. Они или сделают выбранную работу еще более привлекательной, или, наоборот, заставят изменить решение и начать всё сначала. Когда подросток стоит перед выбором сферы деятельности, то только на практике, в ходе самой деятельности выяснится, подходит ли она ему или нет. И, конечно, если человек никогда не пробовал рисовать, он не узнает, имеется ли у него талант художника. А все формы деятельности испробовать не возможно.

        У человека могут быть задатки многих способностей и дарований. Р.Вагнер обладал одновременно музыкальным и литературным талантом; М.Ю.Лермонтов, помимо поэтического дара, был незаурядным художником; композитор А.П.Бородин был крупным химиком. Даже многие талантливые люди не сразу находили себя, по нескольку раз меняли профессию. Поэтому сделать правильный выбор не просто.

        Уровень социальных притязаний школьника и выбор той или иной конкретной специальности в немалой степени зависит от объективных условий».  Это и социальное положение, и материальное благосостояние семьи, и особенно уровень образованности родителей. Дети из более обеспеченных семей обычно склонны идти по стопам родителей, или хотят остаться в той же социально-профессиональной группе».  Другие, напротив, стремятся поднять свой социально-профессиональный статус, получить более высокое образование, чем их родители. При этом образовательный уровень родителей важнее, нежели материальное благосостояние. Хотя нередко бывает и наоборот. Это можно объяснить и материальными трудностями, ранее довольно таки обеспеченных семей. Поэтому, при выборе профессии материальное обеспечение играет не последнюю роль.

        Существующие факторы профессионального самоопределения - возраст, в котором осуществляется выбор профессии, уровень информированности молодого человека и уровень его притязаний. Выбор профессии - сложный и продолжительный процесс. В связи с этим существует много опасностей в этом периоде.

        Одна из таких - затягивание и откладывание старшеклассником профессионального самоопределения в связи с отсутствием устойчивых интересов. Эта задержка часто сочетается с общей незрелостью юноши. Чрезмерная опека со стороны родителей, потакание и избалованность ребенка, часто сказывается на неумении, казалось бы уже взрослого человека принимать правильные, самостоятельные решения. Попытки родителей ускорить, форсировать процесс выбора профессии своим ребенком, путем нажима, как правило, дают отрицательные результаты, вызывая у родителей, детей тревожное состояние, а иногда и нежелание вообще что-либо выбирать. Помощь здесь нужна своевременная, на всем протяжении учебы, расширение кругозора ребенка, ознакомление его с разными видами деятельности, практические приобщение к труду.

        Хотя ранее и твердое самоопределение считается положительным фактором, и оно имеет свои недостатки. Подростковые увлечения нередко бывают случайными и за внешним престижем профессии, он не замечает других ее аспектов. А мир профессий в этом возрасте кажется черно-белым. В будущем это может привести к глубокому разочарованию. Некоторым не прошедшим по конкурсу в вуз молодым людям кажется, что произошла катастрофа, крушение жизненных планов. Но обычно те, кто заинтересованы в продолжение образования, могут реализовать жизненные планы несколько позже.

        Однако, не все придерживаются первоначальных ориентации. Чем старше люди, тем больше разветвляются их жизненные пути, а параллельно этому меняются и жизненные ориентации. Те, кто хотел поступить и поступил в вуз, сначала кажутся удовлетворенными. Но у тех, кто выбрал профессию не вполне продуманно, в дальнейшем часто возникают трудности. Одни не справляются с учебой, другие разочаровываются в специальности, третьи сомневаются в правильности выбора вуза.

        Конечно, и на работе молодого специалиста подстерегают новые трудности. Этому тоже много причин, которые могут привести к изменению ранее выбранной профессии.

        Профориентационную работу в средней школе обычно начинают в 9 - 11- х классах. Особое место в ней занимают индивидуальные консультации учащихся, которые в основном осуществляются во внеурочное время. Они проводятся в форме индивидуальных бесед с теми учениками, которые испытывают затруднения в определении и реализации своих профессиональных намерений. В процессе профконсультации ученик уточняет и конкретизирует знания об избирательной профессии, углубляет их, проверяет правильность своих суждений. В целом, профконсультационная работа является важным средством проверки обоснованности избираемой профессиональной деятельности, знаний об основах выбора профессии.         Существует много разработок занятий по профориентации учащихся. Одним из таких занятий является "Заключительная профконсультация". Цель занятия: уточнить (скорректировать) индивидуальные профессиональные планы учащихся. Способствовать формированию потребности в выборе профессии в соответствии с индивидуальными возможностями и требованиями профессии.

        Подготовка занятия: к этому занятию учитель на основе собранных в процессе преподавания курса сведений об ученике - его интересах, профессиональных намерениях, способностях, состоянии здоровья, характерологических особенностях, об увлечениях и занятиях в свободное время, мотивах учения и выбора профессии, влияние родителей и т.д. - заполняет профориентационную характеристику-рекомендацию. Она содержит следующие данные:

1. Выраженность профессиональных интересов к определенной области деятельности и конкретной профессии.

2. Наличие специальных способностей к определенной области профессиональной деятельности (к естественным и гуманитарным наукам, искусству, медицине, технике, военному делу, спорту и др.).

3. Практический опыт в избранной трудовой деятельности (занимается по профилю профессиональной подготовки, в кружке, изучает факультативный курс):

4. Состояние здоровья позволяет избрать данный вид деятельности (профессию) по заключению школьного врача (медицинской комиссии).
План занятия:

1. Выдача учащихся профориентационных характеристик-рекомендаций, заполненных учителем.

2. Ознакомление учащихся с характеристиками-рекомендациями.

3. Выборочное обсуждение характеристик (по выбору учителя или желанию учеников). Основное внимание обращается на выполнение учащимися рекомендаций учителя, сделанных в процессе индивидуальных бесед, и на разработку советов по совершенствованию профессиональных планов.

        

        Долг родителей дорожить любой полезной увлеченностью ребенка, как можно шире открывать ему спектр занятий, чтобы он не разминулся с делом всей своей жизни. У каждого ребенка обширный круг способностей. Но надо найти поле приложения сил ребенка, в котором он будет стремиться выступать как созидатель, творец. Это, скорее всего и будет делом его жизни. Призвание должно реализовываться в цели жизни. Если она определилась, вся жизнь выстраивается соответствующим образом. Необходимо прививать ребенку ту меру упорства, воли, энергии, которая необходима, чтобы выявить, полностью развить и реализовать свои способности.

        Распознать, в чем истинное призвание ребенка крайне трудно. Поэтому нельзя заставлять детей делать то, к чему у них нет настоящих способностей. А об их способностях можно судить по тем делам, в которых они уже сегодня добиваются успеха, посещая факультативы и кружки. И конечно, только труд, только стремление к самовоспитанию может помочь детям выполнить в жизни свое предназначение.

V. Воспитание сегодня. Заключение.

        Воспитание сегодня - это скрытый и длительный процесс, и потому мы должны проявлять проницательность, последовательность и терпение во всех конкретных случаях решения воспитательных задач.         Наш воспитательный процесс должен быть пронизан уважением к личности каждого ребенка, должен формировать у детей чувство заботы о товарищах, близких, о людях вообще.

        Учась трудиться, юный человек осваивает опыт общественно – трудовых отношений, культуры общения, проходит мудрую школу жизни, которую невозможно заменить никакой теорией, никакими учебниками. Люди, умеющие и любящие трудиться, с уважением и бережно относятся к чужому труду, к личности других людей. Они и свою семью строят основательно, прочно, и детей растят трудолюбивых.

        Я считаю, что дети взрослеют в труде гораздо быстрее, не теряя своего детства. Они входят во взрослую жизнь подготовленными, закаленными и нравственно зрелыми.

Список литературы:

  1. О.С.Богданова, С.В.Чернякова. Нравственное воспитание. – М., Просвещение, 1998
  2. Ш.А.Аманашвили. Здравствуйте, дети! – М., Просвещение, 1985
  3. С.Соловейчик. Педагогика для всех. – М., Детская литература, 1987
  4. Ю.П.Азаров. Искусство воспитывать. -  М., Просвещение, 1985

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Классный час "Ради чего стоит жить?"

классный час для учащихся 8-9 классов...

Сценарий отчетного гитаристов 2 года обучения "Ради чего"

Отчетный концерт обучающихся 2 года обучения объединения "Клуб любителей гитары "Орион" "Ради чего"....

Статья "ВОСПИТАНИЕ ПАТРИОТА СЕГОДНЯ (ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ ПО ПАТРИОТИЧЕСКОМУ ВОСПИТАНИЮ СТУДЕНТОВ В УЧРЕЖДЕНИИ СПО)"

Сегодня очень много говорят о патриотизме. На современном этапе развития нашей страны это чувство должно стать, наверное, тем стержнем в жизни каждого человека, который поможет нам построить новое общ...

Проблемы нравственного воспитания сегодня

В годы «активизации первоначального капитала» нравственность оказалась отстранена на задний план, переведена в ранг анахронизма....

Радио: вчера, сегодня, завтра

Исследовательская работа обучающегося 6 класса....