Проблемы нравственного воспитания сегодня
статья на тему

Фомина Любовь Эриксоновна

В годы «активизации первоначального капитала» нравственность оказалась отстранена на задний план, переведена в ранг анахронизма.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon nravstvennoe_vospitanie.doc45 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное  общеобразовательное учреждение

« Уренгойская средняя общеобразовательная школа № 2»

Проблемы нравственного воспитания сегодня

Выступление на творческой лаборатории

Фомина Любовь Эриксоновна,  

педагог дополнительного образования,

руководитель изостудии «Палитра»

п.Уренгой


Проблемы нравственного воспитания сегодня.

У НРАВСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ  СЕГОДНЯ ОЧЕНЬ СЕРЬЕЗНЫЕ ПРОБЛЕМЫ И БОЛЬШИЕ ТРУДНОСТИ.

В годы «активизации первоначального капитала» нравственность оказалась отстранена на задний план, переведена в ранг анахронизма. Сегодня вместо слова «нравственность» чаще употребляют словосочетание «новое мышление», которое приравнивают, делают синонимом к выражению «новая этика» (как будто этика может быть устаревшей или современной!)

Переход к рыночной экономике вызвал общее снижение нравственности. Среди причин, которые привели к падению нравственности сегодня можно назвать следующие:

1. Выпадение нравственного воспитания из воспитания семейного;

2. «Стерилизация» сознания, исторической памяти, дегероизация прошлого;

3. Высокий уровень информатизации, превращающей молодое поколение в        

   «зомби», «роботов», уводящей в виртуальный мир;

   

4. Философия потребления, как главный жизненный принцип; 

5. Усиление межэтнических конфликтов, межнациональной розни.

Мы распределили их по степени значимости.

Прежде всего, вспомним определение нравственности:

Нравственность-это выработанное личностью в соответствии с традициями, социальной средой, воспитанием и опытом поведения убеждение в необходимости моральной нормы отношений к окружающему миру, людям, самому себе.

Та истина, что семья имеет решающее влияние на ребенка, что семейное воспитание задает тон всему процессу становления и развития личности, в наше время благополучно забывается.

Семья для ребенка - и социальная среда, и воплощение культурных традиций, и источник общественного опыта. Только в семье дети постоянно и непроизвольно осваивают опыт, знания старших, а взрослые как бы повторяют, воспроизводят в детях, в их воспитании уже пройденные этапы своей жизни. Семейная среда уникальна, предпосылки ее созданы самой природой, И ЛЮДИ, ЕСЛИ НЕ ХОТЯТ ПОТЕРЯТЬ ВСЕ, ЧТО ДАЛА ИМ ЦИВИЛИЗАЦИЯ, ДОЛЖНЫ В КАЖДОМ НОВОМ ПОКОЛЕНИИ ВОССОЗДАВАТЬ ПРОЧНУЮ И НРАВСТВЕННО ЗДОРОВУЮ СЕМЬЮ. Это обстоятельство обязывает родителей серьезнее взглянуть на свою роль в судьбах своих детей и, с другой стороны указывает школе, что она не должна (выражаясь словами Пирогова) усыплять нерадение и беззаботность родителей, бессмысленно радующихся, что пристроили детей.

Часто родители, испортив детей, спешат сдать их в школу как в исправительное заведение. Распространение же мнения о том, что воспитание дело не хитрое, не требующее головной работы и состоящее просто в находчивости, очень опасно, так как клонится к поддержке невежества, еще более опасного, а тем более в воспитании, от которого зависит будущее всего общества.

Хочется привести два случая, прочитанных в книге, трактующей о воспитании. Один сын хотел убить отца. Узнав об этом, отец позвал его гулять с собою и, заведя в пустынное место, подал нож сыну, сказав: «Убей меня здесь, чтобы никто не догадался, а подумали на разбойников». И еще другой случай. Отец, узнав, что сын хочет обокрасть его, отдал ключи от конторки и сказал: « Бери, сколько хочешь, но не воруй!». Примеры такого рода невразумительны. Ведь сами факты убить и обокрасть указывают на предшествующее нехорошее отношение и дурное воспитание.

Наше время. Экспериментальная школа. Родителей упор педагоги просят сделать на самостоятельность детей. При этом школа столкнулась с тем, что многие родители вообще четко не представляют, в чем особенности домашнего воспитания, что могут выработать у детей только родители и никакая школа им не поможет, если они сами не справятся со своими проблемами.

Воспитательный потенциал семьи зависит от ее прочности. Давайте вдумаемся: смешение потребности в любви с удовлетворением природной надобности, привело к тому, что многие слишком поздно убеждаются в том, что человеческое счастье лежит на путях не просто сексуальной, а семейной жизни.

Большинство беременностей у нерожавших женщин во всех возрастах оказывается внебрачными (61,7%),  в 16 - 17 лет – это 95,6%, 25 – 29 лет - 54,9%. Следовательно, количество абортов увеличивается, и как  следствие увеличиваются случаи потери женщиной способности иметь детей.

Существует и прямая связь между добрачной сексуальной активностью и степенью нестабильности молодых семей, приблизительно в 2 раза превышающий средний показатель.

Статистика выявляет, что в настоящее время рожают женщины, не имеющие даже начального образования - 3433ребенка, лишь с начальным образованием - 2718. Со средним и высшим - в 3 раза меньше!

Семью создают двое. Создают для собственного личного счастья. Но при этом семья никогда не была и не будет частным делом, а личное счастье окажется химерой, если люди, к нему стремящиеся, не станут личностями, если у них не будет воспитана потребность свои решения сверять с общественным благом. Только эта потребность, называемая духовностью, может зажечь в семейном очаге огонь сопричастности к судьбе народа, страны, человечества.

Есть такое понятие «непреходящие ценности». Если они теряются у народа, то теряется и его достоинство.

Человеческая цивилизация стояла и сможет выстоять на идеалах самопожертвования и товарищества.

Наше время-это эпоха воинствующего эгоизма, не нуждающегося в героях и героизме. Тогда как исторический опыт утверждает, что если народ забудет своих героев - случится непоправимое: народ потеряет честь и достоинство, утратит силы и дух. Особенно важно это для молодого поколения. Молодежи нужны герои, которые бы стали  их идеалами ,теми ,кому они хотели бы подражать. Поэтому важно, кто будет их кумирами , с которых они хотели бы делать свою жизнь.

На героических примерах воспитывались многие поколения нашей страны. В том числе и поколение фронтовиков ВОВ. Но мы и не заметили. Как героизм вышел из употребления. Ведь теперь у нас каждый сам за себя, и личная победа в добыче и накоплении материальных ценностей стала куда важнее победы народа, государства, больших идей.

Свергали кумиров…И вот в России и на Украине привечают бывших власовцев и бандеровцев, а в Прибалтике устанавливают монументы эсэсовцам…

Многие писатели и публицисты берут на вооружение концепцию, согласно которой даже в ВОВ победили мужественные союзники: американцы и англичане.

«Стерилизация»  сознания, исторической памяти - одна из самых серьезных проблем, которую необходимо предотвращать. Нельзя допустить ревизии истории.

Так, например, после разгрома гитлеровской Германии, во исполнение соответствующих международных решений о денацификации, на протяжении более чем 20 лет немецкие средства массовой информации систематически из месяца в месяц публиковали материалы, разоблачающие звериную сущность фашизма, а во всех школах был введен обязательный курс, раскрывающий эту больную для немцев тему. Отсюда и инициированное государственное покаяние немецкой нации -результат долговременной терпеливой педагогической работы.

НИЧЕГО ПОДОБНОГО НЕ ПРОИЗОШЛО В ОТЕЧЕСТВЕ НАШЕМ. Стоит ли после этого удивляться появлению причудливой гремучей смеси национализма, коммунизма и клерикализма.

Дороже своей жизни может быть лишь другая жизнь - другого человека, страны, народа. Вот почему мать бросается, не рассуждая с риском для жизни спасать ребенка. Вот почему в традициях нашего народа спокойно и убежденно идти на смертный бой, если на Родину напали недруги.

Уметь чувствовать чужие радости и страдания, ощущать их как свои собственные - именно это делает человека по настоящему человеком. Когда человек не умеет понимать других, его называют черствым, сухим. Его душа - как безлюдная пустыня. Объединить людей состраданием ко всему живому - это значит научить их быть великодушными.

Анализируя информационно-публицистическое варево, которым вскормлен современный школьник, - мы заметим, что в газетах, журналах, пространствах ИНТЕРНЕТА НАВЯЗЧИВО КУЛЬТИВИРУЕТСЯ АГРЕССИЯ. Человеку предлагается два состояния: эйфорическое и депрессивное. В ходу глумление и ерничество, проповеди эгоизма, безбожная агрессия в отстаивании незрелых политических, эстетических, сексуальных предпочтений.

Часто слышно выражение - информатизация общества. Невиданные и самые неожиданные возможности она открывает человеку во всех сферах деятельности. Но, добро и зло всегда идут рядом. Рука об руку. И пора задуматься всерьез о негативных последствиях информатизации общества.

Информатизация - это скрытая, часто неосознаваемая угроза не только и не столько здоровью физическому, сколько психическому здоровью человека.

Информатизация - это не только компьютерные сети. Это все каналы сбора, хранения, передачи и переработки информации, в том числе радио и телевидение, количество программ которых и объемы их суточного вещания непрерывно растут. Это книги, газеты, журналы.

Телевидение опасно удобно тем, что перед человеком у телевизора не стоит проблема выбора. Ему не надо принимать никаких решений, он превращается в духовного раба. (Идет более 20 телесериалов + боевики, триллеры, развлекательные игры) А за раба решает кто-то другой. Неустойчивая психика ребенка и даже взрослого, особенно женщин не выдерживает нагрузки, и люди уходят в другие, виртуальные миры, где воображают себя телевизионными «героями».

Не менее страшно еще одно явление - «хакерство». Хакеры - чаще всего молодые люди, которые сутками проводят время за компьютерами или игровыми приставками, постепенно теряя всякий интерес к нормальным человеческим потребностям.

Человек живет в полном неопределенности мире. Информация необходима для устранения, снижения неопределенности. Только тогда человек может реагировать на изменения, происходящие в мире, - принимать правильные решения. Но если сигналы не устраняют, не снижают неопределенность, то это всего лишь информационные шумы, помехи, заглушающие информацию. Они не несут знания, притупляют чувства, подавляют волю. Большинство теле и видеофильмов, мультиков, современных книг, журналов, компьютерных игр - не информация, а информационные шумы, разрушающие психику человека. ( Телебоевики, триллеры похожи как две капли воды)

Уже давно известно, что посредством телевидения, кино, компьютера можно закладывать информацию на подсознание человека и тем самым управлять им. (Пресловутый  «25 кадр» СТРОЖАЙШЕ ЗАПРЕЩЕН ЗАКОНОМ ВО МНОГИХ СТРАНАХ, НО НЕ У НАС.)

Появились компьютерные вирусы. Они ведут себя, как и обычные биологические, они имеют одну информационную природу. И кто поручится, что в скором времени не появятся «вирусы духовные». Ведь авторы компьютерных вирусов анонимны, их невозможно найти.

Вспомним библейскую притчу о первородном грехе. Суть ее в том, что Адам и Ева вкусили плод от Древа познания, получили Знание, но не были готовы к этому нравственно. ЭТА ПРИТЧА – ГРОЗНОЕ ПРЕДОСТЕРЕЖЕНИЕ: ПОЗНАНИЕ НЕ ДОЛЖНО ОПЕРЕЖАТЬ НРАВСТВЕННУЮ ГОТОВНОСТЬ К НЕМУ ЧЕЛОВЕЧЕСТВА.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проблема нравственного воспитания учащихся в условиях школы-интерната

В данной статье рассматриваются основные принципы, формы и методы нравственного воспитания учащихся в условиях школы-интерната. Мы трактуем процесс нравственного воспитания в условиях школы-интерната ...

Статья "Проблемы нравственного воспитания молодежи в современном мире"

Проблемы нравственного воспитания молодежи в современном мире.«Сегодня российское общество испытывает явный дефицит духовных скреп: милосердия, сострадания друг к другу, поддержки, взаимопомощи - дефи...

«Проблема нравственного воспитания учащихся в условиях школы»

В данной статье рассматриваются основные принципы, формы и методы нравственного воспитания учащихся в условиях школы. Мы трактуем процесс нравственного воспитания в условиях школы как целенаправленный...

Статья "Проблема нравственного воспитания в современном обществе"

В статье приведены основные проблемы совремнного общества и пути их разрешения....

Проблемы нравственного воспитания учащихся надомного обучения в коррекционной школе.

Вопрос духовно-нравственного воспитания детей в коррекционных школах является одной из ключевых проблем, стоящих перед обществом и государством в целом. Учащиеся, обучающиеся на индивидуальном (надомн...

Актуальные проблемы нравственного воспитания

В процессе воспитания перед педагогом возникает ряд проблем. Причина этому - смена жизненных  ценностей. Нравственные изменения, с которыми столкнулось наше общество в результате политическ...

Статья "Проблемы нравственного воспитания в школе"

Проблемы нравственного воспитания...