Статья "Проблемы нравственного воспитания молодежи в современном мире"
статья (11 класс) на тему

Куфаева Ирина Валерьевна

Проблемы нравственного воспитания молодежи в современном мире.

«Сегодня российское общество испытывает явный дефицит духовных скреп: милосердия, сострадания друг к другу, поддержки, взаимопомощи - дефицит того, что всегда, во все времена исторические делало нас крепче, сильнее, чем мы всегда гордились. Эти проблемы обозначил российский президент В. В. Путин в послании Федеральному собранию в 2012 году. Для целей настоящего Федерального закона «Об образовании» применяется одно из главных понятий -образование. Каждый ребенок должен приобрести знания, умения, навыки, ценностные установки в целях интеллектуального, духовно-нравственного, творческого, физического и (или) профессионального развития человека, удовлетворения его образовательных потребностей и интересов.

Человек не рождается с врожденной нравственностью. Нравственность это продукт воспитания — основа личности человека, роль ее огромна, и поэтому столь важно, как можно раньше ознакомить человека с нравственными ценностями. Недостаток нравственного воспитания подрастающего поколения составляет одно из величайших зол нашего времени, с которым необходимо бороться, иначе человечество дойдет до окончательной гибели и нравственного разложения.

Сегодня важно, что здравомыслящая часть общества ясно осознает наличие в стране духовно-нравственного кризиса. Это проявляется в легковерном отношении к семейным ценностям, к распространению насилия, террора, вандализма, правового нигилизма, коррупции и других негативных явлений.

Духовность и нравственность - это два понятия, которые очень тесно взаимосвязаны между собой. В словаре В. Даля Духовный - бесплотный, нетелесный, из одного духа и души состоящий, все относящееся к Богу, церкви, вере, все относимое к душе человека, все умственные и нравственные силы его, ум, воля. Нравственность определяется как синоним морали, которое в обобщенном виде выражено в «золотом правиле»: «поступай по отношению к другим так, как ты хотел бы, чтобы они поступали по отношению к тебе». Такое золотое правило дал нам Господь более 2000 лет назад. Об этом мы читаем в 7 гл. Евангелия от Матфея.

 Что мы видим сейчас в современном обществе?

Традиционные основы воспитания и образования подменяются “более современными”, западными:

·                 христианские добродетели – общечеловеческими ценностями гуманизма;

·                 педагогика уважения старших и совместного труда – развитием творческой эгоистической личности;

·                 целомудрие, воздержание, самоограничение – вседозволенностью и удовлетворением своих потребностей;

·                 любовь и самопожертвование – западной психологией самоутверждения;

·                 интерес к отечественной культуре – исключительным интересом к иностранным языкам и иностранным традициям.

Актуальность проблемы нравственного воспитания связана, по крайней мере, с четырьмя положениями:

1.             Во-первых, наше общество нуждается в подготовке широко образованных, высоко нравственных людей, обладающих не только знаниями, но и прекрасными чертами личности.

2.             Во-вторых, в современном мире маленький человек живет и развивается, окруженный множеством разнообразных источников сильного воздействия на него как позитивного, так и негативного характера, которые ежедневно обрушиваются на неокрепший интеллект и чувства ребенка, на еще только формирующуюся сферу нравственности.

3.             В-третьих, само по себе образование не гарантирует высокого уровня нравственной воспитанности, ибо воспитанность - это качество личности, определяющее в повседневном поведении человека его отношение к другим людям на основе уважения и доброжелательности к каждому человеку.

4.             В-четвертых, вооружение нравственными знаниями важно и потому, что они не только информируют ребенка о нормах поведения, утверждаемых в современном обществе, но и дают представления о последствиях нарушения норм или последствиях данного поступка для окружающих людей.

Не имея жизненных перспектив, вынужденные вести борьбу за выживание, многие молодые парни и девушки становятся частью криминального мира. Социальная необеспеченность семей, необходимость поисков заработка сказываются на культуре и образовании молодежи: они отдаляются от учебы, духовных идеалов

Низкие жизненные условия, неблагополучность, отсутствие возможности реализации толкает молодых людей к опробованию спиртного и наркотиков. Проблема алкоголизма среди молодежи обладает чудовищными масштабами. Что и говорить: уже каждый второй старшеклассник употребляет спиртные напитки дважды в неделю. Проблема наркомании среди молодежи также является актуальной. Кстати, такая зависимость возникает не только у ребят из малообеспеченных семей: многие наркоманы – дети состоятельных родителей.

Немалы размеры проблемы курения среди молодежи. Каждый третий старшеклассник курит постоянно.

Для России нет другого пути выхода из кризиса в духовно- нравственной сфере, кроме возрождения самобытной цивилизации на традиционных ценностях отечественной культуры.

Приступив к работе в качестве классного руководителя в группе 2б, заметила, что с 2002 по 2011 год произошли серьезные изменения в нравственном облике людей и не в лучшую сторону. Сквернословие исходит из уст большинства девушек, некоторые имеют солидный стаж курильщицы. Пиво для большинства является безобидным напитком, который может служить для лечения некоторых болезненных недугов, для просветления мозгов. Пирсинг - это очень безобидно и красиво. Жить гражданским браком разрешают родители. Вот такие приходят студенты со своими взглядами, нормами и установками. Поэтому, реализацию духовно-нравственного воспитания вижу в нравственно-эстетическом аспекте:

  • формирование нравственных чувств (совести, долга, веры, ответственности, гражданственности, патриотизма),
  • нравственного облика (терпения, милосердия, кротости, незлобивости),
  • нравственной позиции (способности к различению добра и зла, проявлению самоотверженной любви, готовности к преодолению жизненных испытаний),
  • нравственного поведения (готовности служения людям и Отечеству, проявления духовной рассудительности, послушания, доброй воли)

Необходимым условием эффективной организации воспитательного процесса по духовно -нравственному воспитанию студентов является сотрудничество. Для этого устанавливается  благоприятный климат в группе, расширяются  горизонты сотрудничества, что позволяет взаимодействие с преподавателями – предметниками, родителями, психологом, педагогами дополнительного образования, медицинским работником.

  Использую разные формы работы: беседы, дискуссии, общественно-полезный и творческий труд, подготовка и проведение открытых классных часов, участие в спортивных мероприятиях, индивидуальную работу со студентами, работу с родителями.

 Каждую неделю в группе проводились тематические классные часы: «Что в имене тебе моем», «О скверне и слове», «Прощение или месть», «Обмен комплиментами», «Правила общения», «Приветливость всем открывает сердца», «Отчизны верные сыны», «Дети войны», «Классическая музыка и ее влияние на душу человека», «Культура речи молодежи», «Вирус сквернословия», «Стыдно ли трудиться», «Нравственность в молодежной среде» «Деньги- плохой хозяин или хороший слуга», «Закон и совесть», «Представления о красоте», «Подари мне жизнь»,  и др. Неоднакратно проводятся беседы о вреде курения с демонстрацией роликов, организуем диспуты о вреде наркотиков, алкоголя. На втором курсе студенты сами готовили и классные часы. Совместно с классным руководителем студентка выступила в роли ведущей на внеклассном мероприятии «Мы хотим жить, мечтать, любить», для ребят 1 АФ группы.

Особое внимание уделяю проблеме женского алкоголизма. Девушка несет огромную ответственность за здоровье своих будущих детей. Как известно, если обеспечить студента работой, времени и сил на выполнение глупостей не хватит. Большинство студентов посещают кружки и секции: Изостудия Колорит, фитнес, волейбол, теннис, «Народный хор», «Человек и его здоровье». Студенческое самоуправление дает возможность проявить себя. Студенты состоят в педагогическом отряде «Колибри».

В мае прошли спортивные соревнования по легкой атлетике, в котором участвовали 15 студентов группы. К 26 апреля была оформлена выставка «Радиация и здоровье» в рамках проведения предметной недели. Танцевальная группа девушек участвовали в «Студенческой весне», а также в представлении, посвященном Дню Победы 9 мая.

Участие в общеколледжных мероприятих. Уборка территории, уход за комнатными цветами. При высокой внутренней дисциплине эти маленькие росточки в виде различных дел превратятся в плоды знаний и умений, которые необходимы при работе с детьми. Девочки, живущие в общежитии посещают занятия о. Василия священнослужителя Свято- Успенского храма г. Усмани. Ездят по святым местам.

И все -таки вредные привычки - это формирование устойчивых связей в коре больших полушарий. И чтобы добиться угасания таких условных рефлексов необходимо длительное время и упорная работа над собой.

        Но только ли мы, педагоги несем ответственность за поведение студентов в обществе? Конечно же, нет. Воспитательная работа начинается в семье. Современное состояние российской семьи является результатом нерешенных проблем подготовки молодежи к жизни. Этому не уделялось достаточно внимания, и многие современные проблемы — распад семьи, низкий уровень рождаемости, аборты, брошенные дети — результат такого подхода.

Большая часть того, что молодежь слышит и видит в семье, в средствах массовой информации и др. источниках не только не готовит их к семье, а наоборот делает их безответственными по отношению к семье и ко всему обществу. Дети живут по примеру своих родителей. Важно, чтобы студентки это четко осозновали и вступали в семейную жизнь не с пороками а с добродетялими.

В заключении выступления хочется отметить, что в современное время, когда в соседней стране властью признается фашизм и активизируются националисты, необходимо продолжать работу по духовно- нравственному воспитанию нашей молодежи, опираясь на культурное достояние России, на ее традиционные ценности, включая религиозные. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Проблемы нравственного воспитания молодежи в современном мире.

«Сегодня российское общество испытывает явный дефицит духовных скреп: милосердия, сострадания друг к другу, поддержки, взаимопомощи - дефицит того, что всегда, во все времена исторические делало нас крепче, сильнее, чем мы всегда гордились. Эти проблемы обозначил российский президент В. В. Путин в послании Федеральному собранию в 2012 году. Для целей настоящего Федерального закона «Об образовании» применяется одно из главных понятий -образование. Каждый ребенок должен приобрести знания, умения, навыки, ценностные установки в целях интеллектуального, духовно-нравственного, творческого, физического и (или) профессионального развития человека, удовлетворения его образовательных потребностей и интересов.

Человек не рождается с врожденной нравственностью. Нравственность это продукт воспитания — основа личности человека, роль ее огромна, и поэтому столь важно, как можно раньше ознакомить человека с нравственными ценностями. Недостаток нравственного воспитания подрастающего поколения составляет одно из величайших зол нашего времени, с которым необходимо бороться, иначе человечество дойдет до окончательной гибели и нравственного разложения.

Сегодня важно, что здравомыслящая часть общества ясно осознает наличие в стране духовно-нравственного кризиса. Это проявляется в легковерном отношении к семейным ценностям, к распространению насилия, террора, вандализма, правового нигилизма, коррупции и других негативных явлений.

Духовность и нравственность - это два понятия, которые очень тесно взаимосвязаны между собой. В словаре В. Даля Духовный - бесплотный, нетелесный, из одного духа и души состоящий, все относящееся к Богу, церкви, вере, все относимое к душе человека, все умственные и нравственные силы его, ум, воля. Нравственность определяется как синоним морали, которое в обобщенном виде выражено в «золотом правиле»: «поступай по отношению к другим так, как ты хотел бы, чтобы они поступали по отношению к тебе». Такое золотое правило дал нам Господь более 2000 лет назад. Об этом мы читаем в 7 гл. Евангелия от Матфея.

 Что мы видим сейчас в современном обществе?

Традиционные основы воспитания и образования подменяются “более современными”, западными:

  • христианские добродетели – общечеловеческими ценностями гуманизма;
  • педагогика уважения старших и совместного труда – развитием творческой эгоистической личности;
  • целомудрие, воздержание, самоограничение – вседозволенностью и удовлетворением своих потребностей;
  • любовь и самопожертвование – западной психологией самоутверждения;
  • интерес к отечественной культуре – исключительным интересом к иностранным языкам и иностранным традициям.

Актуальность проблемы нравственного воспитания связана, по крайней мере, с четырьмя положениями:

  1. Во-первых, наше общество нуждается в подготовке широко образованных, высоко нравственных людей, обладающих не только знаниями, но и прекрасными чертами личности.
  2. Во-вторых, в современном мире маленький человек живет и развивается, окруженный множеством разнообразных источников сильного воздействия на него как позитивного, так и негативного характера, которые ежедневно обрушиваются на неокрепший интеллект и чувства ребенка, на еще только формирующуюся сферу нравственности.
  3. В-третьих, само по себе образование не гарантирует высокого уровня нравственной воспитанности, ибо воспитанность - это качество личности, определяющее в повседневном поведении человека его отношение к другим людям на основе уважения и доброжелательности к каждому человеку.
  4. В-четвертых, вооружение нравственными знаниями важно и потому, что они не только информируют ребенка о нормах поведения, утверждаемых в современном обществе, но и дают представления о последствиях нарушения норм или последствиях данного поступка для окружающих людей.

Не имея жизненных перспектив, вынужденные вести борьбу за выживание, многие молодые парни и девушки становятся частью криминального мира. Социальная необеспеченность семей, необходимость поисков заработка сказываются на культуре и образовании молодежи: они отдаляются от учебы, духовных идеалов

Низкие жизненные условия, неблагополучность, отсутствие возможности реализации толкает молодых людей к опробованию спиртного и наркотиков. Проблема алкоголизма среди молодежи обладает чудовищными масштабами. Что и говорить: уже каждый второй старшеклассник употребляет спиртные напитки дважды в неделю. Проблема наркомании среди молодежи также является актуальной. Кстати, такая зависимость возникает не только у ребят из малообеспеченных семей: многие наркоманы – дети состоятельных родителей.

Немалы размеры проблемы курения среди молодежи. Каждый третий старшеклассник курит постоянно.

Для России нет другого пути выхода из кризиса в духовно- нравственной сфере, кроме возрождения самобытной цивилизации на традиционных ценностях отечественной культуры.

Приступив к работе в качестве классного руководителя в группе 2б, заметила, что с 2002 по 2011 год произошли серьезные изменения в нравственном облике людей и не в лучшую сторону. Сквернословие исходит из уст большинства девушек, некоторые имеют солидный стаж курильщицы. Пиво для большинства является безобидным напитком, который может служить для лечения некоторых болезненных недугов, для просветления мозгов. Пирсинг - это очень безобидно и красиво. Жить гражданским браком разрешают родители. Вот такие приходят студенты со своими взглядами, нормами и установками. Поэтому, реализацию духовно-нравственного воспитания вижу в нравственно-эстетическом аспекте:

  • формирование нравственных чувств (совести, долга, веры, ответственности, гражданственности, патриотизма),
  • нравственного облика (терпения, милосердия, кротости, незлобивости),
  • нравственной позиции (способности к различению добра и зла, проявлению самоотверженной любви, готовности к преодолению жизненных испытаний),
  • нравственного поведения (готовности служения людям и Отечеству, проявления духовной рассудительности, послушания, доброй воли)

Необходимым условием эффективной организации воспитательного процесса по духовно -нравственному воспитанию студентов является сотрудничество. Для этого устанавливается  благоприятный климат в группе, расширяются  горизонты сотрудничества, что позволяет взаимодействие с преподавателями – предметниками, родителями, психологом, педагогами дополнительного образования, медицинским работником.

  Использую разные формы работы: беседы, дискуссии, общественно-полезный и творческий труд, подготовка и проведение открытых классных часов, участие в спортивных мероприятиях, индивидуальную работу со студентами, работу с родителями.

 Каждую неделю в группе проводились тематические классные часы: «Что в имене тебе моем», «О скверне и слове», «Прощение или месть», «Обмен комплиментами», «Правила общения», «Приветливость всем открывает сердца», «Отчизны верные сыны», «Дети войны», «Классическая музыка и ее влияние на душу человека», «Культура речи молодежи», «Вирус сквернословия», «Стыдно ли трудиться», «Нравственность в молодежной среде» «Деньги- плохой хозяин или хороший слуга», «Закон и совесть», «Представления о красоте», «Подари мне жизнь»,  и др. Неоднакратно проводятся беседы о вреде курения с демонстрацией роликов, организуем диспуты о вреде наркотиков, алкоголя. На втором курсе студенты сами готовили и классные часы. Совместно с классным руководителем студентка Брыкина К. выступила в роли ведущей на внеклассном мероприятии «Мы хотим жить, мечтать, любить», для ребят 1 АФ группы.

Особое внимание уделяю проблеме женского алкоголизма. Девушка несет огромную ответственность за здоровье своих будущих детей. Как известно, если обеспечить студента работой, времени и сил на выполнение глупостей не хватит. Большинство студентов посещают кружки и секции: Изостудия Колорит, фитнес, волейбол, теннис, «Народный хор», «Человек и его здоровье». Студенческое самоуправление дает возможность проявить себя. Топчиева Н., Жовчак В.  состоят в педагогическом отряде «Колибри».

В мае прошли спортивные соревнования по легкой атлетике, в котором участвовали 15 студентов группы. К 26 апреля была оформлена выставка «Радиация и здоровье» в рамках проведения предметной недели. Танцевальная группа девушек участвовали в «Студенческой весне», а также в представлении, посвященном Дню Победы 9 мая.

Участие в общеколледжных мероприятих. Уборка территории, уход за комнатными цветами. При высокой внутренней дисциплине эти маленькие росточки в виде различных дел превратятся в плоды знаний и умений, которые необходимы при работе с детьми. Девочки, живущие в общежитии посещают занятия о. Василия священнослужителя Свято- Успенского храма г. Усмани. Ездят по святым местам.

И все -таки вредные привычки - это формирование устойчивых связей в коре больших полушарий. И чтобы добиться угасания таких условных рефлексов необходимо длительное время и упорная работа над собой.

        Но только ли мы, педагоги несем ответственность за поведение студентов в обществе? Конечно же, нет. Воспитательная работа начинается в семье. Современное состояние российской семьи является результатом нерешенных проблем подготовки молодежи к жизни. Этому не уделялось достаточно внимания, и многие современные проблемы — распад семьи, низкий уровень рождаемости, аборты, брошенные дети — результат такого подхода.

Большая часть того, что молодежь слышит и видит в семье, в средствах массовой информации и др. источниках не только не готовит их к семье, а наоборот делает их безответственными по отношению к семье и ко всему обществу. Дети живут по примеру своих родителей. Важно, чтобы студентки это четко осозновали и вступали в семейную жизнь не с пороками а с добродетялими.

В заключении выступления хочется отметить, что в современное время, когда в соседней стране властью признается фашизм и активизируются националисты, необходимо продолжать работу по духовно- нравственному воспитанию нашей молодежи, опираясь на культурное достояние России, на ее традиционные ценности, включая религиозные.