Воспитание патриотических и духовно-нравственных ориентиров молодежи в современной музыкально-педагогической деятельности.
статья по музыке (7 класс) по теме

Ерюшина Елена Юрьевна

Статья повестует о формировании нравственных ориентиров молодежи  на снове кономузыки двадцатого века.

Скачать:

Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Ерюшина Елена Юрьевна учитель музыки школы № 373

"Воспитание патриотических и духовно-нравственных ориентиров молодежи на основе киноискусства в современной музыкально-педагогической деятельности»

К. Д. Ушинского. «Как нет человека без самолюбия,- писал Константин Дмитриевич,- так нет человека без любви к отечеству, и эта любовь дает воспитанию верный ключ к сердцу человека и могущественную опору для борьбы с его дурными природными, личными, семейными и родовыми наклонностями».

Музыка делает человека чище, добрее и благороднее. Вдохновляет на творчество, обогащает новыми впечатлениями о музыкальном искусстве, рождает чувство прекрасного, которое оказывает воспитывающее значение на формирование нравственных ориентиров и духовных ценностей молодежи. Кино - это тот вид искусства, который понятен и близок каждому человеку.  И очень сильное воздействие производит на зрителя синтез различных видов искусств в кинематографе т.е. (литературы, истории, музыки, драматического - театрального искусства). Именно поэтому П. Чайковский писал: «…там, где кончается слово - начинается музыка», которая усиливает эмоциональное восприятие увиденного зрительно и помогает глубже ощущать целый мир человеческих чувств, мыслей, переживаний, сопереживать героям фильма, или наоборот осуждать их поступки, сочувствовать трагическим событиям их жизни, воспроизводит события и атмосферу той или иной эпохи. «Слова иногда нуждаются в музыке, но музыка не нуждается ни в чем» -  писал Эдвард Григ. Поэтому все талантливые советские режиссеры работали в творческом содружестве с замечательными композиторами. Фильмы Григория Александрова «Светлый путь» «Богатая невеста», «Веселые ребята», «Весна», «Цирк» стали знаменитыми благодаря великолепной музыке Дунаевского (их исполнила первая звезда советского кино Любовь Орлова и Леонид Утесов). Многие из них потеряли свою актуальность у современной молодежи, за исключением фильма. «Цирк». Но музыку И. Дунаевского с удовольствием слушают и люди современного общества. Самыми известными из его произведений являются «Лунный вальс», «Песня о Родине».

«Песня о Родине» сражалась с фашизмом, она была паролем югославских партизан, ее пели в освобожденных городах Чехословакии, Венгрии, Польши, Болгарии.

Наполненная драматизмом и предчувствиями трагичности собственной судьбы увертюра к фильму «Дети капитана Гранта» вылилась в самостоятельную симфоническую увертюру.

Музыка великого советского композитора Д.Б.Кабалевского прозвучала в музыкальной комедии, с очаровательной Людмилой Целиковской  в главной роли «Антон Иванович сердится» (1941) –поставленной режиссером - Фрэзом, в фильме «Первоклассница» (1948, совместно с М. П. Зивом), Хождение по мукам» («Сёстры» (1957), «Восемнадцатый год» (1958), «Хмурое утро» (1959) - поставленном режиссером – Рошалем.

М,Таривердиев написал музыку к кинофильму Т.Лиозновой, Семнадцать мгновений весны!» , к фильму Э.Рязанова «Ирония судьбы или с легким паром»,  Евгения Дога его музыку к «Мой ласковый и нежный зверь»; «Табор уходит в небо», «Анна Павлова».
Музыку к известным кинофильмам Эльдара Рязанова написал  Андрей Петров.  Она звучат в фильмах «Служебный роман», «Жестокий романс», «Осенний марафон», «О бедном гусаре замолвите слово» и телесериале «Петербургские тайны» «Я шагаю по Москве».

Александра Николаевна Пахмутова написала музыку ко многим советским кинофильмам. «Девчата», «Три тополя на Плющихе», «Битва за Москву». Именно в этот период рождается такой важный жанр как массовая песня. «Моя жизнь пришлась на самое яркое время в стране: выиграли войну, запустили спутник… И тогда народ сказал: «Да, мы всё можем!» И началось: целина, Братская ГЭС… На мёрзлой земле палатки, днём люди работают, ночью поют. А мы были влюблены в этих людей, писали для них. Потом космос пошёл. И песня совпала с тем, что нужно государству.» (А.Пахмутова).  Задушевные песни А.Пахмутовой «Прощание с Братском», «Лэк 500», «Геологи» ярко отражают жизнь советского человека и его твёрдую веру в светлое будущее своей страны. Строительство Братской ГЭС, строительство линии электропередач ЛЭК 500 можно, действительно, считать, настоящим подвигом советской молодежи.

Большой вклад в развитие киномузыки внесли крупнейшие советские композиторы-симфонисты, пришедшие в кинематограф в 1930 - Д. Д. Шостакович, С. С. Прокофьев. Шостакович работал с режиссером Герасимовым и Козинцевым. Подлинно творческое содружество связывало композитора С. С. Прокофьева и режиссёра С. М. Эйзенштейна, работавших над проблемой звукозрительной структуры фильма. Музыка Прокофьева к фильмам Эйзенштейна «Александр Невский» (1938), «Иван Грозный» - это стремление к эксперименту, открытию новых возможностей, так как сочетания киномузыки и изображения характерно для творчества советских композиторов 1950—60 годов.

Нельзя не вспомнить творчество великого композитора 20 века Дмитрия Дмитриевича Шостаковича. Одним из самых известных его произведений является 7-я «ленинградская») симфония (1941) —выдающийся музыкальный памятник героизму советского народа в годы Великой Отечественной войны 1941 —45 —она была начата в осажденном Ленинграде и посвященна этому городу, а также мужеству и героизму русского народа в ВОВ. Драматургия симфонии основана на резком образном конфликте темы Родины и темы фашистского нашествия. Седьмая симфония "Ленинградская"- это музыка-подвиг, музыка-документ эпохи,   на высшем духовном уровне это  страстный призыв к борьбе и победе.

Творения Д.Шостаковича – это высказывания внутренней человеческой драмы и летописи ужасных страданий, выпавших на XX век, где глубоко личное переплетается с трагедией человечества. В том же 1948 году Шостакович получил поощрение за «реалистическую» и «демократическую» музыку к кинофильму «Молодая гвардия» (режиссер Сергей Герасимов), в котором он сблизил симфонический жанр с киномузыкой.

«Молода́я гва́рдия»  фильм поставленный по роману А.Фадеева — подпольная антифашистская комсомольская организация юношей и девушек, действовавшая в годы Великой Отечественной войны (с сентября 1942 года по январь 1943 года), в основном, в городе Краснодоне на Украине (Любовь Шевцова Уля Громова Олег Кошевой  были казнены, подверглись страшным пыткам). Музыка Шостаковича вначале была написана к фильму, затем она стала называться сюитой из музыки к фильму «Молодая гвардия». Трудно, наверное, найти человека, который бы остался равнодушным к трагическим судьбам и великому подвигу героев, отдавших свою жизнь за свободу и независимость нашей Родины. Музыка в начале звучит светло и спокойно иллюстрируя мирное довоенное время, затем в музыке слышится взволнованность, тревожно, постепенное приближение самой страшной войны за всю историю человечества, которая принесла в жизнь людей страшные страдания, горе, смерть близких, скорбно, и трагично звучит музыка в момент казни героев. Но подвиг- это высшее проявление человеческого духа. И поэтому сюита заканчивается торжественным, светлым, гимничным звучанием музыки, прославляя в веках подвиг героев ВОВ.

Сюита одна из основных разновидностей многочастных циклических форм инструментальной музыки. Состоит из нескольких самостоятельных, обычно контрастирующих между собой частей, объединённых общим художественным замыслом. На этот сюжет Юлия Мейтуса была написана музыка к «Молодая гвардия» в четырёх действиях, семи картинах. У Василия Соловьёва-Седого, слова Сергея Острового «Песня о краснодонцах» («Это было в Краснодоне»), 1946 год. Одной из известных музыкальных киноработ Д.Шостаковича является  музыка к кинофильму «Екатерина Измайлова» написанной по повести  Леского «Леди Макбет мценского уезда».  Сюжетной основой оперы послужила повесть Н. С. Лескова (1831—1895) «Леди Макбет Мценского уезда» (1864), одна из самых страшных страниц русской литературы, обличающих «темное царство» дореформенной купеческой России. Дикий произвол, бессмысленная жестокость, надругательство над человеком, грубый разврат — такими красками писатель изображает мир, в котором богатая купчиха Катерина Львовна Измайлова чувствует себя как рыба в воде. на убивает свекра, мужа, ни в чем не повинного мальчика Федю Лямина, сонаследника ее состояния, чтобы ничто не мешало удовлетворению ее страсти к приказчику. Идеализируя исконную чистоту патриархальных русских нравов, Лесков бесповоротно осуждает свою героиню как прирожденную преступницу. «Катерина Измайлова» — опера подлинно трагического звучания. Музыкальные зарисовки поражают психологической точностью и проницательностью. В них использованы разнообразные краски — проникновенно лиричная русская мелодика и остро гротескное переосмысление бытовых жанров, элементы пародии и возвышенного драматизма.

Романс из кинофильма «Овод», это, наверное, одно из самых популярных произведений Д. Шостаковича. Это фильм поставлен по роману Э.Войнич, ярко иллюстрируя те революционные события, которые происходили в Италии в 30 годы 19 века. Юный Артур становится жертвой священника, который узнал на исповеди о тайном революционном обществе. Романтическая, лирическая музыка мелодия романса звучит необыкновенно напевно, мелодично, светло, в мажорной тональности, ярко отражая безмятежное время несбыточных светлых юношеских надежд. Затем, музыка переходит в минор, отражая внутренние метания и сомнения главных героев, в поступках которых сквозит незавершенность, недосказанность, раскрывая внутренние переживания главных героев - Артура, Монтанелли, Джеммы. Это одно из самых любимых людьми произведений Шостаковича, на основе этой музыки была составлена сюита к кинофильму «Овод», которая исполняется как  самостоятельное  програмное симфоническое произведение.

Г.Свиридов - продолжатель традиций П.И.Чайковского и С.В.Рахманинова, продолжатель романтизма в русской музыке. Музыка Г.Свиридова отличается лиризмом, образностью, необыкновенной изобразительностью, мелодичностью, напевностью, высокой художественной одухотворенностью. Через все произведения   Г.В.Свиридова проходит главная тема творчества композитора, тема Родины, тема России. Основу произведений Свиридова составляют вокальные и вокально-симфонические произведения, написанные на стихи великих русских поэтов Блока, Пушкина, С. Есенина, В. Маяковского, Б. Пастернака. Свиридов не только очень любил поэзию Есенина, но тонко и глубоко ее чувствовал и поэтому посвятил ему одно из лучших своих сочинений - кантату «Поэму памяти Сергея Есенина». Кантата- это многочастное вокально-симфоническое произведение для солистов, хора и оркестра.

“Музыкальные иллюстрации»,  к повести А. Пушкина,  это – симфонические пьесы Свиридова – которые не только запечатлели образы пушкинской повести, но и наполнили их новыми мыслями и чувствами, созвучными современным слушателям. Композитор создал жанр музыкальных иллюстраций, превратил каждую пьесу в самостоятельное музыкальное сочинение.

Произведении Г.Свиридова «Тройка», первоначально было написано, как музыка к кинофильму Владимира Басова с Валентиной Титовой в главной роли. Музыка так полюбилась людям, что Свиридов добавил некоторые номера пастораль, весна осень и данное музыкальное произведение стало называться - музыкальными иллюстрациями к повести А.С.Пушкина «Метель». Замечательный зимний пейзаж, ярко белый серебристый снег, переливающийся всеми цветами радуги, и издали постепенно приближающая тройка лошадей. Образ птицы-тройки символичен в русской литературе, это образ Родины, образ Руси стремительно несущейся вперед. Музыка «Тройки» эмоциональная, яркая, напевная, мелодичная. Восходящие интонации изображают усиление метели, мелодия этого произведения стилизация народной песни. Отголоски русских народных песенных мелодий. Россию в музыке выразили немногие композиторы с потрясающей силой и всеохватностью - это прежде всего Чайковский, затем Рахманинов (Второй фортепианный концерт, циклы романсов) и Свиридов. Это наиболее русские композиторы в музыке.

Тема снежной, мягкой, романтической, загадочной русской зимы часто встречается в русской искусстве. Картина зимней дороги, санного пути, тройки с колокольчиками посвящено много музыкальных произведений. С этим временем года связаны такие праздники как Новый год, Святки, Рождество. В зимние вечера собирались на балы, пели под гитару, занимались домашним музицированием. Одна из самых красивых и романтических мелодий Свиридова – это мелодией Романса из «Метели». Жанр инструментального романса был популярен во времена А.С.Пушкина, в зимние вечера собирались на балы, играли на гитаре, пели.


"Время, вперед!" Георгия Свиридова  - это стремительно движущийся вперед поезд, который имитирует бешенный ритм современной эпохи, эта музыка  написана как музыка к кинофильму. «Время вперед», она звучала в информационной программе «Время", затем эта музыка прозвучала в фильме «Укрощение огня» и остается музыкой воодушевления, так как ритмы современного времени, современной эпохи ярко звучат в этом произведении. Балет в стиле Красный модерн на Открытии Сочинской Олимпиады был поставлен именно на это великое и страстное произведение Силы и Веры.
В наши дни симфоническая увертюра – это самостоятельный вид програмной оркестровой музыки.

В 1942-1945 годах Прокофьев написал музыку к кинофильму «Иван Грозный», поставленному кинорежиссером Сергеем Эйзенштейном. Результат творческого содружества двух выдающихся художников трудно переоценить. «Иван Грозный» может быть смело назван музыкальной киноэпопеей — настолько велика в нем роль музыки. На основе музыки к этому фильму Прокофьев намеревался написать оперу «Иван Грозный».

У каждого народа есть свои национальные герои, их имена остаются в веках, а их нравственный облик со временем становится ярче и светлее. Имя Александр Невский на Руси и сейчас произносят с особой гордостью и почтением, который совершил множество подвигов. Его войско героически сражалось со шведами на Москва- реке. За победу над врагом народ прозвал его Невским. Вскоре после Невской битвы на Русь двинулись отряды немецких рыцарей-крестоносцев. Черными крестами были расшиты их знамена, черные кресты были на щитах рыцарей. Весной 1243 года на Чудском озере разыгралось ледовое побоище: «Русские боролись яростно. Позади остались силы и города, осталась родная земля с коротким названием – Русь».

Исторические события, связанные с именем русского князя А. Невского нашли отражения в произведениях разных искусств. Художник Корин создал триптих, который состоит из трех самостоятельных картин – частей, образующих единое целое. Этой же теме посвящен фильм С. Эйзенштейна, и кантата С. Прокофьева «Александр Невский».

Кантата- масштабное многочастное музыкальное произведения для солистов, хора и оркестра (главное отличие от оратории в том, что у кантаты есть сюжет, у оратории нет сюжета). В 30-е годы в Западной Европе – был разгул фашизма. И «Железная» музыка крестоносцев звучала как характеристика современных агрессивных сил.

Кантата «Александр Невский» возникла из музыки к кинофильму, который был поставлен в 1938 году выдающимся кинорежиссером С. Эйзенштейном. В ней рассказывалось о героической борьбе дружины Александра Невского с тевтонским рыцарями-крестоносцами. Этот фильм-классика советского кино он являет собой пример содружества режиссера и композитора. Такого в истории музыки еще не было. Музыка создавалась под непосредственным впечатлением от кадров фильма. Зримость образов - характернейшая черта музыки Прокофьева. Удивительны его наблюдательность, умение схватывать и передавать в музыке голоса людей, их жесты, движения. Музыка кантаты поражает яркостью образов. Слушая ее видишь кадры из фильма: бескрайние равнины Руси, разоренный тевтонцами Псков, угрожающие наступления крестоносцев, стремительные атаки русских, гибель рыцарей в холодных водах озера.

Кантата завершается торжественным величественным финалом «Въездом Александра Невского во Псков», слышится малиновый перезвон праздничных колоколов. Музыка, ставшая главной участницей фильма о великой любви к Родине, о самоотверженной борьбе с жестокими захватчиками, о славной победе над врагом. С. Прокофьев предвещал победу народа в борьбе с фашистскими захватчиками. Сегодня эта музыка исполняется как отдельное програмное симфоническое произведение в концертном зале.

Нужно обязательно углубить воспитание патриотизма в современной школе. Способность заинтересовать детей, привлечь внимание к этой теме, вызвать эмоциональный отклик – это основная задача педагога. Воспитания гражданской самоидентификации, чувство сопричастности своих национальных корней, чувство патриотизма и любви к Родине, именно умение сформировать в детях уважения к ценностям культуры своей страны, и есть путь к воспитанию патриотизма, так как человек всегда ценит то, что ему близко, знакомо и дорого с детства.

Именно поэтому нужно создавать программы по народно- художественному творчеству, по возрождению старинных обрядов и традиций русского народа в современном мире, по календарно-обрядовым праздникам Древней Руси. Проводить с детьми праздничные мероприятия, посвященные данной теме. Знакомить   детей с выдающими исполнителями прошлого, которые в великолепно исполнили    в своем творчестве русские народные песни или песни советских композиторов, написанные в стиле народных: Людмилы Зыкиной, Ольги Воронец, Лидии Руслановой, Людмилы Рюминой, Екатерины Шавриной, Александры Стрельченко, Федора Ивановича Шаляпина. Напомнить детям о возрождении русской народной песни в современном мире, о народных песнях в современных обработках, адаптированных для современного слушателя, которые великолепно звучат в исполнении молодых исполнителей (например, с помощью интернета, который дает большие возможности познакомиться с их творчеством), победителей вокальных конкурсов или проектов: Прохора Шаляпина, Марины Девятовой, Варвары, Пелагеи, Дины Гариповой и тд.

Обязательно нужно знакомить детей с духовной музыкой великих русских композиторов на уроках музыки, так как почти все русские композиторы писали для церкви, но, к сожалению, их музыка была забыта в советское время, а это огромный пласт русской культуры. Это музыка А. Кастальского, П. Чайковского С.В.Рахманинова,   А.Бортнянского   и многих других. Духовную музыку великих русских композиторов теперь можно услышать в концертных залах нашего города в исполнении профессиональных хоровых коллективах на сцене Смольного собора, в Академической Капелле имени М.И.Глинки,   в Большом и Малом залах Петербургской Филармонии.

Очень важно на базе школы или района создавать проекты гражданско-нравственного и гражданско- патриотического воспитания. Нужно проводить с детьми младшего и среднего школьного возраста мероприятия и праздники, посвященные этой теме: День Победы, День защитника Отечества, День полного освобождения Ленинграда от фашисткой блокады, используя фрагменты киномузыки, мультимедийные фрагменты.

В. Сухомлинский писал: «Только тому суждено подняться на вершину нравственной красоты, у кого от пути к этой вершине остается что-то безмерно дорогое, созданное собственными руками; кто своим трудом и потом создал красоту маленького уголка родной земли, и в этой красоте, как в волшебном зеркале, перед ним открылась вся родная земля, вся наша великая и прекрасная Родина. Мне хочется сказать человеку, стоящему на пороге жизни: пусть всегда живет в твоем сердце самое дорогое! Пусть войдет в твое сердце Родная земля!».

Возможности современной информационной действительности, владение инновационными видео – материалами, позволяют наиболее ярко и зрелищно представить детям тему Великой победы русского народа в ВОВ. Это создание книги памяти. 

Необходимо обязательно проводить с учащимися концерты для ветеранов войны, стараться организовать в общеобразовательных школах встречи и беседы с участниками военных событий. Материалы полученные от этих интервью помогут школьникам в оформлении стенгазет, а в дальнейшем, возможно, в написании очерков посвященных военной тематике.

Фрагмент мероприятия В начале концерта для учащихся показ видео-презентации позволяет обозначить основные исторические события и победы   Великой Отечественной войны (Сталинградская битва, битва за Москву, Блокада Ленинграда и тд.) рассказ детям о городах героях ВОВ. Напомнить о героях, отдавших жизнь за свободу и независимость нашей Родины (подвиг А. Матросова, Типанова, Гастелло) в Московском районе их именами названы улицы. О подвиге Тани Савичевой и  «ленинградских детей».

Памятные места блокады в нашем городе: памятники и монументы, посвященные событиям и героям Великой Отечественной войны,- это совершенно особый, неповторимый и едва ли не самый выразительный символ, созданный русским искусством. Это - поистине симфония памяти, застывшая в камне, бронзе и бетоне. Симфония скорби, безутешного горя - и великой гордости несломленного народа за свою Победу.

Пискаревское мемориальное кладбище на севере Санкт-Петербурга, одно из мест массовых захоронений жертв блокады Ленинграда и воинов Ленинградского фронта. На кладбище воздвигнут мемориал павшим. Площадь Победы, музей блокады на Невском воинском кладбище, в народе получивший название "Журавли". Журавли стали одним из главных символов потерь, которые понесла планета в годы Второй мировой войны. На Смоленском лютеранском кладбище в1966 году был возведен памятник детям, погибшим 9 мая 1942 года. Это гранитная стела (с выбитой надписью: "Здесь лежат дети. 9 мая 1942 года их жизнь оборвал фашистский снаряд. Люди, берегите мир!").

К 21 годовщине снятия блокады 27 января 1965 года, на месте 16 братских могил на Серафимовском кладбище был торжественно открыт мемориал жертвам блокадного Ленинграда с принесенным сюда с Пискаревского мемориального кладбища горящим "Вечным огнем".

Чтение стихов великих поэтов двадцатого века необходимо включать в сценарии, они должны создать настроение, соответствующее теме проводимых концертов: К. Симонова «Ты помнишь Алеша дороги Смоленщины»; Рождественского «На земле беспощадно маленькой Жил да был человек маленький», Александр Твардовский «В тот день, когда окончилась война», В. Высоцкого «На братских могилах не ставят крестов».

Очень интересный метод применяемый на данных концертах или открытых уроках, посвященных этой теме – это исполнения стихов на фоне музыки. (Например, исполнение стихотворения О.Бергольц «О Ленинграде» на фоне Седьмой «Ленинградской» симфонии Шостаковича; стихотворения Р.Рождественского «Помните» на фоне произведения Р. Шумана «Грезы»). Звучание Второго концерта С. Рахманинова, адажио Альбиони, «Ленинградской симфонии».

Озвучивание детьми мультимедийных фрагментов из военных фильмов с помощью школьного хора позволяют более глубоко почувствовать и ощутить героический подвиг народа.

Предоставить вниманию слушателей видеофрагменты записи песен великих певцов двадцатого века, которые в своем творчестве отразили подвиг народа: в исполнении Л.Зыкиной «Поклонимся великим тем годам», Ю.Гуляева «Горячий снег», М.Магомаева «Последний аккорд», «Бухенвальдский набат».

Необходимо обязательно проводить с учащимися концерты для ветеранов войны, стараться организовать в общеобразовательных школах встречи и беседы с участниками военных событий. Материалы полученные от этих интервью помогут школьникам в оформлении стенгазет, а в дальнейшем, возможно, в написании очерков посвященных военной тематике.

Проводить интегрированные уроки по музыке, истории, литературе. Мы проживаем в Московском районе, и в нашем районе есть прекрасные педагоги, которые написали замечательные песни, посвященные теме войны, которые им удалось успешно исполнить со своими хоровыми коллективами. (Л.Колпышева, руководитель Хоровой студии «Гармония», которая написала замечательную песню «На Пулковских высотах тишина», В.Соколов песня «Незабудки»). Эти песни дети исполняют с удовольствием, важно включать их в праздничные мероприятия.

Необходимо, проводить в образовательных школах конкурсы патриотической песни.  В результате последних трагических событий на Украине стало актуальным исполнять с детьми песни о мире, («Солнечный круг» А.Островского, «Аист на Крыше» Д.Тухманова.). Необходимо объяснять детям, что все конфликты нужно решать путем мирного диалога, с целью избежать тех страданий, горя, разрушений, которое приносит самое страшное слова на земле «война».  Завершить концерт или открытого занятия можно песней в исполнении великого певца двадцатого века Муслима Магомаева «Бухенвальдский набат» (Музыка Мурадели, слова А. Соболева). «Человек является прежде всего сыном своей страны, гражданином своего отечества, горячо принимающим к сердцу его интересы». (Белинский В. Г.)

В современной практической педагогической деятельности  важную роль играет синтез киноискусств, применение на практики элементов мутимедийного сопровождения - киномузыки, видеофрагментов военных песен,  звучащих в исполнении великих певцов двадцатого века , чтение стихов о войне, на фоне кинофрагментов, озвучивание  военными песнями видео фрагментов  из военных фильмов -  все это способствуют воспитанию активной гражданской позиции, воспитывает в детях  любовь к своему Отечеству и духовно-нравственные идеалы молодежи. Известный педагог В.А. Сухомлинский писал: «Общечеловеческую азбуку нравственности мы стремимся одухотворить гражданской активностью и самодеятельностью. Не просто знать, что такое хорошо и что такое плохо, а действовать во имя величия и могущества Родины». Но патриотизм — это не значит только одна любовь к своей родине. Это гораздо больше... Это — сознание своей неотъемлемости от родины и неотъемлемое переживание вместе с ней ее счастливых и ее несчастных дней. (А.Толстой).

Список использованной литературы:

  1. Вяземский Е.Е., Следзевский И.В., Саватеев А.Д. Концепция гражданского образования в общеобразовательных учреждениях // журнал "История и обществознание в школе". 2002. № 4.
  2. Вежевич Т.Е. Моделирование систем патриотического воспитания школьников :методология, теория, практика [Текст] / Т.Е. Вежевич. - Улан-Удэ : Бэлиг, 2010. - 392 с.
  3. . Варющенко В.И. Гражданское образование учащихся - составная часть системы нравственного воспитания // проблемы нравственного воспитания учащихся в современной системе образования: материалы областной научно-практической конференции 16-17 апреля 1998 года.2008 - 81с.
  4. .Гражданское образование в российской школе /Сост. Т.И.Тюляева. М.: Издательство "Астрель",2003.


5. Дьюи Д. Школа и ребенок. М., 1993.
6. Дьяченко В.М. Сотрудничество в обучении. М., 1981.
7.  Музыка 1-7 классы. Тематические беседы, театрализованные концерты, музыкальная игротека / авт.-сост Е.Н, Арсенена. — Волгоград: Учитель, 2009.  205 с., ил.

8. Музыка 1-8 классы. Под руководством Д.Б. Кабалевского. Программы общеобразовательных учреждений. М.: Просвещение, 2004. — 224 с.

9. Музыка. 6 класс: поурочные планы по учебнику Т.И. Науменко, В.В. Алеева / авт.-сост. О.П. Власенко. — Волгоград: Учитель, 2008. — 223 с.

10.Музыка. 7 класс: поурочные планы по учебнику Т.И. Науменко, В.В. Алеева / авт.-сост. О.П. Власенко. — Волгоград: Учитель, 2009. — 255 с.

11. Музыкальная тетрадь: Дополнительный материал по изучению предмета «Музыка» в 6 коассе/Авт.-сост. О.И. Краева. СПб.: Изд-во «Композитор», 2003. 56 с.: — ил. — Издание второе, переработанное и дополненное.

  1. В.А. Сухомлинский. РОДИНА - В СЕРДЦЕ ТВОЕМ. Комсомольськая правда . - 1964 . - 18 ноября.
  2. Самолдина К.А. Патриотическое воспитание дошкольников средствами искусства: опят создания программы на базе полихудожественного метода // Проблемы нравственного воспитания учащихся в современной системе образования: материалы областной научно-практической конференции 16-17 апреля 1998 года 81с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

презентация к выступлению "Краеведение в системе патриотического и духовно-нравственного воспитания школьников"

презентация к выступлению "Краеведение в системе патриотического и духовно-нравственного воспитания школьников" посвящена значимости изучения истории родного края,воспитанию любви к своей малой родине...

Программа патриотического и духовно-нравственного воспитания (на основе интегрирования воспитательного потенциала школьного музея, проектной и исследовательской деятельности краеведческой и церковно-краеведческой направленности, кадетского движения)

Патриотическое воспитание подрастающего поколения, формирование его национального мировоззрения - важнейшая задача российской системы образования в начале XXI века. Государственная программа патриотич...

Патриотическое и духовно-нравственное воспитание - основа национальной образовательной инициативы "Наша новая школа"

Выступление на районной научно-практической конференции "Миссия педагога дополнительного образования в условиях реализации национальной инициативы "Наша новая школа".  В данной работе освящаются ...

Научно-практическая конференция «Культурно - историческое наследие региона в контексте патриотического и духовно-нравственного воспитания молодежи».

О работе республиканской научно-практической конференции «Культурно - историческое наследие региона в контексте патриотического и духовно-нравственного воспитания молодежи»....

доклад«Нравственно-патриотическое воспитание в формировании духовно – нравственных ценностей дошкольников»

Дошкольный возраст – важнейший этап в развитии ребёнка. Именно в этот период ребёнок приобщается к миру общественных ценностей. Именно в этом возрасте ребёнок входит в этот огромный, удивительны...

Гражданское и патриотическое воспитание как приоритет духовно-нравственного воспитания детей во внеурочной деятельности по иностранному языку

Духовно-нравственное воспитание является одним из важнейших направлений современного российского  образования в условиях внедрения ФГОС. Оно связано с получением необходимого для каждого культурн...