Патриотическое и духовно-нравственное воспитание кадетов в условиях школьного дополнительного образования и внеурочной деятельности.
статья на тему

В гимназии открыты  два кадетских класса: "Ушаковцы", "Юные друзья полиции".

Скачать:


Предварительный просмотр:

Ивлюшкина Ю.А.

Патриотическое и  духовно-нравственное воспитание кадетов в условиях школьного дополнительного образования и внеурочной деятельности.

Душа - Богу,

Сердце - людям,

 Жизнь - Отечеству,

Честь - никому!

Проблема духовно-нравственного воспитания в условиях современного российского общества приобрела особое значение. Это связано, прежде всего, с глубинными изменениями, которые постепенно привели к осознанию научной, педагогической общественностью и соответствующими государственными службами необходимости коренного пересмотра не столько содержания образования, сколько существующих средств и методов духовно-нравственного воспитания подрастающего поколения во всем образовательном пространстве России.

Детский возраст является наиболее оптимальным для системы духовно-нравственного  воспитания, так как это период самоутверждения, активного развития социальных интересов и жизненных идеалов. Ныне ставится задача воспитать поколение свободных, образованных, творчески мыслящих граждан, уважающих ценности, общественные идеалы и нравственные принципы современной России. Такие как справедливость, понимаемая как политическое равноправие, свобода общая, национальная, самостоятельность и независимость Российского государства;  жизнь человека, его благосостояние и достоинство, межнациональный мир, единство разнообразных культур, защита малых народов; семейные традиции, любовь и верность, забота о младших и старших; патриотизм, вера в Россию, глубокая привязанность к родному краю, к нашей великой культуре. Формирование этих ценностей, фактически становится государственным заказом на воспитание подрастающего поколения.

Кадетское воспитание - это система формирования личности с целью подготовки его к служению Отечеству на государственном и в первую очередь, военном поприще, посредством сообщения каждому воспитаннику понятий и стремлений, которые служат основой чувства патриотизма, принятия таких нравственных категорий, как долг, честь, порядочность.

В  гимназии №29 два   кадетских класса.  1 сентября  2014 года был открыт первый кадетский класс «Ушаковцы»,  1 сентября  2015 года был открыт первый в городе Саранске полицейский класс «Юные друзья полиции».

В нашей гимназии воспитание кадетов осуществляется по следующим направлениям.

1. Воспитание гражданственности, патриотизма, социальной ответственности и компетентности, уважения к правам, свободам и обязанностям человека (ценности — любовь к России, к своему краю; служение России; любовь к истории и культуре России, общественное благо, общенациональные интересы, социальная компетентность, диалог национальных культур, сотрудничество народов, мир во всем мире; многообразие культур и народов; международное сотрудничество; прогресс человечества; формирование уважительного отношения, готовности и способности к диалогу и сотрудничеству с представителями других народов, культур и верований;  развитие способности к совершенствованию социальных отношений во благо человека, своей семьи, общества, многонационального и многоконфессионального народа России.)

2. Воспитание кадетской доблести (ценности – служение Отечеству, кадетское морское  братство, свобода личная и национальная, долг, честь, достоинство, смелость, самоотверженность, честность, справедливость, верное слово, воинское мастерство, целеустремленность; любовь к истории и культуре России, духовные, культурные, воинские, трудовые традиции кадетства, социальное служение, ответственность за настоящее и будущее своей страны, российского общества).

3. Воспитание трудолюбия, сознательного, творческого отношения к образованию, воинской службе, труду и жизни, подготовка к сознательному выбору профессии (ценности — воинская служба как священный долг кадета, трудолюбие; самореализация кадета в воинской службе, труде, творчестве, профессии;

4.Воспитание ценностного отношения к прекрасному, формирование основ эстетической культуры (ценности–духовный мир человека; нравственный выбор; смысл жизни; добро; этическое, эстетическое развитие; готовность к сохранению и творческому развитию в современных условиях духовных и культурных традиций многонационального народа Российской Федерации).

Основными отличительными особенностями кадетского класса являются не только форма одежды, символы или использование ритуалов общения, принятых в военной среде, но и реализация различных программ внеурочной деятельности и дополнительных образовательных программ.

          Наличие серьезной и целенаправленной работы по патриотическому и духовно — нравственному воспитанию подрастающего поколения и послужило основой для разработки программы внеурочной деятельности кадетов, направленной на воспитательный результат. Эта программа осуществляется в гимназии  через  специальный  курс «Основы морского дела», где изучают не только морскую терминологию, знание морского корабельного устава, морских традиций,  но и знакомятся с героическими страницами истории нашей страны, биографией   знаменитых флотоводцев России: адмирала Спиридова, адмирала Нахимова,  адмирала Макарова, героев Великой Отечественной войны. А также через элективный курс «Право», где изучаются основы государства и права, основы правоведения,  правоохранительная деятельность в Российской Федерации и Республики Мордовия. Кроме того, в кадетских классах введены основы безопасности и жизнедеятельности, строевая подготовка, бальные танцы.

    Помимо этого, работа  по патриотическому и духовно — нравственному воспитанию учащихся в гимназии  осуществляется через различные образовательные мероприятия:  экскурсии в Мемориальный музей  Военного и  Трудового Подвига 1941-1945 гг., музей Министерства Внутренних Дел, олимпиады, конкурсы, классные часы. Проведены открытые классные часы «Пусть поколения знают и помнят», «Памяти Великой Отечественной войне посвящается…», « И все-таки мы победили!», «День Воинской славы России» в честь победы русской эскадры под командованием Ф.Ф. Ушакова над турецкой эскадрой у мыса Тендра (1790 г.), «Виват, Россия! Виват, Ушаков!». На классных часах присутствовали почётные граждане гимназии, работники музеев.

Кадеты активно принимают участие в проведении спортивных соревнований, эстафет. Успешно занимаются в различных спортивных секциях (спортивная ходьба, бокс, каратэ, волейбол). Имеют призовые места.  Участвуют в оформлении классов и гимназии, стремятся внести красоту в уклад кадетской жизни.

Кадетское образование увеличивает пространство, в котором кадеты могут реализовывать свои лучшие духовно - нравственные  качества, развивать свою творческую и познавательную активность.

Духовность, нравственность, патриотизм нельзя воспитать прямолинейными методами «в лоб», такие вещи воспитываются через творческие погружения в родную культуру, историю, язык – с обязательным сравнением национального достояния с «чужим». Сравнительный метод вообще прекрасное средство для воспитания ума и души. Чем более мыслящим является человек, тем скорее он приходит к духовности и нравственности, тем прочнее его патриотические взгляды, принципы, убеждения. Бездумные патриоты никому не нужны. В основу воспитания должна быть положена государственно-патриотическая идея. Без патриотизма не возродить сильного государства и не создать гражданского общества, не привить людям понимания своего долга и уважения к закону.

Духовно-нравственное воспитание кадетов  один из обязательных компонентов образовательного процесса. Школа, кадетский класс – та адаптивная среда, нравственная атмосфера которой обуславливает его ценностные ориентации. Уклад современной школьной жизни, кадетского класса – это взаимосвязь урочной, внеурочной деятельности, школьного дополнительного образования обучающихся и их родителей. Он основан на системе духовных идеалов, ценностей, моральных приоритетов и реализуется в совместной социально-педагогической деятельности школы, семьи и других субъектов общественной жизни.

Литература: 
1. Данилюк А.Я., Кондаков А.М., Тишков В.А. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России.  – М., 2011.
2. Вяземский Е.Е. Модернизация школьного исторического образования в России. Ответы на вызовы времени // Историческое образование в современной школе, 2004. № 2. С.2.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Военно-патриотическое воспитание подростков в условиях учреждения дополнительного образования детей

Комплексная дополнительная образовательная программа военно-патриотического объединения «Зеленогорский Кадетский корпус» «Военно-патриотическое воспитание подростков в условиях учреждения дополни...

Программа дополнительного образования детей (внеурочная деятельность по предмету) "Клуб любителей английского языка"

Программа дополнительного образования детей (внеурочная деятельность по предмету)...

Программа дополнительного образования. Программа внеурочной деятельности "Удивительный мир и я"

Программа внеурочной деятельности , прекрасно реализуемая на 5 классах, а так же в рамках кружка по биологии....

Специфика программ дополнительного образования и внеурочной деятельности

Сравнительная таблица Специфика дополнительных образовательных программ и программ внеурочной деятельности в современном нормативно-методическом поле....

«Игра – эффективное средство развития и воспитания ребенка в условиях организации дополнительного образования»

В работе рассматривается одна из актуальных тем – роль игры в образовательном процессе младших школьников. Автор выделяет педагогическую сущность и воспитательные функции игровой деяте...

Музыкальное воспитание детей в условиях обновления дополнительного образования

Музыкальное образование детей имеет огромное значение.Музыка помогает и дает возможность гармонического развития в условиях современной реальности....