Роль педагога в нравственном воспитании молодежи
статья по психологии на тему

Сивкова Татьяна Владимировна

Педагогическое стимулирование, контроль  за процессом нравственного развития старшеклассника. Способность педагога воздействовать на духовное развитие ребенка.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Роль педагога в нравственном воспитании молодежи.

Ситуация развития современного общества на данный момент создаёт хорошие предпосылки для формирования активной гражданской позиции молодого поколения. Здесь важно, чтобы произошло принятие подростками нравственных ценностей и обусловленных ими принципов поведения в систему собственных ценностей и убеждений.

Актуальность данной проблемы особенно высока в современном государстве, поставившем своей целью построение нового гражданского общества, перед которым стоят задачи воспитания достойных граждан, формирования у молодежи активной гражданской позиции, основанных на общечеловеческих принципах нравственности и гражданственности, выработанных человеческим обществом за период своего существования.

Важнейшим компонентом воспитательной системы является ее цель. Основная цель воспитательного процесса в школе - ориентация развивающегося ребенка на вечные общечеловеческие ценности. Перевод их в личные ценности каждого воспитанника с учетом народных традиций и потребностей современного общества. Помочь подрастающему поколению входить в жизнь, помочь найти себя, определить место в мире, помочь понять, что один человек без других ничего не стоит.

Воспитание человеческой личности - это воспитание чувства собственного достоинства. Детство и отрочество можно назвать творением доброго имени человека, формированием самосознания.

Помимо личных устремлений человека нужны общечеловеческие ценности и одним из них является чувство патриотизма. Патриотизм - это чувство, понятное и присущее каждому разумному человеку. Он является нравственной категорией, неотъемлемой от индивидуальных и гражданских качеств личности.

Под воспитанностью мы определяем, прежде всего готовность школьников к жизни в семье и современном обществе.

Следующим приоритетом всегда считалась воспитанность в духе общечеловеческой и общенациональной ценностей, главным индикаторами которого являются патриотизм, интеллект, трудолюбие, толерантность, основанные на принципах диалога культур, прозрачности, комфортности.

Важнейшая составляющая воспитания нравственности, духовности - память, она отражает связь поколений, их преемственность, желание узнать историю нашей Родины, её боевые и трудовые достижения и гордость этими достижениями, уважение к старшему поколению как носителю традиций народа. Память способствует возрождению и созданию музеев как хранителей этой памяти.

Через все структурные подразделения воспитательной системы реализуется идея взаимодействия детей и взрослых через общение. В процессе общения формируется система нравственных ориентиров. Совместная деятельность учителей, детей и родителей помогает им понимать цели педагогического процесса, приобретать единый взгляд на проблемы

Уровень нравственности - потребность учащихся в нравственном развитии собственной личности. Для осуществления процесса нравственного самовоспитания старшеклассникам необходимо установить связи между результатами деятельности, своими поступками и качествами личности. Поэтому воспитание необходимо рассматривать как создание условий, обеспечивающих процесс нравственного самовоспитания старшеклассников, как помощь им в выборе своего жизненного пути и в осознанном принятии решений. Понимание смысла того или иного отношения к миру, к самому себе ученику не дается автоматически. Смысл жизни возможно обнаружить в деятельности, при личностном переживании ценности, что требует сложной внутренней работы по оценке своего поведения и развития осмысленных жизненных ориентаций в процессе нравственного самовоспитания.

Сама специфика педагогической деятельности предполагает направленность воспитания на развитие ориентаций высших уровней. В связи с этим учителю необходимо задать себе следующие вопросы.

  • Соответствует ли поведение учащихся требованиям морали?
  • Знают ли и соблюдают ли учащиеся этические правила и принципы?
  • Руководствуются ли воспитанники в поступках и их оценке совестью?

В контексте данной проблемы очень важен подход объединяющий несколько категорий понимания ценностей в ведущие ценности:

  1. Общечеловеческие ценности, которые прошли испытание веками и сохранили свой потенциал ценностей (жизнь, истина, свобода, счастье, честь и др.)
  2. Ценности, обладающие характером преемственности, передающиеся от поколения к поколению вне зависимости от социальных изменений (труд, гуманизм, красота, знание, воспитанность)
  3. Ценности, ставшие приоритетными в новой системе социального развития общества (личностная компетентность и др).

Учителю необходимо в своей деятельности создавать условия для нравственного самовоспитания учащихся. Возникает задача найти средства воспитания, стимулирующие процесс нравственного развития личности. Такими средствами могут служить методы педагогического стимулирования, интегрирующие деятельность воспитателя и воспитанника. Ученики постоянно живут в ситуации выбора, руководствуясь разными видами мотивов. Перед учителем стоит задача формирования устойчивых мотивов нравственного поведения старшеклассников.

Распределение методов носит условный характер. Методы 1-ой группы оказывают воздействие на нравственное самосознание учащихся, формируют их взгляды, прививают навыки к процессу нравственного самовоспитания.

Методами стимулирования в данном случае являются:

  • объяснительно-репродуктивный;
  • проблемно-ситуационный.

В данном методе необходима оптимизация настроения: ситуация успеха, доверие.

Методы 2-ой группы оказывают помощь учащимся в процессе нравственного самоанализа и самооценки: дают возможность познать себя, оценить свои поступки и действия, развивают умение видеть положительные и отрицательные качества своей личности, планировать работу по нравственному развитию собственной личности и осуществлять самоконтроль за ее выполнением. Процесс перехода от одного этапа к другому говорит о наличии нравственной мотивации, на основе которой старшеклассники целенаправленно трудятся над нравственным развитием собственной личности. Таким образом, педагог создает условия для перехода процесса воспитания в процесс нравственного самовоспитания учащихся.

Одним из универсальных средств, закрепляющих положительный пример и способствующих выработке в сознании учащихся нравственных принципов поведения, является метод воспитывающих ситуаций. Проектирование воспитывающих ситуаций позволяет:

  • создать воображаемый образ объекта или явления;
  • продумать действия участников;
  • продумать отношения между ними;
  • спрогнозировать результат с учетом возможных трудностей.

 Существует 4 основных типа воспитывающих ситуаций в зависимости от преобладающего влияния на тот или иной компонент нравственного поведения:

Эмоциональный компонент (ситуация переживания и сочувствия)- в данном случае практическая направленность состоит в необходимости формирования позитивного отношения к людям, как основа нравственного поведения, соответствующего социальным нормам.

Мотивационный компонент (ситуация наблюдения за асоциальным поведением, ситуация самоанализа и свободного выбора)- практическая направленность заключается в формировании потребности в соблюдении норм общения ,навыков нравственного поведения, самоанализа и свободного выбора мнения).

Когнитивный компонент (ситуация выбора модели  поведения; проблемная ситуация)-

Формирование и закрепление знаний о нормах общения, навыках нравственного поведения и осознание ралли внешнего вида для процесса общения.

Операционный компонент (ситуация наблюдения за поведением, соответствующим нравственным нормам; сюжетно-ролевая игра) - практическая направленность-формирование осознанного выполнения норм поведения( личностная компетентность; самовосприятие, самоуважение)

              Варианты использования воспитывающих ситуаций в практике достаточно разнообразны. На первых этапах педагог может предложить предварительно распределить сюжеты среди участников и в случае необходимости помочь учащимся, дать им время на обдумывание действий. Более сложный вариант - когда воспитанники разыгрывают ту или иную ситуацию без предварительной подготовки, при этом по ходу действия происходит совместная корректировка его содержания, что развивает нравственную направленность поведения учащихся.

Методы стимулирования нравственного развития собственной личности учащихся  и  его характеристика

Метод самостимулирования-  самостоятельно определяют мотивы для занятия               самовоспитанием,  взвешивают положительные и отрицательные стороны результатов, преимущества, которые учащиеся получат в процессе нравственного развития собственной личности.

                 Метод  самопрограммирования - собственная программа действий («Что делаю, чтобы  перестать конфликтовать с одноклассниками», «Что необходимо предпринять для развития в себе положительных качеств личности», и др). На основе создания собственной программы осуществляется планирование: что необходимо сделать, в какой последовательности и в течение какого времени, чтобы добиться результатов.

Метод самоинструктирования- осуществляется программа действий. Установка самому себе по поводу конкретной предстоящей деятельности. Она вселяет уверенность в собственные силы, успех закрепляется и позитивно переживается личностью.

                Метод самопрогнозирования - анализ достигнутого за день, неделю, год, более продолжительный промежуток времени. Констатация достигнутого и определение дальнейших перспектив реализации собственной программы. На основе проведенного самоконтроля осуществляется коррекция целей и способов достижения результатов.

Основные этапы развития нравственного самовоспитания старшеклассников в процессе педагогического стимулирования.

Воспитатель

Воспитанник

Мотивационный этап

Помогает старшеклассникам осознать положительные и отрицательные качества собственной личности, вести регулярное самонаблюдение и давать объективную нравственную самооценку.

Анализирует внутренние состояния, внешние условия и требования. Ощущает необходимость работы над собой

Диагностический этап

Использование методик изучения личности воспитанников, способствующих выявлению достоинств и недостатков качеств, связей между поступками и качествами личности, самооценки качеств личности, отношения и осознания работы по нравственному самовоспитанию.

Познает самого себя, старается дать себе объективную нравственную самооценку

Теоретическая подготовка учащихся

  • дать представление о процессе нравственного самовоспитания;
  • раскрыть структуру данного процесса с качественной характеристикой отдельных звеньев;

-дать знания о методах и приемах изучения себя и работы над собой по нравственному развитию собственной личности;

  • ознакомить с положительными примерами из реальной жизни.

Сравнивает «Я» в настоящем; «Я»,  каким представляет себя в будущем. Программа работы по нравственному самовоспитанию:

  • определяет цель жизни;
  • осуществляет самопознание;
  • формирует программу работы над собой;
  • реализует программу.

Создание педагогических условий

  • использование воспитательных средств, стимулирующих процесс нравственного самопознания старшеклассников.

Уточняет характер внешних требований, ориентируется на свои силы и возможности. Корректирует программу работы над собой.

Основной этап.

Переход воспитания в процесс нравственного

самовоспитания учащихся. Поддерживающая позиция педагога в нравственном самовоспитании школьников (осуществляется на всех  этапах)

Активно трудится в соответствии с программой по нравственному развитию собственной

личности. Хочет и умеет работать над собой.

Заключительный этап

Оказание старшеклассникам педагогической поддержки в реализации права свободного выбора направления нравственного развития собственной личности; поощрение желания добиваться поставленных целей нравственными средствами. Помощь воспитанникам в коррекции программы нравственного самовоспитания.

Оценивает результаты работы. Проводит нравственную саморефлексию.

Результат педагогического стимулирования во многом зависит от того, сумеет ли учитель не только принять своего воспитанника таким, каков он есть, но и понять, почему он такой. При этом не следует идеализировать природу старшеклассников, необходимо признать естественность присутствия негативных, порой разрушительных тенденций в процессе нравственного становления личности воспитанников. Учитель должен стремиться к осознанному принятию прав и обязанностей всеми участниками воспитательного процесса (как воспитателями, так и воспитанниками), побуждающих к организации продуктивного взаимодействия. Поддерживающая позиция педагога заключается в готовности оказать оперативную помощь воспитанникам в решении индивидуальных проблем, связанных с умением выявить их реальный потенциал, способствующий успешности работы по нравственному развитию собственной личности.

        Составитель: Сивкова Т.В.

                                                                                                                       (учитель математики,

                                                                                                                                 классный руководитель)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Актуальность духовно-нравственного воспитания молодежи на современном этапе

В настоящее время Россия переживает один из непростых исторических периодов. И самая большая опасность, подстерегающая наше общество сегодня, - не в развале экономики, не в смене политической системы,...

Духовно-нравственное воспитание молодежи в современном мире.

Духовно-нравственное воспитание в современном мире. Что такое нравственность? Из чего складывается нравственность. Как бороться с безнравственностью....

Статья "Проблемы нравственного воспитания молодежи в современном мире"

Проблемы нравственного воспитания молодежи в современном мире.«Сегодня российское общество испытывает явный дефицит духовных скреп: милосердия, сострадания друг к другу, поддержки, взаимопомощи - дефи...

Выступление на районном молодежном форуме «Время жить в России» «Духовно-нравственное воспитание молодежи на основе православных традиций в современных условиях» (на примере Шарангского благочиния)

В моем выступлении речь пойдет об очень важной составляющей воспитания подрастающего поколения  -  восстановлении системы традиционных духовно – нравственных ценностей, основанных на правосл...

Научно-практическая конференция «Культурно - историческое наследие региона в контексте патриотического и духовно-нравственного воспитания молодежи».

О работе республиканской научно-практической конференции «Культурно - историческое наследие региона в контексте патриотического и духовно-нравственного воспитания молодежи»....

Выступление педагога-психолога на родительском собрании по теме: Роль родителей в нравственном воспитании своих детей"

В данной работе рассматриваются стили семейного воспитания и роль семьи в нравственном воспитании школьников,...