Проблемы и перспективы культурно-нравственного воспитания молодежи в современных условиях
статья по литературе

Иванова Альбина Владимировна

Времена меняются, меняются и ученики, их отношение к учебе. Поэтому закономерны изменения и в образовании.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon esse.doc37 КБ

Предварительный просмотр:

ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ

КУЛЬТУРНО – НРАВСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ МОЛОДЕЖИ В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ.

Молодежь - важный субъект социальных перемен, огромная инновационная сила, от которой во многом зависит будущее России. Когда мы говорим о ценностных ориентациях молодежи, то имеем в виду, прежде всего сущностные характеристики сознания и поведения, систему устремлений личности, отражающую ее представление об идеалах, смысле жизни и деятельности, направленных на саморазвитие.

Происходящие сегодня в стране политические и социально-экономические изменения оказали серьезное влияние на все стороны жизни и деятельности людей. Сформировались новые установки, появились непривычные критерии оценок тех или иных фактов. Это привело к изменению ценностных ориентаций молодежи. Размытость понятий «долг», «честь», «духовность» вносит свой негативный вклад в морально-психологическое состояние подрастающего поколения.

Ценностные установки и духовный мир молодого человека формируются в семье, в обществе, в школе. Если они формируются неосознанно, то молодежь не всегда может объяснить, почему предпочтение было отдано безнравственным и ложным ценностям. Вот почему необходимо более серьезно подходить к идеологическим основам воспитания, иначе «плохие всходы» дадут плоды, и общество ждет катастрофа.

Большой проблемой для современной России является расколотость общества, воцарение в нем запредельного эгоизма, индивидуальности и цинизма. Глобальные вызовы современной системе образования, среди которых: потеря школой монополии на образование, появление новых форм социализации детей, изменение механизмов взросления ребенка и ориентиров семейного воспитания, виртуализация и сетевизация коммуникаций в подростковой и молодежной среде, возрастающий дефицит времени педагога и т.п.

Эпоха господства потребительской культуры поставила перед каждым человеком серьезный вызов – приспосабливаться и плыть по течению или же самосовершенствоваться и идти вперёд. Первое проще. Реклама расчистила русла, многие капризы удовлетворены в соответствии с наполнением кошелька, думать некогда – успеть бы всё попробовать, испытать и попользоваться. Имидж руководит всем. Не обязательно быть – достаточно казаться. Трагедия современного человека в том, что главной ценностью стало потребление – еды, информации, веселья, общения, любви, природы, отдыха и до бесконечности. Это наносит ущерб осмыслению происходящего.

Господствующая тенденция нашего времени – поверхностность. Быть, слыть и мнить – три составляющие человека. Они связаны с его эгоизмом, с его имиджем и с его сущностью.

Система ценностей отдельной личности и различных социальных групп является фундаментом стабильности общества в целом. Ценностные ориентации молодежи отражают актуальные ценности определенного общества, которые связанны непосредственно с перспективным развитием его общего экономического и культурного уровня. Именно поэтому сейчас большое внимание уделяется системе ценностей современной молодежи, т.к. именно она является будущим нашего общества.

В настоящее время одним из главных и приоритетных направлений государственной политики поставлена задача повышения уровня у молодёжи гражданской ответственности, направленное на формирование элементов правового самосознания, духовности и культуры, толерантности и способности к ее успешной адаптации в обществе. мировоззренческих качеств личности. Патриотизм – это базовый пласт в формировании и становления гражданина страны, качества которого закладываются с раннего детства и на протяжении всей жизни развиваются и преумножаются. Высшим уровнем развития чувств патриотизма связывают с активной социальной деятельностью личности, действиями, поступками, совершаемыми на благо Отечества и развития гражданского общества.

Нравственное воспитание, важнейшая составная часть комплексного подхода к воспитанию на современном этапе, особенно подчёркивая необходимость воспитания единства слова и дела, сознательного отношения к учёбе, труду, физическому воспитанию и общественному долгу. Красота и благородство взаимоотношениях между людьми, где важнейшим разделом является воспитание морально-волевых черт характера: честности и правдивости, нравственной чистоты, простоты и скромности, уважения к старшим.

Нравственными называются такие высшие чувства, которые переживаются человеком в связи с осознанием соответствия или несоответствия его поведения требованиям общественной морали. Нравственные чувства являются положительными, когда обусловленные ими действия находятся в соответствии с требованиями общества и получают с его стороны одобрительную оценку. К ним относятся чувства доброжелательства, симпатии, дружбы, товарищества, коллективизма, справедливости, долга, дисциплинированности, патриотизма и т.д.

Главная цель современного образования - воспитание духовно-нравственного, ответственного, инициативного и компетентного гражданина России. Формирование такой личности – задача простая: она может быть решена в отдельной семье, – и предельно сложная, поскольку требует изменения самого уклада общественной жизни, существенной перестройки социальных отношений, модернизации страны в целом.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Актуальность духовно-нравственного воспитания молодежи на современном этапе

В настоящее время Россия переживает один из непростых исторических периодов. И самая большая опасность, подстерегающая наше общество сегодня, - не в развале экономики, не в смене политической системы,...

Духовно-нравственное воспитание молодежи в современном мире.

Духовно-нравственное воспитание в современном мире. Что такое нравственность? Из чего складывается нравственность. Как бороться с безнравственностью....

Статья "Проблемы нравственного воспитания молодежи в современном мире"

Проблемы нравственного воспитания молодежи в современном мире.«Сегодня российское общество испытывает явный дефицит духовных скреп: милосердия, сострадания друг к другу, поддержки, взаимопомощи - дефи...

Духовно-нравственное воспитание учащихся в современных условиях

Проект посвящен теме духовно-нравственного воспитания учащихся...

Доклад "Духовно- нравственное воспитание школьников в современных условиях"

В данной статье рассказывается о системе работы школы по духовно-нравственному воспитанию школьников....

«Опыт, проблемы и перспективы духовно-нравственного воспитания обучающихся в практике преподавания предметов ОРКСЭ и ОДНКНР»

Тема доклада: «Опыт, проблемы и   перспективы духовно-нравственного воспитания обучающихся в практике преподавания предметов              ...