Проблемы нравственного воспитания учащихся надомного обучения в коррекционной школе.
статья на тему

Крестовникова Галина Егоровна

Вопрос духовно-нравственного воспитания детей в коррекционных школах является одной из ключевых проблем, стоящих перед обществом и государством в целом. Учащиеся, обучающиеся на индивидуальном (надомном) обучении требуют особого педагогического внимания. Планирование духовно-нравственной работы с данной категорией учащихся является значимым звеном  в общей системе образовательной деятельности образовательного учреждения. Статья о проблемах нравственного воспитания учащихся - небольшой ракурс в проблемы современной коррекционной школы, а именно проблемы касающиеся индивидуального (надомного) обучения, основанные на моем практическом опыте работы.     

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya1.docx28.39 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное образовательное учреждение школа № 487

Выборгский район, г. Санкт-Петербург

Статья по теме: «Проблемы нравственного воспитания учащихся надомного обучения в коррекционной школе.

Учитель: Крестовникова Галина Егоровна

2017 год

Проблемы нравственного воспитания учащихся надомного обучения в коррекционной школе.

Нравственность – это разум сердца

Г. Гейне

     Вопрос духовно-нравственного воспитания детей в коррекционных школах является одной из ключевых проблем, стоящих перед обществом и государством в целом. Способность радоваться жизни и умение мужественно переносить трудности закладывается в раннем детстве. Современный ребенок находится в беспредельном информационном и огромном социальном пространстве, не имеющем четких внешних и внутренних границ. На него воздействуют потоки информации извне, получаемой благодаря Интернету, телевидению, компьютерным играм, кино. Воспитательное и социализирующее воздействие этих и других источников информации нередко является доминирующим в процессе развития и воспитания.

     В современных условиях ведущей деятельности ребенка усиливается конфликт между характером усвоения знаний и ценностей в школе. Подмена реальных форм социализации виртуальными, ослабление вертикальных связей между детьми и взрослыми, между разновозрастными детьми приводят к самоизоляции. Результатом этого является примитивизация сознания детей, рост агрессивности, жестокости, цинизма, грубости, за которыми на самом деле скрываются страх, одиночество, неуверенность, непонимание и неприятие будущего.  

     Учащиеся, обучающиеся на индивидуальном (надомном обучении) требуют особого педагогического внимания. Планирование духовно-нравственной работы с данной категорией учащихся является значимым звеном в общей системе образовательной деятельности образовательного учреждения. Потребности современного общества возлагают на школу задачи не только качественного обучения, но и воспитания человека с большой буквы высоконравственного, духовно богатого, способного адаптироваться к процессам, происходящим в современном мире. Нравственное воспитание должно способствовать развитию и становлению личности ребенка, всех её духовных и физических сил и способностей, вести каждого ребенка к новому мироощущению, мировоззрению, основанному на признании общечеловеческих ценностей в качестве приоритетных в жизни.

     Несмотря на то, что учащиеся, проходящие обучение на дому, составляют относительно малочисленную группу, тем не менее, я думаю, что учителя-практики, так же как администрация школ, согласятся со мной, что этот участок работы весьма непрост в силу ряда факторов, которые мы ниже попытаемся рассмотреть. Но, я ставлю своей задачей не только анализ болевых точек, но предлагаю поделиться опытом работы. Пригласить моих коллег к творческой дискуссии, ибо «надомное обучение» называют ещё и «индивидуальным обучением», что, на мой взгляд, точнее отражает суть работы с данным контингентом учащихся.

     Трудность поднятой проблемы состоит в первую очередь в том, что нравственные ориентиры самого Российского общества не вполне сформированы и нормы морали советских времён существуют параллельно ценностям XXI века. Согласитесь, их гармоничное сочетание представляют собой весьма трудную задачу. Но, я настаиваю на том, что опыт российских педагогов К.Д. Ушинского, Л.Н. Толстого и советских А.С. Макаренко и В.А. Сухомлинского может служить нам ещё многие десятки лет. Как подтверждение, их опыт продолжают изучать и, по сей день. В поисках определения понятия «нравственное воспитание» я нашла наиболее приемлемым следующий вариант: «Нравственное воспитание создание педагогических условий для становления и развития нравственных качеств  личности как стержневых и системообразующих. Цель помочь человеку с малых лет   принимать нравственные решения, действовать в любых ситуациях согласно нравственных законам, понимать смысл и ценность нравственных правил, способствовать нравственной зрелости человека, проявлению чувства свободы, способности понимать других и сопереживать им, выражать свое отношение к нравственным проблемам, вырабатывать нравственные мотивы поведения». Данное определение  хорошо уже тем, что оно подразумевает учащегося не как объект воздействия семьи и школы, но и требует от него таких важных нравственных качеств как инициатива, самостоятельность и умение отстаивать собственную точку зрения. Наряду с этими качествами, по-прежнему в цене навыки коммуникации с коллективом. Опыт практической работы показывает, что именно эти компоненты нравственного воспитания, что называется, «западают» в первую очередь. Такие негативные качества личности, как эгоизм, иждивенчество, пассивность, подверженность чужому негативному влиянию могут стать причиной того, что наши ребята легко становятся «ведомыми», попадают в группу риска.   Нередко приходится сталкиваться и с неумением рационально планировать своё свободное время, которое образуется в силу уменьшенной учебной нагрузки.

     Для того чтобы проводить работу по нравственному воспитанию необходимо проведение правильной педагогической диагностики. Зачастую, за теми или иными негативными проявлениями скрывается комплекс проблем физиологического и как следствие психического характера.

     Самый распространённый пример, когда ученики, родители и даже сами педагоги, объясняют пассивность учащихся словом «лень», не вникая в проблему, которая за ним стоит. И наоборот, эффективность работы возрастает, если уже на этапе планирования работы учителям, удаётся привлекать сотрудников службы сопровождения (психологов, социальных педагогов и логопедов). Очень полезными может оказаться их помощь и в повседневной работе, где они могут  не только  диагностировать проблемы, но и правильно интерпретировать их проявление. Индивидуальная диагностика может сыграть не последнюю роль и на этапе собственно индивидуального обучения. Мне не раз пришлось столкнуться на практике, когда своевременное обращение, помогало найти выход из конфликтных ситуаций. Особо хочу остановиться на такой форме работы, как формирование устойчивых социальных навыков у учащихся. Зарубежный опыт показывает, что наличие минимум 4-х социальных навыков: умение сказать нет, противостояние групповому давлению, умение  слушать других и правильно реагировать на критику, позволяет учащимся успешно социализироваться. Поэтому их можно также включать в материал урока. Несмотря на хроническую нехватку времени, большим подспорьем для воспитания нравственности и морали могут стать и изучение практически всех школьных предметов, например: литература-формирование понятий о добре и зле, география, история-изучение родного края …. список можете продолжить самостоятельно.

     Сам по себе термин «индивидуальное обучение» выглядит весьма привлекательным, если бы его не сопровождал неизбежный дефицит общения наших учащихся. На пути его преодоления часто лежат такие «камни преткновения», как сниженная мобильность. Попросту говоря, невозможность добраться до школы. А без этого почти невозможно включение такого ресурса, как внеклассная работа. Работа кружков секций, становясь доступной, позволяет учащимся раскрыть их таланты, приучать находиться в обществе. Знакомиться с нормами этики и закреплять их. И наоборот, постоянное пребывание дома, ведёт к нарушениям общения. Не раз приходилось наблюдать многообразный спектр неадекватных реакций учащихся надомного обучения, когда они, присутствуют на школьных воспитательных и внеклассных мероприятиях. Но, в тех случаях, когда педагоги заранее обсуждали их участие, удавалось успешно включить их в сценарий мероприятий. Возможность показать их сверстникам, родителям учащихся и наконец, им самим их потенциал, позитивно скажется на их самооценке. Есть примеры участия наших ребят не только в школьных кружках, но участие  в различных мероприятиях и конкурсах Всероссийского и Федерального значения.

     В последние годы, в нашей стране успешно развивается параолимпийское движение. Привлечение учащихся надомного обучения могло бы способствовать решению целого комплекса проблем физического и психологического характера. Всем известно, что занятия  спортом являются мощнейшим коррекционным фактором. Правда, на педагога ложится непростая задача помочь ученику, который зачастую «поставил на себе крест», поверить в себя, найти подходящие слова для мотивации и с помощью учителя физкультуры подобрать из множества видов спорта наиболее подходящий. И если, среди традиционных видов это сделать трудно, то можно поискать и относительно новые (благо они возникают почти каждый день). Главное, что занятия спортом, как все остальные предметы несёт в себе большие возможности, для воспитания мужества, взаимовыручки и здорового честолюбия.

Я не претендую на всеобъемлющий характер имеющегося опыта, и поэтому список возможных форм работы остаётся открытым.

     Следующим резервом нравственного воспитания является работа с родителями.  Многих из них диагноз ребёнка выбивает из колеи, подчас разрушает семьи, ведёт к перекосам в воспитании от исполнения всех капризов до игнорирования диагнозов (особенно грешат этим отцы в отношении мальчиков). И тут требуется тонкая, последовательная регулярная работа. Находясь изо дня в день с больным ребёнком, они устают, «выгорают» и изолируются от контактов. За рубежом таким семьям оказывают регулярную помощь, даже берут на себя заботу, чтобы родитель мог сам съездить в отпуск, отвлёкся от повседневных проблем. В наших условиях хорошо себя показали так называемые родительские клубы, где родители при участии школы, педагогов и психологов могут обсудить различные вопросы, в том числе и воспитания.

     Индивидуальное обучение предъявляет большие требования и к самому педагогу, работающему с детьми с умеренной и тяжелой умственной отсталостью, учитывая тот факт, что педагог у одного учащегося преподает весь спектр учебных предметов, или почти весь. Такой педагог обязан быть в педагогическом «всеоружии», т.е. использовать все последние педагогические технологии разработки, быть готовым проявить гибкость, уметь, где надо пойти на компромисс, использовать творческие и игровые приёмы, чтобы повысить мотивацию ребенка. Именно за это их называют коллеги, ведущие один предмет «многостаночниками». Но, в этой шутке есть доля истины. Надо признать, что не всегда удаётся обеспечить обучение силами коррекционных педагогов. А поэтому регулярное повышение педагогической квалификации, является насущной необходимостью. На таких курсах педагог получит актуальные сведения и знания из различных областей политики, общей и специальной педагогики. Без чего нравственное воспитание невозможно. Главное назначение учителя – быть источником нравственного влияния. Увеличивая степень самостоятельности учащихся, осуществляя индивидуальный подход, учитель развивает творческие способности каждого ученика. Поэтому, не маловажной задачей учителя надомного обучения является воспитать ребенка таким, чтобы совершение нравственных поступков стало бы его постоянной чертой характера. К. Д. Ушинский, один из лучших русских педагогов полагал, что учитель, прежде всего, должен быть воспитателем. «В преподавателе знание предмета далеко не составляет главного достоинства, главное достоинство преподавателя в том, чтобы он умел воспитывать своим предметом», - писал он.

     Несколько слов стоит сказать о таких разделах как патриотическое и религиозное воспитание. Те времена, когда мы писали планы воспитательной работы, включая первым номером раздел идейно-политического воспитания, уже остался далеко позади. Но, как бы не менялись флаги, слова гимнов и главы правительств, ответственность за воспитание гражданина со школы никто не снимал. И патриотическое воспитание продолжает быть важной составляющей нравственного воспитания. Очень важно продолжать работу по формированию интереса к истории Отечества, людям, прославившим её, но особенно защищавшим её в трудные часы. Такие акции, как «Спасибо деду за победу!» или «Бессмертный полк» не потребуют от педагога большого напряжения, а принесут огромную пользу. Несколько слов о религиозном аспекте нравственного воспитания. За последние два с половиной  десятка лет понятия веры, церкви и религии заняли значительное место в нашей жизни. Надо отдать должное, что именно наша группа может и уже получает серьёзную поддержку от церкви. Благотворительная деятельность, организация различных приютов и других видов помощи трудно переоценить. Но, при этом следует помнить о многоконфессиональном характере нашей страны, всячески оберегать неокрепшие души детей и подчас растерянных родителей от всяческого рода радикалов. Особенно опасны тоталитарные секты, которые буквально «охотятся» за такими семьями.

     Нравственное воспитание учащихся надомного обучения невозможно без установления контактов с их сверстниками из общеобразовательных школ. Но, перед этим наших учащихся необходимо подготовить к таким контактам. У многих из них есть страхи, с которыми надо работать и, конечно же, и другую «сторону» необходимо готовить к этой встрече, объясняя, что Бог посылает нам этих детей, чтобы испытать нашу нравственность и человечность.

     Подводя итоги моих размышлений о нравственном воспитании и его месте и роли в процессе индивидуального обучения, хотелось бы сказать, что переоценить значение этого аспекта воспитания невозможно. На память приходят слова, которые приписывают старшему сыну Ивана IV Грозного, Федору Иоанновичу, который по преданьям, имел отклонения от умственного развития. В ответ на упрёк, что не может управлять страной, он отвечал: «Я может быть и умом слаб, но добро от зла отличить могу!»

Источники:

  1. В. С. Безрукова «Основы духовной культуры (энциклопедический словарь педагога)», Екатеринбург, 2000 г.
  2. В. А. Сухомлинский «Избранные педагогические сочинения», М., т.2, 1980 г.
  3. С. Л. Рубинштейн «Проблемы общей психологии», М., 1973 г.
  4. Л. И. Божович «Личность школьника и проблемы воспитания», М., 1990 г.
  5. А. Ф. Ахматова «Нравственность и духовное образование», Журнал «Педагогика» №8, 2003 г.
  6. Х. Штольц, Рудольф Р. «Как воспитывать нравственное поведение?» Книга для учителя, перевод с немецкого. М., «Просвещение», 1986 г.  


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по предметно - практической деятельности, конструированию, ручному труду ученика 2 класса надомного обучения специальной (коррекционной) школы VIII вида

Занятие по предметно-практической деятельности представляет собой специальный предмет в начальных классах обучения детей с умеренной и тяжелой умственной отсталостью. Уроки  проводятся  в...

Рабочая программа по развитию психомоторики и сенсорных процессов ученика 2 класса надомного обучения специальной (коррекционной) школы VIII вида

Настоящая программа составлена в соответствии с требованиями федерального компонента государственного образовательного стандарта  общего образования на основании авторской программы курса коррекц...

Проблема нравственного воспитания учащихся в условиях школы-интерната

В данной статье рассматриваются основные принципы, формы и методы нравственного воспитания учащихся в условиях школы-интерната. Мы трактуем процесс нравственного воспитания в условиях школы-интерната ...

«Проблема нравственного воспитания учащихся в условиях школы»

В данной статье рассматриваются основные принципы, формы и методы нравственного воспитания учащихся в условиях школы. Мы трактуем процесс нравственного воспитания в условиях школы как целенаправленный...

Доклад « Духовно – нравственное воспитание учащихся с ОВЗ в коррекционной школе»

Доклад « Духовно – нравственное воспитание учащихся с ОВЗ в коррекционной школе» для научно -практической конференции....

Презентация к докладу « Духовно – нравственное воспитание учащихся с ОВЗ в коррекционной школе»

Презентация к докладу « Духовно – нравственное воспитание учащихся с ОВЗ в коррекционной школе». Может быть использована на НПК....

« Духовно – нравственное воспитание учащихся с ОВЗ в коррекционной школе»

Доклад на конференции  "Психолого-педагогическое сопровождение обучающихся с ОВЗ: проблемы и перспективы"...