КЛАССНЫЙ ЧАС Тема: Что такое счастье?
классный час (8 класс) по теме

Познакомить учащихся с понятием «счастье»; помочь осмыслить КАЖДОМУ УЧЕНИКУ В ТЕЧЕНИЕ КЛАССНОГО ЧАСА ПОНЯТИЕ «СЧАСТЬЕ» ПРИМЕНИТЕЛЬНО К САМОМУ  СЕБЕ.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon file_20090501183731.doc55.5 КБ

Предварительный просмотр:

КЛАССНЫЙ ЧАС  

Тема:   Что такое счастье?

Цели:   Познакомить учащихся с понятием «счастье»; помочь осмыслить КАЖДОМУ УЧЕНИКУ В ТЕЧЕНИЕ КЛАССНОГО ЧАСА ПОНЯТИЕ «СЧАСТЬЕ» ПРИМЕНИТЕЛЬНО К САМОМУ  СЕБЕ.

Ход классного часа

Чтец 1:

О, если б каждый день иметь краюху хлеба,

Над головою кров и скромный угол, где бы

Ничьим владыкою, ничьим рабом не быть,   .

 Тогда б благословить за счастье можно было б небо.

Чтец 2:

Хорошо, если платье твое без прорех,

И о хлебе насущном подумать не грех,

 А всего остального — и даром не надо —

Жизнь дороже богатства и почестей всех.

Чтец 3:

Вместо золота и жемчуга с янтарем

Мы другое богатство себе изберем:

Сбрось наряды, прикрой свое тело тряпьем

Но и в жалких лохмотьях останься царем!

Чтец 4:

Хоть мудрец — не скупец и не копит добра

 Плохо в мире и мудрому без серебра.

Под забором фиалка от нищенства никнет

 А богатая роза красна и щедра!

Чтец 5:

Мне, Господь, надоела моя нищета, .  

Надоела надежд и желаний тщета.

Дай мне новую жизнь, если ты всемогущ,

Может, лучше, чем эта, окажется та?

Сейчас вы прослушали стихотворения Омара Хайяма. Омар Хайям—персидский математик,  философ, врач, поэт, который жил в конце XI — начале XII вв. Он написал более тысячи маленьких стихотворений, которые называются Рубайи. Определите тему стихотворений, которые мы услышали. Итак, сегодня мы говорим о счастье.

Многие думают, что «Счастье» - это просто птица удачи. А знаете ли Вы, что категория «Счастье» всегда была объектом исследования социологов многих стран. Так в 80-е годы прошлого столетия проводился опрос населения в 140 странах мира, в результате которого, Дания – страна с самым счастливым населением! Уровень счастливых людей там достиг отметки в 92%, когда в нашей стране лишь 53%.. (можно использовать плакат с графиком)

В большинстве случаев люди, живущие за границей, на вопрос «Как дела?» отвечают «Всё о’кей!» А какой ответ обычно звучит в нашей стране? (ответы учеников) Да, Вы правы! У нас чаще можно услышать такого рода ответы, как «Да так себе» или «Могло быть и хуже». Почему?

 Если проследить по графику линию жизненного уровня наших соотечественников, а значит и «уровня счастья», то можно наблюдать резкий спад этих параметров в 1991 году, а за последние семь лет кривая значительно повысилась. Как Вы думаете, куда дальше пойдёт линия «Счастья»?

Почему?

Зависит ли «уровень счастья» от стабильности жизненного уровня в стране? (высказывания учеников)

А знаете ли Вы, что социологи установили такой факт: у 70% счастливчиков случайного обогащения, как правило, происходит  разлад в семейной жизни и в отношении с друзьями?

 Когда вы изучали историю Древней Греции, встречалось ли вам имя Соломона?

(Ответы учащихся.)

Кто помнит, кем был этот человек?

Соломон – царь Израиля.

А знаете, в чем видел счастье царь Соломон? Послушайте притчу:

«...явился Господь Соломону во сне ночью, и сказал Бог: «Проси, что дать тебе». И сказал Соломон: «Ты сделал рабу Твоему Давиду, отцу моему, великую милость; и за то, что он ходил пред Тобою в истине и правде и с искренним сердцем пред Тобою, Ты сохранил ему эту великую милость и даровал ему сына, который сидел бы на престоле его, как это и есть ныне; и ныне Господи Боже мой, Ты поставил раба Твоего царем вместо Давида, отца моего; но я отрок малый, не знаю ни моего выхода, ни входа; и раб Твой — среди народа, который избрал Ты, народа столь многочисленного, что по множеству его нельзя ни исчислить его, ни обозреть; даруй же рабу Твоему сердце разумное, чтобы судить народ Твой и различать, что добро и что зло; ибо кто может управлять этим многочисленным народом Твоим? И благоугодно было Господу, что Соломон просил этого. И сказал ему Бог: «За то, что ты просил этого и не просил себе долгой жизни, не просил себе богатства, не просил душ врагов твоих, но просил себе разума, чтоб уметь судить, —  Я сделаю по слову твоему:, Я даю тебе сердце мудрое и разумное, так что подобного тебе не было прежде тебя, и после тебя не восстанет подобный тебе; и то, что ты не просил, Я даю тебе, и богатство и славу, так что не будет подобного тебе между царями во все дни твои; и если будешь ходить путем Моим, сохраняя уставы Мои и заповеди Мои, как ходил отец твой Давид, Я продолжу и дни твои»

Что же такое счастье?

Психологи считают, что «Счастье» - категория сугубо личная! Оно зависит от внутреннего мира человека. Можно просто съесть шоколадку и испытать «Счастье».
Некоторые люди испытывают прилив «Счастья» от занятия спортом, другие от посещения театров. Люди становятся счастливыми от общения с близкими, с друзьями. Надо помнить, что гормоны «Счастья» вызываются физической активностью и любовью, а не злобой и унынием. Счастье – это непрерывное творчество!

А как в литературе говорят о «Счастье»?

В.Г. Короленко писал: «Человек рождён для счастья, как птица для полёта!» А в «Братьях Карамазовых» Ф.М. Достоевского звучит другая фраза: «В горе счастье своё ищи» - говорит герою романа Алёше старец.

Если мы обратимся за помощью к словарю по этике, то прочитаем там следующее:

«Счастье — понятие морального сознания, обозначающее такое состояние человека, которое соответствует наибольшей внутренней удовлетворенности условиями своего бытия, полноте и осмысленности жизни, осуществлению своего человеческого назначения...

Счастье является чувственно-эмоциональной формой идеала, но в отличие от нее означает не только устремления личности, а исполнение этих устремлений».

А в «Толковом словаре русского языка» С.И. Ожегова и Н.Ю. Шведовой мы читаем следующее: «Счастье — 1. чувство и состояние полного, высшего удовлетворения...

2. успех, удача...»

Сейчас я вам предлагаю выполнить творческое задание. У каждого на столе лежит листок бумаги и цветные карандаши. Посередине этого листа рисуем кружок - это будет сердцевинка цветка. В ней сделаем надпись: «Я счастлив, когда...». А вокруг этой сердцевинки рисуем лепестки, в которых записываем окончания предложения. В конце выполнения этой работы мы посмотрим, сколько у кого получилось лепесточков.

(Учащиеся выполняют творческое задание. По окончании работы желающие озвучивают результат своей работы. Подводится итог.)

Учитель:

Продолжим работу по теме нашего классного часа. Ребята подготовили стихотворение о счастье. Предоставим им слово.

Чтец 6:

Что такое счастье? Одни говорят:

 «Это страсти:

Карты, вино, увлеченья —

Все острые ощущенья».

Чтец 7:

Другие верят, что счастье —

В окладе большом и власти,

В глазах секретарш плененных

И трепете подчиненных.

Чтец 8:

Третьи считают, что счастье —

Это большое участье:

Забота, тепло, внимание

И общность переживания.

Чтец 9:

По мнению четвертых, это —

С милой сидеть до рассвета,

Однажды в любви признаться

 И больше не расставаться.

Чтец 10:

Еще есть такое мнение,

Что счастье — это горение:

Поиск, мечта, работа

И дерзкие крылья взлета!

Чтец 11.

А счастье, по-моему, просто

Бывает разного роста.

От кочки и дл Казбека,

В зависимости от человека.

Мне бы хотелось пожелать Вам, чтобы птица счастья всегда была с вами, в ваших сердцах.

Чтобы Вы были счастливы от того, что солнышко светит и день новый наступает! Пусть Вашим девизом по жизни будут слова: «Хочешь быть счастливым – будь им!»

Послушайте еще одно стихотворение, посвященное теме нашего разговора, которое написала В.Тушнова:

Сто часов счастья, Разве этого мало?

Я его как песок золотой намывала.

Собирала любовно, неутомимо,

По крупинке, по капле, по искре, по блестке,

Создавала его из тумана и дыма,

Принимала в подарок от каждой звезды и березки.

Сколько лет проводила за счастьем в погоне

На продрогшем перроне, в гремящем вагоне,

Обнимала его, согревала в нетопленном доме,

В час отлета настигала его на аэродроме.

Ворожила над ним, колдовала,

Случалось бывало,

Что из горького горя я счастье свое добывала.

Это зря говорится, что надо счастливой родиться,

Надо только, чтоб сердце

Не стыдилось над счастьем трудиться,

Чтобы не было сердце ленивым, спесивым,

Чтоб за малую малость оно говорило «Спасибо»

Сто часов счастья, чистейшего, без обмана,

Сто часов счастья, разве этого мало.

Сейчас, работая в группах, составьте правила счастливого человека (групповая работа, затем обсуждение)

А теперь познакомьтесь с правилами, которые предлагают философы:

  • спросите себя, что может сделать вас счастливым, и постарайтесь это сделать для себя
  • будьте всегда честны перед собой и перед другими
  • будьте предельно внимательны к людям
  • помните: вам никто ничего не должен. Сострадая и помогая людям, не возвышайтесь над ними
  • в каждой ситуации стремитесь добиться таких результатов, которые будут благоприятны не только для вас, но и для максимально возможного числа людей.

Учитель: Сегодня мы с вами рассмотрели одно непростое понятие – понятие счастья, с которым человек старается идти в ногу по жизни. Но не у всех это получается. Еще раз хочу пожелать, чтобы в вашей жизни счастье шло с вами в ногу, но для этого вы должны быть добрыми, честными, трудолюбивыми людьми. И тогда счастье вас не подведет.

Послушайте стихотворение Эдуарда Асадова.

Дорожите счастьем, дорожите!

Замечайте, радуйтесь, берите

Радуги, рассветы, звезды глаз —

Это все для вас, для вас, для вас.

Услыхали трепетное слово

Радуйтесь. Не требуйте второго.

 Не гоните время. Ни к чему.

Радуйтесь вот этому, ему!

Сколько песне суждено продлиться?

Все ли в мире может повториться?

Лист в ручье, снегирь, над кручей вяз...

 Разве будет это тыщу раз!

На бульваре освещают вечер

Тополей пылающие свечи.

Радуйтесь, не портите ничем

Ни надежды, ни любви, ни встречи!

Лупит гром из поднебесной пушки.

 Дождик, дождь! На лужицах веснушки!

 Крутит, пляшет, бьет по мостовой

 Крупный дождь, в орех величиной!

Если это чудо пропустить,

Как тогда уж и на свете жить?!

Всё, что мимо сердца пролетело,

Ни за что потом не возвратить!

Хворь и ссоры временно оставьте,

Вы их все для старости оставьте.

Постарайтесь, чтобы хоть сейчас

Эта «прелесть» миновала вас.

Пусть бормочут скептики до смерти.

Вы им, желчным скептикам, не верьте —

Радости ни дома, ни в пути

Злым глазам, хоть лопнуть, — не найти!

А для очень, очень добрых глаз

Нет ни склок, ни зависти, ни муки.,

Радость к вам сама протянет руки,

Если сердце светлое у вас.

Красоту увидеть в некрасивом,

Разглядеть в ручьях разливы рек!

Кто умеет в буднях быть счастливым,

Тот и впрямь счастливый человек!

И поют дороги и мосты,

 Краски леса и ветра событий,
Звезды, птицы, реки и цветы:        .

Дорожите счастьем, дорожите!

(Мы желаем счастья вам»

. А закончить классный час мне хочется притчей о счастье

Однажды три брата увидели Счастье, сидящее в яме. Один из братьев подошёл к яме и попросил у Счастья денег.

Счастье одарило его деньгами, и он ушёл счастливый.

Другой брат попросил красивую жену. Тут же получил и убежал вместе с ней вне себя от счастья.

Третий брат наклонился над ямой.

- Что тебе нужно? – спросило Счастье.

- А тебе что нужно? – спросил брат

- Вытащи меня отсюда, - попросило Счастье.

Брат протянул руку, вытащил Счастье из ямы, повернулся и пошёл прочь.

А Счастье за ним побежало...


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Выступление на ШМО классных руководителей по теме "Что такое суицид?"

В данном выступлении рассматривается проблема суицида в среде подростков, а также вопросы профилактики суицидального поведения....

Классный час на тему «Что такое настоящая дружба?»

«Без  дружбы  никакое общение между  людьми не имеет ценности»...

Классный час на тему "Что такое коррупция и как с ней бороться?"

Возможно, кому-то будет полезна информация для классных часов по темам антикоррупции...

Классный час на тему: "Что такое моё Я"

Из цикла классных часов, которые разработаны с целью создания условий для обсуждения вопросов, возникающих у подростков по поводу осознания "себя"...

Разработка классного часа для 5 класса по теме"Что такое счастье?"

В разработку включён конспект классного часа и презентация...