Совершенствование работы с родителями в условиях модернизации образовательного процесса
материал (10 класс) по теме

Березина Галина Борисовна

Совершенствование работы с родителями в условиях модернизации образовательного процесса

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon statya_berezinoy_gb.doc81.5 КБ

Предварительный просмотр:

Совершенствование работы с родителями в условиях модернизации образовательного процесса

     

Концепция модернизации Российского образования подчеркивает исключительную роль семьи в решении задач воспитания, так как успешное решение задач воспитания возможно только при условии взаимодействия семьи и школы. Школа по-прежнему остается одним из важнейших социальных институтов, обеспечивающих воспитательный процесс и реальное взаимодействие ребенка, родителей и педагогов. Осуществление модернизации образования затрагивает практически каждую российскую семью.

        Согласно энциклопедиям и словарям «модернизация» -  это «изменение, усовершенствование, отвечающее современным требованиям» .

        Цель модернизации образования состоит в создании механизма устойчивого развития системы образования.

         В последние годы отмечается широкое внедрение различного рода инноваций не только в учебно-воспитательный процесс, но и в процесс управления школой. Внедрение инноваций в сферу управления, по мнению многих исследователей, предполагает не радикальные изменения, а обновление и совершенствование некоторых форм и методов управления.

         Назначение инноваций заключается в создании условий для целостного развития образовательного учреждения как сложной педагогической системы. Под инновациями в управлении понимаются творчески привнесенные изменения в цели, методы и средства управленческой деятельности, обеспечивающие положительную результативную деятельность образовательного учреждения. Одним из направлений инновационной деятельности педагогического коллектива является разработка новых форм работы с родителями.

       Переход к государственно-общественному управлению в системе образования также предполагает изменение характера взаимоотношений между школой и родителями.

    Одной из управленческих задач нашего образовательного учреждения является формирование определенного типа взаимоотношений между школой и родителями.  В Центре образования  складывались различные типы взаимоотношений между школой и семьями:

• степень совпадения целей педагогов и родителей

• степень зависимости школы и семьи друг от друга

• уровень подготовленности родителей к самостоятельному решению           проблем

• уровень информированности родителей по вопросам образования

• соотношение прав и обязанностей педагогов и родителей

• содержание договорных отношений между школой и родителями

• полномочия родительских организаций и собрания родителей.

 

10 февраля  на родительских собраниях в 7-11 классах было проведено исследование, целью которого  было  оперативное получение объективной и достоверной информации о качестве результата образовательного процесса. Анкетирование охватывает практически все направления деятельности школы.  При проведении этой работы, были поставлены следующие задачи:

  1. выявить запросы и интересы родителей;
  2. получить оценку педагогической системы ЦО;
  3. ввести родителей в образовательное пространство ЦО как открытой системы.

Выполнение этих задач позволит определить политику всего педагогического коллектива  в области качества, включая обязательства перед учащимися и их родителями, а также перспективы  развитии управления качеством образования ЦО, сделать его наиболее эффективным, с привлечением к сотрудничеству родителей и родительскую общественность.  

 Вопросы анкеты раскрывают для родителей понятие образовательный процесс, как процесс обучения, получения знаний; процесс воспитания, формирования позитивных нравственных ценностей, навыков поведения, умения строить отношения в коллективе.

 В  общих вопросах нет резких расхождений в процентном содержании. Что говорит о стабильности, надежности образовательного процесса в образовательном учреждении.

В ходе  исследования,  родителям школьников было предложено ответить на ряд вопросов, касающихся возникновения проблемных ситуаций (опрошено152 родителя). Представим некоторые из них.

Таблица  1. Основные причины возникновения конфликтов между родителями учащихся и учителями.

Причины возникновения конфликтов

%

У меня не возникают конфликтов с учителями

86,6

Из-за некорректного поведения учителя по отношению к моему ребенку

2,1

Из-за низкой успеваемости ребенка или плохих оценок

4,9

Из-за низкого профессионального уровня учителя ( плохое изложение материала, небрежное  отношение к преподаванию)

4,3

Из-за плохого поведения ребенка

2,2

Другие причины

0,6

Как видно из представленных данных большинство родителей (86,6%) фиксируют отсутствие конфликта с педагогами школы.

Параллельно с  вопросом о возникновении конфликтов с учителями родителям предлагалось также ответить на вопрос о том, возникают ли у них какие-либо претензии к образовательному учреждению. ( табл.2)

Таблица 2. Претензии родителей к образовательному учреждению.

Претензии

%

У меня не возникает никаких претензий к школе

82,3

Из-за некорректного поведения учителя по отношению к моему ребенку

2,1

Из-за низкой успеваемости моего ребенка или плохих оценок

3,2

Из-за конфликтов моего ребенка с учителями

2,3

Из-за плохого поведения ребенка

1,2

Другие претензии

2,3

Представленные данные свидетельствуют, что 82,3% родителей не имеют никаких претензий к образовательному учреждению.

В ходе опроса родителям учащихся было предложено ответить на вопрос о том,  в каких органах соуправления они принимают участи (табл.3)

Таблица № 3 Участие родителей учащихся в  органах соуправлении школой.

Формы участия в соуправлении

%

Принимаю участие в классных родительских собраниях

65,5

Участвую в совместных  конференциях родителей, учеников, учителей.

12,2

Принимаю участие в  конференциях общественности округа

3,7

Я не принимаю участия в управлении школой

27,2

Приведенные данные показывают, фактически все участие родителей в органах соуправления сводится к посещению классных родительских собраний (65,5%). Следует также отметить, что весьма велика (27,2%)  доля тех родителей,  кто вообще не принимает участие в процессах соуправления, в том числе не посещает и родительские собрания.

        Родители большинства классных коллективов отметили свою слабую активность и участие в осуществлении задач образовательного процесса, мало активны родители при проведении дней здоровья, спортивных мероприятий, мало участвуют в благоустройстве школьного двора.

       Родителям наших учеников был задан очень важный вопрос как для администрации школы, так и для всего педагогического коллектива: Имеет ли возможность наша школа обеспечить повышенный уровень образования учащихся?

      Практически все респонденты (92%) отмечают  современность и содержательное (предметное) наполнение образовательных (учебных) Программ, их соответствие требованиям образовательного процесса в школе, которое позволит в дальнейшем учащимся продолжить образование.

     Большой процент родителей (89%) отмечают важность добрых, доверительных отношений с педагогическим коллективом.

      Единство педагогического, родительского и ученического коллективов в достижении конечного результата воспитания возможно при соблюдении  основополагающих принципов взаимодействия «ученик – учитель», «ученик – родитель», «учитель – родитель»: принципов гуманистической педагогики.

       Представленные данные говорят о том, что образовательная система характеризуется родителями, как школа, обеспечивающая повышенный уровень образования их детей, а также  позволит обеспечить подготовку

обучающегося к жизненному самоопределению, самостоятельному выбору идеалов.

         На наш взгляд,  в  образовательном учреждении складывается  система взаимодействия и сотрудничества с семьей и социумом:

1. Формирование системы вовлечения родителей и общественности в учебно-воспитательный процесс через педагогические лектории, индивидуальные консультации с психолого-педагогической службой и учителями-предметниками,  тематические родительские собрания, дни «открытых дверей», общешкольные собрания, конференции,  открытые уроки,  предметные недели.

2. Участие родителей и общественности в управлении школой через Управляющий Совет школы, классный  родительский комитет.

      Выбор стратегии работы с родителями  - это управленческая задача образовательного учреждения. Администрация  и педагогический коллектив Центра образования  понимает, что родители смогут стать полноправными партнерами школы, если будут в достаточной мере информированы по вопросам образования, понимать цели модернизации образования, знать права образовательного учреждения и механизмы ресурсного обеспечения.  Создание Управляющего совета школы  и обеспечение родителей необходимой, полной, достоверной информацией о деятельности школы путем создания системы информирования  позволит родителям почувствовать, что они являются полноправными субъектами образовательного процесса.  

         


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Совершенствование работы с родителями в условиях модернизации образовательного процесса

Современная модернизированная школа должна обеспечить достижение таких результатов учебно-воспитательного процесса, которые помогут обучаемому достойно жить в обновленном обществе. Семья и школа...

«Использование информационных технологий на уроках математики в условиях модернизации образовательного процесса».

Мир информационных и коммуникативных технологий очень динамичен. Использование их позволяет в кратчайшие сроки решать широкий круг задач, недоступных ранее. В настоящее время происходит внедрение совр...

Совершенствование работы с родителями в условиях перехода на ФГОС

Материалы для пед.совета на тему "Совершенствование работы с родителями в условиях перехода на ФГОС"...

Работа с родителями в условиях модернизации образовательного процесса. Совершенствование форм и методов воспитательной работы.

Статья о  совершенствовании форм и методов работы с родителями  учащихся школ  для детей с ментальными нарушениями....

Выступление на педагогическом совете «Совершенствование работы с родителями в условиях модернизации образовательного процесса: пути эффективного взаимодействия»

«Совершенствование работы с родителями в условиях модернизации образовательного процесса: пути эффективного взаимодействия»...

Педагогический совет «Совершенствование работы с родителями в условиях модернизации образовательного процесса».

laquo;Совершенствование работы с родителями в условиях модернизации образовательного процесса».  ...