ВОСПИТАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ РАБОТЫ С КЛАССНЫМ КОЛЛЕКТИВОМ
материал (5 класс) по теме
ВОСПИТАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ РАБОТЫ С КЛАССНЫМ КОЛЛЕКТИВОМ НА 2012-2016 УЧЕБНЫЙ ГОД
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vospitatelnaya_programma.doc | 523.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Белоярский район
Ханты-Мансийский автономный округ – Югра
Муниципальное автономное образовательное учреждение Белоярского района
«Образовательная средняя (полная) школа №3 г. Белоярский»
(МОСШ №3 г. Белоярский)
СОГЛАСОВАНО УТВЕРЖДАЮ
Зам. Директора по ВР Директор школы
Силаева Д.М.. Харисова А.М.
« » сентября 2013г. « » сентября 2014 г.
ВОСПИТАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА
ВНЕУРОЧНОЙ РАБОТЫ
С КЛАССНЫМ КОЛЛЕКТИВОМ
НА 2012-2016 УЧЕБНЫЙ ГОД
Класс : 7 б
Классный руководитель:
Товстоног Е.А.
Описание опыта воспитательной работы с учащимися.
Воспитательная программа «Мы – класс».
«Без творчества немыслимо познание человеком своих сил, способностей, наклонностей; невозможно утверждение самоуважения, чуткого отношения личности к коллективу».
Сухомлинский В.А.
Школа - в широком смысле этого слова - должна стать важнейшим фактором гуманизации общественно-экономических отношений, формирования новых жизненных установок личности. Развивающемуся обществу нужны современно образованные, нравственные, предприимчивые люди, которые могут самостоятельно принимать ответственные решения в ситуации выбора, прогнозируя их возможные последствия, способны к сотрудничеству, отличаются мобильностью, динамизмом, конструктивностью, обладают развитым чувством ответственности за судьбу страны.
Школа – это маленькая модель общества. Концепция федеральной целевой программы на 2012-2016 год, основная цель современного отечественного образования и одной из приоритетных задач общества и государства является воспитание, социально-педагогическая поддержка становления и развития высоконравственного, ответственного, творческого, инициативного, компетентного гражданина России.
Политика государства в образовании (компетентностно-ориентированное образование), обсуждаемые образовательные стандарты для школы предполагают системно-деятельностный подход. Наряду с предметными результатами образования важнейшим критерием успешности образовательной системы являются метапредметные и личностные результаты.
В настоящее время я являюсь классным руководителем 6 класса. Приоритетным направлением воспитательной системы с младшими подростками моего класса, на сегодняшний день, можно считать, их ориентацию на общечеловеческие ценности, развитию и проявлению ребенком личностных качеств, формированию его индивидуальности, субъективности, способности к нравственной творческой самореализации.
Каждый ребенок — это личность, обладающая своим темпераментом, характером, способностями, мировоззрением, определённым жизненным опытом. В каждом ребенке существуют потребность в актуализации своих интеллектуальных, коммуникативных и физических способностей. Важно пробудить и поддержать его стремление к проявлению и развитию природных и приобретенных возможностей. Всячески содействовать каждому члену коллектива класса стать самим собой, обрести свой образ.
Исходя из этого, главным системообразующим фактором воспитательной системы класса может как индивидуальная, так и совместная деятельность по сплочению классного коллектива, через коллективно творческие дела. Ведущая направленность ребят – это творчество, которая выступает основой для реализации воспитательной программы «Мы – класс»
Ключевая идея воспитательной системы класса- заключается в том, что условия для развитие классного коллектива через правовую культуру, изучение личностных качеств учащихся, особенностей характера, овладение основами коммуникативной культуры, индивидуального и коллективного жизнитворчества.
Принцип построения программы - поэтапное решение задач на каждом возрастном уровне:
I возрастная ступень 5-6 класс «Я, ты, он, она, вместе классная, дружная семья»
Цель: развитие классного коллектива через правовую культуру, изучение личностных качеств учащихся, особенностей характера, уровня социальных компетентностей и самопознание интересов и возможностей.
II возрастная ступень 7-8 класс
«Жить - значит творить. Творить – значит жить».
Цель: формирование социальной активности личности через разнообразную внеклассную деятельность по развитию познавательных интересов учащихся.
III возрастная ступень 9 класс
«Мир многогранен…»
Цель: практическое применение своих способностей, полученных навыков и умений.
Проведенные мероприятия, направленные на развитие ценностного (нравственного) потенциала позволило нам выделить следующие ценности (условно их можно разделить на 4 группы):
На пути к достижению целевых ориентиров и перспектив в классном коллективе служит коллективная деятельность, которая в большинстве случаев носит личностно-ориентированный и творческий характер. Основу этой деятельности составляет годовой круг традиционных дел: День знаний, День Лицея, Новогодний праздник, праздник мам и бабушек, День Победы, День здоровья, участие в акциях, проектах и др.
Реализация программы воспитания осуществляется одновременно по всем направлениям во всех возрастных группах с учетом их особенностей и оказывает воспитательное воздействие, как на весь коллектив учащихся, так и на отдельно взятую личность ребенка.
Критериями эффективности функционирования формируемой мной воспитательной системы могут быть:
- воспитанность учащихся
- защищённость и комфортность ребёнка в классе
- удовлетворённость учащихся и их родителей результатами деятельности
- сформированность классного коллектива
- репутация класса
- проявление лидерских качеств каждого обучающегося.
Ведущие педагогические технологии
- самопознания и самореализации;
- технология проектирования социального становления личности;
- творческого самовыражения;
- достижения успеха;
- развития творческих способностей;
- социального проектирования;
- техники самовыздоровления;
- рефлексивные технологии.
Для обучения выбраны следующие методы и приемы: семинары, тренинги, соревнования. Сюжетно-ролевая игра - викторина «Спаси природу», коллективные творческие дела «Путешествие в мир сказок», «Славные имена России», «Жевательная резинка.
История. Польза и вред жевательной резинки».Мастерские общения («Это Я!», «Мой класс…»), «Клубы по интересам», мастер-классы. Выбранные методы и приемы позволяют осознать свою роль в классном коллективе, раскрыть в себе лидерские качества, попробовать себя в роли организатора коллективного дела.
Вид и цель деятельности | Активная форма организации деятельности | Методы организации деятельности |
1.Познавательная. Цель: обогащает представления об окружающем мире, формирование потребностей в образовании, развития интеллекта | Экскурсии, познавательные КТД, конкурсы, турниры, олимпиады. | Выступление на классном часе, выпуск газет. |
2.Трудовая Цель: формирование уважение к труду и создаваемым материальным ценностям | Общественно полезный труд по самообслуживание, проверка ведения дневников учебным советом (заполнение, аккуратность, подпись родителей), проверка состояния учебников | Конкурс поделок, операция «Береги книгу», классные часы, рейды по благоустройству школьного двора, субботники. |
3.Круг общения. Цель: формировать у учащихся культуру общения в системе «учитель-ученик», «ученик-ученик», «взрослый-ребёнок»; | Тематические классные часы, анкетирование, игры, практикумы, классные праздники, экскурсии. | «Снегурочка 2012», «Мои интересы, мои потребности», «Умеем ли мы общаться» |
4. Ценностно-ориентировочная Цель: направлена на социально обусловленные отношения личности к окружающей действительности, взгляды на окружающий мир, к другим людям, отношение к своему «Я», развитие рефлексии. | Внеклассные мероприятия, походы, экскурсии, тренинги. | Организация классных часов «Мы живем и учимся в Тольятти», анкетирование «Мой характер», операция «Милосердие» |
5. Художественная Цель: развитие художественно-эстетического вкуса, создание условий для творческой реализации | Участие в общешкольном конкурсе газет, художественных выставках, музыкальных конкурсах. | Конкурсная программа «Театральное семиборье», выступление театральных творческих коллективов, персональные художественные выставки, конкурс на лучную новогоднюю сказку. |
6. Спортивно-оздоровительная Цель: пропаганда здорового образа жизни, защиты, сохранения и укрепления здоровья учеников | Спортивные праздники, эстафеты, тематические классные часы, спортивные секции. | Кл.час «Здоровое питание», «Мама, папа и я- здоровая семья», викторины «Спортсмены нашего города» |
Структура и функции органов ученического самоуправления
Особую роль в реализации воспитательной системы играет самоуправление учащихся. Ученическое самоуправление – управление жизнедеятельностью школьного коллектива, осуществляемое учащимися, основанное на инициативе, самостоятельности, творчестве, совершенствовании собственной жизни, чувства ответственности, взаимопомощи и организаторских способностей школьников. Развитие навыков самоуправления осуществляется через систему постоянных поручений. Каждый ученик отвечает за работу одной из служб, координирует и направляет работу которых, совет класса. Практическая деятельность в составе одной из 7 служб способствует становлению самостоятельной и творческой личности.
Структура самоуправления
Функции органов самоуправления
Роль системообразующего фактора в жизнедеятельности классного сообщества и построения воспитательной системы класса играет самоуправление. Основа его организации - разработанная система поручений, благодаря которой каждый ученик в соответствии со своими индивидуальными особенностями может избрать и выполнить какую-либо деятельность.
Постоянно групповые поручения, выполняемые шестиклассниками, помогают ребятам сдружиться, учат продуктивному взаимодействию и общению.
Состав Совета класса, возглавляемого старостой, наглядно демонстрирует один из ведущих принципов организации самоуправления – сотрудничество детей и взрослых. Учащиеся, педагог и родители создают условия для развития самоуправленческих начал в классном коллективе.
Практическая деятельность в составе одного из семи секторов способствует становлению самостоятельной и творческой личности.
Актив класса:
- Староста– координирует деятельность всех учащихся класса (заместитель классного руководителя)
- Учебный сектор: фиксируют пропуски уроков учащихся по болезни и без причины,
весте с учителем следит за успеваемостью класса, оформлением дневников, проводят рейды по проверке сохранности учебников.
- Пресс – сектор: – организация, освещение всех мероприятий, их художественно-эстетическое оформление, ведет документацию самоуправления.
- Спортивный сектор: отвечают за участие в общешкольных спортивных мероприятий, ведут учет спортивных достижений.
- Культмассовый сектор: учащиеся выполняют постоянные (сценарий, продюсер) и временные поручения, развивают не только организаторские способности, но и творческие: составляют развлекательные программы, конкурсы. Отвечают за подготовку и проведения традиционных праздников и вечеров в классе.
- Трудовой сектор: ведут контроль за сохранностью мебели и её ремонтом в кабинете, генеральными уборками кабинета, подводят итоги по результатам дежурства.
- Ответственный дежурный по классу: руководит процессом дежурства в столовой, гардеробе.
- Сектор временных поручений: расширение сферы деятельности коллектива привело к созданию этого сектора, где каждый ученик получает возможность для свободного выбора поручения, не требует длительной подготовки ( покупка сувениров, продуктов к мероприятию, аккомпаниатора).
Заповеди класса:
- Нужно не забывать об интересах коллектива, быть добрее друг другу, не бояться неудач в новом деле.
- Можно веселиться и играть, если дело сделано хорошо, и учиться у других, если они сделали лучше.
- Нельзя проходить мимо, когда рядом обижают других, лгать.
Заповеди классного коллектива:
- Нужно учиться добросовестно.
- Быть чутким, терпеливым, доброжелательным и трудолюбивым.
- Быть честным с собой и с другими.
- Нельзя учиться без старания, не бороться со своими недостатками, обижаться критиковать других.
Основные направления в работе с родителями:
- изучение семей учащихся;
- педагогическое просвещение родителей;
- обеспечение участия родителей в подготовке и проведении коллективных дел в классе;
- индивидуальная работа с родителями;
Родители – мои самые главные помощники. Совместно с учениками и родителями мы планируем воспитательную работу в классе, проводим коллективные творческие дела: праздники, вечера, концерты, вместе ездим на экскурсии, ходим в походы, на выставки. В этом учебном году родители выступили с инициативой организации в классе клубов по интересам:
«Бейкер К», «Режиссер», «С миру по нитке».
Сроки проведения | Наименование дел |
Сентябрь | Педагогический практикум «Проблемы младших подростков» Заседание родительского комитета. Составление плана мероприятий на год. |
Ноябрь | Родительское собрание «Результативность школьного урока. От чего она зависит?» Заседание клуба по интересам «Семейные традиции» |
Декабрь | Родительский форум «Роль книги в развитии интеллектуальных и личностных качеств человека» |
Февраль | Проведение КТД: «КВН» между родителями и учащимися. Заседание родительского комитета: подготовка и проведение похода в лес (игры на свежем воздухе в зимнем лесу.) |
Апрель | Родительское собрание «Физиологическое взросление и его влияние на формирование познавательных и личностных качеств ребенка» |
Май | Родительское и ученическое собрание «Нравственные уроки моей семьи» Заседание родительского комитета: организация трудовой практики. |
Дополнения к программе.
Месяц, год___________
Основные направления (задачи) | 1 неделя | 2 неделя | 3 неделя | 4 неделя |
1. Формирование классного коллектива | ||||
2. Изучение учащихся и классного коллектива | ||||
3. Участие классного коллектива в делах школы | ||||
4. Работа с родителями |
Интересные дела _________класса
(посещение театров, музеев, концертов, выставочных залов; поездки, походы, экскурсии, тематические классные часы, КТД )
Дата Кол-во уч-ся Место проведения Тема (название) Цель Организаторы и исполнители | Кол-во уч-ся | Место проведения | Тема (название) | Цель | Организаторы и исполнители |
Характеристика учащегося, нуждающегося в особом внимании и педагогической поддержке
1. Фамилия, имя, класс, что является предметом особого внимания__________________________
______________________________________________________________________________________________
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
2. Положительные качества личности____________________________________________________
______________________________________________________________________________________________
______________________________________________________________________________________________
3. Отношение к учебе (заинтересованность, увлечение, безразличие, отрицательное):
• качество выполнения учебной работы (старательность, аккуратность, организованность);
• уровень развития внимания (высокий, средний, низкий);
• по каким предметам испытывает затруднения____________________________________________________
____________________________________________________________________________________________________
• причины затруднений________________________________________________________________________
____________________________________________________________________________________________________
• выполнение школьного режима и правил поведения на уроках______________________________________
____________________________________________________________________________________________________
____________________________________________________________________________________________________
• реакция на критические замечания и оценки (спокойная, заинтересованная, пассивная, агрессивная,
непредсказуемая);
• реакция на собственные неудачи (переживания, подъем активности, спад активности, пассивность,
равнодушие);
• способность к самооценке своих способностей, успехов и неудач (завышенная, заниженная, адекватная).
4. Специальные способности (успехи и удачи по блоку искусств)______________________________
_______________________________________________________________________________________________________
_______________________________________________________________________________________________________
_______________________________________________________________________________________________________
5. Межличностное общение и социальный опыт:
• как относится к мнению коллектива, коллективным требованиям (благожелательно, серьезно, болезненно,
равнодушно, враждебно);
• стиль отношений со сверстниками (спокойно-доброжелательный, агрессивный, неустойчивый);
• пользуется ли авторитетом в коллективе________________________________________________________
• имеет ли друзей в своем классе________________________________________________________________
• в каком качестве участвует в делах класса (активный участник, исполнитель, организатор, дезорганизатор, не участвует, пассивен);
• с кем чаще всего бывают конфликты, причины__________________________________________________
__________________________________________________________________________________________
• как выполняет поручения (добросовестно, ответственно, с желанием, нуждается в напоминании, в контроле).
6. Увлечения, занятия вне школы (успехи)_________________________________________________
______________________________________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________________________________
7. Точка зрения семьи на проблемы ребенка_________________________________________________
_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Список литературы:
- Научно-методический журнал «Классный руководитель» Москва. № 2,3. 2005г.
- Классному руководителю о самоуправлении в классе. Автор: М.А. Александрова и др. Москва. Творческий Центр 2008г.
- Воспитательные дела в классе. Автор: Е.Н. Степанова, Е.И.Баранова. Москва. Творческий Центр 2009 г.
Правовая культура: Мораль. Право. Закон и порядок. Поступки. Ответственность.
Духовно-нравственные: Добро. Красота. Культура. Творчество.
Спортивно-оздоровительные: Здоровье. Спорт. Питание.
Индивидуально-личностные: Индивидуальность. Достоинство.
Уникальность.
Учебный сектор
Спортивный сектор
Староста + актив класса +
классный руководитель =
Совет класса
Пресс-сектор
Культмассовый сектор
Ответственный дежурный по классу
Трудовой сектор
Сектор временных поручений
Собрание класса
Члены классного коллектива (дети и родители)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ПРОГРАММА воспитательной работы с классным коллективом «Узнай, сотвори, утверди, прояви!»
Программа воспитательной работы с классным коллективом (далее Программа) разработана мною на период с 2010г. по 2013г. В программе отражены тенденции развития классного коллектива с учетом его о...
Программа воспитательной работы с классным коллективом
Данная разработка предназначена для классных руководителей. Программа может быть использована полностью или отдельные направления....
ПРОГРАММА ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ С КЛАССНЫМ КОЛЛЕКТИВОМ
Примерная программа воспитательной работы с классным коллективом, в которой:Задачи, цели школыАнализ работы с классным коллективом за прошедший годСоциальный паспорт классного коллективаПсихолого-педа...
Программа воспитательной работы с классным коллективом с 5 по 9 классы
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ ВОСПИТАНИЯ ПО МЕТОДИКЕ Н.Е.ЩУРКОВОЙ (ПОЭТАПНО)...
Программа воспитательной работы с классным коллективом
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ ВОСПИТАНИЯ ПО МЕТОДИКЕ Н.Е.ЩУРКОВОЙ (ПОЭТАПНО)...
Программа воспитательной работы с классным коллективом
Во все времена деятельность школы была направлена на решение воспитательных задач, однако только в Стандарте второго поколения определены результаты воспитания: чувство гражданской идентичности, ...
Воспитательная программа "Развитие личности в классном коллективе"
Воспитание – один из сложнейших социальных процессов. Его сложность в бесконечной многогранности, в постоянном взаимодействии управляемого и стихийного. В процессе своего становления как личност...