Главные вкладки

    ВОСПИТАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ РАБОТЫ С КЛАССНЫМ КОЛЛЕКТИВОМ
    материал (5 класс) по теме

    ВОСПИТАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ РАБОТЫ С КЛАССНЫМ КОЛЛЕКТИВОМ НА 2012-2016 УЧЕБНЫЙ ГОД

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon vospitatelnaya_programma.doc523.5 КБ

    Предварительный просмотр:

    Белоярский район

    Ханты-Мансийский автономный округ – Югра

    Муниципальное автономное образовательное учреждение Белоярского района

    «Образовательная средняя (полная) школа №3 г. Белоярский»

    (МОСШ №3 г. Белоярский)

    СОГЛАСОВАНО        УТВЕРЖДАЮ

    Зам. Директора по ВР        Директор школы

    Силаева Д.М..        Харисова А.М.

    «         » сентября 2013г.        «        » сентября 2014 г.

    ВОСПИТАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА

    ВНЕУРОЧНОЙ РАБОТЫ

    С КЛАССНЫМ КОЛЛЕКТИВОМ

    НА 2012-2016 УЧЕБНЫЙ ГОД

            Класс : 7 б

            Классный руководитель:

            Товстоног Е.А.


                             Описание опыта воспитательной работы с учащимися.

    Воспитательная программа «Мы – класс».

    «Без творчества немыслимо познание человеком своих сил, способностей, наклонностей; невозможно утверждение самоуважения, чуткого отношения личности к коллективу».

    Сухомлинский В.А.

            Школа - в широком смысле этого слова - должна стать важнейшим фактором гуманизации общественно-экономических отношений, формирования новых жизненных установок личности. Развивающемуся обществу нужны современно образованные, нравственные, предприимчивые люди, которые могут самостоятельно принимать ответственные решения в ситуации выбора, прогнозируя их возможные последствия, способны к сотрудничеству, отличаются мобильностью, динамизмом, конструктивностью, обладают развитым чувством ответственности за судьбу страны.

              Школа – это маленькая модель общества. Концепция федеральной целевой программы на 2012-2016 год, основная цель современного отечественного образования и одной из приоритетных  задач общества и государства является воспитание, социально-педагогическая поддержка становления и развития высоконравственного, ответственного, творческого, инициативного, компетентного гражданина России.

             Политика государства в образовании (компетентностно-ориентированное образование), обсуждаемые образовательные стандарты для  школы предполагают системно-деятельностный подход. Наряду с предметными результатами образования важнейшим критерием успешности образовательной системы являются метапредметные и личностные результаты.

             В настоящее время я являюсь классным руководителем 6 класса. Приоритетным направлением воспитательной системы с младшими подростками моего класса, на сегодняшний день, можно считать, их ориентацию на общечеловеческие ценности, развитию и проявлению ребенком личностных качеств, формированию его индивидуальности, субъективности, способности к нравственной творческой самореализации.

        Каждый ребенок — это личность, обладающая своим темпераментом, характером, способностями, мировоззрением, определённым жизненным опытом. В каждом ребенке существуют потребность в актуализации своих  интеллектуальных, коммуникативных и физических способностей. Важно пробудить и поддержать его стремление к проявлению и развитию природных и приобретенных возможностей. Всячески содействовать каждому члену коллектива класса стать самим собой, обрести свой образ.

             Исходя из этого, главным системообразующим фактором воспитательной системы класса может как индивидуальная, так и совместная деятельность по сплочению классного коллектива, через коллективно творческие дела. Ведущая направленность ребят – это творчество, которая выступает основой для реализации воспитательной программы «Мы – класс»

    Ключевая идея воспитательной системы класса- заключается в том, что условия для развитие классного коллектива через правовую культуру, изучение личностных качеств учащихся, особенностей характера, овладение основами коммуникативной культуры, индивидуального и коллективного жизнитворчества.

    Принцип построения программы - поэтапное решение задач на  каждом возрастном уровне:

    I возрастная ступень 5-6 класс «Я, ты, он, она, вместе классная, дружная семья»

    Цель: развитие классного коллектива через правовую культуру, изучение личностных качеств учащихся, особенностей характера, уровня социальных компетентностей и самопознание интересов и возможностей.

    II возрастная ступень 7-8 класс

    «Жить - значит творить. Творить – значит жить».

    Цель: формирование социальной активности личности через разнообразную внеклассную деятельность по развитию познавательных интересов учащихся.

    III возрастная ступень 9 класс

     «Мир многогранен…»

    Цель:    практическое применение своих способностей, полученных навыков и умений.

       Проведенные мероприятия, направленные на развитие ценностного (нравственного)  потенциала позволило нам выделить следующие ценности (условно их можно разделить на 4 группы):

         На пути к достижению целевых ориентиров и перспектив в классном коллективе  служит коллективная деятельность, которая в большинстве случаев носит личностно-ориентированный и творческий характер. Основу этой деятельности составляет годовой круг традиционных дел:  День знаний, День Лицея, Новогодний праздник, праздник мам и бабушек, День Победы,  День здоровья, участие в акциях, проектах и др.

            Реализация программы воспитания осуществляется одновременно по всем направлениям  во всех возрастных группах с учетом их особенностей и оказывает воспитательное воздействие, как на весь коллектив учащихся, так и на отдельно взятую личность ребенка.

    Критериями эффективности функционирования формируемой мной воспитательной системы  могут быть:

    • воспитанность учащихся
    • защищённость и комфортность ребёнка в классе
    • удовлетворённость учащихся и их родителей  результатами деятельности
    • сформированность классного коллектива
    • репутация класса
    • проявление лидерских качеств каждого обучающегося.

    Ведущие педагогические технологии

    • самопознания и самореализации;
    • технология проектирования социального становления личности;
    • творческого самовыражения;
    • достижения успеха;
    • развития творческих способностей;
    • социального проектирования;
    • техники самовыздоровления;
    • рефлексивные технологии.

       Для обучения выбраны следующие методы и приемы: семинары, тренинги, соревнования. Сюжетно-ролевая игра - викторина «Спаси природу», коллективные творческие  дела «Путешествие в мир сказок», «Славные имена России», «Жевательная резинка.
    История. Польза и вред жевательной резинки».Мастерские общения («Это Я!», «Мой класс…»),    «Клубы по интересам»,  мастер-классы. Выбранные методы и приемы позволяют осознать свою роль в классном коллективе, раскрыть в себе лидерские качества, попробовать себя в роли организатора коллективного дела.

    Вид и цель деятельности

    Активная форма организации деятельности

    Методы организации деятельности

    1.Познавательная.

    Цель: обогащает представления об окружающем мире, формирование потребностей в образовании, развития интеллекта

    Экскурсии, познавательные КТД, конкурсы, турниры, олимпиады.

    Выступление на классном часе, выпуск газет.

    2.Трудовая

    Цель: формирование уважение к труду и создаваемым материальным ценностям



    Общественно полезный труд по самообслуживание,  проверка ведения дневников учебным советом (заполнение, аккуратность, подпись родителей), проверка состояния учебников

    Конкурс поделок, операция «Береги книгу», классные часы, рейды по благоустройству школьного двора, субботники.

    3.Круг общения.

    Цель: формировать у учащихся культуру общения в системе «учитель-ученик»,                   «ученик-ученик», «взрослый-ребёнок»;


    Тематические классные часы, анкетирование, игры, практикумы, классные праздники, экскурсии.

    «Снегурочка 2012», «Мои интересы, мои потребности», «Умеем ли мы общаться»

    4. Ценностно-ориентировочная

    Цель: направлена на социально обусловленные отношения личности к окружающей действительности, взгляды на окружающий мир, к другим людям,  отношение к своему «Я», развитие рефлексии.

    Внеклассные мероприятия, походы, экскурсии, тренинги.

    Организация классных часов «Мы живем и учимся в Тольятти», анкетирование «Мой характер», операция «Милосердие»

    5. Художественная

    Цель: развитие художественно-эстетического вкуса, создание условий для творческой реализации

    Участие в общешкольном конкурсе газет, художественных выставках, музыкальных конкурсах.

    Конкурсная программа «Театральное семиборье», выступление театральных творческих коллективов, персональные художественные выставки, конкурс на лучную новогоднюю сказку.

    6. Спортивно-оздоровительная

    Цель: пропаганда здорового образа жизни, защиты, сохранения и укрепления здоровья учеников

    Спортивные праздники, эстафеты, тематические классные    часы, спортивные секции.

    Кл.час «Здоровое питание»,

    «Мама, папа и я- здоровая семья», викторины «Спортсмены нашего города»

    Структура и функции органов ученического самоуправления  

    Особую роль в реализации воспитательной системы играет самоуправление учащихся. Ученическое самоуправление – управление жизнедеятельностью школьного коллектива, осуществляемое учащимися, основанное на инициативе, самостоятельности, творчестве, совершенствовании собственной жизни, чувства ответственности, взаимопомощи и организаторских способностей школьников. Развитие навыков самоуправления осуществляется через систему постоянных поручений. Каждый ученик отвечает за работу одной из служб, координирует и направляет работу которых, совет класса. Практическая деятельность в составе одной из 7 служб способствует становлению самостоятельной и творческой личности.

                                          Структура самоуправления

    Функции органов самоуправления

    Роль системообразующего фактора в жизнедеятельности классного сообщества и построения воспитательной системы класса играет самоуправление. Основа его организации -  разработанная система поручений, благодаря которой каждый ученик в соответствии со своими индивидуальными особенностями может избрать и выполнить какую-либо деятельность.

    Постоянно групповые поручения, выполняемые шестиклассниками, помогают ребятам сдружиться, учат продуктивному взаимодействию и общению.

    Состав Совета  класса, возглавляемого старостой, наглядно демонстрирует один из ведущих принципов  организации самоуправления – сотрудничество детей и взрослых. Учащиеся, педагог и родители создают условия для развития самоуправленческих начал в классном коллективе.

    Практическая деятельность в составе одного из семи секторов способствует становлению самостоятельной и творческой личности.

    Актив класса:

    • Староста– координирует деятельность всех учащихся класса (заместитель классного руководителя)
    • Учебный сектор: фиксируют пропуски уроков учащихся по болезни и без причины,

       весте с  учителем следит за успеваемостью класса, оформлением дневников, проводят рейды по проверке сохранности учебников.

    • Пресс – сектор: – организация, освещение всех мероприятий, их художественно-эстетическое оформление, ведет документацию самоуправления.
    • Спортивный сектор: отвечают за участие в общешкольных спортивных мероприятий, ведут учет спортивных достижений.
    • Культмассовый сектор: учащиеся выполняют постоянные (сценарий, продюсер) и временные поручения, развивают не только организаторские способности, но и творческие: составляют развлекательные программы, конкурсы. Отвечают за подготовку и проведения традиционных праздников и вечеров в классе.
    • Трудовой сектор: ведут контроль за сохранностью мебели и её ремонтом в кабинете, генеральными уборками кабинета, подводят итоги по результатам дежурства.
    • Ответственный дежурный по классу: руководит процессом дежурства в столовой, гардеробе.
    • Сектор временных поручений: расширение сферы деятельности коллектива привело к созданию этого сектора, где каждый ученик получает возможность для свободного выбора поручения, не требует длительной подготовки ( покупка сувениров, продуктов к мероприятию, аккомпаниатора).

    Заповеди класса:

    1. Нужно не забывать об интересах коллектива, быть добрее друг другу, не бояться неудач в новом деле.
    2. Можно веселиться и играть, если дело сделано хорошо, и учиться у других, если они сделали лучше.
    3. Нельзя проходить мимо, когда рядом обижают других, лгать.

    Заповеди классного коллектива:

    1. Нужно учиться добросовестно.
    2. Быть чутким, терпеливым, доброжелательным и трудолюбивым.
    3. Быть честным с собой и с другими.
    4. Нельзя учиться без старания, не бороться со своими недостатками, обижаться критиковать других.

    Основные направления в работе с родителями:

    • изучение семей учащихся;
    • педагогическое просвещение родителей;
    • обеспечение участия родителей в подготовке и проведении коллективных дел в классе;
    • индивидуальная работа с родителями;

       Родители – мои самые главные помощники.  Совместно с учениками и родителями мы планируем воспитательную работу в классе, проводим коллективные творческие дела: праздники, вечера, концерты, вместе ездим на экскурсии, ходим в походы, на выставки. В этом учебном году родители выступили с инициативой организации в классе клубов по интересам:

    «Бейкер К», «Режиссер», «С миру по нитке».

    Сроки

    проведения

     Наименование дел

    Сентябрь

    Педагогический практикум «Проблемы младших подростков»

    Заседание родительского комитета. Составление плана мероприятий на год.

    Ноябрь

    Родительское собрание «Результативность школьного урока. От чего она зависит?»

    Заседание клуба по интересам «Семейные  традиции»

    Декабрь

    Родительский форум «Роль книги в развитии интеллектуальных и личностных качеств человека»

    Февраль

    Проведение КТД:  «КВН» между родителями и учащимися.

    Заседание родительского комитета: подготовка и проведение похода в лес (игры на свежем воздухе  в зимнем лесу.)

    Апрель

    Родительское собрание «Физиологическое взросление и его влияние на формирование познавательных  и личностных качеств ребенка»

    Май

    Родительское и ученическое собрание «Нравственные уроки моей семьи»

    Заседание родительского комитета: организация трудовой практики.

                                                 

                                                Дополнения к программе.

                                                    Месяц, год___________

    Основные направления  

    (задачи)  

    1 неделя

    2 неделя

    3 неделя

    4 неделя


    1. Формирование классного коллектива

    2. Изучение учащихся и классного коллектива

    3. Участие классного коллектива в делах школы

    4. Работа с родителями

    Интересные дела _________класса

    (посещение театров, музеев, концертов, выставочных залов; поездки, походы, экскурсии,  тематические  классные часы, КТД )

    Дата        Кол-во уч-ся        Место проведения        Тема (название)        Цель         Организаторы и исполнители




    Кол-во уч-ся




    Место проведения




    Тема (название)




    Цель




    Организаторы и исполнители

    Характеристика учащегося, нуждающегося в особом внимании и педагогической поддержке

    1.        Фамилия, имя, класс, что является предметом особого внимания__________________________

    ______________________________________________________________________________________________

    ____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

    2.        Положительные качества личности____________________________________________________

    ______________________________________________________________________________________________

    ______________________________________________________________________________________________

    3.        Отношение к учебе (заинтересованность, увлечение, безразличие, отрицательное):

    •        качество выполнения учебной работы (старательность, аккуратность, организованность);

    •        уровень развития внимания (высокий, средний, низкий);

    •        по каким предметам испытывает затруднения____________________________________________________

           ____________________________________________________________________________________________________

    •        причины затруднений________________________________________________________________________

           ____________________________________________________________________________________________________

    •        выполнение школьного режима и правил поведения на уроках______________________________________

           ____________________________________________________________________________________________________

           ____________________________________________________________________________________________________

    •        реакция на критические замечания и оценки  (спокойная, заинтересованная, пассивная, агрессивная,

            непредсказуемая);

    •        реакция на собственные неудачи  (переживания, подъем активности, спад активности, пассивность,      

          равнодушие);

    •        способность к самооценке своих способностей, успехов и неудач (завышенная, заниженная, адекватная).

    4.        Специальные способности (успехи и удачи по блоку искусств)______________________________

    _______________________________________________________________________________________________________

    _______________________________________________________________________________________________________

    _______________________________________________________________________________________________________

    5.        Межличностное общение и социальный опыт:

    •        как относится к мнению коллектива, коллективным требованиям (благожелательно, серьезно, болезненно,

          равнодушно, враждебно);

    •        стиль отношений со сверстниками (спокойно-доброжелательный, агрессивный, неустойчивый);

    •        пользуется ли авторитетом в коллективе________________________________________________________

    •        имеет ли друзей в своем классе________________________________________________________________

    •        в каком качестве участвует в делах класса (активный участник, исполнитель, организатор, дезорганизатор, не участвует, пассивен);

    •        с кем чаще всего бывают конфликты, причины__________________________________________________

        __________________________________________________________________________________________

    •        как выполняет поручения (добросовестно, ответственно, с желанием, нуждается в напоминании, в контроле).

     6.    Увлечения, занятия вне школы (успехи)_________________________________________________

             ______________________________________________________________________________________________________

             _____________________________________________________________________________________________________

    7.        Точка зрения семьи на проблемы ребенка_________________________________________________

    _________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

    Список литературы:

    1. Научно-методический журнал «Классный руководитель» Москва. № 2,3. 2005г.
    2. Классному руководителю о самоуправлении в классе. Автор: М.А. Александрова и др. Москва. Творческий Центр 2008г.
    3. Воспитательные дела в классе. Автор: Е.Н. Степанова, Е.И.Баранова. Москва. Творческий Центр 2009 г.

    Правовая культура: Мораль. Право. Закон и порядок. Поступки. Ответственность.

    Духовно-нравственные: Добро. Красота. Культура. Творчество.

    Спортивно-оздоровительные: Здоровье. Спорт. Питание.

    Индивидуально-личностные:  Индивидуальность. Достоинство.

    Уникальность.

    Учебный сектор

    Спортивный  сектор

    Староста + актив класса +

    классный руководитель =

    Совет класса

    Пресс-сектор

    Культмассовый сектор

    Ответственный дежурный по классу

    Трудовой сектор

    Сектор временных поручений

    Собрание класса

    Члены классного коллектива (дети и родители)


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    ПРОГРАММА воспитательной работы с классным коллективом «Узнай, сотвори, утверди, прояви!»

    Программа воспитательной работы с классным коллективом (далее Программа) разработана мною на период с 2010г. по 2013г. В программе отражены тенденции развития классного коллектива с учетом его о...

    Программа воспитательной работы с классным коллективом

    Данная разработка предназначена для классных руководителей. Программа может быть использована полностью или отдельные направления....

    ПРОГРАММА ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ С КЛАССНЫМ КОЛЛЕКТИВОМ

    Примерная программа воспитательной работы с классным коллективом, в которой:Задачи, цели школыАнализ работы с классным коллективом за прошедший годСоциальный паспорт классного коллективаПсихолого-педа...

    Программа воспитательной работы с классным коллективом с 5 по 9 классы

    СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ ВОСПИТАНИЯ ПО МЕТОДИКЕ Н.Е.ЩУРКОВОЙ (ПОЭТАПНО)...

    Программа воспитательной работы с классным коллективом

    СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ ВОСПИТАНИЯ ПО МЕТОДИКЕ Н.Е.ЩУРКОВОЙ (ПОЭТАПНО)...

    Программа воспитательной работы с классным коллективом

    Во все времена деятельность школы была направлена на решение воспитательных задач, однако только в Стандарте второго поколения определены результаты воспитания: чувство гражданской идентичности, ...

    ПРОГРАММА ОРГАНИЗАЦИИ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ В КЛАССНОМ КОЛЛЕКТИВЕ"СТУПЕНИ СОВЕРШЕНСТВА"

    ПРОГРАММА ОРГАНИЗАЦИИ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ В КЛАССНОМ КОЛЛЕКТИВЕ"СТУПЕНИ СОВЕРШЕНСТВА"...