Беседа- практикум для учащихся 9-11 "Как отстоять свою точку зрения?"
классный час (9 класс) по теме

Копытина Елена Алексеевна

Беседа: «Как отстоять свою точку зрения?»
(практикум)

Цель занятия: научить учащихся отстаивать свою точку зрения.

Чтобы проявлять самоутверждение, необходимо научиться этому. Вначале вам будет трудно. Практикуясь, вы уже не будете испытывать таких затруднений и почувствуете себя увереннее. Ниже следуют четыре правила, следуя которым вы сможете убедить вашего партнера в своей правоте.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon beseda1.doc131 КБ

Предварительный просмотр:

Беседа: «Как отстоять свою точку зрения?»
(практикум)

Цель занятия: научить учащихся отстаивать свою точку зрения.

Чтобы проявлять самоутверждение, необходимо научиться этому. Вначале вам будет трудно. Практикуясь, вы уже не будете испытывать таких затруднений и почувствуете себя увереннее. Ниже следуют четыре правила, следуя которым вы сможете убедить вашего партнера в своей правоте.
Виктор и Сергей – хорошие друзья. Виктор имеет возможность зарабатывать деньги. Он несколько раз давал деньги в долг Сергею. Последнее время Виктор заметил, что Сергей все чаще не отдает деньги в срок. Виктор решает обсудить этот вопрос с Сергеем после школы и попросить его поскорее вернуть деньги.

 

Правила, следуя которым вы сможете убедить других в своей правоте

Правила

Описание

Слова, которые ты можешь произнести

Высказывания

1. Объясните, что вы чувствуете и в чем проблема

Выскажите свое мнение о поведении (проблеме). Опишите проблему, нарушившую ваши права и обеспокоившую вас

  • Я чувствую неудовлетворенность, когда...
  • Меня огорчает, когда...
  • Я чувствую.., когда
  • Мне больно, когда...-
  • Мне не нравится, когда...

У меня такое чувство, что меня используют, когда я одалживаю деньги и не получаю их в срок

2. Изложите свое требование

Четко изложите, что вы хотите

  • Меня бы больше устраивало, если бы…
  • Не мог бы ты...

Пожалуйста, не надо...

  • Мне бы хотелось, чтобы ты не...

Меня бы больше устроило, если бы ты отдавал мне деньги как можно скорее, когда ты их занимаешь у меня

3. Выясните мнение вашего партнера о вашем требовании

Попросите вашего партнера выразить свои чувства или мысли относительно вашего требования

  • Что та думаешь об этом?
  • Тебя это устраивает?
  • Каково твое мнение?
  • Какова твоя точка зрения по этому вопросу?

Тебе это подходит?

Тебя это устроит?

Ответ

Ваш партнер высказывает свои чувства или мысли, касающиеся вашего требования

Ваш партнер отвечает на ваш вопрос

Да, я думаю ты прав. Я плохо поступил, что не отдал тебе деньги вовремя, но в следующий раз я верну их быстрее

4. Отреагируйте на слова партнера, поблагодарив его (ее)

Если ваш партнер принимает ваше требование, на этом беседу следует закончить

  • Спасибо.
  • Прекрасно, я тебе благодарен(на).
  • Я счастлив, всего хорошего.
  • Прекрасно

Спасибо за то, что ты меня правильно понял. Пошли послушаем музыку

Как себя вести, когда вам дарят подарки?
Вам 16 лет и это ваше второе свидание с Колей. Он принес вам небольшой подарок и хочет пригласить вас на танцы. Вы не хотите вступать в интимные отношения с ним. Но вы думаете, что ему хочется этого, так как он принес вам подарок. Вы решаете сказать ему, что не хотите принимать его подарок и идти на танцы.

Правила, следуя которым вы можете убедить других в своей правоте

Правила

Ваши высказывания

1. Объясните, что вы чувствуете, и проблему

2. Изложите свое требование

3. Выясните мнение партнера о вашем требовании

4. Отреагируйте на слова партнера, поблагодарив его

Класс разбивается на пары (он и она).

  • Вы и ваш партнер должны выбрать одну из ситуаций, представленных на следующей странице.
  • Используя представленную ниже таблицу, напишите высказывания, в которых вы отстаиваете свою точку зрения в данной конкретной ситуации. Один из партнеров читает запись другому.
  • Можете вносить изменения, если вы считаете, что это необходимо. Ваш партнер должен прочитать написанное вами высказывание еще раз.
  • Затем ваш преподаватель может попросить вас прочитать то, что вы написали, еще раз.

Правила, следуя которым вы можете убедить других в своей правоте

Правила

Ситуация 1

Ситуация 2

Ситуация 3

Ситуация 4

1. Объясните, что вы чувствуете, и проблему

2. Изложите свое требование

3. Выясните мнение вашего партнера о вашем требовании
Ответ

4. Отреагируйте на слова партнера, поблагодарив его

Возможные ситуации 
Ситуация 1.Вы разговариваете с вашими друзьями. Большинство из них уже имели половые связи и подсмеиваются над вами, так кап у вас еще не было такого опыта. Слова одного из них обидели вас. Вы решает* дать им отпор.
Ситуация 2.Человек противоположного пола предложил вам пойти с ним/ней на вечеринку. Вы не знаете ни одного из тех людей, которые идут туда. И это вас беспокоит. Кроме того, вы слышали, что этот человек употребляет наркотики и пользуется не очень хорошей репутацией в школе. Вы решаете проявить упорство и сказать ему/ей нет.
Ситуация 3.Вы решили нанести татуировку или проколоть уши. Ваш друг сказал вам, что вы можете сделать это за городом. Вы туда приезжаете и видите, что место не удовлетворяет требованиям гигиены. Вы слышали о ВИЧ/СПИДе и грязных иголках. Вы решаете спросить кого-нибудь, используют ли они чистые иголки, и посмотреть, какое оборудование они имеют для их стерилизации. Не получив такой информации, вы решаете твердо слазать нет.
Ситуация 4.Друг вашего дома спрашивает, не хотите ли вы, чтобы он подвез вас домой после школы. Вам не очень нравится этот человек, и вы неловко себя чувствуете. Вы решаете проявить настойчивость и отказаться от поездки.
Другие люди не всегда согласятся с вами, когда вы проявляете упорство. На самом деле они могут вас перебивать, уводить от темы разговора или пытаться убедить вас сделать то, что вам не хочется. Поэтому вам очень важно знать, как вести себя в таких ситуациях.

Как вас могут заставить отказаться от вашего намерения или принять чье-то предложение?


1. Подавлять вас

  • Ты просто боишься

2. Убеждать

  • Почему нет? Все это делают

3. Угрожать

  • Соглашайся или расстанемся. Я могу тебя ударить, если не согласишься

4. Говорить, что нет никакой проблемы

  • Ничего плохого не случится. Не волнуйся

5. Приводить доводы

  • Ты мне обязан(а). Ты уже достаточно взрослый(ая)

6. Уводить от темы

  • У тебя прекрасные глаза. Мне нравится, когда ты сердишься

Что вы должны сказать, когда вас...
...пытаются увести от темы. 
Во всех случаях, когда вас пытаются увести от темы и отказаться от вашего мнения, возвращайтесь к теме. Что вы должны сказать, чтобы сделать это?

  • Пожалуйста, позвольте мне сказать то, что я хотела.
  • Пожалуйста, не перебивайте меня, пока я не закончу.
  • Хорошо, но послушайте, пожалуйста, что я хочу сказать.
  • Я знаю, что вы думаете, но позвольте мне договорить.

...пытаются убедить. 
Если вас пытаются убедить сделать то, что вам не хочется делать, – откажитесь. Твердо скажите «нет» и при необходимости уходите.

  • Нет, нет, я на самом деле хочу сказать «нет».
  • Нет, спасибо.
  • Нет, нет, я ухожу.

Отложите решение вопроса, пока его не обдумаете.

  • Я еще не готова.
  • Может быть, мы можем поговорить позже.
  • Сначала мне бы хотелось поговорить с подругой. Найди»е компромиссное решение.

Постарайтесь найти решение, устраивающее обе стороны.

  • Давай сделаем... вместо...
  • Я не сделаю этого, но, возможно, мы бы могли...
  • Что может сделать нас обоих счастливыми?

Очень важно знать, что следует ответить человеку, пытающемуся увести вас от темы или убедить сделать то, что вам не хочется делать.
Ситуация. Ваш старший брат должен отвезти вас домой после школы. Вы встречаетесь с ним, но он еле стоит на ногах и у него заплетается язык. Вы понимаете, что он выпил слишком много и было бы глупо ехать с ним. Он пытается убедить вас поехать с ним. Вы отказываетесь, пытаетесь оттянуть решение вопроса или найти компромиссное решение.


1. Объясните, что вы чувствуете

  • Я боюсь ехать с тобой. Ты пьян

2. Попытайтесь увести от темы

  • А что ты вообще понимаешь в алкоголе?

3. Возвращайтесь к теме

  • Пожалуйста, позволь мне сказать то, что я хочу

4. Изложите ваше требование

  • Я не хочу ехать домой с тобой, и я также думаю, что тебе нельзя вести машину

5. Выясните, что ваш партнер думает о вашем требовании

  • Что ты думаешь? Пожалуйста, не надо ехать домой на машине

6. Попытка переубедить

  • Ну, я в порядке. Тебе не о чем беспокоиться

7. Откажитесь

  • Я не согласна, и я не поеду с тобой. До свидания. (Вы уходите). Отложите решение вопроса:
  • Давай погуляем и поговорим об этом ...или найдите компромиссное решение:
  • Почему бы тебе не оставить машину здесь. А мы пойдем домой вместе

Ответ на убедительную просьбу


Правила

Слова, которые вы можете произнести

1. Объясните, что вы и проблему

  • Я чувствую неудовлетворенность, когда...
  • Меня огорчает, когда...
  • Я чувствую.., когда...
  • Мне больно, когда...
  • Мне не нравится, когда...

2. Попытка увести от темы

Ваш партнер пытается увести вас от темы

3. Возвращайтесь к теме

  • Пожалуйста, позволь мне закончить мою мысль...
  • Мне бы хотелось, чтобы вы меня выслушали...

4. Изложите ваше требование

  • Меня бы больше устроило, если бы...
  • Мне бы хотелось, чтобы вы...
  • Не могли бы вы...
  • Пожалуйста, не надо...
  • Мне бы хотелось, чтобы вы не

5. Выясните мнение вашего партнера о вашем требовании

  • Что вы думаете об этом?
  • Вас это мнение устраивает?
  • Каково ваше мнение?
  • Какова ваша точка зрения?

6. Попытка переубедить

Ваш партнер пытается переубедить вас

7. Откажитесь

  • Нет, нет, я на самом деле хочу сказать «нет».
  • Нет, нет и я ухожу.
  • Нет, я не собираюсь это делать

8. Отложите решение вопроса

  • Я еще не готова, может быть, позже
  • Может быть, мы можем поговорить позже?
  • Мне бы хотелось поговорить с подругой

9. Найдите компромиссное решение

  • Давай сделаем... вместо...
  • Как насчет того, чтобы попытаться...
  • Что может сделать нас обоих счастливыми?

Вы принимаете решение

Молодые люди имеют различные взгляды на проблему секса. Большинство из этих взглядов устарели и нуждаются в пересмотре. В этом задании вам представляется возможность заменить устаревшие взгляды новыми.

  • Обведите в кружочек букву С (согласен/а), если выдумаете, что данное утверждение верно или вы согласны с ним.
  • Обведите в кружочек букву Н (не согласен/а), если данное утверждение неверно или вы так не считаете, или так нельзя думать.
  •  

С

Об успехе вечера, проведенного с молодой девушкой (молодым человеком), можно судить по тому, насколько он был сексуален

Н

  •  

С

Когда кто-то говорит «нет» на предложение заняться сексом, это означает, что он/она не любит своего партнера

Н

  •  

С

Если на проведение свидания было затрачено много средств, в знак благодарности оно должно закончиться сексом

Н

  •  

С

Когда девушка (молодая женщина) говорит «нет» на предложение заняться сексом, на самом деле это означает «может быть», а «может быть» в действительности означает «да»

Н

  •  

С

Настоящим мужчиной можно считать такого муж чину, у которого уже были половые связи с женщиной

Н

  •  

С

Одеваться сексуально значит выражать желание заниматься сексом

Н

  •  

С

Если девушка (молодой человек) принимает приглашение прийти к кому-то домой, когда там больше никого нет, от нее (него) потребуют заниматься сексом

Н

  •  

С

Обычно женщина решает, насколько сексуальными должны быть отношения

Н

Новый взгляд на проблему. 
И, наконец, напишите, что, по вашему мнению, было бы лучше как для молодых людей(мужчин), так и для девушек (женщин).
Об успехе вечера следует судить...
Когда кто-то говорит «нет» на предложение заняться сексом, это означает...
Если на проведение свидания было затрачено много средств, это не значит, что...
Отказ заниматься сексом не означает...
Вы настоящий мужчина, если...
Если кто-то одевается или ведет себя сексуально...
Если кто-то хочет пойти к кому-то домой, когда там никого больше нет...
Обязанностью...
...устанавливать пределы сексуальных отношений, за рамки которых нельзя выходить.

Как вести себя в случае угроз и насилия

Почему? 
Женщины должны знать о существовании таких ситуаций, когда их могут насильно принуждать вступить в половую связь, и людях, которые могут совершать такие поступки.
Как?

  • Прочитайте историю Марии. 132
  • Обсудите вопросы в задании «Вопросы преподавателя».

Мария согласилась погулять с Колей по дороге в деревне. Когда они ушли довольно далеко, Коля начал заигрывать и говорить о сексе. Мария не была готова к этому и молчала от смущения. Это вдохновило Колю, который подумал, что Мария одобряет его. Когда они поравнялись с заброшенным домом, он привел Марию туда и начал обнимать ее. Вокруг никого не было, и Мария испугалась. Она повторяла «нет, нет». Но Коля заставил ее лечь, и хотя ога сопротивлялась, он был намного сильнее. Он вступил с ней в половую связь и бросил одну. Она плакала и была очень встревожена.

Вопросы преподавателя: 

  • Как бы думаете, могла Мария догадаться, что может произойти? Что могло помочь ей предвидеть возможную ситуацию?
  • Мария молчала от смущения, когда Коля начал говорить с ней о сексе. Что она могла бы сделать вместо того, чтобы молчать от см/щения?
  • Что ей нужно делать сейчас? Никому не рассказывать об этом? Рассказать кому-нибудь, кому она доверяет (родителям, учителям, друзьям)? След>ет ей поговорить с Колей об этом? Что может произойти, если она не расскажет никому о том, что случилось»?
  • Перечислите, что вы можете сделать, чтобы предотвратить угрозы и насилие:

а) когда вы находитесь в компании человека, предлагающего заняться сексом, а вы этого не хотите;
б) когда кто-то применяет силу и пытается насильно заставить вас заняться сексом.

  • Что вы думаете о Коле? Есть ли другие люди, подобные Коле? Что он должен был сделать в такой ситуации? Почему он так поступил?

Источник: "Безопасное и ответственное поведение" Под общей редакцией доцента А.Н.Сизанова


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

УМЕНИЕ СКАЗАТЬ НЕТ: Отстаивание своей точки зрения Урок-тренинг на базе ГКСУВУ СОШ №1 (закрытого типа)

Цели обучения:- Определить способы, как можно правильно отказать, когда ровесники или друзья просят Вас сделать то, что Вы не хотите делать, или то, что, по Вашему мнению, неправильно.- Научиться зада...

Беседа-практикум: "Поражение электрическим током и молнией"

Беседа- практикум поможет педагогу выявить уровень знаний детей о том ,какую опасность представляет собой электрический ток и такое явление природы как  "гроза"....

Беседа-практикум "Волнуйтесь! Спокойно! Экзамен!"

Тема:  «Волнуйтесь спокойно! У вас экзамен!»Цель:  Психологическая подготовка обучающихся к выпускным экзаменам.Форма: психологическая беседа.Участники: классный руководитель, социальн...

Как сказать НЕТ и отстоять свое мнение. Конспект занятия.

Занятие расчитано для учащихся 8-9 классов коррекционной школы 8 вида....

Беседа на тему: «Мы в ответе за свои поступки» (рекомендовано для учащихся 7 -8 классов)

laquo;В беду падают, как в пропасть, вдруг,но в преступление сходят по ступеням»А. А. Бестужев-Марлинский«Не всякое сопротивление беденаграждается избавлением от несчастья,но всякое несча...

Внеклассное мероприятие: «Как сказать «Нет» и отстоять свое мнение»

Актуальность занятия по профилактике негативных социальных явлений среди детей и подростков обусловлена такими основными факторами, как нестабильность социально - экономических условий в стране, размы...