Классный час на тему "Конституция Российской Федерации"
классный час (9 класс) на тему

Мельникова Светлана Евгеньевна

Классный час составлен в виде викторины, включает три тура. Данный классный час рекомендуется проводить в старшем звене

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл klassnyy_chas.docx25.72 КБ

Предварительный просмотр:

Классный час, посвященный 20-летию Конституции Российской Федерации

Ход классного часа:

  1. Орг. момент. Объявление темы урока. Добрый день, ребята! Я очень рада вновь видеть вас! Я рада, что хорошо отдохнули летом, набрались сил, а их нам с вами потребуется не мало, ведь в этот год вам всем предстоит сделать шаг во взрослую, полную ответственности жизнь. В конце учебного года вас ждет Государственная итоговая аттестация. Это очень серьезные экзамены, проходящие очень строго, а чтобы выдержать эти испытание, вам необходимо придерживаться режима, соблюдать правильный рацион питания, своевременно и качественно выполнять задания учителей. Одним словом, ваша – жизнь это сплошной свод законов. И прежде чем озвучить тему нашего классного часа я бы хотела процитировать вам слова древнеримского политика и философа Цицерона «Мы должны быть рабами законов, чтобы стать свободными». Ребята, а какой закон является основным законом нашей Родины?

Ответ детей: Конституция.

Я: Совершенно верно. А когда была принята Конституция Российской Федерации?

Ответ детей: 12 декабря 1993.

Я: правильно, чуть менее 20 лет назад. И наш с вами Классный час посвящен 20-летию Конституции Российской Федерации, но так как вы совсем недавно не думали об уроках, то Классный час мы с вами проведем в форме игры, в конце подведем итог, и сделаем выводы!

  1. Основная часть:

Итак, первый тур, благодаря ему, вы с вами выясним, кто самый внимательный?

Вопрос на слайде, кто первый, поднимает руку и выбирает правильный ответ (я параллельно всё читаю)

  1. В каком году была принята ныне действующая Конституция РФ:
    А) 1991 г.;
    Б) 1992 г.;
    В) 1996 г.;
    Г) 1993 г.

  1. Ныне действующая Конституция РФ принята:
    А) Учредительным собранием;
    Б) Конституционным собранием;
    В) Государственной Думой;
    Г) на всенародном референдуме.

  1. Какая по счёту нынешняя Конституция, принятая в нашем государстве:
    А) первая;
    Б) третья;
    В) четвёртая;
    Г) пятая.

  1. Носителем суверенитета и единственным источником власти в России является:
    А) Президент РФ;
    Б) Федеральное Собрание;
    В) Конституционный Суд РФ;
    Г) многонациональный народ России.

  1. По своему территориальному устройству Россия является:
    А) унитарным государством;
    Б) федеративным государством;
    В) конфедеративным государством;
    Г) империей.

  1. Конституция РФ называет высшей ценностью:
    А) закон;
    Б) основы конституционного строя;
    В) человека, его права и свободы;
    Г) правовое государство.

  1. Смертная казнь устанавливается в качестве:
    А) вынужденной меры наказания;
    Б) временного средства наказания;
    В) исключительной меры наказания;
    Г) справедливого наказания.

Давайте подведем итог, самым внимательным у нас является …..

(Беседа с вопросами) Первые конституции были приняты в конце XVIII века в США и Франции. Конституция в России появилась в XX веке. Но проекты создания конституции были известны задолго до того (проекты Н.Н. Новосильцева, П.И. Пестеля, Н.И. Муравьёва). В советском государстве первая Конституция была принята в 1918 г., она закрепила победу пролетариата и отразила неравное положение граждан. Священники, собственники, сотрудники жандармерии были лишены многих прав. В 1924 году была принята первая конституции СССР. В ней были закреплены отношения между гражданами и новым союзным государством. Конституция 1936 года провозглашала победу социализма в СССР. Ещё одна Конституция была принята в 1977 году, но она гарантировала демократические права и свободы человека. Сегодня в РФ действует Конституция принятая всенародным голосованием, референдумом 12 декабря 1993 года. Это первая демократическая Конституция в истории России.++++ (Демонстрация слайдов).

Обычно, принятие новой конституции связано с изменениями, произошедшими в устройстве государства, чтобы их юридически закрепить, узаконить.

Я думаю, информации из области истории вам было достаточно, за это время вы вспомнили гораздо больше информации, чем я вам рассказала, и нам пора перейти ко второму туру, в котором мы с вами выясним Кто самый любознательный. Я задаю вопрос, а вы отвечаете? (Все сопровождается слайдами).

  1. Процедура вступления в должность главы государства – инаугурация.
  2. Гарантом Конституции РФ является – Президент РФ.
  3. Конституция РФ состоит из глав.
  4. Конституция РФ состоит из 137 статей.
  5. Форма высшего непосредственного выражения власти народа, предусмотренная Конституцией РФ, – выборы.
  6. Защита Отечества для гражданина является – обязанность.
  7. Приём в гражданство называется – регистрация.
  8. Наряду с рублём в России допускается хождение –
  9. Государственными символами России являются –
  10. Государственным языком на всей территории России является –
  11. Палаты федерального Собрания называются – Совет Федераций, Государственная Дума.
  12. Государственная дума состоит из 450 депутатов.

Давайте подведем итог.

Подведение итогов.

А я продолжаю беседу о Конституции:

Конституция состоит из Преамбулы, основной части (раздел 1), заключительных и переходных положений (раздел 2).

Преамбула – это вступительная вводная часть, в которой дана краткая характеристика целей, условий, мотивов принятия Конституции.

Основная часть составляет текст Конституции. Она включает 9 глав, 137 статей.

Глава 1. «Основы конституционного строя» (закрепляет принципы, определяющие государственный и общественный строй России)

Глава 2. «Права и свободы человека и гражданина» (устанавливает) общие принципы правового положения личности в нашей стране, закрепляет её основные права, свободы и обязанности, а также общие юридические гарантии этих прав и свобод.

Глава 3. «Федеративное устройство» (определяет территорию и состав России как федеративного государства, предметы ведения РФ и субъектов РФ, закрепляет правовой статус субъектов федерации).

Глава 4. «Президент РФ» (определяет полномочия президента как главы российского государства). Он призван обеспечить согласованную деятельность различных ветвей власти, определяет основные направления политики, возглавляет Совет Безопасности, является Верховным главнокомандующим России, решает вопросы гражданства РФ. Он может вводить чрезвычайное и военное положение на территории государства и его отдельных местностей. В обязанности президента входит подписание и обнародование федеральных законов.

Глава 5. «Федеральное собрание» (высший представительный и законодательный орган в стране).

Глава 6. «Правительство» (высший исполнительный орган).

Глава 7. «Судебная власть» (устанавливает основополагающие принципы отправления правосудия и основы организации судебной системы и органов прокуратуры).

Глава 8. «Местное самоуправление» (устанавливает основополагающие принципы организации местного самоуправления).

Глава 9. «Порядок изменения Конституции» (определяется порядок изменения Конституции, внесение в неё поправок или коренной её пересмотр).

Заключительные и переходные положения содержат 9 частей, в которых устанавливается порядок вступления конституции в законную силу, и сроках вступления в силу новых конституционных норм и прекращений действия прежних.

 (Все это дается детям на распечатках).

И мы переходим к третьему туру, в котором мы с вами узнаем, кто же среди вас является неоспоримым знатоком прав человека:

Я читаю отрывки с незаконченными фразами, в которых упомянуты герои сказки «Золотой ключик». Необходимо определить, какое право сказочного героя нарушено, и закончить фразу.

  1. Схватив крысу Шушеру за хвост, Буратино нарушил её право на (личную неприкосновенность).
  2. Подарив Буратино азбуку и отправив его в школу, папа Карло надеялся, что Буратино воспользуется своим правом на (бесплатное образование).
  3. Буратино хотел попасть в театр, потому что у него было право (пользоваться учреждениями культуры).
  4. Напавшие на Буратино кот Базилио и лиса Алиса пытались отнять у него деньги, что является покушением на право Буратино (иметь имущество в собственности).
  5. Полицейские, ворвавшиеся в каморку папы Карло, нарушили его право на (неприкосновенность жилища).
  6. Когда Буратино, лиса Алиса и кот Базилио отправились в Страну дураков, они воспользовались правом (уехать из своей страны и вернуться на родину).

Подведение итогов

Я: Сущность Конституции, её задачи и высшая ценность для человека и общества состоят в правовом ограничении государственной власти, в установлении для неё известных правовых пределов, которые она преступить не имеет права.

Ограниченность государственной власти:

  1. В обществе существуют высшие социально-нравственные ценности, которые признаются государством в качестве всеобщих и правовых принципов.
  2. За личностью признаются присущие ей от рождения неотъемлемые права и свободы.

Отдельные сферы жизнедеятельности людей ограждены от прямого вмешательства со стороны государственных органов, куда государство имеет право вторгаться только на основе закона.

Конституционный строй – это система общественных отношений в стране, в которой соблюдается порядок, установленный нормами конституции.

У Конституции есть три основные задачи:

  1. Закрепить и гарантировать права человека.
  2. Упорядочить государственную власть.
  3. Утвердить правосудие.

И у нас с вами заключительный четвертый тур. Он будет творческим.

Каждый удачный пример оценивается в 3 балла

Представьте, как будет действовать Конституция в мире сказок. Приведите по три примера гарантий прав и свобод, нарушения прав сказочных героев.

Давайте подведем итог и узнаем, кто же является Знатоком Конституции РФ.

Вывод


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

классный час "Я - гражданин Российской Федерации".

сценарий классного часа позволяет воспитывать гражданскую позицию обучающихся через любовь к своей стране, области, району, селу; знакомит с флагом, гимном, геральдикой....

Классный час "Государственные символы Российской Федерации"

В презентации рассматриваются символы РФ: герб, флаг, гимн. История зарождения этих символов. Автор презентации: Лукина, Л. В. (г. Москва)...

РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН ОБ ОБРАЗОВАНИИ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Глава 1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ Статья 1. Предмет регулирования настоящего Федерального закона 1. Предметом регулирования настоящего Федерального закона являются общественные отношения, возникающие...

Классный час "Государственные символы Российской Федерации"

Цель: воспитание патриотизма и гражданственности воспитанниц.Задачи: 1) дать учащимся представление о понятиях «гимн», «герб», «флаг»2) рассказать о современной государственной символике, о...

Классный час «День Конституции Российской Федерации»

Классный час «День Конституции Российской Федерации»...