классный час "Я - гражданин Российской Федерации".
классный час (5 класс) по теме

Истимирова Айгуля Сарлываевна

сценарий классного часа позволяет воспитывать гражданскую позицию обучающихся через любовь к своей стране, области, району, селу; знакомит с флагом, гимном, геральдикой.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Оборудование: глобус, карта России, государственные символы страны (герб, флаг, гимн), выставка книг, открыток о родном крае.

  1. Постановка темы и цели урока.

Учитель: Ребята, я очень рада видеть вас! Сегодня у нас необычный урок. Прочитаем его тему.

(Тема записана на доске).    “Я – гражданин России!»

Кто может разъяснить, о чём мы сегодня будем говорить? (О родине, Отчизне, Отечестве, государстве.)

-Что мы с вами можем называть «домом»?      

2.Раскрытие понятия «Малая родина».

Учитель: К. Д. Ушинский в рассказе «Наше Отечество» писал: «Наше Отечество, наша Родина – матушка Россия. Отечеством мы зовём Россию потому, что в ней жили испокон веку отцы и деды наши. Родиной мы зовём её потому, что в ней мы родились, в ней говорят родным нам языком и всё в ней для нас родное; матерью – потому, что она вскормила своими водами, выучила своему языку, как мать защищает и бережёт нас от всяких врагов…

   Много есть на свете и кроме России всяких хороших государств и земель, но одна у человека родная мать – одна у него и Родина».    

        У каждого человека есть место, которое ему особенно дорого, где бы он ни жил на этой огромной планете. Место это называют «малой родиной».        

        У кого-то малая родина – большой индустриальный город, крупный промышленный центр, а у кого-то  - маленькая деревушка, затерявшаяся на берегу медленно текущей речушки. И где бы ни жил человек потом, его всё время тянет в родные места. Здесь живут его родители, друзья, родственники, здесь его корни.

Вот какие пословицы появились у русского народа о Родине. (Записать на доске).

 Всякому мила своя сторона.

На чужой стороне и весна не красна.

На чужой сторонушке рад своей воронушке.

Глупа та птица, которой гнездо своё не мило.

Дома и стены помогают.

Родимая сторона – мать, чужая – мачеха.

Своя земля и в горсти мила.

    Вслушайтесь: родители, родственники, родословная… Как называются эти слова?

-Какой у них корень?

-Какими словами можно продолжить этот список? (Родина, родня, народ).

-А все ли знают, как называется наше с вами село?

-Чем оно знаменито?

             3. «Малая родина – часть Волгоградской области.                                                                                                           Учитель: А кто из вас, ребята, знает, как называется район, в состав которого входит наше село?

Такие, как наш районы, образуют Волгоградскую область с областным центром – городом Волгоградом. Это необыкновенный город. Его история богата и интересна. Он трижды менял своё название: с 1589 года – Царицын, с 1925 года – Сталинград, с 1961 года – Волгоград. Царицын был свидетелем восстаний Степана Разина и Емельяна Пугачёва, революционных событий 1917 года. В годы Великой Отечественной войны Сталинград стал преградой на пути фашистов к завоеванию нашей страны. Весь мир знает о подвиге Сталинграда и преклоняется перед ним.

                  Город мой, Не устану тобою гордиться,

                  Ты в боях и труде удостоен высоких наград.

                  Ты увенчан Звездой Золотою Героя,

                  Неустанно идущий вперёд Волгоград!                      

                  Для нас, жителей Волгоградской области, родной является Волгоградская  земля. Красота родных полей, степей, цветущих лугов воспета нашими поэтами и художниками. Нам стоит гордиться своим краем. Здесь прекрасная природа, трудолюбивые люди.

 «Родина» - мы произносим,

И в глазах задумчивых у нас

Медленно качается гречиха

И дымится в предрассветный час.

Речка вспоминается, наверно,

Чистая, прозрачная до дна.

И серёжки светятся на вербе,

И в траве тропиночка видна.

«Родина» - мы говорим, волнуясь,

Даль без края видим пред собой,

Это наше детство, наша юность,

Это всё, что мы зовём судьбой.

Родина! Отечество святое!

Перелески. Рощи. Берега.

Поле, от пшеницы золотое,

Голубые от луны стога.

Сладкий запах скошенного сена,

Разговор в деревне нараспев,

Где звезда на ставеньку присела,

До земли чуть-чуть не долетев.

Родина! Земля отцов и дедов!

Мы влюбились в эти клевера,                                                                                                             Родниковой свежести отведав

С краешка звенящего ведра.

Это позабудется едва ли

И навек останется святым…

Землю ту, что Родиной назвали,

Коль придётся, сердцем защитим.

         4. «Малая родина» - часть огромной страны.

Учитель: Мы живём в Волгоградской области, с нами соседствуют другие: Саратовская, Ростовская, Астраханская, Воронежская области, Республика Калмыкия и Казахстан.

И каждая из них имеет свои достопримечательности, свою славу и гордость.

     Как маленькие речушки вливаются в большую и прекрасную реку Волгу, так и области образуют одно целое – государство, страну с красивым названием «Россия». Россия – это Родина не одного человека, а целого народа.

      Для детей самыми родными людьми являются папа и мама. А дети – помощники в семье. И дети, и взрослые – это сыновья и дочери Родины, Отечества, Отчизны.   (Слова записать на доске.) Эти слова не случайно пишутся с заглавной буквы. Они дороги каждому человеку, потому что обозначают страну, в которой человек родился.

            Наша страна огромна. Её территорию на севере омывает Северный Ледовитый океан, на востоке – Тихий. Границы проходят и по морям, и по рекам, и по суше. Россия не только самая большая страна в мире. Она очень богата полезными ископаемыми, полноводными реками, красивыми озёрами, густыми лесами, степями, горами и равнинами. В России много городов, посёлков, сёл.

            5. Объяснение понятия «гражданин».

Учитель: В разных частях России люди живут по-разному, имеют свои обычаи, свой язык. Но это не мешает им быть гражданами одной страны и трудиться на благо своей Родины. Итак, мы с вами граждане России, россияне. А кто такой гражданин?

     Гражданин – житель страны, который признаёт её законы, любит её, гордится ею. Вместе с ней переживает её горе и радости, старается сделать её сильной и богатой.

             6. Знакомство с государственными символами страны.

Учитель: Что же нас объединяет и делает гражданами одной страны? Это общая территория, законы, которые все обязаны выполнять.

Также у страны есть государственная символика: герб, флаг, гимн. Символы эти можно увидеть на важнейших политических событиях, на печатных значках, на форме защитников Отечества, на космических кораблях, на костюмах нашей олимпийской сборной.

Герб – главный символ любого государства. Герб России – двуглавый золотой орёл, более четырёхсот лет олицетворяет нашу державу. Немного найдётся в мире таких долговечных гербов. Орёл – символ солнца, небесной силы, огня и бессмертия. Появился он в 1497 году. Впервые ввёл его Иван 3 – великий князь всея Руси. Это был вначале герб Московского княжества, затем Русского государства, Российской империи, а теперь России.  Внутри герба – герб Москвы. Двуглавый орёл – символ вечности России, символ сохранения в русском народе веры православной, символ глубокого уважения нашим народом своих исторических корней и национальной истории. Две головы орла напоминают об исторической необходимости для России обороны от Запада и Востока, а три короны над ними, скреплённые одной лентой, символизирующей кровное братство  и единую историю трёх восточно-славянских народов – русских, украинцев и белорусов. Скипетр и держава в когтях орла -  образное выражение не зыблемости государственных устоев нашего Отечества. Грудь  орла, защищённая щитом с изображением Георгия Победоносца, указывает на державную преемственность России от Руси Московской и на Москву как собирательницу и защитницу Земель Русских.

       За долгий период своей истории наука о гербах – геральдика выработала особые правила их составления  и описания, своеобразный геральдический язык. Любой герб бросается в глаза издалека благодаря ярким, насыщенным краскам. Полутона в геральдике не допускаются, а цветов традиционно использовали пять. Каждый из них имеет свой символический смысл:

Красный – храбрость, мужество, неустрашимость;

Синий – величие, красота, ясность;

Пурпурный – достоинство, сила, могущество (это цвет королевских и императорских мантий);

Зелёный – надежда, изобилие, свобода;

Чёрный – осторожность, мудрость, постоянство.

Во времена Крестовых походов рыцарский щит был самым удобным местом для размещения знак-символа. Так родилась традиция: изображение щита стало основой для гербов не только личных, но и многих государственных. Постепенно в геральдике установилось 5 основных форм гербового щита: варяжский (треугольный), итальянский (овальный), испанский (квадратный, слегка закруглённый снизу),немецкий (сложной формы с выемками сверху и по бокам) и французский. Самым удобным для размещения на нём геральдических изображений оказался французский щит. Это прямоугольник, основание которого составляет 8/9 от его высоты. Нижние углы щита закруглены, а в середине основания – остроконечный выступ. Именно на таком щите изображены герб Российской Федерации и гербы большинства российских областей и городов.  

   Флаг.  Слово «флаг» - греческого происхождения, от слова «флего», что означало «сжигать, озарять, гореть». С глубокой древности восточные славяне – русы имели свои слова для обозначения флагов. Наиболее древнее – «стяг». Оно сохранилось и в наше время, хотя и используется не так часто.

      Государственный флаг, как и герб, является символом государства. Государственные флаги поднимаются над правительственными зданиями и венчают дипломатические представительства, автомобили послов. В торжественные и праздничные дни флагами украшают дома и улицы. Государственному флагу отдают почести и чтят его, как святыню. По решению Государственной думы и президента России вступила в 21 век и третье тысячелетие с бело-сине-красным государственным флагом. Знаменем Вооружённых Сил России снова стало Красное знамя. Красными были знамёна русских воинов в древности, красными были и русские щиты.

        Существует несколько версий выбора цвета полос флага.

  1. Содружество стихий: моря, земли, неба.
  2. Содружество трёх славянских народов.
  3. Олицетворяют: белый – веру, чистоту, синий – небо, благородство, верность, красный – героизм, отвагу, смелость.
  4. Белый – веру, синий – надежда, красный – любовь.

               Рассмотрим герб и флаг Российской Федерации

Герб и гимн Российской Федерации.

В декабре 2000года Государственная Дума приняла законы о государственной символике Российской Федерации – гербе, флаге и гимне. Таким образом, в третье тысячелетие Россия вошла с новыми государственными символами.

Закон «О государственном гербе Российской Федерации» даёт следующее описание: Государственный герб Российской Федерации представляет собой четырёхугольный, с закруглёнными нижними углами, заострённый в оконечности красный геральдический щит с золотым двуглавым орлом, поднявшим вверх распущенные крылья. Орёл увенчан двумя малыми коронами и – над ними – одной большой короной, соединёнными лентой. В правой лапе орла – скипетр, в левой – держава. На груди орла в красном щите – серебряный всадник в синем плаще на серебряном коне, поражающий серебряным копьём чёрного, опрокинутого навзничь и попранного конём дракона.

Рисунок герба выполнил художник Е. И. Ухналёв.

Так в начале нового тысячелетия возродилась эмблема, имеющая в России 500-летнюю историю.

Двуглавый орёл символизирует государственность Российской Федерации, её суверенитет (независимость), единение народов европейской и азиатской частей современной России.

У России величавой

На гербе орёл двуглавый, Чтоб на запад, на восток

Он смотреть бы сразу мог.

Сильный, мудрый он и гордый.

Он – России дух свободный.

                                    В. Степанов.Герб России.

       Государственный флаг Российской Федерации представляет собой прямоугольное полотнище из трёх равновеликих горизонтальных полос: верхней – белого, средней – синего и нижней – красного цвета. Отношение ширины флага к его длине 2:3.

           Что же означает это сочетание цветов?

        Российский триколор обозначал следующее: красный цвет – цвет крови, как бы обозначал земной мир, синий – небесную сферу, белый – божественный свет. Все три цвета издавна почитались на Руси. Красный цвет считался символом отваги, а также синонимом красивого. Голубой цвет был символом Богоматери. Белый цвет олицетворял мир, чистоту, благородство.

Белый цвет – берёзка

Синий – неба цвет.

Красная полоска – солнечный рассвет.

                                   В. Степанов. Флаг России.

                 Рассмотрим герб и флаг области.

Герб области  представляет собой традиционный для российской геральдики прямоугольный геральдический щит с отношением высоты к ширине 4:3. В красном поле щита изображена в натуральном белом цвете фигура Родины-матери, установленной на Мамаевом кургане. На уровне нижней трети щит пересечён по горизонтали двумя синими полосами, обрамлёнными по краям и разделёнными между собой белыми каёмками. Ширина каждой синей полосы равна одной двадцатой  высоты щита, ширина белых каёмок – одной шестидесятой высоты щита.

В геральдической терминологии описание Герба области звучит следующим образом: червлёный щит пересечён ближе к основанию двухчастным лазуревым поясом с серебряной каймой. В поле щита – серебряная фигура Родины-матери.

Устанавливаются две формы Герба области: основная и парадная – Большой герб области, представляющий собой вышеописанный Герб области, дополненный следующим геральдическим обрамлением:

Гербовый щит обрамлён венком из двух зелёных ветвей лавра и шести жёлтых пшеничных колосьев. Поверх нижней части венка наложена красная лента, на которой жёлтыми прописными буквами сделана надпись: «ВОЛГОГРАДСКАЯ ОБЛАСТЬ». Между верхними концами венка изображена жёлтая пятиконечная звезда. Над гербовым щитом помещён геральдический венец – бурелет – синего, красного и белого цветов попеременно, увенчанный тремя красными цветками степного тюльпана и шестью синими цветками василька.

Геральдическое описание Большого герба звучит следующим образом:

Червлёный щит пересечён ближе к основанию двухчастным лазуревым поясом с серебряной каймой. В поле щита – серебряная фигура статуи Родины-матери. Щит увенчан клейнодом: на трёхцветном бурелете  (лазурь, червлень, серебро) три цветка тюльпана и шесть цветков василька (червлень и лазурь попеременно).

Щит обрамлён венком из лавровых ветвей и пшеничных колосьев натуральных тинктур, перевитым снизу червлёной лентой с надписью золотыми литерами: «ВОЛГОГРАДСКАЯ ОБЛАСТЬ». Между концами венка – золотая пятилучёвая звезда.

.          Описание Флага области.

    Флаг области представляет собой прямоугольное красное полотнище в пропорциях 2:3 с изображением посредине в белом цвете фигуры статуи Родины-матери, установленной на Мамаевом кургане. Высота статуи составляет три четверти ширины полотнища Флага Области. Параллельно древку изображены две синие вертикальные полосы, каждая шириной в одну шестнадцатую длины Флага области и разделённые таким же расстоянием между собой и от края Флага области.

        Символика Герба и Флага области.

 Красный цвет гербового щита  и полотнища Флага области напоминает о цвете исторических эмблем царицынских полков, герба уездного города Царицына, Государственного Герба РСФСР и современного государственного герба Российской Федерации, знамён древней Руси и флагов советского периода  и символизирует преемственность символов Волгоградской области, её славные традиции и историю.

Красный цвет является также символом мужества  и стойкости жителей Волгоградской области во все периоды нахождения её в составе России, их активности, решительности, солидарности и способности к самопожертвованию. Этот цвет является символом гордости и свободы и напоминает, что священная волгоградская земля обильно полита кровью защитников Отечества.

Статуя Родины-матери, давно и прочно ассоциирующаяся во всём  мире с Волгоградской областью, олицетворяет безграничный патриотизм жителей области, боевой и трудовой героизм народа на протяжении веков и напоминает, что именно на территории Волгоградской области происходила грандиозная Сталинградская битва, во многом определившая дальнейшие исторические судьбы нашей страны и всего человечества.

Синие полосы на Гербе и Флаге области напоминают о природно-географическом своеобразии Волгоградской области, являющейся единственным регионом европейской части Российской Федерации, по территории которого протекают сразу две крупнейшие реки Европейской России – Волга и Дон, и символизируют эти реки, пересекающие территорию Волгоградской области, играющее большое значение в её жизни и развитии на протяжении всей истории. Синий цвет является символом вечной молодости и гармонии, мудрости и духовного совершенства.

Белый цвет статуи и каёмок на Гербе области означает мир, благородство, справедливость и светлые идеалы.

Помещённый над гербовым щитом бурелет имеет такие же цвета, как и щит, а увенчивающие его цветы полевого тюльпана и василька символизируют природу Волгоградской области и олицетворяют её грядущее процветание.

Венок из ветвей лавра и колосьев пшеницы является символом боевой и трудовой славы Волгоградской области, её природных богатств, сплочённости её жителей, а зелёный и жёлтый цвета венка обозначают соответственно жизненную силу и процветание. Жёлтая пятиконечная звезда – символ героизма и светлого будущего. Надпись на ленте – это название области, а сочетание жёлтого и красного цветов надписи и ленты – это цветовой символ славы и героизма Волгоградской области.

Сочетание в Гербе и Флаге области белого, синего и красного цветов современного Государственного герба Российской Федерации, а в гербовой ленте – жёлтого и красного цветов современного Государственного герба Российской Федерации символизирует нахождение Волгоградской области в составе России в качестве субъекта Федерации и её неразрывное единство с Россией.  

               Рассмотрим герб и флаг Старополтавского района.

Герб района представляет собой традиционный для российской геральдики прямоугольный геральдический щит. Щит разделён на четыре прямоугольных поля, попеременно жёлтые и красные, и пересечён посередине узкой синей полосой шириной в одну десятую высоты щита. В левой верхней четверти щита изображена чёрная бычья голова на жёлтом фоне, в правой верхней четверти – три жёлтых пшеничных колоса на красном фоне. В левой нижней четверти щита изображены жёлтый дубовый лист и два цветка тюльпана на красном фоне, в правой нижней четверти – три чёрных нефтяных капли на жёлтом фоне.

            В геральдической терминологии описание герба района звучит следующим образом:

-четырёхчастный геральдический щит, золотой и червлёный попеременно, пересечён лазуревым поясом. В первом золотом поле диамантовая бычья голова, во втором червлёном поле три золотых пшеничных колоса, в третьем червлёном поле золотой дубовый лист, сопровождаемый по бокам двумя золотыми же цветками тюльпана, в четвёртом золотом поле три диамантовые капли нефти – одна и две.

        Описание флага района

Флаг района представляет собой прямоугольное полотнище в пропорциях 2:3, разделённое по горизонтали на красную, синюю и жёлтые полосы в пропорциях 4:1:4.

     Символика Герба и Флага района.

Колосья символизируют зерноводство – основу экономики района, а бычья голова – другую отрасль сельского хозяйства – животноводство, и,  в частности, уникальный племзавод. Кроме того, символизируют соляной тракт («чумацкий шлях»), по которому чумаки регулярно возили с соляных озёр Заволжья на запряжённых быками возах соль в более северные районы, а многие из этих чумаков стали первопоселенцами в данной местности.

   Дубовый лист и тюльпаны символизируют неповторимую природу района, где сохранились как реликтовые дубовые рощи, так и множество видов степных тюльпанов. Кроме того, дуб – символ стойкости и выносливости жителей сурового полупустынного края, а тюльпан – символ красоты, любви и надежды.

     Пересекающая Герб и Флаг синяя полоска символизирует Волгу и другие реки района, а жёлтый  и красный цвета полей герба и основных полос флага обозначают пшеничные поля и покрытые тюльпанами степные просторы.    

           Кроме того, синий цвет является символом мудрости, гармонии и духовного совершенства, жёлтый символизирует процветание и богатство, а красный – мужество, свободу и стойкость жителей района на протяжении поколений, их трудовую и боевую доблесть.

    Сочетание красного и жёлтого цветов указывает на связь с Россией (красный – исторический и национальный цвет русского народа, красными и жёлтыми были и древние русские знамёна времён Киевской Руси и Куликовской битвы, и знамя Победы, такие же цвета имеет и современный герб России).

         Сочетание синего и жёлтого цветов указывает, что основную долю этнического состава его населения сыграли украинцы и казахи, для которых национальными являются сочетания этих двух цветов. Сочетание же красного, жёлтого и чёрного – национальных немецких цветов – говорит о том, что в заселении района существенную роль сыграли также переселявшиеся сюда представители немецкого народа. Наконец, сочетание красного и синего цветов, характерное для областной символики, говорит о принадлежности района к Волгоградской области.

   

      Гимн.  Гимн – торжественная песнь, прославляет историю государства, военные, религиозные, в честь исторического события или героя.

   С 1 января 2001 года государственным гимном нашей страны стало произведение с современным текстом С. Михалкова на музыку А. Александрова.

Текст утверждён Государственной думой и Президентом.

               7. Обобщение материала.

Граждан нашей страны объединяет патриотизм. Патриот тот, кто любит своё Отечество, предан своему народу, Родине. Патриотизм проявляется не только в героических делах, но и в простой заботе о родном крае, природе.  Люди стремятся сделать жизнь в родном крае лучше, оберегать накопленный опыт, традиции, исторические памятники.

    Вы, ребята, граждане своей страны. А, значит, имеете свои права и обязанности.

        Каждый гражданин России имеет права на образование. Задача школы – вырастить из учеников достойных граждан страны. Задача школьников – старательно учиться.

       Следует заметить, что кроме права на учёбу у школьников есть и обязанности. Какие? (Бережно относиться к школе и своему классу, внести посильный вклад  в то, чтобы они оставались красивыми и чистыми. Школьники должны следить за своим внешним видом, поддерживать порядок на своём рабочем месте).  

        8. Творческая работа.

А сейчас мы попробуем с вами составить эскиз герба класса. Я вам дам готовые геральдические щиты и вы в своих группах изобразите герб класса. Что вы будете учитывать при этом? На работу вам 10 минут, затем мы послушаем комментарий к гербу и выберем тот, который вам понравится.

        9. Вывод по уроку.

Учитель: Ребята, как вы думаете, почему мы с вами сегодня говорим о таких серьёзных понятиях?

А сейчас проведём историческую викторину.

  1. Назовите свою малую Родину.
  2. В каком районе мы живём?
  3. Назовите областной центр и область, в которой мы проживаем.
  4. Название нашей страны и её столицы.
  5. Назовите государственные символы страны.
  6. Что собой представляет герб  России, где его можно увидеть?
  7. Что означает двуглавый орёл?
  8. Что означает щит на его груди?
  9. Назовите цвета государственного флага.
  10. Что такое гимн? Когда он исполняется?

Давайте споём первый куплет гимна.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Классный час «Я – гражданин России!»

Слайд 2

Пословицы о родине. Всякому мила своя сторона. На чужой стороне и весна не красна. На чужой сторонушке рад своей воронушке. Глупа та птица, которой гнездо своё не мило. Дома и стены помогают. Родимая сторона – мать, чужая – мачеха. Своя земля и в горсти мила.

Слайд 3

Город-герой Волгоград. Город мой, Не устану тобою гордиться, Ты в боях и труде удостоен высоких наград. Ты увенчан Звездой Золотою Героя, Неустанно идущий вперёд Волгоград!

Слайд 4

Волгоградская земля.

Слайд 5

Карта волгоградской области .

Слайд 6

Карта России.

Слайд 7

Государственный флаг российской федерации.

Слайд 8

Государственный герб российской федерации.

Слайд 9

Флаг волгоградской области.

Слайд 10

Герб волгоградской области.

Слайд 11

Флаг старополтавского района.

Слайд 12

Герб старополтавского района .

Слайд 13

Историческая викторина. Назовите свою малую Родину. В каком районе мы живём? Назовите областной центр и область, в которой мы проживаем. Название нашей страны и её столицы. Назовите государственные символы страны. Что собой представляет герб России, где его можно увидеть? Что означает двуглавый орёл? Что означает щит на его груди? Назовите цвета государственного флага. Что такое гимн? Когда он исполняется?

Слайд 14

Государственный гимн российской федерации.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Вручение паспорта гражданина Российской Федерации

Пояснительная записка Получение паспорта гражданина Российской Федерации — основного документа, свидетельствующего о принад­лежности личности к Российскому государству— высокая честь и од...

Вручение паспорта гражданина Российской Федерации

Пояснительная записка Получение паспорта гражданина Российской Федерации — основного документа, свидетельствующего о принад­лежности личности к Российскому государству— высокая честь и од...

Физическое, духовное, психологическое и социальное оздоровление обучающегося - будущего гражданина Российской Федерации в условиях интеграции основного и дополнительного образования современной образовательной организации.

Цель проекта: модернизация региональных систем общего образования.С учётом указанной цели Проекта и педагогическим решением его задач с использованием инноваций в реализации целевых программ: «Здоровь...

Гражданин Российской Федерации.

Задания (в формате ЕГЭ) для работы с материалом параграфа....

Человек-гражданин Российской Федерации

Кто он, настоящий гражданин....

Классный час «Права и обязанности несовершеннолетнего гражданина Российской Федерации».

Цель: познакомить детей с правами и обязанности гражданина РФ.Задачи:Образовательные:- повторить определение понятий «права» и «обязанности»- формировать систему правовых ...