Классный час «Права и обязанности несовершеннолетнего гражданина Российской Федерации».
классный час (7 класс)

Юлия Олеговна Кулиева

Цель: познакомить детей с правами и обязанности гражданина РФ.

Задачи:

Образовательные:

- повторить определение понятий «права» и «обязанности»

- формировать систему правовых знаний;

- способствовать воспитанию гражданской ответственности, уважения к социальным нормам.

Коррекционные:

-пополнение словарного запаса;

-  коррекция речи воспитанников.

     Воспитательные:

 - на примере жизненных ситуаций разобрать нарушение права человека;

- помочь детям осознать, что нет прав без обязанностей, нет обязанностей без прав;

- развивать навыки участия в дискуссии, умение излагать собственную позицию;

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

        

Цель: познакомить детей с правами и обязанности гражданина РФ.

Задачи:

Образовательные:

- повторить определение понятий «права» и «обязанности»

- формировать систему правовых знаний;

- способствовать воспитанию гражданской ответственности, уважения к социальным нормам.

Коррекционные:

-пополнение словарного запаса;

-  коррекция речи воспитанников.

     Воспитательные:

 - на примере жизненных ситуаций разобрать нарушение права человека;

- помочь детям осознать, что нет прав без обязанностей, нет обязанностей без прав;

- развивать навыки участия в дискуссии, умение излагать собственную позицию;

Оборудование: мультимедийная доска, листы, ручки.

Ход мероприятия.

Воспитатель: Добрый день дети! Прошу вас выключить мобильные телефоны, соблюдать тишину в классе.  Сегодня у нас интересное мероприятие, тему которого вы мне скажете, прочитав пословицы на доске.

(читает ученик)

Нет мяса без костей, Вершин, без горных склонов, Нет пира без гостей, Державы — без законов

Дракою прав не будешь.

Нашел, да не объявил — все равно, что утаил.

Жить на птичьих правах.

Повинную голову меч не сечет.

Истцу — первое слово, ответчику — последнее.

Дуракам закон не писан.

Ну кто мне ответит о чем мы сегодня будем говорить?

(ответы детей)

 Упражнение на ассоциацию.

    Назовите ассоциации, которые у вас возникают на каждую букву из слова «Россия».

Р - родина, родная, русская, решительная

О - особенная, одна, огромная

С - славная, сильная

С - смелая, свободная

И - искусная, историческая, идеальная

Я - ясная, яркая, я

 

Правильно,  тема нашего мероприятия «Права и обязанности   несовершеннолетнего гражданина Российской Федерации». Люди множество веков боролись за призвание своих прав. Но помимо прав, у нас есть еще и обязанности.  Предлагаю вспомнить определение слов «права» и «обязанности»

Ученик № 1

Право – это совокупность норм, с одной стороны, предоставляющих, а с другой стороны, ограничивающих внешнюю свободу лиц в их взаимных отношениях. Истинность этого положения может быть подтверждена анализом всякого конкретного права.

Воспитатель: Хорошо, а кто может ответить,  что такое право на жизнь?

(ответы детей)

Это означает, что человек свободен располагать своей жизнью, что никто из ближних не должен ему в этом препятствовать; оно означает, что человек свободен жить в мире внешнем и что все прочие люди должны уважать эту свобод.

Ученик №2

Обязанность – это необходимость, предписывающая каждому человеку определенные вид и меру поведения, и ответственность за ненадлежащее его исполнение.

Обязанности устанавливаются как в целях осуществления интересов всего общества, государства, так и в интересах каждого отдельного гражданина.

Если права характеризуются содержащейся в них личной свободой, то наиболее существенное в обязанностях заключается в ответственности за исполнение предписаний закона, но права и обязанности едины, так как это единство обусловлено, прежде всего, сочетанием личных (частных) и общественных интересов.

Воспитатель: Ребята! В чем отличие прав и обязанностей?

(ответы детей)

 Своими правами мы пользуемся по желанию, а обязанности мы обязаны выполнять.

Какие международные документы закрепляющие права и обязанности вы знаете?

(ответы детей)

Всеобщая декларация прав человека;

•  Международный пакт о гражданский и политических правах;

•  Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах;

•  Конвенция о правах ребенка.

Всеобщая декларация прав человека;

•  Международный пакт о гражданский и политических правах;

•  Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах;

•  Конвенция о правах ребенка.

- Декларация прав человека;

- Конвенция прав ребенка;

- Международный пакт о гражданских и политических правах.

•  Всеобщая декларация прав человека;

•  Международный пакт о гражданский и политических правах;

•  Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах;

•  Конвенция о правах ребенка.

А каким документом закрепляются права российских граждан?

( ответы детей)

 

 

Ученик №3

Что такое Конституция?

Конституция – это основной закон государства, определяющий его общественное и

государственное устройство, порядок и принципы образования представительных органов власти,

избирательную систему, основные права и обязанности граждан.

 

-Как вы думаете, почему Конституцию называют основным законом страны?

(ответы детей)

Правильно,  все остальные законы должны ориентироваться на ее содержание, подчиняться ей, соответствовать ее положениям.

Быть гражданином России – это значит:

•  Иметь права, установленные юридическими формами

•  Получать от государства гарантии соблюдения прав;

•  Быть государству в чем-то обязанным.

- Иметь права установленные юридическими формами;

- Получать от государства гарантии соблюдения прав;

- Быть государству чем – то обязанным.

Воспитатель: Молоды. Перед вами лежат листы и ручки, подумайте и напишите с одной стороны листа ваши права, а с другой обязанности.

После выполнения задания, по желанию прочтите и проверим,  насколько вы знаете свои права, а главное обязанности.

Права 

- Все равны перед законом и судом. Все люди рождены свободными и равными в своих правах.

- Каждый человек имеет право на жизнь. Каждый человек имеет право на личную неприкосновенность, жизнь и свободу.


- Никто не должен содержаться в рабстве или подневольном состоянии.
- Никто не должен подвергаться пыткам или жестокому и бесчеловечному обращению.


- Каждый человек, где бы он ни находился, должен быть защищен законом.


- Каждый человек имеет право на охрану здоровья и медицинскую помощь.


- Каждый человек имеет право на труд.


- Каждый человек имеет право на образование. Начальное и общее образование должно быть бесплатным.


- Каждый человек имеет право на отдых и досуг.



Обязанности.
 получение основного общего образования (данная обязанность ложится на плечи не только самого несовершеннолетнего, но и его родителей или других законных представителей);

- соблюдение правил поведения, регламентированных социальной группой, в которой состоит ребенок;

- выполнение трудовых обязанностей, если осуществляется работа по трудовому договору;

- соблюдение устава образовательного учреждения;

для ребенка мужского пола — постановка на воинский учет.

Воспитатель:

Обратите внимание на доску, давайте вместе повторим наши права и обязанности и сравним с теми, что написали вы.

Физминутка.

Воспитатель: Немножко отдохнули, а теперь возвращаемся к нашему мероприятию. Все мы разобрали обязанности, но скажите пожалуйста, как вы считаете, все вы проживаете в нашей школе- интернате и наверное здесь тоже много обязанностей?

(ответы детей)

А какие?

Ученик №4

 - добросовестно учиться, без уважительных причин не пропускать занятия

- беречь школьное имущество

- уважать учеников и работников школы

- выполнять устав школы

- выполнять правила внутреннего распорядка.

Давайте разберем несколько ситуаций, выясним в каких было нарушение закона.

Ученик №5

Ситуация № 1. Шестиклассник Сергей приходит каждый день в школу, но уроки не посещает, а бродит по территории возле школы.

Что мальчик  нарушил? Закон?

 Мальчик нарушил Устав школы (пропуски уроков без уважительной причины).

Ситуация № 2. Ирина Александровна одна поздно вечером возвращалась домой с работы. К ней подошла группа подростков, ее окружили. Один из парней вырвал из рук Ирины сумочку, другой сорвал с нее золотую цепочку. Подростки пригрозили ей, что если она кому-нибудь расскажет о случившемся, то они ее найдут и разберутся с ней.

Ответ - Подростки нарушили Закон, совершили грабеж. Наказание – лишение свободы реально или условно.

Ситуация № 3. Мальчики девятого класса курили на территории школы, нецензурно выражались и заставляли ребят из младших классов попробовать закурить.

Ответ- Это правонарушение. Запрещено курить в общественных местах ближе чем, 15 метров. Нарушение общественного порядка. Административное наказание – штраф.

Родители учеников также могут быть привлечены к административной ответственности.

Ситуация № 4. Ученики начальной школы, во время перемены, бегали по коридору, толкались, пинали друг друга, дергали девочек за косички, на замечания дежурных по школе и учителей не реагировали.

 Ответ-  Нарушение Устава школы, правил поведения в школе.

Ситуация №5. В ваш класс пришел ученик другой национальности. Все начали его оскорблять. Считаете ли вы это правильным поступком? Какое право вы нарушаете?

Ситуация №6. Рассмотрите ситуации и объясните в какой из них была описана ваша обязанность, а в какой личное желание помочь.

- Воспитатель попросил принести вас ведро воды для того чтобы полить цветы на клумбе, которая закреплена за вашим классом.

- Воспитатель другого класса попросил вас принести ведро воды чтоб ей помочь.

Как бы вы поступили во второй ситуации?

Ситуация№7. После каникул, ваши родители уже вторую неделю не привозят вас на учебу, аргументируя это недостатком денег. Какое ваше право они нарушают? Что им грозит за невыполнение этих прав?

Рефлексия.

Иногда проявление наших человеческих пороков как зависть, ложь, легкомыслие могут привести к серьезным правонарушениям.

Теперь я вам  предлагаю разделить следующие понятия двум колонкам таблицы:  Нежность,   зависть, забота, внимание, предательство, верность, дружба, радость, месть, жадность, любовь, ложь, эгоизм, сострадание, ненависть, трусость, жалость, ласка, лень

И можете от себя добавить еще качества.

Добро

Зло

«Закончи предложение»

• Сегодня я понял(а) … 

• Особенно мне понравилось… 

• После классного часа мне захотелось… 

• Было трудно… 

• Теперь я могу…

Подведение итогов.


Права и обязанности человека сопровождают его всю жизнь.

Нет прав без обязанностей, уважай права других и разумно пользуйся своими!
Ты несовершеннолетний, но как любой гражданин имеешь правовой статус, который определяется правами, обязанностями и ответственностью за свои поступки перед государством и обществом.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

классный час "Я - гражданин Российской Федерации".

сценарий классного часа позволяет воспитывать гражданскую позицию обучающихся через любовь к своей стране, области, району, селу; знакомит с флагом, гимном, геральдикой....

АНАЛИЗ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ТРУДА НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

АНАЛИЗ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ТРУДА НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИВ настоящий период с ростом потребностей современной эконо­мики России в трудовых ресурсах возрастает роль работнико...

ЗАЩИТА ОТЕЧЕСТВА ЯВЛЯЕТСЯ ДОЛГОМ И ОБЯЗАННОСТЬЮ ГРАЖДАНИНА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

В Конституции записано: «Защита Отечества является долгом и обязанностью гражданина Российской Федерации». Почему защита Отечества названа в основном законе нашей страны и долгом, и обязан...

Воинская обязанность гражданина Российской Федерации

В чем заключается воинская обязанность. Обязанности призывника. Отсрочка от призыва. Освобождение от службы в армии. Альтернативная гражданская служба...

Классный час: «Права и обязанности несовершеннолетних, законы регулирующие права и обязанности»

Классный час: «Права и обязанности несовершеннолетних, законы регулирующие права и обязанности»...