Гражданин Российской Федерации.
тест по обществознанию (11 класс) на тему

Задания (в формате ЕГЭ) для работы с материалом параграфа.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Задания по теме ГРАЖДАНИН РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ - § 20.

Задание  1.

Назовите принципы российского гражданства и объясните принцип их действия. Назовите условия натурализации в РФ.

Задание 2.

Какой смысл обществоведы вкладывают в понятие «гражданство»? Привлекая знания обществоведческого курса, составьте два предложения: одно предложение, содержащее информацию об основаниях приобретения гражданства, и одно предложение о полномочных органах, ведающих делами о гражданстве Российской Федерации.

Задание 3.

Вам поручено подготовить развёрнутый ответ по теме «Гражданство в РФ». Составьте план, в соответствии с которым вы будете освещать эту тему. План должен содержать не менее трёх пунктов, из которых два или более детализированы в подпунктах.

Задание 4.

Прочитайте приведённый ниже текст, каждое положение которого обозначено определённой буквой.

(А) Гражданство – это устойчивая политико-правовая связь человека и государства, выражающаяся в их взаимных правах и обязанностях. (Б) Долгое время в монархических странах связь лица с государством выражалась в виде подданства, то есть непосредственно в связи с монархом, а не с государством в целом. (В) В настоящее время в большинстве монархических стран отказались от подобной концепции, и институт подданства был заменён на институт гражданства. (Г) Хотя зачастую понятие подданства нередко употребляется для придания речи большей высокопарности и художественности, хотя фактически это неверно. (Д) Гражданство в РФ является единым и равным независимо от оснований его приобретения. (Е) Конституция РФ устанавливает принцип: каждый гражданин обладает на её территории всеми правами и свободами и несёт равные обязанности. (Ж) Гражданство можно рассматривать в качестве своеобразного правоотношения, субъектом которого выступают государство и гражданин, имеющие взаимные обязанности. (З) Однако, следует учитывать, что с признанием принадлежности лица к государству, последнее берёт на себя обязанности защиты этой правовой связи.

     Определите, какие положения текста носят:

1) фактический характер    

2) характер оценочных суждений

3) теоретических положений.

А

Б

В

Г

Д

Е

Ж

З

3

1

1

2

3

1

3

1

Задание 5.

Прочитайте приведённый ниже текст, в котором пропущен ряд слов. Выберите из предлагаемого списка слова, которые необходимо вставить на место пропусков.

    «Устойчивую правовую связь человека с государством, выражающуюся в совокупности взаимных прав и обязанностей, называют _______(А). Одновременно оно может рассматриваться как _____________(Б), возникающее, изменяющееся или прекращающееся в связи с определёнными юридическими фактами. Гражданство        предполагает        определённый        (В)___________ лица. Только граждане обладают всеми правами и _________(Г), предусмотренными в законодательстве страны. Статус гражданина является ___________(Д) предоставления политических прав и доступа к государственной службе, условием свободного выезда за пределы страны и беспрепятственного возвращения на родину. Гражданин не может быть выслан из страны за совершение __________(Е) или выдан другому государству для придания его суду».

      Слова в списке даны в именительном падеже. Каждое слово (словосочетание) можно использовать только один раз. Выбирайте последовательно одно слово за другим, мысленно заполняя каждый пропуск. Обратите внимание на то, что слов в списке больше, чем вам потребуется для заполнения пропусков.

     Список терминов:

1) правонарушение   2) ответственность  3) свободный       4) политический      

5) гарантия                 6) правоотношение 7) гражданство    8) статус

9) обязанность          10) законность.

А

Б

В

Г

Д

Е

7

6

8

9

5

1

          

Задание 6.

Прочитайте текст и выполните задания 1 – 4.

    Гражданство в Древних Афинах.

     Всей совокупностью прав и обязанностей пользовались (по закону Перикла) только те лица (мужского пола), у которых отец и мать были природными и полноправными гражданами Афин. Гражданство приобреталось с 18-летнего возраста. Затем в течение двух лет юноша проходил военную службу. С 20 лет ему разрешалось участвовать в народном собрании. Формальное равенство полноправных граждан не исключало их фактического неравенства, определяемого неравенством имуществ. Положение отпущенных на волю рабов было близко к положению иностранцев. За ними признавалось человеческое достоинство. Иное дело, раб. Раб был только вещью, её живым подобием. Его можно было продать и купить, отдать внаём. Он не мог иметь семью. Дети, прижитые им от связи с рабыней. Были собственностью хозяина. Единственное, что закон запрещал хозяину, – убийство раба. Особого упоминания заслуживает положение женщины в Афинах. Ни политических, ни гражданских прав она не имела.

    Гражданство в Древнем Риме.

    Римское гражданство приобреталось рождением от полноправных отца и матери. По достижении совершеннолетия римский юноша становился политически равноправным. Римское гражданство утрачивалось с продажей в рабство за доли или преступления, а также вследствие ссылки или изгнания. Политическое полноправие не означало ещё полноправия «гражданского», то есть права распоряжаться имуществом. Пока был жив отец – и сын, по традиции, находился под его властью (то есть в составе семьи отца), никаких сделок с вещами и деньгами он не мог совершать, если на это не имелось прямого уполномочия отца. Как политическое, так и гражданское полноправие были достоянием мужчин. Это, конечно, не означает совершенного отстранения женщин от участия в делах семьи и общества. Влияние женщины было косвенным, но довольно значительным. Воспитанием детей, положением хозяйки дома, родственными связями, своим умом, обаянием, наконец. Своим героизмом римская женщина не раз оказывала решающее влияние на судьбу родного города.  

1. Что общего имело гражданство в Древних Афинах и Древнем Риме?

2. В чём выражалось полноправие гражданина в этих государствах?

3. Докажите, что звание гражданина было почётным и в Древних Афинах, и в Древнем Риме.

4. Дайте оценку правового положения женщин в Древних Афинах и Древнем Риме. Выскажите своё отношение к нему.

Задание 6.

Прочитайте текст и выполните задания 1 – 4.

    Гражданство в Древних Афинах.

     Всей совокупностью прав и обязанностей пользовались (по закону Перикла) только те лица (мужского пола), у которых отец и мать были природными и полноправными гражданами Афин. Гражданство приобреталось с 18-летнего возраста. Затем в течение двух лет юноша проходил военную службу. С 20 лет ему разрешалось участвовать в народном собрании. Формальное равенство полноправных граждан не исключало их фактического неравенства, определяемого неравенством имуществ. Положение отпущенных на волю рабов было близко к положению иностранцев. За ними признавалось человеческое достоинство. Иное дело, раб. Раб был только вещью, её живым подобием. Его можно было продать и купить, отдать внаём. Он не мог иметь семью. Дети, прижитые им от связи с рабыней. Были собственностью хозяина. Единственное, что закон запрещал хозяину, – убийство раба. Особого упоминания заслуживает положение женщины в Афинах. Ни политических, ни гражданских прав она не имела.

    Гражданство в Древнем Риме.

    Римское гражданство приобреталось рождением от полноправных отца и матери. По достижении совершеннолетия римский юноша становился политически равноправным. Римское гражданство утрачивалось с продажей в рабство за доли или преступления, а также вследствие ссылки или изгнания. Политическое полноправие не означало ещё полноправия «гражданского», то есть права распоряжаться имуществом. Пока был жив отец – и сын, по традиции, находился под его властью (то есть в составе семьи отца), никаких сделок с вещами и деньгами он не мог совершать, если на это не имелось прямого уполномочия отца. Как политическое, так и гражданское полноправие были достоянием мужчин. Это, конечно, не означает совершенного отстранения женщин от участия в делах семьи и общества. Влияние женщины было косвенным, но довольно значительным. Воспитанием детей, положением хозяйки дома, родственными связями, своим умом, обаянием, наконец. Своим героизмом римская женщина не раз оказывала решающее влияние на судьбу родного города.  

1. Что общего имело гражданство в Древних Афинах и Древнем Риме?

2. В чём выражалось полноправие гражданина в этих государствах?

3. Докажите, что звание гражданина было почётным и в Древних Афинах, и в Древнем Риме.

4. Дайте оценку правового положения женщин в Древних Афинах и Древнем Риме. Выскажите своё отношение к нему. 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

классный час "Я - гражданин Российской Федерации".

сценарий классного часа позволяет воспитывать гражданскую позицию обучающихся через любовь к своей стране, области, району, селу; знакомит с флагом, гимном, геральдикой....

Вручение паспорта гражданина Российской Федерации

Пояснительная записка Получение паспорта гражданина Российской Федерации — основного документа, свидетельствующего о принад­лежности личности к Российскому государству— высокая честь и од...

Вручение паспорта гражданина Российской Федерации

Пояснительная записка Получение паспорта гражданина Российской Федерации — основного документа, свидетельствующего о принад­лежности личности к Российскому государству— высокая честь и од...

Физическое, духовное, психологическое и социальное оздоровление обучающегося - будущего гражданина Российской Федерации в условиях интеграции основного и дополнительного образования современной образовательной организации.

Цель проекта: модернизация региональных систем общего образования.С учётом указанной цели Проекта и педагогическим решением его задач с использованием инноваций в реализации целевых программ: «Здоровь...

Человек-гражданин Российской Федерации

Кто он, настоящий гражданин....